четверг, 6 октября 2016 г.

Глинищевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Тверской улицы до улицы Большая Дмитровка. 

Недалеко – метро «Тверская» и «Пушкинская».

Описание:

Одностороннее движение автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Большая Дмитровка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 250 метров.

История:

Переулок назван в 17 веке по местности Глинищи, известной с 14 века. Глинище — место, где добывали глину.

Назван по местности Глинищи, где с начала 17 в. известна церковь святого Алексия Митрополита (на месте д. 5—7, 1685—90, снесена в 1934). 

В 18 в. в переулке было владение князей Черкасских, перешедшее в 1778 г. к М. Дмитриеву-Мамонову (д. 6, 1780-е гг., перестройки начала 19 в.). 

В начале 19 в. в нём размещался известный «модный магазин» М. Обер-Шальме, в 1820-е гг. его сменила гостиница («Север» и «Англия»), где жил и встречался с А. Мицкевичем А. Пушкин (памятная доска, скульптор М. Мильбергер). 


В многоквартирном жилом доме МХАТа (д. 5/7, 1933—37, архитектор В. Владимиров, скульптор Г. Мотовилов) жили В. Немирович-Данченко (музей-квартира; на фасаде установлена мемориальная доска, скульптор Н. Гаврилов, архитектор И. Шервуд), О. Книппер-Чехова (мемориальная доска с эмблемой МХАТа, архитектор А. Котырев), В. Марецкая (мемориальная доска, скульптор А. Ненашева, архитектор С. Смирнов), И. Москвин (мемориальная доска, скульптор Н. Саркисов), А. Тарасова (мемориальная доска, скульптор А. Ненашева, архитектор Г. Миронов).


В 18 веке — Алексеевский переулок (по храму святителя Алексия, митрополита Московского, которая здесь находилась до 1934 года, когда была снесена).

В 1938-1994 годах — улица Немировича-Данченко (в честь одного из основателей МХАТа, режиссера, народного артиста СССР Владимира Немировича-Данченко (1858-1943), который жил в этом переулке (ныне здесь его музей-квартира)).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Общественная организация «Союз женщин России», книжный магазин «Русская деревня» (№ 6; конец 18 века; в доме Обера; здесь находилась гостиница «Север», позднее «Англия»; в 1828-32 годах здесь неоднократно останавливался и жил А. Пушкин, о чем свидетельствует мемориальная доска на доме). «В этом доме в 1829 г. встречались А.Пушкин и А.Мицкевич. «Он говорил о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся» А. Пушкин».
Посередине Глинищевского переулка вот уже более двухсот лет стоит дом эпохи зрелого классицизма - строгий, простой, со скромным и изящным декором. Еще недавно здание было несимметрично: левая его часть сгорела, и ее разобрали в начале 1920-х годов. Первоначальный облик ему вернули при реставрации.
Согласно документам, в XVIII веке это владение принадлежало князю Александру Черкасскому, в 1778-м продано президенту Вотчинной коллегии Матвею Васильевичу Дмитриеву-Мамонову, который, скорее всего, и строит дошедший до нашего времени дом. Далее дом переходит в другие руки, сначала к Д.А. Олсуфьевой, а затем к французу, приехавшему в Россию из Авиньона, полковнику графу Людовику де Жилли. Летом 1793 года в нескольких номерах газеты "Московские ведомости" печатались списки французов, которые согласно указу отрекались от событий Великой французской революции. В числе их был и граф Жилли, и некая Мари-Роз Шальме, жена Николая Обера, долгое время бывшего поверенным графа. Именно он выкупил дом у Жилли.
В 1803 году об Обере говорили много, он стал участником необыкновенного зрелища – вместе с Жаком Гарнеренем поднялся на воздушном шаре с поля у Крутицких казарм и опустился недалеко от подмосковной усадьбы Остафьево. Жена его, Мари Роз имела на первом этаже "громадный магазин художественных бронз и разных других ценных вещей". Магазин, по воспоминаниям мемуариста С.П. Жихарева, был весьма популярен: "у мадам Обер-Шальме такой приезд, что весь переулок заставлен каретами", "недаром старики эту Обер-Шальме переименовали в обершельму". В романе Л.Толстого "Война и мир" Наташа Ростова приезжала за нарядами в этот магазин. Мадам не гнушалась и контрабандой, в декабре 1804 года при осмотре нашли у нее на 200 тысяч запрещенных вещей, но знатные покупатели спасли Мари Роз.
Перед вступлением французских войск в Москву Николай Обер в числе некоторых других иностранцев был выслан из Москвы Ф.В. Ростопчиным. Мари Роз осталась в городе - известно, что Наполеон вызывал ее в Петровский дворец для беседы, о которой один из мемуаристов писал: "…не знаешь, что и подумать о великом человеке, который спрашивает и кого же, г-жу О., о предметах политики, администрации и ищет совета для своих действий у женщины! Не следует думать, что она одна удостоилась такой милости: к нему также приводили множество невежественных глупцов, и он у них искал истины…". Дом в Глинищевском переулке стал резиденцией интенданта города и московской провинции Лессепса и потому остался невредимым.
Обер-Шальме с двумя маленькими сыновьями ушла вместе с наполеоновской армией, но в дороге умерла от тифа. Сыновья ее добрались до Франции, выросли и получили образование. А дом заняла канцелярия московского обер-полицмейстера Ивашкина. Магазин мадам был закрыт, вещи распроданы или присвоены московскими чиновниками. В октябре 1816 года дом был возвращен сыновьям Николая Обера Федору и Лаврентию. Лаврентий сдал его внаем московскому купцу Ивану Коппу, который устроил здесь гостиницу "с ресторацией", называвшуюся сначала "Север", а потом "Англия". В гостинице несколько раз останавливался А. С. Пушкин. Здесь 29 марта 1829 г. он в последний раз встретился с Адамом Мицкевичем (в память об этом событии на доме укреплена мемориальная доска).
Во времена СССР здание было отдано Комитету Советских Женщин, сейчас здесь расположен «Союз Женщин России».

Дом конца 18 века, архитектор М. Казаков. 

В доме находилась гостиница «Север» (позднее «Англия»). 

В 1828–1832 гг. здесь неоднократно останавливался и жил А. Пушкин. В 1829 году он встречался здесь с польским поэтом А. Мицкевичем. В память об их встречах на здании в 1956 году был установлен горельеф польского скульптора Мильбергера. Под изображением двух великих поэтов - пушкинские строки, посвященные Мицкевичу: 

Он говорил о временах грядущих, 
Когда народы, распри позабыв, 
В великую семью соединятся.

Ниже – слова Мицкевича на польском языке: 

«Знали друг друга недолго, но много. Через несколько дней - они уже друзья.»

На памятной доске также называется домом Обера.

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

2015 год

• Бывший доходный дом купца В. Пегова (№ 8; конец 19 века; в основе главный дом и флигель усадьбы Н. Ширяевой, 1-й половина 19 века). «В этом доме жил и работал выдающийся художник, академик Михаил Михайлович Черемных». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_867.html.

• Подразделение Генеральной прокуратуры России (№ 10). Построен в 1859 году.

Бывший доходный дом А. В. Борисовского. 

Жилые дома:

4 этажа (№ 3, 1917 год постройки). На 1-м этаже – кафе Bookafe, бар «Цифры 9.1.1» и пр.

13 этажей (№ 5/7; 1938 год постройки; для актеров МХАТа; со смотровой площадкой на крыше; возведен на месте снесенной в 1934 году церкви святителя Алексия-митрополита; здесь жили многие театральные деятели – В. Немирович-Данченко, О. Книппер-Чехова, В. Марецкая, И. Москвин, О. Абдулов и др.). «На этом месте находилась церковь Алексия Митрополита Московского в Глинищах 1621-1934».

Строился в 1935-38 гг. архитектором В. Владимировым для жилищно-строительного кооперативного товарищества Московского Художественного академического театра и театра им. Станиславского.

Над основным восьмиэтажным корпусом дома возвышается тяжелая башня в тринадцать этажей, да еще четырнадцатый - технический. На первый взгляд дом кажется аскетически простым, даже мрачным, но при ближайшем рассмотрении открываются многочисленные декоративные детали. Цоколь дома эффектно отделан лабрадором, порталы выходящих на улицу подъездов выполнены в технике сграфитто. Этот эффектный прием довольно редок в Москве из-за своей трудоемкости. Несколько слоев разноцветной штукатурки накладываются друг на друга, а потом верхние слои сцарапывают по определенному рисунку. Так возникает устойчивое даже в нашем вредном климате цветное изображение.

В этом доме в различное время проживали многие театральные деятели (О. Книппер-Чехова, В. Марецкая, И. Москвин, О. Абдулов, А. Кайдановский и др.), 11 из которых отмечены мемориальными досками. «В этом доме с 1943 года по 1972 год жил Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор Михаил Николаевич Кедров». «В этом доме жила Народная артистка С.С.С.Р Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. 1938–1959». «В этом доме с 1968 года по 1978 год жила народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР Вера Петровна Марецкая». «В этом доме жил народный артист Советского Союза Иван Михайлович Москвин 1938-1946». «В этом доме с 1938 года по 1943 год жил и работал выдающийся деятель русского театрального искусства, Народный артист СССР Владимир Иванович Немирович-Данченко». «С 1937 г. по 1992 г. в этом доме жил Сергей Владимирович Образцов актер, режиссер, писатель, основатель театра кукол». «Народный артист СССР, актер Московского художественного театра Марк Прудкин жил в этом доме с 1975 по 1994 год». «В этом доме с 1967 года по 1982 год жил народный артист СССР лауреат Ленинской премии Борис Александрович Смирнов». «Алла Константиновна Тарасова, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР, актриса Московского художественного академического театра Союза ССР им. М. Горького жила в этом доме с 1938 года по 1973 год». «В этом доме с 1942 по 1970 год жил и работал народный артист СССР, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственных премий СССР Василий Осипович Топорков». Здесь с 1966 года по 1981 год жил народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Иосиф Михайлович Туманов (Туманишвили)». «В этом доме с 1943 года по 1985 год жил и работал Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР, кинорежиссер Сергей Иосифович Юткевич».

О Кедрове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_663.html. О Книппер-Чеховой: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_566.html. О Марецкой: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_217.html. О Москвине: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_133.html. О Немировиче-Данченко: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_502.html. Об Образцове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_277.html. О Прудкинеhttps://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_741.html. О Смирнове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_329.html. О Тарасовой: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_988.html. О Топоркове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_918.html. О Туманове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_816.html. О Юткевиче: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_313.html.

Кроме того, в квартире № 52 в 5-м подъезде дома расположен мемориальный музей-квартира В. Немировича-Данченко.

Дом актеров МХАТ был выстроен в Глинищевском переулке в 1935-38 годах. Здание строилось для жилищно-строительного кооперативного товарищества Московского Художественного академического театра и театра имени Станиславского, его заселили актеры знаменитых театров, в 1938-м в одну из квартир въехал режиссер театра В.Н. Немирович-Данченко. Еще при его жизни переулок был переименован в улицу Немировича-Данченко, и сохранял это название до 1992 года.
До грандиозного строительства по нечетной стороне Глинищевского переулка находился храм Алексия Митрополита Московского. Нарядная пятиглавая церковь с классической колокольней 1725 года обновлялась в 1899 году. В 1922-м она была разграблена, в 1931-м – закрыта, а в 1934-м разрушена.
Новый монументальный дом, растянувшийся почти по всему переулку, строился в 1935-1938 годах по проекту архитекторов В.Н. Владимирова и Г.И.Луцкого. Это был яркий представитель нового поколения зданий: дом как синтез искусств.
Здание сочетало в себе элементы конструктивизма, характерные для жилищного строительства 1920-х, и, входивший в силу, триумфальный стиль сталинского ампира.
Восьмиэтажный корпус построен с отступом от красной линии, на главный фасад выходят ряды удобных лоджий, а вдоль седьмого этажа тянется непрерывная лента балконов. Парадные подъезды оформлены черным мрамором. Порталы нарядно украшены цветочными гирляндами, выполненными в технике сграффито.
Над основным корпусом дома возвышается тяжелая четырнадцатиэтажная башня, ступенчато поднимающаяся вверх. В нижней части башни – дворовая проездная арка, создающая впечатление триумфальной. Так как дом сразу предназначался для артистов, скульптор Г. Мотовилов создал барельефы, посвященные культурному отдыху трудящихся – «Карнавалу искусств» (левый), и правый – «Параду физкультурников».

В этом доме в различное время проживали многие актеры, режиссеры и театральные деятели: О.Л. Книппер-Чехова, В.П. Марецкая, И.М. Москвин, О.Н. Абдулов, А.Л. Кайдановский и др., о них напоминают мемориальные доски. В 1970-е годы в доме бывал В.С. Высоцкий. В квартире № 52 разместился мемориальный музей-квартира В.И. Немировича-Данченко.
Дом этот украшают «Карнавал искусств» и «Парад физкультурников».

Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная.

Достопримечательности:

Мемориальный музей-квартира В. Немировича-Данченко (№ 5/7);

Застройка 18 – начала 20 веков.

Фото:

Вид в сторону улица Большая Дмитровка. 2015 год

Вид в сторону Тверской улицы. 2015 год

Проезд:

От метро «Чеховская» и «Пушкинская» пешком через арки домов по Тверской улице сразу рядом с метро (через Козицкий переулок), на автобусе № 12ц и троллейбусах №№ 1 и 12 до остановки «Тверская площадь» и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post479317542/

Видео:



Состояние на 9.5.2020


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий