вторник, 25 октября 2016 г.

Подсосенский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Барашевского переулка до улицы Воронцово Поле. 

Рядом – Бульварное кольцо.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Воронцово Поле. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 600 метров.

История:


До 1922 года – Введенский переулок (по церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (на углу Подсосенского и Барашевского переулков).

В древности назывался также Ильинским переулок – по первоначальной церкви св. пророка Илии, которая здесь находилась.

Переулок назван в 1922 году по названию православного храма Введения Пресвятой Богородицы «под Сосенками» (местность Сосенки известна с 15 века).

До 2004 года в переулке находилась Московская экспериментальная обувная фабрика объединения «Центрмода», потом – «Савва» (№ 23). Производственные мощности были рассчитаны на выпуск около 200 000 пар обуви в год.

Нежилые объекты:

• Офисный центр (№ 5, стр. 1). 

Реконструированный дом второй половины 19 века.

• Офисный центр (№ 7, стр. 4). Трёхэтажное здание 1890 года постройки. 

Отремонтировано в 2005 году.

• Бывшая городская усадьба Н. Фомичевой (№ 17, 19 век). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание с фронтоном.

• Институт «Туро» (№ 20/12; с 1991 года; бывшее реальное училище К. Воскресенского). 

Здание в неоклассическом стиле с ротондальным угловым объёмом построено в 1914 г. для размещения частного реального училища К. Воскресенского по проекту архитектора И. Флоринского. 

Плоскости стен здания во втором и третьем этажах расчленены ионическими пилястрами, опирающимися на рустованные стены первого этажа. Ротонду украшают шесть высоких коринфских полуколонн, между капителями которых помещены гирлянды.

Реальное училище Воскресенского являлось одним из самых известных дореволюционных учебных заведений в Москве. 

В отличие от официальной гимназической программы, учебная программа реального училища делала упор на математику, физику и химию. 

В училище преподавали химик И. Каблуков и С. Богоявленский, его окончил выдающийся русский биолог и генетик С. Четвериков и летчик М. Громов.

В советское время в здании в разное время размещались Московский педагогический техникум им. Профинтерна, Московский областной педагогический институт, институт управления, готовящий кадры в области организации и автоматизированных систем управления производством. Впоследствии здесь размещался Московский инженерно-экономический институт. 

С 1991 года здание занимает университет «Туро».
• Бывший главный дом, флигель и электростанция усадьбы В. Морозова (№ 21, стр. 1, 2, 3, 4 и 5; конец 19 – начало 20 веков; в доме находилась одна из старообрядческих домашний моленных). 
Усадьба в Подсосенском (ранее - Введенском) переулке известна еще с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом (это здание, расположенное чуть в глубине владения, в советское время было надстроено тремя этажами). Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка. Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» (Морозовы). В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях – классическом, русском, ренессансном.

В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича. Он пожелал переделать убранство некоторых помещений особняка в соответствии со своими вкусами, для чего пригласил молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Федора (Франца) Шехтеля. В списке работ Шехтеля уже были постройки, выполненные им для разных представителей морозовской династии (загородная усадьба Викулы Елисеевича Одинцово-Архангельское, особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке, подмосковная дача Ивана Викуловича). Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Алексея Викуловича Морозова – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высокий уровень мастерства, которые и сделали его одним из самых ярких и самобытных зодчих своего времени.

Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова.

Кабинет и библиотека особняка выполнены в излюбленном архитектором готическом стиле, они целиком отделаны деревом, кессонированные потолки оформлены резьбой и росписями, кабинет освещается высокими витражными окнами. Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, ее необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках. Под лестницей устроен большой мраморный камин. Деревянные панели кабинета в уровне второго этажа были оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте (сейчас они хранятся в собрании Третьяковской галереи). Гостиная в стиле рококо (иногда ее еще называют угловым кабинетом) декорирована французскими гобеленами, ее украшенный золоченой резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами. К счастью, эти великолепное убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде.

Последний владелец усадьбы – потомственный почетный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную фирму – «Товарищество мануфактур В. Морозов с сыновьями» и главные фабрики – Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего – коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных еще в «дониконовские» времена. По воспоминанию близких ему людей, он был «человек очень тонкого ума… очень культурный и любил культурную работу больше, чем занятие своим делом. Своей образованностью, своей культурностью Алексей Викулович был всецело обязан сам себе… Внешность его была очень приятна. Лицо правильное, нос морозовский с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно белый и розовый цвет лица…». Свое уникальное собрание Морозов хотел завещать и дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция (как и усадьба, и все, что ему принадлежало) была национализирована и разошлась по разным музеям.


В истории феодальной России, ее политической и социально-экономической жизни определяющую роль играла Москва. Московское купечество контролировало существенную часть русской торговли и промышленности. Кроме того, купеческое сословие активно занималось благотворительностью в городе. 
Я решила познакомиться с одним из районов столицы, который до сих пор напоминает о купеческой Москве. Речь пойдет о Подсосенском переулке.
Ранее он назывался Введенским по стоящей в начале его церкви Введения в Барашах, а в 1922 г. из-за того, что в Москве тогда было три Введенских переулка, его переименовали в Подсосенский. Новое имя было обязано древнему названию той же церкви - "что под Сосенками". Название урочища Сосны или Сосенки весьма древнее, ибо уже в 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. 
В Подсосенском переулке расположен целый квартал старой Москвы, возведенный в стиле модерн, а также ряд старинных городских усадеб. Думаю, дома интересны не только своей архитектурой, но и историей жизни их хозяев. Поэтому в свой рассказ я включила, помимо описания домов, сведения о живших в них людях.
Усадьба Морозовых(№21)
Участок, на котором находится дом №21, к 1730-м гг. состоял из нескольких мелких владений содержателя парусной фабрики Д. М. Плавильщикова. Главный дом большой усадьбы сохранился - это два нижних этажа пятиэтажного дома во дворе, почти прямо от белокаменной арки ворот, также сохранившихся от старинной усадьбы. В 1895 г. старый дом был перестроен, сзади пристроен зимний сад, а интерьеры дома отделаны заново, возможно, при участии в отделке Ф. О. Шехтеля).
Здание же, выходящее на красную линию переулка, выстроено для Викулы Морозова, основателя морозовской ветви "Викуловичей", владевших большой текстильной мануфактурой в Орехово-Зуеве. Особняк построен в 1879 г. по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана "Эрмитаж" на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре. 
Фасад здания обильно украшен лепниной. У парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. 
Поражают разнообразие и богатство отделки парадных залов: мрамор, редкие сорта дерева, инкрустации, причем все парадные залы отделаны в разных стилях. В некоторых помещениях можно увидеть сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой. В создании интерьеров принимал участие М. А. Врубель, написавший панно на темы "Фауста". Очень красивы готический кабинет с библиотекой, приемная, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждую из которых можно назвать произведением искусства. 
Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, правнук основателя династии, не занимался делами фабрики, его целиком захватила одна страсть - коллекционирование. Морозов собирал старинный фарфор и серебро, иконы, гравированные и литографированные портреты. После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. По воспоминаниям архитектора И.Е. Бондаренко, "Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя... и с увлечением истого собирателя показывал новые поступления". Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. коллекции были разрознены и переданы в различные музеи. 
Этот дом памятен тем, что отсюда 16 февраля 1907 г. вынесли гроб с телом трагически погибшего в Бутырской тюрьме Николая Шмита. Он был родственником владельцев особняка Морозовых, богатым человеком, которому принадлежала мебельная фабрика на Пресне, и в то же время активным участником вооруженного восстания во время первой русской революции. Похоронная процессия, сопровождаемая рабочими, направилась на Преображенское кладбище под надзором войск и полиции.
В советское время в особняке помещались различные учреждения, в том числе Институт леса АН СССР под руководством академика В.Н. Сукачева, затем издательство "Наука". 
Дом П. А. Сырейщикова (Рахмановых) (№ 25/13) 
Подсосенский переулок заканчивается двухэтажным домом с вытянутыми окнами. Угловое здание имеет характерный для классицизма XVIII века облик. Расположенные со двора входы в дом и флигель украшают классические кованые зонтики. Фасад здания оформлен филёнками, полочками, горизонтальными тягами и декорирован пилястрами. 
В конце XVIII в. дом принадлежал московскому купцу первой гильдии С. А. Татаринову, в начале следующего столетия купцу П. А. Сырейщикову, а с 1830-х гг. и до советской власти - купцам-старообрядцам Рахмановым. Купеческий род Рахмановых проживал в Москве с конца XVIII века. Эта семья дала России успешных предпринимателей, благотворителей, деятелей старообрядчества, коллекционеров, ученых. Широк круг общения Рахмановых, который составляли такие известные люди, как издатель и меценат К.Т. Солдатенков, старообрядческие архиепископы Московские Антоний и Иоанн, историки В.О. Ключевский и М.М. Богословский, биолог И.И. Мечников. Москве Рахмановым принадлежали собственные и доходные дома и земельные участки: улица Немецкая, 1, улица Покровская, 4, улица Воронцовская, 8б, Царский переулок, 3 (все - в Сущевской части), улица Гончарная, 14, улица Семеновская, 54 (Рогожская часть) и другие.
Дом в Подсосенском переулке и его интерьеры были тщательно реставрированы. Интересны чугунная лестница и парадные анфилады второго этажа. В отделке комнат использованы наборный паркет, лепнина и позолота, искусственный мрамор, ткани для обивки стен.
Усадьба Прохоровых-Хлудовых (№ 30). 
Хлу́довы – известнейший род российских купцов и предпринимателей в области текстильной промышленности. Известны своей благотворительной деятельностью: пожертвования нищим, церквям и богадельням, строительство домов и благоустроенных казарм для рабочих и многое другое. В Москве на деньги Герасима Хлудова были благоустроены Крутицкие казармы, а также отремонтированы казарменные церкви. Остаток капитала был употреблен на строительство церкви при 2-й Городской больнице и арестантском доме. Среди прочих Г. Хлудов пожертвовал 2 тыс. руб. на строительство психиатрической Алексеевской больницы (волю по завещанию выполнили наследницы в 1889).
Особняк (конец XVIII века) в Введенском (ныне Подсосенском) переулке принадлежал Прасковье Герасимовне Хлудовой, дочери Герасима Ивановича Хлудова, и ее мужу Константину Прохорову, владельцу Трехгорной мануфактуры. После смерти отца Прасковья Герасимовна вместе с сестрами стала наследницей отцовских фабрик Егорьевской бумагопрядильной и Норской льяной мануфактур, при этом Прасковья Хлудова-Прохорова вместе со своими сестрами продолжили заниматься широкой благотворительностью. Именно Прасковья Герасимовна купила городскую усадьбу в Подсосенском переулке. 
В этом особняке в начале 20 века жила невестка Прасковьи Хлудовой-Прохоровой — Лидия Прохорова, которая создала уникальную коллекцию минералов. Само здание представляет собой интересный пример городского усадебного дома, перестроенного в конце 19 века под купеческий особняк.
В середине 1990-х годов была проведена реконструкция усадьбы, инвестором которой выступила корейская компания "Samsung Engineering & Construction". Памятник архитектуры был реконструирован с восстановлением фасадов, интерьеров, потолков, лепнины, барельефов. Здесь, кажется, все пропитано роскошью прошлых веков: мрамор, лепнина, паркет. Резные барельефы, античные колонны, золотые карнизы и мебель благородного белого цвета. Здесь все просто "дышит" классицизмом.
В начале 2000-х годов в усадьбе разместился офис "Dresdner Bank", а в 2010 году здания усадьбы были проданы Росэнергобанку. Главный дом усадьбы, флигели и ворота являются объектами культурного наследия регионального значения. "Здесь каждая стена помнит минимум 100 лет и люди, которые здесь работают, это понимают ", - говорит представитель собственника здания Марк Шрайбер.
Там, где сегодня решают важные вопросы и подписывают многомиллионные контракты, когда-то Хлудовы, Ушковы и Прохоровы признавались в любви, проводили балы и вечера. О делах финансовых было принято говорить в неформальной обстановке. Словно погружаясь в таинственный мир арабских сказок, купцы в мавританской комнате решали ключевые экономические вопросы. 
С 8 декабря у москвичей появилась возможность побывать в знаменитой купеческой усадьбе Прохоровых-Хлудовых. Исторический особняк, в помещении которого сейчас офис банка, впервые открывает свои двери для посетителей. Раз в месяц в здании будут проводиться экскурсии для всех желающих.

Усадьба в Подсосенском переулке известна с конца 18 века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом (стр. 3). 
В 1895 г. был перестроен старый дом, сзади пристроен зимний сад.
Еще видно то место, куда к зданию примыкал свод оранжереи, а интерьеры дома отделаны заново (возможно участие в отделке Ф. Шехтеля). Она, несмотря ни на что, сохранились - еще в акте осмотра 1922 г. отмечалось, что в здании "с расписными сводами, плафоном и карнизами", в котором находился детский сад имени А. Луначарского, устраивались "временные печи, портящие отделку". 
В 1900 г. Шехтелем пристроена к дому и купольная молельная, расположенная в глубине участка. 
Здание в советское время было надстроено тремя этажами.
Теперь тут офисы.

После пожара 1812 года, в 1820, по линии переулка встал главный дом, фланкированный по бокам флигелями. В конце 1860-х годов усадьбу купила старшая дочь известного купца Герасима Хлудова Прасковья. Она вышла замуж за К.К. Прохорова (из династии фабрикантов Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры) и купила дом недалеко от отцовской усадьбы, что у Высокояузского моста, тоже приходе церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле.
В начале 1870-х годов хозяйка перестроила особняк. Главный дом получил рустованный первый этаж. Центральный ризалит выделен небольшим изогнутым фронтоном с люкарной, а три центральные окна – овальными сандриками с лепными гирляндами. Во дворе были построены удобные службы.
После смерти отца Прасковья Герасимовна вместе с сестрами стала наследницей отцовских фабрик Егорьевской бумагопрядильной и Норской льяной мануфактур. Ее муж Константин Константинович скончался в 1888 году в возрасте 46 лет. Сестры Хлудовы занимались широкой благотворительностью. Они построили на завещанные отцом деньги целый городок в Сыромятниках на Яузе, «Дом призрения бедных им. Г.И. Хлудова». После смерти мужа Прасковья Прохорова выстроила там на свои средства отделение для слабых и одержимых недугами, а после скоропостижной смерти дочери в 1895 году – бесплатное женское ремесленное училище и еще один корпус бесплатных квартир (автором некоторых из этих сооружений был архитектор Лев Кекушев).
В начале 1900-х Прасковья Герасимовна оставляет дом единственному сыну Николаю и уезжает жить на Покровку. Николай как раз женился на Лидии Ушковой, дочери известного елабужского химического фабриканта. Они жили в этом доме до самой революции.
«Перестройку» конца ХХ века дом встретил в плохом состоянии. В 1997 году была произведена капитальная реконструкция усадьбы архитектуры фирмой «Самсунг инжиниринг», в ходе которой были восстановлены фасады и интерьеры главного дома, но капитально перестроены службы и флигеля. Ныне здания усадьбы принадлежат Росэнергобанку.
• Бывший главный дом и южный флигель городской усадьбы (№ 23, стр. 1 и 3, конец 18 – 19 века; фактически построена заново в 2010-е годы). 
Городская усадьба московских купцов братьев Ивана и Николая Егоровичей Орловых. Главный дом стоит в глубине участка за большим парадным двором. Возникла она в конце XVIII века. На каменном фундаменте первого этажа жилой второй этаж был деревянным. В 1837 году дом был перестроен. В 1880 году его еще раз капитально перестроил архитектор К.Ф. Буссе.

Братья Орловы торговали в Москве в лавке Гостиного двора на Охотном ряду на Варварке кожевенным товаром под фирмой «Торговый дом Егор Орлов с сыновьями». В 1892 году братья купили суконную фабрику в селе Мурмино Рязанской области. Основал фабрику Карл Яниш и отдал ее в приданое своей дочери, известной поэтессе и возлюбленной Адама Мицкевича Каролине Яниш-Павловой. Фабрика имела не очень большой оборот – 150 000 рублей в год. И через два года братья ее продали.

В 1893 году архитектор К.Ф. Буссе построил по линии переулка жилой каменный флигель. В начале XX века в нем находилось реальное училище Польского комитета.

После революции в усадьбе было общежитие, обувная фабрика, коммуналки. В перестройку – курсы английского языка. В конце прошлого века последние жильцы покинули бывшую усадьбу, и здание пришло в запустение. Это одна из первых усадеб, которая была отреставрирована по программе «рубль за метр», действующей с 2012 года. Победитель аукциона получил усадьбу на 49 лет по символической цене за аренду, обязавшись провести научную реставрацию.

В феврале 2014 года усадьба была отреставрирована. Правда, в процессе реставрации она утратила подлинное дерево второго этажа. Старинная кованая ограда была заменена на новую. Интерьеры восстанавливали по фотографиям 1990 года.

К 2012 году состояние объекта было признано неудовлетворительным, требовалось проведение полного комплекса исследовательских, проектных, противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ.
В состав выполненных работ входит: сохранение деревянных стен с усилением несущих элементов, восстановление интерьеров, расчистка и укрепление стен, воссоздание исторических перегородок и утраченных декоративных элементов, выполнение полихромной живописи, окраска фасада, стен, потолков, дверей и т.д.


Этот двухэтажный дом конца 18 - начала 19 века приобрело ООО "Старый квартал" на торгах в 2012 году по программе "Рубль за квадратный метр". Суть программы в том, что пользователь должен грамотно провести реставрацию памятника архитектуры. При условии выполнения всех работ по сохранению здания надлежащим образом пользователь получает его в аренду на 50 лет за небольшую плату. Всем давно известно, что памятники архитектуры нельзя достраивать, перестраивать, ломать и пр. 

Дом был интересен тем, что верхний этаж его был деревянный (из бревен). 

Пользователь его разобрал и выложил из пеносиликатных блоков. Так он уничтожил большую часть дома. Во многом это заслуга главного архитектора - Т. Борисовой, которая имеет лицензию Министерства культуры на реставрацию. 

Говорят, что тоже Министерство культуры пыталось заставить пользователя восстановить 2-й этаж в дереве. Однако пользователь ограничился тем, что вложил в пеносиликатные блоки парочку бревнышек для виду - мол, второй этаж восстановил в дереве. Это эксперты увидели и остались довольны. 

Стены там теперь – смесь кирпича, пеноселиката и пр. наполнителей. Дерево там присутствует исключительно символично. Недавно видел новую "реставрационную" ограду этого памятника - новодельный "шедевр" с золотыми блёсками. Образцовое восстановление металлической ограды - от 19 века не отличишь! В итоге дом на 85 % стал новым. 

• Учебный центр MAXIMUM (№ 23, стр. 2). Обучение по передовым методикам.

• Бывший главный дом и флигель усадьбы П. Сырейщикова (Рахмановых) (№ 25/13; 17 — первая половина 19 веков).

• Бывший главный дом и флигели усадьбы Г. Четверикова, Е. Малютина и А. Елагиной (№ 26, стр. 1, 2 и 3; 18-19 века).

• Детский сад (№ 26, стр. 6). Дошкольное отделение № 1 школы № 2095 «Покровский квартал». 

Бывший детский сад № 1948 для детей с ДЦП.

• Офисный центр (№ 28, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание. Здание построено в 1827 г. 

В 1880-х гг. здесь поселился Л. Бухгейм – собиратель книг и библиограф, многолетний сотрудник Государственной библиотеки им. Ленина. 

В 1919 г. более десяти тысяч томов его библиотеки были переданы в Исторический музей.

• Офисный центр (№ 28, стр. 2). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание до 1917 года.

• Бывшие главный дом, флигели и ворота усадьбы Прохоровых-Хлудовых (№ 30, стр. 1, конец 18 — начало 19 века). 

В середине 1990-х гг. была проведена реконструкция усадьбы, инвестором которой выступила корейская компания Samsung Engineering & Construction, входящая в корпорацию Samsung Group. 

Памятник архитектуры был реконструирован с восстановлением фасадов, внутренних интерьеров, потолков, лепнины, барельефов. 

В начале 2000-х г. в усадьбе разместился офис Dresdner Bank, а в 2010 г. здания усадьбы были проданы Росэнергобанку.

• Киноконцерн «Ментор Синема» (№ 32/11, стр. 2 и 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание до 1917 года.

Жилые дома:

2–10 этажей (№ 3; 2009 год постройки; клубная резиденция «Чистые Пруды»). Первый пример комплексной элитной застройки в столице – закрытый квартал в историческом центре Москвы, рассчитанный на 30 семей.

Резиденция включает семиэтажный клубный дом на 12 квартир; четырёхэтажный особняк на 12 квартир; 6 уникальных одноквартирных домов; два особняка. Проектом предусмотрен многоуровневый подземный паркинг. Архитектура квартала полностью воспроизводит исторический облик района.

Строительство резиденции осуществляла компания «Европейское экологическое сообщество».

На территории резиденции уже возведен особняк площадью 882 м² и закончен двухуровневый паркинг.

4 этажа (№ 5а; 2003 год постройки). Кирпичный, отштукатуренный.

5 этажей (№ 6, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом И. Касаткина). Кирпичный. 

Пятиэтажный доходный дом построен в 1902—1903 годах по проекту архитектора М. Бугровского. 

Фасад здания выполнен в так называемом «кирпичном стиле» характерном для построек Москвы начала XX века, т.е. без штукатурки и с глубокой разделкой кладочного раствора между кирпичами (в 1960-х годах окрашен по кирпичу желтой охристой краской с выделением отдельных элементов белой краской, что существенно исказило архитектурный стиль здания). 

В 1920-е годы в доме жил венгерский писатель и революционер Мате Залка. 

В 1977 году осуществлена реконструкция дома. 

Комплекс застройки доходного владения, включающий сам доходный дом и хозяйственные постройки, отнесён к заявленным объектам культурного наследия.

4 этажа (№ 8, стр. 1 или 2; начало 20 века, бывший доходный дом П. Такке). Кирпичный. 

Четырехэтажный доходный дом был построен в 1905 году по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского во владении купца П.К. Такке. В объем нового дома были включены стоявшие на этом месте с первой половины XVIII века палаты, при этом в части подвальных помещений были сохранены своды.

На протяжении XVIII века участок принадлежал разным владельцам, но известно, что между 1720 и 1750 годами баронесса Е.И. Климонтова выстроила в центре двора сводчатые каменные палаты. В 1812 году, вместе с соседними, владение горело, затем палаты были отремонтированы и вместо барочной получили классическую декорацию фасадов. Кроме них на участке помещались другие каменные и деревянные строения, а также сад.

В 1905 году, после реконструкции и надстройки главного дома до четырех этажей, он из усадебного превратился в доходный дом в стиле модерн. В отделке его уличного фасада использована монохромная керамическая плитка, а поверхность плавно изогнутого центрального аттика украсила полихромная керамика.

После революции доходные квартиры были приспособлены под коммуналки.

9 этажей (№ 8а, стр. 2; 1965 год постройки). Кирпичный. 

5 этажей (№ 8, стр. 3; 1955 год постройки). Кирпичный. 

5 этажей (№ 9, начало 20 века). Кирпичный.
3 этажа (№ 11). 2017 год постройки. Клубный дом Il Ricco. 
Раньше на этом месте был жилой дом конца 19 века с палатами 18 века. 
В начале 2000-х гг. здание пострадало от пожара. 
До 2014 года стояло заброшенным, а потом было фактически заново построено под апартаменты, но в старом стиле. 
В доме il Ricco 11 жилых апартаментов.
9 этажей (№ 12, стр. 1). 1965 год постройки. Кирпичный.
6 этажей (№ 12, стр. 2, 2004 год постройки). Монолитный.

5-6 этажей (№ 13, 1926 год постройки; конструктивизм). 

Кооперативный жилой дом постройки 1926 года на 8 пятикомнатных квартир. 

Стены — кирпичные, перекрытия — деревянные. 

При конструктивистском решении фасада отделка внутренних помещений была выполнена с широким применением лепных декоративных элементов. 

Изначальный цвет был зеленовато-серым, присущим конструктивистским постройкам.

В этом доме в 1930 году И. Сталин подарил квартиру своему личному врачу Ивану Валединскому (3 этаж, квартира № 6). 

В квартире № 5 в 1926—1936 годах жил юрист, профессор Московского университета А. Вормс. 

В середине 1930-х годов почти все квартиры превратились в коммунальные. 

Пятый этаж надстроен в 1950-х годах, позднее сделана 6-этажная встройка месте заднего двора (подъезд № 2). 

Лифты появились в 1960-е годы.

Сейчас в доме 16 квартир, осталась только одна коммунальная квартира - № 8.

5 этажей (№ 14, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом Скугаревского (Мосолова). Кирпичный. 

Доходный дом построен в 1910 году по проекту архитектора В. Мазырина, получившего широкую известность после постройки особняка А. Морозова. Доходный дом возведён Мазыриным по типовому проекту (похожий доходный дом построен зодчим на улице Машкова, 17). 

Фасад здания полностью покрыт керамической плиткой и расчленён лопатками болотного цвета на центральную и боковые части. Завершающие центральную и боковые части дома аттики выполнены в готических формах, сочетающихся с оформленными в стилистике модерна ограждениями трёх металлических балконов. 

Несмотря на внешнюю простоту, доходный дом имеет запоминающийся стилистический облик.

В 2000-е годы была проведена реконструкция здания, в результате которой был несколько изменён его внешний облик. В частности, на первом этаже были пробиты дополнительные двери, увенчаны шпилями башенки, изменён рисунок оконных переплётов. 

В настоящее время дом является жилым. В части здания со двора размещается школа архитектуры и дизайна. Первый этаж по фасаду занимают офисы и парикмахерский салон. 

В правой части дома находится проездная арка.

6 этажей (№ 14, стр. 2; начало 20 века, бывший доходный дом В. Щеглова). Кирпичный.

4 этажа (№ 18/5; начало 20 века, бывший доходный дом Н. Тарховой-Белоголововой). Кирпичный. 

Дом № 18 в Подсосенском (бывшем – Введенском) переулке – один из интереснейших московских доходных домов, выстроенных в стиле модерн. Возведён он был в 1903 году по проекту архитектора Георгия Ивановича Макаева для жены губернского секретаря Тарховой Надежды Гавриловны, которой этот участок принадлежал ещё с XIX века. Но уже через пару лет Макаев сам приобретает этот дом у прежней владелицы.

Здание имеет несколько неофициальных названий.

«Дом с маками» - фасады дома украшены изящной лепниной с изображением маков (до революции лепнина была раскрашена в соответствующие цвета). Помимо этого в верхней части здания имелись полихромные керамические вставки с изображением красных маков на голубом фоне. Увы, керамика со временем частично отвалилась, частично была закрашена в ходе одного из ремонтов.

«Дом с кошками» - в верхней части углового эркера дома имеется интересное барельефное изображение в виде стилизованных кошачьих голов. «Туловище» и «лапы» этих «кошек», больше похожие на причудливо изогнутые лианы, спускаются до нижней части эркера. Помимо этого эркер украшен двумя навершиями, которые придают дому схожесть с огромной улиткой.

Наконец, встречается ещё одно название: «дом с кактусами». Стену здания со стороны Подсосенского переулка отмечает вертикальный барельеф в виде пяти диковинных цветков, один над другим. Ряд исследователей видят в них сходство с цветущим кактусом (впрочем, возможно, что это привычные для нас ромашки). Похожая декоративная деталь встречалась в южно-американском модерне начала ХХ века.

Обращают на себя внимание окна, различные по форме и рисунку переплётов, а также уникальный декор металлических балконов. В целом, в облике доме заметна устремлённость к гротеску и даже эпатажу.

Архитектор Макаев, помимо дома в Подсосенском переулке, известен также постройкой доходного дома Калязинского монастыря на Лубянской площади и участием в строительстве третьей очереди Политехнического музея. По неподтверждённым данным происходил из княжеского грузинского рода Макашвили. Во всяком случае, свои работы он подписывал: «князь Г. Макаев». Соответствующие данные зафиксированы также и в московских справочниках начала ХХ века.

Последней предреволюционной владелицей «дома с маками» была жена штабс-капитана Белоголовова Софья Владимировна.

В советские годы в доме были устроены коммунальные квартиры. Жилым он является и сейчас. Недавно был проведён косметический ремонт фасадов, в ходе которого часть утраченного декоративного убранства, включая керамические панно, увы, восстановлена не была.


Четырёхэтажный доходный дом по проекту архитектора Г. Макаева в 1903—1904 годах. 

Вначале принадлежал самому Г. Макаеву, а в 1905 году перешёл Н. Тарховой. 

Через 5 лет Тархова продала дом потомственной дворянке С. Белоголововой.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. 

Фасад здания неоднократно ремонтировался, причем в него вносились изменения в сторону упрощения декора - были ликвидированы башни и арки над крышей, часть утраченных изразцов на фасаде заменена чужеродными лепными львиными мордами, изначальный монохромный серый цвет фасада заменен на салатовый с белым, а затем на желтый с белым. Исчезли витражные окна и окна из рельефного стекла. 

По мнению искусствоведа М. Нащокиной, здание является уникальной постройкой для московского модерна. 

Фактурный фасад насыщен разнообразными деталями — эркерами, балконами, аттиками, окнами с фигурными рамами. Угол дома оформлен полукруглым эркером с небольшими узкими окнами. Стены эркера украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов. 

В ходе одного из ремонтов фасада на одном из аттиков было закрашено керамическое панно, изображающее качающиеся маки.

В настоящее время дом является жилым. 

Здесь живёт художник, один из основателей арт-группы «Мухомор» К. Звездочётов. 

Некоторое время в подвале здания размещался самодеятельный музей «Дети-родителям», посвящённый репрессированным учёным. Однако в конце 2000-х годов экспонаты были уничтожены представителями неизвестной фирмы. 

Фасады здания находятся в аварийном состоянии.

5 этажей (№ 19/28, начало 20 века, бывший доходный дом). Кирпичный. 

Здание характерно для творческого почерка зодчего, использовавшего в своих постройках сочетание отделки стен глазурованной керамической плиткой с рельефными вставками, окрашенными в более тёмный относительно стены цвет. Карниз дома поддерживают картушеподобные кронштейны, декорированные рельефными лентами и венками. Аттик и окна пятого этажа оформлены разноцветной керамической плиткой. Часть фасада здания, выходящая на Лялин пер., гладко оштукатурена. 

6-7 этажей (№ 22, начало 20 века, бывший доходный дом). Кирпичный. 

Бывший доходный дом построен в 1915 г. по проекту архитектора С. Залесского. В 1941 г. в здание попала немецкая авиабомба и разрушила верхние этажи, были убиты и несколько жильцов дома. Нижняя часть доходного дома сохранила выразительную неоклассическую композицию. Стены двух первых этажей рустованы, оформление центральной части здания дополнено рустованными пилястрами и полуколоннами коринфского ордера, завершенными раскрепованным антаблементом. 

Разрушенные верхние этажи построены заново после войны и не связаны с нижней частью в единое гармоничное целое.

6 этажей (№ 24, начало 20 века). Кирпичный.

Достопримечательности:

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Китай Город» на троллейбусах №№ 25 и 45 до остановки «Покровские ворота») (на улице Покровка) и пешком улицу Покровка и Барашевский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 8.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий