четверг, 29 сентября 2016 г.

Большая Сухаревская площадь

Расположение:

Площадь находится в Мещанском и Красносельском районах (ЦАО) между проспектом Мира, улицей Сретенка, Садовой-Спасской улицей и Малой Сухаревской площадью. Часть Садового кольца. 

Метро «Сухаревская».

Описание:

Движение по площади осуществляется в двух направлениях (по 6 полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Площадь названа в середине 19 века и снова в 1994 году по находившейся здесь Сухаревой башне (месте пересечения Сретенки оградой Земляного города).

Возведенная в 1695 году Сухарева башня разделила прежде единую площадь на 2 части: Малую и Большую.

В 1934 году Сухарева башня была снесена, а все пространство, занимаемое Сухаревскими площадями, переименовано в Колхозную площадь (в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства).

В 1939 году Колхозная площадь была разделена на Малую и Большую Колхозные площади.

В 1994 года их снова назвали Малой и Большой Сухаревскими площадями.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».


Сухаревка, как издавна называли саму площадь и прилегающие к ней кварталы, была знаменита не только на всю Москву, но и на всю Россию. Трудно было найти в Белокаменной место более многолюдное, шумное и оживленное. Название это часто встречается в русской классической и мемуарной литературе.

В старой Москве это место было весьма выдающимся и памятным — здесь почти полтора века находился знаменитый Сухаревский рынок или просто - Сухаревка.
Сухаревская площадь была отмечена высокой, монументальной Сухаревой башней — ее верхушка со шпилем просматривалась с весьма дальнего расстояния. Арка в цоколе башни служила воротами былого Земляного города, открывая въезд в Москву со стороны 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). В самой башне, сооруженной на рубеже XVII—XVIII веков, Петр I поместил Школу математических и навигацких наук — первое в России высшее техническое учебное заведение, готовившее судоводителей, инженеров, геодезистов и т. п. Здесь же была оборудована астрономическая обсерватория. Позднее, с 1828 по 1893 год, в башне находились резервуары Мытищинского водопровода.
Само название башни и площади происходило от имени верного Петру I стрелецкого полковника Л. П. Сухарева, чей полк нес охрану ворот и прилегающей местности.

В 1780-х годах около ворот разросся давно уже существовавший здесь торг, где приезжие крестьяне торговали мясом и другими продуктами. В XIX — начале XX века помимо съестных припасов на рынке можно было приобрести старые вещи, подчас ценные художественные изделия, а также древние рукописи и книги. Частыми посетителями Сухаревки были многие выдающиеся любители старины и коллекционеры — А. А. Бахрушин, И. Е. Забелин. Нравы рынка колоритно описал в очерке «Сухаревка» В. А. Гиляровский.

В декабре 1920 года постановлением Моссовета рынок, как один из главных очагов спекуляции, был закрыт.
После введения НЭПа рынок снова открылся, но вскоре был упразднен окончательно.


После сноса Сухаревой башни в 1934 году здесь установили Доску почета лучших колхозников Московской области и площадь получила название Колхозной, чтобы с 1939 года стать Большой Колхозной. В 1994 году площади вернули историческое название, первоначально объединив две площади (Большую и Малую) в одну. Но т.к. при этом потребовалась перенумерация зданий, недопустимой из-за того, что тогда бы изменился адрес Института скорой помощи им. Склифосовского, было принято решение оставить деление на Большую и Малую.

Нежилые объекты:

М метро «Сухаревская» (Калужско-Рижская линия; открыта 5 января 1972 года  названа по названия Большой и Малой Сухаревской площадей, под которыми она расположена и на которые она выводит изначально и до 1990 года называлась «Колхозная» по тогдашнему названию площадей, на которые она выводит); имеет только один выход в город, который представляет собой обычный подземный переход (без навеса) и выводит на Большую и Малую Сухаревские площади и улицу Сретенка; вход-выход осуществляется по эскалаторам; глубокая (глубина — 43 метра); станция — пилонная и пилоны отделаны бело-желтым мрамором; путевые стены выложены светлым мрамором с чеканными металлическими вставками; пол выложен серым гранитом; скамеек для отдыха много и находятся они вдоль всей платформы со стороны станционных путей; тема оформления просматривается с трудом, особенно сегодня, потому что она была связана с первоначальным названием станции и посвящена колхозному сельскому хозяйству: пилоны похожи на объемную букву Х (как хлебные снопы) и облицованы светлым мрамором желтоватых (пшеничных) и кремовых тонов).

• МФЦ (№ 1/2). Редакция издания «Медицинская газета», кофейня «Шоколадница», металлоремонт и пр. Памятные доски «Проспект Мира» и «Большая Сухаревская площадь».
Здание бывшего товарищества «Павел Малютин и сыновья». Дом принадлежал до советской власти торгово-промышленному товариществу «П. Малютин и сыновья», оно еще в 1890 г. подало прошение о полной перестройке здания по новой красной линии, проведенной со значительным отступом от старой для того, чтобы расширить узкий проезд у Сухаревой башни. Перестройку производил архитектор Г. Воронин.

В первоначальном плане башен было две – справа и слева улицы, предваряя таким образом дорогу на ВСХВ. В последствии левая колонна была утрачена, а правая осталась. Дизайн был также иным. Венчали башни вазоны с флагштоками. На месте нынешнего декоративного орнамента в центре каждой стороны был герб СССР. Ниже имелась надпись 1939, еще ниже располагалась рельефная надпись: «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», под ней располагался барельеф колхозников со снопом. Завершал декор декоративный орнамент.
Со времен СССР здесь располагался книжный магазин.
• НИИ им. Склифосовского с православным храмом Святой Троицы и часовней Воскресения Христова (№ 3 с несколькими строениями; бывший Странноприимный дом Шереметева, начало 19 века; усадебный храм во владении князей Черкасских известен с 1649 г.; после перехода усадьбы во владение графа Н. Шереметева в 1794-1810 гг. на ее землях был выстроен странноприимный дом с трехпрестольным храмом, который был домовой церковью странноприимного дома графа Николая Шереметева, открытого в 1810 году; обитель милосердия для бедных и больных граф построил в память о жене, Прасковье Жемчуговой, скончавшейся от туберкулеза, и содержал здесь на свои деньги 100 бедняков в богадельне и 50 - в больнице; во время войн - Крымской, Русско-японской войн и Первой мировой - странноприимный дом превращался в госпиталь, он принимал и раненых Бородинского сражения, и жертв революций 1905 и 1917 годов; в 1925 году Троицкий храм закрыли и использовался как вестибюль размещенного в здании института «Скорой помощи»; в его помещении работал музей медицины; после 1993 года музей закрыли, и в подвале был устроен ресторан; помещение храма находилось в запустении, через него проходили в ресторан посетители; в начале 2000-х годов храм передали РПЦ; 4 июня 2003 года над куполом был установлен и освящен крест; в 2010 году было совершено великое освящение храма; к этому же приходу относится и Воскресенский храм при этом же НИИ; свободного доступа в эти храмы нет – только для сотрудников и пациентов института). «В этом здании Владимир Ильич Ленин в марте 1906 г. участвовал в конспиративном заседании Замоскворецкого райкома РСДРП». «В этом здании с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии». «Выдающийся ученый-трансплантолог Владимир Петрович Демихов 1916-1998 работал в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского с 1960 по 1986 г.».
Больница при Странноприимном доме графа Шереметева открыта в 1810 г. в здании Странноприимного дома. 
Первым главным врачом её (до 1838 г.) был шотландец Я. Кир. 
В больнице были отделение для приходящих больных, палаты для тяжелобольных, выздоравливающих и умирающих, а также заразное отделение. 
Больница была клинической базой медицинского факультета Московского университета и Медико-хирургической академии. 
В военное время использовалась как военный госпиталь. 
В 1923 г. на её базе был открыт Московский городской НИИ скорой помощи (ныне институт скорой помощи имени Н. Склифосовского).
Приют и больница для калек и нищих. 
Создан на средства графа Н. Шереметева (отсюда обиходное название — Шереметевская больница). О Н. Шереметеве см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_44.html.

Здание с полукруглым парадным двором, с далеко вынесенными крыльями строилось в 1792—1807 гг. первоначально крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным под руководством Е. Назарова; в 1803 г. Д. Кваренги внёс изменения в проект, связанные с мемориальной задачей превратить Странноприимный дом в памятник умершей жене графа — актрисе П. Жемчуговой: портик перед церковью Троицы в центре здания заменила торжественная полудуга открытой двойной колоннады (помещённая в ней аллегорическая статуя «Милосердие» не сохранилась). Помимо этого монументального акцента крылья и боковые фасады получили мощные портики тосканского ордера, запроектирована решётка с воротами, фланкированными четырёхколонными дорическими бельведерами, выстроены флигеля со стороны двора, введена скульптура, в том числе и на садовом фасаде. В декоративном оформлении интерьеров, для отделки которых использовались белый мрамор и светло-зелёный уральский камень, принимали участие Г. Замараев и Т. Тимофеев (рельефы и скульптуры), Д. Скотти (живопись в куполе церкви).
Учреждение Странноприимного дома в Москве и его штат, составленный А. Малиновским, были утверждены императором Александром I 21 апреля 1803 г. 
Открыт 28 июня 1810 г. 
В Странноприимном доме принимались «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные» (за исключением крепостных). 
Странноприимный дом был рассчитан приблизительно на 100 человек (50 человек в богадельне и 50 человек в больнице). Первыми призреваемыми были отставные офицеры, мелкие чиновники, священники, мещане старше 50 лет. 
В этом доме жил Дегтярев Степан (1766, село Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии — 1813, Москва), композитор, дирижёр. Крепостной графа Н.П. Шереметева; в 7-летнем возрасте зачислен в его капеллу (в подмосковном имении Кусково). Обучался в певческой школе при капелле, позднее посещал лекции в Московском университете (по итальянскому языку и русской словесности), спектакли Петровского театра, брал уроки композиции у итальянского композитора Дж. Сарти. С 1790-х гг. дирижёр и музыкальный руководитель шереметевской капеллы, по желанию графа выступал в качестве организатора публичных концертов в Москве. После вступления на престол императора Павла I Шереметев переехал в Петербург и в числе нужных ему людей взял с собой Дегтярёв, который жил там до смерти графа в 1809. Дегтярёв — продолжатель традиций Д.С. Бортнянского, автор духовной музыки (свыше 100 концертов для хора a cappella, литургия и др.). Наиболее значительные сочинения — оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (на либретто Н.Д. Горчакова; первый в России образец жанра), впервые исполненная под управлением Дегтярёва. 9 марта 1811 в Москве. С большим успехом оратория исполнялась и в 1818 в Колонном зале Благородного собрания, в канун открытия в Москве памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 году», работал над ораторией «Бегство Наполеона» (не закончена). Шереметев неоднократно (в 1802, 1803, 1809) обещал композитору вольную, однако после смерти графа конкретных указаний о вольной в завещании не содержалось. Дело было передано в Сенат; ожидая решения, Дегтярёв вернулся в Москву. Ему был выдан временный паспорт, дававший право устраиваться на службу; жил при Странноприимном доме графа Шереметева (Большая Сухаревская площадь, 3). Распродав большинство своих рукописей, композитор умер в нищете. Официальная вольная была дана 4 августа 1815, через 2 года после смерти композитора.
Значительную роль в развитии музыкальной культуры Москвы сыграл композитор С. А. Дегтярев (1766-1813), крепостной Н. П. Шереметева, владельца Кускова и Останкина. Еще мальчиком Дегтярев был взят в крепостной хор. Прекрасные голосовые данные быстро выдвигают его, и пятнадцати лет, в 1781 г., он поет в театре Кускова главную партию в опере «Садовник Кусковский». Обнаружив у него выдающиеся музыкальные способности, Шереметев отправил Дегтярева учиться в Италию. Впоследствии Дегтярев был главным дирижером шереметевского оркестра, хормейстером театра и певческой капеллы, вел большую педагогическую работу с молодыми музыкантами и певцами. Можно полагать, что в эти годы Дегтярев, как и другие участники крепостной труппы, жил летом в Кускове или Останкине, а зимой - в доме Шереметева на Никольской, 10 (не сохранился).
Дегтяреву принадлежит много сочинений. В историю музыки он вошел как автор первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее первое исполнение (9 марта 1811 г.) сопровождалось таким успехом, что 6 апреля по требованию публики последовало повторение. Газеты писали: «К особенному удовольствию наших артистов и любителей отечественных произведений сообщаем, что сия оратория переведена уже на итальянский язык, и партитура музыки послана будет в Неаполь и другие столичные города в Европе...
Сие важное произведение... принято со всеобщим одобрением и чрезвычайною похвалою. Оркестр составлен был почти из 200 одних только русских музыкантов и певцов, под управлением самого г. Дегтярева. Рукоплескание и форо сопровождали каждую пиэсу оратории... Пожарский, Минин, Палицын и все те, кои участвовали в достопамятном происшествии освобождения Москвы, достойны той славы, чтоб поэты, риторы и музыканты передавали потомству бессмертные их дела. И где же приличнее слышать воспевание сих знаменитых подвигов, как не в Москве, там, где оные совершались, где усердные сыны России, движимые беспредельною любовию к Отечеству, оставили память великих дел своих?».
В 1818 г., в день открытия памятника Минину и Пожарскому, оратория была вновь успешно исполнена в Российском благородном собрании (ныне Дом союзов - Пушкинская ул., (сейчас Большая Дмитровка, 1 – прим. ред.)). Ее музыка, полная героического, мужественного пафоса, величественная звучность хоров и лиричность арий до сих пор глубоко волнуют слушателей.
Дегтярев написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 г.». Преждевременная смерть помешала ему закончить ораторию «Бегство Наполеона». Даровитейший композитор был жертвой крепостного права. Один из его учеников вспоминал: «Дегтяревского (так автор называет Дегтярева) погубили талант и рабство... Необыкновенный талант рано обратил на него внимание знатоков, и властелин его, граф Шереметев, дал ему средства образоваться... Он был послан для усовершенствования в Италию. Его музыкальные сочинения доставили ему там почетную известность. Но, возвратись в отечество, он нашел сурового деспота, который, по ревизскому праву на душу гениального человека, захотел присвоить себе безусловно и вдохновения ее: он наложил на него железную руку...».
Прославленный музыкант и композитор, имя которого уже было известно за пределами России, жил в тяжелых и морально унизительных условиях. Без разрешения своего «барина» он не мог выступать даже в частных домах. Сохранилось красноречивое распоряжение Н. П. Шереметева: «У учителя концертов Степана Дегтярева за давание им посторонним людям концертов вычесть из жалования 5 рублей и отдать певчему Чапову за объявление об оном». Для обремененного семьей Дегтярева 5 рублей были немалые деньги, если учесть, что все его годовое содержание составляло 177 рублей 70 копеек. Интересно вспомнить, что рядовым музыкантам-иностранцам Шереметев платил 1225-1800 рублей в год. Долгожданная «вольная» пришла слишком поздно. В 1813 г. Дегтярев умер в жестокой бедности от туберкулеза. Последние годы он жил при Шереметевской больнице на Большой Сухаревской площади, в доме № 3.
Во время Отечественной войны 1812 г. французы устроили в Странноприимном доме госпиталь. 
К 1838 г. в Странноприимном доме было 140 призреваемых; в «холерные годы» (1830, 1847) число больных резко увеличивалось, для них строили специальные деревянные корпуса. 
В 1876 г. при Странноприимном доме было открыто отделение для приходящих больных. 
В годы русско-японской и первой мировой войн здесь находился лазарет. 
До 1917 г. Странноприимный дом содержался на доходы с имений графов Шереметевых. 
В 1919 г. при Шереметевской больнице была создана скорая городская помощь. 
В настоящее время в здании размещаются НИИ скорой помощи имени Н. Склифосовского (с 1923 г.) и медицинский музей.
• Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы (№ 5). Четырехэтажное здание 1902 года постройки.

• Торгово-офисное здание (№ 9). 

Бывший жилой дом конца 18 века в составе административно-офисного здания 2010 года постройки. 

В 1990-х годах на этом месте был жилой дом. Это было одно из зданий, сохранившееся при наполеоновском пожаре. 

Был так же дворик, потом началась долгая реставрация (около 10 лет), закончившаяся по классической лужковской схеме – выгребли все, оставили фасад и застроили вместе со двором.

• Бывший доходный дом Гутмана – М. Миансаровой («Дом с изразцами») (№ 12, начало 20 века; сегодня – офис МТС). 

Один из красивейших московских фасадов. 

Здание решено в стиле модерн с элементами русского зодчества. 

Фасады полностью облицованы цветной керамической плиткой (была совместно изготовлена заводом «Абрамцево» и мастерской «Кикерино»). В них архитектор (С. Родионов) использовал приемы декорирования стен, принятые в московской архитектуре 17 века.

Контраст белых, густо-зелёных и золотых облицовочных плиток в сочетании с полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей части и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов. Однако искусствоведы отмечают, что, несмотря на бесспорную декоративную оригинальность, это здание отличается некоторой неуклюжестью форм. Это справедливо и для его силуэта.

До 1917 года это здание использовалось как доходный дом с магазинами в первых этажах.

В настоящее время функциональное назначение отреставрированного дома осталось прежним: магазины в первых этажах и жилые квартиры в верхних.

Вместо МТС раньше находилась булочная, потом – радиомагазин.

Идет строительство нового здания театра под руководством Олега Табакова «Табакерка».

Жилые дома:


8 этажей (№ 14/7). 1936 год постройки. Шлакоблочный. На 1-м этаже – ирландский паб «Бундок Паб», оптика, автозапчасти и пр. Памятная доска «Большая Сухаревская площадь». «Здесь с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. размещались штаб и командный пункт 63-й зенитной артиллерийской дивизии московской зоны противовоздушной обороны».

Жилой дом Заводстроя.

Строился для Наркомтяжпрома под руководством архитектора Д. Булгакова.

Каркас дома был сооружён по проекту немецкого архитектора Реммеля. Его конструктивистски примитивный дом выглядел уныло и был похож на тюрьму.

Садовое кольцо новой социалистической Москвы требовало парадных фасадов, и поэтому строительство «тюремного здания» было остановлено.

Задачу по реконструкции и супрематизации дома оживлением его фасада удачно выполнил архитектор Д. Булгаков.


Этот дом интересен как пример изменения архитектурных вкусов в 1930-е годы - восьмиэтажный угловой жилой дом с выразительным декором на фасадах.
Сначала он был выстроен в аскетичных формах, типичных для немецкого функционализма. В 1931 году первоначальный проект выполнил немецкий архитектор Ханс Реммеле, бежавший в СССР от нацистов, но позже арестованный. Достраивать дом поручили Дмитрию Булгакову, молодому архитектору из мастерской Алексея Щусева, одного из соавторов каменного Мавзолея Ленина и административного здания Наркомзема. Здесь же, явно учитывая вкусы начальства могущественного советского ведомства (Заводстрой входил в Наркомтяжпром), ему пришлось придать лапидарным фасадам жилого дома новый декоративный вид. Зодчий очень своеобразно трактовал элементы классической архитектуры. Он сделал каждую деталь заметной издалека, дающей красивые тени в солнечную погоду. Над центральными частями двух уличных фасадов были сделаны огромные карнизы с гипертрофированными по размеру кронштейнами. Карнизам вторят протяженные балконы. Эти и другие детали, которых не так много на фасадах, выглядят очень нарядно на фоне гладких стен и полностью остекленных эркеров лестнично-лифтовых площадок. На выступающем башенном элементе на углу здания планировалось разместить скульптурную, композицию, так и не реализованную. Использование будто бы разрозненных элементов классической архитектуры – не буквальное копирование исторических стилей - такая творческая манера Булгакова сопоставима с манерой Ильи Голосова, лидера авангарда, примирившегося с нараставшей тенденцией декоративности в середине 1930-х. Так, дом стал уникальным творческим экспериментом. Сам Никита Хрущев, в то время поборник декоративной архитектуры, отзывался об этом доме, как об образце для других советских архитекторов.

8 этажей (№ 16/18, стр. 1). 1936 год постройки. Кирпичный. Сначала было всего 5 этажей, позже пленными немцами надстроено еще 3 этажа.

8 этажей (№ 16/18, стр. 2). 1915 год постройки. Кирпичный.

4 этажа (№ 16/18, стр. 3). 1933 год постройки. Кирпичный.

Нумерация зданий по площади нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 19 — начало 20 веков.

Зона отдыха:

Сквер (пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кустарники и газоны).

Установленный здесь памятный камень свидетельствует о том, что на пересечении Сретенки и Сухаревской площади находилась снесённая в 1934 г. Сухаревская башня. Одно время Юрий Лужков вынашивал проект восстановления Сухаревой башни на месте сквера. 

– Памятник первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе.

Установлен в 1996 г. в ознаменование 300-летия российского флота. Год установки: 1996;


Стела, составленная из двух гранитных плит, установлена на невысоком гранитном постаменте. На стеле изображен силуэт Сухаревской башни. Под ним посвятительная надпись: «На этой площади находилась Сухаревская башня, в которой с 1701 по 1715 г. размещались навигацкие классы — первое светское учебное заведение, готовившее кадры для российского флота и государства». Надпись на тыльной стороне: «Установлен в 1996 г. в ознаменование 300-летия российского флота».

Проезд:

От метро «Сухаревская» пешком.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий