четверг, 6 октября 2016 г.

Глазовский переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Хамовники и Арбат (ЦАО) от Плотникова переулка до Смоленского бульвара (Бульварное кольцо).

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

В 18 веке – Несвицкий и Струков переулок (по фамилиям местных домовладельцев того времени).

Переулок назван в 19 веке по фамилии местного домовладельца генерал-майора П. Глазова.

В 1960-1994 годах — улица Луначарского (в честь первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского (1875-1933), который жил здесь.

Нежилые объекты:

• Бизнес-центр «Глазовский, 1». Архитектурно-планировочные управление района Хамовники ЦАО. Трехэтажное кирпичное здание.

• Офисное здание (№ 2а). Трехэтажное кирпичное здание.

• Временный филиал детской музыкальной школы им. Р. Глиэра (№ 4). 

Открыт в январе 2015 года. 

Переехал из старого здания на Якиманке. 

Занимает первые два этажа здания. Третий и четвёртый этажи заброшены. Посольство Габон.

Этот дом и угловой флигель были единым имением какого-то господина до революции. 

Дом посольства был "барским", эта 4-хэтажка была домом прислуги (в одном крыле на 1-м этаже был гараж, в другом - конюшня, а во флигеле жила сестра барина, старая дева). 

В советское время тут было отделение ООН.

• Информационный центр ООН в Москве (№ 4/6, стр. 8; 1900 год постройки; бывшая городская усадьба П. и Н. Павловых).


Усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков была построена в 1905 году по проекту архитектора С.С. Кучинского для богатых заказчиков фабрикантов Петра Александровича и Николая Петровича Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, представляет собой интересный образец архитектуры в стиле модерн. Облик особняка дополняет эркер с оригинальным остеклением, сделанным из клепаных металлических конструкций.
«Товарищество мануфактур, основанных И.И. Скворцовым», владельцами (пайщиками) которого были хозяева усадьбы, появилось в 1897 году, однако история скворцовско-павловских мануфактур восходит еще к первой трети XIX века. Первым ручной выработкой тканей занялся Иван Никитич Скворцов, а его сын, Иван Иванович, основал в селе Середа Костромской губернии первую механическую ткацкую фабрику по производству миткаля – суровой хлопчатобумажной ткани, использовавшейся для выработки ситца и муслина. Позже он приобрел еще одну бумаготкацкую фабрику – в соседнем селе Писцово.
После смерти И.И. Скворцова дело перешло к его дочери Матрене Ивановне и ее мужу Петру Александровичу Павлову. Матрена Ивановна переоснастила фабрики и расширила производство, так же она, как и ее отец, много занималась благотворительностью – в дополнение к больнице и храму, построенных ее отцом, она жертвовала средства на строительство училища при фабрике и еще одного храма. Последним владельцем фабрик был Николай Петрович Павлов, действительный статский советник, директор-распорядитель Товарищества. При нем фабричное производство только расширялось и перед революцией было одним из ведущих ткацких хозяйств в средней России.
В начале ХХ века Павловы предпочитали уже постоянно жить в Москве, и где для них и был выстроен особняк в Глазовском переулке. После 1917 года он был национализирован и использовался под административные нужны. С 1963 г. и по сию пору здесь располагается Информационный центр Организации Объединенных Наций (ООН) в Москве.

• Офисы (№ 7; 1914 год постройки). 

Бывший доходный дом Кусевицких.

 Один из лучших образцов ретроспективной архитектуры. Объектом стилизации послужили венецианские готические дворцы. В работе над домом приняли участие знаменитые в будущем архитекторы-конструктивисты — К. Мельников и братья Веснины. 

• Представительство Калужской области в Москве (№ 8, стр. 1; 1899 год постройки; бывший дом фабриканта Отто Листа, затем Н. Кусевицкой; в 1909 году в доме жил друг композитор А. Скрябин, с которым встречался Борис Пастернак; здесь постоянно бывали композиторы С. Рахманинов и Н. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси). 

Первый в Москве архитектурный памятник стиля модерн. 

Построен в 1898—99 гг. по проекту Л. Кекушева для своей семьи, позднее продан промышленнику Г. Листу. 

Компактный, небольших размеров дом поставлен по линии улицы. Плоскости фасадов, облицованных керамической плиткой, прорезаны разнообразными по формам и размерам окнами с широким штукатурным обрамлением. Тяжёлый венчающий карниз прерывается над глубокой лоджией, затенённый проём которой акцентирует угол постройки и придаёт ей острую выразительность. Внутренняя планировка подчёркнуто проста, убранство интерьеров во многом повторяет штукатурный фасадный декор. 

В начале 20 в. зданием владел дирижёр и контрабасист С. Кусевицкий.

Особняк в Глазовском переулке, со служебным флигелем.

Построен в 1898—99 годах в стиле модерн. Архитектор Л. Кекушев.

В архитектурном решении угадывались мотивы бельгийского Ар Нуво и, особенно, его знаменитого вдохновителя Виктора Орта. Также как у него, в работах Кекушева архитектурные элементы удачно сочетались с явными изобразительными приметами модерна.

Зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно.

Не скованный ничьей посторонней волей, Кекушев смог воплотить в этой работе свои устремления, свое видение нового архитектурного стиля и эта постройка во многом стала для него программной, изобретённые здесь приёмы применялись им впоследствии в других постройках. Исключение составляет мозаичное панно над входной дверью — подобный элемент не встречается в других работах Кекушева. Автором панно, скорее всего, является архитектор Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма «WW» — так он обычно подписывал свои графические работы).

Особняк построен в 1899 году (это первая постройка в Москве в стиле модерн) Л. Кекушевым для себя, но уже в 1900 году архитектор его продал фабриканту Отто Листу, затем Н. Кусевицкой, жене известного дирижёра. В 1909 году в доме жил друг С. Кусевицкого композитор А. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак.

Здесь постоянно бывали композиторы С. Рахманинов и Н. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси.

Здание в целом хорошо сохранилось, но вместо красивой ажурной решетки на въезде глухие створки въездных ворот, сработанные каким-то топорных дел мастером, и к ним прикособочен жестяной забор-времянка. 

Размещается в особняке представительство Калужской области. 

До них здесь было посольство Аргентины.


Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.
Небольшой, отделанный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.
Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».
Результатом посещения Скрябина стал отказ Б. Пастернака от карьеры композитора: мучившийся отсутствием у себя абсолютного музыкального слуха, Пастернак, как ему показалось, не только получил доказательство отсутствия его и у Скрябина, но заметил стыдливое смущение композитора при обсуждении этого вопроса. Как объяснял решение своего отца сын Пастернака, Евгений Борисович: «Для романтически настроенного юноши вопрос “все или ничего” был решен однозначно, ничего промежуточного, приспосабливающегося к условиям он не допускал». У этого посещения был, однако, и вполне положительный результат: по совету Скрябина Б.Пастернак незамедлительно перевелся с юридического факультета Московского университета, на котором успел отучиться неполный курс, на философское отделение историко-филологического, более соответствовавшее его интересам, чем юриспруденция.
В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.
После революции особняк был национализирован и передан под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины.
Сейчас особняк Листа-Кусевицких отдан под представительство Калужской области.

• Офисное здание (№ 10, стр. 2). Небольшое двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Жилые дома:

5 этажей (№ 5; начало 20 века; здесь в 1923–33 годах жил А. Луначарский). Здесь жил первый нарком просвещения республики в 1923–33 гг. Его квартира была одним из важнейших штабов культурного фронта. Здесь собирались поэты, писатели, в том числе и начинающие. В. Маяковский читал поэму «В. И. Ленин» (имеется мемориальная доска). 

Про Луначарского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_438.html.

В 1964 г. был открыт Мемориальный кабинет А. Луначарского (филиал Литературного музея).

Также в этом доме жил Яков Блюмкин (1900-1929) — революционер, чекист, советский разведчик, террорист и государственный деятель. Один из создателей советских разведывательных служб.

4 этажа (№ 10, стр. 1; начало 20 века). Здесь же – «Елисеефф Арбат Отель».

Достопримечательности:

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком через Смоленский бульвар. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий