суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Дровяной переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Таганский (ЦАО) от Аристарховского переулка до Николоямской улицы. 

Недалеко от улицы Земляной Вал (Садовое кольцо).

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х или с одной стороны. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:

Переулок назван в 19 веке, так как здесь в 18 веке была Дровяная площадь, на которой торговали дровами.

Нежилые объекты:

• Издательский дом «Работа для Вас»: газета вакансий «Работа для Вас» и интернет-портал по трудоустройству Rabota.ru.; выпуск журналов «Куда пойти учиться», «Ваш досуг», газета «Элитный персонал» и др. (№ 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисное здание (№ 3, стр. 2). Офис «A&T Trade» (холдинг музыкальной индустрии).

• Бывший главный дом купеческой городской усадьбы купца Алексея Ломова (№ 5, стр. 1; 1819 год постройки; с середины 19 века – у купца Ф. Калмыкова, затем у Алпатова и Ивана Брашнина – толстовца, при котором дом перестроили: окна 2 этажа обрели полуциркульные формы и простые профилированные наличники с замковыми камнями, были расширены оконные проемы на первом этаже, изменена профилировка горизонтальных тяг и венчающего карниза, дополненного гладкой лентой фриза. В оконные проемы второго этажа были установлены столярные заполнения с фигурными горбыльками в арочной части; на северном боковом фасаде был устроен металлический балкон, обращенный на сад. У Брашнина здесь бывал Лев Толстой; в начале 20 века на первом этаже размещались кухня, кладовая, парадные и черные сени и 6 жилых комнат, на 2-м этаже – передняя, кухня и 7 жилых комнат, в том числе зал, гостиная и столовая, на антресолях – 4 комнаты; в дворовом служебном корпусе-службах размещались: прачечная, погреба, кладовая, конюшня и сарай для дров; после 1917 года – коммунальные квартиры, где жило более 60 человек; обветшавшее служебное здание – строение 2 – разрушили в 1990-х годах; в 1990-х годах здание подверглось капитальной реконструкции: были разобраны внутренние деревянные перегородки, старые деревянные перекрытия были заменены на железобетонные).

Двухэтажный, с подвалом и антресолями, главный дом купеческой городской усадьбы, первоначальный объем которого был возведен в 1819 г., обращен главным фасадом на красную линию Малого Дровяного переулка. 

Здание расположено на территории древнего Заяузья на землях, до сер. 17 в. бывших плацдармом Земляного города, на северном склоне Таганского холма, в районе Дровяных переулков. 

Историческое владение бывшей городской усадьбы, расположенное в квартале, ограниченном улицами Земляной вал, Николоямская, Малым Дровяным и Аристарховским переулками, имеет неправильную форму, несколько напоминающую трапецию, и примыкает длинной стороной к трассе М. Дровяного пер..

До сер. 18 в. земли, прилегающие с внешней стороны к линии Земляного вала, к югу от древней Владимирской дороги (современная Николоямская улица), входили в состав загородных дворов московской знати. 

С 1676 г. до сер. 18 в. участок принадлежал семье родственников и потомков первой жены царя Алексея Михайловича – Милославским. 

Территория двора первоначально охватывала значительную территорию, лежащую вдоль Земляного вала, к югу от Николоямской улицы до южного отрезка позднейшего Большого Дровяного переулка.

В первой половине 18 в. из этого большого двора по М.Дровяному пер. выделилось несколько самостоятельных участков. 

Один из дворов, выходивших на переулок, в начале 1740-х гг. принадлежал купцу С. Кромину, в 1748-54 гг. начавшему скупать смежные пустующие участки, выгоревшие, по всей видимости, при пожаре Заяузья в 1748 г. В результате сформировалась усадьба, большая часть которой составила основу территории владения – М.Дровяной пер., вл. 5. 

В начале 1790-х гг. участком владел купец Н. Лебедев, от которого в 1792 г. по закладной он перешел к другому купцу – А. Сысалину. 

В 1795 г. А. Сысалин продал его жене титулярного советника М. Саварской. Из архивных документов известно, что в это время во владении, кроме деревянных жилых построек, находился также каменный пивоваренный завод, выстроенный, очевидно, еще С. Кроминым, и представлявший собой одноэтажную каменную постройку, стоявшую вдоль южной части западной границы владения, там, где в дальнейшем располагались службы. 

От Саварской владение к началу 19 в. перешло к купцу Алексею Савостину, за которым оно значилось вплоть до 1818 г. 

В 1807 г. во владении Савостина располагались: деревянный одноэтажный дом, баня, кухня при доме, сарай и погреба. 

А. Савостин, происходивший из казенной Кузнецкой слободы города Алексина Тульской губернии, прибыл в Москву в 1795 г., и записался в московское купечество. 

Савостин первоначально торговал в Серебряном ряду, позже занимался строительными работами. Известно, что в 1813 г. он участвовал в восстановительных работах на территории московского Кремля. В частности, под надзором архитектора И. Еготова, подрядился – всё «взорванное неприятелем здание, состоящее при Ивановской колокольне», разобрать и восстановить.

В пожар 1812 года застройка района сильно пострадала, были уничтожены все деревянные постройки, обгорели многие каменные здания. На «погорелом плане» 1813 года, на территории двора А. Савостина показана протяженная одноэтажная каменная постройка, по всей видимости, представлявшая собой разобранный к 1817 г. бывший пивоваренный завод. 

К 1819 г. владение перешло купцу Алексею Ломову (ок. 1777 г. – ок. 1847 г.), который сразу же приступил к обустройству городской усадьбы. Уже к июлю 1819 г. на участке А. Ломова был выстроен двухэтажный главный дом. Каменный корпус, поставленный по красной линии переулка с двумя симметричными деревянными пристройками для крылец со стороны двора, был окончен отделкой к 1 сентября 1819 г. 

В глубине двора, вдоль западной межи, к этому времени располагался небольшой деревянный усадебный флигель, к югу от него находился протяженный деревянный служебный корпус (там, где предположительно располагался бывший каменный пивной завод), еще одни службы стояли по переулку к югу от главного дома. 

Северная часть владения оставалась незастроенной и предназначалась для усадебного сада.

Фасад двухэтажного, в семь осей главного дома городской усадьбы А. Ломова, зафиксированный на архивном чертеже 1834 г., имел характерное ампирное композиционное и архитектурное решение и отличался относительно скромным декором. Высокие прямоугольные окна второго этажа были практически лишены отделки. Нижний этаж был обработан горизонтальным рустом, его, меньшие по размерам, прямоугольные окна были отмечены ступенчатыми замковыми перемычками. Этажи здания были разделены двумя простыми тягами, венчал здание карниз классического профиля со значительным выносом. Представленное цветовое решение характерно для архитектурной графики 1830-х гг., цоколь здания окрашен в синеватый цвет, в такой же цвет была выкрашена крыша, стены имели светло-серый оттенок.

По распределению внутри «Комиссии для строений в Москве» Рогожская часть, куда входил Малый Дровяной переулок, находилась в этот период в ведении «в должности архитектора» Василия Балашова (1782-1853), которого, возможно, следует считать автором проекта фасадов здания. 

Здание главного дома купеческой городской усадьбы представляло собой характерный образец послепожарной ампирной застройки Москвы 1810-20-х гг., и типологически соответствовало «образцовым проектам», опубликованным Комиссией для строений в 1810-х гг. 

В доме Ломова размещалась мастерская серебряных изделий. В 1830-е гг. при мастерской, располагавшейся на нижнем этаже главного дома, числилось до 11-ти работников. Однако построек для проживания рабочих на территории усадьбы не было. 

В 1828 г. во владении жильцами значились лишь семья Ломова и их прислуга. 

К 1834 г. к западу от главного дома, во дворе появился каменный одноэтажный жилой корпус, куда, возможно, была перенесена мастерская. Этот корпус примыкал к северной двухэтажной пристройке крыльца на дворовом фасаде главного дома. Конфигурация и местоположение остальных построек не изменились. Лишь вдоль южной и западной границ во дворе появились небольшие деревянные навесы. В северной части владения располагался усадебный сад.

В первой половине 1840-х гг. владение перешло к санкт-петербургскому купцу Ф. Калмыкову. При нем в 1852 г. были перестроены службы вдоль западной межи. Для этого стоявший здесь деревянный одноэтажный жилой дом был разобран. Кроме того, были выстроены новые деревянные службы вдоль южной межи. 

В 1853 г. Ф. Калмыков надстроил каменный флигель во дворе вторым деревянным этажом, а на месте северного дворового деревянного крыльца главного дома появилась двухэтажная пристройка, в результате чего образовался единый двухэтажный Г-образный объем. Мастерская к этому времени была ликвидирована, и все жилые постройки владения были заняты квартирами для более чем 20 жильцов. 

В начале 1860-х гг. здесь проживала семья вдовы Ф. Калмыкова. 

В 1862 г. городская усадьба перешла к московскому купцу А. Алпатову. Из сохранившегося описания владения А. Алпатова, сделанного около 1868 г., следует, что главный дом был занят двумя квартирами, квартира хозяев из семи комнат размещалась во втором этаже, в двух из них был паркетный пол. В первом этаже также насчитывалось семь комнат и кухня, в подвале – прачечная, людская и кладовая. К дому со стороны двора примыкала деревянная пристройка для парадного входа со световым фонарем. 

В пристроенном к главному дому, со двора, смешанном флигеле в первом этаже было устроено семь небольших комнат и кухня, во втором – три комнаты. 

Судя по описи 1868 г., в это время сохранялись зафиксированные еще на плане 1819 г. службы, на углу переулка и южной межи – это был деревянный тесовый сарай, рядом с ним стоял бревенчатый погреб с тремя каменными ямниками. Вдоль южной межи размещались – деревянный сарай для дров и коровник. 

По западной границе протянулись расширенные при Калмыкове деревянные бревенчатые службы, где помещались: каретный сарай, конюшня и кладовая для товара. К ним с севера, образуя единый объем, примыкала квадратная каменная кладовая. В тени усадебного сада стояла деревянная четырехскатная беседка, оклеенная внутри обоями.

В ноябре 1872 г. владение с публичного торга приобрел павлово-посадский купец Иван Брашнин (1826 г.-1898 г.), происходивший из крестьян Богородского уезда. Брашнин начинал в кустарной ткацкой мастерской своего отца, затем они завели фабрику, позднее стал торговать шелком в Теплых рядах в Москве. Дела пошли успешно, что позволило ему стать обладателем городской усадьбы в М. Дровяном переулке. 

19 апреля 1873 г. И. Брашнин обратился за разрешением на коренную перестройку приобретенного владения. Вся служебная застройка городской усадьбы, за исключением главного дома, подлежала сносу. Предполагалось значительно расширить и сам главный дом. 

После сноса дворовых деревянных пристроек, со стороны двора была сделана двухэтажная каменная пристройка с антресолями и подвалом во всю ширину дворового фасада здания. Проект переустройства главного дома был составлен известным московским архитектором М. Геппенером.

Максим Геппенер (1848—1924), один из ведущих представителей московской архитектурной школы кон. 19 - нач. 20 вв., с 1873 по 1914 г. – член Строительного совета Московской городской управы, в 1905—1906 гг. – Председатель Московского архитектурного общества, известен как автор значительного количества городских, больничных, учебных и промышленных зданий: Сокольническая полицейская часть с каланчей (1884), Четвёртая женская гимназия на Садовой-Кудринской ул. (1887 ) здания Мытищинского водопровода, Крестовские башни (1890 — 1893), Комиссаровское техническое училище (1892), Насосная станция за Новоспасским мостом (1898) и др. 

Свою архитектурную деятельность М. Геппенер начал в 1870 г., работая в мастерской у А. Каминского. Переустройство дома, возможно, одна из первых самостоятельных работ плодовитого мастера, в дальнейшем осуществившего реконструкцию и перестройку еще ряда жилых домов: Воротниковский пер., д. 12 (1875), Покровка ул., д. 34 (1875), Смоленский бул., 17, дворовый корпус (1887).

При переделке дома И. Брашнина в 1873 г. предполагалось незначительно увеличить высоту корпуса для того, чтобы комфортно разместить антресоли со стороны двора и придать более репрезентативный характер парадной части здания. Проектом предусматривалось существенное изменение архитектурного решения главного фасада в соответствии с эстетическими представлениями 19 в. Фасад обретал новую лепную отделку в эклектическом духе, сохраняя общую классическую композиционную структуру 1820-х гг. 

Основу нового убранства составляли арочные окна в богатом обрамлении, на уровне второго этажа. Сохранялся горизонтальный руст на первом этаже, который трактовался как своеобразный постамент для пилястр второго этажа. По краю кровли над карнизом, профилировка которого значительно усложнялась, предполагалось установить металлическое фигурное ограждение, угловые столбы которого завершались декоративными вазонами. Появлялись подоконные и надоконные филенки, угловые рустованные пилястры, дополнительные горизонтальные тяги. 

Предложенное М. Геппенером многообразие эклектических форм и декоративных элементов архитектурного решения главного фасада не было реализовано в натуре. В соответствии с проектом, окна второго этажа обрели полуциркульные формы и простые профилированные наличники с замковыми камнями, были расширены оконные проемы на первом этаже, изменена профилировка горизонтальных тяг и венчающего карниза, дополненного гладкой лентой фриза. В оконные проемы второго этажа были установлены столярные заполнения с фигурными горбыльками в арочной части. 

Основной объем старого здания был подвергнут незначительной перепланировке. В новой дворовой пристройке был устроен вход в здание, жилые комнаты, кладовая со сводом на первом этаже, лестницы на второй этаж и антресоли. 

В 1880-х гг. на северном боковом фасаде жилого дома был устроен металлический балкон, обращенный на сад, позднее в документах называемый террасой. 

Весь главный дом купеческой городской усадьбы И. Брашнина был занят большой семьей владельца.

На территории городской усадьбы проектом 1873 г. предусматривалось возведение каменных Г-образных служб вдоль западной границы владения, однако, они не были выстроены. Были сломаны служебные корпуса к югу от главного дома по переулку и во дворе, вдоль южной межи. На их месте в южной части владения был разбит второй сад, в котором была выстроена деревянная сторожка. Старые ампирные ворота с калитками, примыкавшие с юга к уличному фасаду главного дома, получили новое декоративное оформление.

В 1879 г. по проекту арх. Н. Розова на месте старых служб вдоль западной границы был выстроен новый каменный служебный корпус. 

Основу архитектурного решения фасада служебного здания, выдержанного в, так называемом, «кирпичном стиле», составляла выделенная раскреповкой центральная часть корпуса с четырьмя лопатками, акцентированная аттиком и щипцовым завершением с арочным чердачным оконным проемом над воротами, отмечавшим главную фасадную ось. 

Заведовавший обширной торговлей состоятельный купец И. Брашнин был неординарной личностью, в начале 1880-х гг. он увлекся учением Л. Толстого. Через своего знакомого купца А. Дунаева, убежденного толстовца, он познакомился с Львом. Известно, что он неоднократно посещал писателя в его доме в Хамовниках. 

Под влиянием Л. Толстого И. Брашнин изменил свои взгляды и образ 
жизни. Записи о встречах и беседах Л. Толстого и И. Брашнина во время их 15-ти летнего знакомства сохранились в дневниках и письмах писателя; сохранились свидетельства и о посещении им дома в Малом Дровяном переулке. Последний раз он побывал здесь в апреле 1898 г., навещая смертельно больного И. Брашнина. Об этой встрече Л. Толстой писал: «Мы пошли и застали его умирающим. Он в полной памяти и ясности ума поблагодарил меня, простился со мной, и я с ним, как прощаются с вперед уезжающим путешественником». Спокойствие и выдержка Ивана произвели на Л. Толстого сильное впечатление. И. Брашнин был похоронен на кладбище Покровского монастыря. 

В 1898-1908 гг. усадьбой владел его сын, купец Иван Брашнин, выпускник Московской Практической академии. В 1909-1917 гг. И. Брашнин избирался гласным Московской городской думы, был выборным Московского купеческого сословия. От отца он унаследовал увлечение лошадьми, имел собственную конюшню, состоял членом Общества поощрения рысистого коннозаводства в России.

Судя по оценочной ведомости 1900 г., в дворовом служебном корпусе-службах размещались: прачечная, погреба, кладовая, конюшня и сарай для дров. К зданию по южной границе владения была сделана небольшая деревянная пристройка для сарая. В саду сохранялась беседка. 

В 1905 г. во владении было проведено электричество и устроена канализация. Составленные в связи с этим поэтажные планы здания и оценочные ведомости дают возможность полнее представить облик дома. Вход был устроен со стороны южного торцевого фасада двора, рядом находился вход в подвал. На первом этаже размещались кухня, кладовая, парадные и черные сени и шесть жилых комнат, на втором этаже - передняя, кухня и семь жилых комнат, в том числе зал, гостиная и столовая, на антресолях – четыре комнаты. Часть комнат второго этажа имели «хорошую отделку», остальные – обычную.

В 1908 г. купец И. Брашнин продал городскую усадьбу своему родственнику, потомственному почетному гражданину Александру Брашнину, который владел ею до 1917 г. А. Брашнин занимал квартиру во 2-м этаже и в антресолях, первый жилой этаж сдавался в наем.

После революции владение было национализировано и занято под коммунальные квартиры. 

До 1940-х гг. во владении сохранялись оба сада, на участке значилось 24 дерева. Каменный дворовый служебный корпус был реконструирован, обезличен и надстроен вторым этажом, помещения южной части здания, в том числе прачечной, были перестроены под квартиры, в нежилой части разместились лаборатория и склад «Цнилживсоюза». В главном доме проживало 66 человек.

К 1960-м гг. фасады здания обветшали, штукатурка осыпалась, в начале 1970-х гг. были снесены ворота. 

В середине 1970-х гг. был проведен ремонт здания, при этом были сбиты замковые камни оконных наличников второго этажа. 

Во второй половине 1990-х гг. было разобрано реконструированное в 1930-х гг. каменное здание бывших служб в глубине двора (М.Дровяной пер., д. 5, стр. 2). 

В дальнейшем главный дом бывшей городской усадьбы, оставшийся единственной исторической постройкой на территории владения, был передан под учреждение. 

В 1990-х гг. здание подверглось капитальной реконструкции, которая осталась незаконченной. Были разобраны внутренние деревянные перегородки, старые деревянные перекрытия были заменены на железобетонные, разобраны исторические стропила и конструкции кровли, установлена временная крыша из подручных материалов.

В 1989 г. решением Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам УГК ОИП г. Москвы (17.01.1989 г.) здание главного дома было отнесено к выявленным объектам культурного наследия с наименованием «Жилой дом конца 19 в.», М. Дровяной пер., д. 5, стр. 1.).

• Бизнес-центр (№ 6).

Жилой дом:

2 этажа (№ 3, стр. 6; 1904 год постройки; бывший дом текстильщика Александренко). Кирпичный.

Достопримечательность:

Бывший главный дом купеческой городской усадьбы купца Алексея Ломова (№ 5, стр. 1).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Таганская» пешком через улицу Земляной Вал. Общественный транспорт по переулку не проезжает.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476057741/

Видео:



Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий