пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Николопесковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от улицы Арбат до улицы Новый Арбат. 

Недалеко – метро «Арбатская» и «Смоленская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении); движения автотранспорта с выездом на улицы Арбат и Новый Арбат нет (Арбат – пешеходная улица, а на улицу Новый Арбат ведут пешеходные ступеньки), поэтому улица используется только для парковки автотранспорта жителями окрестных домов и офисов, приехавших сюда с окрестных улиц. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:

Прежнее название – Стрелецкий переулок, поскольку в конце 17 века здесь располагалась стрелецкая слобода Каковинского полка. 

Переулок назван в 18-19 веках по церкви свт. Николая Чудотворца «на Песках», стоявшей здесь с 15 века и разрушенной в 1932 году. 

Определение Большой отличает переулок от Малого Николопесковского переулка, идущего параллельно и меньшего по длине, и Среднего Николопесковского переулка, идущего перпендикулярно и соединяющего Большой и Малый переулки.

В 1924-1994 годах – улица Вахтангова (в честь актера и режиссера Евгения Вахтангова (1883—1922), который в 1913 году создал театральную студию, ставшую в 1926 году Театром имени Вахтангова (находится на этом переулке, на пересечении его с улицей Арбат).

Значимые объекты:

• Поликлиника № 92, филиал № 3 п-ки № 3 (№ 4, стр. 1; бывший дом врача-акушера И. Юрасовского, открывшего здесь женскую лечебницу и акушерские курсы). 

Дом построен в 1910 году архитектором С. Кулагиным. 

Раньше дом принадлежал известному врачу-акушеру И. Юрасовскому, открывшему здесь женскую лечебницу и акушерские курсы. А в жилой части жили оперная певица Н. Салина и скрипач, профессор Московской консерватории Г. Дулов.

Исторически сложилось, что все годы существования этого здания оно служило на ниве здравоохранения. Сначала как женская лечебница и фельдшерско-акушерские курсы.

Во время Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь. 

По окончании войны здесь был родильный дом. 

В 60-х годах на этом месте находилось отделение 15-й городской больницы. 

В 1976 году поликлиническое отделение больницы было преобразовано в поликлинику № 92. 

В 1991 году зарегистрировано новое название – поликлиника им. Снегирева. 
С 1994 года – поликлиника № 92.
• Офисы (№ 4, стр. 2).
• Офисы (№ 7, стр. 1). 
Бывший доходный дом М. Стрелковой. 
Одноэтажный каменный дом был построен в 1809 г. как главный дом усадьбы тайной советницы А. Николаевой. 
Во время войны 1812 года дом сильно пострадал, и в 1857 году был полностью реконструирован. 
В 1883 году владение выкупил С. Стрелков и перестроил его по проекту А. Мейснера. 
Здание стало двухэтажным, с декором на фасаде. В его южной части появилась арка, ведущая во внутренний двор.
• Клиника медицинской косметологии «Медисанс» (№ 7, стр. 2).
• Резиденция посла Мексики (№ 9). 

Бывший особняк Я. Полякова.

Построен в 1898 году. Архитектор Илларион Иванов-Шиц.

Частный дом архитектора Полякова – яркий образец модного в то время стиля «неогрек». 

Яков Поляков происходил из богатого купеческого рода, его дядя Николай в середине 19 века приобрёл ткацкую фабрику и наладил там производство. 

Вскоре к делу присоединяется его брат Александр, фабрика перестраивается и реорганизуется, и в 1871 году впервые упоминается в «Атласе промышленных заведений Московской губернии» как предприятие, на котором работало 450 человек. 

В конце 1880-х годов Поляковы объединили все свои предприятия в Товарищество Знаменской мануфактуры. В начале 20 века их капиталы составляли от 3 до 4 миллионов рублей, а ежегодная прибыль — до 200 тысяч. 

Яков Поляков стал директором одной из фабрик в селе Баньки около современного Красногорска. 

О Полякове говорили, что «он – положительно местный благодетель».

Яков Поляков был родственником Константина Бальмонта, их роднила женитьба на сёстрах из купеческой семьи Андреевых, и поэт часто бывал в их доме в Большом Николопесковском переулке. Часто бывал у Якова Полякова и Валерий Брюсов. Брюсов оказал большое влияние на его брата Сергея Полякова. Тот вскоре открыл издательство «Скорпион», где ведущую роль играл В. Брюсов, а затем стал издателем журнала символистов «Весы».

В советское время в доме располагался институт имени К. Либкнехта, с 1934 года – посольство Польши. 

Во времена второй мировой войны здесь была британская военная миссия, потом особняк был занят резиденцией министра-посланника и военного атташе Великобритании.

Потом – резиденция посла Японии.

Между старым и Новым Арбатом в артистическом квартале около театрального института им. Бориса Щукина и театра им. Евгения Вахтангова притаился небольшой особняк, стиснутый высокими доходными домами Большого Николопесковского переулка. Такое непростое название переулок получил от церкви Николая Чудотворца, что на Песках, по-другому называвшейся «церковью Николы, что на желтых песках, в Стрелецкой слободе» XVII века, которая находилась на месте дома «Энергетик» (дом № 6).
Интересующий же нас дом № 9 – особняк инженера-технолога Я. А. Полякова построен в 1898 году архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем. Архитектор Иванов-Шиц, признанный мастер модерна, нашел свой уникальный почерк в сочетании строгих и чётких форм с греческим классическим стилем в оформлении фасадов зданий. Преимущественно Иванов-Шиц строил общественные здания: университет им. Л.А. Шанявского на Миусской площади, Купеческий клуб на Малой Дмитровке, Солдатёнковская больница (ныне - больница имени Боткина) и т.д. Одна из самых известных частных построек Иванова-Шица – особняк Н.А. Терентьева в Петровском переулке.
Частный дом архитектора Полякова – яркий образец модного в то время стиля «неогрек». Яков Александрович Поляков происходил из богатого купеческого рода, его дядя Николай Яковлевич в середине XIX века приобрел ткацкую фабрику и наладил там производство. Вскоре к делу присоединяется его брат Александр, фабрика перестраивается и реорганизуется, и в 1871 года впервые упоминается в «Атласе промышленных заведений Московской губернии» как предприятие, на котором работало 450 человек. В конце 1880-х годов Поляковы объединили все свои предприятия в Товарищество Знаменской мануфактуры. В начале XX века их капиталы составляли от 3 до 4 миллионов рублей, а ежегодная прибыль — до 200 тысяч. Яков Поляков стал директором одной из фабрик в селе Баньки около современного Красногорска. О Полякове говорили, что «он – положительно местный благодетель».
Яков Поляков был родственником Константина Бальмонта, их роднила женитьба на сестрах из купеческой семьи Андреевых, и поэт часто бывал в их доме в Большом Николопесковском переулке. Часто бывал у Якова Полякова и Валерий Брюсов. Брюсов оказал большое влияние на его брата Сергея Полякова. Тот вскоре открыл издательство «Скорпион», где ведущую роль играл В.Я. Брюсов, а затем стал издателем журнала символистов «Весы».
В советское время в доме располагался институт имени К. Либкнехта, с 1934 года – посольство Польши. Во времена второй мировой войны здесь была британская военная миссия, сейчас же особняк занят резиденцией министра-посланника и военного атташе Великобритании.

• Офисы (№ 10). 2 этажа.

• Музей композитора А. Скрябина (№ 11, стр. 1; 1903 год постройки; бывший дом Н. Чихаевой, затем дом филолога, специалиста по латинскому языку А. Грушка, у которого снимал квартиру с 1912 года до своей смерти в 1915 году музыкант и композитор А. Скрябин со своей гражданской семьей: женой Татьяной Шлецер и их детьми Ариадной, Юлианом, Мариной). «Здесь жилъ и умеръ Александръ Николаевичъ Скрябинъ». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_184.html.

Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.
В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной. Квартира Скрябина вскоре стала центром культурной и музыкальной жизни Москвы – здесь часто устраивались домашние концерты, среди гостей этого дома были известные композиторы и музыканты, поэты, философы, художники, театральные деятели – С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, С. А. Кусевицкий, сестры Гнесины, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. О. Пастернак, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Алиса Коонен и многие другие.
Эти годы были необычайно плодотворными для композитора - он закончил свою новаторскую музыкальную поэму «Прометей» (где впервые использовал т.н. «световую клавиатуру», т.е. цветомузыку), вел активную концертную деятельность как пианист, а также работал над грандиозной по замыслу «Мистерией», задуманной как симфония не только звуков, но красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.
Работа над «Мистерией» так и не была доведена до конца – в апреле 1915 года Скрябин неожиданно заболел и умер от заражения крови здесь, в своей квартире в Николопесковском переулке.
После смерти Скрябина его семья продолжала жить в этой квартире, сохраняя неизменной ту обстановку, что была при жизни композитора. В 1918 г. дом национализировали, квартиру Скрябина объявили национальным достоянием и решили устроить здесь его мемориальный музей. В 1922 г. умерла гражданская жена Скрябина Т.Ф. Шлецер, а дети композитора – Ариадна и Марина эмигрировали за границу. Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке был открыт в июле 1922 года и существует здесь до сих пор – это один из старейших мемориальных музеев Москвы. В музее-квартире сохранена подлинная обстановка последних лет жизни композитора, здесь хранятся его личные вещи, книги, а также знаменитый рояль «Бехштейн», сделанный специально для Скрябина и подаренный ему в 1912 году.

Небольшая усадьба, принадлежащая профессору Московского университета А. Грушка, – одна из чудом сохранившихся московских усадеб 19 - начала 20 века. 
Жилой каменный дом, где Скрябин арендовал 7-ми комнатную квартиру на втором этаже, был заложен в начале 19 века. Первый этаж и подвал датируются 1802 годом. 

В 1916 по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 образовалось Общество друзей Скрябина (председатель Б.Б. Красин, заместитель председателя В.М. Беляев, члены Совета — Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, П.А. Ламм, Н.Я. Мясковский), был открыт музей Скрябина.
К 1850 году по проекту технического архитектора С. Воскресенского жилой дом был надстроен вторым этажом. 
К 1903 году здание приняло вид, который сохранился до настоящего времени. 
Проект второго здания музея (сейчас здесь ведется ремонт) был разработан архитектором И. Машковым. Здесь нашла свое воплощение исходная формообразующая модерна – преобразование полезного в изящное.
Мемориальный музей А. Скрябина – единственный в Москве и один из немногих в мире, где удалось сохранить в неприкосновенности обстановку квартиры проживавшего в ней композитора. 
Александр Скрябин провел в доме № 11 по Большому Николопесковскому переулку три года своей жизни – с 1912 по 1915. В этом доме собирался цвет московской интеллигенции, ярчайшие представители богатой талантами эпохи Серебряного века: К. Бальмонт, Вяч. Иванов, Ю. Балтрушайтис, Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Пастернак, Вс. Мейерхольд, А. Таиров и многие другие.
Во время гражданской войны и после революции для сохранения творчества композитора и его квартиры многое сделал А. Луначарский, возглавлявший Наркомпрос. 
20 августа 1918 года вдова Скрябина Т. Шлёцер получила "Охранную грамоту". 
Официально считается, что музей был открыт для посетителей 17 июля 1922 года. Т. Шлёцер стала его первым директором.
Музей интересен не только музыкантам-профессионалам, но и широкой аудитории как типичный пример обстановки городской квартиры конца 19 - начала 20 века в стиле модерн. Разнообразные лекционные и концертные программы, литературные встречи и творческие вечера с известными музыкантами и молодыми исполнителями всегда востребованы посетителями музея.

Вход – 200 руб.

Дом построен в 19 веке для Н. Чихаевой. Архитектор Ф. Воскресенский. 

Затем дом перешёл к профессору филологии, специалисту по латинскому языку, члену-корреспонденту Академии наук А. Грушке. Он жил здесь в 1900–1920-х годах, при нём дом был перестроен и приобрёл свой нынешний облик.

В ноябре 1912 года в квартире на втором этаже поселился музыкант и композитор А. Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлёцер и их детьми Ариадной, Юлианом, Мариной. 

Этот дом хорошо знали современники композитора. Здесь бывали философы Н. Бердяев и С. Булгаков, художники Н. Шперлинг и Л. Пастернак, театральные деятели В. Мейерхольд, А. Таиров и Алиса Коонен, поэты-символисты К. Бальмонт, Вяч. Иванов и Ю. Балтрушайтис, а также многие другие деятели культуры, свидетельства о которых сохранены: С. Рахманинов, С. Танеев, С. Кусевицкий, сёстры Гнесины.

Эти годы были необычайно плодотворными для композитора – он закончил свою новаторскую музыкальную поэму «Прометей» (где впервые использовал т. н. «световую клавиатуру», т. е. цветомузыку), вёл активную концертную деятельность как пианист, а также работал над грандиозной по замыслу «Мистерией», задуманной как симфония не только звуков, но красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Работа над «Мистерией» так и не была доведена до конца – в апреле 1915 года Скрябин неожиданно заболел и умер от заражения крови здесь, в своей квартире в Николопесковском переулке.

После смерти Скрябина его семья продолжала жить в этой квартире, сохраняя неизменной ту обстановку, что была при жизни композитора. В 1918 г. дом национализировали, квартиру Скрябина объявили национальным достоянием и решили устроить здесь его мемориальный музей. 

В 1922 г. умерла гражданская жена Скрябина Т. Шлецер, а дети композитора – Ариадна и Марина эмигрировали за границу. Музей А. Скрябина в был открыт в июле 1922 года и существует здесь до сих пор.

В нём сохранено в неприкосновенности всё, что окружало Скрябина при его жизни – рояли «Бехштейн», сделанный специально для Скрябина и подаренный ему в 1912 году и «Беккер», личная библиотека, живописные полотна, обстановка квартиры. При музее учреждена стипендия имени А. Скрябина для детей 11-16 летнего возраста, лауреаты которой, становились, впоследствии победителями многих Международных конкурсов. В настоящее время музей готовится к освоению дополнительных площадей. Правительство Москвы передало Мемориальному музею А. Скрябина строение № 2 по Большому Николопесковскому переулку, примыкающее к строению № 1 и составляющее с ним исторически сложившуюся московскую городскую усадьбу. В новом помещении планируется создать уникальный Культурный молодёжный комплекс, в который войдут выставочный зал с экспозициями, концертный зал, лаборатория свето- и цвето- музыки, современное фондохранилище, фонотека.

В 1920-х годах в доме жили историк, бывший ректор дореволюционного Московского университета, академик М. Любавский; археограф В. Шереметевский; профессор-юрист С. Познышев; архитектор Н. Эйхенвальд; хирург В. Салищев.

• Офисы (№ 11, стр. 2).
• Театральный институт имени Б. Щукина при театре имени Е. Вахтангова (№ 12а; работает с 1914 года, как студия, потом школа, училище, а с 2002 года – институт; высшее театральное учебное заведение). «В этом училище с 1922 года по 1976 год работал ректором выдающийся деятель советского театра Народный артист СССР профессор Борис Евгеньевич Захава».

Здание Щукинского училища было построено в конце 1930-х годов архитектором Н. А. Кругловым в лаконичном стиле с элементами ар-деко. Центральный ризалит выделен высокими окнами и декоративными карнизами с сухариками, а подчеркнутый мощный цоколь придает монументальность и основательность всему строению. Со своего рождения и по сей день дом неизменно служит актерам и режиссерам.
А началось все с театра, который ведет свою историю от студенческой Мансуровской театральной студии, названной в честь переулка, где она располагалась. Так 23 октября 1914 года Евгением Багратионовичем Вахтанговым проводится первое занятие с будущими актерами театра и кино, и уже спустя месяц несколькими московскими студентами и самим Вахтанговым организовывается любительская театральная студия.
А в 1917 году, вслед за тем как театр дает свой первый успешный дебют, он приобретает название «Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова», в 1920-м его уже переименовывают в III Студию МХТ.
29 мая 1922 года, после смерти Вахтангова, артисты остаются без своего руководителя и наставника, но все же им удается отстоять и театр, который в 1926 году получает статус Государственного театра имени Евгения Багратионовича Вахтангова, и действующую при нём театральную школу.
В 1937 году школа отделяется от театра и переезжает в здание по Николопесковскому переулку, дом 12а, где остаётся и по сей день Имя Бориса Щукина - любимого ученика Вахтангова - школа получает в 1939 году, а ещё через шесть лет становится высшим учебным заведением, из стен которого за долгие годы вышло огромное количество гениальных и талантливых актёров и режиссёров.
В 2002 году «Щука» становится Театральным институтом имени Б. В. Щукина при Государственном Академическом театре имени Е. Б. Вахтангова, выпускающим специалистов по направлениям «Актер драматического театра и кино» и «Режиссёр театра».
В 2003 году ректором «Щуки» стал народный артист России Евгений Владимирович Князев, который возвращает институт к вахтанговским традициям. При нём же здание было капитально отремонтировано.

Готовит актёров и режиссёров. 
Ведёт историю от Студенческой театральной студии (в дальнейшем Мансуровской — по имени переулка, где она располагалась), основанной и руководимой с 1913 г. Е. Вахтанговым (23 октября 1914 г. Вахтангов провёл первое занятие со студийцами; этот день считается днём рождения училища). 
С 1917 г. Московская драматическая студия Е. Вахтангова, с 1921 г. – 3-я студия МХТ, с 1926 г. – театр имени Е. Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой; в 1932 г. школа получила статус специального среднего учебного заведения; в 1939 г. училищу присвоено имя Б. Щукина, в 1945 г. — статус высшего учебного заведения. 
В составе училища (1996): факультеты — актёрский и режиссёрский (дневное и заочное отделения); учебный театр со зрительным залом на 260 мест; библиотека (около 24 тыс. единиц хранения). 
В училище педагогический состав формируется только из его выпускников, работающих по вахтанговской методологии воспитания творческой личности актёра; среди них — руководитель училища в 1925—76 гг. Б. Захава и его ректор (с 1987 г.) В. Этуш. 
В 1996 г. обучалось около 170 студентов, преподавали 14 профессоров, 3 доктора наук, 2 народных артиста СССР, 7 народных артистов России, 7 заслуженных артистов России, 4 заслуженный деятель искусств России. За годы существования училище подготовило 2356 специалистов, а также 808 режиссёров-заочников. Среди воспитанников училища: мастера отечественного театра и кинематографа — Щукин, Ц. Мансурова, Р. Симонов, Захава, А. Орочко, И. Толчанов, О. Басов, В. Яхонтов, В. Марецкая, А. Грибов, А. Степанова, Д. Журавлёв, Н. Гриценко и др.; режиссёры — Е. Симонов, Ю. Любимов, Н. Горчаков, А. Ремизова, Р. Быков и др. 
В училище начинал свою режиссёрскую деятельность Ю. Завадский. Выпускники училища составляют почти всю труппу Театра имени Е. Вахтангова, работают в других театрах — на Таганке под руководством Ю. Любимова, «Ленкоме», Театре сатиры и др.
Училище размещается в здании, построенном в конце 30-х гг. для училища и Оперной студии при консерватории. 

В 1993 г. училищу передано здание (Большой Николопесковский переулок, 15), принадлежавшее князьям Щербатовым (1822), в котором после 1825 г. жил декабрист М. Орлов; в 1840 — 60-х гг. 

Д. Свербеев основал литературный салон (его посещал Л. Толстой); в начале 20 в. квартиру в доме снимала М. Гартунг — старшая дочь А. Пушкина; в 1918—25 гг. здесь располагалась студия Ф. Шаляпина.

Театральный институт имени Бориса Щукина — высшее театральное учебное заведение. Готовит выпускников по специальности «Актёр драматического театра и кино», «Режиссёр театра».

Датой основания Училища принято считать 23 октября 1914 года. В этот день Евгений Вахтангов, молодой ученик Станиславского, провёл первое занятие со студийцами, которые в ноябре 1914 г. организовали любительскую театральную студию. В 1917 г., после первой удачной премьеры, появилось первое название — Московская драматическая студия Е. Вахтангова. В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ — Вахтангов, болевший раком, желая сохранить студию, обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Составом этой самой студии Вахтангов ставит свою знаменитую «Принцессу Турандот».

29 мая 1922 года Вахтангов после продолжительной болезни умер, не сумев даже прийти на премьеру и увидеть в зрительном зале свой последний самый знаменитый спектакль «Принцесса Турандот». 

Оставшись без руководителя, артисты продолжили свой путь, и в 1926 году коллективу удалось, отстояв здание и право на творческую жизнь, получить статус Государственного театра имени Е. Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой. 

Только в 1932 году школа получила статус среднего театрального учебного заведения. 

В 1939 году ей присвоено имя актёра, любимого ученика Вахтангова — Бориса Щукина, в 1945 году школе придан статус высшего учебного заведения. 

Носил название Высшее театральное училище имени Б. Щукина. 

С 2002 года — Театральный институт имени Бориса Щукина.

• Бизнес-центр «Большой Николопесковский, 13» (№ 13, стр. 2). 

Четырёхэтажный особняк современной архитектуры, после капитального ремонта, расположенный между улицами Арбат и Новый Арбат в закрытом дворике.

• Режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина при театре им. Е. Вахтангова (№ 15, стр. 1). «Поэт «серебряного века» Константин Дмитриевич Бальмонт жил в этом доме с 1915 по 1920 год».

Здесь под надзором полиции в 1836-1839 годах жил герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, член «Союза Спасения» М. Орлов, его в 1836 году навещал А. Пушкин.

В 1840-х годах дом принадлежал воспитаннику Муравьёвской школы колонновожатых подполковнику Ф. Лугинину. 

В середине 19 века на этом месте стоял особняк Свербеевых. В 1840-1860-е гг. литературный салон Д. Свербеева посещал Иван Аксаков.

В новом корпусе этого здания (архитектор И. Машков) в 1910—1913 годах жила М. Гартунг, дочь А. Пушкина, а в 1920-х годах — П. Дауге, инициатор создания института стоматологии и одонтологии.
Здесь Бальмонт жил 5 лет перед отъездом за границу. Отюда летом 1920 года его провожали заграницу Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Сергей Прокофьев, Юргис Балтрушайтис и Борис Зайцев. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_458.html.

В 2013 году на здании была открыта мемориальная доска К. Бальмонту.

• Офисы (№ 15, стр. 2).

Жилые дома:

6 этажей (№ 3; 1914 год постройки). На 1-м этаже – полиция.

6 этажей (№ 5; 1911 год постройки; бывший доходный дом М. Жучковой). 

Здесь в 1920—1930-х годах проживал анатом и антрополог, профессор, преподаватель Московских высших женских курсов и руководитель кафедры анатомии во II Московском медицинском институте до 1944 года А. Дешин.

Раньше на этом месте стоял дом, принадлежавший Годовиковой, в котором в 1831 году в гостях у П. Нащокина бывал А. Пушкин.

7 этажей (№ 7; 1933 год постройки; ранее на этом месте находилась церковь Николая Чудотворца, что на Песках). Кирпичный. Жилой дом «Энергетик».

8 этажей (№ 12; 1937 год постройки; дом артистов театра Вахтангова). Среди жителей: М. Державин и его сын М. Державин (и сейчас проживает в этой же квартире с женой Роксаной Бабаян), А. Ремизова, Д. Журавлев, К. Ясюнинская.

4 этажа (№ 13, стр. 1; 1900 год постройки; здесь снимали квартиры оперные певицы Е. Збруева и М. Эйхенвальд, отоларинголог К. Орлеанский, поэт К. Бальмонт; в 1920-х годах тут помещалась театральная студия имени Ф. Шаляпина, этнографический ансамбль и студия старого цыганского искусства под руководством Н. Кручинина (Хлебникова). 

Достопримечательности:

Здания 19 – начала 20 веков.

Музей композитора А. Скрябина (№ 11, стр. 1).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицы Арбат или Новый Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий