Расположение:
Улица
проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Нижней Краснохолмской
улицы до Валовой улицы (часть Садового кольца).
Недалеко – Водоотводный канал и
Москва-река.
Метро «Павелецкая» и рядом Павелецкий вокзал.
Описание:
Улица с
двухсторонним движением автотранспорта (по пять полос в каждом направлении).
Тротуар – с одной стороны. Озеленение слабое. Длина – около 450 метров.
История:
Улица названа в 1820-х годах по участку вала Земляного города, примыкавшему к улице Зацепа.
Возникла в 1820-х гг. после сноса Земляного вала.
До середины 19 в. застраивалась деревянными домами, заселялась купцами и мещанами.
В 1890-х гг. на углу Зацепского вала и современной улицы Бахрушина был основан А. Бахрушиным Театральный музей (д. 12/31; ныне имени А. Бахрушина).
С 1940-х гг. застраивалась каменными многоэтажными жилыми домами.
К улице примыкает Павелецкая площадь.
Раньше эта
улица часто объединялась с Валовой улицей, которая окончательно отделилась от
Зацепского Вала лишь в 1923 году.
В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».
В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».
Нежилые объекты:
• 〈М〉 метро
«Павелецкая» (Замоскворецкая линия; ◊ открыта
20 ноября 1943 года ◊; названа по
Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с двух
сторон станции по эскалаторам — c одной стороны выход ведет к Павелецкой
площади и Павелецкому вокзалу через наземный вестибюль, встроенный в
здание вокзала (отсюда же — выход на Дубининскую улицу и Зацепскую площадь), а
с другой стороны- выход ведет через общий вестибюль с одноименной станцией
Кольцевой линии, встроенный в жилой дом, — к улицам Новокузнецкая, Валовая и
Зацепский Вал; станция — пересадочная: из центра зала или по эскалаторам через
общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию
Кольцевой линии; станция — глубокая (глубина — 34 метра); станция — колонная и
колонны облицованы светлым мрамором, как и путевые стены (но изначально станция
была пилонная, о чем свидетельствуют сохранившиеся серые пилоны в южной части
платформы); пол покрыт серо-розовым гранитом; скамеек много; тема станции —
истории вооруженных сил СССР, что отражено на бронзовых медальонах и
лепном орнаменте; на одной из стен наземного вестибюля — мраморное панно — два
ряда военных горнистов трубят фанфары Победы, а между ними — символический
силуэт Москвы).
• 〈М〉 метро
«Павелецкая» (Кольцевая линия; ◊ открыта
1 января 1950 года ◊; названа по
Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с одной
стороны станции по эскалаторам — через совмещенный наземный вестибюль с
одноименной станцией Замоскворецкой линии, встроенный в жилой дом с проектным
институтом «Метрогипротранс» (перед павильоном — арочная галерея, а внутри —
мозаика с колосящимися нивами и под куполом — лепные розетки со звездами), — на
Павелецкую площадь и к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал (с другой
стороны станции — глухой торец); станция — пересадочная: из центра зала по эскалаторам
или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на
одноименную станцию Замоскворецой линии; станция — глубокая (глубина — 40
метров); станция — пилонная и пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором,
а также украшены декоративными колоннами с капителями по углам; путевые стены
частично отделаны светлым мрамором, а частично отштукатурены; пол покрыт серым
и черным гранитом; освещается станция красивыми люстрами; скамеек много и они
расположены вдоль пилонов с путевой стороны; одной какой-то темы у этой станции
нет: коричнево-белые орнаменты на пилонах характерны для вышивки народов
Поволжья, в глухом торце — мозаичное панно «Рабочий и колхозница» с гербом
СССР; над эскалатором — панно «Красная площадь», на котором изображены знамена
с названиями городов Поволжья).
Наземный павильон «Павелецкой» расположен в цоколе и первых двух этажах жилого дома на углу Зацепского вала и Новокузнецкой улицы. Вход представляет собой просторную лоджию с монументальной аркадой. Внутри павильон разделен на дуговой кассовый зал и эскалаторный вестибюль. Сферичный свод эскалаторного зала опирается на барабан с мозаичным фризом. Купол украшен декоративными лепными розетками со звездами, в центре расположено фальшивое окно. Над аркой эскалатора находится мозаичное панно «Красная площадь» с изображением мавзолея, Спасской башни, Покровского собора (без крестов), помещенная в красивую литую бронзовую раму.
Станция пилонная, глубокого заложения. Тяжелые кубические пилоны поддерживают белый свод с причудливыми десятирожковыми люстрами. Сами пилоны декорированы резными беломраморными решетками и трехчетвертными коринфскими колоннами на углах, высеченными из цельных блоков коелгинского мрамора. А на гладкой поверхности выложены красным по белому орнаменты, характерные для вышивки народов Поволжья. «Павелецкая» символизирует Волгу и волжские края –хлебные житницы России. Этой теме подчинено декоративное убранство. Пол оформлен черным габбро с геометрическим узором темно-серого жежелевского гранита. Стены покрыты плитами мрамора различных расцветок. Это достаточно строгая и простая в архитектурном оформлении станция.
На тупиковой стене размещена мозаика «Рабочий и колхозницы» художника П.Д. Корина. Ранее на месте этого панно находился медальон с изображением Ленина и Сталина скульптора М.Г. Манизера.
• Малый Краснохолмский мост через Водоотводный канал расположен на улице Зацепский вал, является продолжением Большого Краснохолмского моста. Построен в 1938 (инженер В. Пащенко, архитектор В. Кокорин). Длина моста с подходами составляет 70 м (речной пролёт 42 м), ширина 40 м. Пролётные строения моста выполнены из монолитного железобетона, перила — из литого чугуна. По мосту организовано автомобильное движение; вдоль проезжей части проложены пешеходные тротуары, устроены лестничные спуски на набережные.
• Итаьянское кафе «Песто» и Кафе «Оки Доки» (№ 2, стр. 3).
• Торгово-офисное здание (№ 14). Здание конца 19 века.
Наземный павильон «Павелецкой» расположен в цоколе и первых двух этажах жилого дома на углу Зацепского вала и Новокузнецкой улицы. Вход представляет собой просторную лоджию с монументальной аркадой. Внутри павильон разделен на дуговой кассовый зал и эскалаторный вестибюль. Сферичный свод эскалаторного зала опирается на барабан с мозаичным фризом. Купол украшен декоративными лепными розетками со звездами, в центре расположено фальшивое окно. Над аркой эскалатора находится мозаичное панно «Красная площадь» с изображением мавзолея, Спасской башни, Покровского собора (без крестов), помещенная в красивую литую бронзовую раму.
Станция пилонная, глубокого заложения. Тяжелые кубические пилоны поддерживают белый свод с причудливыми десятирожковыми люстрами. Сами пилоны декорированы резными беломраморными решетками и трехчетвертными коринфскими колоннами на углах, высеченными из цельных блоков коелгинского мрамора. А на гладкой поверхности выложены красным по белому орнаменты, характерные для вышивки народов Поволжья. «Павелецкая» символизирует Волгу и волжские края –хлебные житницы России. Этой теме подчинено декоративное убранство. Пол оформлен черным габбро с геометрическим узором темно-серого жежелевского гранита. Стены покрыты плитами мрамора различных расцветок. Это достаточно строгая и простая в архитектурном оформлении станция.
На тупиковой стене размещена мозаика «Рабочий и колхозницы» художника П.Д. Корина. Ранее на месте этого панно находился медальон с изображением Ленина и Сталина скульптора М.Г. Манизера.
• Малый Краснохолмский мост через Водоотводный канал расположен на улице Зацепский вал, является продолжением Большого Краснохолмского моста. Построен в 1938 (инженер В. Пащенко, архитектор В. Кокорин). Длина моста с подходами составляет 70 м (речной пролёт 42 м), ширина 40 м. Пролётные строения моста выполнены из монолитного железобетона, перила — из литого чугуна. По мосту организовано автомобильное движение; вдоль проезжей части проложены пешеходные тротуары, устроены лестничные спуски на набережные.
• Итаьянское кафе «Песто» и Кафе «Оки Доки» (№ 2, стр. 3).
• Торгово-офисное здание (№ 14). Здание конца 19 века.
Жилые дома (мало):
Общая хар-ка: 9 этажей
(1960-е годы постройки), 5 этажей (1925 год постройки).
9 этажей (№ 2, стр. 2). 1963 год постройки. Блочный.
9 этажей (№ 4, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный.
5 этажей (№ 5). 1925 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – кафе, банки, офисы.
9 этажей (№ 6/13, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – ресторан аргентинской кухни «Эль Гаучо», Бар «Штольня».
9 этажей (№ 2, стр. 2). 1963 год постройки. Блочный.
9 этажей (№ 4, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный.
5 этажей (№ 5). 1925 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – кафе, банки, офисы.
9 этажей (№ 6/13, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – ресторан аргентинской кухни «Эль Гаучо», Бар «Штольня».
Нумерация
зданий нестрогая и неупорядоченная.
Достопримечательностей и зон отдыха нет.
Проезд:
Метро
«Павелецкая».
Видео:
Состояние на 12.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий