среда, 25 марта 2020 г.

Москвин Иван (актер)

Иван Москвин (1874 – 1946) – актер, театральный режиссер, мастер художественного слова (чтец). Родился в Москве в семье часовщика; с детства был увлечен театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС), в драматический класс В. Немировича-Данченко. По окончании училища принимал участие в антрепризе Г. Н. Федотовой. В 1896–1898 годах работал в Ярославском театре и в театре Корша в Москве. В 1898 году Немирович-Данченко пригласил свего ученика в Художественный театр, по его же рекомендации Иван Москвин был назначен на главную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года открылся новый театр. После премьеры Иван Москвин «проснулся знаменитым» и на несколько десятилетий стал одним из ведущих актеров Художественного театра. Среди лучших его ролей, помимо царя Федора (которого Москвин играл на протяжении 40 лет), – Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишневом саде», Снегирев в «Братьях Карамазовых», Федор Протасов в «Живом трупе», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрев в «Мертвых душах». Выступал как чтец. 15 ноября 1934 года Москвина пригласили поучаствовать в первой в Советском Союзе передаче телевизионной программы. В сентябре 1936 года Иван Москвин стал одним из первых актеров, удостоенных звания «Народный артист СССР»; 12 декабря 1937 года он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. В 1943 году, после смерти Вл. И. Немировича-Данченко, Москвин стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни. Был женат с 1936 на актрисе Алле Тарасовой (1898–1973). Первая жена – актриса Любовь Гельцер, дочь В. Ф. Гельцера. В 1943 г. директором Художественного театра стал народный артист СССР И. М. Москвин (1874-1946). Как писал Немирович-Данченко, он всегда был «настоящий «мой» актер, чудесно схватывавший лучшее, что я давал ему от «моей» театральности». Кончив в 1896 г. Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества и проиграв сезон в провинции, Москвин осенью 1897 г. поступил в театр Корша (Богословский пер., 3).

В Москве артист поселился в доме № 23 (не сохранился) по Большой Бронной улице. Летом 1898 г. он вошел в труппу Художественного театра и начал напряженную работу над ролью царя Федора в одноименной трагедии А. К. Толстого. Постановкой этой пьесы открылся Художественный театр. «Москвин, которого еще вчера никто не знал, на другой день проснулся «известным»», - вспоминает Немирович-Данченко. 24-летний артист создал настолько глубокий, психологически верный и исторически правдивый образ царя Федора, что историк В. О. Ключевский, читая лекции об этой эпохе, посылал студентов смотреть Москвина. В 1936 г., в связи с шестисотым спектаклем «Царя Федора», К. С. Станиславский писал артисту: «...Играть такую роль, как Федора, в течение стольких же лет, с таким темпераментом и нутром, отдавая всего себя роли, - это есть потрясение. Шестьсот таких потрясений создают подвиг. Вы преодолели такой подвиг». В 1902 г. Москвин с большим успехом выступил в роли странника Луки в пьесе А. М. Горького «На дне», которую и в советские годы играл, по собственным словам, «с чувством огромной творческой радости». В 1936 г., в дни 35-летия спектакля, критики писали, что образ Луки в исполнении Москвина - это «великое создание подлинно народного художника, которому ведомы самые близкие и верные пути к постижению народной жизни во всех ее исторически сложившихся укладах и наслоениях». Москвин с исключительной глубиной и чуткостью вникал в творческий замысел автора. В 1904 г. в текст одной из своих лучших ролей - Епиходова в «Вишневом саде» А. П. Чехова - он внес несколько «отсебятин». «Мы думали, - рассказывает К. С. Станиславский, - что Антон Павлович рассердится за эту вольность, но он очень хохотал, а по окончании репетиции сказал Москвину: «Я же именно такого и хотел написать. Это чудесно, послушайте!» Чехов дописал роль в тех контурах, которые создались у Москвина». В последующие годы артист очень часто менял свои квартиры: в 1906-1908 гг. он жил в доме № 17 по Ваганьковскому (Староваганьковскому – прим. ред.) переулку, в 1908-1909 гг. - в доме № 4 на Большой Дмитровке, в 1909-1910 гг. в доме № 2 по Звонарскому переулку, затем поселился в доме № 9 по Савельевсквму (Пожарскому – прим. ред.) переулку, где прожил до 1928 г. В 1926 г. в пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце Москвин создал образ зловещего представителя «темно го царства» - купца-самодура Хлынова. «Образ Москвина - Хлынова воистину страшен и жесток», - писала советская пресса. «Он сумел дать такой образ, который не только смешил, но и потрясал... Как общая трактовка типа, та и отдельные счастливые детали поднимают исполнение Москвиным роли Хлынова на такую высоту, которая обеспечивает этому исполнению прочное место в истории нашего театра». Всемирный успех имели одни из первых советских кинокартин, в которых участвовал Москвин. В фильме «Поликушка» (1919 г.) по Л. Н. Толстому артист выступил в центральной роли Поликея, в «Коллежском регистраторе» (1925 г.) по пушкинской повести «Станционный смотритель» сыграл Симеона Вырина. В 1928-1936 гг. Москвин жил в доме № 17 по Брюсовскому переулку. В 1932 г. он работал здесь над ролью Ноздрева в пьесе «Мертвые души» по Н. В. Гоголю. Критика назвала его «едва ли не самым ярким образом в спектакле». Последние дни этого замечательного художника русской сцены прошли в доме № 5/7 по улице Немировича-Данченко (Глинищевский пер.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий