воскресенье, 2 октября 2016 г.

площадь Варварские Ворота

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между улицей Варварка, Старой и Славянской площадями и Китайгородским проездом. 

Метро «Китай город».

Описание:

Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое.

История:

Образовалась в 1820-х гг. у одноименных ворот Китай-города. 

В 14 в. в районе площади построена церковь Всех Святых на Кулишках в память воинов, погибших на Куликовом поле. 

В 1530-х гг. с западной стороны современной площади сооружены стена Китай-города и башня с Варварскими воротами; фрагмент башни ворот (1534—38) сохранился в подземном переходе. 

В конце 16 — нач. 17 вв. местность, прилегающая к воротам, была занята лавками, у Китайгородской стены, между Ильинскими и Варварскими воротами, размещался Конный торг. 

Южнее церкви Всех Святых находились сады и Васильевский луг. 

В конце 18 — начале 19 вв. на небольшой площади у Варварских ворот торговали съестными припасами. 

В 1872—76 гг. на площади находился общедоступный театр. 

В 1912—13 гг. построен «Деловой двор» (д. 2/5, архитектор И. Кузнецов), единственное крупное здание на площади. На Варварские ворота выходят улицы Варварка, Солянка. 

В 1992 г. северная часть площади, прилегающая к Ильинскому скверу, была выделена в Славянскую площадь.

Варварская площадь у Варварских ворот Китай-города образовалась в 1819-1823 годах, когда срыли земляные бастионы, сохранившиеся с петровских времен и созданные для обороны Москвы от шведов.

В 1918-1924 годах – Варварская площадь.

В 1924-1990 годах – площадь Ногина (в честь революционера В. Ногина). 

Площадь названа в 1990 году находившимся здесь раньше Варварским воротам Китай-города. 

В 1992 году восточная часть площади (примыкающая к Ильинскому скверу) была переименована в Славянскую площадь.

М метро «Китай-город» (Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии; открыта 3 января 1971 года ◊; названа по исторической местности Москвы, где она находится (а сначала и до 1990 года называлась «Площадь Ногина»; не имеет собственных наземных павильонов для выхода в город — выход осуществляется только по эскалаторам и затем через обычные подземные переходы (без навеса) на площади Славянские, Варварские Ворота и Ильинские Ворота; станция — пересадочная, но достаточно специфическая в этом отношении, потому что она общая для двух линий метро: в составе станции — два зала с кросс-платформенной пересадкой: чтобы пересесть на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы: в один зал прибывают поезда, следующие в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в другой — поезда, следующие в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»; глубокая (глубина — 29 метров); станция — колонная: колонны мощные и отделаны светлым мрамором; путевые стены покрыты сверху светлым мрамором, а снизу темным; пол выложен разноцветным гранитом; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления у этой станции нет, а в декоративном отношении интересны алюминиевые чеканные карнизы с изображением горящего факела над колоннами по всей длине зала и металлические чеканные вставки с изображением серпа и молота на путевых стенах; также в глухом торце перехода установлен бюст В. Ногина, в честь которого раньше называлась эта станция).

• Бывший комплекс конторских, гостиничных и складских помещений Н. Второва «Деловой двор» (№ 5; 1913 год постройки). 

Выстроенный архитектором И. Кузнецовым в 1912—13 гг. крупный комплекс конторских зданий получил большое градостроительное значение, оформив фронтальную часть Варваринской площади и угол при выходе на неё Китайгородского проезда. Предназначался для оптовых складов, торговых и промышленных фирм, включал здание гостиницы. 

Состоит из нескольких пятиэтажных корпусов с разделяющими их внутренними проездами и крупным угловым проездом с площади, оформленным монументальной аркой. 

При строительстве использованы каркасные конструкции, выявленные в боковых крыльях здания, имеющих подчёркнуто деловой характер, с чётким ритмом вертикальных столбов и межэтажных перекрытий и сплошным остеклением между ними. Угловая часть с проездной аркой, играющая роль композиционного центра, получила архитектурное решение в духе неоклассицизма (над аркой на колоссальных кронштейнах на уровне четвёртого и пятого этажей располагается портик с фронтоном, а над ним — венчающий купол), также как оформление парадной лестницы и некоторых залов. 


После 1917 г. в комплексе «Делового двора» размещался так называемый 4-й Дом Советов (в 1920 г. в гостинице жил американский журналист Дж. Рид), позже — Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ) и ряд наркоматов.

Жилых домов нет.

Достопримечательность.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Китай город».


Видео:




Состояние на 6.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий