понедельник, 10 октября 2016 г.

улица Зацепский Вал

Расположение:

Улица проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Нижней Краснохолмской улицы до Валовой улицы (часть Садового кольца). 

Недалеко – Водоотводный канал и Москва-река. 

Метро «Павелецкая» и рядом Павелецкий вокзал.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по пять полос в каждом направлении). Тротуар – с одной стороны. Озеленение слабое. Длина – около 450 метров.

История:

Улица названа в 1820-х годах по участку вала Земляного города, примыкавшему к улице Зацепа.

Возникла в 1820-х гг. после сноса Земляного вала. 

До середины 19 в. застраивалась деревянными домами, заселялась купцами и мещанами. 

В 1890-х гг. на углу Зацепского вала и современной улицы Бахрушина был основан А. Бахрушиным Театральный музей (д. 12/31; ныне имени А. Бахрушина). 

С 1940-х гг. застраивалась каменными многоэтажными жилыми домами. 


К улице примыкает Павелецкая площадь.

Раньше эта улица часто объединялась с Валовой улицей, которая окончательно отделилась от Зацепского Вала лишь в 1923 году.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

М метро «Павелецкая» (Замоскворецкая линия;  открыта 20 ноября 1943 года ; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с двух сторон станции по эскалаторам — c одной стороны выход ведет к Павелецкой площади и Павелецкому вокзалу через наземный вестибюль, встроенный в здание вокзала (отсюда же — выход на Дубининскую улицу и Зацепскую площадь), а с другой стороны- выход ведет через общий вестибюль с одноименной станцией Кольцевой линии, встроенный в жилой дом, — к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал; станция — пересадочная: из центра зала или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Кольцевой линии; станция — глубокая (глубина — 34 метра); станция — колонная и колонны облицованы светлым мрамором, как и путевые стены (но изначально станция была пилонная, о чем свидетельствуют сохранившиеся серые пилоны в южной части платформы); пол покрыт серо-розовым гранитом; скамеек много; тема станции — истории вооруженных сил СССР, что отражено на бронзовых медальонах и лепном орнаменте; на одной из стен наземного вестибюля — мраморное панно — два ряда военных горнистов трубят фанфары Победы, а между ними — символический силуэт Москвы).

М метро «Павелецкая» (Кольцевая линия;  открыта 1 января 1950 года ; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с одной стороны станции по эскалаторам — через совмещенный наземный вестибюль с одноименной станцией Замоскворецкой линии, встроенный в жилой дом с проектным институтом «Метрогипротранс» (перед павильоном — арочная галерея, а внутри — мозаика с колосящимися нивами и под куполом — лепные розетки со звездами), — на Павелецкую площадь и к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал (с другой стороны станции — глухой торец); станция — пересадочная: из центра зала по эскалаторам или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Замоскворецой линии; станция — глубокая (глубина — 40 метров); станция — пилонная и пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором, а также украшены декоративными колоннами с капителями по углам; путевые стены частично отделаны светлым мрамором, а частично отштукатурены; пол покрыт серым и черным гранитом; освещается станция красивыми люстрами; скамеек много и они расположены вдоль пилонов с путевой стороны; одной какой-то темы у этой станции нет: коричнево-белые орнаменты на пилонах характерны для вышивки народов Поволжья, в глухом торце — мозаичное панно «Рабочий и колхозница» с гербом СССР; над эскалатором — панно «Красная площадь», на котором изображены знамена с названиями городов Поволжья).

Наземный павильон «Павелецкой» расположен в цоколе и первых двух этажах жилого дома на углу Зацепского вала и Новокузнецкой улицы. Вход представляет собой просторную лоджию с монументальной аркадой. Внутри павильон разделен на дуговой кассовый зал и эскалаторный вестибюль. Сферичный свод эскалаторного зала опирается на барабан с мозаичным фризом. Купол украшен декоративными лепными розетками со звездами, в центре расположено фальшивое окно. Над аркой эскалатора находится мозаичное панно «Красная площадь» с изображением мавзолея, Спасской башни, Покровского собора (без крестов), помещенная в красивую литую бронзовую раму.

Станция пилонная, глубокого заложения. Тяжелые кубические пилоны поддерживают белый свод с причудливыми десятирожковыми люстрами. Сами пилоны декорированы резными беломраморными решетками и трехчетвертными коринфскими колоннами на углах, высеченными из цельных блоков коелгинского мрамора. А на гладкой поверхности выложены красным по белому орнаменты, характерные для вышивки народов Поволжья. «Павелецкая» символизирует Волгу и волжские края –хлебные житницы России. Этой теме подчинено декоративное убранство. Пол оформлен черным габбро с геометрическим узором темно-серого жежелевского гранита. Стены покрыты плитами мрамора различных расцветок. Это достаточно строгая и простая в архитектурном оформлении станция.

На тупиковой стене размещена мозаика «Рабочий и колхозницы» художника П.Д. Корина. Ранее на месте этого панно находился медальон с изображением Ленина и Сталина скульптора М.Г. Манизера.

• Малый Краснохолмский мост через Водоотводный канал расположен на улице Зацепский вал, является продолжением Большого Краснохолмского моста. Построен в 1938 (инженер В. Пащенко, архитектор В. Кокорин). Длина моста с подходами составляет 70 м (речной пролёт 42 м), ширина 40 м. Пролётные строения моста выполнены из монолитного железобетона, перила — из литого чугуна. По мосту организовано автомобильное движение; вдоль проезжей части проложены пешеходные тротуары, устроены лестничные спуски на набережные.

• Итаьянское кафе «Песто» и Кафе «Оки Доки» (№ 2, стр. 3).


• Торгово-офисное здание (№ 14). Здание конца 19 века.

Жилые дома (мало):

Общая хар-ка: 9 этажей (1960-е годы постройки), 5 этажей (1925 год постройки).

9 этажей (№ 2, стр. 2). 1963 год постройки. Блочный.

9 этажей (№ 4, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 5). 1925 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – кафе, банки, офисы.


9 этажей (№ 6/13, стр. 1). 1963 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – ресторан аргентинской кухни «Эль Гаучо», Бар «Штольня».

Нумерация зданий нестрогая и неупорядоченная.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Павелецкая».


Видео:




Состояние на 12.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий