вторник, 1 ноября 2016 г.

Аэропорт (район Москвы)

Общие сведения:

Район расположен в Северном административном округе.

Расположен между Рижским направлением МЖД и Ленинградским проспектом.

Население – свыше 80 000 человек.

Вдоль границы района действуют 3 станции метро: «Сокол», «Аэропорт» и «Динамо».

История:

Первые упоминания о месте, на котором сегодня расположен район Аэропорт, относятся к 1498 году. В то время эти земли принадлежали Высокопетровскому монастырю (названному в честь первого митрополита Петра), расположенному недалеко от Кремля и были вотчиной данного монастыря. Однако заселение и освоение земель началось гораздо позже: только в конце 17 века. Здесь было основано сельцо Петровское-Зыково. Сельцо, не имевшее церкви, было названо Петровским не только в честь монастыря, но и в честь Петра I и находившегося по соседству имения Нарышкиных – Петровское-Сенчино (впоследствии Петровское-Разумовское). Происхождение второго названия Зыково связано с именем бояр Зыковых, служивших у Петра I и принимавших активное участие в обустройстве данного сельца. Особую известность сельцо приобрело после строительства на его территории Петровского путевого дворца.

После празднеств на Ходынском поле, посвященных подписанию мира с Турцией, императрица Екатерина II задумала построить дворец, который должен был стать местом отдыха после дальней дороги из Санкт-Петербурга перед въездом в первопрестольную. Место для строительства было выбрано на земле сельца Петровского, а его название, перенесенное на дворец, символизировало продолжение Екатериной II дела Петра Великого. Дворец был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки (1775-1779 годы) под руководством архитектора Матвея Казакова. Петровский дворец стал называться подъездным. Здесь после долгой дороги из Петербурга останавливались, отдыхали и приводили себя в порядок императоры и императрицы перед торжественным въездом в Москву. В здании дворца вместе с монархами располагались их семейства, посланники, знатные вельможи. Однако в 1812 году после вступления Наполеоновской армии в Москву дворец был разрушен. В течение 1826-1827 годов дворец был восстановлен. В 1827 году Николай I утвердил план устройства Петровского парка. На месте в то время стоявшей рощи планировалось разбить регулярный парк с расходящимися от дворца лучами кленовых и липовых аллей, а соседняя пустошь Масловка предназначалась для устройства пейзажного парка с извилистыми дорожками, с прудом и мостиками на речке Пресне. Строительством парка руководил сенатор, начальник Московской комиссии по строениям А. Башилов, в честь которого названы старая и Новая Башиловские улицы. В 1836 году земли в парке стали раздавать под дачи. В парке стали появляться увеселительные заведения, первое из которых под названием «Воксал» было построено в 1837 году. В это время парк обустраивался быстро и со временем стал одним из примечательных мест отдыха для москвичей. Однако к концу 19 века парк меняет свою социальную принадлежность – дачи переходят в руки купцов, а главной его достопримечательностью становятся рестораны: «Аполло», «Мавритания», «Эльдорадо».

Популярность дворца и парка поначалу благотворно сказалась на жизни сельца Петровского-Зыкова, переселенного на новое место у речки Ходынки в дома, построенные за счет государственной казны. Росло его население. Каждое лето в Петровское-Зыково стекались цыганские таборы, привлекавшие своей экзотикой и разгульным весельем по вечерам множество публики из простого народа. Содержание постояльцев и обслуживание гуляющей публики становились не только доходной статьей, но и основным занятием местного населения. В 1898 году из 46 крестьянских семей 40 были связаны с промыслами, среди которых самыми распространенными была «подача самоваров».

После прокладки Московско-Виндавской железной дороги близ села была устроена платформа Зыково (теперь Гражданская), еще раньше в Петровский парк пришел один из первых в Москве электрический трамвай. Увеличивался наплыв посетителей, и дворцовое ведомство, в управлении которого находились дворец и парк, все больше заботилось не об их благоустройстве, а о наиболее выгодной распродаже прилегающей к ним земли. Там, где прежде была роскошная роща позади дворца, выросла тесно застроенная улица Бутырский проезд (теперь улица Верхняя Масловка). Продавались участки, непосредственно входившие в территорию парка: застраивалась дачами Петровско-Разумовская аллея, парковый пруд тесно обступили дома улицы Новая Башиловка. Территория Петровского парка постепенно стала использоваться в спортивно-оздоровительных целях: в 1928 году здесь был построен гигантский для того времени стадион «Динамо».

В Петровском дворце, годами пустовавшем в ожидании очередного приезда своих владельцев, во время 1-й мировой войны находился госпиталь, а после 1917 года он был национализирован и заселен жильцами, но в 1919 году передан музейному отделу Главнауки. В 1920 году музейный отдел передал здание Главному Управлению Воздушного Флота. С 1923 года, когда здесь разместилась военно-воздушная инженерная академия им. Н. Жуковского, здание было переименовано во дворец Красной авиации, что во многом предопределилось местонахождением дворца рядом с единственным аэродромом (с 1940 года – Военно-Воздушная инженерная Академия имени Н. Жуковского). В бывшем помещении ресторана «Эльдорадо» разместился клуб академии, в здании ресторана «Аполло» – Центральный музей истории авиации и космонавтики.

Улицы:

улица 8 Марта
1-я улица 8 Марта
4-я улица 8 Марта
улица Авиаконструктора Яковлева
Авиационный переулок
улица Академика Ильюшина
Амбулаторный переулок
1-й Амбулаторный проезд
2-й Амбулаторный проезд
улица Асеева
1-я Аэропортовская улица
Балтийская улица
1-й Балтийский переулок
2-й Балтийский переулок
3-й Балтийский переулок
Большой Коптевский проезд
улица Верхняя Масловка
Головановский переулок
Дворцовая аллея
улица Коккинаки
улица Константина Симонова
площадь Космонавта Комарова
Кочновский проезд
Красноармейская улица
Ленинградский проспект
Левая Дворцовая аллея
Летняя аллея
улица Лизы Чайкиной
Липовая аллея
Малый Коптевский проезд
Милицейский переулок
Московская аллея
Нарышкинская аллея
улица Нижняя Масловка
улица Новая Башиловка
Новый Зыковский проезд
улица Пилота Нестерова
Петровско-Разумовская аллея
Правая Дворцовая аллея
улица Самеда Вургуна
Старый Зыковский проезд
Старый Петровско-Разумовский проезд
Планетная улица
улица Серегина
улица Сперанского
улица Степана Супруна
Театральная аллея
Трудовая аллея
улица Усиевича
Часовая улица
улица Черняховского
Шебашевский переулок
Шебашевский проезд
Эльдорадовский переулок
площадь Эрнста Тельмана

Прочее:

Комментариев нет:

Отправить комментарий