четверг, 20 октября 2016 г.

улица Ленинская Слобода

Расположение:

Улица проходит по Даниловскому району (ЮАО) от Велозаводской улицы до Автозаводской улицы. 

На небольшом отрезке проходит вдоль берега Москвы-реки. 

В основном проходит по территории бывшей промзоны ЗИЛ. 

Недалеко – метро «Автозаводская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 1, 6 км.

История:

До 1924 года — улица Симоновская Старая Слобода (по слободе находящегося рядом бывшего Симонова монастыря).

Улица названа в 1924 году в честь советского вождя, создателя первого в мировой истории социалистического советского государства Владимира Ленина.

Нежилые объекты:

• Ресторан «Баязет» (№ 5). 1967 год постройки.
Бывшая пивная.
• Медцентр (№ 5, стр. 1). 
До 1950-х годов – вокзал станции Лизино (ранее – Лизин пруд) Лизинской железнодорожной ветки (1915—1950-е гг.). 
Грузовая станция Лизино использовалась несколькими предприятиями Симоновской слободы (сейчас – Даниловский район), в т.ч. заводами «Динамо» и ЗиЛ. 
Рядом ещё несколько схожих домов – тоже все станционные здания. 
Но на карте Мосгоргеотреста 1952 г. ветка доходила практически до МОЖД, и вокзал показан в районе Автозаводской ул. 3. 
Вокзал – скорее всего – это нынешняя цепочка одноэтажных зданий на территории подстанции скорой помощи. 
На старых фотографиях пути идут по проезду между домом 6а по Велозаводской ул. и подстанцией скорой помощи и далее по Автозаводскому скверу. И эти дома как раз находятся вдоль путей.
Небольшое двухэтажное здание, сложенное из красного кирпича, расположено в самом начале улицы Ленинская Слобода. 

Дом укрыт от посторонних глаз пышной тенью деревьев, чтобы лучше рассмотреть его, стоит подойти чуть ближе. Взгляд сразу привлекает выразительный декоративный фронтон, замковые камни окон, крупные элементы карниза. 

Старинная архитектура переносит зрителя в самое начало XX-го века, именно тогда и был построен этот дом, история которого заслуживает отдельного внимания. Сразу после постройки, с 1915 года здание служило вокзалом железнодорожной станции Лизино, Лизинской ветки. Станция Лизино - грузовая, необходимость ее возведения была вызвана активным развитием промышленности в Симоновской слободе(сейчас Даниловский район). Железнодорожная станция играла важную роль в развитии города, так как обслуживала два крупнейших Московских предприятия: заводы Динамо и ЗИЛ. 

Внешний облик вокзала Лизино перекликается с архитектурой пассажирских станций малого кольца Москвы, построенных архитектором А.Н. Померанцевым в период с 1903 по 1908гг. В обилии декоративных элементов обнаруживается удивительное сходство с зданием Старожиловского конезавода, возведенного в конце XIX века по проекту Ф.О.Шехтеля. Однако, на данный момент установить подлинное авторство данной постройки достаточно сложно. 

Весьма любопытна история названия станции. В то время в слободе, кроме железной дороги, существовали одноименные: Лизина площадь, Лизин тупик и Лизин пруд. Тот самый пруд, располагавшийся неподалеку от здания вокзала, упоминался в известном классическом произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 

Популярность истории Карамзина сделала Симоновский пруд местом паломничества романтических барышень, которые съезжались к нему со всего города. Вскоре сам пруд, соседние улицы и даже здание грузового вокзала получили новое официальное название - Лизино. В 1957 году станцию Лизино закрыли за ненадобность. На данный момент в историческом здании располагается районная женская консультация. Кстати, по соседству стоит еще одно здание старого железнодорожного комплекса, сейчас в нем находится подстанция скорой помощи.

• Офисы (№ 5 стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание.

• Финансово-казначейское управление ЮАО (№ 9). Четырехэтажное кирпичное здание 1936 года постройки. «Здесь в июле 1941 года был сформирован истребительный батальон Пролетарского района, впоследствии сражавшийся в составе 881 стрелкового полка 158-й Лиозненско-Витебской орденоносной дивизии».
Раньше тут была школа.

• Торгово-закусочный центр (№ 17). 
Бывшая фабрика-кухня завода «Динамо». 
Фабрика-кухня предназначалась для рабочих завода «Динамо», который производил электродвигатели для троллейбусов, трамваев и другую аппаратуру. 
Здание самого завода «Динамо» было построено в 1930 году, поэтому можно предположить, что и фабрика-кухня появилась в период с 1927 по 1930 год. Конструктивизм.

Предполагается, что автором фабрики является один из архитекторов жилого комплекса «Восточный», например, А. Мешков. Косвенным свидетельством этого может служить тот факт, что архитектор является одним из основных создателей фабрик-кухонь в Москве (на Ленинградском шоссе, в 1-м Боткинском проезде) и участвовал в создании других рабочих посёлков, сходных по стилистике с жильём на Восточной. 
В 1993 там еще была кулинария на первом этаже и 2 столовки, потом все переделали.

• МФЦ (№ 19 стр. 1). 
Ранее одноэтажное кирпичное здание типографии, построенное в 1932 году. 
В настоящее время три этажа, расположены офисы.
• Кафе (№ 19 стр. 2).
• Офисы (№ 19 стр. 4).
• Офисы (№ 19 стр. 32).
• Перестроенное здание бывшей конторы завода Александра Бари (№ 19а). 
До 2010 года тут находился деревянный дом конца 19 века – единственный сохранившийся дом Симоновской слободы. 
Потом его разобрали и построили новый, стилизованный под старый, но со стеклянной пристройкой.
• Деловой квартал (офисы, сервисы и магазины) «Симоновский» (№№ 19 и 26 с многочисленными строениями). «Владимир Ильич Ленин 7 ноября 1921 года выступал на торжественном собрании рабочих завода «Динамо» им. С.М. Кирова».
Бывшая территория завода «Динамо» им. Кирова.
Московский завод «Динамо» имени С. Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Часть продукции экспортировалась за границу.

Завод основан 12 мая 1897 г. на базе бельгийского акционерного общества, являлся российским подразделением американской фирмы «Вестингауз». Поначалу именовался «Центральное электрическое общество в Москве». Производил полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации.

В 1903 г. на заводе возникла большевистская партийная организация (одна из старейших в России). Рабочие активно участвовали в революциях 1905—1907 и 1917 гг. Добровольцы завода во время Гражданской войны сражались под Царицыном в составе Рогожско-Симоновского полка. 
7 ноября 1921 г. на собрании рабочих завода выступил В. Ленин; в 1929 г. коллектив завода организовал в Волгоградской области совхоз, который носил имя завода «Динамо».
К 1 мая 1932 г. завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки — «Владимир Ленин» (ВЛ19). 
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. Основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы: действовало более 100 конвейерных и поточных линий общей протяжённостью свыше 3,5 км. 
В 1973 г. выпуск продукции по сравнению с 1960 г. вырос в 2,5 раза. 
В 1972 г. на заводе созданы и применены личные планы повышения производительности труда, получившие широкую поддержку на многих предприятиях страны.
С 30 октября 2009 г. завод не существует. 
Производство давно прекращено, помещения разбираются на металлолом или сдаются в аренду. В основном здесь находятся автосервисы. Часть оборудования перенесена на площадки холдинга в других городах.
Московский электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. Кирова был основоположником отечественного электровозостроения, старейшим и крупнейшим в СССР производителем электрических машин для применения в самых разных отраслях, в последние годы завод выпускал электродвигатели, электрогенераторы и электрооборудование для транспортного машиностроения. В настоящее время предприятия фактически нет, а ОАО «АЭК «Динамо» сдает площади бывшего завода в аренду.

В 1897 году, на базе акционерного общества, зарегистрированного в Бельгии, было создано «Центральное электрическое общество в Москве». На нем была организована мелкосерийная сборка электрогенераторов, электродвигателей и электрооборудования для подъемных машин по лицензии западных фирм. 

Рабочие завода активно участвовали в революции 1905-1907 годов и в революции 1917 года, а во время Гражданской войны сражались под Царицыном в составе Рогожско-Симоновского полка.

В 1913 году завод был переименован в Русское электрическое сообщество «Динамо».

В 1923 году для физической и боевой подготовки личного состава ОГПУ была создана организация пролетарское спортивное общество «Динамо», названное по предложению Л. Недоли-Гончаренко, бывшего рабочего завода «Динамо». Общество существует до сих пор.

Электрификация Сурамского участка Закавказской железной дороги в 1920-х годах положила начало электрификации железных дорог в СССР. А собственным электровозостроеним СССР тогда не обладал. Поэтому первую партию электровозов купили за границей, а затем освоили их производство на территории СССР. С американской фирмой «General Electric» и итальянской «Техномазио Броун Бовери» были заключены контракты на поставку электровозов, с документацией, необходимой для организации производства подобных электровозов в СССР. Коломенский завод отвечал за изготовление механической части, а производство электрооборудования отдали заводу «Динамо». 

В 1932 году завод выпустил два тяговых электродвигателя ДПЭ-340 (электровозные двигатели постоянного тока мощностью 340 кВт) для оснащения электровозов американского производства. Вскоре был выпущен комплект электровозной аппаратуры, а с Коломенского завода поступила механическая часть электровоза сурамского типа. Развернулось их серийное производство (марка Сс: «Сурамский тип советского производства»).

Эти электровозы были непригодны к эксплуатации на большинстве железных дорог СССР. Тогда в 1932 года на заводе в сотрудничестве с Центральным локомотивопроектным бюро началась разработка товарно-пассажирского электровоза с 6 движущими осями. И вскоре электровоз был на заводе произведен. Коллективом рабочих завода было принято решение о присвоении новой серии электровозов имени Владимира Ленина, в результате чего серия получила наименование ВЛ19. Так было положено начало отечественной электровозостроительной промышленности полного цикла.

В 1934 году было выпущено 8 электровозов ВЛ19, а в 1935 году – 37.

В 1935 году предприятие стало называться Московским электромашиностроительным заводом им. С. Кирова. Инженерами завода был разработан электровоз, рассчитанный на питание от двух типов напряжения (1500 и 3000 В) на базе серийного локомотива ВЛ19. 

Во второй половине 1930-х годов постепенно прекратили выпускать электровозы серии ВЛ19 и стали делать новые типы электровозов с рекуперативным торможением на базе локомотивов сурамского типа. В 1938 году «Динамо» в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом разработали модернизированный электровоз серии СС – ВЛ22. До 1941 года завод построил около 40 электровозов этой серии. 

Во время Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции для фронта.

В конце 1941 года завод был эвакуирован на Урал в г. Миасс, а в Москве стали выпускать комплектующие для стрелкового оружия и ремонтировали бронированные машины и танки. 

После войны завод был полностью реконструирован, построены новые цеха.

В 1946 году завод построил электровоз ВЛ22-184 с новыми тяговыми электродвигателями. Затем производство электровозов было перенесено в Новочеркасск (НЭВЗ). Завод же сосредоточился на выпуске электродвигателей и электроооборудования. В 1950-х годах увеличивается выпуск тяговых электродвигателей для вагонов метро, трамваев, троллейбусов и т. д.

В 1970-х годах на заводе производительность выросла в 2, 5 раза по сравнению с 1960 годом. 

В 1974 году завод «Динамо» вошел в производственное электромашиностроительное объединение «Динамо».

В 1987 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, находящаяся на территории завода, была освобождена и передана Историческому музею, а в 1989 году – верующим, и здесь создали православный приход. Однако проход к храму до сих пор весьма затруднен. 

В 1989 году производственное электромашиностроительное объединение «Динамо» было преобразовано в научно-производственное объединение «Динамо».

В 1992 году завод «Динамо» был преобразован в Акционерную электротехническую компанию «Динамо».

В 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы произошла реорганизация промышленных территорий завода с сокращением производственных площадок, которые стали сдаваться в аренду. На базе цехов и подразделений завода было образовано несколько частных производственных структур, а ОАО «АЭК «Динамо» занималось реализацией продукции на экспорт. 

В 2008 году завод был закрыт, и таким образом его история фактически закончилась, оборудование и станки сдали в металлолом. Хотя пытались вывести производство в другие регионы (например, в Кузбасс), но ничего не получилось. С тех пор здания завода до нашего времени стоят и разваливаются, а некоторые уже снесены или модернизированы под торговые и офисные нужды (например, в одном из производственных зданий завода размещается известный на весь город магазин мебели «Roomer»). В 2015 году на территории завода на улице Ленинская Слобода начал работу бизнес-квартал «Симоновский». Планируется застройка части территории бывшего завода элитным жильем.

здание № 26 состоит из 2-х корпусов - юго-западного - дореволюционного и северо-восточного - 30-х годов. Это хорошо с тыловой стороны здания.

Фото № 26 см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475887075/

– Бизнес-центр «Омега Плаза» (3 здания). 
Территория бывшего кузнечно-котельного и меднолитейного механического завода инженера Бари в Симоновой слободе, основанного в 1893 году. 
После Октябрьской революции — Государственный котельный завод «Па-рострой» им. В. Лихачёва. 
Потом – территория завода «Динамо».
– Мебельный центр "Румер". 
Бывшее производственное здание завода "Динамо", построено в 1932 году. Конструктивизм. 
Открыто после реконструкции в 2013 г. 
В здании расположен мебельный центр "Румер", офисные помещения, на первом этаже здания - заведения общепита.
– Бизнес-центр «Симонов Плаза». 
Построен на месте литейного цеха завода «Динамо».
– Бизнес-центр «Слободской». 1972 год постройки. 
– Бизнес-центр «Пересветский». Двухэтажное кирпичное здание 1925 года постройки. 
– Бизнес-центр «Куликовский». Трехэтажное кирпичное здание 1971 года постройки.
– Бизнес-центр «Даниловский». Одноэтажное кирпичное здание кузницы. Построено в 1925 г., реконструировано в 2017 г.
– Бизнес-центр «Лизинский».
– Магазин «Roomer-Дисконт». 
Ранее на этом месте был склад, сгорел в 2014 году.
– Офисное здание. 
До 2008 года – здание центральной заводской лаборатории.
– Дом белорусской мебели.

– Торговый центр «Оранж Парк» (№ 26, стр. 2). 1971 год постройки. Реконструирован.

• Снегосплавной пункт «Мосводостока» (№ 21). 
Построен на месте двух деревянных жилых домов Симоновой слободы начала 20 века.
• Офисы (№ 21/3). 
Здание построено в 2015 году на месте последнего аутентичного дома Симоновской слободы начала 20 века. 
Поначалу собственник обещал здание только реконструировать, но в результате такой "реконструкции" исторический дом был полностью уничтожен.
• Экспериментальная ТЭЦ Всероссийского теплотехнического института (№ 23 с несколькими строениями). 
В 1916 году в Симоновой слободе было построено одно из самых прекрасных зданий предреволюционных лет, в псевдороманском стиле – здание 2-й городской трамвайной электрической станции. 

В 1913 году город приобрел участок на краю Симоновой слободы, за заводом Бари. Здесь было решено построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев. В Симоновой слободе город решил также устроить центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, город покупал землю у трех владельцев: Бари, Дервиза, и крестьян деревни Кожуховой. При этом землю под дорогами уступали безвозмездно. Был куплен участок свыше 10 десятин. От Сергиевой площади к станции должен был быть проложен одноколейный путь. 

К сооружению электрической станции было приступили в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, заказаны машины. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции на Берсеньевской набережной – 10000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москва-реки кабель к первой электрической станции для трамваев. 

Но работать станция так и не начала. В связи с Первой мировой и Гражданской войнами оборудование станции не было смонтировано. 
В 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту. В здании установили 10 паровых котлов и две турбины. 
Экспериментальная ТЭЦ института (ТЭЦ ВТИ) открыта 31 мая 1925 года.

На станции установлены котельные агрегаты с давлением пара до 35 МПа, паровые и газовые турбины, электрогенераторы, крупномасштабные стенды для экспериментальных работ.

С 1928 года ТЭЦ снабжала электроэнергией и паром промышленные предприятия (Завод имени Лихачёва, завод «Динамо» и другие).

Вырабатываемая ТЭЦ электроэнергия выдается в сеть. Теплом снабжается комплекс ВТИ.
• Территория бывших складов с прирельсовой базой. На территории хранились контейнеры, имелся рельсовый стреловой кран. 

Ранее, примерно до 2012 года, на территорию с южной стороны заходил веер путей со станции Симоново, часть которой располагалась на территории завода "Динамо". 
Впоследствии остатки путей можно было различить на территории в районе контейнерной площадки. 
Территория сильно запущена.

Здания на территории запланированы к сносу в рамках постановления 20.09.2016 г.

• Автосервис «Макси Моторс» (№ 30).

С 2016 года идет стр-во подстанции скорой медицинской помощи (№ 5).

Жилые дома (мало):

5 этажей (№ 4/10). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, почта, полиция.
5 этажей (№ 7). 1924 год постройки. Кирпичный. 

Изначально дом был трехэтажный. Потом надстроили два этажа. 

Верхние квартиры чуть больше находящихся под ними из-за разницы в толщине стен. 

В доме проживало руководство нефтебазы (которая на набережной). 

Хотя потом квартиры давали работникам нефтебазы (сначала были коммуналки, потом обычные).

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Автозаводская» пешком через улицу Мастеркова и на нескольких автобусных и троллейбусных маршрутах.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475887321/

Видео:



Состояние на 18.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий