пятница, 21 октября 2016 г.

Малая Никитская улица

Расположение:

Улица проходит по Пресненскому району (ЦАО) от площади Никитские Ворота (Бульварное кольцо) до Садовой-Кудринской улицы (Садовое кольцо). 

Недалеко – метро «Краснопресненская» и «Баррикадная».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 800 метров.

История:

Возникла в 16 в., и заканчивалась тогда у Всполья — поля в районе современного Вспольного переулка. 
Первоначально улицу заселяли знатные боярские и дворянские роды, а со второй половины 19 в. — представители крупного московского купечества. 

Большинство зданий на левой стороне Малой Никитской улицы выходят своими фасадами на Большую Никитскую улицу. 

Украшение улицы — д. 12, построенный во второй половине 18 в. и известный как дом Бобринских; в 1826 г. в этом доме у своего приятеля В. Зубкова бывал А. Пушкин. 

Двухэтажный дом (№ 14) с арочными окнами второго этажа, построенный в 1840-х гг., длительное время принадлежал офтальмологу А. Крюкову; в 1890—91 гг. здесь снимал квартиру В. Вернадский. 

В конце 19 в. построен особняк (д. 13) предпринимателя Гагмана (ранее на этом месте находилось владение, принадлежавшее в конце 18 в. А. Суворову). 

Во флигеле д. 21 (не сохранился) и в д. 35 жил П. Чайковский. 

В конце 19 — начале 20 вв. на улице выстроено несколько многоэтажных доходных домов (д. 2?, архитектор С. Червинский; дома 8 и 10, архитектор О. Шишковский; дома 15 и 29, архитектор О. Пиотрович; д. 33, архитектор В. Дзевульский). 

В д. 20 (1893, архитектор И. Иванов-Шиц) в 1896 г. снимал комнату будущий писатель Л. Андреев, в 1915—22 гг. в доме жил Качалов. В д. 27 у химика В. Марковникова бывали К. Тимирязев, И. Каблуков, В. Лугинин и др. 

В ряду построек конца 19 — начала 20 вв. выделяются д. 18 (1899, архитектор А. Эрихсон), построенный для промышленника Михельсона, и шедевр отечественного модерна — дом Рябушинского (д. 6, 1902, архитектор Ф. Шехтель). 

В 1910 г. архитектор Эрихсон построил для фабриканта Бакакина д. 28; в советское время в этом доме жил Л. Берия (рассказы о мрачных тайнах, связанных с деяниями нового владельца, широко распространены среди москвичей). 

В 1939 г. выстроен д. 16 (архитектор А. Ефимов); фасад дома оформлен в технике сграффито и украшен колоннадой. 

На месте современного д. 22 стояла церковь Святого Георгия, в которой в 1877 г. венчался П. Чайковский (снесена в 1932 г.); в 1938 г. выстроен дом звукозаписи (архитектор А. Земский), в 1966 г. к дому пристроено здание для студий звукозаписи (архитектор Ю. Фердман и др.).


Изначально – Георгиевская улица (по неподалеку находившейся церкви вмч. Георгия Победоносца, что на Всполье (разрушена в 1932 году)).

Улица названа в 19 веке по соседней Большой Никитской улице, которая обязана своим названием Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10 по Большой Никитской улице, угол Большого Кисловского переулка).

В 1948-1994 годах – улица Качалова (в честь театрального актера Василия Качалова (1875-1948), жившего на этой улице в 1915-1922 годах).

Названа Малой в отличие от Большой Никитской улицей, проходящей рядом от этой улицы.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

посольство Нигерии (№ 13, стр. 3; бывшая усадьба Суворовых-Н. Баранова-Н. Гагман).

• Фонтан «Ротонда Наталья и Александр Пушкины». 6 июня 1999 года, в день 200-летней годовщины со дня рождения А. Пушкина, был открыт фонтан-ротонда «Наталья и Александр» в память о его венчании с Н. Гончаровой, проживавшей неподалеку, в деревянном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка (ныне на этом месте посольство Испании).

• Мемориальный музей-квартира Горького (№ 6; с 1965 года; дом начала 20 века, бывший дом Степана Рябушинского; Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 год – мемориальная доска). 

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.

В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. 

Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.

Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.

Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.

Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д. 

В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.

В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.

Особняк С.П. Рябушинского — архитектурный памятник в стиле модерн, расположенный почти в самом центре Москвы. В нем несколько лет жил известный писатель Максим Горький.
Здание было построено в 1902 году архитектором Федором Шехтелем по заказу банкира и фабриканта Сергея Рябушинского. Небольшой особняк состоит из двух этажей, но за счет разноуровневых окон создается эффект многоэтажности. Дом украшен декоративными элементами, сильно вынесенными вперед плитами карниза и массивным крыльцом. Особенно здание красиво ночью — при наступлении темноты в молельне светятся цветочные узоры.
Внутри дома также сохранены элементы модерна. Главная достопримечательность двенадцати метровая «тающая» лестница. Ее перила из зеленого мрамора напоминают бушующие волны, на гребне которых расположился светильник в форме медузы. А изображения морских животных по всему дому искусно дополняют композицию.
Особое место в доме отведено молельне. Сергей Рябушинский относился к старообрядцам, и поэтому эта комната считалась тайной. Попасть туда можно было только с разрешения хозяина. Не только сама часовня поражает красотой древней церкви, но дорога к ней. В начале пути располагается колона с массивной капителью из лилий и саламандр — как символов добра и зла.
После революции 1917 года здание перешло во владения города, а семье Рябушинского пришлось эмигрировать. В это время часть вещей начала 20 века была бесследно утрачена. Лишь только в 1931 году дом вновь приобрел хозяина Максима Горького, который прожил в нем пять лет. Затем оно принадлежало его потомкам.
Сегодня в особняке С.П. Рябушинского располагается мемориальный дом-музей М.Горького. Экспонаты рассказывают о творческом пути писателя, его семье и друзьях. Также здесь расположена уникальная библиотека Максима Горького, насчитывающая 12 тысяч томов.


Один из лучших памятников московского модерна, выстроенный в 1900—02 по проекту Ф. Шехтеля для С. Рябушинского. 

Особняк поставлен в глубине участка на углу двух улиц, на которые выходит красиво прорисованная ограда. 

Разновысотные объёмы сплавлены в асимметричную выразительную группу с мощной пластикой балконов и крыльца. На плоскостях фасадов эффектно выделяются графичные переплёты криволинейных окон. Широкий мозаичный фриз с изображением бледно-лиловых ирисов в сочетании с пастельными тонами глазурованной облицовки стен и окраски карнизов создают изысканную цветовую гамму. 

Функциональная оправданность внутренней планировки сочетается с характерной для модерна слитностью пространства, композиционным ядром которого служит холл парадной лестницы со скульптурным «текучим» ограждением. 

Сохранился уникальный комплекс убранства интерьеров: лепнина потолков, плавно соединённых со стенами, обшитыми деревянными панелями, резные двери и наличники, кованые светильники. 

В 1920-х гг. в особняке располагался детский сад СНК. 

С 1931 здесь жил М. Горький, ныне в здании — Мемориальный музей-квартира М. Горького. 

В ансамбль входит также служебный корпус, в 1942 переоборудованный под квартиру А. Толстого (ныне его музей-квартира).

Особняк Рябушинского — замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-1903 гг. 

Первый владелец особняка, Степан Рябушинский, был выходцем из большой купеческой старообрядческой семьи, но, кроме предпринимательства, увлекался искусством и коллекционированием.

Рябушинский недолго владел этой замечательной недвижимостью. После революции семья вынуждена была покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции попала в Третьяковку и некоторые другие музеи, но многое пропало.

Двухэтажное здание со свободной планировкой; помещения группируются вокруг внутренней лестницы; расположение объемов следует логике «органического» роста здания.

Композиция асимметричная; на красную линию улицы выходит массивное крыльцо; фасады отступают от краной линии улицы, особняк обнесен невысокой решетчатой оградой; главный фасад обращен к церкви Вознесения (на север).

Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 гг. Здесь им были написаны пьеса «Егор Булычов и другие», роман «Жизнь Клима Самгина». Квартира Горького была одним из центров литературной жизни Москвы, здесь велась подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. В 1935 г. Горького посетил французский писатель Ромен Роллан (мемориальная доска).

В 1965 г. в этом доме был открыт мемориальный музей-квартира Горького.

В этом же здании – Тайная старообрядческая молельня. 1904 г. Архитектор Шехтель Ф. Историческое исповедание-Старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники). Домовая моленная находится на 3-м этаже, в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной.

Степан Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Интерьер молельни пострадал в советское время, но был частично восстановлен в кон. 1970-х – кон. 1980-х.
• Бывшая городская усадьба Долгоруковых (Бобринских) (№ 12; конец 18 – 19 века, на рубеже 181-9 веков принадлежала А. Долгорукому, со второй половины 19 века и до 1917 года — Бобринским; сохранились главный дом, два боковых флигеля и декоративные стенки-ограды). 
Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Городская усадьба Долгорукова (Бобринских) – один из наиболее цельных московских архитектурных ансамблей в стиле классицизма. 
На рубеже 18-19 вв. принадлежала А. Долгорукому, со второй половины 19 в. и до 1917 г. — Бобринским. 
Композиция усадьбы, занявшей территорию между Малой Никитской улицей и Гранатным переулком, сформировалась в конце 18 в. и включала главный дом, 2 боковых флигеля, оформивших пространство парадного двора со стороны Малой Никитской улицы, полукруглые в плане декоративные стены-ограды, соединившие их с центральным корпусом, а также два флигеля, выходившие на Гранатный переулок (на их месте в 1889 г. выстроены трёхэтажные дома). 
После пожара 1812 г. дом и флигеля восстанавливались в 1820-х гг. и, несмотря на ряд переделок в стиле ампир, сохранили прежние монументальные объёмы и утончённую декоративную отделку. Фасад главного здания с плоским центральным ризалитом, увенчанным фронтоном, и боковыми ризалитами с лоджиями украшен многофигурным барельефом и изящно проработанной лепниной в виде розеток, масок, сандриков и кронштейнов в оформлении окон второго этажа. Над тремя арочными проёмами парадного входа — изящный кованый зонтик (1820-е гг.). Изогнутые стенки-ограды декорированы ритмически чередующимися арочными нишами и полуколоннами с идущими поверху балюстрадами; парадный двор отделён от улицы решёткой простого и строгого рисунка, с монументальными каменными столбами и пилонами ворот. 
Здание сохранило первоначальную планировку, с парадной лестницей и вестибюлем с колоннами по центральной оси. Залы парадной анфилады второго этажа украшены ампирными живописными плафонами и лепными карнизами, выполненными после 1812 г. 
Первоначальное пространственное решение интерьеров сохранили и флигели усадьбы.
В 1947 г. на широком парадном дворе по сторонам от его центральной оси разместили статуи 18 в. «Парис» и «Елена».
Один из наиболее цельных московских архитектурных ансамблей в стиле классицизма. 
Две мраморные статуи 18 в. по сторонам парадного двора – "Парис" и "Елена" – перенесены сюда в 1947 г. из музея архитектуры.
Скульптор: Франческо Томеццоли
Материал: мрамор
Век создания: XVIII
На Малой Никитской улице располагается здание бывшей усадьбы Долгоруковых — Бобринских. В XVIII в. было модно украшать дворы усадеб статуями героев древнегреческих мифов. Не стала исключением и усадьба на Малой Никитской. Хозяева выбрали в качестве украшения скульптуры двух персонажей: Париса и Елены (на фото). Именно похищение Парисом Елены у спартанцев послужило причиной начала Троянской войны.
Сейчас идет реставрация, о чем имеется информация на плакатике рядом с главными воротами усадьбы. В целом дом (по внешнему виду - обзор из-за закрытых ворот) очень сильно обветшал.
• Главный дом и флигели бывшей городской усадьбы (№ 13, стр. 1, 3 и 4).
Главный дом которой прячется во дворе за каменной оградой по Б. Никитской улице.

Западный флигель усадьбы (строение 3) был построен в 1896 г. по проекту техника архитектуры А. Красильникова. Тогда же появилась и ограда по М. Никитской улице.

С 1892 года усадьба принадлежала Надежде Куниной-Гагман. Муж Надежды, шведский подданный Карл Гагман был торговцем писчебумажными товарами, контора писчебумажной фирмы «Гагман и Ко» располагалась в Старом Гостином дворе. Карл состоял помощником Московского отделения Российского военно-исторического общества и Мужского благотворительного тюремного комитета.

Гагман приобрели участок у М. Сабашникова, дяди книгоиздателей Михаила и Сергея Сабашниковых. 

Участок сменил многих владельцев, но москвичи помнили имя знаменитого хозяина усадьбы – блестящего русского полководца А. Суворова.

Отец Суворова, генерал-аншеф Василий Суворов, стал владельцем участка в 1768 г., купив его у дворян Ржевских.

Главный дом усадьбы стоял по Б. Никитской ул. и был отгорожен от нее садом. На Малую Никитскую выходили хозяйственные постройки. В отличие от главного дома, все они были деревянными и выгорели в пожар 1812 года.

Изящный ассиметричный дом в неоклассическом стиле появился на М. Никитской в 1896 году на месте хозяйственных построек старой усадьбы. Скорее всего, в нем располагалось доходное владение хозяина усадьбы, Карла Гагмана.

Такой прием был характерен для Москвы второй половины 19 века. По красной линии улиц владельцы строили доходные дома, лавки и конторы, а жили в старых домах, спрятанных в глубине усадьбы. Говорят, Гагман всегда с удовольствием пускал гостей посмотреть «суворовскую анфиладу» в главном доме. 

В 1913 г. по инициативе военно-исторического общества, в котором состоял Карл, на доме установили памятную доску о легендарном хозяине усадьбы: «Здесь жил Суворов».

• Посольство Нигерии (№ 13, стр. 3; бывшая усадьба Суворовых – Н. Баранова – Н. Гагман). (18 — 20 вв., 1873, архитектор А. Каминский; техник архитектуры А. Красильников, инженер-архитектор В. Залесский).

По ул. Малая Никитская расположены флигели небольшой городской усадьбы, главный дом которой прячется во дворе за каменной оградой по Б. Никитской улице.
Западный флигель усадьбы (стр. 3) был построен в 1896 г. по проекту техника архитектуры А.В. Красильникова. Тогда же появилась и ограда по М. Никитской улице.
С 1892 года усадьба принадлежала Надежде Петровне Куниной-Гагман. Муж Надежды Петровны, шведский подданный Карл Гагман был торговцем писчебумажными товарами, контора писчебумажной фирмы «Гагман и Ко» располагалась в Старом Гостином дворе. Карл Иванович состоял помощником Московского отделения Российского военно-исторического общества и Мужского благотворительного тюремного комитета.
Гагман приобрели участок у М.В. Сабашникова, дяди книгоиздателей Михаила и Сергея Сабашниковых. Участок сменил многих владельцев, но москвичи помнили имя знаменитого хозяина усадьбы – блестящего русского полководца А.В. Суворова.
Отец Суворова, генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, стал владельцем участка в 1768 г., купив его у дворян Ржевских.
Главный дом усадьбы стоял по Б. Никитской улице и был отгорожен от нее садом. На Малую Никитскую выходили хозяйственные постройки. В отличие от главного дома, все они были деревянными и выгорели в пожар 1812 года.
Изящный ассиметричный дом в неоклассическом стиле появился на М. Никитской в 1896 году на месте хозяйственных построек старой усадьбы. Скорее всего, в нем располагалось доходное владение хозяина усадьбы, Карла Ивановича Гагмана.
Такой прием был характерен для Москвы второй половины XIX века. По красной линии улиц владельцы строили доходные дома, лавки и конторы, а жили в старых домах, спрятанных в глубине усадьбы. Говорят, Гагман всегда с удовольствием пускал гостей посмотреть «суворовскую анфиладу» в главном доме. В 1913 г. по инициативе военно-исторического общества, в котором состоял Карл Иванович, на доме установили памятную доску о легендарном хозяине усадьбы: «Здесь жил Суворов».

• Посольство Лаоса (№ 18; конец 19 века, бывший дом А. Ферстера).

• Офисное здание (№ 19, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание 1984 года постройки.

• Офисное здание (№ 20, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Государственный дом радиовещания и звукозаписи (№ 24; 1939 год постройки; здесь находится ГТРК «Культура»). 

Построено на месте снесенной в 1931-32 годах Георгиевской церкви, приходской графов Орловых, имевших имение ниже по М. Никитской. 

В этой церки венчался П. Чайковский.

• Главный дом бывшей городской усадьбы (№ 25, начало 19 века). Двухэтажное кирпичное с белокаменным декором отштукатуренное здание.

Здание перестраивалось в 1862 году. 

• Отель «Клуб 27» (№ 27).

Про В. Марковникова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_883.html.

• Посольство Туниса (№ 28/1; конец 19 века, бывший дом московского городского головы С. Тарасова, затем инженера А. Бакакина; с конца 1930-х по 1953 год в этом доме проживал советский государственный деятель, нарком внутренних дел СССР, куратор «атомного проекта» Лаврентий Берия). 

Это здание более известно как дом Лаврентия Берии.

Построен в 1884 г. для московского городского головы С. Тарасова по проекту В. Карнеева. Последним владельцем перед революцией был инженер А. Бакакин (муж Ольги Миндовской). 

В 1911 г. архитектор А. Эрихсон пристраивает к особняку двухэтажный объём по Вспольному переулку с суховатым сдержанным декором фасада.

Миндовские — династия российских предпринимателей, текстильных фабрикантов из г. Вичуга нынешней Ивановской области. Была связана родством с семействами фабрикантов Кокоревых, Бакакиных, Коноваловых и Красильщиковых.

Основатель династии — Иван Миндовский (1781—1853) в 1817 году, ещё будучи крепостным, заложил бумаго-сновальную и красильную фабрику в Cтарой Гольчихе (в 1858 г., фабрика давала работу 200 рабочим и 470 надомникам). 

В 1820 году выкупил себя и свой род из крепостничества: «лета тысяча восемьсот двадцатого, декабря в первый день, отставной артиллерии штабс-капитан и кавалер Сергей Назаров сын Глушков отпустил в вечно на волю крепостных своих, взятых из крестьян во дворе людей».

С конца 1930-х по 1953 год в этом доме проживал советский государственный деятель, нарком внутренних дел СССР, куратор "атомного проекта" Лаврентий Берия.

В подвале дома, последним владельцем которого до революции был инженер Бакакин, женатый на дочери текстильного фабриканта, чекистами производились регулярные пытки и расстрелы. 

В 1938 году здесь поселился нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. 

Вплоть до смерти Сталина и его опалы в 1953-м это здание пользовалось такой недоброй славой, что многие москвичи избегали проходить по тротуару под его окнами. По приказу Берии сюда привозили схваченных на улицах Москвы миловидных женщин, судьба которых с тех пор неизвестна. 

При ремонте подвала в 90-х во время переезда в здание сотрудников посольства Туниса были обнаружены орудия пыток. Ходят слухи, что Берию здесь уложили выстрелом в затылок во время ареста.

• Офисное здание (№ 29). Четырехэтажное с мансардой здание.

• Офисное здание (№ 31). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

Жилые дома:

6-7 этажей (№ 2/1, стр. 1; 1944 год постройки; бывший дом для военных). Кафе Breakfast, Маникюрный салон Express Nails, мебель, сбербанк. Памятная табличка «Малая Никитская улица».
Угловой шестиэтажный дом с башней появился на Никитской площади в 1949 г.
Это было время масштабного послевоенного строительства. Москва нуждалась в новом жилье. Здание строилось с учетом новых технологий.
В это время Тверской бульвар также был подвергнут реконструкции. После войны на аллеях высаживали новые деревья, разбивали клумбы, появилась новая чугунная ограда по проекту архитектора Г.И. Луцкого.
Угловое здание было построено по проекту архитекторов К.Д.Кисловой и Н.Н.Селиванова для военнослужащих и их семей. До войны здесь стоял двухэтажный дом, известный с начала XIX в. Он принадлежал купцу Миклашевскому.
Новый многоквартирный дом стал самым высоким зданием на площади Никитских ворот. Интересно, что фасады здания, выходящие на Малую Никитскую и на бульвар неравнозначны. Длинный фасад, уходящий на улицу, не имеет декоративного убранства, в отличие от него узкий бульварный фасад выполнен в неоклассическом стиле, окна утоплены, их отделяют пилястры, этот фасад более глубокий, более насыщенный. Нижний этаж отделан рустом.
Башня прекрасно смотрится в перспективе Никитского бульвара.
В советское время на первом этаже дома располагался знаменитый магазин «Ткани».
5 этажей (№ 4, стр. 1; начало 20 века).

6 этажей (№ 8; начало 20 века, перестроен в начале 21 века). Возведён на участке бывшей усадьбы Бобринских.
7 этажей (№ 10, начало 20 века, бывший доходный дом А. Тороповой). 
Осип Шишковский — архитектор, с именем которого принято связывать закат модерна. Его доходные дома были композиционно просты, симметричны, и отличались почти полным отсутствием декора. Именно Шишковский вошёл в историю Москвы как строитель первого небоскрёба — доходного дома Афремова у Красных ворот. Громадный объём здания существенно изменил пространство вокруг, но сам красотами не блистал. Вот поэтому с него иногда начинают отсчитывать нисходящую фазу модерна. А это — 1905 год.
На Малой Никитской архитектор возвёл ординарную постройку московского модерна. Здесь своей индивидуальностью интересен лишь широкий орнаментальный горизонтальный пояс над окнами пятого этажа, изображающий вьющиеся стебли растений с листьями и цветами.
По самой своей природе цветы — символы мимолетности, весны и красоты. Символика конкретных цветов зависела от формы и цвета; так, например, оранжевые и жёлтые цветы обозначали усиление солнечной символики, красные цветы подчеркивали связь с кровью, страстью и т. д. Обычные же, некрупные и неяркие цветы чаще всего становились мотивом многочисленных цветочных орнаментов. Отдельная тема — стебли и лепестки растений, листва. Если для барокко, к примеру, наиболее характерен был мотив виноградной лозы, то для модерна излюбленный лейтмотив в растительном орнаменте — вьющиеся лианы, закручивающиеся спирали плюща, крупные лепестки (цветовые пятна) цветов.

2 этажа (№ 14, стр. 1; середина 19 века, бывший дом офтальмолога А. Крюкова; в 1890-91 годах здесь снимал квартиру В. Вернадский).

7 этажей (№ 15; 2011 год постройки). 

Жилой дом построен в 1912 году по проекту архитектора О. Пиотровича. 

Штукатурное украшением фасада здания представляет собой набор большого количества декоративных элементов. 

В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что здание аварийное и приказал его реконструировать. 

После реконструкции остался только фасад. 

Стоимость квартиры может достигать 20.000.000$.

7-9 этажей (№ 16; 1939 год постройки). Кирпичный. Сталинский ампир. РЖСКТ "Кремлевский работник". Комиссионный мебельный и букинистический магазины.

5 этажей (№ 20, стр. 1, конец 19 века, бывший доходный дом, в 1896 году в доме снимал квартиру писатель Л. Андреев; в 1915-1922 годах здесь жил артист В. Качалов).

4 этажа (№ 33; начало 20 века, бывший доходный дом). Архитектор В. Дзевульский. 8 квартир, часть квартир используется под офисы. На 1-м этаже – магазины тканей «Донна» и «Тульские самовары».

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Мемориальный музей-квартира Горького (№ 6).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Краснопресненская» и «Баррикадная» пешком через Баррикадную улицу, Кудринскую площадь и Садово-Кудринскую улицу. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 25.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий