среда, 26 октября 2016 г.

Садовая-Черногрязская улица

Расположение:

Улица проходит по Тверскому району (ЦАО) от площади Красные Ворота и Садовой-Спасской улицы до площади и улицы Земляной Вал. 

Рядом – метро «Красные ворота» (у начала улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по пять полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 650 метров.

История:

Возникла в 1820-х гг. 

В 16-17 вв. в районе современной улицы находились Огородная слобода и Басманная слобода. 

В 1750 г. был сооружён Запасный дворец для хранения запасов продовольствия и фуража для двора; нижние этажи дворца сохранены в д. 1, перестроенном в 1906 г. (архитекторы Н. Никитин и А. Мейснер) и 1930—34 гг. (архитектор И. Фомин); в 1930-х гг. здесь разместился Наркомат путей сообщения. 

В стиле ампир в 1822 г. построен д. 22. 

На углу с Большим Харитоньевским переулком — дом, сооружённый в начале 19 в., первоначально принадлежавший обер-полицмейстеру Бегичеву. 

Квартал между Большим Харитоньевским и Фурманным переулками в 19 в. занимали пожарная часть — Фурманный двор и Яузская полицейская часть, при которой в начале 19 в. была организована больница. 

В левой части квартала в 1900 г. открыта глазная больница (с 1935 г. институт глазных болезней имени Г. Гельмгольца). 

На месте современного д. 8 находилось владение Алексеевых (в 1863 — 1903 гг. здесь жил К. Станиславский). 

Частью владения Алексеевых является двухэтажный флигель (1880, архитектор А. Никифоров), в котором в 1890-х гг. шли спектакли «Алексеевского кружка»; с 1982 г. здесь размещается ресторан «Дубровник». 

В 1886 по проекту Н. Вишневецкого построен дом Дервиза (д. 6); на улицу выходят два флигеля (1911, архитектор Н. Чернецов). 

Современный облик улицы в значительной степени определяет застройка 1930—50-х гг. 

В ней выделяется квартал, примыкающий к Старой Басманной улицей (д. 11—13, архитектор В. Кокорин), застроенный в конце 1930-х гг.

Улица названа в начале 19 века по садам, которые здесь разбили в то время на месте снесенных укреплений Земляного Города (в 1938 году при расширении магистрали сады были уничтожены) и по реке Черногрязке, пересекавшей улицу.

Многие думают, что имя свое улица получила по некогда покрывавшей ее непролазной грязи. Поспешим опровергнуть это заблуждение: название улицы произошло от пересекавшей ее речки Черногрязки — притока Яузы. Как и остальные Садовые, появилась на месте срытого в 1816 году Земляного вала. Слева от Земляного вала здесь находились владения Басманной слободы, где, по одной из версий, жили пекари, выпекавшие особый хлеб — басман, а по другой – чеканщики по металлу (басмой на Руси называли тонкие листы металла с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений). Справа располагалась Огородная слобода, снабжавшая государев двор овощами и фруктами. В 1816 году остатки вала снесли, ров засыпали, а на их месте постановили создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, на остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу.

Особых исторических событий на улице не происходило, хотя пережила она пожар 1812 года и слышала залпы революций 1905 и 1917 годов; сражений на ней не было.


Сегодня Садовая-Черногрязская улица – это часть Садового кольца, она начинается от площади Красные Ворота, проходит на юго-восток, с внутренней стороны к ней примыкают Большой Харитоньевский и Фурманный переулки и улица Машкова, а с внешней стороны — Хомутовский тупик. Заканчивается на площади Земляной Вал. На углу Садовой-Черногрязской и Покровки находится площадь Цезаря Куникова, советского офицера, командира десантного отряда, захватившего в феврале 1943 года плацдарм «Малая Земля».

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Бывшее 3-е городское училище (№ 4, конец 19 века). Трёхэтажное кирпичное здание. 

Построено в кон. 19 в. с элементами неоготики. 

В нач. 1980-х гг. на торцевой стене здания, выходящей на площадь, висел огромный портрет Л. Брежнева. Однажды ночью он загорелся, и пожар, по свидетельству очевидцев, тушили пожарные в генеральских погонах.

Ныне в здании расположены офисы.

• Бывшая городская усадьба С. фон Дервиза — Л. Зубалова (№ 6, конец 19 – начало 20 веков). 

Выстроенный для С. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы 18 в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. 

Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. 

Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. 

Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф. Шехтеля) крайне представительна — золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. 

В 1888—89 гг. здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911—12 гг. по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н. Чернецов).

Построена в 1886 г. по проекту архитектора Н. Вишневецкого. 

Интерьеры разработаны в 1889 г. архитектором Ф. Шехтелем. 

В 1889 г. построена пристройка к дому справа, архитектор В. Залесский. 

В 1909 г. выстроена гранитная ограда, архитектор Н. Чернецов. 

В 1911 г. построены флигели.

Главный дом – двухэтажное здание с рустованными стенами стилизует формы Ренессанса. Декор дома довольно скуп, лишь по краю крыши первоначально были установлены вазы и грифоны, а центр фасада отмечен картушем с гербом фон Дервизов. 

Пристройка 1889 г. выделяется благодаря красивому двухчастному так называемому «итальянскому» окну второго этажа. 

От улицы особняк, размещенный в глубине владельческого участка, скрыт высокой каменной, качественно выполненной оградой, также использующей язык Ренессанса. 

Обращают на себя внимание скульптурные маски львов и маскарон над воротами.

• Офисы (№ 8, стр. 1).

• Офисы (№ 8, стр. 2). 

Бывший «Театральный флигель» городской усадьбы Алексеевых, в которой с 1863 по 1903 гг. жил выдающийся режиссер, актер К. Станиславский. 

Здесь в 1883-88 гг. проходили спектакли знаменитого «Алексеевского драматического кружка».

• Ресторан «Траттория» и пр. (№ 10/25). Бывший двухэтажный жилой дом 18-19 веков.

• Офисный центр (№ 13/3, стр. 3). 

Ранее – ясли-сад.

• НИИ глазных болезней им. Г. Гельмгольца (№ 14/19 с несколькими строениями; с 1935 года, бывшая Алексеевская глазная больница). 

Бывшая глазная больница имени В. и А. Алексеевых, построена на деньги Варвары Алексеевой в память о муже Андрее, который работал в совете Московской практической академии коммерческих наук и занимался благотворительностью. Построена на углу Садовой-Черногрязской улицы и Фурманного переулка по предложению ее первого главного врача Константина Адельгейма. 
В состав больницы вначале входили всего 3 здания: главный больничный корпус (сегодня это 1-й корпус института), жилой дом для работников и корпус хозяйственных построек. Под строительство больницы в 1898 году была передана левая часть Яузского полицейского двора. Автором проекта здания, выходящего на Садовую, был военный инженер Э. Флейснер.
Второе здание в Фурманном переулке было построено по проекту архитектора П. Ушакова. В 1917 году глазной больнице был передан служебный корпус Яузской полицейской части, построенный в 1820-х гг. Неоклассическое здание хирургического корпуса глазной больницы было построено в 1925—1929 гг. по проекту архитектора И. Иванова-Шица.

Открыта 30 ноября 1900 г. Первая глазная больница в Москве.

Больница была популярна у населения, в ней оказывалась помощь всем нуждающимся, бесплатно выдавались лекарства (за деньги из городского бюджета). Имела мужское, женское и детское отделения, а также амбулаторию. Велся амбулаторный прием до 200 человек в день.
Здесь начинал свою врачебную деятельность офтальмолог, академик Авербах Михаил (1872–1944). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_311.htmlВ 1952 году на территории больницы ему был установлен памятник работы С. Меркулова.

С 1910 по 1919 гг. обучение в стенах б-цы прошли около 2000 студентов. Больница стала научным центром, где проводились конференции, посвященные вопросам офтальмологии.

В 1923 году Алексеевская глазная больница была переименована в Глазную больницу им. Гельмгольца, в честь заслуг немецкого ученого перед офтальмологией. Она стала не просто больницей, но и учебно-научным центром, в том числе, местом практических занятий студентов 2-го Медицинского государственного университета (позднее 2-й Медицинский институт, ныне Российский государственный медицинский университет).

В январе 1936 г. на базе больницы создан НИИ офтальмологии. В 1948 году он получил новое название – Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца – и статус государственного головного научно-практического центра в области офтальмологии.

В настоящее время институте работает около 600 человек: среди них 37 докторов медицинских наук, 17 профессоров, 88 кандидатов медицинских наук. Ежегодно оказывается консультация и лечение 300 000 больным амбулаторно и 8 000 – в стационаре. Есть отделение экстренной и неотложной помощи, взрослое и детское консультативно-поликлинические отделения, 6 стационаров с 300 койками. В институт входит центр медицины катастроф «Защита», оказывающий помощь пострадавшим при стихийных бедствиях, терактах, катастрофах. Сегодня институт готовит научные кадры и врачей для работы в России и странах СНГ. На базе института существует аспирантура и ординатура, проходят курсы повышения квалификации, ученики института защищают диссертации и работают во всех клиниках страны.

Некоторые здания – 18 – 19 веков.
– Памятник М. Авербаху.
Михаил Авербах (1872—1944) — офтальмолог, действительный член АН СССР.
Скульптор: С. Д. Меркуров. Архитектор: И. А. Француз
Материал: гранит
Год установки: 1952

Михаил Авербах профессионально занимался исследованием и лечением глазного травматизма, слепоты, глаукомы, трахомы и других заболеваний. Бюст из розового гранита установлен на гранитном пьедестале с трехступенчатым основанием у здания лечебного Института глазных болезней им. Гельмгольца. Авербах являлся основателем и первым директором НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.

• МФЦ (№ 20/28). 3 этажа.

• МФЦ (№ 22, стр. 1).

• Коммерческий банк «БФГ- Кредит» (№ 22, стр. 2-3).

Жилые дома:

4 этажа (№ 3а, начало 20 века).

5 этажей (№ 3б, начало 20 века; бывший доходный дом Н. Борисовской). 

Построен в 1911—1915 годах архитектором Ф. Ганешиным в стиле неоклассицизма. 

Фигурирует в одной из глав книги Валентина Лаврова «Граф Соколов, гений сыска».

8-11 этажей (№ 5/9, 1957 год постройки; здесь жил поэт-песенник Михаил Танич). Кирпичный. 

Здесь находится музыкальный театр Надежды Бабкиной. Бывший кинотеатр «Встреча».

7 этажей (№ 11/2, начало 20 века).

7-10 этажей (№ 13/3, 1939 год постройки. Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – универсам «Азбука вкуса» и пр. 

Огромный дом занимает целый квартал. Угловая башенка фиксирует пересечение Садового кольца со Старой Басманной ул. Она увенчана балюстрадой со своеобразными балясинами. Чтобы избежать монотонности, протяженное здание расчленено выступающими над ним и вперед башнеобразными объемами. Справа и слева в нижней части — красиво нарисованные проездные арки с колоннами.

8 этажей (№ 16-18, стр. 1, 1950 год постройки). Кирпичный.

Достопримечательности: 

Музыкальный театр Надежды Бабкиной (№ 5/9).

Здания конца 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Красные ворота» пешком и на троллейбусе № Б (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 14.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий