суббота, 1 октября 2016 г.

Брюсов переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому и Пресненскому районам (ЦАО) от Большой Никитской улицы до Тверской улицы.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Тверской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 550 метров.

История:

До 18 века – Воскресенский или Вражский переулок (по церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (овраге), построенной в 17 веке).

Переулок назван в 18 веке (в форме Брюсовский) по фамилии местных тогдашних домовладельцев  сподвижника Петра I, генерал-фельдмаршала и ученого Якова Брюса и его племянника графа Александра Брюса. Яков Брюс построил здесь усадьбу – «Брюсов дом».

В 17 в. близ Успенского Вражка была поставлена церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке (перестроена в 19 в.). 

Существующие ныне здания в основном построены в конце 19—20 вв. 

В д. 7 (1935, архитектор А. Щусев) жили певицы А. Нежданова, М. Максакова, Н. Обухова, балерина О. Лепешинская, композитор С. Василенко, скульптор И. Шадр, художник Ф. Федоровский, дирижёр Н. Голованов. 

В другом «артистическом» доме, расположенном у проезда на Тверскую улицу (д. 12), жили В. Мейерхольд, артист И. Берсенев, балетмейстер В. Тихомиров, архитектор И. Рерберг и др. 

Дом 17 был построен в 1928 г. по проекту Щусева для артистов МХАТа; здесь были квартиры В. Качалова, Н. Литовцева, И. Москвина, Л. Леонидова, балерины Е. Гельцер и др. 

Дом 19 перестроен архитектором М. Геппенером в 1881 г. из одноэтажного строения 1863 г., где находился склад "колониальных товаров" для магазина А. Андреева. 

Во дворе дома, справа от входа, одноэтажный особняк, принадлежавший в 1830-х гг. врачу И. Дядьковскому. 

Соседний дом (д. 21) — часть здания, выходившего углом на Тверскую улицу; в начале 19 в. он принадлежал А. и К. Гудовичам. В 1847—49 в этом доме жил драматург А. Сухово-Кобылин. В 1898 г. дом был заново отделан по фасаду (архитектор С. Родионов). 

При реконструкции улицы Горького часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала. 


В 1953—56 гг. для ЖСК «Педагог Московской консерватории» построен д. 8/10 (архитектор И. Маркузе; ныне Центральный дом композитора); в этом доме жили Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский и др.

В 19621993 годах – улица Неждановой (в честь знаменитой певицы, солистки Большого театра Антонины Неждановой (18731950), жившей здесь).

Нежилые объекты:


• Бывшие палаты Григория Арасланова (№ 1; 18 век). 
На углу Большой Никитской улицы и Брюсова переулка находится интереснейшее сооружение, не так давно освобожденное от многолетних наслоений. Это палаты XVII века, поставленные в глубине участка перпендикулярно линии переулка и перестроенные в следующем столетии.
Еще 20 лет назад этот дом ничем не выделялся среди своих собратьев – желтенький и простенький. К одному из московских событий его решили покрасить, поставили леса и совершенно случайно, сняв штукатурку, обнаружили фронтоны наличников. Стало понятно, что здание гораздо древнее, чем полагали, и рядовая окраска фасада обернулась полноценной реставрацией.
Самым ранним известным владельцем палат был некий «провинциал-фискал» Григорий Арасланов, который в 1729 году продал весь свой двор, где стояло «...ево все каменное строение с сводами железными и з железными затворами», за большую тогда сумму 1300 рублей князю Ф. П. Сонцову-Засекину.
К 1806 году купец И. П. Шнур поставил под прямым углом к палатам еще одно строение, но уже по красной линии Большой Никитской. Это было здание, украшенное широким - во всю его ширину - ионическим портиком на арках. В 1860-х годах от прежнего декора дома остались лишь арки на первом этаже. Уже перед первой мировой войной дом хотели сломать и выстроить здесь большой шестиэтажный жилой дом (проект И. Г. Кондратенко), но из-за войны так ничего и не было сделано.
В ходе реставрации практически все формы фасада выявлены с большой достоверностью (обратите внимание на три окна северного фасада, смотрящие на церковь Малого Вознесения). Самой невероятной деталью кажется портал входа главного фасада, простирающийся на высоту полутора этажей – аналоги подобного неизвестны. Предполагается, что внутри, за этим порталом вместо традиционного наружного крыльца была парадная лестница. В таком случае, это один из самых ранних случаев европейской планировки дома.

Первый известный владелец палат в 17 в. — некто Григорий Арасланов (непонятно почему фигурирующий повсюду с эпитетом «провинциал-фискал»), который в 1729 г. продал их князю Ф. Сонцову-Засекину.

• Бывшая городская усадьба Брюсов, или «Брюсов дом» (№ 2, стр. 8 и 9; 17–18 века; впоследствии принадлежала Юрию Долгорукому, бывшему в 1796–97 годах московским военным губернатором, княгине В. Салтыковой, купцу Г. Вельтищеву (бывшему лакею князя В. Долгорукова, многолетнего главы московской администрации), перед революцией 1917 года – паркетному фабриканту В. Панюшеву).

В 1686 г. на этом участке уже находятся каменные двухэтажные палаты, названные тогда новыми, принадлежавшие «мамке» царевны Софьи княгине А. Лобановой-Ростовской. 

Часть этих палат сохранилась в центре существующей постройки. 

Следующим владельцем был князь В. Долгорукий, который отдал усадьбу в 1729 г. как приданое племяннице при выходе ее замуж за Александра Брюса, племянника известного сподвижника Петра. 

С тех пор усадьба на много лет становится связанной со славной фамилией Брюсов. 

Яков Брюс перестроил и существенно увеличил её, пристроив корпусы по переулку и прикупив соседние участки. Особняк – образец классической архитектуры, как отмечали современники – один из самых больших и красивых домов в тогдашней Москве. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_859.html.

После смерти Брюса владение перешло к его единственной наследнице – дочери Екатерине Мусиной-Пушкиной-Брюс. 

Также усадьба в последствии принадлежала Юрию Долгорукому, бывшему в 1796-97 гг. московским военным губернатором, княгине В. Салтыковой, купцу Г. Вельтищеву (бывшему лакею князя В. Долгорукова, многолетнего главы московской администрации), перед октябрьским переворотом паркетному фабриканту В. Панюшеву.

Здание было существенно перестроено после пожара 1812 года и стало доходным домом, сдаваемым под квартиры и торговые помещения. По словам литератора Н. Полевого, особняк невозможно было узнать, не осталось от него следов Якова Брюса, хотя и носит его имя соседний переулок. Однако Николай сильно преувеличивал. Многие отмечали, как торжественны и величественны были внутренние интерьеры дома. Здесь устраивали встречи и приемы, тут же некоторое время находилось заведение «Художественный класс», предтеча известного Училища живописи, ваяния и зодчества. В январе 1836 года в этом «рассаднике искусства» чествовали художника Карла Брюллова, вернувшегося в Москву. Художники, литераторы и любители искусства устроили обед по случаю возвращения художника и окончания работы над его полотном «Последний день Помпеи».

На территории особняка находились также женские гимназии, реальное училище, меблированные комнаты Медведева. В разное время в доме квартировали именитые люди, среди которых можно вспомнить писателя В. А. Гиляровского, музыканта У. Авранека, археографа А. Викторова, художников Николая Чехова и Исаака Левитана. Рядом с главным зданием на бывшей хозяйственной территории со временем появились жилые корпуса, которые стали пристанищем для журналистов, работавших в газетах «Правда» и «Беднота». В одном из них останавливался С. Есенин после разрыва с Айседорой Дункан.

Считается, что в 1883 году во дворце Якова Брюса абсолютно случайно нашли подземный ход: однажды печник во время работы провалился в дыру и находился там довольно долго. Когда же его обнаружили хозяева, оказалось, что из подвала в сторону Кремля проходит галерея, однако её сразу засыпали.

Здание отреставрировано в 2007–2009 годах.

• Бывшая городская усадьба А. Сумарокова - П. Голицына (№ 3). 18-19 вв. 

Заброшенный дом.

• Старое заброшенное здание (№ 8/10, стр. 4а).

• Офисы (№ 11, стр. 1). Здание построено в 1979 г., арх. Ю. Шевердяев, А. Арапов, М. Гороховский.

• Православный храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (№ 15/2; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Приделы: святителя Николая Чудотворца и пророка Елисея. История: построен в 17 в., с тех пор много раз перестраивался и обновлялся в 17–20 вв. Никогда не закрывался. Арх-ра: стиль – состоит из основного объема – четверика с 3 алтарными выступами и одной главой на глухом барабане, трапезной и трехъярусной колокольни. Ограда с воротами – конец 19 в. Декор: декоративные полукруглые завершения стен, с нишами и угловыми пилястрами с полуколонками; арочки на полуколонках на барабане. Интерьер: масляная роспись, лепной орнамент и иконостасы – 19 в., иконы и утварь – 17–19 вв.; иконостасы боковых приделов – 17–19 вв. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1802), Коневская и «Страстная» и др., Николы Можайского (16 в.), пророка Елисея (19 в.), мученика Иустина Философа (17 в.), свт. Спиридона Тримифунтского, апостола Иоанна Богослова, преподобного Саввы Сторожевского и др. Духовенство: настоятель – священник Николай Балашов; другие клирики: священники Алексей Харламов, Павел Карев, Дмитрий Богута и Андрей Ткачев; дьякон Николай Пянзин. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 или в 9.00 (по воскресеньям – 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), вечером – в 18.00; каждый день вечером – молебны с акафистом: воскресенье – акафист Божией Матери «Взыскание погибших», вторник – акафист свт. Спиридону, среда – канон молебный Божией Матери, четверг – акафист свт. Николаю, пятница – акафист Иисусу Сладчайшему. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; вечерние занятия для взрослых по изучению Священного Писания; помощь нуждающимся от волонтеров-прихожан, особенно помощь психиатрической больнице № 13; паломнические поездки; благотворительные акции. Сайт есть и достаточно добротный и толковый).


В советскую эпоху эта церковь считалась самой центральной в Москве: она была ближайшим к Кремлю действующим православным храмом. Здесь не прекращались богослужения, поэтому церковь сохранила свое убранство и многие ценности. А уберечь её от закрытия помогли местные жители.
Воскресенский храм на Успенском вражке известен с 1548 года, а уже в 1560 году сообщается о пожаре в нем. В это время церковь была деревянная, пока после очередного пожара 1629 года местные жители не построили новое здание в камне. Его возведение завершилось в 1634 году. Основа этого каменного храма сохраняется и сегодня. Обозначение «на Успенском вражке» напоминает о том времени, когда по соседству, между Большой Никитской и Тверской, располагался овраг, получивший название по местной церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Основная часть храма представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный одной главой. Она украшена наличниками окон в русском стиле и завершается рядом кокошников, в полукружиях которых сохранились изображения святых. Первоначальные трапезная и шатровая колокольня не сохранились и в 1816 1820 годах были заменены новыми. Появилась трапезная с двумя приделами, выдержанная в стилистике классицизма, с закругленными углами, обработкой рустом и портиками с пилястрами и фронтонами. В последний раз облик церкви претерпел изменения в 1897 году: храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов и для его размещения перестроили ярус звона у колокольни. Вместо круглого объема со шпилеобразным завершением он стал квадратным с маленькой главкой и более просторным. Нижний же ярус колокольни с главным входом в храм был расширен в обе стороны, получив две небольшие сторожки. Интерьеры сохранились от последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы.
Кроме престола в честь Воскресения Словущего, расположенного в четверике храма, в трапезной находится еще два придела. Один в честь святого Николая Чудотворца, а другой – в честь пророка Елисея. Последний является напоминанием о существовавшей по соседству отдельной церкви в честь этого святого: на день пророка Елисея пришлись возвращение патриарха Филарета из плена в Польше и его встреча с сыном – царем Михаилом Федоровичем. После того как старый храм сгорел в пожаре Москвы 1812 года, его уцелевшие ценности были перенесены в Воскресенскую церковь, а в ней вместо старого Покровского образован Елисеевский придел. Такое же название сохраняет соседний переулок.
В 1930 году власти попытались закрыть храм, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, но колокола на нем не звонили вплоть до 1990 х годов. Иконы и мощи из многих закрытых и разрушенных по соседству храмов поступали в Воскресенскую церковь. В 1960 х и 1970 х годах в храме проводились реставрационные работы. Сегодня он по-прежнему является одним из наиболее посещаемых храмов в историческом центре Москвы.

Построена в 1629 — 1634(?), ремонтировалась в 1688 г. на средства Поместного приказа. 

Церковь стояла на берегу проходившего здесь прежде глубокого Успенского оврага (вражка), по дну которого протекал одноименный ручей — правый приток р. Неглинной. 

Предшествующий деревянный храм известен на этом месте с 1548 г. 

От первоначальной композиции здания сохранились лишь характерный для посадского строительства 17 в. небольшой двухсветный четверик храма и 3-частная апсида, а широкая двухпридельная трапезная (престолы Николая Чудотворца и пророка Елисея) в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—20 гг. 

Современный облик здание приобрело после реконструкции в 1879 г., когда были перестроены верхние ярусы колокольни, пристроены по сторонам нижнего яруса 2-симметричные палатки, а окна храма расширены, получив килевидные штукатурные обрамления, трактованные в русском стиле. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами, принадлежащая к одному из распространённых в московском зодчестве на рубеже 18-19 вв. типов подобных сооружений, обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Архитектура 3-ярусной колокольни представляет собой упрощённую интерпретацию позднебарочных форм. Её прямоугольные в плане ярусы с большими арками звона декорированы плоскими пилястровыми портиками, а карнизы обладают измельчённой профилировкой. Эклектичные иконостасы в интерьере относятся ко второй половине 19 в.; неоднократно подновлявшаяся настенная живопись — того же времени. 

Церковь, расположенная на изгибе Брюсова переулка, при его слиянии с Елисеевским переулком, играет заметную роль в окружающей градостроительной среде. 

Святыни в храме: икона Богоматери «Взыскание погибших» и образ Святого Спиридона, епископа Тримифунтского. 

В 1982—86 гг. проведены реставрационные работы.

Бесстолпный одноглавый четверик. Классицистические трапезная и колокольня поздние – 1816–20 гг., третий ярус колокольни выстроен вновь в кон. 19 в. Эклектичные иконостасы в интерьере и настенная живопись относятся ко 2-й пол. 19 в. 

В советское время храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты. 

Росписи 19 в. дополнялись в 1940-е гг. художником Ф. Нестеровым.

– № 15/2, стр. 2. Крестильня церкви Воскресения Словущего.

В 1930 году власти попытались закрыть храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, и благодаря этому, на месте обветшавшего дворового хозяйственного корпуса в 1980-х годах появился новый двухэтажный корпус, где разместились крестильня, трапезная, приемная, кабинет старосты, кухни, склады и прочие службы храма. Подземный переход связал здание с церковью. Фактически воссозданное здание крестильни идеально вписалось в историческую застройку, и мало кто из горожан и любопытствующих опознает в нем современную постройку.
Первоначально здание крестильни было возведено в 1825-1826 годах на месте длинного одноэтажного корпуса, построенного для хозяйственных служб церкви. Так же, как и предшественник, новый (1980-х) корпус примыкает торцом к сеням бывшего дома причта. Но новое здание стало шире предыдущего, оно двухэтажное и соединяется с церковью подземным переходом. Главный фасад здания зрительно разбит плоской лопаткой на две части, самостоятельность частей подчеркнута размерами окон и различным решением крылец. Интерьеры парадных помещений (крестильная комната, трапезная, приемная) украшены розетками, лепными карнизами, бронзовыми ручками дверей.
По мнению специалистов, здание является удачным примером современного строительства на территории церкви и играет важную роль в архитектурном оформлении внутреннего пространства владения.

• Министерство науки и образования РФ (№ 21, стр. 1). 

Со второй половины 17 века это были владения князей Тюфякиных, с 1754 года до 1810 года участок принадлежал офицерам гвардейских полков Киселёвым. 

В начале 19 в. дом находился во владении сыновей графа И. Гудовича.

Генерал-фельдмаршал, отличившийся в русско-турецких войнах, граф Иван Гудович, занимавший на протяжении своей жизни должности наместника Рязанской и Тамбовской губерний, губернатора Киева и Подольска, был в 1809 году назначен военным губернатором Москвы. В 1810 году новый губернатор приобрёл усадьбу вблизи своей официальной резиденции – губернаторского дома на Тверской улице (ныне здание московской мэрии).

Женат Иван был на дочери последнего гетмана Украины К. Разумовского Прасковье, получив за ней богатое приданое. У супругов было 2 сына – оба дослужились до генерал-майорского чина: Кирилл (1777–1856) и Андрей (1782–1867). Последний, отличившийся со своим полком в боях при Аустерлице и тяжело раненый в сражении при деревне Шевардино, позднее служил обер-егермейстером Императорского двора и свыше 10 лет был предводителем московского дворянства. Дочь Гудовича Елизавета была замужем за полковником кавалергардского полка И. Лизогубом.

После смерти графа в 1820 году дом его на углу Тверской улицы поделили сыновья – Андрей и Кирилл, с тех пор каждая половина дома зажила своей жизнью. 

В 1826–1829 годах в доме Гудовичей нанимала квартиру Е. Муравьёва – мать декабристов Никиты и Александра Муравьёвых. Здесь собирались и получали сведения о ссыльных друзья и близкие родственники декабристов. 

В 1847–1849 гг. в доме на половине графа А. Гудовича жил представитель древнего дворянского рода, будущий известный писатель Александр Сухово-Кобылин (1817–1903). Одну квартиру занимал он сам, другую – его возлюбленная, бывшая французская модистка, Луиза Симон-Деманш. В 1850 г. в доме было совершено преступление, ставшее центральным в судьбе Сухово-Кобылина – убийство Луизы.

В 1870-е годы часть домовладения перешла к купцу Андрееву. Дом же Гудовичей приобрёл штаб-ротмистр Андрей Миклашевский. В 1898 г. по проекту архитектора С. Родионова дом был заново отделан по фасаду, и тогда на угловой полуротонде появился родовой герб семьи Миклашевских с девизом «IN DEO SPES MEA» («в Боге надежда моя») и инициалы тогдашнего владельца дома «АМ» – Андрея Миклашевского.

В 1900 году дом унаследовала дочь Миклашевского – графиня А. Олсуфьева. В 1910-е годы в её доме размещалась квартира и скорняжная мастерская М. Пилихина – дяди Г. Жукова (будущий маршал несколько лет служил у него подмастерьем). 

Позднее в доме были меблированные комнаты, синематограф «Миньон», питейные заведения.

В конце 1930-х гг., в связи с расширением Тверской улицы, часть дома была разобрана, а часть на рельсах передвинута вглубь Брюсова переулка. В результате передвижения сохранилась только половина, принадлежащая Андрею Гудовичу. Владение Кирилла Гудовича утрачено.

В советское время в доме Гудовичей-Миклашевских размещался Государственный комитет СССР по науке и технике.

Один из представительных домов Брюсова переулка с пышной лепниной и гербом – это лишь часть некогда большого здания, выходившего углом на Тверскую улицу. В начале XIX в. дом находился во владении сыновей графа И. В. Гудовича.
Генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного, отличившийся в русско-турецких войнах, граф Иван Васильевич Гудович, занимавший на протяжении своей жизни должности наместника Рязанской и Тамбовской губерний, губернатора Киева и Подольска, был в 1809 г. назначен военным губернатором Москвы. В 1810 г. новый губернатор приобрел усадьбу вблизи своей официальной резиденции – губернаторского дома на Тверской улице (ныне здание московской мэрии).
Со второй половины XVII века это были владения князей Тюфякиных, с 1754 года до 1810 года участок принадлежал офицерам гвардейских полков Киселевым. 
Женат Иван Васильевич был на дочери последнего гетмана Украины К.Г. Разумовского Прасковье Кирилловне, получив за ней богатое приданое. У супругов было два сына – оба дослужились до генерал-майорского чина - Кирилл Иванович (1777-1856) и Андрей Иванович (1782-1867). Последний, отличившийся со своим полком в боях при Аустерлице и тяжело раненный в сражении при деревне Шевардино, позднее служил обер-егермейстером Императорского двора и свыше 10 лет был предводителем московского дворянства. Дочь Гудовича Елизавета Ивановна была замужем за полковником кавалергардского полка И.И. Лизогубом.
После смерти графа в 1820 году дом его на углу Тверской улицы поделили сыновья – Андрей и Кирилл, с тех пор каждая половина дома зажила своей жизнью. 
В 1826 – 1829 годах в доме Гудовичей нанимала квартиру Е. Ф. Муравьева – мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых. Здесь собирались и получали сведения о ссыльных друзья и близкие родственники декабристов. 
В 1847-1849 гг. в доме на половине графа А.И. Гудовича жил представитель древнего дворянского рода, будущий известный писатель Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903). Одну квартиру занимал он сам, другую – его возлюбленная, бывшая французская модистка, Луиза Симон-Деманш. В 1850 г. в доме было совершено преступление, ставшее центральным в судьбе Сухово-Кобылина - убийство Луизы.
В 1870-е годы часть домовладения перешла к купцу Андрееву. Дом же Гудовичей приобрел штаб-ротмистр Андрей Михайлович Миклашевский. В 1898 г. по проекту архитектора С.К.Родионова дом был заново отделан по фасаду, и тогда на угловой полуротонде появился родовой герб семьи Миклашевских с девизом «IN DEO SPES MEA» («в Боге надежда моя») и инициалы тогдашнего владельца дома «АМ» - Андрея Михайловича Миклашевского.
В 1900 году дом унаследовала дочь Миклашевского - графиня А. А. Олсуфьева. В 1910-е годы в ее доме размещалась квартира и скорняжная мастерская М.А. Пилихина – дяди Г.К. Жукова (будущий маршал несколько лет служил у него подмастерьем). Позднее в доме были меблированные комнаты, синематограф «Миньон», питейные заведения. 
В конце 1930-х гг., в связи с расширением Тверской улицы, часть дома была разобрана, а часть на рельсах передвинута вглубь Брюсова переулка. В результате передвижения сохранилась только половина, принадлежащая Андрею Ивановичу Гудовичу. Владение Кирилла Ивановича Гудовича утрачено.В советское время в доме Гудовичей-Миклашевских размещался Государственный комитет СССР по науке и технике. В настоящее время в здании располагается Министерство науки и образования РФ.

Жилые дома:

6 этажей (№ 1б). 1892 год постройки.

8 этажей (№ 2/14, стр. 1; 1915 год постройки).

6 этажей (№ 2/14, стр. 2; 1915 год постройки; бывший доходный дом В. Чернопятова).

7 этажей (№ 2/14, стр. 3 и 4; 1912–14 годы постройки).

2 этажа (№ 2/14, стр. 5). Построен до 1917 года.

В апреле 2018 г. снесен бывший четырехэтажный жилой дом начала 20 в. (№ 2а). На его месте построят новый дом, который будет на 2 этажа выше.





5 этажей (№ 2/14, стр. 9 и 10). Построены до 1917 года.

8 этажей (№ 4; 1976 год постройки; дом художника). 

Населён, в основном, работниками изобразительного фронта. 

Последний этаж – студии-мастерские.
6 этажей (№ 6; 1900 год постройки; бывший доходный дом). Архитектор А. Мейснер. В этом доме жили профессор В. Лугинин, химик В. Ипатьев, композитор Ф. Кенеман, профессор медицины К. Павлинов, оперный певец, уехавший из России в 1920 г., Д. Смирнов. «Выдающийся архитектор лауреат Государственной и Ленинской премий СССР Ашот Ашотович Мндоянц жил в этом доме с 1941 по 1966 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_157.html.

9 этажей (№ 7; 1935 год постройки; дом артистов Большого Театра – здесь жили певицы А. Нежданова, М. Максакова, Н. Обухова, балерина О. Лепешинская, балерина Л. Власова, артист балета А. Годунов, композитор С. Василенко – мемориальная доска, скульптор И. Шадр, художник Ф. Федоровский, дирижер Н. Голованов и многие другие). «В этом доме жил народный артист РСФСР и УзССР композитор С.Н.Василенко»; «Народный артист Союза ССР, профессор Николай Семенович Голованов жил в этом доме с 1935 по 1953 год»; «В этом доме с 1935 по 1975 год жил народный артист СССР лауреат Государственных премий Алексей Николаевич Ермолаев»; «В этом доме с 1935 года по 1966 год жила народная артистка СССР, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Елена Клементьевна Катульская»; «Выдающийся оперный певец, народный артист СССР Иван Семенович Козловский жил в этом доме с 1936 по 1993 год»; «В этом доме с 1935 года по 1974 год жила народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР Мария Петровна Максакова»; «Здесь жила Антонина Васильевна Нежданова»; «В этом доме с 1936 по 1961 год жила народная артистка СССР Надежда Андреевна Обухова»; «В этом доме с 1935 года по 1964 год жил выдающийся русский певец, народный артист СССР Александр Степанович Пирогов»; «В этом доме жил и работал в 1935-1955 годах Народный художник СССР, академик Федор Федорович Федоровский»; «В этом доме жил скульптор Иван Дмитриевич Шадр с 1937 по 1941 г.»; «В этом доме с 1935 года по 1971 год жила выдающаяся арфистка, профессор, народная артистка СССР Ксения Александровна Эрдели». Про Василенко: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_568.html. Про Голованова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_977.html. Про Ермолаева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_248.html. Про Катульскую см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_986.html. Про Козловского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_288.html. Про Максакову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_751.html. Про Нежданову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_638.html. Про Обухову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_434.html. Про Пирогова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_124.html. Про Федоровского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_348.html. Про Шадра см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_265.html. Про Эрдели см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_611.html.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года, когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в ведение Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ныне ВМОМК им. М. И. Глинки), став его филиалом. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.  Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

9 этажей (№ 8-10, стр. 1; 1956 год постройки; дом композиторов – в доме жили Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, выдающийся скрипач Л. Коган, композиторы А. Островский, В. Золотарев, пианист Г. Гинзбург).  «В этом доме с 1956 года по 1982 год жил народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Леонид Борисович Коган»; «Выдающийся хоровой дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор Соколов Владислав Геннадиевич жил в этом доме с 1956 по 1993 год»; «В этом доме с 1956 года по 1983 год жил советский хоровой дирижер, народный артист СССР, профессор Клавдий Борисович Птица». Про Птицу см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_131.html. Про Соква см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_477.html. Про Когана см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_696.html.

Дом существует при Союзе композиторов Москвы. Основан в 1939 г. как Центральный дом композиторов, с 1963 г. назывался Всесоюзным домом композиторов, с 1990 г. современное название. Имеет большой и малый концертные залы, библиотеку, студию звукозаписи и др. Дом композиторов — концертная площадка Союза композиторов, здесь проводятся многочисленные концерты камерной музыки, традиционные собрания Московского молодёжного музыкального клуба под руководством композитора Г. Фрида (регулярно с 1964 г.). Верхние этажи здания занимают квартиры членов Союза композиторов (здесь жили Д. Шостакович, А. Хачатурян и др.).

На этом месте в 1814–1818 гг. помещался пансион-школа московского педагога А. Терликова. Здесь учился прославленный трагик П. Мочалов. В 1953–1956 гг. построен Центральный дом композитора и жилой дом для жилищно-строительного кооператива «Педагог Московской консерватории», архитектор И. Маркузе. 


8 этажей (№ 8/10, стр. 2; 1904 год постройки; бывший доходный дом). Архитектор Н. Зеленин, реконструкция в 1930-е гг., 1960-е гг. «В этом доме жил с 1962 года по 1978 год народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР композитор Арам Ильич Хачатурян»; «Здесь с 1962 года по 1975 год жил и работал Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович». Про Шостаковича см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_645.html.

– Памятник А. Хачатуряну у дома. Скульптор: Г. В. Франгулян. Архитектор: И. Н. Воскресенский. Материалы: бронза, гранит. Год установки: 2006. Арам Хачатурян (1903—1978) — композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР. Памятник представляет собой фигуру композитора в окружении многочисленных музыкальных инструментов и их фрагментов.

5 этажей (№ 12; 1928 год постройки; «дом артистов»; здесь жили многие актеры и режиссеры – В. Мейерхольд c З. Райх, артист И. Берсенев и С. Гиацинтова, А. Кторов, балерины В. Кригер, М. Семенова, балетмейстер В. Тихомиров и др.; сейчас здесь находится музей-квартира В. Мейерхольда). «В этом доме жил с 1928 по 1951 г.г. народный артист Советского Союза Иван Николаевич Берсенев (1889–1951)»; «В этом доме с 1928 года по 1982 год жила народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Софья Владимировна Гиацинтова»; «В этом доме в 1928 - 39 г.г. жил выдающийся советский режиссер, народный артист РСФСР Всеволод Эмильевич Мейерхольд»; «В этом доме с 1928 по 1956 год жил народный артист РСФСР Василий Дмитриевич Тихомиров». Про Мейерхольда см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_554.html. Про Берсенева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_454.html. Про Гиацинтову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_775.html. Про Тихомирова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_876.html.

Дом, построенный в 1928 году по проекту знаменитого Ивана Рерберга, автора Брянского (Киевского) вокзала и расположенного неподалеку Центрального телеграфа, скромен, как и подобает кооперативному жилью конца эпохи НЭПа.

Это небольшой пятиэтажный двухсекционный дом, скрывающийся в тени крупномасштабной сталинской застройки Тверской улицы. Как и следовало ожидать от дома, построенного на деньги жильцов, его облик лапидарен, декор отсутствует; это соответствовало и тогдашней архитектурной моде. Выделяются только фланкирующие фасад ряды балконов.

Любопытно, что в доме сохранилась проездная арка во двор: изначально дом стоял внутри тесной старомосковской застройки.

В этом доме жил режиссер Всеволод Мейерхольд со своей супругой, актеры М.Н. Берсенев, С.В. Гиацинтова, А.П. Кторов, балерины В.В. Кригер, М.Т. Семенова, балетмейстер В.Д. Тихомиров и сам архитектор И.И. Рерберг.

Сейчас в доме сохраняется мемориальная квартира В.Э. Мейерхольда.

Через 24 дня после ареста Мейерхольда, в ночь с 14 на 15 июля 1939 года, его жена, актриса Зинаида Райх, была зверски убита в этом доме неизвестными, проникшими в ее квартиру. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись, актриса скончалась по дороге в больницу.

Одновременно для артистов МХАТа был построен второй дом по соседству (дом 17, его проектировал Алексей Щусев, поселившийся там же), поэтому в одном московском переулке стоит два мхатовских дома, и в каждом жил архитектор, его построивший.

2 этажа (№ 15, стр. 2; 1908 год постройки).

8 этажей (№ 17; 1928 год постройки; дом артистов МХАТа – здесь жили В. Качалов и его жена Н. Литовцева, Л. Леонидов, И. Москвин и его жена актриса Л. Гельцер и др.). «В этом доме жила выдающаяся балерина, народная артистка РСФСР Екатерина Васильевна Гельцер»; «В этом доме с 1928 г. по 1948 г. жил Народный артист СССР Василий Иванович Качалов»; «В этом доме с 1928 г. по 1941 г. жил Народный артист СССР Леонид Миронович Леонидов»; «В этом доме с 1963 по 1981 год жил выдающийся танцовщик, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Марис Эдуардович Лиепа». Про Лиепу см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_103.html. Про Леонидова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_594.html. Про Качалова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_468.html. Про Гельцер см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_680.html.

Дом строился как кооперативный для артистов Московского художественного театра.
В 1927 г. артисты Московского художественного театра организовали строительный кооператив, для строительства кооперативного дома им отвели участок рядом с храмом Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Этот дом проектировал архитектор А.В. Щусев. Выстроен он был всего за 1 год.
Внешне 6-этажное здание спроектировано в стиле строгого и рационального советского конструктивизма конца 1920-х гг., но внутренняя планировка и отделка больших квартир отличалась комфортом, т.к. была создана с учетом пожеланий жильцов: в некоторых квартирах были камины, в одной даже бассейн. Потолки украшены лепниной.
В настоящее время в доме располагается картинная галерея С. Сажиной, верхний этаж и чердачное помещение переделаны под мастерскую художника Н. Сафронова. В доме до сих пор живут потомки деятелей культуры и науки, часть квартир выкупили предприниматели.
Дом охраняется государством как памятник истории и культуры благодаря своим известным жильцам, в первую очередь Ивану Москвину, выдающемуся российскому и советскому актеру и театральному режиссеру. Он до конца своих дней жил в доме № 17 по Брюсову пер.

8 этажей (№ 19; 2007 год постройки). 

На этом месте было одноэтажное строение постройки 1863 г.; здание перестроено в 1881 г., архитектор М. Геппенер, там находился склад для магазина «колониальных товаров» А. Андреева, он же был владельцем гостиницы «Дрезден». На близкой родственнице Андреева был женат поэт Константин Бальмонт. 

Здание снесено в 2003 г.

Некоторые здания, находящиеся в переулке, имеют нумерацию по соседним улицам.

Достопримечательности:

Православный храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (№ 15/2).

Музей-квартира В. Мейерхольда (№ 12).

Застройка 18 – нач. 20 веков.

Зоны отдыха:

Сквер (между домами №№ 6 и 8/10; пешеходные дорожки; деревья и газоны; скамейки; памятник композитору Араму Хачатуряну).

Сквер (у храма Воскресения Словущего; пешеходные дорожки; скамейки; деревья, газоны и цветники; искусственное освещение; памятник Мстиславу Ростроповичу; скульптура «Весть» – Ангел сидит на льве. Лев  царь зверей, символ плотского. Ангел  символ духовности).

Памятник Мстиславу Ростроповичу на пересечении с Елисеевским пер.

Скульптор: А. И. Рукавишников. Год установки: 2012

Памятник Ростроповичу был открыт 29 марта 2012 г. в связи с 85-летием со дня его рождения. Место установки расположено вблизи Дома композиторов, где музыкант жил с супругой, оперной певицей Галиной Вишневской. Скульптура выполнена из бронзы и установлена на бронзовом постаменте, декорированном гранитной плитой.

Скульптурная композиция «Весть».

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

Скульпторы: А. Лягин, С. Мольков. Год установки: 1996


Крестообразная фигура ангела, руки которого распростерты на фоне раскинутых крыльев, вытянута по вертикали. Вестник, символизируя «покой и волю», легко восседает на льве, и его фигура свободно развернута вдоль крупа шествующего животного. Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного: замкнутое выражение львиной морды, обрамленное гривой, контрастирует с открытым спокойным лицом вестника, чьи волосы мягкими волнами ложатся над высоким лбом.

Проезд:

От метро «Пушкинская» и «Тверская» на троллейбусах №№ 1, 12 до остановки «Центральный телеграф» (на Тверской улице) и пешком через Тверскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 16.3.2020

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий