четверг, 27 октября 2016 г.

Старосадский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от пересечения улиц Маросейка и Покровка до пересечения улицы Забелина и Малого Ивановского переулка. 

Недалеко – метро «Китай Город».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Маросейки. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 350 метров.

История:


Владения на месте современных домов 5—7 в 17 в. принадлежали Лопухиным; д. 5 (1817—19) построен для последующего владельца участка — купца Е. Киппена. 

Участок 7 в 1817 г. был приобретён для лютеранской церкви Петра и Павла, существующее здание построено в 1903—13 гг. 

Дом 8, некогда принадлежавший И. Салтыкову (брату М. Салтыкова-Щедрина), включил перестроенные после пожара 1812 г. палаты конца 17 в.; слева к дому пристроен купеческий особняк (д. 10; правая часть — 1878, архитектор К. Терский). 

Углы Петроверигского переулка отмечают два доходных дома (д. 4 — 1878, 1904; д. 6 — 1913—16, архитектор И. Барютин). 

Дом 9 (1901, архитектор Б. Кожевников), включивший палаты 18 в., строился для мужской и женской школ общества приказчиков; в 1938 г. в нём разместилась Государственная публичная историческая библиотека. 

В 1980-х гг. рядом построен новый корпус библиотеки. 


В 17 веке – Квасной переулок, затем Кисельный переулок (видимо, по занятию жителей).

С 19 века — Космодамианский переулок (по церкви святых Космы и Дамиана (на углу с улицей Маросейка).

Переулок назван в 1922 году по располагавшемуся здесь с 15 века урочищу Старые Сады (здесь находились великокняжеские сады).

Нежилые объекты:

• Театр «Сопричастность» (№ 3, стр. 1).

• Бывшие палаты с сенями (№ 3, стр. 3). 

Здание построено предположительно в середине 18 в. 

В кладке стен обнаружены кирпичи с клеймом, характерным для 1750-х гг., однако их чередование с более поздними образцами свидетельствует об использовании вторичного кирпича в периоды ремонтов и поновлений.

Сохранился чертёж данного владения 1802 г. на котором уже отмечено существующее ныне строение 3. О владельце того периода можно узнать из названия к чертежу: «План двору прежде бывшего поручика Андрея Петрова сына Лопухина, а ныне московского купца Луки Ларионова сына Калугина».

После 1802 г. Л. Калугин продал двор «коллежской секретарше» Н. Костылевой. 

В 1813—17 гг. Н. Костылева отделила от владения северо-западную часть и продала её «вечно цеховому мастеру Ивану Крестьянову сыну Виттиху» (вероятно Ивану Виттиху) – члену ремесленного цеха каретных мастеров Москвы. Он занимал в этом профессиональном союзе самую высшую ступень – был записан в «цеховые мастера» на неограниченное время.

Небольшое владение Виттих купил под жильё и каретную мастерскую.

На плане 1834 г. строение 3 описано как «каменное, в один этаж, в оном имеется кузница». 

Логично предположить, что каменное здание, перекрытое сводами, уже в 18 в. строилось как кузница. И наличие кузницы для каретного мастера Ивана Виттиха стало важным аргументом, при приобретении владения в 1810-е гг.

А. Юргенс владел усадьбой с 1860 по 1899 гг. 

Затем она перешла к его вдове Екатерине Юргенс. 

Каменное строение 3 использовалось под склад москательных товаров купца Бурышкина.

После национализации владения Е. Юргенс в 1918 году в строениях 2–3 размещались гаражи учреждений НКВД, а затем МВД СССР.

В настоящее время здание используется ЗАО «Кабриолет» для технического обслуживания легковых автомобилей.

• Офисы (№ 4/5, стр. 1). Четырехэтажное кирпичное здание. 

Построен в 1849-1853 гг. 

Перестраивался в 1858 и 1878 гг. архитектором Сабанеевым. 

Здесь проживала поэтесса Аделина Адалис. 

Скорее всего, это здание также принадлежит ФСКН. Оно соединено с высотной "стекляшкой".

• Экохостел Backpacker (№ 5, стр. 3).

• Выставочные залы Московского союза художников (№ 5/8, стр. 2, 3, 5; бывший дом Е. Киппена, 19 век). Построен в 1817-19 гг.

• Офисы (№ 5/8, стр. 4).

• Ресторан «Точка Сборки» (№ 5/8, стр. 6).

• Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла (№ 7/10, стр. 6 и 10; начало 20 века, в советское время здесь был стадия «Диафильм»; капелла при соборе – конец 19 века). 


До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».
В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.
Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.
Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» Рахманинова, пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.
В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.
В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.
В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — один из старейших лютеранских соборов страны. Он считается главным храмом Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России.
Первые лютеране появились в Москве при княжении Василия Ивановича. Тогда специально для них была построена церковь из дерева. Чуть позже, в 1694 году по распоряжению Петра Первого было решено возвести храм из камня. Через год он был уже освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. Церкви удалось просуществовать до 1812 года, потом она сгорела во время наполеоновского нашествия на столицу.
В 1817 году приходу церкви удалось приобрести расположенную рядом с бывшим зданием храма усадьбу Лопухиных. Тогда в общину святых Петра и Павла при церкви входили богатые помещики, дворяне и хозяева крупных промышленных фабрик, заводов. На их средства было решено переделать дом в церковь. Храм начали реконструировать в 1862 году. Архитектором был выбран А. Майнхардт.
Собор соединяет в себе черты неоготики, романского стиля и модерна. Здание было сделано с колокольней, которую со всех сторон украшают часы. Над массивной дверью располагается большое круглое окно с резными узорами. Храм выполнен в постельных тонах, за счет чего еще больше подчеркивается его красота.
В 1918 году храм получил статус Кафедрального собора. После революционных событий на прихожан начались гонения. Тогда церковь была закрыта, а многие ценности вывезены. В 30-е годы здесь располагался кинотеатр, поэтому была сделана перепланировка здания, полностью поменяно внутреннее убранство. Только в 1992 году Правительство Москвы вернуло общине здание собора.
В 2008 году храму удалось восстановить свой исторический облик. Сейчас здесь каждое воскресенье в 11:30 идут богослужения на русском и немецком языках.

Построена на месте старой лютеранской церкви, сооружённой в 1818—19 гг. 

Проект создан архитектором В. Валькотом в 1902—03 гг., строительство в 1903—13 гг. вёл архитектор В. Косов. 

Представляет собой базиликальное здание с асимметрично расположенной башней-колокольней и нерегулярно, ритмически сгруппированными окнами, прорезающими гладь стен, массивность и толщину которых особенно подчёркивает глубокий перспективный портал. 

С лаконичными формами церкви, декорированной в духе неоготики, контрастирует изысканная и несколько вычурная отделка верхней части колокольни в «мавританском стиле». 

У юго-восточного угла храма расположена небольшая капелла. 

В 1930-х гг. интерьеры церкви перестроены, в 1960-х гг. снесён шпиль, венчавший башню. 

Богослужения возобновлены в 1991 г.

Община свв. Петра и Павла была образована в 1626 г., когда от старой московской лютеранской общины отделилась новая община под руководством пастора Якоба Нойенбурга. 

В 1817 г. община выкупила усадьбу Лопухиных близ улицы Покровки в Космодамианском (Старосадском) пер. 

На средства короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, а также императора Александра I, началась перестройка купленного дома под церковь, возведения купола и креста. 

18 августа 1819 г. эта новая постройка была освящена.

К концу 19 в. община насчитывала 17 000 чел. 

Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. 

В 1898 г. последовало решение о строительстве церкви, рассчитанной на 1 700 мест, которое в 1903—05 гг. было выполнено по плану архитектора В.А. Коссова. 

5 декабря 1905 г. состоялось освящение церкви как Кафедрального собора Московского Консисториального округа.

В 1924 г., с переносом столицы из Петербурга в Москву, Кафедральный собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. 

В Москву был перенесен церковный центр — резиденция епископа и Высший церковный совет. 

Из богатейшего собора в первые годы советской власти были изъяты многие ценности, уменьшалось количество прихожан. 

В 1936 г. пастор Александр Штрек вместе с членами церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось. 

В 1938 г. Моссовет и Мособлисполком передали здание Красногвардейскому райсовету под кинотеатр. Затем собор передали студии «Диафильм», которая произвела перепланировку здания, в результате зал был разбит на несколько этажей, а интерьер собора был полностью уничтожен. 

В 1957 г. был разобран шпиль собора.

В 1988 г. Евангелическо-лютеранская церковь в России вновь конституировалась во главе с епископом Харальдом Калныньшем. 4 сентября 1991 г. он совершил первое богослужение в просмотровом зале студии «Диафильм». 

С этого времени богослужения совершались каждое воскресенье, а в 1992 г. в общине появился первый постоянный пастор. Тогда же постановлением Правительства Москвы лютеранам было передано здание собора, затем ещё несколько зданий комплекса. В алтарной части собора был оборудован церковный зал на 200 мест. На основании старых фотографий восстановлен западный фасад с главным входом и неоготическое окно-роза. 

Проблемы с отселением «Диафильма» удалось решить только к 1997 г. 

В 2004-08 гг. зал был освобождён от перекрытий и перегородок, отреставрированы свод, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена галерея, опоясывающая зал по периметру, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, совершено повторное освящение престола. 30 ноября 2008 г. во время богослужения состоялось освящение собора. 

В 2010 г. был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 м.

В соборе проводятся концерты органной музыки.

Недавно из церкви уволили весь клир. Пастора Дмитрия Лотова, незадолго до увольнения избили прямо в часовне, рядом с церковью, украли компьютер, видимо в поисках компромата, а когда не нашли, состряпали дело, будто бы Лотов к прихожанке приставал. В деле ни свидетелей ни потерпевших. 

– Капелла при церкви была построена в 1892 г. для отпевания умерших по проекту архитектора Ф. Шехтеля. 

В советские годы она была закрыта вместе с собором. 

В 1992 г. капелла была возвращена общине.

• Лаборатория ИРЭ РАН по изучению «физических полей биологических объектов» (№ 8; бывший жилой дом И. Салтыкова с палатами, 17-19 века, в 19 веке домом владел Илья Салтыков, брат русского писателя-сатирика М. Салтыкова-Щедрина, который часто здесь останавливался, приезжая в Москву).

Палаты 17 в. в составе более позднего комплекса, перестроенные в стиле ампир в 1878 году по проекту архитектора Константина Терского (стр. 1А).

Под штукатуркой сохранились сбитые элементы декора – угловые полуколонки и наличники.

– Стр. 1. После пожара 1812 г. дом приобрело классические черты и им владел Илья Салтыков, брат писателя-сатирика М. Салтыкова-Щедрина, который часто здесь останавливался, приезжая в Москву. 

В 1980-е гг. в этом здании организовали лабораторию ИРЭ АН СССР по изучению «физических полей биологических объектов» и «феномена Д».

Оба строения в 1930-х были надстроены дополнительными этажами.

Планируется реставрация под размещение Информационно-технического центра ФСТ России.

• Офисы (№ 8, стр. 2).

• Офисы (№ 8, стр. 3).

• Заброшенный морг (№ 8а). Некоторое время тут был склад химикатов.

• Государственная публичная историческая библиотека (№ 9; крупнейшая научная специализированная в области истории библиотека страны; здание начала 20 века, бывший дом доходный Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков). «1906-1926 25-го июня 1906 г. в этом здании был открыт 3-й Всероссийский съезд торгово-промышл. служащих. Съезд сделал первую попытку направить движение служащих на путь профессиональной борьбы. ЦК профсоюза Совторгслужащих СССР 8.VII.1926 г.».

Государственная публичная историческая библиотека России – крупнейшая научная специализированная в области истории библиотека страны. 

ГПИБ России является государственным хранилищем литературы по истории, историческим наукам и смежным дисциплинам. Фонд библиотеки - около 4 млн зкз., на 47 языках народов СССР и 65 иностранных языках, в том числе книг около 2,5 млн экз. В ГПИБ достаточно полно собрана дореволюционная и почти с исчерпывающей полнотой советская литература по истории России (СССР) и всеобщей истории, специальным и вспомогательным историческим дисциплинам: археологии, этнографии, нумизматике, геральдике, архивному делу и др., несколько выборочно по другим общественным наукам, сопредельным с историей. Хорошо представлена также литература по истории науки, русской, советской и зарубежной литературе, искусству. В целом фонды ГПИБ представляют большую научную и культурную ценность и во многом уникальны.

Основой ее фондов явилась библиотека, собранная историком и археологом А. Чертковым в начале 19 в., в ней также находится и несколько знаменитых книжных собраний прошлого столетия - князя А. Барятинского, состоящее из шести разных библиотек, приобретенных князем в разное время - археолога П. Строева, востоковеда А. Гульянова, этнографа А. Гильфердинга и других; библиотека московского коллекционера А. Бахрушина, в которой много книг по истории Москвы; знаменитого историка И. Забелина; своеобразное собрание М. Хмырова, не жалевшего средств на приобретение периодических изданий, которые он разрезал и подбирал по различным темам; библиотеки К. Герца (книги по искусствоведению), Н. Муравьева-Карского (по военному делу), А. Котляревского (по мифологии, этнографии); и многие другие. Фонд одной из самых богатых российских библиотек составляет более трех миллионов единиц хранения.

Здание, в котором работает библиотека, построено для мужской и женской школ Общества приказчиков в 1901 г. (архитектор Б. Кожевников). В него включен и старый дом 18 в., стоящий торцом к переулку. 

В конце 17 в. этим участком владеет "подьячий Померной избы" Яков Байбаков. 

В течение следующего столетия участок переходит из рук в руки, часто выгорает. 

В 1828 г. его владельцем становится "первостатейный" купец А. Куманин, женатый на старшей сестре матери Ф. Достоевского. Великий писатель неоднократно бывал в этом доме.


Первая постройка на этом участке, о которой удалось найти сведения, относится к концу XVII века. В это время им владеет Яков Байбаков - «подъячий Померной избы» - государственного учреждения, где мерили и учитывали сыпучие товары, предназначавшиеся для продажи. После Байбакова участку не везло: постоянно менялись владельцы, постройки часто выгорали. 

В конце XVIII века здесь был возведён новый дом, вставший торцом к переулку. Эта постройка включена в нынешнее здание, построенное для мужской и женской школ «Вспомогательного общества купеческих приказчиков» в 1901 году. Здесь читались лекции по коммерческим предметам, в частности по бухгалтерии, не самые известные, зато регулярно посещаемые. 

Среди сотрудников «Исторички» ходила легенда, что здание это принадлежало когда-то «тётушке Грибоедова», и знаменитый племянник якобы читал ей свою бессмертную комедию «Горе от ума» в этом доме, чуть ли не в помещении Общего читального зала. Сведения документально подтверждены не были, но всё-таки литератор в истории этого дома был, и тётушка тоже была. Да не одна, а с дядюшкой. Речь идет о «первостатейном» купце А.А. Куманине, который был женат на старшей сестре матери Ф.М. Достоевского. Куманины владели этим домом с 1828 г. Достоевский неоднократно бывал у них. 

С 1938 года и по сей день в здании по Старосадскому переулку располагается Историческая библиотека. На её фондах, основанных на книжных собраниях многих замечательных литературоведов и собирателей книг, выросло не одно поколение учёных-историков, краеведов, преподавателей истории. Основой этого собрания явилась библиотека, собранная историком и археологом А.Д. Чертковым в начале XIX века. В них так же находятся несколько знаменитых книжных собраний позапрошлого столетия – князя А. И. Барятинского, состоящее из шести разных библиотек, приобретённых князем в разные годы; библиотеки археолога П.М. Строева, востоковеда А.И. Гульянова, этнографа А.Ф. Гильфердинга; библиотека московского коллекционера А.П. Бахрушина, в которой много книг по истории Москвы; собрание знаменитого историка И.Е. Забелина. Замечательное и своеобразное собрание М.Д. Хмырова, не жалевшего средств на приобретение периодических изданий, которые он подбирал по различным темам. Библиотеки К.К. Герца (книги по искусствоведению), Н.И. Муравьёва-Карского (военное дело), А.А. Котляревского (мифология, этнография). В том же 1938 году сюда влились фонды библиотеки Института красной профессуры - специального высшего учебного заведения при ЦК ВКП(б) для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах. Сейчас фонды Исторической библиотеки насчитывают более четырёх миллионов единиц хранения. 

В середине 1980-х к историческому зданию «Исторички» был пристроен новый корпус в стиле архитектуры этого периода, из стекла и бетона. В нем расположился отдел периодики. В этом же здании в феврале 1990 года возобновила свои заседания краеведческая комиссия «Старая Москва», которая объединяет москвоведов и любителей московской старины. Ее возглавляет писатель и краевед В.Б. Муравьев. 

В ходе реставрации 2015-2016гг. были усилены несущие конструкции здания, восстановлены белокаменные объемы XVIII века, расчищены фасады, отреставрирована кирпичная кладка, портал главного входа и парапеты крыши. В своем первозданном виде предстала парадная лестница. В процессе ее реставрации открыты замечательные металлические грифоны, спрятанные под старыми деревянными панелями. Также была восстановлена историческая планировка и отделка помещений, были воссозданы важные элементы интерьера.

• Офисы (№ 11, стр. 1).

• Православный храм св. Владимира равноапостольного в Старых Садeх (Садах) (№ 11, стр. 2; Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Приделы: мучеников Кирика и Иулитты и святых князей Бориса и Глеба. История: построен в 1516 г. на загородном дворе великого князя Василия 3 (затем тут были государевы сады), а в 17 в. полностью перестроен; обновлялся в 19 в. В 1932 г. – закрыт и сильно пострадал занят разными учреждениями и библиотечным фондом). В 1991 г. снова открыт. Арх-ра: состоит из основного объема с 3 алтарными выступами и 5 главами, трапезной с приделами (17 в.) и трехъярусной шатрообразной колокольни (18 в.). Декор: южный перспективный портал с колонками, фигурными дыньками и капителями в виде снопов; оконные наличники; южное и западное крыльца с кубышчатыми опорами и белокаменной резьбой; полихромные изразцы, филенчатые лопатки со вставленной полуколонкой; барабаны глав – с переплетающимися рельефными жгутами. Интерьер: остатки росписей 19 в. Святыни: чтимые иконы – Божией Матери «Целительница», святителя Николая Чудотворца и преподобномученицы великой княгини Елисаветы с частицами их мощей. Духовенство: настоятель – священник Сергей Романов; другие клирики: священники Михаил Донченко и Сергей Никифоров. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (в воскресенье – в 9.00, а в осенне-зимний период – 2 литургии: в 7.30 и в 10.00), вечером в субботу и накануне великих праздников – в 17.00; в воскресение канон и акафист Пресвятой Богородице – в 16.00 (или в 17.00); в среду акафист св. князю Владимиру – в 18.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; реставрационная и иконописная мастерские; Свято-Владимирская православная общеобразовательная школа, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, издательство. Сайт есть, но очень посредственный (богослужения вообще даются только на 2 текущих дня; про духовенство – ни слова и т. п.).
Построена в 1660—80-х гг. на месте одноименного кирпичного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514—16 гг. по заказу великого князя Василия III. 
Ему предшествовала деревянная церковь, входившая в состав «Нового двора» — летней резиденции великого князя Василия I, располагавшейся здесь в начале 15 в. 
Название «Старые сады» появилось в конце 15 в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён ближе к р. Яузе, на Воронцово поле.
Существующая церковь состоит из храма с папертью и северного придела Бориса и Глеба с трапезной, над северо-западным углом которой возвышается звонница. 

Церковь эффектно поставлена на высоком крутом холме, напротив Ивановского монастыря, замыкая с востока перспективу улицы Забелина при её пересечении с тремя переулками: Старосадским, Хохловским и Ивановским. 

Живописную выразительность её силуэта усиливают два крыльца на столбах-кубышках: первоначальное, расположенное с севера, перед входом в храм, и более позднее, сооружённое в 19 в. с запада, перед входом на паперть. Архаичное для второй половины 17 в. объёмное решение собственно храма, представляющего собой крупный бесстолпный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой и пятиглавым завершением, видимо, обусловлено сознательным обращением к архитектурным формам 16 в. и стремлением повторить ранее стоявшую здесь церковь. Это сходство усилено 3-частным членением фасадов четверика, завершённых кокошниками, имитирующими закомары. 

В то же время общая несимметричная композиция разновысотных объёмов здания и насыщенное разнообразие декора вполне соответствуют вкусам 17 в. Более низкий двухсветный одноглавый четверик придела с полукруглой апсидой завершается поясом кокошников. 

В отделке использовано несколько характерных для этого времени типов наличников; почти не встречает аналогов оформление барабанов глав храма, в котором традиционная аркатура сочетается с рельефными переплетающимися жгутами. 

Двухъярусная, увенчанная шпилем звонница над трапезной придела перестроена в 18 в.; её барочные формы мало сочетаются с обликом церкви. 

В южной части паперти храма располагается придел Кирика и Иулиты. 

Церковь была закрыта в 1933—91 гг. Реставрирована в 1970—90-х гг.

Построен в 1514-16 гг. (предп. зодчий Алевиз Фрязин Новый) на загородном дворе Великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах (позднее, в 17 в., переведены в Садовники) на месте одноимённого храма 1423 года постройки.

В 1670-е гг. храм полностью перестроен (сохранена часть стен, южный портал с колонками, украшенными фигурными дыньками и сноповидными капителями). Сoopужена трапезная, приделы: мучеников Кирика и Иулиты (в южной части притвора; 1677 г.) и благоверных князей Бориса и Глеба (северная часть притвора; 1689 г.).

В 1737 и 1812 гг. сильно пострадал от пожаров. 

В 18 в. перестроена колокольня, возвышавшаяся над северо-западным углом трапезной (шатёр заменён шатрообразным шпилем). 

Так же обновлялся в 1814 и 1874 гг.

Квадратный в плане, бесстолпный, с 3 алтарными выступами, заканчивающимися наверху арочками и 5 главами. Окна декорированы наличниками, кровля — двумя ярусами кокошников. Южное крыльцо (первоначальное) с кубышчатыми опорами, западное построено по его образцу в 19 в., украшены белокаменной резьбой. 

Архитектурно выделяется южный перспективный портал. 

Оформлен полихромными изразцами, филенчатыми лопатками, со вставленной полуколонкой, барабаны глав украшены переплетающимися рельефными жгутами. 

Внутри — остатки росписей 19 в. 

Колокольня со шпилем.

Закрыт и обезглавлен в 1933 г. 

В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира", её закрыть и передать ОПТУ". Перестроен под учреждения и библиотечный фонд. 

В 1937 г. частично разобран. 

В 1974-80 гг. отреставрирован. 

В 1991 г. возобновлены богослужения (в 1998 г. — в приделе благоверных князей Бориса и Глеба).

При храме действуют воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, издательство.

Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.

Жилые дома:

5 этажей (№ 6/12, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом Саровской пустыни). Кирпичный. 

Проектировался большой доходный дом Саровской пустыни (здесь еще в 19 в. находилось ее подворье), но из-за трудностей военного времени была построена только часть его, и та осталась неоштукатуренной.

6 этажей (№ 9, стр. 2-2а). Построен около 1900 года. Кирпичный. На 1-м этаже – Стоматологическая поликлиника № 53, филиал Старосадский.

4 этажа (№ 10, стр. 2, конец 19 века, бывший дом Красногоровой-Блиновых, здесь жил поэт Осип Мандельштам). Кирпичный. 

Бывший доходный дом, 1880—1881 гг., арх. П. Михайлов, В. Веригин, 1900 г., арх. А. Новиков, 1932—1933 гг., (в основе жилой флигель 2-й пол. 18 в.). Здесь в сер. 1920-х — нач. 1930-хх гг. жил поэт О. Мандельштам. Мандельштам жил у брата.

Старосадский переулок назван по находившимся в этом районе вплоть до начала XVIII в. великокняжеским садам. Впоследствии переулок был застроен владениями дворян и купцов. В настоящее время в нем находятся Государственная публичная историческая библиотека и лютеранский храм Св. апостолов Петра и Павла.

В 1880-1881 гг. жена купца первой гильдии Акулина Красногорова построила двухэтажный комплекс доходных домов буквой «П» на углу улицы Забелина (тогда Большой Ивановский переулок) и Старосадского переулка (тогда Космодамианский переулок). В конце XIX века в здании размещалось Правление железных дорог. В 1900 году дом приобрел купец, торговавший свечами, воском и ладаном, член Московского сиротского суда Иван Блинов. Новый хозяин реконструировал здание, надстроил его и устроил в нем жилые квартиры, сдаваемые внаем. В 1914-м угловое владение купил купец первой гильдии Мендель Броуде, живший на Покровском бульваре и продававший мануфактурный товар в Бобровом переулке. Вплотную к доходному дому примыкает купеческий особняк с лепным декором в сочетании с львиными масками и масками шутов. Построен он был в 1878 г. архитектором К.В. Терским, а в 1930-е годы надстроен двумя этажами. В 1930-е гг. квартиры доходного дома подверглись «уплотнению», т.е. часть их была переделана под коммунальные, вселились новые жильцы.

Во время Первой мировой войны (в 1914-1915 гг.) в доме открылось московское отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны. Десятки тысяч людей покидали черту оседлости и направлялись вглубь страны. Сотрудники общества собирали еду, вещи и деньги еврейским беженцам из западных губерний, распределяли солдат по московским лазаретам, занимались размещением и трудоустройством беженцев.

В марте 1916 года в 22 квартире открылась публичная еврейская библиотека-читальня, при которой имелось «свыше тысячи томов на еврейских языках и по иудаике на других языках». Тогда же в 7 квартире размещалось Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России, а в 23 квартире заседало Общество любителей еврейского языка.

Комитет Московского общества охраны здоровья еврейского населения, находившийся в 8 квартире, собирал пожертвования на «летние колонии для ослабленных детей».

В этом здании в квартире № 3 в середине 1920-х - начале 1930-х годов жил поэт О.Э. Мандельштам (1891-1938), гостивший у своего брата А.Э. Мандельштама. Александр Мандельштам делил квартиру с семьями известного еврейского поэта Моисея Хащеватского, пианиста-любителя Александра Беккермана, переводчика и библиографа Айзенштадта. В 1931 г. Мандельштам создал стихотворение «Жил Александр Герцевич…», прототипом героя которого стал его сосед по коммунальной квартире. По воспоминаниям старожила дома, архитектора А. Бродского, в квартире была одна большая кухня с огромной печью, вдоль стен стояло десять кухонных столов. Вблизи дома № 10 была открыта фабрика-кухня, где жители покупали готовые обеды. В правом крыле дома в первые дни Великой Отечественной войны в подвале было создано бомбоубежище.

В Старосадском переулке, 10 Мандельштамом было создано стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…», первые две строчки которого выгравированы на установленном у дома в 2008-м памятнике поэту (скульпторы Д. Шаховской и Е. Мунц, архитектор А. Бродский). Памятник находится на территории небольшого сквера позади дома и с улицы почти незаметен.

В наши дни дом по-прежнему жилой, в нем 45 квартир, встроен лифт. Бывшая дворницкая во дворе дома стала местной достопримечательностью благодаря тому, что в ней свыше 25 лет существует голубятня, которую на свои средства содержит житель дома В. Солохин.

Достопримечательности:

Православный храм св. Владимира равноапостольного в Старых Садeх (Садах) (№ 11).

Выставочные залы Московского союза художников (№ 5/8, стр. 2, 3, 5).

Здания 17 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Китай Город» пешком через улицу Маросейка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 19.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий