воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Андроньевская площадь

Расположение:

Площадь расположена в Таганском районе (ЦАО) на пересечении улиц Николоямской, Сергия Радонежского, Большой Андроньевской, Андроньевского проезда, улиц Александра Солженицына и Добровольческой.

Описание:

На площади организовано двухстороннее движение автотранспорта (по двум и трем полосам). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое.

История:

Площадь названа в 19 веке по Спасо-Андроникову монастырю, возле которого она находится. 

С 1923 года по 1994 год — площадь Прямикова (в честь комиссара ЧК Рогожско-Симоновского района Николая Прямикова).

Значимый объект:

• Главный дом усадьбы Лепёхиных (№ 4, стр. 1). Построен в 1773 г., перестроен во 2-й пол. 19 в.

Комплекс застройки, располагается на территории бывшей усадьбы, известной с 1772 г. В то время она принадлежала купцам Лепёхиным, которые приобрели её и владели до 1830-х гг. 

Владение Лепёхиных формировались постепенно из небольших дворов, имевших характерную слободскую нарезку. Порядка 4–5 купеческих дворов семей Некрасовых, Евдокимовых и др. вошли в состав усадьбы Лепёхиных к началу 1770 гг.

• Северный флигель бывшей городской усадьбы Лепехиных (№ 4, стр. 2; 18 — 2-я половина 19 века). Построен в 3-й четв. 18 в. Перестроен во 2-й пол. 19 в.

• Каретный сарай усадьбы Лепёхиных (№ 4, стр. 3). Одноэтажное здание, построенное в 3-й четв. 18 – 19 вв.
Лефортовский районный суд (№№ 5/9 и 7). 

• Главный дом бывшей городской усадьбы П. Хрящева – Шелапутиных (№ 6, стр. 1). 1790-е гг. — 2-я пол. 19 в. Бывш. усадьба купца и московского городского правления бургермейстера Петра Хрящева, сына крестьянина окского торгового села Дединова, возникшая, вероятно, в начале 1780-х гг.

О том, как выглядела она, можно узнать из «Альбома партикулярных строений» М. Казакова — на красной линии улицы стоял двухэтажный дом с высокими и узкими окнами 2-го этажа и четырёхколонным портиком. Над домом возвышался бельведер в виде небольшой беседки, окруженной колоннами; с обеих сторон стояли одноэтажные флигели, более всего сохранившие наружную обработку.

Два первых этажа отличаются от верхних трёх, надстроенных позже, на заднем фасаде видны ниши, заложенные окна с наличниками, справа и слева от дома — усадебные флигели. 

В последующее время главный дом перестраивался — в 1852 г. сняли портик, сделали новый фасад, в начале 20 столетия городское училище, арендовавшее дом, поставило на 2-м этаже красивый чугунный балкон.

Раньше там было общежитие, в 2004 г. дом расселили и он оказался заброшенным. Здание начало трескаться, в некоторых местах обвалились балконы.

• Заброшенное здание усадьбы Хрящева — Шелапутиных (№ 6, стр. 3 и 4). Здание построено в 18-19 веках. Заброшено. Внутри много помойки и бездомных. Есть доступ на крышу. Наверху небольшая площадка со столом, видимо, сооружённая обитателями дома.

• Православный храм Спаса нерукотворного образа и другие строения бывшего Спасо-Андроникова монастыря и музей имени Андрея Рублева (№ 10; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Собор Спаса Нерукотворного образа (действует) и храм Архангела Михаила (пока не действует). 
В 1356 г. корабль митр. Киевского и всея Руси Алексия был застигнут бурей. Святитель молился перед образом Спасителя и дал обет построить храм. И тогда ветер и море успокоились, и бысть тишина велиа...».
По возвращении Алексий основал монастырь в 1357 г. на берегу Яузы. Был построен деревянный Спасский храм: в день перенесения Нерукотворного образа Спасителя корабль пристал к берегу.

Назван по имени первого игумена — Андроника, ученика прп. Сергия Радонежского.

Во 2-й пол. 14 в. в мон-ре построен Спасский собор.
На территории Андроникова мон-ря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение). 

Среди особо почитаемых святынь была икона Спаса Нерукотворного Образа (1-я пол. 14 в.). 

В 1439 г. в мон-ре учреждена архимандрития. 

За стенами мон-ря во 2-й пол. 14 в. сложилась монастырская слободка, где с 1475 г. было налажено изготовление кирпича (для строительства Кремля). 

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в мон-ре построена трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого мон-ря). 

В 14 — 17 вв. Андроников мон-рь — один из центров переписки книг; рукописное собрание мон-ря включало значительную часть трудов прп. Максима Грека. 

В 1653 г. в мон-ре содержался под стражей протопоп Аввакум. 
В 1690 г. выстроено лаконичное двухэтажное здание настоятельских покоев.
На рубеже 17-18 вв. Евдокия Федоровна, первая жена Петра I, построила трехъярусную церковь Архистратига Михаила, ставшую усыпальницей Лопухиных. Строительство началось в 1691 г., но из-за ссылки царицы было приостановлено. Освящена церковь была только в 1739 г.

В 1795-1803 гг. построена надвратная колокольня (72 м. — на 8 м. ниже Ивана Великого; арх. Родион Казаков — ученик и однофамилец М. Казакова). Она стала доминантой района, но в нач. 1930-х гг. была разобрана на кирпич.

Мон-рь подвергался разорениям (1571, 1611, 1812); во время пожаров 1748 и 1812 гг. погиб его архив. 

В 19 в. при мон-ре действовали духовное училище и библиотека. 

В праздник Спаса у стен мон-ря проводились ежегодные народные гуляния. Обитель славилась хором — слушать его приходил С. Рахманинов.

К 1917 г. в монастыре находились 17 монахов и 1 послушник. 

После революции 1917 г. монастырь упразднён; на его территории находился один из первых лагерей ВЧК, главным образом для иностранцев. В 1922 г. мон-рь был закрыт, как и храмы (на его территории разместился музей Андрея Рублева, занимающий его и сегодня), здесь были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района и колония для беспризорных. До сих пор не возобновлен (колокольня, Рождественский, Евграфский храмы и кладбище разрушены), а Спасский собор – обычный приходской храм.

В 1929—32 гг. уничтожены: колокольня мон-ря, вторая по высоте в Москве после колокольни Иван Велики» (построена в 1795 — 1803 гг., архитектор Р. Казаков), а в 1928 г. — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—21 гг. и Отечественной войны 1812 г.; уничтожены были и надгробные памятники работы известных скульпторов, в т. ч. И. Витали.

После войны началась реставрация (Л. Давид, Б. Альтшуллер, С. Подъяпольский, М. Циперович, П. Барановский, Г. Сенатов). Восстановили подлинные формы Спасского собора, Трапезной палаты, др. построек.

В 1947 г. Андроников мон-рь объявлен заповедником.

В 1960 г. здесь открылся музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Сейчас экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной и церкви Архангела Михаила. В настоятельском корпусе – выставочный зал.

С 1993 г. ведутся археологические раскопки в мон-ре – обнаружены древний престол собора, мощи и пр.

От бывшего мон-ря также сохранились: ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960 г.; родовая усыпальница Лопухиных); братский (нач. 18 в.) и настоятельский (1690) корпуса, здание бывш. духовного училища (нач. 19 в.), ограда со стенами и 3 башнями (17-18 вв.), Святыми и Восточными воротами. Перед входом на территорию бывш. мон-ря – часовня Троицы (в память о прп. Андрее Рублеве).

– Стр. 1. Юго-восточная башня. Во 2-й пол. 17 в. первоначальные деревянные стены мон-ря были заменены каменными. От этих стен до нашего времени сохранился небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами на восточной стене, построенными уже позднее. 

Юго-восточная башня во 2-й пол. 18 в. надстроена восьмериком с куполом.

– Стр. 2. Духовное училище. Духовное училище было построено в 1810-1811 гг., но из-за войны 1812 г. его внутренняя отделка закончилась в 1816 г. 12 марта 1817 года в этом здании было открыто духовное училище. В первый год обучения в нем было 99 учеников. Скромное по оформлению двухэтажное здание в стиле ампир украшено круглыми нишами над окнами 1-го яруса и полукруглым трехчастным окном мезонина. В помещении бывш. духовного училища – музейные отделы и реставрационные мастерские.

– Стр. 3. Настоятельские покои. Ок. 1690 г. вдоль южной стены мон-ря слева от входа было возведено это двухэтажное здание, примыкающее к Святым воротам. В кон. 18 в. к этому корпусу был пристроен пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно перестраивалось, в 1956-1960 гг. отреставрировано в первоначальных формах В. Маркеловой. Простота форм и скупость декорации. На 1-м этаже проводятся периодические выставки, на 2-м – администрация музея.

– Стр. 5. Спасский собор. Был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 гг. (первоначально деревянный, в 1420—27 гг. построен вновь из белого камня). Это самое древнее каменное строение в Москве (неоднократно перестраивался).

В интерьере собора сохранились фрагменты фресок, выполненных под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Их росписи, кроме остатков травного орнамента в алтаре, погибли в пожаре 1812 г. Здесь Рублев и был похоронен. Последним видел надгробие историк Миллер в 18 в. Считается, что Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены под колокольней, разобранной при строительстве новой. Их могилы утрачены.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже 14-15 вв. в московских землях, где князья осознавали себя наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в т. ч., в архитектуре. В то же время собор во многом и отличается от современных ему храмов, как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (ок. 1400), Троицкий собор Троице-Сергиева мон-ря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского мон-ря (1420-1430-е). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

Тип «ярусный храм-башня»; состоит из основного объема на подклете-цоколе с одной главой. В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают 3 апсиды. Внутри находятся 4 столба, поддерживающие высокоподнятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию: подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве 14-15 вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. Внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием сербской архитектуры). Завершение храма декорировано стрельчатыми арками-закомарами. Стрельчатое завершение имеют также узкие окна и завершения порталов. Эта форма является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь от балканской архитектуры, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

Декор: кокошники, килевидные закомары, килевидная арка, городчатый пояс карниза главы с поребриком. 

Интерьер: фрагменты росписи прп. Андрея Рублева и Даниила Черного, 15 в. 

Святыни: чтимая икона Всех святых. 

Духовенство: настоятель – священник Вячеслав Савиных; другие клирики: священник Анатолий Копалкин; дьяконы Александр Самсонов и Виктор Хлопков. 

Богослужение: по воскресеньям, большим и чтимым праздникам утром в 7.30, вечером – в 17.30. Службы поются знаменным распевом. 

Сайта нет.

Собор на протяжении истории подвергся перестройкам. В 18 в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г., во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В сер. 19 в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. 
Собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л. Давидом, Б. Альтшуллером, С. Подъяпольским, М. Циперовичем в 1959–1960 гг. При реставрации в его кладке были найдены каменные блоки с фигурной и орнаментальной резьбой из более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично. Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты – круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.
Деревянная звонница у храма – 14–17 вв.
Освящен и снова открыт в 1989 г.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.
– Стр. 8. Братский корпус. В нач. 18 в. к западу от Спасского собора начал строится каменный братский корпус, в котором, вероятно, должны были разместиться "гостиные покои".

Это светское по духу здание с анфиладой просторных комнат, сохранивших фрагменты орнаментальных росписей. Использованные в нем приемы декорации, такие как рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга 1-й пол. 18 в.

В 1763 г. корпус подвергся перестройке, а в начале 19 века достроен с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: здесь разместились кельи монахов, от чего корпус получил название братского.

После проведенной Е. Подъяпольской реставрации зданию был возвращен первоначальный облик.

В настоящее время в помещениях братского корпуса расположен музейный депозитарий.

– Стр. 10. Храм Архангела Михаила. Заложен в 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной и посвящен покровителю царского дома; примыкал к трапезной палате. При трапезной же был устроен придел апп. Петра и Павла (в честь небесного покровителя Петра I). Вверху помещалась церковь, вероятно, предназначенная для уединённых монашеских молитв, отмечающая память основателя монастыря Алексия-митрополита (небесного покровителя наследника). Нижний ярус был отведен усыпальнице рода Лопухиных, где первой в 1691 г. была похоронена мать Евдокии, Устинья Лопухина. В кон. 18 в. это помещение было освящено как Знаменская церковь. Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы т. н. "нарышкинском" стиле, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены карнизом из трёх рядов поребрика.

Двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным главкой. В декоре использованы элементы западноевропейской архитектуры в русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчёркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается сухостью. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным с опалой в 1698 г. царицы Евдокии. Храм был завершён лишь в 1739 г., но архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами –мотивом архитектуры нарышкинского стиля 17 в.

Церковь благодаря значительной высоте стала важной архитектурной доминантой монастыря.

В помещениях церкви развернута постоянная экспозиция музея. В палатке на 3-м этаже находится лекторий музея, где также проводятся научные конференции.

– Стр. 11. Святые ворота. Во 2-й пол. 17 в. вместе со стенами монастыря были построены Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери, которые и доныне сохранили значение главного входа в мон-рь. Первое упоминание о тогда еще деревянной надвратной церкви с тем же названием относится к 1571 году.

Ворота были разрушены в 1930-х гг., от них сохранились только западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Центральная арка и прилегающая к ней восточная часть ворот восстановлены в 1956-1960 гг. О первоначальном облике ворот дает представление рисунок 18 в., выполненный Кампорези, и чертеж 1840 г. На рисунке церковь Рождества Богородицы имеет облик, полученный ею после перестройки 1756 г. Во время реставрации она не была восстановлена в прежних формах, а лишь архитектурно обозначена.

В восстановленном помещении над Святыми воротами проводится экспертиза произведений древнерусского искусства.

– Стр. 10 (?). Трапезная палата. В кон. 15 в. архимандритом монастыря стал Митрофаний, духовник великого князя Ивана III. По распоряжению великого князя в 1504 г. в обители начато строительство трапезной палаты – торжественного зала, где мон-рь принимал своего покровителя. На другом берегу Яузы, на Воронцовом поле, располагался летний дворец Ивана III. Строительство было закончено в 1506 г. Как и кремлёвские соборы, монастырская палата была построена из нового для Москвы строительного материала – кирпича.

В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимает парадный зал. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая внутренняя структура, повторяющая выстроенную несколько раньше итальянцем Боном Фрязиным Грановитую палату Кремля, стала традиционной для других монастырских трапезных палат 16 в.

Кубическое по композиции здание трапезной завершается высокой четырёхскатной кровлей. Наружный декор постройки лаконичен. Наиболее выразителен пояс красных изразцов с растительным стилизованным орнаментом в верхней части стен (в настоящее время забелен).

Расположенная к юго-западу от Спасского собора трапезная палата положила начало формированию парадной площади перед его южным фасадом

В помещении трапезной развернута экспозиция музея с собранием предметов религиозного искусства: икон, окладов, рукописных священных книг, предметов обихода и облачения духовенства.

– Стр. 12. Юго-западная башня.

Музей им. Андрея Рублева. Первые экспедиции сотрудников музея начались в начале 1950-х гг. с поездок по провинциальным музеям: в Суздаль, Муром, Ростов Великий и т. п. Оттуда они забирали экспонаты на реставрацию и временное хранение. 

Основу музейной экспозиции составляют произведения художников Древней Руси, главным образом это иконы и фрески 14—17 вв.

Музей древнерусского искусства носит имя Андрея Рублева не случайно. С его именем связывается все лучшее в живописи Древней Руси. Здесь в Андрониковом монастыре он жил, творил и после смерти был погребен. Про Андрея Рублева см. https://plusnin1975.blogspot.com/search?q=рублев

В 1947 г. в Андрониковом мон-ре на волне послевоенного патриотического подъема был учрежден заповедник. С 1959 г. на территории мон-ря стал действовать музей им. Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 г. музейный комплекс получил нынешнее название – центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

1-й директор музея Давид Арсенишвили. См. о нем. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/02/blog-post_20.html.

— Первые экспедиции сотрудников музея начались в начале 1950-х годов с поездок по провинциальным музеям: в Суздаль, Муром, Ростов Великий и т. п. И оттуда сотрудники забирали их на реставрацию и временное хранение.

Основу музейной экспозиции составляют произведения художников Древней Руси, главным образом это иконы и фрески 14—17 веков.

Музей древнерусского искусства носит имя Андрея Рублева неслучайно. С его именем связывается все лучшее в живописи Древней Руси. Здесь в Спасо-Андрониковом монастыре он жил, творил и после смерти был погребен.

В апреле 2019 г. священник Вячеслав Савиных, настоятель Андроникова монастыря снят с должности, а вместо него назначен архимандрит Дионисий Колесник из Троицкой Сергиевой лавры.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Православный храм Спаса нерукотворного образа и другие строения бывшего Спасо-Андроникова монастыря и музей имени Андрея Рублева (№ 10).

Северный флигель бывшей усадьбы Лепехиных (№ 4, стр. 2);

Главный дом бывшей городской усадьбы П. Хрящева – Шелапутиных (№ 6, стр. 1).

Зона отдыха:

Андроньевский парк (пешеходные дорожки; деревья и кусты; цветники и газоны; памятный камень – «Андроников монастырь – 650 лет»; памятник прп. Андрею Рублеву).

Проезд:


От метро «Площадь Ильича» и «Римская» на автобусах №№ 40, 125, троллейбусах №№ 45, 53.


Видео:




Состояние на 27.4.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий