Расположение:
Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Мясницкой улицы до Большого Харитоньевского переулка.
Проходит рядом с Чистопрудным бульваром (Бульварным кольцом) и параллельно ему.
Рядом – метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».
Описание:
Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Мясницкой улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 350 метров.
История:
Переулок назван в 19 веке по фамилии местного домовладельца конца 18 века — купца Петра Гусятникова (также как и бывшая Гусятниковская улица – сейчас Летниковская улица).
Гусятников переулок образовался как проезд вдоль стены Белого города с Мясницкой улицы в Большой Харитоньевский переулок.
Дом 1/32 построен в 18 в.
В начале 20 в. в переулке появились большие доходные дома, по своему масштабу мало соответствующие незначительной ширине и протяжённости переулка (д. 3/1—1910, архитектор Б. Нилус; д. 11 — 1912, архитектор В. Дубовской; д. 13 — 1910-е гг., архитектор О. Пиотрович).
Гусятников переулок образовался как проезд вдоль стены Белого города с Мясницкой улицы в Большой Харитоньевский переулок.
Дом 1/32 построен в 18 в.
В начале 20 в. в переулке появились большие доходные дома, по своему масштабу мало соответствующие незначительной ширине и протяжённости переулка (д. 3/1—1910, архитектор Б. Нилус; д. 11 — 1912, архитектор В. Дубовской; д. 13 — 1910-е гг., архитектор О. Пиотрович).
В 1933-1993 годах — Большевистский переулок (по располагавшемуся поблизости (в переулке Стопани, ныне — переулок Огородная Слобода) в 1930-х годах Всесоюзному обществу старых большевиков).
Нежилые объекты:
• Бывший дом Э. фон Беренса (№ 7; 1880 год постройки).
Фидлер выстроил здание в так называемом новогреческом стиле с ионическими пилястрами, вставками с акротериями и меандром. «Неогрек» подразумевал строгое следование античным образцам.
В 1903 г. здание перестраивали.
После революции дом отдали под коммуналки, в одной из которых жил (в 1920-х гг.) кинорежиссер Г. Рошаль.
Изначально усадьба состояла из двух симметричных строений, но в 1960-х гг. левый корпус снесли для расширения посольства Швейцарии.
В 2016 г. в доме была проведена реставрация.
Желтый неброский деревянный дом с мезонином отступает от красной линии Гусятникова переулка. Усадьба потомственного дворянина коллежского асессора Эдуарда Андреевича фон Беренса была построена в 1871 году архитектором М.А. Фидлером. Она представляла собой уникальное явление: не было главного корпуса и флигелей, а были два разнесенных симметричных строения.
В 1892 году владение, занимавшее участки 5 и 7 в Гусятниковом переулке, числилось за Э.А. Беренсом, а в 1905 году усадьбу перестроили под училище по проекту Н.Н. Благовещенского. В 1914 году Э.А. Беренс был собственником усадьбы. Здесь же жила его жена Эмма Ивановна фон Беренс.
После революции дом был национализирован и отдан под коммунальные квартиры. В 1920-х годах в одной из коммунальных квартир этого дома жил будущий кинорежиссер Григорий Львович Рошаль.
Серьезный урон был нанесен усадьбе в 1960-х годах, когда срыли ее левый корпус в угоду швейцарскому посольству. На доме сохранилась старая табличка «Строительно-монтажное управление №1». Кто теперь владелец этого дома – неизвестно.
• Федеральный кадастровый центр «Земля» и Ростехинвентаризация (№ 11; 1912 год постройки; бывший доходный дом М. Эпштейна; «Дом с рыцарем» — над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках).
Ранее на этом месте стоял дом, в котором в 1886-1904 гг. жил ученый Н. Жуковский.
Этот дом построен в стиле псевдоготики по проекту В. Дубовского.
Статуя рыцаря – московская визитная карточка архитектора Дубовского.
Асимметричная композиция фасада здания отличается изобретательностью, любовью к необычной антропоморфной или зооморфной детали, характерными для творчества известного московского зодчего нач. 20 в. Скульптурные детали этого здания выразительней его общей композиции. Над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках, неодобрительно поглядывающего вниз (из-под готического козырька) на подходящих к дому. Уникальна капитель вытянутой колонки под эркером четвертого и пятого этажей — ее составляют два согбенных, но улыбающихся человечка в средневековых костюмах, разделенные гербом под дворянской короной. Над входом в готических нишках расположились тельца ящериц. Все это «фасадное население» оживляет композицию, делает ее наполненной особенной неповторимой жизнью.
После октябрьского переворота в шести роскошных квартирах дома – их было всего шесть, потому что одна квартира занимала целый этаж – были устроены коммуналки.
Расселили коммуналки в 1980 г., и после уничтожения остатков роскоши в 1981-1982 гг. в него вселился Всесоюзный научно-исследовательский центр «АИУС-Агроресурсы".
Фидлер выстроил здание в так называемом новогреческом стиле с ионическими пилястрами, вставками с акротериями и меандром. «Неогрек» подразумевал строгое следование античным образцам.
В 1903 г. здание перестраивали.
После революции дом отдали под коммуналки, в одной из которых жил (в 1920-х гг.) кинорежиссер Г. Рошаль.
Изначально усадьба состояла из двух симметричных строений, но в 1960-х гг. левый корпус снесли для расширения посольства Швейцарии.
В 2016 г. в доме была проведена реставрация.
Желтый неброский деревянный дом с мезонином отступает от красной линии Гусятникова переулка. Усадьба потомственного дворянина коллежского асессора Эдуарда Андреевича фон Беренса была построена в 1871 году архитектором М.А. Фидлером. Она представляла собой уникальное явление: не было главного корпуса и флигелей, а были два разнесенных симметричных строения.
В 1892 году владение, занимавшее участки 5 и 7 в Гусятниковом переулке, числилось за Э.А. Беренсом, а в 1905 году усадьбу перестроили под училище по проекту Н.Н. Благовещенского. В 1914 году Э.А. Беренс был собственником усадьбы. Здесь же жила его жена Эмма Ивановна фон Беренс.
После революции дом был национализирован и отдан под коммунальные квартиры. В 1920-х годах в одной из коммунальных квартир этого дома жил будущий кинорежиссер Григорий Львович Рошаль.
Серьезный урон был нанесен усадьбе в 1960-х годах, когда срыли ее левый корпус в угоду швейцарскому посольству. На доме сохранилась старая табличка «Строительно-монтажное управление №1». Кто теперь владелец этого дома – неизвестно.
• Федеральный кадастровый центр «Земля» и Ростехинвентаризация (№ 11; 1912 год постройки; бывший доходный дом М. Эпштейна; «Дом с рыцарем» — над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках).
Ранее на этом месте стоял дом, в котором в 1886-1904 гг. жил ученый Н. Жуковский.
Этот дом построен в стиле псевдоготики по проекту В. Дубовского.
Статуя рыцаря – московская визитная карточка архитектора Дубовского.
Асимметричная композиция фасада здания отличается изобретательностью, любовью к необычной антропоморфной или зооморфной детали, характерными для творчества известного московского зодчего нач. 20 в. Скульптурные детали этого здания выразительней его общей композиции. Над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках, неодобрительно поглядывающего вниз (из-под готического козырька) на подходящих к дому. Уникальна капитель вытянутой колонки под эркером четвертого и пятого этажей — ее составляют два согбенных, но улыбающихся человечка в средневековых костюмах, разделенные гербом под дворянской короной. Над входом в готических нишках расположились тельца ящериц. Все это «фасадное население» оживляет композицию, делает ее наполненной особенной неповторимой жизнью.
После октябрьского переворота в шести роскошных квартирах дома – их было всего шесть, потому что одна квартира занимала целый этаж – были устроены коммуналки.
Расселили коммуналки в 1980 г., и после уничтожения остатков роскоши в 1981-1982 гг. в него вселился Всесоюзный научно-исследовательский центр «АИУС-Агроресурсы".
Жилые дома:
5 этажей (№ 3/1, стр. 1; 1910 год постройки, бывший доходный дом С. и А. Плещеевых).
Построен по проекту архитектора Б. Нилуса. Респектабельный дом с выразительными, сильно выступающими из плоскости стены полукруглыми эркерами, являющимися основными акцентами фасадной композиции. Угол здания на пересечении с переулком завершен волнообразным аттиком, заметным в силуэте застройки.
Дом капитально реконструирован в 1980-х гг.
3 этажа (№ 4, стр. 3, 4; конец 19 – начало 20 веков; бывший доходный дом).
9 этажей (№ 9; 1964 год постройки). Кирпичный.
5 этажей (№ 13/3, стр. 1; 1910 год постройки; бывший доходный дом).
Архитектор О. Пиотрович.
В здании использованы те же традиционные для архитектора декоративные лепные украшения, что и в домах в Подсосенском, Лялином и Дегтярном пер. Отличительная особенность здания — декоративная горизонтальная тяга между третьим и четвертым этажами с лихими спиральными завитками, навеянными орнаментикой московского ампира.
Построен по проекту архитектора Б. Нилуса. Респектабельный дом с выразительными, сильно выступающими из плоскости стены полукруглыми эркерами, являющимися основными акцентами фасадной композиции. Угол здания на пересечении с переулком завершен волнообразным аттиком, заметным в силуэте застройки.
Дом капитально реконструирован в 1980-х гг.
3 этажа (№ 4, стр. 3, 4; конец 19 – начало 20 веков; бывший доходный дом).
9 этажей (№ 9; 1964 год постройки). Кирпичный.
5 этажей (№ 13/3, стр. 1; 1910 год постройки; бывший доходный дом).
Архитектор О. Пиотрович.
В здании использованы те же традиционные для архитектора декоративные лепные украшения, что и в домах в Подсосенском, Лялином и Дегтярном пер. Отличительная особенность здания — декоративная горизонтальная тяга между третьим и четвертым этажами с лихими спиральными завитками, навеянными орнаментикой московского ампира.
Нумерация зданий не полностью строгая и упорядоченная.
Некоторые здания в переулке числятся по соседним улицам.
Достопримечательности:
Здания 19 – начала 20 веков.
Зон отдыха нет.
Проезд:
От метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» и «Тургеневская» пешком через Мясницкую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.
Видео:
Состояние на 9.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий