четверг, 27 октября 2016 г.

Триумфальная площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между Большой Садовой, 1-й и 2-й Брестскими, 1-й Тверской-Ямской улицами, Оружейным переулком, Садовой-Триумфальной и Тверской улицами на Садовом кольце. 

Метро «Маяковская».

История:


Складывалась с конца 16 в. у Тверских ворот Земляного города. 

Первые Триумфальные ворота через Земляной город на Тверской дороге были сооружены по случаю победы в Полтавской битве в 1709 году. Они были временными. Когда столицей стал Санкт-Петербург, из него по Тверской дороге в Москву на коронование стали приезжать будущие правители земли русской. И на границе Москвы их торжественно встречали у нарядных ворот.

Потом здесь постоянно устраивались триумфальные арки (ворота) по случаю разных знаменательных событий.

В 1722 г. в ознаменование победы в Северной войне 1700—21 гг. у Тверских ворот были поставлены «врата Триумфальные», через которые в Москву торжественно въезжал Пётр I. Вот тогда площадь получила название Триумфальная. За свою историю Триумфальные ворота много раз поновлялись и перестраивались.

В 1731 г. через Триумфальные ворота в Москву въезжала на коронацию Анна Ивановна. В дальнейшем здесь сооружались Триумфальные арки в связи с различными знаменательными событиями: в 1775 г. — по указанию императрицы Екатерины II для въезда графа П. Румянцева-Задунайского по случаю блистательных побед над турками; последняя — в 1797 г. для въезда на коронацию Павла I (снесена в начале 19 в.). 

В конце 18 века на 12 площадках города было решено построить торговые площади. В их число попал и район Триумфальных ворот. Сюда стали привозить для продажи уголь, дрова и сено. Однако в то время площадь не была широкой и открытой: она была еще заостренной. В 1805 году земляной вал по обе стороны Тверской улицы был срыт, а ров засыпан. Свободная площадь уже как бы сформировалась, но ворота еще украшали ее. После победы над Наполеоном новые Триумфальные ворота были построены чуть дальше от центра, у Тверской заставы (сейчас площадь Тверская Застава у Белорусского вокзала).

Триумфальная площадь образовалась на месте Тверских ворот Земляного города, на месте небольшой площади после ликвидации вала и рва в 1820-х гг. 

В 19 веке – площадь Старых Триумфальных Ворот (после того как у Тверской заставы Камер-Коллежского вала в 1827-1834 годах были воздвигнуты новые Триумфальные ворота). 

В установленные базарные дни на площадь Старых Триумфальных ворот, на рынок, привозили камень для мощения улиц. Здесь встречались мостники из больших и малых поселений России. 

Но к концу 19 века этот рынок стал постепенно отмирать. Посредине Старо-Триумфальной в 19, да и в 20 веке стояла водоразборная будка, так как окрестные строения водопровода не имели. После многих усилий будку закрыли и прилегающую площадь превратили в цветник. Именно с этого момента рыночная площадь начала свое превращение в площадь театральную.

С 1902 г. на углу с Тверской улицы находился театр Ш. Омона (позднее театр «Зон», затем государственный театр имени Вс. Мейерхольда), рядом с ним — цирк Никитиных (с 1910 г., затем 2-й Госцирк, эстрадный театр «Мюзик-холл», театр народного творчества, театр оперетты), далее — сад «Аквариум». 

В 1902 году антрепренер француз Шарль Омон купил здание на углу Тверской и Садовой и поручил специалистам переделать его под постоянный театр. После Омона это здание в афишах числилось театром «Буфф» А. Блюменталь-Тамарина (1906-1909 гг.), а затем театром «Зон» по фамилии антрепренера И. Зона (1912-1918) – это были труппы легкого жанра. После революции, в 1918 году, частные театры национализировали и вскоре их передали в ведение Наркомата просвещения, где был создан театральный отдел. Заведующим его стал Всеволод Мейерхольд. Он и создал на базе бывшего «Омона» свой театр с революционным репертуаром. Это был ставший вскоре широко известным «ГосТИМ» – Государственный театр имени Мейерхольда: при жизни режиссёра театр стал сразу носить его имя! В ГосТИМе часто бывал Владимир Маяковский – здесь ставили его пьесы: гремели на всю страну. Театр Мейерхольда ставил здесь свои спектакли до 1933 года, когда был закрыт из-за реконструкции здания и вообще площади Маяковского.

Рядом с театром Омона – Буфф – Зона – Мейерхольда в 1910 году братья Никитины приступили к постройке просторного современного по тем меркам циркового здания, которое стало популярным в Москве. Цирк на Руси любили издавна, и проблема пустого зала у Никитиных не стояла. В 1919 году здесь открылся «2-й Госцирк», который еще несколько лет служил по своему прямому назначению (первый госцирк располагался на Цветном бульваре). Затем наступила череда перестроек (1926-1936 гг.), после которых здесь разместился «Мюзик-холл». До 1960-х здесь «квартировалось» несколько театральных коллективов, в том числе, театр оперетты. В 1965 году было решено здание капитально отремонтировать. И с осени 1965 года спектаклем «Клоп» здесь начинает свою жизнь театр Сатиры. Для театра сатиры было реконструировано здание театра оперетты.

Открылся театр сатиры 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке спектаклем «Москва с точки зрения...» В. Типота и Н. Эрдмана — юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссёр Д. Гутман, возглавлявший театр в 1926—29 гг.). В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения, не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные («Москва с точки зрения», «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно, снимаю!», «Семь лет без взаимности», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Мишка, верти»). Зрелища подобного типа, близкие эстраде, занимали значительное место в репертуаре коллектива 20-х — начала 30-х гг. В 1930-х годах театр переехал в дом 1/29 на Садово-Триумфальной площади. Новый зал вмещал более 800 зрителей. С начала 30-х гг. основой репертуара стала бытовая комедия и водевили. В 1933—41 и 1943—48 театром руководил Н. Горчаков. Значительные спектакли 30—40-х гг. отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня: «Чужой ребёнок» (1933), «Простая девушка» (1937) и «Страшный суд» (1940) В. Шкваркина, «Мелкие козыри» В. Ардова (1937), «Факир на час» В. Дыховичного и М. Слободского (1945), «День отдыха» (1946) В. Катаева, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова (1950). Ставилась также классическая драматургия: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1940), «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьёва (1945), «Комедия ошибок» У. Шекспира (1950). В 1951—1962 годах театр находился на Малой Бронной улице, дом 4, стр. 2. В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского «Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф». В 1948—53 гг. коллектив возглавлял Н. Петров. Этапными для театра стали спектакли «Баня» (1953, постановка Петрова, В. Плучека и С. Юткевича) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича). С 1957 г. по 2000 г. театром руководил Плучек. Его постановки «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (1957), «Тёркин на том свете» А. Твардовского (1966), а также «Доходное место» Островского (1967, режиссёр М. Захаров) стали значительными событиями общественной жизни, определили публицистическую направленность искусства театра, яркую зрелищность спектаклей. В 1965—1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров. Театр обращался к философской трагической сатире, создал цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы — от трагедии до фарса: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н. Гоголя (1972), «Горе от ума» А. Грибоедова (1976), «Бег» М. Булгакова (1977), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (1980, 1996), «Самоубийца» Эрдмана (1982), «Вишнёвый сад» А. Чехова (1983), «Воительница» Н. Лескова (1988), «Идеальный муж» О. Уайльда (1991), «Горячее сердце» Островского (1992), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994). Начиная с 60-х гг. уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами театрального художника В. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей. Для актёров театра Сатиры характерны соединение жизненной достоверности с яркими, острыми театральными приёмами, музыкальность, подчёркнутая, часто гротескно обострённая выразительность пластики. В разные годы в театре работали актёры: В. Лепко, В. Хенкин, Т. Пельтцер, Е. Весник, Т. Васильева, А. Папанов, А. Миронов, З. Высоковский, В. Васильева, Л. Сухаревская, Б. Тенин, М. Державин, А. Ширвиндт, О. Аросева, С. Мишулин и др. С 1984 г. – академический театр. С 2000 года художественный руководитель — Александр Ширвиндт. В 2015 году театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90%, количество зрителей превысило 2, 5 миллиона.

В 1913 г. А. Ханжонков основал на Триумфальной площади свой кинотеатр – «электротеатр» «Пегас» (ныне включён в д. 2). Была показана 2-часовая программа из картин, снятых фирмой в 1908—13 гг.; в конце кинопрограммы изумлённая публика увидела себя на экране в фильме «Торжество в Акционерном обществе». В 1920 — 1930-х гг., после национализации, кинотеатр несколько раз менял название: «Горн», «Межрабпом», «Москва». Здание старого кинотеатра в 1956 году встроено в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина. 

В 1991 г. кинотеатр получил статус Киновидеоцентра национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Киновидеоцентр проводил ежегодные фестивали «Кино и женщина», «Музыка в кино», «Ханжонковский фестиваль киноминиатюры», «Оскары»; организовывал показы фильмов отечественной и мировой классики кинематографа, проводил недели российского кино и свои тематические фестивали в городах России и других стран мира. Закрыт и выселен в 2004 году. Здание приспособили для нетеатральных нужд. Для удобства сдачи помещений трём арендаторам, здание было разделено на 3 автономные части. Для увеличения площадей были разрушены изначальные исторические интерьеры и атриум с парадной лестницей, пристроенные со стороны 1-й Брестской улицы по проекту Б. Мезенцева в ходе реконструкции 1950-х годов. Результаты коммерческого использования исторического здания кинотеатра оказались малоудачными. С января 2005 по май 2008 года все его помещения пустовали. За следующие 5 лет помещения цокольного и первого этажей сменили порядка десяти арендаторов и субарендаторов: в разное время там располагались кафе-закусочная, пивная, шашлычная, стейк-хаус, суши-бар, ночной клуб знакомств. Эти частые смены чередовались с долгими простоями и сопровождались новыми перепланировками. Кинозал и все помещения второго этажа пустовали до 2011 года, после чего там были устроены банкетно-фуршетный зал и танцпол. Затем после годового перерыва на новые переделки в них функционировал ночной клуб. С весны 2016 года эти помещения вновь пустуют. Третий этаж после 9-летнего простоя был задействован только в 2014 году, когда там открылся частный музей шоколада, просуществовавший 2 года. Весной 2016 года в помещениях цокольного и первого этажа, после трёхлетнего простоя и переустройства, открылся очередной дорогой ресторан.

В западной части Триумфальной площади в старом трёхэтажном доме Гладищева (д. 1/29) с 1910 по 1922 год находился театр-варьете и ресторан «Альказар». В этом доме до 1974 г. последовательно работали театр эстрады, театр сатиры, театр «Современник». После революции варьете закрыли, превосходную кухню до четырех часов утра упразднили, и какое-то время стены пустовали. Затем там работали театр эстрады, театр сатиры. С 1961 и по 1974 год там находилась студия молодых актеров. Труппу, состоявшую в основном из выпускников школы-студии МХАТ, организовал и возглавил энергичный Олег Ефремов (вообще-то студия жила с 1956 г., но без помещения). Студийцы, как свое знамя, тогда поставили пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Так состоялось рождение театра «Современник». В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды, а старое здание сломали, разобрали по камушку и место затем заасфальтировали. При его разборке многие театралы даже брали по старинному кирпичику на память.

Еще совсем рядом, на углу Оружейного переулка и бывшей улицы Горького, у левого фасада ресторана «София» когда-то стоял Центральный театр кукол Сергея Образцова.

В 1920-1935 годах – площадь Янышева (в честь московского большевика Михаила Янышева (1884-1920), погибшего в Гражданскую войну).

С конца 1930-х гг. началась реконструкция площади. 

Раньше на площади был сквер. В 1930-х годах сквер был вырублен, а площадь полностью заасфальтирована.

В 1935-1992 годах – площадь Маяковского – в честь поэта Владимира Маяковского (1893-1930).


Первые Триумфальные ворота через Земляной город на Тверской дороге были сооружены по случаю победы в Полтавской битве в 1709 году. Они были временными. Когда столицей стал Санкт-Петербург, из него по Тверской дороге в Москву на коронование стали приезжать будущие правители земли русской. И на границе Москвы их торжественно встречали у нарядных ворот. Имя – «Триумфальная» - площадь получила после того, как на ней в 1722 году установили «врата Триумфальные на вход… отца Отечества Петра Великого с торжеством оконченной войны…» За всю свою историю Триумфальные ворота много раз «поновлялись» и перестраивались.
В конце XVIII века на 12 площадках города было решено построить торговые площади. В их число попал и район Триумфальных ворот. Сюда стали привозить для продажи уголь, дрова и сено. Однако в то время площадь не была широкой и открытой: она была еще заостренной. В 1805 году земляной вал по обе стороны Тверской улицы был срыт, а ров - засыпан. Свободная площадь уже как бы сформировалась, но ворота еще украшали ее. После победы над Наполеоном «новые» Триумфальные ворота были построены чуть дальше от центра, у Тверской заставы (сейчас площадь Тверская Застава, где расположен Белорусский вокзал).
Площадь чуть-чуть изменила имя - стала называться площадью Старых Триумфальных ворот. Торговая сеть Москвы в те годы была очень насыщенной и дифференцированной. Она снабжала товарами не только Белокаменную, но и другие города. В установленные базарные дни на площадь Старых Триумфальных ворот, на рынок, привозили камень для мощения улиц. Здесь встречались мостники из больших и малых поселений России. Но к концу XIX века этот рынок стал постепенно отмирать. Посредине Старо-Триумфальной в XIX, да и в XX веке стояла водоразборная будка, так как окрестные строения водопровода не имели. После многих усилий будку закрыли и прилегающую площадь превратили в затейливый цветник. Именно с этого момента рыночная площадь начала свое удивительное превращение в площадь театральную.
В 1902 ловкий и предприимчивый антрепренер француз Шарль Омон купил солидное здание на углу Тверской и Садовой и поручил специалистам переделать его под постоянный театр. После Омона это здание в афишах числилось театром «Буфф» А.Э. Блюменталь-Тамарина (1906-1909 гг.), а затем театром «Зон» по фамилии антрепренера И.С. Зона (1912-1918) - все это были труппы легкого жанра. После революции, в 1918 году, частные театры национализировали и вскоре их передали в ведение Наркомата просвещения, где был создан театральный отдел. Всемогущим заведующим ТЭО стал Всеволод Мейерхольд. Он-то и создал на базе бывшего роскошного «Омона» свой театр с революционным репертуаром. Это был ставший вскоре широко известным «ГосТИМ» - Государственный театр имени Мейерхольда. Случай даже для тех дней не частый: при жизни режиссера театр стал сразу носить его имя! В ГосТИМе часто бывал Владимир Маяковский - здесь ставили его пьесы: один «Клоп» чего стоил, гремел на всю страну. Театр Мейерхольда ставил здесь свои спектакли, до 1933 года, когда был закрыт из-за реконструкции здания и вообще площади Маяковского. 
Изначально все работы по реконструкции площади были поручены правительством известному архитектору А.В. Щусеву. Здание театра, по замыслу зодчего, должно было иметь громадную угловую башню с завершающей скульптурой Маяковского.

Но труппу Мейерхольда вскоре распустили, сам он был арестован. И архитектор Чечулин был вынужден срочно переделывать проект под иной зал, а Щусев свое имя с проекта снял. После непростой достройки, осенью 1940 года здесь открылся Государственный концертный зал имени Чайковского.
Стена к стене, рядом с театром Омона – Буфф - Зона - Мейерхольда, в 1910 году братья Никитины приступили к постройке просторного современного по тем меркам циркового здания, которое стало весьма популярным в Москве. Цирк на Руси любили издавна, и проблема пустого зала у Никитиных не стояла.
В 1919 году здесь открылся «2-й Госцирк», который еще несколько лет служил по своему прямому назначению. Затем наступила череда переделок-перестроек (1926-1936 годов), после которых здесь уже размещается известный Мюзик-холл. До 1960-х здесь «квартировалось» несколько театральных коллективов. В 1965 году было решено здание капитально отремонтировать. И с осени 1965 года спектаклем «Клоп» здесь начинает свою жизнь Театр Сатиры - и по сей день сцена принадлежит этому театру.
Если перейти Триумфальную площадь, то окажешься на месте, где еще чуть менее 30 лет назад перед гостиницей «Пекин» стояло весьма любопытное здание. В солидном трехэтажном доме Гладищева, по старому адресу Садовая, 1/29, с 1910 по 1922 год располагался популярный у состоятельных москвичей театр-варьете и ресторан «Альказар» (кабинеты, буфет, вина лучших марок). Вскоре после революции варьете закрыли, «превосходную кухню до четырех часов утра» упразднили, и какое-то время стены пустовали. Затем там последовательно работали Театр эстрады, Театр сатиры. С 1961 и по 1974 год в этом здании находилась Студия молодых актеров. Труппу, состоявшую в основном из выпускников школы-студии МХАТ, организовал и возглавил энергичный Олег Ефремов (вообще-то студия жила с 1956 г., но без помещения). Студийцы, как свое знамя, тогда поставили прекрасную пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Так состоялось рождение театра «Современник». В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды, а старое, заслуженное здание сломали, разобрали по камушку и место затем заасфальтировали. При его разборке многие театралы даже брали по старинному кирпичику на память!
На этой же стороне Триумфальной площади после исчезновения «Современника», буквально в десятке метров, осталось еще одно памятное зрительское место. Правда, это не театр, а кинотеатр. Родоначальник отечественного кино А.А. Ханжонков в 1913 году построил здесь первый большой столичный кинотеатр.
Здание старого кинотеатра в 1956 году встроено в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина. 
Совсем рядом, на углу Оружейного переулка и бывшей улицы Горького, у левого фасада ресторана «София», когда-то стоял Центральный театр кукол Сергея Образцова.
Рассказывая о Триумфальной площади нельзя не упомянуть еще об одном «театре». У него не было крыши и стен, у его входа не вывешивались афиши, но все-таки это место было, пожалуй, главной литературной сценой столицы многие годы. 19 июля 1958 г. на площади был открыт памятник В.В.Маяковскому. После того, как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Сходки на площади Маяковского быстро приобрели характер литературной фронды — в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. «У Маяка» читали свои произведения Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие.


Изначально все работы по реконструкции площади были поручены правительством известному архитектору А. Щусеву. Здание театра Мейерхольда, по замыслу зодчего, должно было иметь громадную угловую башню с завершающей скульптурой Маяковского. Но труппу Мейерхольда вскоре распустили, сам он был арестован. И архитектор Чечулин был вынужден срочно переделывать проект под иной зал, а Щусев свое имя с проекта снял. После достройки осенью 1940 года здесь открылся 
Государственный концертный зал имени Чайковского (№ 4). Построенный на месте театра зал, в архитектуре которого были отчасти использованы идеи Мейерхольда (расположение зрительских мест полукругом, охватывающим сцену), перепрофилировали в концертный. Открыт 12 октября 1940 г. В 1959 г. в зале установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс». В зале 1565 мест (небольшой партер, 3 вместительных амфитеатра и 2 яруса балконов). Он является основной концертной площадкой Московской государственной филармонии. В нём проводятся симфонические, органные и хоровые концерты, выступают народные, танцевальные коллективы. В фойе организуются тематические выставки.

В 1938 году в угловой части этого была открыта станция метро «Маяковская», в 1940 году закончена внутренняя отделка нового концертного зала, в котором многое сохранилось от первоначального проекта (архитектор Черин). Оригинальная эллипсоидная форма зала обеспечивает прекрасную видимость и слышимость в любой его точке.

В глубине сцены был установлен орган немецкой фирмы «Валькер», привезенный из ленинградского собора святых Петра и Павла. С 1959 г. в зале смонтирован электрический орган чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс», впоследствии дважды реконструированный (1970, 1977).

Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П. Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 г. в исполнении Государственного симфонич¬еского оркестра СССР под управлением А. Гаука и К. Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Л. Оборин, П. Норцов, Е. Кругликова, В. Давыдова и М. Рейзен. За 60 лет существования в зале проходили крупнейшие музыкальные мероприятия, Всесоюзные и Всероссийские смотры академических и народных коллективов, симфонических оркестров, дека¬ды и дни культуры и искусства союзных и автономных республик СССР и зарубежных стран.

Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского — один из самых больших и известных концертных залов Москвы. Он считается главным залом для выступлений артистов Московской филармонии. В год здесь дается около 300 концертов, которые собирают более 350 посетителей со всего мира. За один раз зал способен вместить более полутора тысяч человек.
Свою историю здание на Триумфальной площади ведет с начала 20 века. В то время на этом месте находились различные театры, потом сюда после Революции переехал Театр под руководством Всеволода Мейерхольда. Можно сказать, что своим нынешним обликом зал обязан именно ему. После его прихода, начался ремонт и перестройка здания. Проект нового дома театра был разработан М. Бархиным и С. Вахтанговым при участии Мейерхольда. Режиссер хотел, чтобы сцена театра легко трансформировалась и могла переноситься в зал, а также раздвижной купол-крышу. Устройство здания должно было убрать барьер между артистами и посетителями.
Но планам не удалось осуществиться. В 1939 году Мейерхольда взяли под стражу, когда он хотел заниматься отделкой нового здания в стиле модерн. Театр закрыли, а недостроенный дом отдали под переоборудование концертного зала Московской филармонии. Открытие новой площадки для искусства состоялось в 1940 году.
Зал представляет собой греческий театр: с трех сторон сцену охватывает зрительный зал, так как места для посетителей расположены амфитеатром. Таким образом, часть задумки режиссера Мейерхольда удалось осуществить. В угловой части здания располагается станция метро «Маяковская».
За несколько десятилетий в залах Московской филармонии выступали многие известные как российские, так и зарубежные артисты, композиторы. Концертный зал стал площадкой для многих фестивалей, в том числе «Русская зима», «Московские звезды», «Таланты России».


С 1962 года зал стал одной из главных площадок Международного конкурса имени Чайковского. Он был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров, артистов балета, международных шахматных турниров и киносъемочной площадкой.

В сезоне 2004-2005 гг. концертный зал имени П. Чайковского предстал перед слушателями в обновленном виде. В зале были проведены несколько независимых акустических экспертиз, в том числе Института акустики АН РФ из Санкт-Петербурга и Кафедры акустики физического факультета МГУ, которые дали рекомендации по ремонту. Летом был проведён первый этап реконструкции: в зале установлены новые кресла, отреставрирован пол, в Германии изготовлена легкотрансформирующаяся дополнительная сцена. В результате изменилась пространственная концепция зала, расширились его творческие возможности, значительно улучшилась акустика.

Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер, или достроить сцену для исполнения масштабных произведений, требующих увеличенных составов исполнителей. Концертный зал им. П. Чайковского, сохранив свою праздничную торжественность, стал гораздо удобнее для артистов и слушателей.

Сейчас в концертном зале проходят выступления ведущих солистов, симфонических оркестров, хоровых, хореографических,фольклорных, эстрадных коллективов; ставятся оперы в концертном исполнении,музыкально-драматические постановки. В зале проходят фестивали и конкурсы «Русская зима», «Московские звезды», «Московская осень», «Таланты России», вечера балета, выступления танцевальных коллективов, Пушкинские праздники и дни поэзии и т.д.

Московская филармония проводит здесь около 300 концертов в год.

В этом здании находится южный вестибюль метро «Маяковская».

В центре площади 19 июля 1958 г. установлен памятник В. Маяковскому. После того, как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Сходки на площади Маяковского быстро приобрели характер литературной фронды — в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. «У Маяка» читали свои произведения Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие. Так что получился еще один своеобразный театр под открытым небом.

В 1959 г. реконструирован театр имени Моссовета. 

В 1960 г. под площадью по линии Садового кольца проложен транспортный туннель. 

По линии Садового кольца Триумфальную площадь замыкают гостиница «Пекин» и здание ресторана «София».

Площадь названа 13.04.1992 года по находившимся здесь Триумфальным воротам (в целях возрождения исторического облика города и очищения его от конъюнктурных наименований).

Нежилые объекты:

М метро «Маяковская» (Замоскворецкая линия; открыта 11 сентября 1938 года ; названа в честь поэта Владимира Маяковского; как обычно принято в московском метро, станцию назвали с окончанием на -ая; глубокая (глубина 33 метра) — входов-выходов на станции два, причем есть три наземных вестибюля: один встроен в здание концертного зала имени П. Чайковского (на Триумфальную площадь, Садовую-Триумфальную и Тверскую улицы), другой встроен в дом № 30/2 по Тверской улице, а третий встроен в офисное здание на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка; эскалаторы есть с обеих сторон станции (по ним осуществляется вход и выход на этой станции); станция — колонная и колонны покрыты рифленой нержавеющей сталью, а по углам — уральским родонитом и мраморовидным известняком; верх путевых стен отделан серо-белым мрамором, низ — красным; пол выложен белым мрамором и серым гранитом; светильники находятся в 34-х овальных нишах свода; скамеек для отдыха мало и находятся они только в начале и конце станционной платформы (у табло); тема станции — «Сутки страны Советов»: 35 мозаичных панно из смальты с картинами одного дня из жизни страны).

Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936).

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом — и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.
Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки. В своде центрального нефа — 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.
Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.
Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии — «Маяковская».
Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.
Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.
Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.
Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.

• Памятник Владимиру Маяковскому (установлен в 1958 году). Открыт 19 июля 1958 года. Скульптор А. Кибальников. Архитектор Д. Чечулин.

Бронзовая скульптура высотой 6 м установлена на невысоком постаменте из монолитной глыбы лабрадорита Головинского месторождения. Лицевая поверхность отшлифована. Памятник маловат для обширного пространства площади, недостаточно высок и постамент.

На постаменте высечены строки:


«И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!»



• Управление архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры (№ 1).

Автостоянка.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Академический театр сатиры (№ 2).

Концертный зал им. П. Чайковского (№ 4/31).

Проезд:

Метро «Маяковская».


Видео:




Состояние на 22.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий