четверг, 27 октября 2016 г.

Театральная площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между площадью Революции, улицей Охотный Ряд, Театральным проездом, Копьевским переулком и улицей Петровка. 

Рядом – Кремль и Красная площадь. 

Метро «Театральная».

История:

До 17 в. эта местность застраивалась слабо из-за разливов р. Неглинной. 

В 17 в. часть площади заняли лавки Охотного ряда, на северной стороне стояли дворы знати и церковь Спаса в Копье. 

После пожара 1737 г. лавки уступили место владениям князей Черкасских, Туркестановых, Голицыных, Сибирских. Дом князя Голицына в 1778—80 гг. был перестроен для общедоступного Петровского театра (театр Медокса), но сгорел в 1805 г. 

Во время пожара 1812 г. все строения на площади выгорели. 

В 1817 г. площадь была распланирована заново почти в современных очертаниях (между Большой Дмитровкой, Петровкой, Театральным проездом, стеной Китай-города, Воскресенской площадью и Охотным рядом); р. Неглинная заключена в трубу, площадь подсыпана землёй, образовавшейся после сноса земляных бастионов 18 века. 

На месте Петровского театра построено новое театральное здание — Большой театр (д. 2, 1821—25, архитекторы А. Михайлов, О. Бове; перестройка после пожара — 1853 г., архитектор А. Кавос). В 1820-х гг. появились: здание Малого театра (д. 1/6, архитекторы Бове, А. Элькинский; перестройки — 1838—40 гг., архитектор К. Тон, 1947, архитектор А. Великанов); дом К. Полторацкого, позже дом Бронникова (д. 2, 1821—22; перестроен в 1880—90 гг. для театра М. Лентовского, архитектор Б. Фрейденберг; здесь находились новый оперный, затем драматический театр К. Незлобина, Центральный детский театр, ныне Российский молодёжный театр); Сенатская типография и дом П. Челышева, оформленные в едином стиле с Малым театром. 

До 1829 года – Петровская площадь (по улице Петровка, которая проходила через площадь).

Площадь названа в 1829 году и снова в 1991 году по находящимся на ней театрам (Большому, Малому и академическому молодежному).

В 1830-х гг. в центре площади был устроен плац-парад для смотра войск. Южнее него в 1835 г. установлен водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (скульптор И. Витали; ныне передвинут к северу). 

В 1910—11 гг. на месте плац-парада разбиты два сквера (перед Большим театром и напротив бокового фасада гостиницы «Метрополь»), разделённые проездом между Охотным рядом и Театральным проездом. 

С 1904 г. по площади проходили линии трамвая и стоял станционный павильон. 


В 1929 г. перед зданием Малого театра установлен памятник А. Островскому (скульптор Н. Андреев, архитектор И. Машков). В 1961 г. в сквере, разделяющем Театральную площадь и площадь Революции, сооружён памятник К. Марксу (скульптор Л. Кербель). 

В 1919-1991 годах – площадь Свердлова (в честь советского политического деятеля Якова Свердлова (1885-1919)).

Театральная площадь – одна из центральных площадей Москвы, составляющих «ожерелье» вокруг Кремля и Китай-города. Она находится между ул. Петровкой и Копьевским переулком и соседствует с площадью Революции.
Театральная площадь была сформирована в 1821 году архитектором О.В. Бове. До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова, князя В.Ф. Сибирского.
В пожар 1812 года все строения на площади сгорели. Тогда было решено устроить на освободившемся месте площадь, река Неглинная была убрана в трубу. Площадь назвали Петровской по ближайшей улице Петровке.
Центральное место на площади занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы архитектором О. Бове. Сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.
До 1835 года немощеная (а потому в распутицу фактически непроходимая) площадь была отдана военному ведомству для проведения плац-парадов. Периметр площади огораживал канат, и проезд был возможен только в объезд.

С 1919 года площадь носила имя революционного деятеля Якова Свердлова.

В 1949 года площадь Свердлова украсили два сквера, разбитые вокруг двух фонтанов, засаженные плодовыми деревьями и сиренью. Один из фонтанов, ближайший к Китайгородской стене, создан почти двести лет назад известным скульптором И.П. Витали. В конце XIX века он выполнял роль водоразборного фонтана.


В центре площади – памятник К. Марксу. Скульптура основателя научного коммунизма высечена из цельной гранитной глыбы. Автором скульптуры был Л.Е. Корбель. Памятник был открыт в 1961 году.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты: 

М метро «Театральная» (Замоскворецкая линия;  открыта 11 сентября 1938 года ; названа по Театральной площади, на которую она выводит (изначально и до 1990 года — «Площадь Свердлова» — по бывшему названию Театральной площади); станция не имеет собственных вестибюлей — выход в город осуществляется с одной стороны станции по ступенькам и эскалаторам через вестибюль, общий со станцией «Охотный ряд», а с другой стороны — через общий вестибюль со станцией «Площадь Революции» (на площади Театральная и Революции, улицы Большая Дмитровка и Охотный Ряд; наземных павильонов станция не имеет; станция — пересадочная: из центра зала на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии и на станцию «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, из южного торца также на станцию «Площадь Революции», а из северного торца — также на станцию «Охотный ряд»; станция — глубокая (глубина — 34 метра); станция пилонная — пилоны круглыми мраморными столбами с каннелюрами на углах облицованы светлым мрамором, как и путевые стены; пол покрыт черным и желтым гранитом; станция освещается хрустальными светильниками в бронзовой оправе; скамеек для отдыха много и расположены они как со стороны станционных путей,так и внутри зала; тема станции — театр: свод центрального зала украшен кессонами и майоликовыми барельефами на тему театрального искусства народов СССР; в аванзале перехода на станцию «Охотный ряд» — профиль Петра Чайковского и барельефы с балетным прыжком и балетной поддержкой).


• 〈М〉 Метро «Охотный ряд». Открыта 15 мая 1935 в составе первой очереди Московского Метрополитена. До 25 ноября 1955 года она носила название «Охотный ряд», затем до осени 1957 года – «имени Л.М. Кагановича», после вновь переименована в «Охотный ряд», но 30 ноября 1961 года она стала «Проспектом Маркса». И лишь 5 ноября 1990 года старое название «Охотный ряд» вновь вернулось к станции.
По своим габаритам в 1935 году станция «Охотный ряд» стала самой большой станцией глубокого заложения в мире! Авторы проекта попытались избавить пассажиров от ощущения глубины.
Своды станционного зала опираются на массивные пилоны, выполненные в виде сдвоенных многогранных колонн. Пилоны облицованы белым и серым мрамором. Путевые стены покрыты белой керамической глазурованной плиткой. Пол выложен серым гранитом. Зал освещают шаровые светильники, укрепленные на потолке.
В 1944 году был сооружен переход из центра зала на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии, тогда же были убраны торшеры, располагавшиеся по центральной оси зала.
Еще перед открытием станция получила эпитет – «сердце метро», ибо располагалась в самом сердце столицы.
С немалыми проблемами столкнулись строители при сооружении наземных вестибюлей станции. Охотный ряд – улица с достаточно плотной застройкой, к тому же к 1935 году здесь появились два новых монументальных здания: дом Комитетов Совета Труда и Обороны (ныне здание Государственной Думы РФ) и гостиница им. Моссовета («Москва») и необходимо было учитывать соседство с этими постройками. И выход был найден – два вестибюля расположились в первых этажах существующих зданий.
Для северного вестибюля был перестроен старый дом, стоящий на углу Б. Дмитровки и Охотного ряда. Первый этаж был декорирован в виде цоколя, в котором расположился вход в метро. Высокие ниши по бокам от дверей предполагались для размещения в них статуй. Некоторое время после открытия здесь стояли фигуры атлетов.
Южный вестибюль расположился на первом этаже гостиницы «Москва».
В 1959 году открыт дополнительный вход из подземного перехода под Манежной площадью, а в 1997 году — из подземного комплекса «Охотный ряд».

• Памятник Марксу (1961). Выполнен скульптором Л. Кербелем из светло-серой гранитной монолитной глыбы.

Открыт 29 октября 1961 года.

По своему общему виду, по решению фигуры, как бы вырастающей из монументального каменного блока, это скульптурное произведение перекликается с творчеством советских скульпторов 1920-х годов. Две стелы по бокам памятника К. Марксу, отодвинутые несколько вглубь, подчеркивают объемно-пространственный характер всей композиции.

По бокам памятника высечено: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Ленин» и «И имя его и дело переживут века! Энгельс». На памятнике выбита надпись: «Карлу Марксу от коммунистической партии и народов Советского Союза».

• Памятник драматургу Александру Островскому (1929). Идея поставить памятник Александру Островскому возникла в 1880-е гг. Правительство организовало сбор средств, однако того, что собрали, на монумент не хватило.

В 1923 г. уже советское правительство заложило свой памятник Островскому — обличителю пороков «тёмного царства» старой России. Конкурс на проект памятника, его изготовление скульптором Николаем Андреевым, доставка материала для постамента из Финляндии заняли в общей сложности ещё четыре года. Он был открыт на площади Свердлова (ныне Театральной) 27 мая 1929 г. 

Андреев известен прежде всего скульптурными изображениями Ленина. Но для москвичей сидящий на кресле у Малого театра патриарх никак не ассоциируется с революционными потрясениями. Его образ — это наши грёзы о стабильности, о старой Москве, о русской театральной традиции.

Так описан памятник в книге В. Гиляровского «Москва и москвичи»:
«Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далёкое прошлое».
Государственный академический Большой театр (№ 1). Основан в 1776 году, новое здание – 1825 года, в 2000-е годах – реставрация, снова открылся в 2011 году. «В здании театра в 1918 - 1922 годах Владимир Ильич Ленин выступал на Всероссийских съездах Советов на заседаниях ВЦИК Московского Совета и на конгрессах Коммунистического Интернационала. Здесь 20 ноября 1922 г. на пленуме Московского Совета состоялось последнее выступление Ленина». «В здании Большого театра 1-й Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. провозгласил образование СССР и принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик»
Крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. Старейший музыкальный театр страны. На сцене этого театра в разное время шли практически все лучшие оперы русского классического репертуара — произведения Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина.
История Большого театра восходит к 1776 г. В 1780 г. на месте сцены нынешнего здания антрепренером М. Медоксом (по проекту архитектора X. Розберга) было построено собственное здание, получившее название Старый Петровский театр. После пожара 1805 г. спектакли театра шли в доме Пашкова на Моховой улице, с 1808 г. — на Арбате — в так называемом Новом Арбатском императорском театре, также уничтоженном пожаром 1812, а с 1825 г. — в новом здании (архитекторы О. Бове, А. Михайлов). 
Первоначально труппа театра была единой (одновременно драматической, оперной и балетной) и состояла из крепостных актёров и музыкантов, выкупленных казной. С 1784 г. в ведение театра перешла балетная школа Воспитательного дома; в 1785 г. балетная труппа включала около 50 человек. 
В конце 18 в. в репертуар театра входили русские народно-бытовые музыкальные комедии с пышными балетами, оперы итальянских композиторов А. Сальери, Дж. Перголези и др., с 1825 г. (когда инспектором музыки императорских московских театров стал Верстовский) — русские водевили и классические европейские оперы («Дон Жуан» В. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена и др.).
Театр был открыт 6 января 1825 г. исполнением пролога «Торжество муз» (музыка А. Алябьева и А. Верстовского). 
В 1842 г. театр перешёл в подчинение Петербургской дирекции императорских театров и получил новую труппу из Петербурга. Её силами в 1842 г. были осуществлены постановки первых русских классических опер — «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М. Глинки.
После пожара 1853 г. спектакли шли на сцене Малого театра. 
В 1856 г. оперой «Пуритане» В. Беллини открылся собственно Большой театр (в значительно перестроенном прежнем здании 1855—56 гг., архитектор А. Кавос, квадрига — скульптор П. Клодт). Здесь шли самые разнообразные спектакли: оперы, балеты, драмы, водевили. Здесь были поставлены первые русские народно-бытовые музыкальные комедии «Мельник-колдун, обманщик и сват», «Санкт-Петербургский гостиный двор» и др. К середине века из репертуара театра исчезают драматические произведения.
В 1850-х гг. ставились оперы А. Даргомыжского, а начиная с 1869 г. — оперы и балеты П. Чайковского. Ряд балетных спектаклей поставил французский балетмейстер М. Петипа. Среди выдающихся исполнителей второй половины 19 в. — певицы А. Александрова-Кочетова, М. Дейша-Сионицкая, дирижёры И. Альтани, У. Авранек, своими операми в театре дирижировали А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Аренский.
Большой театр — выдающийся образец русской архитектуры эпохи позднего классицизма и одно из крупнейших театральных сооружений в Европе. 
Наивысшего расцвета Большой театр достиг в начале 20 в., когда на сцене появилось созвездие великих певцов — Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова; в 1904—06 гг. за дирижёрским пультом театра стоял С. Рахманинов. Сценография спектаклей принадлежала художникам А. Васнецову, А. Головину, К. Коровину; ведущим балетмейстером стал А. Горский, развернулась деятельность К. Голейзовского.
Последний спектакль императорского Большого театра был дан 28 февр. 1917 г. 
Открытие государственного Большого театра состоялось 13 марта 1917 г., первый спектакль после Октябрьской революции «Аида» Дж. Верди (под управлением В. Сука, партию Аиды пела К. Держинская) был дан 21 ноября. 
В 1919 г. театру присвоено звание академического. Коренным образом изменился репертуар Большого театра. Произведения советских композиторов и постановки театра явились откликом на грандиозные преобразования, которые происходили в Советской стране и в сознании людей. Международную известность завоевали балеты и оперы советских композиторов: Р. Глиэра, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Асафьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, Р. Щедрина и других.  
Тем не менее театр переживал значительные трудности. Его сцена часто использовалась для проведения общественно-политических мероприятий: партийных и профсоюзных конференций, съездов, международных конгрессов. В зале Большого театра проводились важнейшие государственные и общественные мероприятия — партийные съезды и международные конгрессы, более 30 раз выступал В. Ленин. 30 декабря 1922 г. здесь I Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование СССР. 
Продолжать репертуарную политику становилось всё труднее, жизнь театрального коллектива и его лучших представителей была парализована тяжбой с Главреперткомом, кампанией за закрытие академических театров. Практиковалось активное идеологическое вмешательство в тексты оперной классики (антирелигиозная переработка оперы «Фауст» Ш. Гуно, 1924). Требования Главреперткома о создании нового советского репертуара были удовлетворены (постановка опер «Декабристы» В. Золотарёва, 1925, «Сын солнца» С. Василенко, 1929). Исполнительский уровень труппы оставался очень высоким. Среди выдающихся вокалистов — Н. Обухова, В. Барсова, И. Козловский, С. Лемешев, А. Пирогов, М. Михайлов, М. Рейзен; танцоров — Е. Гельцер, В. Тихомиров, А. Мессерер; дирижёрами театра были М. Ипполитов-Иванов, Н. Голованов, В. Небольсин, А. Пазовский, режиссёрами — В. Лосский, Н. Смолич. Запрет на обращение к творчеству зарубежных современных композиторов в 1930-х гг. компенсировался постановками русской оперной и балетной классики, золотой фонд которой в 40—50-х гг. был пополнен балет «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946), опера «Война и мир» (1959) С. Прокофьева. В конце 50-х гг. были осуществлены постановки балетов А. Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак», 1960-е гг. отмечены постановками произведений Р. Щедрина (в их числе балет «Кармен-сюита», 1967). Одновременно ставились произведения зарубежных авторов — Л. Яначека, Ф. Эркеля, Ф. Пуленка, Б. Бриттена.
С середины 50-х гг. выдающимися представителями труппы стали вокалисты И. и Л. Масленниковы, Е. Шумская, П. Лисициан, танцовщицы О. Лепешинская, Г. Уланова, дирижёры А. Мелик-Пашаев, Г. Рождественский, Е. Светланов, режиссёр Б. Покровский, балетмейстер Л. Лавровский, сценографы В. Рындин, С. Вирсаладзе. 

В 1970-х гг. раскрываются таланты вокалистов И. Архиповой, Г. Вишневской, А. Огнивцева, В. Атлантова, А. Ведерникова, Е. Образцовой, А. Эйзена, солистов балета М. Плисецкой, Р. Стручковой, Е. Максимовой, В. Васильева, М. Лиепы, Н. Фадеечева и др., балетмейстера Ю. Григоровича, дирижёра Б. Хайкина (к концу 1980-х гг. многие из названных артистов по разным причинам покинули сцену). 

До 1995 г. главным дирижёром театра был А. Лазарев (с 1987), главным балетмейстером Григорович (с 1964), главным художником В. Левенталь (с 1988 г.). Труппа осуществила постановки оперы Глинки «Жизнь за царя» (1989), балета Прокофьева «Блудный сын» в хореографии Дж. Баланчина (1990), в 1991 и 1992 гг. возобновила классические работы хореографа Петипа «Баядерка» (на музыку Л. Минкуса) и «Корсар» (на музыку А. Адана и Ц. Пуни), совместно с театром «Карло Феличе» (Генуя) поставила оперу А. Бородина «Князь Игорь» (в новой редакции) с хореографией Голейзовского (1993). 

С 1995 г. художественный руководитель и директор театра В. Васильев, художественный руководитель балета В. Гордеев, художественный руководитель оперы Б. Руденко, главный руководитель хора С. Лыков, художественный руководитель-сценограф С. Бархин. В труппе театра около 1000 человек.
Российский государственный академический молодежный театр (№ 2/4, стр. 1). 
Торговые ряды доходного дома Полторацкого.
Константин Маркович Полторацкий был сыном Марка Федоровича Полторацкого, директора Придворной певческой капеллы, сына черниговского казака, чей голос так заворожил императрицу Елизавету, что она выписала его в Петербург.

Константин Маркович – прекрасный офицер, кавалер орденов, герой Аустерлица – в 1830 г. вышел в отставку. По воспоминаниям современника, офицеры и солдаты Нашебургского полка плакали при прощании с ним, настолько сильную любовь и расположение подчинённых он заслужил. Тогда же он был назначен ярославским гражданским губернатором и со своей женой Софьей Борисовной Голицыной уехал в Ярославль, а в 1842 году ушел со службы по нездоровью и уехал в Петербург.

В 1818 г. Полторацкий выгодно купил землю на новой Петровской площади. Участки продавались недорого, в рассрочку на 5 лет. И в 1821 г. здесь строится дом по проекту А. Элькинского. Автором фасада был знаменитый московский зодчий О. Бове, который проектировал всю площадь. Новый дом был копией стоявшего напротив дома купца В. Варгина. Первый этаж занимали магазины и открытая галерея, второй был жилым.

В 1840 г. владельцем дома стал купец П. Бронников. С 1869 по 1882 г. он сдавал бельэтаж здания театру московского "Артистического кружка". Инициатором создания этой группы видных литературно-художественных деятелей был А.Н. Островский. Театр "Артистического кружка" был одним из первых частных театров России.

На первом этаже устроился трактир Бронникова, где после спектаклей собирались актеры, литераторы и публика.

В 1889 г. дом был перестроен по проекту А. Каминского.

Здание театра, которое мы видим сегодня, выполнено по проекту архитектора Б. Фрейденберга в 1898 г. по заказу известного московского антрепренера и режиссера Михаила Лентовского. В прошлом актер Малого театра, Лентовский стремился создать образцовый драматический театр с разнообразным репертуаром, в котором соседствовали бы оперетта, феерия, драматическое искусство.

В этих стенах долгие годы одна театральная труппа сменяла другую. Театр Павла Шелапутина, Императорский новый театр А.Н. Ленского, Частная опера С.И. Зимина, в 1909 г. знаменитый театр К.Н. Незлобина, один из первых театров, взявших к постановке пьесы Горького.

С 1924 года здание принадлежит МХАТ-2 под руководством М. Чехова.

В 1936 г. здание отдали детскому театру под руководством Наталии Сац. 5 марта здесь прошел спектакль "Сережа Стрельцов" В. Любимовой, тогда же театр получил название Центральный детский.

Стены театра помнят Г. Товстоногова, М. Яншина, А. Эфроса. Они были режиссерами-постановщиками в разное время.

Раньше в этом здании работал театр Незлобина, который располагался в здании Шелапутинского театра. Это был частный театр, основанный антрепренёром и режиссёром К. Незлобиным в 1909 г. Облик Театра Незлобина определяли режиссёры К. Марджанов (1909 г., постановки: «Колдунья» С. Чирикова, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана, «Чёрные маски» Л. Андреева) и Ф. Комиссаржевский (1910—13 гг., постановки: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Мещанин-дворянин» Мольера, «Фауст» И. Гёте, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Идиот» Ф. Достоевского и др.). С их работами соседствовали спектакли, поставленные Незлобиным, В. Татищевым и другими режиссёрами для известных актрис и актёров. Шумный успех имели «Псиша» Ю. Беляева (1911), «Ревность» М. Арцыбашева (1913), «Король Дагобер» А. Ривуара (1915); в этих спектаклях господствовало стремление к нарядной будуарной изысканности. В театре Незлобина шли «Варвары» (1910) и «Васса Железнова» (1911) М. Горького. С сезона 1915—16 гг. Незлобин передал театр товариществу актёров, которое резко сократило постановочные расходы и уменьшило труппу, заметно понизив общий уровень театра. 
С 1918 г. театр Незлобина действовал как «кооперативное товарищество», просуществовавшее до начала 1920-х гг. 
Нынешний театр основан в 1921 г. как Московской театр для детей под руководством Н. Сац. 
С 1936 г. – Центральный детский театр (ЦДТ), с г. 1987 академический, с 1992 г. – РАМТ. 
Главные режиссёры первых лет ЦДТ — Сац (1936—37) и В. Дудин (1937—43); становлению коллектива способствовала деятельность главных режиссёров В. Колесаева (1943 и 1950—54), Л. Волкова (1943—48), О. Пыжовой (1948—50). 
Среди спектаклей: «Город мастеров» Т. Габбе (1944), «Сын полка» В. Катаева (1945), «Весёлое сновидение» С. Михалкова (1946), «Снежная королева» Е. Шварца (1948). 
В 1945—74 гг. директором ЦДТ был К. Шах-Азизов (в 1960—66 гг. художественный руководитель). Театр активно привлекал новых драматургов и молодых режиссёров (Г. Товстоногов, А. Эфрос, позже П. Фоменко, Л. Танюк). При ЦДТ работала студия (1945—76 гг.). Особое значение имела режиссёрская деятельность М. Кнебель (с 1951 г.; главный режиссёр в 1955—60 и 1966—68 гг.), поднявшей репертуарный, постановочный и исполнительский уровень театра. Среди её спектаклей: «Горе от ума» А. Грибоедова (1951), «Конёк-Горбунок» П. Ершова (1952), «Страницы жизни» В. Розова (1953), «Мы втроём поехали на целину» Н. Погодина (1955). 
С середины 1950-х гг. ЦДТ — среди наиболее популярных московских театров. В спектаклях Эфроса по пьесам Розова («В добрый час!», 1954; «В поисках радости», 1957; «Неравный бой», 1960; «Перед ужином», 1962) давался привлекательный портрет молодого героя. Творческая жизнь театра активизировалась с приходом главного режиссёра А. Бородина (1980). В театре работают художник С. Бенедиктов, режиссёры Е. Долгина, А. Некрасова, Г. Печников и др. Среди спектаклей 1980 — 1990-х гг.: «Отверженные» В. Гюго (1983), «Бедность не порок» А. Островского (1983), «Сон с продолжением» Михалкова (1986), «Ловушка № 46, рост 2» Ю. Щекочихина (1986), «Крестики-нолики» А. Червинского (1987), «Король Лир» У. Шекспира (1992), «Береника» Ж. Расина (1993), «Наш городок» Т. Уайлдера (1993), «Большие надежды» Ч. Диккенса (1994).
В труппе театра в разные годы работали: М. Андросов, Ю. Балмусов, И. Воронов, Е. и Н. Дворжецкие, А. Дмитриева, О. Ефремов, В. Заливин, К. Коренева, М. Куприянова, Т. Надеждина, Е. Перов, Г. Печников, В. Сперантова, А. Хотченков и др. 

В театре две сцены, большая (на 720 мест) и малая (на 60 мест).

Автостоянка.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Государственный академический Большой театр (№ 1).

Российский государственный академический молодежный театр (№ 2/4, стр. 1).

Зона отдыха:

Сквер (пешеходные дорожки, скамейки, газоны, цветники, деревья, фонтан «Театральный»).

Художественное чтение:

Владимир Гиляровский. Театральная площадь (из книги «Москва и москвичи»)

Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов — то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе.

Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

К подъезду Малого театра, утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями паклей шапке, с подвязанной щекой. Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда нечищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих…

В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот по какой причине.

Светловодная речка Неглинка, заключенная в трубу, из-за плохой канализации стала клоакой нечистот, которые стекали в Москву-реку и заражали воду.

С годами труба засорилась, ее никогда не чистили, и после каждого большого ливня вода заливала улицы, площади, нижние этажи домов по Неглинному проезду.

Потом вода уходила, оставляя на улице зловонный ил и наполняя подвальные этажи нечистотами.

Так шли годы, пока не догадались выяснить причину. Оказалось, что повороты (а их было два: один — под углом Малого театра, а другой – на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали) были забиты отбросами города.

Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

Начали перестраивать Неглинку, открыли ее своды. Пришлось на площади забить несколько свай.

Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке — и запели. Народ валил толпами послушать.

Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, подернем!..

Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае.

Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе.

Запевала оживляется, — что видит, о том и поет. Вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

У барыни платье длинно,

Из-под платья…

А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться. А запевала уже увидал франта в цилиндре:

Франт, рубаха — белый цвет,

А порткам, знать, смены нет.

И ржет публика, и все прибывает толпа. Артель утомилась, а хозяин требует:

— Старайся, робя, наддай еще!

Встряхивается запевала и понаддает:

На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет.

Толпа хохочет…

— Айда, робя, обедать.

«Дубинушку» пели, заколачивая сваи как раз на том месте, где теперь в недрах незримо проходит метро.

В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами «отцы города» чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит…

— Только разворуют, толку не будет. А какой-то поп говорил в проповеди:

— За грехи нас ведут в преисподнюю земли. «Грешники» поверили и испугались. Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

1926

Проезд:

Метро «Театральная».


Видео:




Состояние на 22.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий