вторник, 25 октября 2016 г.

Пушкинская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Якиманка (ЦАО) от ТТК, окружной железной дороги, Новоандреевского моста и Андреевской набережной до Крымской набережной, Крымского моста и улицы Крымский Вал (Садовое кольцо). 

Проходит по правому берегу Москвы-реки вдоль Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. 

Недалеко – метро «Парк культуры» (у конца набережной).

Описание:

Движение автотранспорта по набережной запрещено (пешеходная зона); специально выделена велодорожка. Озеленение отличное. Москва-река на территории ПКИО им. Горького отделена от тротуара невысокими парапетами или декоративными оградами. Длина – около 2, 7 км.

История:

Набережная возникла в начале 19 века и первоначально доходила только до подъема к Александринскому дворцу. Далее находился Нескучный сад.

До 1917 года – Александрийская набережная (по Александринскому дворцу – ныне Президиум Российской академии наук), а также Голицынская набережная.

В 1922–1937 годах – Нескучная набережная (по Нескучному саду).

Набережная названа в 1937 году в честь поэта по случаю 100-летней годовщины гибели А. Пушкина, т. к. летом 1830 года он со своей невестой Натальей Гончаровой и другом П. Нащокиным посетил Нескучный сад.

В 1937 году набережную продлили до Андреевской набережной. Тогда же была сооружена двухуровневая набережная: нижний ярус набережной огражден от реки гранитной стеной. Земляной откос укреплен подпорной стенкой, в которой устроены ниши со скамьями. Выше, на втором ярусе, — прогулочная аллея. На склоне расположены лестницы-сходы. Самый большой в парке сход оформлен в виде каскада фонтанов. Верхняя часть каскада представляет собой гранитную лестницу. На ее первой ступеньке — скульптура девушки-пловца, готовящейся к прыжку. Заканчивается каскад небольшим бассейном, обрамленным балюстрадой; по краям на пьедесталах — скульптуры мальчиков. У них в руках рыбы, из которых бьют струи воды. По бокам бассейна две гранитные лестницы, составляющие нижний ярус каскада.

В 2016 году прошла переделка Пушкинской набережной: установили лавочки, новые газоны, кафе, плиточные дорожки для пешеходов и велосипедистов (был асфальт), пункты проката велосипедов, роликов, террасу-перголу с навесом из вьющихся растений.

Нежилые объекты:

• Пушкинский мост (2000 год постройки, между Пушкинской набережной до Фрунзенской набережной).

Пешеходный мост, построенный через Москву-реку в Москве. Соединяет Пушкинскую наб. Нескучного сада с Фрунзенской наб. Построен с использованием пролётной конструкции старого Андреевского моста, построенного в 1905-07 годах по проекту Л. Д. Проскурякова и А. Н. Померанцева. Открыт для пешеходов осенью 1999 года. Полностью строительство завершено в 2000 году 

Главная арка пешеходного моста, массой около 1500 т, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на 8,5 суток, а собственно буксировка заняла полтора часа. Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом - два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами. Опоры стоят на ростверках, под ними - буронабивные столбы и сваи глубиной до 17 м.

Первые поезда Малого кольца Московской железной дороги прошли от Канатчикова до Воробьёвых гор по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м. Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. Вскоре, на его месте был выстроен постоянный мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, в 1917 года переименован в Андреевский — по имени бывш. Андреевского монастыря, расположенного на правом берегу реки.

При постройке Андреевский мост имел один главный пролёт, перекрытый серповидной аркой длиной 135 м и высотой 15,14 м, и два береговых пролёта по 18 м. Пролетные строения были собраны на Камско-Воткинском заводе. Вне арок, на консолях, были устроены пешеходные тротуары. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Перед перестройкой 1999 года они всё ещё оставались в отличном состоянии.

В 1937 году береговые устои были отремонтированы и добавлен ещё один боковой пролёт со стороны Фрунзенской набережной.

При строительстве Третьего транспортного кольца, проходившего параллельно трассе МЖД, требовалось проложить вблизи старого Андреевского моста два — автомобильный (не менее восьми полос) и железнодорожный. Для этого железную дорогу переместили к северу от её исторической трассы, что и потребовало строительства нового моста — в 22 м ниже по течению, чем старый Андреевский мост. Анализ состояния конструкций моста показал, что перенос старой арки на новое место — нецелесообразен. Старый мост переместили баржами на полтора километра вниз по течению, а на его месте были выстроены Андреевский автомобильный мост и новый Андреевский железнодорожный (первым был сдан автомобильный мост). Главный инженер проекта — С. С. Ткаченко («Транспроект», СПб).
• Статуя «Водолаз-Маяк».
5 мая 2016 года, в день водолаза, который отмечается с  2002 года, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: была установлена статуя "Водолаз-маяк". В шлеме водолаза установлена лампа со светодиодами, которая мигает в ритме сердца. Маяк будет зажигаться вместе с городским освещением. Статуя представляет собой модель из бронзы и металла в стилистике тридцатых годов. 
Это первый в Москве (и в России) памятник водолазам. Высота статуи - три метра. Необычный проект был задуман еще скульптором Верой Мухиной в далеком 1937 году, а осуществлен только сейчас художником Леонидом Тишковым. Форму и цвет постамента художник позаимствовал у жемчужины маячной архитектуры - Кыз-Аульского маяка, который стоит на Керченском полуострове в Крыму.

• Причал ЦПКиО.

По набережной числится только несколько нежилых (технических) строений.

Достопримечательность и зона отдыха:

ПКИО им. Горького (см. ул. Крымский Вал).

Проезд:

От метро «Парк культуры» пешком через улицу Крымский Вал. Общественный транспорт по набережной не проезжает.


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий