среда, 26 октября 2016 г.

улица Сретенка

Расположение:

Улица проходит по Мещанскому и Красносельскому районам (ЦАО) от площади Сретенские Ворота (на Бульварном кольце) до пересечения Большой и Малой Сухаревской площадей (на Садовом кольце). 

Слева на улицу выходят Печатников, Колокольников, Большой Сергиевский, Пушкарёв (в д. 21 — филиал театра имени В. Маяковского), Большой Головин (в студенческие годы здесь жил А. Чехов), Последний, Большой Сухаревский переулки; справа от неё отходят Рыбников, Ащеулов, Луков, Просвирин, Малый Головин, Селивёрстов, Даев переулки, Сретенский тупик, Панкратьев переулок.

Метро «Сухаревская» (конец улицы).

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам в сторону Садового кольца. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 700 метров.

История:


Является продолжением улицы Большая Лубянка (которая до середины 19 в. была частью Сретенки), переходит в Большую и Малую Сухаревские площади и проспект Мира. 

Возникла в середине 16 в. вдоль дороги, связывавшей Москву с Троице-Сергиевым монастырем и северными городами Московского государства. 

В 17 в. сложилась Новая Сретенская слобода, в которой жили купцы и ремесленники (отсюда названия соседних переулков — Колокольников, Печатников, Просвирин, Пушкарёв). 

Улица сохранила планировку 16-17 вв. с густой сетью переулков. 

В 1651—61 гг. построена церковь Троицы в Листах (д. 27 — 29), завершающая левую сторону улицы, в 1695 г. — церковь Успения Богородицы в Печатниках (д. 5/3); колокольня церкви сооружена в 1902 г. 

От 18 в. сохранились дома 9—13. 

В начале 1860-х гг. в д. 17 жил композитор Н. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. 

В начале 20 в. с сооружением Виндавского (ныне Рижского) вокзала у Крестовской заставы (ныне — Рижская площадь) торговый характер Сретенки ещё более усилился. 

В этот период построены д. 15 (в стиле модерн) и самый большой на улице д. 26 (1913, архитектор А. Измиров; в доме работала студия Малого театра под руководством В. Пашенной и Н. Смирновой, затем Ф. Каверина). 

В 1913—14 гг. на улице были открыты два кинотеатра — «Гранд-Электро» (д. 4) и «Уран» (д. 19, снесён в 1997 г.). 

В д. 23 в 1920-х гг. работала драматическая студия под руководством Ю.А. Завадского. 

В 1925—79 в д. 6/2 размещалось Художественное училище имени 1905 года, в котором преподавали В. Бакшеев, Н. Крымов и другие художники. 

До 1934 г. перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. 

В конце левой стороны улицы — площадка, образовавшаяся на месте снесённых в 1969 г. домов, с входом на метро «Сухаревская». 


С 1980-х гг. ведётся реконструкция Сретенки. 


Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и носила название Большой Владимирской дороги. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь пешком.

В 16 веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы).

В начале 16 века, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники, скорняки, сусальники, дегтяри и другие ремесленники.

Улица названа в 17 веке по Сретенскому монастырю, который находился на этой улице (ныне эта часть улицы Сретенки называется улицей Большая Лубянка).

Монастырь получил свое название в честь избавления Москвы от завоевания войсками Тамерлана в 1395 году. Ожидая нашествие, великий князь Василий Дмитриевич распорядился перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа (8 сентября) 1395 года москвичи вышли сретать (встречать) икону. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским.

Сретенка была главной московской улицей до 18 века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург.

С 18 века район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район.

На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы все равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков.

В самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, расположился Сухаревский рынок.

В 2015 году Сретенка, как и другие центральные улицы Москвы, начала меняться. После введения платной парковки автомобили стали парковаться преимущественно в специально выделенных для этого местах, появились паркоматы. На проезжей части обновили дорожную разметку и местами залатали асфальт. Перестало портить облик улицы огромное количество визуального мусора: убрана практически вся реклама, а кричащие вывески заменены на новые по дизайн-коду. Многие здания за недавнее время были либо отреставрированы, перекрашены или просто отмыты от скопившейся за годы грязи. Это значительно улучшило облик улицы. К сожалению, фасады зданий местами продолжают портить закрепленные на них кондиционеры. Есть проблемы и с тротуарами: в час пик их пространства зачастую просто не хватает плотному потоку людей. Остается ждать скорой реконструкции Сретенки, которая должна пройти в рамках городской программы по благоустройству центра столицы.

Долгое время считалась главной улицей Москвы, пока в XVIII веке ей не пришла на смену Тверская. Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала путем в Троице-Сергиеву Лавру, и каждый православный считал своим долгом пройти пешком свой паломнический путь начиная с этой улицы. Свое название улица получила от события, происшедшего в годы монголо-татарского нашествия. В 1395 году на Москву наступали войска Тамерлана. Для молитвы об избавлении от этой беды в столицу была перенесена икона Владимирской Божией матери. 26 августа (8 сентября по н.с.) вся Москва вышла встречать чудотворную икону и завоеватель повернул войска назад. В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским.
До середины XIX века Сретенкой также называлась Большая Лубянка, на которой расположен монастырь, дававший начало и название улице. Заканчивалась улица грандиозной Сухаревой башней, которая была снесена в советское время. Теперь на этом месте находится Сухаревская площадь и метро Сухаревская В XVI веке вдоль Сретенки находились слободы: Печатная и большая Пушкарская, Сретенская и Новая сретенская, называемая Панкратьевской чёрной слободой. Каждая из слобод строила на улице свою церковь, но до сегодняшнего времени дожили всего три. С XVII века район Сретенки с прилегающими переулками стал складываться как торгово-ремесленная, купеческая часть города, а благородные дворяне на ней своих усадеб не строили. Названия сретенских переулков отражают род занятий своих обитателей: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. На Сретенке было в изобилии всяких лавок — мясных, рыбных, зеленных, было множество мелких магазинчиков, трактиров, чайных, парикмахерских, дешевых меблированных номеров. А в самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, раскинулся знаменитый, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал». Несмотря на небольшую протяженность (длина улицы составляет всего 800 метров), Сретенка испещрена переулками. Писатель-москвовед А. И. Вьюрков обратил внимание на одну характерную черту улицы Сретенки: на ней нет ворот. Все дворы выходят только в прилегающие переулки. Этот факт не случаен — купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами, а переулок был при каждом доме. Поэтому многие переулки носят имя своих домовладельцев: Ананьевский, Ащеулов, Большой Головин, Даев, Луков, Малый Головин, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие. Сегодня Сретенка отлакирована новодельными фасадами, но в ее переулках еще сохранились знаменитые московские дворы.
Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы.
Достопримечательности Сретенки:
Нечетная сторона
1. Ул. Сретенка, д. 1, Гостиница 1806 года постройки.. В 1892 г. перестроена архитектором П. Ушаковым.
2. Ул. Сретенка д. 3 Церковь Успения в Печатниках (1695).
3. Ул.Сретенка д. 9. XVIII век - подворье купца Малюшина, где находились меблированные комнаты, торговые лавки, аптека и трактир.
4. Ул. Сретенка д.11- владение купца Сущенкова, который открыл здесь лавки и пристанище для нищих.
5. Ул. Сретенка д. 15. Деловое здание, выстроенное модернистском стиле, сохранило лепной декор, керамические фризы и большие окна.
6. Ул. Сретенка д. 19. На этом месте с 1914 до конца декабря 1997 г. располагался один из самых старых кинотеатров столицы «Уран», сейчас на этом месте театр «Школа драматического искусства».
7. Ул. Сретенка д 27.Сретенку завершает церковь Троицы в Листах (1651-1661).
Четная сторона
8. Ул Сретенка д. 4. В здании находился кинотеатр, который был открыт в 1913-м, носивший названия Гранд-Электро, Фантомас, Искра и Хроника.
9. Ул. Сретенка д 6/2 в наше время был сильно перестроен, в период 1920-1980-х здесь находилось Московское художественное училище памяти 1905 года.

10. Ул. Сретенка д.26. Многоквартирный дом (1913 г.), архитектор. А. Измиров.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

М метро «Сухаревская» (Калужско-Рижская линия; открыта 5 января 1972 года  названа по названия Большой и Малой Сухаревской площадей, под которыми она расположена и на которые она выводит изначально и до 1990 года называлась «Колхозная» по тогдашнему названию площадей, на которые она выводит); имеет только один выход в город, который представляет собой обычный подземный переход (без навеса) и выводит на Большую и Малую Сухаревские площади и улицу Сретенка; вход-выход осуществляется по эскалаторам; глубокая (глубина — 43 метра); станция — пилонная и пилоны отделаны бело-желтым мрамором; путевые стены выложены светлым мрамором с чеканными металлическими вставками; пол выложен серым гранитом; скамеек для отдыха много и находятся они вдоль всей платформы со стороны станционных путей; тема оформления просматривается с трудом, особенно сегодня, потому что она была связана с первоначальным названием станции и посвящена колхозному сельскому хозяйству: пилоны похожи на объемную букву Х (как хлебные снопы) и облицованы светлым мрамором желтоватых (пшеничных) и кремовых тонов).

• Бизнес-центр «Сретенка, 1» (конец 19 века, бывший доходный дом). Театр-студия «Непоседы», Национальная гильдия флористов, Ночной клуб «О-ла-ла», Ресторан Beverly Hills Diner, Отель «Бульвар», Кафе «Рок-н-Ролл» и пр.

Бывш. доходный дом. 

Построен в 1892 г., архитектор П. Ушаков. В основе – гостиница В. Стасова 1797-1803 гг.

В этом здании со стороны площади находился знаменитый комиссионный магазин.

Существует внутренний двор, который на данный момент перекрыт сверху и имеет статус внутреннего помещения. Во двор ведёт арка со стороны северного фасада.

Имеет 2 подземных этажа, со сложной системой перекрытий и воздуховодов, которые находятся сейчас в неисправном состоянии, и вентиляция производится спецоборудованием.

• Православный храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (№ 3; Центральное викариатство, Сретенское благочиние. Приделы: Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1695 г. в Печатной слободе, где жили печатники гос. типографии; перестроен в нач. 20 в. Приделы – 18 в. В 1937 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были музеи). Снова открыт в 1994 г. Арх-ра: состоит из основного объема с апсидой и одной главой, трапезной и двухъярусной колокольни. В одном из углов трапезной – часовня. Декор: оконные наличники с фронтонами, входной белокаменный портал. Святыни: чтимые иконы Оптинских старцев с частицами их мощей, священномученика Николая Толгского; преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей. Духовенство: настоятель – священник Олег Клемышев; другие клирики: священник Геннадий Зерин. Богослужение: по выходным дням, большим и чтимым праздникам утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам – в 9.00), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00 (по пятницам – молебен с акафистом Успению Пресвятой Богородицы). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа. Сайт есть, но выполнен он по дизайну и содержанию весьма неважно).

Построена около 1695 г. перед Сретенскими воротами Белого города в слободе, заселённой мастерами Печатного двора. 

Ей предшествовали два деревянных храма — 1631 и 1659 гг. 

Первоначально церковь, выстроенная в стиле московского барокко, состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. 

Во второй половине 18 в. (не позднее 1775 г.) у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня. 

В 1897—1902 гг. трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту М. Аладина. 

Храм — двухсветный кубический четверик с трёхчастной апсидой — завершён главой на гранёном барабане. Стройные пропорции объёма, расчленённого карнизом на 2 яруса, подчёркивают пучки тонких угловых полуколонок. Высокие прямоугольные окна обрамлены наличниками, несущими навершия-гребешки. На южном фасаде дверной проём оформлен резным белокаменным порталом. 

Трапезная со скруглёнными на торцах боковыми приделами (Никольским и Усекновения Главы Иоанна Предтечи), обработанными парными полуколонками, охватывает с севера и юга нижний ярус колокольни. Обрамления окон трапезной повторяют в несколько более укрупнённой и суховатой трактовке форму первоначальных наличников храма. Часовня, примыкающая к юго-западному углу трапезной, выделяется усложнённой фасадной декорировкой, выполненной в «русском стиле» с применением пучков полуколонок, развитого карниза с поясом филёнок и оконных наличников, воспроизводящих формы арочных перспективных порталов. 

Колокольня представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершённый гранёным барабаном с небольшим кирпичным шатром. 

Градостроительная роль памятника определяется его местоположением на пересечении Сретенки и проезда по Рождественскому бульвару. 

Церковь была закрыта в 1930—94 гг.; с 1960 г. в здании храма размещалась постоянная выставка «Морской флот СССР». 

При храме действует Высшая православная школа святого Филарета Московского.

В церковной ризнице хранился до революции монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно, относится ко времени кесаря Августа.

А в советские времена в здании церкви был морской музей. И рядом с церковью стоял матрос за штурвалом. 

В этой церкви потрясающее раздробление звука под центральным сводом. Из-за этого любое слово, сказанное посредине храма кажется сказанным почти на ухо.

Интересно, что, вопреки канонам, алтарная часть не обращена на восток, а направлена вдоль трассы улицы Сретенка.


Для сегодняшнего жителя Москвы Печатники – это район соответствующей станции метро. Однако для москвича XVI–XVII веков ассоциации были другие: о них сегодня напоминает Печатников переулок рядом между Сретенкой и Трубной, а также церковь Успения Божией Матери в Печатниках.
С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.
Когда строился новый храм, в церковном зодчестве Москве преобладал стиль «нарышкинское барокко», уделявший особое внимание декору окон и порталов. Все это воплощено в церкви Успения в Печатниках: окна ее четверика обрамлены наличниками с гребнями, а боковые порталы украшены тонкой белокаменной резьбой, изображающей вьющиеся вокруг колонок виноградные лозы. Колокольня выполнена в три яруса: в нижнем расположен вход в церковь, в среднем – хозяйственное помещение, а верхний создан в виде восьмигранной звонницы с сомкнутым сводом. При этом шатер у колокольни есть, но он поставлен поверх свода и не несет никакой практической функции, играя исключительно декоративную роль. Трапезная у храма несколько раз значительно перестраивалась. В 1727 году в ней появился теплый (то есть отапливаемый) придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в 1763 году с ее другой стороны создан придел святого Николая Чудотворца. В 1775 году к южной стене трапезной была пристроена небольшая часовня, выделенная на фасаде небольшим куполом с главкой. В последний раз облик церкви менялся в 1897–1902 годах, когда по проекту архитектора М.А. Аладьина была построена новая трапезная с часовней, выдержанные в псевдорусском стиле. Окна трапезной повторяют мотивы нарышкинского барокко, тем самым перекликаясь с окнами древнего четверика Успенской церкви.
По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета – молва утверждала, что это один из тридцати серебряников, полученных Иудой за предательство Христа.
После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.

• Чешская пивная «Козловица» и офисы (№ 4, стр. 1). 

С 1907 года в этом доме располагался электрический театр Гранд Электро. 

В советское время в этом здании располагался магазин "Галантерея".

• Офисы (№ 5, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание.

• Музей истории московской полиции и офисы (№ 6/2, начало 20 века, в 1925-1979 годах в этом доме размещалось Художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавали В. Бакшеев, Н. Крымов и другие художники; музей – с 2001 года, но для свободного посещения закрыт). Четырёхэтажное кирпичное здание.

Здесь раньше было Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. 

С момента своего основания в 1925 году и по 1979 год Училище располагалось в конторском доме постройки 1911 года (арх. В. Шервуд) на углу с Рыбниковым переулком по адресу: Сретенка, 6/2. 

В 1979 году ему было предоставлено новое здание школы по адресу: улица Сущёвский Вал, 73, к. 2. 

Попасть в музей можно только в составе организованной группы, по предварительной договоренности.

• Торгово-досуговый центр (№ 7). Магазин «Продукты», Магазин «Чаёк Кофеёк», Антикафе «Нулевой километр». Двухэтажное кирпичное здание 1870 года постройки.

• Торгово-промышленная палата Московской области (№ 8/1; с 1995 года).

• МФЦ (№ 9). Книжный магазин «Дом книги на Сретенке», Антикварный салон «Сретенка 9», медцентр и пр. 

Бывший жилой дом с «большими московскими» меблированными комнатами.

• Министерство внешнеэкономических связей Московской области и главное контрольное управление Московской области (№ 10; 19 – начало 20 веков, бывший доходный дом; в 1930-х годах в доме размещался Союз воинствующих безбожников).

• МФЦ (№ 11). ОМВД России по Мещанскому району, Пивной ресторан Ayinger, Ресторан «На Сретенке» и пр. Трехэтажное кирпичное здание 1817 года постройки. Бывший дом купцов Сушенковых с лавками. «Здесь в суровые дни Великой Отечественной войны - в июле 1941 года - была сформирована 13 дивизия народного ополчения».

В доме жил художник и сценограф Александр Головин. 

После октябрьской революции часть дома занимал райком ВКПб. 

• МФЦ (№ 12). Кафе-бар «Лоранж», Ресторан «Долма», Салон красоты «Перфекшн» и пр. Пятиэтажное кирпичное здание построено в 1860 году.

• Сбербанк России (№ 14).

• Гостиница «Сретенская» (№ 15). Двухэтажное кирпичное здание 1999 года постройки.

• МФЦ (№ 16). Кофейня «Шоколадница» и пр. Трёхэтажное кирпичное здание.

• Бывшая городская усадьба купцов Кирьяковых (№ 17, конец 18 – 1-я половина 19 века; в начале 1860-х годов здесь жил композитор Н. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории).

В нач. 1860-х гг. здесь жил композитор Н. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. 

В 1890-х гг. здесь жил скульптор Сергей Волнухин, автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве.
По реалистической направленности творчества был близок к передвижникам скульптор Волнухин (1859-1921), ученик В. Перова. С конца 1880-х годов по 1898 г. он жил в этом доме. Его крупнейшей работой является памятник Ивану Федорову - «первопечатнику», установленный в 1909 г. С 1895 г. Волнухин преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Т. Коненков. С 1899 г. и до смерти Волнухин жил на территории училища.

Здание реконструировано в 1996 году по заказу Сбербанка. 

Сейчас тут сбербанк, аптека и пр.

• Театр «Школа драматического искусства» (№ 19; с 1987 года). 

На этом месте вплоть до 31 декабря 1997 г. находилось здание, в котором был открыт один из самых старых (с 1914 г.) кинотеатров Москвы, «Уран». 

В конце 1941 г. в нем проходил премьерный показ документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». 

Кинотеатр просуществовал в этом доме до конца 1970-х гг., затем здесь была открыта мастерская ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. 

В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный Театру-школе драматического искусства Анатолия Васильева, был снесен по постановлению Правительства Москвы, хотя считался «вновь выявленным» памятником истории и культуры, снос которого запрещается законом.

Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 г. на Поварской ул. премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, - живого, наполненного импровизацией, - который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного, психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актёрам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель: лаборатория – школа – театр.

Театр уникален тем, что у него на крыше находится церковь. Небольшая церковь Сретения Господня построена по по эскизам главного режиссера театра Анатолия Васильева и театрального художника Игоря Попова. Резной иконостас, иконы сделаны в иконописной мастерской театра. Храм рассчитан, в основном, на актеров и вмещает 40 прихожан.

• Школа: подразделение № 1 Пушкинского лицея № 1500 (№ 20). 1–9 классы. Здесь же дошкольное отделение А-1 того же лицея. 

На месте нынешнего школьного здания стоял православный храм Спаса Преображения в Пушкарях, снесенный в середине 1930-х гг. 

На освободившемся месте практически сразу же началось строительство школьного здания по оригинальному, нетиповому проекту, разработанному архитектором А. Горбачёвым. Оно было введено в эксплуатацию в 1937 г. и передано в качестве основного уже существовавшей к этому времени московской школе № 267, переведённой сюда с 1-й Мещанской улицы (ныне — Проспект Мира).

31 августа 1943 г. школа получила номер 610. 

В 1943–1954 гг. в школе обучались только девочки, а затем она вновь вернулась к совместной форме обучения.

В годы Великой Отечественной войны учителя и выпускники школы сражались с врагом в рядах действующих армии и флота, в народном ополчении и на трудовом фронте. 32 человека не вернулись с фронтов Великой Отечественной, и в память о них к 20-летию Великой Победы, в 1965 г. в помещении школы была установлена мраморная мемориальная доска с изображением звезды и текстом: «Никто не забыт, ничто не забыто. Они погибли в боях за Родину 1941–1945 гг.». В школе чтут память не только погибших в военные годы своих преподавателей и выпускников: с 1981 г. здесь работает музей 11-го танкового Краснознаменного Радомско-Берлинского орденов Суворова и Кутузова корпуса.

Почти за 60 лет первое школьное здание пришло в такое состояние, что проводить его капитальный ремонт было признано нецелесообразным. 

Поэтому в 1998 г. оно было снесено, а на его месте началось строительство новой школы.

В 1999 г. в новом здании школы № 610 начались занятия.

Бывший центр образования № 1461 (с 2009 г.), ранее — школа № 610.

• МФЦ (№ 21/28, стр. 1). Кафе "Чебуречная СССР", Клуб Crazy Daisy, Магазин "MясновЪ", Кафетерий «Салатes & Бутербродes» и пр. Четырёхэтажное кирпичное здание. 

Ранее на первом этаже располагался магазин «Шторы-Тюль» и кондитерский магазин.

• Кофейня Coffee Bean (№ 22/1).

• Бизнес-центр «Сретенка, 24». Магазин аудио-видео электроники «Bang & Olufsen», Ресторан «Япоша», офисы. 

Бывший жилой дом с магазином 19 — нач. 20 вв.

• Православный храм Святой Троицы в Листах (№ 27/29, стр. 3; Центральное викариатство, Сретенское благочиние. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Алексия Московского. История: построен в 1661 г. в слободе стрельцов. Позже здесь жили мастера, изготовлявшие гравюры и лубочные картинки – листы. Алексиевский предел – нач. 19 в. Обновлялся в кон. 19 в. В 1931 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были), колокольня разрушена. Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: состоит из основного объема с 5 главами, трапезной и колокольни. Декор: боковые порталы. Святыни: ковчег с частицей камня от Гроба Господня и частицей мощами Вифлеемского младенца; ковчег с частицами мощей многих святых; иконы с частью облачений святителя Спиридона Тримифунтского и святителя Феодосия Черниговского и многие другие. Духовенство: настоятель – игумен Кирилл Коровин; другие клирики: священники Павел Феоктистов, Боян Попов, Александр Колногоров и Арсений Черникин; дьяконы Алексей Скороспелов и Виталий Ляшев. Богослужение: ежедневно утром в 8.00, вечером – в 17.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 10.00 или одна – в 9.00); по субботам – молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», а по воскресеньям – Св. Троице (в 16.00). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека; молодежный лекторий «Встреча»; паломнические поездки; помощь многим организациям Сайт есть и он очень хороший).

Построена в 1650—61 гг. стрельцами полка В. Пушечникова, сменив деревянный храм, известный с 1632 г. 

Одна из редких посадских церквей Москвы 17 в., воспроизводящих формы четырёхстолпного пятиглавого крестовокупольного храма с позакомарным покрытием и трёхчастной апсидой, характерные для архитектуры 16 в. 

По-видимому, в 1670 г. (в связи со значительными льготами, пожалованными полку за поимку Степана Разина) началось сооружение трапезной с южным Покровским приделом и колокольни, завершённых в 1680 г. (после окончания Чигиринских походов 1677, 1678 гг., в которых полк также принимал участие). 

В 1689 г. церковь ремонтировалась на средства, пожалованные стрельцам Петром I («за поимку бунтовщика Федьки Щегловитого»). 

Существующая ныне трапезная с 2 приделами (южный — Покрова и северный — Алексия, митрополита Московского) сооружена вместо прежней в 1773—74 гг. на пожертвование фабриканта П. Колосова. Её северный придел, несколько превышающий по размерам южный, видимо, пристроен в 1796 г. 

Вместо колокольни, разобранной ещё в 1770 г., восточнее церкви, в линии ограды, в 1788 г. выстроили новую колокольню (не сохранилась). 

Фасады двухсветного кубического четверика храма расчленены пилястрами и завершены многообломным профилированным карнизом. Центры боковых фасадов акцентированы арочными перспективными порталами, выполненными с использованием «штучного набора». Окна обрамлены характерными для 17 в. наличниками с килевидными и треугольными навершиями. Крупные, со шлемовидными главами барабаны украшены рельефной аркатурой и треугольными кокошниками в основании. Архитектура трапезной лишена определённой стилистической ориентации. 

На западном фасаде, перед входом, устроено крыльцо. 

Церковь расположена на пересечении Сретенки и Садовой-Самотёчной улицы. 

Несмотря на свои небольшие размеры, она хорошо видна при движении по Садовому кольцу. 

Была закрыта в 1931—91 гг. 

Реставрирована в 1980—90-х гг.

Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 г., трапезная в 1680 г. Колокольня перестроена в 1788 г. 

Название в «листах» пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами.

С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1774 г. на средства фабриканта парчи П. Колосова перестроили Покровский придел, в кон. 18 в. появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. 

Соблюдая указ Екатерины о красных линиях московских улиц, поставили колокольню с неканонической стороны – с востока, чтобы выровнять ею уличный ряд.

В 1857 г. стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма – появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет, выразив благодарность священнику и художнику А. Варламову.

Храм закрыли в 1931 г. в связи с арестом священника Н. Якушева, снесли купола. 

В 1930-х гг. там разместилось сначала общежитие трамвайщиков, а потом скульптурные мастерские, в 1957 г. взорвали колокольню.

Реставраторы занялись храмом в 1972 г., к 1990 г. храм приобрел свой первоначальный облик 17 в. 

В 1991 г. храм был освящен. 

В 1998 г. возвели чугунную ограду. 

Сейчас идет восстановление колокольни. 

При храме действуют: воскресная школа, приходская библиотека, группа помощи престарелым. Проводятся огласительные беседы.

Церковь на углу Сретенки и Садового кольца появилась в 17 веке на пересечении Троицкой дороги – главного богомольного пути в Троице-Сергиеву лавру и окружной оборонительной линии Скородома–Земляного города. Частью Троицкой дороги стала улица Сретенка, после того как здесь в 1395 году москвичи встретили Владимирскую икону, спасшую Москву от хана Тимура, и основали в память о той встрече Сретенский монастырь. Деревянная Троицкая церковь, известная с 1632 года, была сначала кладбищенской, ведь тогда, по обычаю, москвичей хоронили при их приходских храмах, и на ее погосте погребались местные жители. Посвящение Троицкого храма объясняется тем, что он был основан на Троицкой дороге, по которой паломники ходили поклониться Святой Троице в Сергиеву обитель.

Уровень пола метра на 3-4 ниже Сретенки.


Расположенная на Сретенке, эта церковь оказалась словно в низине: с улицы до нее приходится спускаться по лестнице, хорошо виден значительный перепад высот – отличная иллюстрация того, как «подрос» культурный слой за 350 лет! Но этот храм славен не только своим возрастом, но и прямой связью с Сухаревой башней, находившейся по соседству вплоть до 1934 года.
Храм упомянут в источниках в первый раз в 1635 году как деревянный. Его народное прозвание – в Листах – не случайно: жившие по соседству типографы кустарным способом создавали на листах бумаги лубочные картинки, которыми здесь же и торговали, развешивая свой товар на церковной ограде вдоль Сретенки. Однако в первую очередь Троицкая церковь окормляла стрелецкий полк, расквартированный рядом со Сретенскими воротами. Местная дорога имела особое значение для Москвы: она вела из столицы в Троице-Сергиев монастырь и потому именовалась в XVII веке «царской», так как по ней в знаменитую обитель ездила на богомолье царская семья.
Именно стрельцы и были главными строителями каменного храма в 1655–1661 годах. Из приказа Большой казны им было выдано 150 000 кирпичей, а позднее еще пожалованы утварь и царские врата, захваченные в Белоруссии в качестве трофея во время войны с Речью Посполитой – это был подарок стрельцам от царя Алексея Михайловича за поимку Степана Разина. В дальнейшем многие обновления и расширения в храме происходили по случаю новых достижений стрелецкого полка. Так, в 1680 году после возвращения из успешного Чигиринского похода построили трапезную с приделом Покрова, а в 1689 году Петр I за поимку Федора Шакловитого пожаловал стрельцам 700 рублей на починку церковных глав. Но наибольшая заслуга принадлежала стрелецкому полковнику Лаврентию Сухареву, который в августе того же 1689 года первым из московских полковников прислал своих стрельцов на защиту Петра I в Троице-Сергиев монастырь, что решило исход политической борьбы того времени. Молодой царь щедро наградил Сухарева за его верность, а особым знаком монаршего внимания стало строительство новых каменных Сретенских ворот с башней, которая в честь полковника стала называться Сухаревской.
Храм строился по соборному типу: приземистый, но при этом широкий, вместительный. В целом декор фасадов весьма строгий, разнообразие вносят лишь входные порталы с севера и с юга, украшенные белокаменной резьбой. Изначально с западной стороны к храму примыкала колокольня, но в 1780-х годах ее разобрали, взамен построив отдельно стоящую с юго-востока по красной линии Сретенки.
В дополнение к главному Троицкому престолу и Покровскому приделу в трапезной существовал еще и придел в честь Иоанна Дамаскина. Такое посвящение выбрал в честь святого покровителя своего сына местный житель – Панкратий Колосов, фабрикант, имевший в соседнем Большом Сухаревском переулке ткацкую фабрику. В 1774 году на его средства была выстроена новая трапезная, сохранившаяся до сегодняшнего дня, а чуть позже было разрешено создать и новый придел. Позднее, однако, его переосвятили во имя Алексия митрополита.
Владимир Гиляровский вспоминал о пономаре церкви Троицы в Листах и его табаке: «Лучший табак, бывший в моде, назывался "Розовый". Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке. После его смерти осталось несколько бутылок табаку и рецепт…». Рецепт полностью приводится на страницах знаменитой книги «Москва и москвичи».
В 1931 году был арестован настоятель церкви, протоиерей Владимир Страхов (последний ректор Московской духовной академии), после чего богослужения прекратились. Еще через некоторое время оказались разобраны главы, потом полностью разрушена колокольня, надстроена вторым этажом трапезная, а все пространство разделено на этажи и комнаты, занятые скульптурными мастерскими. При строительстве метро в 1972 году стены покрылись трещинами, здание едва не рухнуло. Лишь в 1980-х годах после проведенной реставрации храм снаружи стал выглядеть почти как до революции. А с 1991 года параллельно с процессом реставрации внутри храма происходило постепенное возрождение богослужений в его стенах. В начале 2000-х годов работы были завершены, также воссоздана колокольня.


• МФЦ (№ 27, стр. 1). Ресторан «Шотландская клетка», Булочная «Волконский» и пр. Трехэтажное кирпичное здание 1906 года постройки. 

Дом оснащён собственной котельной.

• Московский городской университет управления Правительства Москвы (№ 28). Здание 2001 года постройки.

• Московский городской психолого-педагогический университет (№ 29; с 1996 года, бывшая школа). Открыт в 1996 г., в статусе университета - с 2002 г. Раньше тут была женская средняя школа № 255, в которой возобновили довоенное совместное обучение девочек и мальчиков в 1954 г.

• Институт экономики (№ 30). Здание 2005 года постройки.

• Ресторан «Шербет» (№ 32).

• МФЦ (№ 34/1, стр. 1). Ресторан «Китай-Чи» и пр. Трехэтажное кирпичное здание 1914 года постройки.

• МФЦ (№ 34/1, стр. 5). Трехэтажное кирпичное здание.

• МФЦ (№ 36). Кафе «Кофе-Хауз», Магазин «АПИКО» и пр.

Автостоянка.

Жилые дома:

5-6 этажей (№ 26/1, начало 20 века, бывший доходный дом Санкт-Петербургского страхового общества с кинотеатром «Одеон»). Кирпичный. На 1-м этаже – магазин одежды и обуви Hugo Boss, Магазин одежды и обуви Salita, Кафе «ТоДаСё», Чайхана «Казан» и пр.

6 этажей (№ 27, стр. 8, начало 20 века). Кирпичный.

Достопримечательности:

Православный храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (№ 3).

Православный храм Святой Троицы в Листах (№ 27/29, стр. 3).

Театр «Школа драматического искусства» (№ 19).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Сухаревская» пешком; от метро «Лубянка» на троллейбусах №№ 9, 48 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 19.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий