вторник, 4 октября 2016 г.

улица Воздвиженка

Расположение:

Улица проходит по району Арбат (ЦАО) от Манежной улицы до площади Арбатские Ворота. 

Метро «Арбатская» (конец улицы), «Библиотека имени Ленина» и «Александровский Сад» (начало улицы).

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 4 полосам в сторону Арбатской площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 650 метров.

История:

В конце 13 — начале 14 вв. здесь пролегала дорога на Волоколамск и Новгород. 
В середине 14 в. Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. 
В 15 — первой половине 17 вв. улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье). На ней селилась знать. 
В 1471 г. у Троицкого моста через Неглинную торжественно встречали Ивана III, вернувшегося из похода на Новгород. 
В 1493 г. начало улицы близ стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в 16 в. на освобождённом месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838 г.) и мелкие частные дворы. 
В 1547 г. впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь (участок домов 7—9; упразднён после 1812 г., уничтожен в 1934 г.), где в 1701—26 гг. построен центрический ярусный собор с 4-лепестковым планом (в 1848—49 гг. рядом с ним поставлена высокая колокольня, архитектор П. Буренин). 
В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича улица переименована в Смоленскую. 
В 17 в. на ней находились дворы близких к царю людей — Стрешневых, затем К. Нарышкина (д. 3; в 1875—76 в перестроенных палатах Нарышкиных разместился Архив Министерства иностранных дел; все строения на участках домов 1—3 снесены при строительстве здания Государственной библиотеки СССР имени В. Ленина, ныне РГБ). 
Владение Нарышкиных в 17 в. находилось и на противоположной стороне, на месте двора Н.И. Романова между Воздвиженкой и Большой Никитской улицей (д. 6). 
На Воздвиженке были владения Хилковых, затем И. Милославского (д. 5); Б. Пушкина (д. 4), Матюшкиных (дома 8—10), Б. Морозова (дома 12—14), князя Ромодановского, Урусова и др. 
В 1676 г. на территории усадьбы Милославского разместился Аптекарский двор. 
В 18 в. за улицей закрепилось название Воздвиженка (по Крестовоздвиженскому монастырю). 
В середине 18 в. усадьба Нарышкиных на чётной стороне улицы перешла к К. Разумовскому, в 1778 г. дом перестроен по проекту, приписываемому Ш. де Вайи, флигеля, выходившие на красную линию улицы, снесены в 1930 г. при строительстве Кремлёвской больницы (архитектор Н.В. Гофман-Пылаев). 
В 1799 г. дом был куплен Н. Шереметевым, позже в нём помещались Московская городская дума и Охотничий клуб. 
Дом 8 с угловой ротондой на углу Воздвиженки и Романова переулка построен в 1790-х гг. для А. Разумовского и также куплен Шереметевым; д. 5 с флигелями, конюшнями и домиком садовника построен в 1787 г. для А. Талызина (достраивался в 1816 и в конце 19 — начале 20 вв.; ныне музей архитектуры имени А. Щусева). Дом 9 (18 в.) принадлежал Н. Волконскому — деду Л. Толстого, описавшего этот дом как дом старого князя Болконского в романе «Война и мир»; д. 12 занимал Г. Устинов (начало 19 в.; декор фасада — 1849), в скверике перед этим домом в 1978 г. открыт памятник М. Калинину (скульптор Б. Дюжев); демонтирован в 1991 г. 
В 1812 г. улица сильно пострадала от пожара. 
Большинство домов по чётной стороне построено в конце 19 — начале 20 вв.: здание меблированных комнат с рестораном «Петергоф» (д. 4/22, 1901, архитектор В. Шауб; ныне Приёмная президента РФ); дом Военно-экономического общества офицеров Московского округа (д. 10, 1912—13, архитектор С. Залесский; ныне магазин Военторг); особняк В. Морозовой (д. 14, 1886, архитектор Р. Клейн) и особняк её сына А. Морозова (д. 16, 1894—99, архитектор В. Мазырин) в «мавританском» стиле (в 1918—28 принадлежал Пролеткульту, здесь бывали В. Брюсов, В. Маяковский, С. Есенин, ставил спектакли В. Мейерхольд, с 1959 г. – дом дружбы с народами зарубежных стран). 
В 1935 г. Воздвиженка переименована в улицу Коминтерна, в 1946 г. — в улицу Калинина, в 1963—90 гг. – часть проспекта Калинина. 
Дома в конце нечётной стороны были утрачены: дом камер-юнкера В. Васильчикова (д. 13, 1777) разрушен бомбой в 1941 г., на его месте устроен сад; д. 11 — меблированные комнаты «Америка», где жил С. Рахманинов, — снесён в 1984 г. при строительстве административного здания с входом на станцию метро «Арбатская» (1979—87, архитектор М. Посохин и др.).
С левой стороны на улицу выходят Староваганьковский переулок и Крестовоздвиженский переулок, с правой — Романов переулоки Большой Кисловский переулок.

В конце 13 — начале 14 веков на месте улицы проходила дорога на Волоколамск, а дальше — на Смоленск и Новгород.

С 15 века улица именовалась Орбат.

В 1658 году по приказу царя Алексея Михайловича улица была названа Смоленской, т. к. вела к церкви Смоленской иконы Пречистой Богоматери (стояла на углу Смоленской улицы и улицы Плющиха). Но это название не прижилось (т. к. церковь находилась далеко от этой улицы).

Улица названа в 18 веке по стоявшему на ней монастырю Воздвижения Честного Креста Господня (Крестовоздвиженский монастырь), основанному в 1450 году (в 1812 году монастырь был разорен наполеоновской армией и в 1814 году упразднен, а его соборный храм обращен в приходскую церковь).

Воздвиженка являлась местом расселения московской знати. 

Во второй половине 19 века большая часть домов перешла во владение купцов и государственных учреждений.

Улица Воздвиженка, как и Крестовоздвиженский переулок рядом, названа так по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня (иначе Крестовоздвиженский монастырь). Расположена между Моховой улицей и площадью Арбатские ворота.

В XV-XVI веках именно эта местность называлась Арбатом и лишь позже это название распространилось на нынешний Арбат. В конце XIII - начале XIV века по трассе улицы пролегала дорога на Волоколамск и Новгород. В конце XVII века царь Алексей Михайлович повелел называть улицу Смоленской, поскольку она вела к церкви во имя иконы Божией Матери Смоленской (находилась за Смоленским рынком, на Плющихе, не сохранилась). Однако, т.к. церковь располагалась относительно далеко, то царское распоряжение было вскоре позабыто, а улицу стали называть Воздвиженкой по находившемуся здесь монастырю. Кроме того, некоторые исследователи и вовсе позже стали связывать название Смоленская с дорогой на Смоленск.

Воздвиженский монастырь основал в 1450 году боярин В.Г. Ховрин и сам же принял постриг в нем. В XV веке произошло событие, память о котором сохранялась долгое время. До монашества Ховрин был весьма смелым и удачливым воином, и во время одного из татарских набегов, когда князь заперся в Кремле, а татары беспрепятственно разоряли посад и пригород, Ховрин собрал монашескую братию и ударил по неприятелю. Не ожидавший отпора враг бежал, но был преследуем отрядом Ховрина вместе с воинами воеводы Юрия Патрикеевича. В результате, все взятые в плен москвичи были отбиты, а монахи с победой вернулись в Москву. В 1812-м году монастырь был разорен и в 1814-м упразднен. Его храм стал приходской церковью, которую снесли в 1934 году.

В XVII веке на Воздвиженке находились дворы близких к царю людей — Стрешневых, затем К.П. Нарышкина (д. 3; в 1875—1876 годах в перестроенных палатах Нарышкиных разместился Архив Министерства иностранных дел; все строения на участках домов 1—3 снесены при строительстве здания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, ныне РГБ). Владение Нарышкиных в XVII веке находилось и на противоположной стороне, между Воздвиженкой и Большой Никитской улицей (д. 6). Позже это владение перешло к Разумовским, затем куплено Н.П. Шереметевым, ему же принадлежал и построенный в 1790-х годах примечательный дом с угловой ротондой (д. 8). Напротив него ныне располагается Музей архитектуры, занимающий усадьбу Талызиных. Дом 9принадлежал Н.С. Волконскому — деду Л.Н. Толстого, описавшему этот дом как дом старого князя Болконского в романе «Война и мир».

Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после она была расширена до 10 саженей, замощена брусчаткой, с 1869 года освещена газовыми фонарями. По улице ходила конка, а затем и трамвай (пути были убраны уже в советское время).
Еще одно примечательное здание – магазин Военно-экономического общества офицеров Московского округа, позже Военторг, к сожалению, утрачено уже в наше время, в 2003 году. Ну и несомненно привлекает внимание невероятный особняк Арсения Морозова (д.16), вызвавший в свое время очень неоднозначные оценки у москвичей.


В 1930 году Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, т.к. здесь находился Исполком Коминтерна, в 1946-м – в улицу Калинина (в память М.И. Калинина, доме 4/7 размещалась его приемная, и в сквере перед домом 14 с 1978-го по 1991 год стоял памятник Калинину ), с 1963 года улица становится частью проспекта Калинина. В 1990-х улице вернули прежнее название.

В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Александровский сад» (Филевская линия;  открыта 15 мая 1935 года ; названа по одноименному саду, к которому ведет один из переходов с этой станции (изначально и до конца 1946 года называлась «Улица Коминтерна», а в 1946 — 1990 годах — «Калининская»); вход-выход в город осуществляется с одной стороны станции по лестницам в наземный вестибюль (который находится у Российской государственной библиотеки) и через подземные переходы на улицы Моховая и Воздвиженка и Староваганьковский переулок; эта станция является частью крупнейшего пересадочного узла в нашем метро, состоящего из 4-х станций: отсюда можно перейти на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а через них на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии; мелкая (глубина — 7 метров); отличительными особенностями являются изогнутость платформ (чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней) и боковое расположение платформ, соединенных арочным мостиком, причем с одной платформы поезда едут только до «Кунцевской», а с другой — только до «Международной» (т. е. курсируют в челночном режиме); станция колонная — колонны облицованы светлым мрамором, как и частично путевые стены (а на оставшуюся высоту они побелены); пол выложен красно-серым гранитом; скамеек для отдыха мало; никакой темы у этой станции нет, но в фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженку, эскалатор к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст Михаила Калинина; за этой станцией — соединительные ветки со станциями «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии и «Охотный ряд» Сокольнической линии).

Уникальность расположения станции — близ Кремля — определило уникальность ее конструкции и истории.
Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».
Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.
Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) — «Киевская» — это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена — важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» — параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.
Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х — 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х — «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.
Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.
Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн — по одному на платформах и еще один между путями — поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

М метро «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия;  открыта 5 апреля 1953 года ; названа по улице Арбат, которая недалеко от этой станции проходит; вход-выход в город осуществляется с одной стороны станции по эскалаторам в наземный вестибюль (первоначально вестибюль был в виде отдельного здания, но при строительстве нового здания Генштаба Министерства обороны вестибюль оказался в его внутреннем дворе, тогда новый вход был встроен в здание со стороны улицы Воздвиженка) на улицу Воздвиженка; станция — пересадочная: на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филевской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии — пересадка на Сокольническую и Филевскую линии осуществляется через эскалатор в восточном торце вестибюля, а на Серпуховско-Тимирязевскую линию — в центре зала; глубокая (глубина — 41 метр); станция пилонная — пилоны облицованы внизу красным мрамором, украшены керамическими букетами цветов, а на большую часть высоты отштукатурены, а путевые стены — белой и черной керамической плиткой; пол выложен серым гранитом; станция освещается тяжелыми бронзовыми люстрами в форме колец; диванов для отдыха много и находятся они как со стороны станционных путей, так и внутри станции; никакой темы в оформлении этой станции нет).

Решение о строительстве станции было принято после того, как в участок мелкого заложения «Арбатская» – «Смоленская» (современной Филевской линии) во время Великой Отечественной войны попала бомба. Так как московское метро – объект стратегического значения, существование такого уязвимого места было недопустимо. Поэтому построили новый участок, глубокого заложения, дублирующий старый – от «Площади революции» до «Киевской».
Открылась «Арбатская» с одним наземным вестибюлем, стоящем в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними находился фонтан. Однако в 1970 х годах началось строительство здания Генерального штаба министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.
«Арбатская» – одна из самых длинных станций московского метро, длиннее только «Воробьевы горы». Из-за такой протяженности создается ощущение зрительно бесконечной перспективы. Основная архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада: пилоны, расширяясь кверху, создают единые параболические своды. Зрительно это расширяет пространство, делая его более открытым, стирая замкнутость объема.
Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко. Яркие белые своды, пилоны, путевые стены богато украшены лепниной: живописные картуши, орнаменты и гирлянды из цветов и фруктов, венки и кисти. Освещение обеспечивается оригинальными люстрами с декоративными вазами и цветами в бронзовой оправе. Всё это создает нарядный, живой образ станции.

В отделке станции преобладают отштукатуренные элементы. Путевые стены здания в стиле "барокко" покрыты вверху белой, а внизу черной керамической плиткой. Низ пилонов облицован красным мрамором. Примечательно, что в оформлении станции практически отсутствует тема войны, это нехарактерно для станций послевоенного периода. Единственное напоминание о ней – мозаичный парадный портрет И.В. Сталина во весь рост (автор Г.И. Опрышко), который находился на стене напротив эскалаторной арки. В 1955 году в процессе борьбы с культом личности мозаику разобрали. Сейчас это просто белое вертикальное полотно на белой стене.

М метро «Библиотека имени Ленина» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по главной библиотеке нашей страны — Российской государственной библиотеке (в советское время она называлась библиотекой имени В. Ленина), к которой она выводит; станция имеет два выхода в город по лестницам через два наземных вестибюля, один из которых общий со станцией «Александровский сад» и выводит на улицу Воздвиженка, а другой совмещен со станцией «Боровицкая» и выводит на Моховую улицу; станция — пересадочная: на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Александровский сад» Филевской линии переход осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала и здесь же осуществляется выход в город через совмещенные вестибюли станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина»; через западный аванзал идет переход на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии; мелкая (глубина — 12 метров); колонн нет — станция сводчатая; путевые стены выложены желтоватой керамической плиткой; на полу — серый гранит (сначала был паркет, потом — асфальт); интересны шаровидные светильники; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления станции нет; в одном из аванзалов — мозаичный портрет Владимира Ленина).

• Администрация и кассы Государственного Кремлевского дворца и редакции нескольких библиотечных журналов, а также один из вестибюлей станции метро «Александровский Сад» (№ 1/1; бывший доходный дом князя Г. Гагарина). «В этом здании в 1922-1923 годах работал видный деятель международного коммунистического и рабочего движения, основатель итальянской Коммунистической партии Антонио Грамши»; «В этом здании в 1924 - 1936 годах работал видный деятель венгерского и международного рабочего движения, один из основателей компартии Венгрии и руководитель Венгерской Советской республики 1919 года Бела Кун»; «В этом здании в 1923-1924 годах работал выдающийся деятель международного коммунистического и национально-освободительного движения, основатель коммунистической партии Вьетнама Хо Ши Мин».

Первый и второй этажи возведены в 1836-38 годах, реконструированы в 1875 году, третий и четвёртый этажи надстроены в 1912 году.

Грамши Антонио (1891, о. Сардиния – 1937, Рим) – основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. Родился в семье мелкого служащего. В 1911-14 учился в Туринском университете на филологическом факультете. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию. В годы Первой мировой войны редактировал туринский социалистический еженедельник "Иль гридо дель пополо"; одновременно сотрудничал в туринском издании социалистической газеты "Аванти!" ("Avanti!"). В 1917 принял участие в создании внутри партии "Революционной фракции непримиримых". После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 был избран секретарём местной секции социалистической партии.. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Г. выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 1919-20. В январе 1921 вошел в основанную Коммунистическую партию Италии (КПИ). В 1922-23 Г. был делегатом от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. В 1924 по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии "Унита" ("l'Unita"). В мае 1924 вернулся в Италию. Возглавляя в 1924-26 парламентскую группу коммунистов, Г. разоблачал с трибуны палаты депутатов преступную политику фашизма. 8 ноября 1926 фашисты арестовали Грамши и сослали на о. Устика. В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён - он истекал в 1937). Большую часть заключения Грамши провёл в тюрьме Тури (около Бари). Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Грамши скончался.

Альтернативные адреса: Моховая ул., 16 и Манежная ул., 13.
• Российская государственная библиотека (№ 3/5; с 1941 года; бывшая библиотека имени В. Ленина, главная библиотека Москвы и страны).

Построенный всего за два года - с 1784 по 1786 год, дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи. 

Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома. 

Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е. Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф. Казакову и французу Леграну. Только в середине ХХ века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И. Баженова. 

Первоначальный облик здания отличался от того, что мы видим сейчас. Перед Домом Пашкова был разбит прекрасный сад, удивлявший своей красотой современников, садовая ограда великолепно дополняла единый образ усадьбы. При Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике красовался герб семьи. Еще по указу Павла I герб и скульптуру демонтировали, а утраченные при пожаре 1812 года деревянные бельведер и галереи были впоследствии восстановлены архитектором О.И.Бове. Парадная лестница, построенная по проекту М. Долганова, и декоративная ограда холма, которые существуют на сегодняшний день, относятся уже к 30-м годам ХХ века. 

Наследники Пашкова в начале ХIХ века продали дом Московскому Университету, а с 1861 года здание принадлежало Румянцевскому музею. После революции в нем разместился отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921г. Сегодня Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей, которые открылись для посетителей в 2009 году после завершения 20-тилетней реконструкции усадьбы.

Дом Пашкова — выдающийся пример архитектуры классицизма. Построен он был в 1784-86 годах по заказу сына денщика Петра I, капитан-поручика П. Е. Пашкова. Его дом стал первым светским зданием, из окон которого Кремль был виден не снизу вверх.
Дом Пашкова настоящий дворец. Один величественный фасад смотрит на Моховую улицу, второй, менее помпезный, выходит во двор, создавая атмосферу уютной усадьбы. Здесь был разбит сад с заморскими птицами, устроены два бассейна с фонтанами.
В 1839 году дом был выкуплен у обедневших потомков Пашкова городскими властями. В нем разместили Дворянский институт, после городскую гимназию, а еще позднее здание превратилось в музей-библиотеку, сформированную на основе подаренных городу коллекций и библиотеки мецената графа Николая Румянцева.
В 1862 году в Доме Пашкова начали работу Московский публичный и Румянцевский музеумы, а также Румянцевская публичная библиотека. В честь торжественного открытия император Александр II преподнес в подарок часть личных библиотек, предметы искусства, в том числе полотно «Явление Христа народу» А. А. Иванова.
В 1930-е годы из-за расширения Моховой улицы снесли ограду Пашкова дома, вырубили сад. Вместо этого была сооружена монументальная лестница, идущая к Моховой. Сильно поменялась и внутренняя планировка здания.
В 2003 году удалось найти средства для реставрации. Изысканные интерьеры восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстрациям. Сегодня в доме Пашкова работают три отдела Российской государственной библиотеки (официальный сайт), проходят церемонии вручения литературных премий, конференции, презентации книг.

Национальная библиотека, научно-исследовательский и научно-информационный центр России в области библиотековедения, библиографии и книговедения. 
Основана в 1862 г. в составе Румянцевского музея, в 1919 г. выведена из него, с 1924 г. – Всероссийская публичная библиотека имени В. Ленина, с 1925 г. – Государственная библиотека СССР имени Ленина, с 1992 г. – современное название. 
Первоначально в фондах насчитывалось около 100 единиц хранения. Библиотека получала обязательный экземпляр всех отечественных публикаций (с 1922 г. — 2 экземпляра, с 1945 г. — 3). Фонды большей частью пополнялись за счёт пожертвований всех слоёв московского общества. Большую ценность представляли личные собрания книг Н. Румянцева, С. Полторацкого, Д. Гурьева, В. Одоевского, В. Ундольского, М. Виельгорского, П. Чаадаева и др. 
В 1914—15 гг. открыто книгохранилище на 500 тыс. книг; число читательских мест увеличилось с 20 до 300. 
В библиотеке сотрудничали библиотековеды и учёные Е. Корш, Я. Квасков, А. Калишевский, А. Борзов, Ю. Готье, Н. Фёдоров и др. 
После 1917 г. в библиотеку поступило свыше 1,5 млн. томов из 400 национализированных книжных собраний (Шереметевых, Барятинских, Юсуповых и др.). В 1919 организованы читальный зал для научных работников и научные отделы по отраслям знаний, в 1925—26 гг. — функциональные и специализированные отделы, музей книги, в 1960-х гг. — отделы гигиены и реставрации и лаборатория консервации (в 1992 объединены в научный центр). 
В разные годы в библиотеке работали О. Чубарьян, Н. Сикорский, Е. Немировский, Н. Тюлина и др.
В фондах (1995) свыше 38,7 млн. единиц хранения (11,6 млн. — иностранные издания), в том числе свыше 1,3 млн. книг, свыше 12,3 млн. журналов, около 1,2 млн. продолжающихся изданий, свыше 592 тыс. экземпляров годовых комплектов газет и др., свыше 2,5 млн. экземпляров изданий на микроносителях. Представлены рукописные книги, в том числе Архангельское Евангелие (1092), Евангелие Хитрово (конец 14 — начало 15 вв.) и др., печатные книги с середины 16 в., русские периодические издания, в том числе «Московские ведомости» (с 1756), в отделе редких книг — издания славянских первопечатников Ш. Фиоля, Ф. Скорины, И. Фёдорова и П. Мстиславца, коллекции инкунабулов и палеотипов, первые издания трудов Д. Бруно, Данте, Н. Коперника, архивы Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Чехова, А. Блока, М. Булгакова и др.
Ежегодно библиотека обслуживает свыше 1,3 млн. читателей в 20 научных и специализированных залах, является крупнейшим центром межбиблиотечного абонемента (3,7 тыс. абонентов, в том числе более чем 400 абонентов зарубежных стран). Ведёт международный книгообмен с организациями более чем в 100 государствах. Имеет центральную справочную библиотеку и систему каталогов и картотек (в том числе сводные каталоги русской книги, иностранной книги и периодических изданий, хранящихся в библиотеках страны). 
При РГБ действует центр по повышению квалификации библиотечных кадров. 
Издаёт «Труды» (с 1957), «Записки Отдела рукописей» (с 1938), журнал «Библиотековедение» (с 1952), библиографические каталоги, указатели и др. Член Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА); штаб-квартира Библиотечной ассамблеи Евразии (БАЕ); сотрудничает с ЮНЕСКО и другими организациями.
Старое здание — дом Пашкова (1784 — 1786, приписывается архитектору В. Баженову) — памятник русского классицизма 18 в. 

Новое здание (1928—58, архитекторы В. Гельфрейх, В. Щуко и др.) включает шесть корпусов, в том числе 19-этажное книгохранилище. 

В 1975 г. построено 10-этажное книгохранилище с читальным залом в г. Химки Московской области.
Главный зал Российской государственной библиотеки открыли после реставрации. Самый большой в Европе. Зал открылся в 1958 году. Он был создан в традициях коронационных залов итальянских палаццо. Потолки имеют высоту более 10 метров. Галереи и лестницы выполнены из дуба. Помещение украшено бронзовыми скульптурами и живописью. 

Здание крупнейшей в стране библиотеки, прямо напротив входа в Кремль строили в результате большого архитектурного конкурса. Это был расцвет авангардной архитектуры, но предпочтение было отдано далеко не самому смелому проекту. А долгая стройка привела к изменению первоначально задуманного строгого облика в более декоративной манере. Академик Щуко из Петербурга, дореволюционной академической выучки вместе с архитектором младшего поколения Гельфрейхом разработали сложный комплекс из шести зданий, образующий систему дворов, колоннад и формирующих своеобразный новый римский форум для пролетарской столицы. Здание было запроектировано на углу двух проектируемых проспектов — Аллеи Ильича — запланированной трассы от Дворца Советов к Трем вокзалам и безымянного тогда проспекта Калинина. Но академическая выучка не дала архитекторам создать новую доминанту рядом с Кремлем и самый высокий корпус, девятнадцати-этажное книгохранилище было отодвинуто максимально далеко от перекрестка. Комплекс библиотеки органично включает в себя принципы и приемы архитектуры разных эпох — это и римские форумы, и асимметричные планы конструктивистов и сдержанный стилизованный декор (по большей части тоже заимствованный из Древнего Рима). Культ учебы и знаний был почти универсален и затмевался только культом рабочих и красноармейцев, здание было украшено двухрядным скульптурным фризом, напоминающий такой у второго знаменитого произведения зодчих — театра в Ростове-на-Дону, отдельными статуями на балюстраде, выходящей к Моховой, а также медальонами с портретами великих ученых и литераторов, начиная с Архимеда. Над созданием скульптурного убранства трудились большая группа, в том числе такие скульпторы как С.А. Евсеев, М.Г. Манизер, Е.А. Янсон-Манизер, Н.В. Крандиевская, В.В. Лишев, В.И. Мухина. Первая очередь строительства метро затронула стилобат здания, в него был встроен вестибюль станций Библиотека имени Ленина и Александровский Сад. Наземный павильон, установленный в 1935 году на углу Моховой и Воздвиженки, в дальнейшем был снесен.

Реставрация продолжалась 5 лет. Восстановили лепнину на потолке, заменили мебель, обновили паркет и освещение, технически оснастили. Теперь тут смогут одновременно работать более 460 человек.
Перед РГБ – памятник Ф. Достоевскому.
Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы: М. М. Посохин, А. Г. Кочековский, А. С. Шаров.
Памятник установили к празднованию 850-летия Москвы, в 1997 году, он представляет собой фигуру Ф. М. Достоевского, сидящего на скамье. Писатель о чем-то глубоко задумался, его поза неудобна (причем настолько, что злые языки даже дали памятнику отнюдь не лестное название), выражение лица очень печально и грустно. Бронзовая скульптура находится на гранитном постаменте необычной формы, на передней части которого высечено «ДОСТОЕВСКИЙ», на задней - размещено барельефное изображение набережной Невы в Санкт-Петербурге.
В 2006 году в Дрездене, в год восьмисотлетия города, появился еще один Достоевский, также работы А. Рукавишникова.
Интересно, что в Москве есть и другой памятник Достоевского, во дворе бывшей Мариинской больницы для бедных, где родился сам писатель, там же расположен его музей-квартира.
• Приемная Президента России и постоянное представительство Карачаево-Черкесской Республики при Президенте России (№ 4/7; 19 — начало 20 веков, бывшая гостиница «Петергоф»). На колонне рядом со входом в метро «Библиотека им.Ленина» доска: «В.И.Ленин неоднократно бывал в этом доме у Е.Д.Стасовой и Б.С.Жукова». «В этом доме находилась приемная М.И. Калинина 1919 – 1946».

В середине XVII века на этом месте находилось две усадьбы, принадлежавшие представителям рода Пушкиных – бояре Григорий Григорьевич и Борис Григорьевич Пушкины были двоюродными братьями. В 1763 году владения соединились в одно, хозяином стал Александр Артемьевич Загряжский. Его внучка Наталья была матерью Натальи Николаевны Гончаровой.

В 1786 году владение у Загряжских покупает купец Петр Михайлович Гусятников – человек в XVIII веке легендарный. Богатый «именитый гражданин», т.е. представитель высшего купеческого слоя, он с компаньонами владел винным откупом в Москве и суконной, шляпной фабрикой в Кожевниках. Именно его компании мы обязаны созданием таможенной границы Москвы – Камер-Коллежского Вала. Дети и внуки Гусятникова перешли в дворянство. Потомками его являлись поэт Апполон Майков, декабрист Михаил Федорович Орлов и шеф жандармов Алексей Федорович Орлов. В старом доме Гусятникова в 1827–1828 гг. помещался известный московский пансион Кистера, в нем учился Тимофей Грановский, будущий известный историк, профессор Московского университета. Позднее, в 60-х гг. XIX в., тут находился пансион Р.И. Циммермана.

В 1857 году владение стало принадлежать петербургскому купцу Егору Михайловичу Скворцову. Он выстроил новый каменный дом. Притом молва твердила, что строил он его то ли из камней обвалившейся кремлевской стены, подряд на ремонт которой имел, то ли из камней Большого Каменного Моста. Газета «Московские губернские ведомости» сообщала в 1859 г.: «Из купленного оставшегося от разломки старого материала с добавлением нового, построен купцом Скворцовым большой доходный дом на углу Моховой, по проекту архитектора Никольского. Фасад этого здания довольно красивый, внизу – хорошие магазины; в верхних этажах квартиры различного объема». В доме находился так же Коммерческий суд, где в словесном столе (отделе) суда, там, где «более словесно, чем письменно» разбирались и улаживались спорные дела купцов, служил А.Н. Островский.

В 1899 году Российское общество страхования капиталов и доходов покупает старую усадьбу на углу Воздвиженки и Моховой улицы и сносит все старые постройки, чтобы выстроить новое здание по проекту архитектора В.В. Шауба. По мнению современников дом был выстроен в весьма сухом мюнхенском стиле «нуово». Действительно барочный декор и натуралистические изображения цветов и колосков на доме является характерным признаком немецкого модерна. А угловая башенка с куполом очень по-московски акцентирует пересечение улиц и является высокой доминантой, перекликающейся с Троицкой башней Кремля, на которую смотрит. Первый этаж с большими окнами сдавался под магазины, в остальных помещалась респектабельная гостиница «Петергоф».

Часть дома занимали дорогие квартиры. В декабре 1905 года одну из них снимали А.М. Горький с гражданской женой М.Ф. Андреевой. Серов рисовал здесь свой знаменитый портрет писателя. В 1913–1919 гг. жил известный тенор Леонид Витальевич Собинов.

После переворота 1917 г. тут сначала поместился секретариат Центрального комитета ВКПб, а потом 4-й Дом Советов, где поселились партийные чиновники разных рангов, в числе которых были А.И. Рыков, Н.А. Семашко, И.И. Скворцов-Степанов, Е.Д. Стасова. В этом доме находились многие учреждения ЦИК. Долгие годы в этом здании находилась приемная председателя Президиума Верховного Совета М.И. Калинина.

Сейчас тут со стороны Воздвиженки располагается Приемная Государственной Думы и Бизнес-центр «Деловой дом Моховая» со стороны Моховой.


По некоторым предположениям, здание находится на месте Опричного двора Ивана Грозного.

Первые три этажа построены в 1877 г., четвёртый — в 1902 г. Архитектор — петербуржец В. Шауб. 

До 1917 г. здание занимали меблированные комнаты «Петергоф». 

В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. здесь жил А. Горький. Он принимал участие в революционных событиях, которые впоследствии описал в романе «Жизнь Клима Самгина». 

В 1913—19 гг. здесь жил Л. Собинов.

После 1917 г. на первом этаже была приёмная Председателя ВЦИК. Это был 4-й Дом советов, где часто бывал В. Ленин, навещая старых коммунистов.

Ныне здесь приёмная Федерального Собрания Российской Федерации, а также размещаются подразделения Аппарата Государственной Думы ФС РФ.

• Московская Биржа (№ 4/7, стр. 1).

• Бизнес-центр «Моховая» (№ 4/7, стр. 2; с 2002 года).

• Музей архитектуры им. А. Щусева (№ 5; строения бывшей усадьбы дворянской семьи Талызиных 18 века). «В этом здании в 1920-23 годах находился секретариат ЦК РКП (б). Здесь бывал Владимир Ильич Ленин».

Располагается в бывшем особняке Талызина. 

На месте выстроенного в 1773 г. (по другим сведениям — в 1787 г.) дома генерал-поручика А. Талызина в 17 в. располагался двор боярина И. Милославского, переданный в 1676 г. Аптекарскому приказу, где готовили лекарства и съестные припасы для царского двора и кормили «детей боярских государевых певчих». На красную линию улицы выходила только каменная стена с воротами; каменные службы располагались по западной и северной сторонам двора (в 19 в. часть построек объединила декоративная стенка, придавшая усадьбе симметричный характер); хорошо сохранилась трапезная с большой двустолпной палатой. 

Проект главного дома с флигелями разрабатывался одним из учеников мастерской М. Казакова. Фасад, оформленный пилястрами, первоначально имел более тонкую отделку в духе зрелого московского классицизма конца XVIII в. Перестройка здания после 1812 г., объединившая дом с флигелями, придала ему новый масштаб, усилив его массивную и почти официальную строгость. Новая парадная лестница с вестибюлем, выходившим на улицу, расширенная главная анфилада и богатая ампирная отделка интерьеров дополнили монументальный облик здания. 

Во второй половине 19 в. дом занимала Казённая палата

Создан в 1934 г. в составе Академии архитектуры СССР; в 1935 г. музею был передан Донской монастырь (в начале 1990-х гг. возвращён Русской православной церкви). 

В создании музея участвовали учёные А. Некрасов, И. Брунов, И. Бондаренко, Б. Денике, Н. Романов, В. Блаватский, А. Фёдоров-Давыдов, Д. Сухов, Е. Коваленская, Н. Виноградов, Е. Белецкая, В. Иванов. 

В основе собрания — материалы из Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГИМа, ГМИИ имени А. Пушкина, ряда краеведческих музеев. 

В 1964 г., слившись с созданным в 1945 г. музеем русской архитектуры имени Щусева, стал называться Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени Щусева. 

В фондах музея более 1 млн. единиц хранения; систематически пополняется материалами реставрационных и проектных организаций, частных лиц. Основа коллекции — фонд архитектурной графики: авторские проекты, рисунки, литографии, гравюры с изображениями городов, памятников архитектуры, ценнейшие обмеры архитектурных памятников, в том числе утраченных. В фонде декоративно-прикладного искусства — уникальная мебель 17—18 вв., скульптура, декоративные ткани, строительные материалы, с 11 в. применяемые в русском строительстве (образцы растворов, плинфы, кирпича, белокаменные архитектурные детали). В научной фототеке более 400 тыс. негативов и уникальных фотографий, в том числе работы известных фотомастеров И. Борщевского, Б. Дунаева, Н. Ушакова, А. Александрова. Особый интерес представляют макеты сооружений: Сухаревой башни, Красных ворот, Измайловского дворца, памятников русского деревянного зодчества, исполненная под руководством В. Баженова модель Большого Кремлёвского дворца. 

Экспозиция музея рассказывает об истории отечественной архитектуры с X в. до наших дней. Проводятся периодические выставки. Музей издаёт каталоги по фондам, сборники статей. 

С 1945 г. располагается в бывшем особняке Талызина.

Музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурно-градостроительного наследия. Коллекции включают более 1 миллиона единиц хранения. До начала 1990-х гг. располагался на территории Донского монастыря. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России. Наиболее ценными из них являются фрески Троице-Макарьевского монастыря города Калязина (17 в.), коллекция мебели (19 в.), авторские модели архитектурных сооружений. 

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В его структуру входят научная библиотека, архив, реставрационные мастерские.

Работает НИИ теории архитектуры и градостроительства.


В день переворота Екатерина II появилась перед гвардейскими частями в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье она не сочла возможным, а времени на пошив мундира не было. Пришлось «одолжиться» у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Впоследствии этот мундир, украшенный Андреевской звездой, был возвращен хозяину. А Талызин почти через четверть века, выйдя в отставку действительным камергером и тайным советником, поселился в Москве и приобрел у грузинского царевича Георгия Багратиони двор на Воздвиженке (современный дом № 5/25).
Документальная история этого владения прослеживается с 1620-х годов. Тогда участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. В середине века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича. В 1659 году казна приобрела его двор для размещения Нового аптекарского двора. В 1670-е годы здесь началось активное строительство под руководством «дворцовых каменных дел подмастерского сына» Гурия Варфоломеева. Вдоль Шуйского (ныне Староваганьковского) переулка возвели дошедшую до наших дней Трапезную палату Аптекарского двора. В начале XVIII века, после переезда Аптекарского двора в Мещанскую слободу, владение перешло к известному петровскому дипломату В. Долгорукому. Возможно, именно при нем был построен дворовый корпус, известный как «Дом садовника». При императрице Анне Иоанновне Долгорукий был арестован, его двор передан «царю грузинскому Вахтангу», лишившемуся престола Картли и переехавшему в Россию. В это время появился каменный дом на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, вероятнее всего, по проекту П. Еропкина. Возможно, эта палата частично сохранилась в объеме современного дома.
У наследников Вахтанга VI и приобрел усадьбу А. Талызин. К 1787 году по красной линии Воздвиженки было поставлено трехэтажное здание с двумя флигелями. Автор проекта неизвестен. По одной из версий, это был М.Ф. Казаков. Ансамбль усадьбы Талызиных зафиксирован в его «Архитектурных альбомах».
Двор принадлежал Талызиным до 1805 года, затем был продан купцам Устиновым. Усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку. При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов – представитель этой фамилии.
В 1845 году владение было продано Министерству финансов и здесь поселились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. В середине 1890-х годов боковые части главного дома были надстроены третьим этажом, здание приобрело нынешние формы.
В 1920 году в особняк въехал Секретариат ЦК РКП (б). Здесь находились рабочие кабинеты Сталина и секретарей ЦК Молотова и Куйбышева.
Затем в здании попеременно располагались Госплан СССР и Министерство юстиции.
В 1930 годы усадьбу превратили в общежитие, потом в коммунальное жилье. Дворец был превращен в клоаку. Серьезно пострадали интерьеры.
Сразу после Великой Отечественной войны часть здания была передана вновь созданному Музею русской архитектуры. Начавшаяся реставрация осложнялась тем, что в доме продолжали жить люди. Последний жилец выехал в январе 1961 года. Реставрационные работы продолжаются.
Музейный комплекс составляют: Главный дом усадьбы с флигелями;  Трапезная палата Нового аптекарского двора (служебный флигель); бывший Конюшенный корпус (служебный флигель, флигель «Руина»);  «Дом садовника».
• Бывший дом и флигель городской усадьбы К. Разумовского (№ 6/2, стр. 1, 3, 5, 18 — начала 20 веков). 

Некогда главный дом большой усадьбы, включавшей также церковь Знамения на Шереметевом дворе. 

Усадьба в 17 в. была частью обширного Романова двора, принадлежавшего Н. Романову; с конца 17 в. ею владели Нарышкины, с середины 18 в. — К. Разумовский, с 1799 г. — Н. Шереметев. 

В основе дома Шереметева — одноэтажный каменный дворец начала 18 в., перестроенный после 1760 и в 1778 гг. в стиле раннего классицизма (возможно, по проекту французского архитектора Ш. де Вайи); центр здания выделен повышенным ризалитом, в котором устроен второй (жилой) этаж — мезонин. Декоративная отделка фасада отличается строгостью, изяществом, тонкой графикой линий; использованы детально проработанные классические карнизы, фризы, орнаментальные межэтажные тяги. Стройные формы центрального ризалита подчёркнуты пилястрами коринфского ордера и треугольным фронтоном. Боковые ризалиты декорированы парами ионических полуколонн и лучковыми фронтонами. К парадному подъезду, оформленному арочными проёмами, вели полукруглые пандусы. 

Дом располагался в глубине парадного двора, обращённого в сторону улицы Воздвиженки; от улицы его отделяла монументальная каменная ограда с колоннами (не сохранилась). 

В доме Шереметева размещались разные учреждения, в том числе Московская городская дума и Охотничий клуб.

• Бывший жилой дом священнослужителей кремлевских соборов с кельями Крестовоздвиженского монастыря (№ 7/6, стр. 1; 18-19 века).

• Бывший жилой дом прокурора Синодальной конторы (№ 7/6, стр. 2; 1817 год постройки). Двухэтажное здание. Арх. И. Лизогубов.

• Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (№ 8/1, стр. 1). 

Бывший «Наугольный» дом Н. Шереметева – памятник архитектуры зрелого классицизма. 

Построен в 1790-х гг. для графа А. Разумовского, с 1799 г. принадлежал графу Н. Шереметеву. 

Располагается на углу улицы Воздвиженки и Романова переулка, представляет собой большой городской особняк с эффектно выделенной, увенчанной куполом угловой полуротондой. Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперёд и пластически сопоставлены с объёмом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окружённой просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приёму здание, при всей строгости и рациональности его решения, приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с чёткими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проёма, с помощью которого подчёркиваются укрупнённый масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделённым пластичными колонками окном. 

После пожара 1812 г. здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скруглённого аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу и получивших более замкнутый, камерный характер.

Особняк построен в 1790-х гг. для Алексея Разумовского, но еще до окончания стройки был выкуплен его шурином Николаем Шереметевым. 

Внутреннюю отделку заканчивали уже после покупки, в 1799 г.

В 1801 г. в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу граф, сенатор, обер-камергер двора Николай и его молодая жена – Прасковья Ковалёва (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.


Трехэтажное здание в стиле позднего классицизма расположено на пересечении Воздвиженки и Романова переулка. Особое внимание в нем привлекает угловая купольная ротонда, опоясанная колоннами тосканского ордера. Ее живописность подчеркнута более сдержанным оформлением фасадов боковых корпусов. Сведений о ранней истории дома сохранилось немного. Исследователи не имеют единого мнения ни о точной дате постройки, ни об имени архитектора. Известно лишь, что строительство началось в 1790-е гг. по заказу А.К. Разумовского, сына графа К.Г. Разумовского, знаменитого вельможи елизаветинских времен. В 1799 г. Разумовский продает дом своему зятю Н.П. Шереметеву. Наследник знатного рода, блестящий придворный, владелец лучшего крепостного театра, Николай Петрович Шереметев вошел в историю как меценат и благотворитель, дерзнувший к тому же на неслыханное – презреть сословные рамки и жениться на собственной крепостной, талантливой актрисе Прасковье Ивановне Жемчуговой. В новом доме Шереметев обосновался лишь в 1801 г. Год этот был поистине судьбоносным для графа и его избранницы: их многолетний союз, наконец, был освящен узами законного брака. Однако прожили здесь супруги недолго. Вскоре они переехали в Петербург, а в 1803 ушла из жизни Прасковья Ивановна. Так, «наугольный» дом стал последним московским адресом этой удивительной женщины, память о которой продолжает жить вот уже третье столетие. Граф Шереметев посвятил остаток жизни делам милосердия и почти успел завершить устройство Странноприимного дома (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского), задуманного еще при жизни супруги. Но в 1809 г. не стало и его. Дом на Воздвиженке перешел сыну Дмитрию, продолжившему благородное дело отца. Его заботами увеличились возможности Странноприимного дома, до 1917 года остававшегося на попечении Шереметевых. Значительные суммы жертвовал он и на строительство учебных заведений, церквей и благотворительных учреждений. Последний из дореволюционных владельцев дома - Сергей Дмитриевич Шереметев - известен не только как общественный деятель, но и как автор многих трудов по истории Москвы и подмосковных усадеб. Среди них – книга о родовом особняке на Воздвиженке, в которой с любовью и старанием описаны не только само здание и жившие в нем люди, но и дух того далекого времени. После смерти С. Д. Шереметева в конце 1918 г. старинный особняк отдали под коммунальное жилье. В конце XX в. дом лишился одного из главных своих украшений – лестниц парадного входа, к счастью, ныне восстановленных. Дом отреставрирован. Сейчас в здании размещаются «Москомстройинвест» и Департамент развития новых территорий г. Москвы.

• Бывший дом генерала В. Грушецкого (№ 9; 18-19 века). 


Дом 9 по Воздвиженке - адрес не только литературный, но и исторический. Дом не только нашел отражение в романах "Анна Каренина" и "Война и мир", но был тесно связан с семьей самого графа Л. Н. Толстого.
Строителем этого дома был полковник В. В. Грушецкий, купивший владение в 1774 году. Василий Владимирович Грушецкий (1743 – 1813) – офицер лейб-гвардии Семеновского полка, участник русско-турецкой войны 1768 -1774 годов. Зять и ближайший соратник покорителя Крыма князя В.М. Долгорукова-Крымского. Участник штурма Перекопа и Алуштинского сражения. В 1771 году полковник Грушецкий доставил императрице Екатерине II реляцию о взятии Перекопа. Впоследствии генерал, сенатор.
Дом на Воздвиженке унаследовала дочь Грушецкого Прасковья Васильевна, вторая супруга Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (1768 – 1851) – отца трех декабристов. В 1816 году Муравьевы продали дом и переехали на Старую Басманную улицу.
Покупателем дома стал екатерининский генерал князь Николай Сергеевич Волконский (1753 – 1821) – дед Льва Толстого по матери, хозяин и устроитель усадьбы Ясная Поляна, прототип старого князя Болконского из романа «Война и мир». Сам «старый, мрачный дом на Воздвиженке» фигурирует в романе. Здесь Наташа Ростова представляется старому князю, здесь устраивается партия княжны Марьи Болконской и графа Николая Ростова – прототипов родителей Льва Толстого.
В 1830-е годы усадьба перешла к богатейшим рязанским дворянам Рюминым. Дом Рюминых был хорошо известен Толстому, здесь на балу он увидел княжну Прасковью Сергеевну Щербатову, будущую графиню Уварову, ставшую прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной».
Архитектурный облик дома изменился на рубеже XIX – XX веков. Фасад по Воздвиженке с гербовым щитом над балконом выполнен архитектором Константином Терским в 1897 году, а корпус по Крестовоздвиженскому переулку с угловым купольным объемом пристроил архитектор Петр Заруцкий в 1907 году.


Здание 18 века принадлежало Н. Волконскому, деду Л. Толстого. Писатель описал это здание как дом старого князя Болконского в романе «Война и мир». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_460.html.

Особняк построен в 1907 г., архитектор П. Заруцкий; в 1923–1939 гг. в нём располагалось издательство «Крестьянская газета».

В июне 2013 года началась надстройка здания и снос старинных перекрытий.

• Торгово-офисный комплекс «Воздвиженка Центр» (№ 10; с 
2008 года; на месте бывшего здания «Военторга»). 

Прежний «Центральный военный универсальный магазин» (бывший дом экономического общества офицеров) был построен в 1912 г. по проекту архитектора С. Залесского. 

В 1990-х здание признали аварийным. 

Закрыли в 1992 году. 

Сначала хотели делать ремонт без закрытия, поэтажно. Начали с четвёртого. От вибрации отвалилась мраморная плита с облицовки колоны и убила продавщицу, чей прилавок стоял на первом этаже. Её напарнице перебило ключицу. После этого м-н закрыли. Но ещё год работал один отдел на углу, со входом с улицы. 

В 2003 году мэр Лужков начал снос Военторга. Министр культуры М. Швыдкой обращался с письмами к мэру и к президенту, призывая остановить снос, но его усилия не увенчались успехом. 

В 2004 году началось строительство нового Военторга. 

Новое здание Военторга построено в 2008 г. По опросу ведущих московских архитекторов, проведённом в начале 2010 г., торгово-офисный центр «Военторг» занял первое место в списке самых уродливых зданий столицы.

Сразу бросается в глаза, что исчезли прежние строгие оконные проемы – появились жуткие алюминиевые переплеты с зеркальными стеклами, как в дешевых сборных торговых павильонах (такой стоит рядом с Военторгом – там торгуют «Роллс-Ройсами»). Здание Залесского все тянулось вверх, было очень "вертикальным", воздушным – новое больше напоминает комод. Фасад испорчен – изменена форма и появился традиционный для московского новодела стеклянный купол: «Совмещение чудовищной трехэтажной мансарды, круглого купола по новой московской моде и элементов модерна – вопиющая безвкусица, провинциальная гадость», – считает Давид Саркисян, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева. «Вместо элегантного модерна возводится заурядное сооружение "в старинном стиле". Подобного мнения придерживается и член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко: «Формы, которые приобрел новый "Военторг", далеки от подлинных. Я уже не говорю о масштабе, пространственном решении. Здесь каждая деталь увеличена многократно. На главном фасаде использованы сохраненные элементы от подлинного "Военторга", но они не спасают положение. Итак: на месте архитектурного шедевра появилось здание, каких сейчас в Москве много. Зачем-то сделан выпуклым и трехчастным главный угловой ризалит строго прямоугольного здания, центральная часть напоминает пузо; башня ризалита награждена, помимо варварски сделанного купола, 4-мя башенками в 2 ряда, напоминающих рожки; мансарды непонятно зачем сделаны, да еще наклонными, а еще огромная мраморная завитушка – универсальный элемент нового декора здания – азербайджанский свернутый половичок, насаженный на лаконичный модерн.
Взяли каркас и тупо вписали в габариты участка и ограничения по высоте. Эскиз фасада загнали в компьютер и растянули до заданных размеров. Для девелоперов не существует слов гармония, польза, прочность, красота.

• Бывшая городская усадьба Матюшкиных — М. Азанчевского — Г. Устинова (№ 12, 19 век).

• Автосалон «Авилон» (№ 12). 

На этом месте в сквере на углу Большого Кисловского пер. (бывшей ул. Семашко) ул. Новый Арбат (бывшего просп. Калинина) до 1991 г. находился памятник Председателю Верховного Совета СССР М. Калинину. 

Здание построено в 1996 году. 

Некоторое время здесь находился автосалон Rolls Royce, затем здесь находился автосалон по продаже премиальных подержанных автомобилей Autolehmann.

• Бывший главный дом, хозяйственный флигель и сторожка усадьбы Варвары Морозовой (№№ 14, стр. 1–3, 16, стр. 2; 19 век).

Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 гг. архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и мецената, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой.

В 1885 г., вступив в права наследования после смерти мужа, Абрама Абрамовича Морозова, Варвара Алексеевна покупает владение Долгоруких на Воздвиженке, где строит для себя особняк в неоклассическом стиле. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.

Р.И. Клейн работает над особняком Морозовой в 1886-1888 гг. До постройки самого знаменитого его творения, здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, остается еще 10 лет, но профессионализм молодого архитектора уже очевиден. В неопубликованной книге Л.М. Смирновой и А.А. Демской "Архитектор Роман Клейн" об особняке В.А. Морозовой сказано: "…зодчий создает как бы итальянизированное палаццо городского типа, с непременным фонтаном в саду, парадными въездными воротами и чугунной оградой, с хозяйственными постройками в глубине двора, главный фасад двухэтажного каменного дома, поднятого на высокий уровень, помпезен. Признаки высокого достоинства его владельца налицо: грифоны и стилизованные лилии, боковые ризалиты в виде портиков, колонны, обрамляющие крупные оконные проемы, и т.д. Но в целом декор здания несколько схематичен и дробен. Конечно, это московская реминисценция итальянского образца и по фронтальному, и по пространственному решению, и по ритмике, и по соотнесенности со спецификой русской городской усадьбы. … Однако за репрезентативной оболочкой здания трудно угадать сложную и хитроумную планировку внутреннего пространства с его переходами, лестницами, за исключением, пожалуй, парадных залов, украшенных помпеянской росписью и мраморными каминами".

Об интерьерах особняка мы читаем у Н.А. Варенцова: "…внутренность особняка была обставлена комфортабельно в английском духе, и не отличалась безумной роскошью, как это можно было видеть у некоторых московских богачей".

Строительство этого особняка положило начало многолетнему сотрудничеству В.А. Морозовой и Р.И. Клейна. Впоследствии Клейн выполняет для нее ряд заказов, в основном благотворительного назначения: раковую больницу им. Морозовых при Московском университете на Девичьем поле, общежитие и больницу при Тверской мануфактуре в Твери, и ряд общественных зданий.

Дом на Воздвиженке вскоре становится одним из центров общественной и интеллектуальной жизни Москвы. В салоне В.А. Морозовой бывали выдающиеся деятели русской культуры: А.П. Чехов, с которым она дружила, Л.Н. Толстой, начинаниям которого она часто помогала, А. Белый, В. Брюсов, А. Блок, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, П. Боборыкин, Н. Михайловский, художники В. Серов, А. Васнецов, В. Суриков, и многие другие. Часто бывали профессор Умов, И.И. Мечников. В доме Морозовой останавливалась известная артистка М.Г. Савина, когда приезжала в Москву, чтобы дать в нем благотворительный спектакль в пользу Народного университета. Сохранился план здания, нарисованный для нее В.А. Морозовой.

В.А. Морозова была заметной фигурой в среде московской либеральной интеллигенции, и общественная жизнь в ее доме часто заходила настолько далеко, что дом постоянно находился под негласным надзором полиции, а в списке неблагонадежных людей Москвы она входила в первую двадцатку, занимая в ней 15-е место. 16-е место занимал ее гражданский муж, В.М. Соболевский, редактор и издатель газеты "Русские Ведомости".

В доме Морозовой собирался оппозиционный "Союз освобождения" (попеременно с квартирами Новосильцева и Маргариты Морозовой). Устраиваемые "Союзом освобождения" лекции имели большой успех. Сведения о них сохранились в документах Департамента полиции: "24 апреля у Варвары Морозовой опять состоялось многолюдное собрание, на котором читал лекцию писатель Скворцов, доказывающий необходимость создания в настоящее время определенных политических партий и вред наносимый общему реформенному делу существующими ныне профессиональными союзами... По окончании сообщения Скворцова говорил адвокат Жданов и какой-то неизвестный, речь коего была настолько крайнего направления, что В. М. просила одного из присутствующих прервать эту речь, что весьма обидело оратора, но речь он все же прекратил". Однако Морозова была слишком влиятельной фигурой, чтобы полиция решилась вмешаться, поэтому было решено, что "принятие тех или иных мер по отношению к означенным собраниям всецело зависит от усмотрения Московского Генерал-губернатора".

Так, в 1905 г. в ее доме в течение некоторого времени собиралась группа большевиков (К.К. Покровский, Скворцов-Степанов, С.И. Мицкевич (впоследствии заведовавший Музеем революции), Н.Л. Рожков).

В советское время особняк В.А. Морозовой подвергся внутренней перепланировке, однако парадная анфилада с морозовскими интерьерами была сохранена.

В 2007 – 2013 годах на объекте проведены реставрационные работы. В итоге восстановлен лепной декор фасадов, воссоздано утраченное крыльцо главного входа, отреставрирован фриз главного фасада.
По результатам лабораторных химико-технологических исследований стратиграфии красочных слоев была определена и восстановлена перво начальная цельная окраска фасадов в светлых тонах, "под натуральный камень".

В интерьерах провели реставрацию анфилады парадных залов. С учетом стилистических особенностей каждого зала и требований проекта приспособления были подобраны осветительная арматура, мебель и драпировки оконных проемов. Восстановлен первоначальный облик садового фонтана и ограды с воротами по улице Воздвиженка.

Сегодня залы парадной анфилады особняка используются для приемов глав иностранных делегаций. 

– Стр. 1. Дом Варвары Морозовой (матери владельца соседнего особняка Арсения Морозова), урожденная Хлудова (1848-1917). Умная, талантливая, практичная женщина, которая умело обращалась с коммерческими делами и управлением семейным фабричным комплексом в Твери. Она была известна в Москве благотворительностью в особенности созданием свободной публичной библиотеки и читальных залов, которые открылись в 1885 в памяти об Иване Тургеневе. 

Здание построено в 1886 г. Перестраивалось в 1891 г. и в 1910-х гг. Архитекторы Р. Клейн, В. Мазырин. 

В 2009 году начата полная реконструкция – от подвала и до крыши не осталось ничего, кроме внешних стен.

– Стр. 2. Хозяйственный флигель усадьбы В. Морозовой (с 1920-х гг. общежитие и типография Международного аграрного института), 1819 г., 1887 г., арх. Р. Клейн, 1930 г., инж. В. Дедов. 
– Стр. 3. Сторожка усадьбы В. Морозовой, 1887 г., 1900 г., архитектор Р. Клейн.

• Дом приемов Правительства Российской Федерации (№ 16; 1898 год постройки; бывший особняк купца Арсения Морозова; в советское время — Дом дружбы с народами зарубежных стран). Особняк построен в 1894—99 по проекту архитектора В. Мазырина в «мавританском» стиле, заказанном его владельцем Арсением Морозовым как напоминание о понравившемся ему при посещении Португалии средневековом замке в Синтре. За кружевную резьбу аттика и балконной решётки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, имитирующими крепостные ворота, за стены, покрытые экзотическими морскими раковинами, получил название «испанское подворье». Все интерьеры роскошно оформлены в подчёркнуто разном стиле; особенно выделяются античный дворик с мозаикой и зал в стиле классицизма. С 1917 в здании размещался театр, затем Пролеткульт (члены которого здесь же и проживали). «Здание построено в 1899 году по проекту архитектора В. А. Мазырина».

Мечтой купца Арсения Мороза было построить «самый диковинный дом в столице», поэтому вместе с известным русским архитектором Виктором Мазыриным он решил отправиться в путешествие по Европе. Они смотрели разные по своему строению здания, но наибольшее впечатление на них произвел дворец Пена в португальском городе Синтре, выполненный в национальном стиле мануэлино. Он и стал прототипом нового особняка.
Грандиозное строительство завершилось в 1899 году. Общая композиция здания — с подчеркнутой асимметрией — соотносится с архитектурой модерна. В оформлении парадного входа и боковых башен проявился неомавританский стиль. Весь особняк пестрит элементами различных стилей: проем в форме подковы с витыми колонами по бокам, фигурки в виде ракушек, ажурные карниз и аттик, классические колонны... Интерьеры также были очень разнообразны: парадная столовая выполнена в стиле русской готики, главная гостиная — ампир, будуар — в барочном стиле, имелись и арабские и китайские комнаты. При входе в само здание гостей встречают статуи рыцарей, привезенных из Германии. В этом доме довольно часто проходили банкеты, которые собирали весь столичный бомонд.
После 1917 года в особняке Морозова находился первый рабочий театр, где играли и ставили произведения известные деятели искусства — Эйзенштейн и Мейерхольд. С 1928 года дом стал резиденцией для японского посла, а во время военных лет здесь располагалась редакция английской газеты «Британский союзник». В начала 60-х годов он превратился в Дом дружбы с народами зарубежных стран. Уже в 2000-х годах его стали использовать для приемов высокопоставленных гостей, особенно зарубежных политических деятелей. Многие залы были отреставрированы, частично был восстановлен былой интерьер комнат.

Позднее — Дом дружбы с народами зарубежных стран.

Ранее на этом месте размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около её дома, участок купила Варвара Морозова, решив сделать подарок младшему сыну Арсению на его день рождения. Архитектором пригласили В. Мазырина. Тот подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением. Определиться же с тем, чего он хочет, будущий владелец никак не мог. 

Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», заказчик и архитектор отправились в длительное путешествие – Париж, Мадрид, Лиссабон. В поисках вдохновения путешественники приехали в португальский город Синтру – места, воспетые Байроном. Фантастически дивная природа и замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент. Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Надо ли уточнять, что на этом поиски были окончены. В 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома – и работа закипела. В 1899 году строительство было окончено (мемориальная доска арх. Мазырину Виктору). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_996.html.

Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Говорят, что и Варваре дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки, а Морозов-младший увлёкся мистическими и эзотерическими науками. На доме был выточен узел из канатов – талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл, да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени чудаковатый Арсений скончался.

Чуть позже выяснилось, что всё своё имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице. Вдова обратилась в суд, газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». Суд выиграла любовница.

За кружевную резьбу аттика и балконной решётки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, имитирующими крепостные ворота, и стены, покрытые экзотическими морскими раковинами, дом получил название «испанское подворье».

После революции в особняке Морозова разместились анархисты. Затем поселили Пролеткульт. Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями: «Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане».

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. 
В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год – посольство Индийской Республики. В 1959-м году особняк почти на полвека занял Дом дружбы с народами зарубежных стран. В 2003 году было принято решение о размещении в бывшем владении Морозова Дома приёмов Правительства РФ, что и произошло после окончания реставрации в 2006 году.
Раньше мы сюда ходили на концерты, когда это был Дом дружбы. Изуродовали здание металлическими листами с внутренней стороны ограды. Охраны (ФСО) там очень много, в том числе вооруженной. Поэтому и забор сделали непрозрачным. Вход запрещен и вряд ли когда-нибудь будет открыт. А в дни, когда это здание навещают чиновники, лучше вообще рядом не стоять.
• Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (№ 18/9; 18-19 века, бывший главный дом городской усадьбы Я. Шаховского — И. Краузе — Осиповских).

Этот дом стоит по старой красной линии улицы Воздвиженка и сохранился здесь с конца XVIII века. В 1783 году двухэтажный дом с антресольным этажом, с флигелями и парадными воротами с Калашного переулка построил князь Алексей Яковлевич Шаховской. Он был младшим сыном князя Якова Петровича Шаховского, обер-прокурора Святейшего Синода, автора известных автобиографических "Записок", от брака с Евдокией Егоровной Лопухиной, ур. Фаминцыной. Дом отца, где Алексей вырос, находился рядом, у церкви Бориса и Глеба, что на Арбатской площади.

С 1842 года владение переходит в руки врачей. Сначала им владел известный врач И.И. Краузе. В 1852 году архитектор Н.И. Козловский перестроил дом. В это время усадьба принадлежала штабс-ротмистру Николаю Яковлевичу Козлакову. Изменения в основном касались декора фасада и внутренних помещений. Первый этаж был приспособлен под магазины, остальные этажи под квартиры. Дом получил очень эффектный фасад, выполненный в стилистике рококо. Затейливые полукруглые наличники, фронтоны окон второго этажа украшены цветочными гирляндами, раковинами и волютами. Теперь в народе этот дом называют «рокайльным».

В 1868 г. усадьбу купил врач Дмитрий Тимофеевич Осиповский (1812—1881). Его отцом был известный ученый Тимофей Федорович Осиповский (1766—1832), профессор высшей математики и астрономии, ректор Харьковского Императорского университета. В конце жизни он переехал с семьей в Москву и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Его сын Дмитрий закончил медицинский факультет Московского университета и много лет проработал в Московской городской больнице, больнице для чернорабочих на Мясницкой и в Мариинской больнице. 14 июня 1878 года действительному статскому советнику Дмитрию Тимофеевичу Осиповскому с потомством высочайше пожаловано дворянство, и с этого времени во фронтоне дома расположился герб Осиповских.

Племянницей жены Дмитрия Тимофеевича была Елизавета Григорьевна Вареникова, соседка А.П. Чехова по Мелихову. Он вывел ее семью в своих рассказах «Крыжовник», «Соседи», «Три года». В 1900—1917 гг. Елизавета Вареникова жила в этом доме у своего двоюродного брата Дмитрия Дмитриевича Осиповского.


Россотрудничество правопреемник Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентра), Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. 

Существует с 1925 года.

Бывший главный дом городской усадьбы Я. Шаховского — И. Краузе — Осиповских. 

Построен в 1783 г., перестраивался в 1810—20 гг., 1852 г., конце 19 в.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Музей архитектуры им. А. Щусева (№ 5).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зона отдыха:

Сквер (у дома № 11, стр. 3; пешеходные дорожки, скамейки, газон и деревья, искусственное освещение).

Проезд:

Метро «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и «Александровский Сад».


Видео:




Состояние на 8.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий