среда, 25 марта 2020 г.

Немирович-Данченко Владимир

Владимир Немирович-Данченко (1858–1943) – театральный режиссер, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Брат писателя Василия Немировича-Данченко. Родился в г. Озургети в Грузии в семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе. Мать – урожденная Ягубян Каспаровна, армянка. Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876–1879). В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был редактором газеты), «Новости дня» и др. под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции». В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах. В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А.Чехова более достойна этой премии. В 1891–1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра. В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий. После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля: вошел в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра». В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединенным Штатам. «Такой группы актеров, – писала одна из американских газет, – мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижер Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене». После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США – не вернулась на родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17). В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко. В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошел коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. После нач. Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединен с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С осени 1928 года из-за болезни сердца К. С. Станиславский прекратил актерские выступления и деятельность режиссера-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко. В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утвержден Владимир Иванович Немирович-Данченко. Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием. 25 апреля 1943 года Немирович-Данченко умер от сердечного приступа.  

26 апреля 1943 года было объявлено о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была переименована в честь В. Немировича-Данченко. Школа-студия была открыта 20 октября 1943 года. До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем. Велик вклад в сценическую культуру Немировича-Данченко. Вспоминая о встрече с ним, К. С. Станиславский пишет: «судьба снова помогла мне, столкнув меня с тем, кого я так давно искал... он был давно свой человек в театре: и драматург, и преподаватель драматического искусства, и режиссер, и критик, и знаток этого дела... Чтоб быть директором-руководителем такого учреждения, надо быть талантливым, знатоком своего дела, то есть понимать искусство... как актер, режиссер, учитель, постановщик, литератор, администратор... Редко все эти достоинства сочетаются в одном человеке. Это сочетание было налицо у Владимира Ивановича Немировича-Данченко». К моменту основания Художественного театра Немирович-Данченко занимал видное место в театральном мире. Он много писал по вопросам театра; с конца 1880-х годов его пьесы шли в Малом и Александринском театрах; к его голосу внимательно прислушивались такие актеры, как М. Н. Ермолова и М. Г. Савина, А. П. Ленский и В. Н. Давыдов. Со второй пол. 1880-х годов до весны 1895 г. Немирович-Данченко жил в доме № 5 (не сохранился) в Чудовском переулке (Огородной Слободы – прим. ред.). Здесь у него бывали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. П. Ленский и А. И. Южин. С 1891 г. Немирович-Данченко преподавал в Музыкально-драматическом филармоническом училище на Большой Никитской дом № 24, (перестроен). Его учениками были И. М. Москвин, О. Л. Книппер, М. Л. Роксанова, М. Г. Савицкая, вошедшие потом в труппу Художественного театра. Осенью 1895 г. Немирович-Данченко поселился в доме № 11 (не сохранился) по Гранатному переулку и жил здесь до 1900 г. Это были годы создания и становления Художественного театра, годы борьбы за актера новой формации, за театр нового типа. Для Немировича-Данченко лицо театра определяла тесная связь с общественной жизнью страны, репертуар был всегда в центре его внимания. По настоянию Немировича-Данченко была поставлена «Чайка» А. П. Чехова, потерпевшая провал на императорской петербургской сцене в 1896 г. «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» - та­кую надпись сделал Чехов на медальоне, который он пода­рил Немировичу-Данченко. В 1899 г. он же писал: «Художе­ственный театр - это лучшие страницы той книги, какая бу­дет когда-либо написана о современном русском театре. Этот театр - твоя гордость, и это единственный театр, который я люблю». Вместе со Станиславским Немирович-Данченко был постановщиком чеховских пьес - «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), «Три сестры» (1901 г.), «Вишневым сад» (1904 г.). В 1904 г. он поставил «Иванова». В 1900-1902 гг. Немирович-Данченко жил в доме № 9 по Георгиевскому (Вспольному) переулку. В эти годы он встретился с А. М. Горьким, которого определил как «новый, большой талант, какой появляется в ряд десятилетий. Фейерверочно яркий. Из самых недр народа. С судьбой, окутанной легендарными рассказами». Когда Алексей Максимович работал над пьесой «На дне», Немирович-Данченко поддерживал с ним творческий контакт, выезжал к нему в Арзамас, где писатель жил под надзором полиции. После снятия надзора Горький приехал в Москву, и Немирович-Данченко бывал у него (Гранатный пер., 20). Нач.сь напряженная творческая работа над постановкой пьесы. Даря Немировичу-Данченко экземпляр «На дне», Горький писал: «Половиною успеха этой пьесы я обязан вашему уму и сердцу товарищей». Из числа памятных мест, связанных с Немировичем-Данченко, следует особо отметить дом № 50 по Большой Никитской, где он прожил 35 лет (1903-1938 гг.) и встретил Октябрьскую революцию. С юношеским энтузиазмом отдает художник все свои силы строительству молодой советской театральной культуры. «За эти годы, - говорил Немирович-Данченко, - я пережил огромный сдвиг... Революция освобо­дила творчество, она расширила его идейное содержание, она глубоко политически осмыслила дело театра, она поставила смелые, огромные общественные и тесно с ними связанные художественные задачи, она связала художников со всей жизнью социалистической страны, и это для нас, работников искусства, - самое большое, значительное и решающее событие в нашей жизни». В советские годы Немирович-Данченко ставит такие замечательные спектакли, как «Воскресение» (1930 г.) и «Анна Каренина» (1937 г.) по Л. Н. Толстому, «Враги» (1935 г.) А. М. Горького, «Три сестры» (1940 г.) А. П. Чехова. В. И. Качалов вспоминает, что Горький, побывав на спектаклях «Бронепоезд 14-69» и «Воскресение», сказал: «Вы положительно овладели секретом вечной молодости... ваше искусство такое живое и молодое... Могущественный театр. Да, да, вы все можете, всемогущий театр». С 1938 г. до конца жизни Немирович-Данченко жил в доме № 5/7 по Глинищевскому переулку. Ныне здесь открыт Музей-квартира народного артиста СССР В. И. Немировича-Данченко, а Глинищевский пер. был переименован в улицу Немировича-Данченко. Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий