вторник, 11 октября 2016 г.

улица Ильинка

Расположение:

Улица проходит по Тверскому району (ЦАО) от Красной площади до площади Ильинских Ворот, Лубянского проезда и улицы Маросейка. 

Недалеко – Москва-река. 

Рядом – метро «Китай Город» (у конца улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение практически отсутствует. Длина – около 550 метров.

История:

Одна из трех основных улиц Китай-города, связывающая Красную площадь со Старой и Новой площадями. 

Возникла, вероятно, во второй половине 14 в., когда в этом районе поселились купцы-сурожане (выходцы из генуэзской колонии Сурож в Крыму). 

Некоторое время улица называлась Дмитриевской по церкви Димитрия Солунского, стоявшей на углу улицы и Рыбного переулка. 

Современное название получила после основания в 1518 г. Ильинского монастыря. 

Ильинка шла от Спасских ворот Кремля через Красную площадь к Ильинским воротам китайгородских укреплений (перспектива улицы была замкнута с обеих сторон). Соседство с главным городским торгом под стенами Кремля обусловило торговый характер Ильинки. 

Во второй половине 15 в. указом великого князя Ивана III предписывалось ставить гостиные дворы и оглашать великокняжеские указы на Ильинском крестце (в районе современной Биржевой площади и Рыбного переулка). 

В 1574 г. после пожара по указу царя Ивана IV Грозного на Ильинке поставили Гостиный двор; в 1595 г. деревянные лавки заменены каменными (в 1641 и 1664 двор достраивался и перестраивался). 

Ильинка — одна из первых московских улиц, получивших бревенчатое замощение; во второй половине 17 в. вымощена брусьями. 

На Красную площадь выходили стоявшие в начале Ильинки Верхние и Средние торговые ряды, насчитывавшие в 17 в. около 4 тыс. лавок. 

Архангелогородские купцы Филатьевы поставили близ своего двора церковь Николы Большой Крест (1680—88, до сноса в 1933 г. — д. 19). 

Земельными участками по Ильинке владели монастыри, устраивавшие здесь свои подворья. 

Большая часть строений и подворий сдавалась в аренду торговцам. 

У Ильинского монастыря (после пожара 1626 превращён в приходскую церковь) находилась слободка патриарших (позднее синодальных) певчих. За Гостиным двором, ближе к Китайгородской стене, с XVI в. находился Посольский двор. 

В связи с удалением с Красной площади «неорганизованных торговцев» (указ 1698) многие из них переместились на Ильинке. 

В начале 18 в. посольства и часть подворий переехали в Петербург, а их места заняли лавки и шёлковая мануфактура. 

В конце 18 в. при реконструкции торговых рядов снесены строения в начале улицы, освободившаяся территория вошла в Красную площадь. Близ Ильинского крестца были снесены церковь Димитрия Солунского и часть строений на монастырских подворьях, образована Карунинская (ныне Биржевая) площадь. В 1836—39 гг. на месте церкви Димитрия Солунского построено здание Биржи (д. 6, архитектор М. Быковский; перестроено в 1873—75, архитектор А. Каминский). В 1865 г. на месте Новгородского подворья (принадлежало новгородскому архиепископу) поставлены Тёплые торговые ряды (д. 3, архитектор А. Никитин), включившие в свой объём церковь Илии Пророка (16—19 вв.). 

Со второй половины 19 в. улица застраивалась зданиями банков и коммерческих фирм; здесь находились Волжско-Камский коммерческий банк, Русско-Азиатский и Московский купеческий банки (д. 8, 1889 — 1890, д. 14, 1894, оба — архитектор Б. Фрейденберг), Петербургский международный коммерческий банк (д. 9, 1910, архитектор А. Эрихсон), Московский торговый банк (д. 10, 1882, архитектор Б. Фрейденберг), Русский внешнеторговый и Сибирский банки (д. 12, архитектор Р. Клейн), Азовско-Донской банк (д. 9, строение 2, 1911—12, архитектор А. Зелигсон). 

В конце Ильинки построен комплекс домов Северного страхового общества (д. 21—23, 1910—11, архитектор И. Рерберг, М. Перетяткович, В. Олтаржевский). 

Из монастырских владений на Ильинке сохранились и отстроены вновь Троицкое подворье (д. 5, 1874—76, архитектор П. Скоморошенко) и подворье Иосифо-Волоколамского монастыря (д. 7, 1882, архитектор А. Каминский).

В 1889—93 гг. Верхние и Средние торговые ряды в начале Ильинки, фасады которых обращены к Красной площади, отстроены заново. 

В 1920—30-х гг. на месте подворья Новоиерусалимского Воскресенского монастыря построено административное здание (д. 11, архитектор В. Маят), церковь Николы Большой Крест снесена.

В 14-15 веках – улица Дмитровка (по стоявшей на этой улице церкви великомученика Димитрия Солунского (на месте Биржи; впервые упомянута в 1472 году, снесена в 1790 году).

Улица названа в 16 веке по находившемуся здесь Ильинскому монастырю (известен с 14 века), с каменной церковью Ильи пророка (и ныне существует).

Иван Грозный в середине 16 века возвел на месте торга на Красной площади гостиный двор с деревянными лавками и переселил в Китай-город купцов со всей Москвы. Затем были построены новые гостиные дворы с торговыми рядами, а в конце 18 века – большой Гостиный двор. 

Значительные площади на Ильинке были розданы монастырям под подворья. Между церковью великомученика Димитрия Солунского и современным Никольским переулком был Посольский двор, где останавливались приезжавшие в Москву послы, в связи с чем переулок тогда носил имя Посольской улицы. Улица выгорела в 1812 году – на месте старых торговых рядов были выстроены новые.

В 19 веке Ильинка превратилась в главную деловую улицу Москвы — центр финансовой жизни и оптовой торговли – здесь находилась и Биржа, и крупнейшие банки России. Монастырские подворья построили здесь свои доходные дома.

В 1935–1990-х годах — улица Куйбышева (в честь революционера, советского партийного деятеля Валериана Куйбышева – 1888–1935).

В годы советской власти многие здания Ильинки были заняты под государственно-партийные учреждения.


Ильинка – одна из трех главных улиц Китай-города, центральная улица Большого посада. Ильинка известна с XVI века, когда на ней стоял Ильинский монастырь, давший ей название. Тогда улица начиналась от Спасских ворот Кремля и оканчивалась у современного Большого Черкасского переулка. 
В 1626 году монастырь был упразднен, и улица переименовала в Дмитровку, по стоящей в Рыбном переулке церкви Дмитрия Солунского. Это название просуществовало до XIX века, потом улица вновь стала Ильинкой. Церковь Ильи Пророка стояла на месте дома № 3 у Ильинских ворот Китай-города.

Улица никогда не была жилой. Здесь располагались торговые дворы, подворья монастырей. До 1737 года самым грандиозным строением Ильинки был комплекс зданий Посольского двора. Район Ильинки полностью выгорел в пожар 1812 года. В XIX веке подворья и обывательские дома с лавками и трактирами сменили крупные банки.

После революции улицу заняли государственные учреждения. 
В 1935 году Ильинка была переименована в улицу Куйбышева, председателя Госплана с 1930 по 1934 годы, располагавшегося на Биржевой площади. Прежнее название возвращено улице в 1990 году.

Ильинка начинается зданиям торговых рядов, спроектированными архитектором А.Померанцевым в псевдорусском стиле.

По правой стороне сохранилось здание Старого гостиного двора, построенного еще в 1830 году по проекту архитектора О.Бове.

Сегодня на Ильинке можно увидеть здания, построенные в конце XIX, начале XX веков в стиле модерн. Это бывшие банки, ставшие в советское время правительственными учреждениями. Среди них достойное место занимает здание Б
Биржи, построенное по проекту архитектора А.Каминского в неоклассическом стиле. 

Вдоль улицы тянется ряд зданий и комплексов, построенных в начале ХХ века: Северное Страховое общество, архитектор И.Рерберг.

Дом Московского купеческого общества «Посольский двор», напоминающий названием о существовавшем здесь в XVII веке Посольском дворе. 


Ильинка может стать прекрасным музеем московской архитектуры под открытым небом.

В начале 21 века был фактически снесен комплекс Теплых рядов (владение № 3).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Православный храм Илии пророка в Теплых рядах (№ 3/8, стр. 2; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Престол верхнего храма (главный) – пророка Илии, престол нижнего храма – апостола Тимофея. История: построен в 1520 г. Климом Мужилой как главный храм бывшего Ильинского монастыря у Торга; много раз с тех пор обновлялся и перестраивался (в том числе, после пожаров и разорений). После упразднения Ильинского мон-ря в 17 в. стал приходским. В этом же веке передан архиерейскому дому Новгородского митрополита, которые создал здесь свое подворье (Новгородское). Верхний храм и колокольня – 18 в. В 19 в. обстроен корпусами теплых торговых рядов. Древнейший из сохранившихся в Китай-городе храмов. В 1923 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были учреждения Метростроя и фабрика). Снова открыт в 1995 г. Арх-ра: стиль – классицизм и барокко (верхний ярус); состоит из основного двухэтажного объема на подклете с одной главой и 3 апсидами и трехъярусной колокольни (трапезной нет). Декор: пилястры и карниз на барабане. Святыни: чтимые иконы благоверного князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца с частицами их мощей, а также пророка Илии. Духовенство: настоятель – священник Андрей Речицкий (род. в 1955 г.); другие клирики: священники Игорь Осипенко и Александр Курнасов. Богослужение: по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям и большим праздникам утром в 8.30, вечером – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; киноклуб; паломнические поездки; благотворительный фонд «Пророка Божия Илии» в поддержку военнослужащих и ветеранов Воздушно-десантных войск, а также духовенства РПЦ. Сайт есть, но находится о многом в разработке, так что информации на нем мало. В нижнем храме работает выставка (по большим праздникам). Проводятся экскурсии по храму).

Построена в 1518—20 гг. в одноименном монастыре (основан в XV в.) вблизи центра московского торга — Ильинского крестца. 

Заказчиком строительства был «из простых людей Клим по прозвищу Мужило». 

В конце 16 в., после упразднения монастыря, церковь перешла во владение подворья новгородского архиепископа. Небольшой, поднятый на высокий подклет с подвалом храм первоначально, по-видимому, окружала галерея. 

В 16—17 вв. здание неоднократно горело и вновь восстанавливалось, в 1676 было перестроено: четверик верхней церкви расширили за счёт южной части галереи, перекрыв образовавшееся пространство единым сводом и, возможно, переложили апсиды. 

В первой трети 18 в. здание приобрело черты барокко. В это время храм получил новое завершение, к его северо-западному углу была пристроена колокольня. 

В 1864—65 гг. церковь была включена в объём корпуса Тёплых торговых рядов, закрывшего своими стенами её боковые фасады и нижние ярусы колокольни, но глава храма и верхний ярус колокольни, возвышаясь над окружающей застройкой, продолжали играть значительную роль в облике улицы. 

В настоящее время сильно обезличенное здание воспринимается лишь при движении по южной стороне Ильинки и при выходе на неё из Хрустального переулка, а восточный и западный фасады хорошо видны только из дворов Торговых рядов; верхний ярус колокольни разобран в 1920-х гг. 

В подклете некоторое время размещался придел апостола Тимофея. 

В 1923—95 гг. церковь была закрыта.

Впервые Ильинский монастырь, находившийся на этом месте и давший впоследствии название всей улице, упоминается в конце 15 века. Первым каменным зданием монастыря стала церковь во имя Ильи Пророка, построенная на месте более древнего деревянного храма и сохранившаяся, хоть и в перестроенном виде, до наших дней. Церковь строилась в течение двух строительных сезонов и была освящена 2 сентября 1520 г.

Первым историческим документом, запечатлевшим, хотя и условно, облик церкви Илии на Новгородском подворье, стал план города Москвы Гесселя Герритса (так нназываемый «Петров чертёж») 1597–1603 гг.

В 1570–1580 гг. строится Новгородское подворье, на территории подворья возводятся каменный храм св. Никиты Новгородского, архиерейские палаты и погреба. В 1676 году церковь св. Илии была передана на содержание Новгородского архиерейского дома, который держал в Москве на Ильинке своё подворье.

Церковь святого Илии горела в 1547 г., пострадала при пожаре 1626 г. Восстание горожан 17 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии Пророка.

В начале 17 в. в Смутное время Ильинский монастырь был упразднён. В 1625 г. храм Илии Пророка становится приходским.

Со времён правления Ивана Грозного к востоку от церкви Ильи Пророка находилось подворье Новгородских митрополитов. В 1676 г. на нём произошёл пожар, который повредил и Ильинский храм. Митрополит Новгородский и Великолуцкий Корнилий в виду такого обстоятельства «бил челом» государю Фёдору Алексеевичу. «В нынешнем де в 184 году дому Премудрости Божьей на его Московском дворе хоромы все погорели без остатку, и каменного строения за утеснением построить негде, а подле того двора смежно церковь пророка Илии, и от нынешнего пожару обгорело, и многие стены обвалились, а построить той церкви некому и службы бывает в ней мало, и великий государь пожаловал бы его, велел ту церковь со всею церковной утварью, описав, отвести ему митрополиту, и той церкви церковные, поповские с причетники, дворовые места отдать в дом Премудрости Божьей под строение, у него же, преосвященного Корнилия митрополита церковь построена и служба в ней почасту будет». 29 мая 1676 г. царь удовлетворил его просьбу, и отвёл её к домовому двору новгородского митрополита. В том же году было выдано «на достройку каменнаго церковнаго строения, что на Новгородском подворье, взаймы до сроку до Николаева дни осеннего нынешняго 185 году двести рублев».

Вскоре после этого церковь Илии Пророка надстраивается с устройством верхнего храма, превосходящего по размерам сохранённый нижний. Верхний храм стал именоваться Ильинским, а нижний алтарь был освящён как придел апостола Тимофея. Четверик обстраивается двухярусными галереями с юга, запада и частично с севера. Новый храм перекрывается сомкнутым сводом со световым барабаном.

В середине 17 в. Новгородское архиерейское подворье представляло комплекс каменных и деревянных построек, группировавшихся вокруг церкви Илии пророка.

После большого и разрушительного пожара Москвы 1737 года, когда застройка Китай-города и Зарядья пострадала особенно сильно, церковь восстанавливается. В её облик привнесены элементы архитектуры барокко. Некоторые из них дошли до наших дней – это барабан и завершение западного фасада.

В течение 18 века строения Новгородского подворья всё чаще сдаются для торговых надобностей различным арендаторам. Здесь располагаются лавки, трактиры, конторы торговых фирм. Владение подворья вначале обносится оградой, а затем застраивается по периметру границ участка.

К концу 18 в. южный фасад Ильинского храма уже полностью застроен торговыми лавками, принадлежащими Новгородскому подворью. Над проездной аркой во двор подворья со стороны Ильинской улицы установлена одноярусная колокольня с главкой. К этому времени первоначальный объем храма, относящийся к началу 16 в., был погружен в культурный слой прилегающей местности на глубину около двух метров.

Постепенно постройки Новгородского подворья начинают приобретать черты классицизма. Особенно активно этот процесс протекал после пожара 1812 г., когда к восстановительным работам был привлечён Осип Бове.

В 1820-е гг. у северо-западного угла Ильинской церкви сооружается небольшая колокольня в стиле ампир, вскоре надстроенная ещё одним ярусом. Её завершение было трактовано в виде ротонды, увенчанной куполом.

Позже, в первой половине 19 в., подворье продолжает активно отстраиваться. В частности, в поздней обстройке от этого времени сохранились нижние ярусы колокольни, примыкающей с севера к храму, и фрагменты стен с лестницей, ведущей в храм с юга, со стороны Ильинки.

Итогом, подводящим черту под всеми этими перестройками, явилось возведение комплекса «Тёплых торговых рядов» в 1864–1868 гг., в архитектурном решении которого интерпретируется мотив арок Торговых рядов на Красной площади (в редакции 18 в.). Проект был разработан академиком архитектуры, профессором А. Никитиным. Почти все каменные строения на территории подворья при этом были снесены. Храм оказался заключённым с севера и юга в объём одного из этих корпусов, подвергаясь при этом серьёзной реконструкции: была снесена окружавшая храм историческая торговая галерея, в верхнем храме южная апсида занята под лестничный пролет, упразднён нижний храм, устроено калориферное отопление здания, калориферы размещены в нижнем храме, стены растёсаны под калориферные каналы. Северный и южный фасады церкви оказались встроенными в протяжённый трёхэтажный корпус Тёплых рядов.

После Октябрьской революции, 24 мая 1923 г. Ильинский храм был закрыт. Богослужения прекратились.

Во второй половине 1920-х гг. в связи с аварийным состоянием конструкций были разобраны главки церкви и верхний ярус колокольни.

В 1930-е гг. при приспособлении помещений храма под хозяйственную деятельность четверик основного объёма был разделён перекрытием на два этажа. Неоднократно проводилась перепланировка помещений.
В 1950-е гг. проводилась частичная реставрация, была отреставрирована главка храма. В 1960-е гг. произошёл пожар на чердаке северной пристройки.

В 1994 г. здание храма было возвращено Русской православной церкви и освящён в том же году. Возобновились богослужения.

В 1998 году началось восстановление храма, его исторического архитектурного облика. В период с 1999 по 2002 г. силами ЗАО «Ильинка» под руководством инженера-реставратора Г. Бессонова были проведены масштабные работы по системному укреплению конструкций здания и продолжены в 2009–10 гг.


Новгородское подворье стояло на этой улице еще в далеком XVI веке. В 1519 году рядом с подворьем заложили «церковь камену» Ильи Пророка, по которой и улица была названа Ильинка. На Ильин день русские государи и патриархи шли в этот храм на богомолье. В 1676 г. церковь перешла Новгородскому подворью.
В те времена местность между Богоявленским монастырем и Новгородским подворьем занимали митрополичьи огороды, патриарх Иоаким отдал их в конце XVII в. певчим. Патриаршие певчие отстроили себе два переулка Большой и Малый Певческие, соединившие Богоявленский и Ветошный переулки, но близость торга и сама атмосфера Китай-города делали из слободы подобие маленького торжка. Здесь, так же как и по всей Ильинке «бреют, стригут, шьют, кроят, стучат молотом, варят, пекут, красят, торгуют вином и квасом». Даже в 1832 г. журнал «Телеграф» в ужасе писал «где могут улечься на ночь все жители этого грязного закоулка?» и добавлял: «Тут целый мир страстей, отношений, занятий».
Певческая слобода и Новгородское подворье пробыли на своих местах до 1865 г., пережив пожары, реконструкции и переустройства Китай-города разными архитекторами.
В 1865 г. участки покупает Товарищество «А.А.Пороховщиков и Н.П. Азанчевский» для постройки здесь торговых рядов. Проект был поручен архитектору А. С. Никитину, который возвел здесь самый настоящий город с узкими переулками и кварталами, которые оплели церковь Ильи Пророка, перестроив и включив ее в свой лабиринт.
Несколько трехэтажных корпусов имели разную форму и протяженность, однако один и тот же фасад из трех этажей арочных окон разной высоты. Посетители новых торговых рядов были приятно удивлены теплом внутренних помещений, которое сохранялось здесь благодаря паровому отоплению. Ряды так и окрестили Теплыми. Помимо этого ряды были еще и светлыми, то есть освещались, что тоже было новинкой. Аренда была выше, чем в холодном Гостином дворе, но за тепло и свет купцы были готовы платить.
К лабиринту корпусов добавлялся лабиринт чугунных галерей и переходов, которые опутывали здания почти на всем протяжении.
После революции 1917 г., когда торговать стало нечем, а жить негде, ряды превратились в лабиринт коммунального жилья и контор. В 1920 г. Ильинскую церковь закрыли, здание ее стало конторой. В 1930–х в один из корпусов, выходящих на Ильинку, вселилась контора «Метростроя». Так ряды достояли до 1996 г., когда появились планы по устройству элитного гаража. Первыми были разрушены Теплые ряды, выходящие на Ильинку (дом 3 строение 2). К 2008 г. были разрушены все строения Теплых рядов, кроме крошечных корпусов, выходящих фасадами в Богоявленский переулок, и церкви Ильи Пророка. Под обломками Теплых рядов погибла также идея создания на их месте археологического музея, в котором можно было бы увидеть мостовые Певчей слободы и части палат Новгородского подворья.
Здания новых Теплых Торговых рядов воссоздали заново, их стены не хранят остатков былых времен, они новы и чисты от истории. Под ними не сохранились мостовые слобод и подворий, ну а подземный гараж «ГУМ-парковка» вмещает на своих двух этажах несколько десятков машин.

• Бизнес-центр «Ильинка» с галереей «Триумф» (№ 3/8, стр. 5). Трёхэтажное офисное здание. 

Реконструированный (фактически отстроенный заново) корпус бывших Тёплых торговых рядов.

• Выставочный центр «Гостиный двор» (№ 4). Занимает квартал между Хрустальным переулком и Рыбным переулком. 
Гостиный двор – самое большое торговое здание Москвы конца XVIII – начала XIX века. Его аркады, украшенные полуколоннами ионического ордера, кажутся бесконечными. Здание произвело на современников сильное впечатление и вызвало подражания в других городах России.
В 1789 году проект Гостиного двора, выполненный архитектором из Петербурга Джакомо Кваренги, был прислан в Москву. Автор работал над зданием по плану местности, которая представлялась ему горизонтальной. На самом деле квартал между Ильинкой и Варваркой находится на склоне береговой террасы с сильным уклоном, поставить здесь здание Кваренги невозможно. Проект был переработан архитекторами С. А. Кариным и И. А. Селеховым, руководившими в 1791 – 1805 годах строительством первой очереди здания. Гостиный двор был разделён на две части: верхнюю, выходившую на Ильинку, и нижнюю, фасадом на Варварку. Между двумя частями образовалась ступенька. Фрагменты аркады пришлось поставить на высокий цоколь, а в других местах пойти на уменьшение высоты колонн. Тем не менее, общий характер архитектуры Д. Кваренги был сохранён.
В 1812 году здание сильно горело, именно здесь начался московский пожар. Вторая очередь Гостиного двора, при участии О. И. Бове, была закончена до 1830 года. Ризалиты в переулках соединили воедино две части здания. Увы, вскоре владельцы лавок изменили в первоначальный облик здания: по своему усмотрению они закладывали арки, увеличивая площадь внутренних помещений. А в 1840 году Гостиный двор стал «Старым», когда рядом, в Рыбном переулке был построен еще один – новый. В 1903 году ризалит в Хрустальном переулке был перестроен архитектором К. К. Гиппиусомдля Московского Учётного банка. Приглашение К. К. Гиппиуса, близкого к семье Бахрушиных, могло быть связано с участием представителей семьи в руководстве банка. Новый фасад ризалита был выполнен в неоклассическом стиле, с применением ярких цветных мозаичных вставок. Сильное впечатление в интерьерах здания оставляет выходящая во двор галерея второго этажа корпуса вдоль Рыбного переулка, напоминающая архитектуру древнего Рима. 
В 2000-х годах, несмотря на статус объекта культурного наследия, здание Гостиного двора пережило реконструкцию. Выходящую на Варварку, часть здания надстроили на несколько этажей, а внутренний двор перекрыли прозрачной крышей. Силуэт старого Гостиного двора приобрёл черты современной архитектуры и стал неоправданно высоким и громоздким для лежащего рядом с Кремлём района Китай-города.

Гостиный двор — старейший в Москве торговый комплекс. Уже в начале XVI века неподалеку от Кремля появился деревянный дом, где купцы вели торговлю, хранили товары, а иногда и жили. При Иване Грозном деревянный гостиный двор заменили каменным.
В 1786 году с одобрения Екатерины II архитектор Джакомо Кварнеги подготовил проект нового здания. Однако строительство его шло стихийно, с разных концов, с большими трудностями из-за перепада высот местности. В итоге первоначальный проект сильно видоизменился. Окончилось же строительство только в 1830 году: после пожара 1812 года Гостиный двор был восстановлен по исходным чертежам Кваренги архитектором Осипом Бове. Здание Московского Гостиного Двора стало образцом для проектов гостиных дворов в других городах России.
В 1995 году была проведена реконструкция Гостиного двора: здание отреставрировано снаружи, внутренние помещения переоборудованы. Внутренний двор был перекрыт самым крупным в Европе безопорным светопрозрачным покрытием. Оно оборудовано системами снеготаяния, климатологии, сбора и отвода конденсата. В правом крыле здания пристроены два этажа.
Сегодня Гостиный двор — это крупный современный бизнес-центр площадью около 82 тысяч квадратных метров, где проходят мероприятия самых разных форматов: детские, городские и общегосударственные праздники, международные выставки и салоны, концерты, шоу, показы мод и другие. На территории комплекса размещаются магазины, рестораны, банки, кафе, бары, офисы, косметические салоны и так далее.

Центр оптовой торговли с 16 в. 

Каменные корпуса 1590-х гг. перестраивались в 1638—41 гг; в 1661—65 гг. рядом был возведён ещё один Гостиный двор. Оба сооружения заменило новое масштабное здание (с внутренним двором), протяжённые фасады которого объединены единым ритмом арочных проёмов и монументальных коринфских полуколонн. Проект Дж. Кваренги, присланный из Петербурга в 1789, подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности. Строительство, законченное в 1825 — 1830, осуществляли московские архитекторы С. Карин и И. Селехов под руководством М. Казакова (1791—1805); достройка корпусов по переулкам велась в 1825—30 гг. при участии О. Бове. 

В 1903 г. центральный ризалит по Хрустальному переулку получил новую архитектурную обработку в псевдоклассических формах (архитектор С. Барков). 

Московский Гостиный двор стал прототипом аналогичных зданий в других городах, но его первоначальный облик нарушился из-за закладки наружных и большинства внутренних аркад владельцами лавок; при этом единая галерея второго этажа оказалась разбитой на отдельные помещения. 

С 1995 г. велись работы по реконструкции здания.

Гостиный двор — комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов).

В Москве каждый народ — англичане, греки и др. — имели свои Гостиные дворы. Герберштейн, описывая город, упоминает об огромном каменном Гостином дворе, в котором купцы и жили, и товары свои на продажу выставляли; перец, шафран, шёлковые платки и прочие продавались здесь дешевле, чем в Германии. Этот Гостиный двор находился на площади Китай-города и при царе Фёдоре Иоанновиче разделялся на 20 особенных рядов. В 1791-1805 гг. старый Гостиный двор, выходивший одной стороной на Ильинку, другой на Варварку, был перестроен по проекту архитектора Кваренги.

В 1903–1905 гг. Гостиный двор перестроен при участии архитектора К. Гиппиуса, после чего в здании открылся Московский Учётный банк.

В советские годы здание Гостиного двора стало административным и, в отличии от соседнего ГУМа, в этом качестве он эксплуатировался до середины 1990-х гг. В 1995—2000 годах были выполнены работы по реконструкции и реставрации здания, в результате чего был серьёзно изменён облик здания. По проекту архитекторов А. Кузьмина, М. Посохина и С. Ткаченко над зданием соорудили массивную мансарду, внутренний двор перекрыли стеклянным куполом, южное крыло надстроили двумя этажами. Галерея утратила вид на собор Василия Блаженного. Купол изменил панораму Китай-города, открывающуюся с Большого Москворецкого моста.

Во время реконструкции имелись планы превращения здания Гостиного двора в гостиницу, но они так и не были осуществлены. 

В настоящее время здание эксплуатируется в качестве торгово-выставочного центра.

• Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (№ 5; бывшее подворье Троице-Сергиевой Лавры – Троицкое, 16–19 века). 

Построен в 1874 по проекту архитектора П. Скоморошенко на территории бывших монастырских подворий в Китай-городе. 

Первый пятиэтажный дом в Москве, сыгравший значительную роль в формировании укрупнённого масштаба застройки Ильинки, оформлен монументальной угловой ротондой в классицистическом духе. Декор фасадов выполнен в «русском стиле». Один из ранних образцов получившего впоследствии в Москве большое распространение многоэтажного дома с нижними этажами, предназначенными для конторских помещений и магазинов; в верхних этажах размещалась гостиница.

Ведущий в России и странах Восточной Европы третейский суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 г.

МКАС входит в число наиболее крупных и авторитетных арбитражных центров мира, признанных как отечественными, так и зарубежными предпринимателями. С 1999 г. МКАС является членом Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ). На этом сайте содержится информация о деятельности МКАС и об особенностях процедуры разбирательства споров, размещены текст Регламента и список арбитров МКАС на русском и основных иностранных языках, избранные материалы арбитражной практики. Материалы данного сайта, за исключением документов, утвержденных ТПП РФ, не могут рассматриваться в качестве официальных источников. 

Участок, на котором возведено здание, с 1535 г. принадлежал Троице-Сергиевому монастырю; его подворье просуществовало здесь до 1917 г. Само здание построено в 1874 г. по проекту архитектора П. Скоморошенко на территории монастырских подворий в Китай-городе в качестве доходного дома Троицкого подворья. В основе здания постройка 2-й половины 18 века. Это было первое пятиэтажное здание в Москве, сыгравшее значительную роль в формировании укрупнённого масштаба застройки Ильинки, оформлено монументальной угловой ротондой в классицистическом духе. Декор фасадов выполнен в «русском стиле». Один из ранних образцов получившего впоследствии в Москве большое распространение многоэтажного дома с нижними этажами, предназначенными для конторских помещений и магазинов; в верхних этажах размещалась гостиница.

Согласно историческим сведениям, территория Стряпческого подворья поступила в собственность Лавры в 1535 году как дворовое место, пожертвованное московским купцом Иваном Антоновым. Выгодное расположение бывшего купеческого двора в центре Москвы, близ Красной площади, было использовано для поселения здесь лаврских стряпчих, ведших судебные и хозяйственные дела обители в Москве. Отсюда и произошло название подворья - "Троицкое Стряпческое подворье в Москве на Ильинке". Другое название Подворья - "Новотроицкое". Именно под этим названием - "Новотроицкое, Троицкого Сергиева монастыря, на Ильинской улице" - подворье отмечено на плане и в алфавитном указателе к плану Москвы 1852-1853 годов. В середине 19 века подворье представляло собой комплекс из нескольких разноэтажных зданий. Существующее пятиэтажное здание, занимающее всю территорию Подворья, было построено по благословению митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова-Попова) и по проекту архитектора П. Скоморошенко в 1874-1876 годах в "русском стиле". 


Подворье на углу Ильинки и Карунинской (Биржевой площади) принадлежало Троице-Сергиевой обители с 1535 года. Его пожаловал подворью «московский гость» Иван Антонов (по некоторым предположениям, он был потомком купца Симеона Антонова, который родился по пророчеству преподобного Сергия). Называли его Ново-Троицким подворьем, а в монастыре оно значилось Стряпческим домом. На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые улаживали дела монастыря с вотчинами и крепостями. Здесь был двухэтажный каменный дом. Внизу находились маклерские конторы, лавки и греческие кофейные. Вверху были трактиры и сдающиеся в наем помещения. В состав подворья входила и церковь Живоначальной Троицы, которая была снесена в 1787 году.
Несколько лет в XVIII веке подворье полностью сдавалось в наем разным учреждениям, таким как Канцелярия приема драгунских лошадей и Главная провиантская канцелярия. В конце XVIII века монастырь отдал все подворье в наем купцу Сысалину, с условием выстроить вместо ветхих строений новые здания. На углу с площадью он построил новый дом с трактиром, кофейней, лавками и опять же, помещениями для найма. Тут были и книжная лавка А. Ширяева (знакомца А.С. Пушкина), мануфактурный магазин Титова, шляпный – Стужина, суконный – Шестовых, разные маклерские конторы. Трактир, который размещался на углу подворья, тоже имел название Троицкий и был очень известен в Москве. Он славился своими расстегаями, поросятами и рыбными блюдами. Здесь также постоянно сбирались за чаем купцы и заключали сделки, решали вопросы, «били по рукам». Трактир показывали как московскую достопримечательность: сюда водили иностранцев, приезжающих в Москву, отведать блюда настоящей русской кухни.
В 1874 году Лавра перестраивает старые строения в новый пятиэтажный «доходный дом». Для этого был нанят известный в то время архитектор П.П. Скоморошенко. Он построил интересное, украшенное деталями русской архитектуры здание с угловой шестиэтажной башней. В то время это была самая высокая постройка в Москве. Троицкий трактир на углу сохранился, но ему пришлось переехать в подвал. На первом этаже были лавки, выше располагались конторы, сдаваемые в наем. Со стороны Биржевой площади была Ново-Троицкая гостиница. Из контор, располагавшихся тут в разное время, наиболее известны: Банк 2 го Общества Взаимного кредита, Среднеазиатское торгово-промышленное товарищество (которое первым начало засевать Среднюю Азию хлопком).
В советское время здание занимали разные конторы. Примерно до 2000 х годов на углу сохранялся наследник знаменитого трактира – кафе-ресторан, который, к сожалению, был закрыт. Сейчас это здание принадлежит Торгово-Промышленной палате РФ.

Строение замышлялось и проектировалось как доходный дом Лавры.

• Торгово-промышленная палата России (№ 6; объединение российских предпринимателей с целью защиты своих интересов; здание бывшей биржи 1875 года постройки). 

В 1925 был надстроен ещё один этаж по проекту архитектора И. Кузнецова.

Торгово-промышленная палата России — объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. Является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и собственным Уставом. Действующий председатель С.Н. Катырин (c 4 марта 2011 г).

• Казначейство России (№ 7/3; бывшее подворье Иосифо-Волоколамского монастыря, 1882 год постройки). Полифункциональный комплекс подворья содержательно и композиционно симметричен комплексу Троицкого подворья на восточной стороне площади — таким образом площадь фланкирована зданиями представительств двух крупнейших подмосковных монастырей. Ведущим мотивом фасада являются формы готической архитектуры, однако отдельные архитектурные детали, например, наличники ниш третьего и окон четвертого этажей, явно следуют формальному языку русской архитектуры, т.е. в архитектурном декоре сооружения содержится, по-видимому, слабый намек на принадлежность его монастырю — одному из красивейших средневековых ансамблей в окрестностях города Волоколамска. 

Подворье Иосифо-Волоколамского монастыря появилось рядом с двором боярина Шеина вероятнее всего в XVI веке. В летописи сказано, что в 1566 году на подворье этого монастыря была построена церковь Благовещения. 
Иосифо-Волоколамский монастырь был одним из самых богатых и почитаемых на Руси монастырей. Основал его в 1479 году ученик Пафнутия Боровского Иван Санин, в монашестве известный как Иосиф Волоцкий. В конце XVII века монастырь владел 159 поселениями с 11 тысячами крестьян. В это время на подворье в Москве находились ветхие деревянные кельи, сенница, ледник, житница и конюшня. В конце XVIII века монастырь сдал подворье в аренду двум купцам Андреасу Россиусу и Ивану Готье, с тем, чтобы они построили тут новое здание. В начале XIX века трехэтажное здание подворья вмещало в себя: внизу лавки и конторы для протесту векселей, а вверху комнаты, сдающиеся внаем и трактир.
В 1882-1884 году архитектор А.С. Каминский построил для монастыря новое здание подворья, используя в его оформлении и готические, и старорусские детали и мотивы. Архитектор явно создавал ансамбль с уже имеющимся напротив зданием Ново-Троицкого подворья. Таким образом, площадь была фланкирована монументальными зданиями подворий двух крупнейших монастырей России. Помещения опять стали сдавать внаем. На первом этаже располагались многочисленные магазины: текстильный, купцов Битепажа и Люшта, мануфактурный, фирмы «Братьев П.и С. Третьяковых и В. Коншина», башмачный, купца Королева - на самом углу здания, чайный, купца Боткина, голландский магазин Эйхтмейера. Была также известня маклерская контора Свечина и Рахманова.
С 1918 года в здании располагается финансовое ведомство. Сначала это был Наркомфин, потом Минфин СССР, теперь, после реконструкции 2012 года, Казначейство РФ.
• Бывший дом московского Купеческого общества («Посольское подворье») (№ 8; 1890 год постройки).

• Российская школа частного права и Исследовательский центр частного права (№ 8, стр. 2; 1890 год постройки, бывшее здание Волжско-Камского коммерческого банка).

Волжско-Камский банк — российский коммерческий банк, один из крупнейших в дореволюционной России. Основан в 1870 г. купцами В. Кокоревым и П. Губониным; правление располагалось в Петербурге. Банк являлся акционерным обществом с уставным капиталом 6 млн руб. (6 тыс. акций по 1 тыс. руб.). В числе главных акционеров были петербургские хлеботорговцы Полежаевы, московские купцы Морозовы, Малютины, Солдатенковы. Банк создал 20 провинциальных отделений (в том числе в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Симбирске, Ташкенте, Перми, Иркутске, Борисоглебске). В 1907—11 гг. директором-распорядителем банка являлся П. Барк — будущий министр финансов. В 1913 г. капитал банка составлял 18 млн рублей, пассивы — 1,58 млрд руб., годовой оборот — 21,8 млрд руб., чистая прибыль — 5,4 млн руб. Имел 61 филиал. Банк патронировал предприятия нефтяной (Бакинское нефтяное общество) и пищевой промышленности, транспортные компании («Самолёт» и др.), страховые общества («Русский Ллойд» и др.), Владикавказскую железную дорогу. Банк был национализирован в 1917 г.

Объект культурного наследия регионального значения "Дом Московского Купеческого общества («Посольское подворье»), 1889-1890 гг., архитектор Б. Фрейденберг".


В XVII в. на Ильинке, на участке между церковью Дмитрия Солунского в Рыбном переулке и Никольским переулком, был построен Посольский двор — огромное здание, предназначенное для иностранных послов и их свиты. Название «Посольский двор» сохранялось за этим участком до революции 1917 г.
Посольский двор XVII в. представлял собой каменное строение, состоящее из нескольких частей, соединенных арочными переходами.
Двор простоял здесь более ста лет и подробно описан в воспоминаниях иноземцев, посещавших Москву в этот период. Упразднен он был после перевода столицы в Петербург. Здание наняла Мундирная экспедиция, а потом — шелковая мануфактура барона Шафирова, графов Толстого и Апраксина. Фабрика также носила название «Посольский двор».
В конце XVIII в. владение оказалось у купцов А. Павлова и Н. Калинина. Купцы решают построить большой доходный дом. Проект здания разрабатывает архитектор М.Ф. Казаков. На месте старого Посольского двора появляется вместительное торговое и жилое здание, построенное в классическом стиле — с портиком, коринфскими колоннами, напоминающее о Посольском дворе арочными сводами окон первого этажа. Здание принадлежало двум владельцам и поэтому было разделено капитальной стеной на две неравные части.
В таком виде здание простояло до 1888 г., когда Московское купеческое общество приобрело участок для постройки двух зданий, которые можно было бы сдавать в аренду разным коммерческим предприятиям.
Проект перестройки был поручен архитектору Б.В. Фрейденбергу. В 1890 г. на правом участке был построен дом, отвечающий новым требованиям времени. Дом Московского купеческого общества был построен в стиле эклектики с элементами французского барокко, только первый этаж арочных окон и название «Посольский двор» напоминало о прошлом предназначении этого участка. Пышный скульптурный декор, два барочный купола выделяют дом на фоне остальной застройки улицы. Здесь и атланты, поддерживающие балконы, и львиные головы, охраняющие парадный вход, бесчисленные гирлянды и маски. На углу дома видна табличка, свидетельствующая о том, что «украшения фасада исп. мастерской М.Д. Кутырина».
Здание взял в аренду Волжско-Камский коммерческий банк, который просуществовал здесь до 1917 г. Кроме Представительства банка, помещения снимали Товарищество Воскресенской мануфактуры и Товарищество Мануфактур Н. Дербенова и сыновей.
В годы советской власти здания Ильинки были заняты под учреждения и позднее вошли в общий комплекс ЦК КПСС. Сейчас этот комплекс принадлежит администрации Президента РФ.

• Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессии (№ 8, стр. 3).

• Главное государственно-правовое управление Президента России (№ 8, стр. 4). 

Административное здание построено в 1988 г. 

Бывший корпус ЦК КПСС.

• Министерство финансов России с музеем и почтой (№ 9; 1911 год постройки; здание бывшего московского отделения Петербургского международного Коммерческого банка).

Облицованное серым гранитом здание можно было бы отнести к постройкам следующей эпохи (настолько геометрична и конструктивна его композиция, настолько велики его остекленные поверхности), если бы не ордер вертикальных членений структуры, объединяющей второй-третий, четвертый-пятый этажи, и фронтоноподобный аттик с полуциркульным оконным проемом. Ордер трактован в «восточном» ключе — в нем угадываются мотивы азиатского зодчества. Этот интересный пример московской неоклассики показывает зарождение нового формального архитектурного языка XX века — грядущего конструктивизма и функционализма.

• Поликлиника Министерства финансов России (№ 9, стр. 1; 1912; бывшее здание Азовско-Донского банка).

Здание построено в 1911–12 гг. архитектором А. Зелигсоном. 

Принцип фасадной композиции здания несколько напоминает петербургскую постройку знаменитого немецкого архит. П. Беренса — одного из основоположников немецкого югендстиля — дом посольства Германии на Исаакиевской площади, строившийся в это же время (1911–12 гг.). 

В обоих сооружениях ведущий мотив фасада — монументальный ритм полуколонн, сложенных из каменных блоков и объединенных общим антаблементом. Четкая, фасадно выраженная структура здания, простота и геометризм решения предвосхищают искания архитектуры 1920–1930-х годов; повышенное внимание к использованию различных фактур в облицовке фасада (полированный красный гранит первого этажа, «грубый» руст колонн) — завоевание эпохи модерна. Несмотря на незаурядность общей композиции, рельефный декор его неудачен: пример тому — рельефы мужских голов в крестьянских шапках, помещенные между третьим и четвертым этажами.

Азовско-Донской банк был основан в 1871 г. в Таганроге. К середине 1890-х гг. — крупнейший провинциальный банк, а к концу 1890-х гг. вошёл в пятерку наиболее крупных банков страны. В 1917 г. банк был ликвидирован.

Санкт-Петербургский международный коммерческий банк, созданный по проекту А. Эрихсона (1910–11, Ильинка, 9, стр.1) и Азовско-Донской коммерческий банк архитектора А. Зелигсона(1911–12, Ильинка, 9, стр.2) принадлежат к наиболее значительным постройкам московской версии петербургского неоренессанса.
Санкт-Петербургский международный коммерческий банк был учрежден в 1869 г. Главной сферой его интересов были российские железные дороги. Банк занимался реализацией их ценных бумаг, сам владел крупными пакетами их акций. К 1914 г. по объему операций занял 2 место среди акционерных банков России. Финансировал также предприятия угольной, золотодобывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, в период экономического подъема 1908–13 годов – предприятия военной промышленности. Имел отделения в крупных российских городах и за рубежом. После революции 1917 г. был национализирован.
Здание банка построено в духе петербургской неоклассики, отличавшейся строгими пропорциями и приверженностью к серому граниту, которым облицован цокольный этаж. Архитектурное членение плоскими пилястрами объединяет второй-третий и четвертый-пятый этажи. В наши дни в здании находятся подразделения Министерства финансов РФ.
Здание Азовско-Донского банка окрашено в цвет желто-розовой охры, располагается между двумя серыми зданиями: вышеупомянутым Санкт-Петербургским банком и построенным в 1920-е гг. зданием акционерного общества «Аркос» (архитектор В. Маят).
Азовско-Донской банк был основан в 1871 г. в Таганроге. К концу 1890-х гг. вошел в пятерку наиболее крупных банков России, а в 1912 г. – в группу Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. В 1917 г. был ликвидирован.
Принцип фасадной композиции здания бывшего банка также восходит к петербургской неоклассике, ведущим мотивом фасада является декор из ряда полуколонн, сложенных из каменных блоков и объединенных общим антаблементом. Простота и геометризм в отделке предвосхищают архитектуру конструктивизма 1920–30-х гг; в облицовке фасада использован полированный темно-красный гранит, подчеркивая фактуру грубо-рустованных колонн. Фасад декорирован рельефными головами в стилизованных крестьянских шапках. Ныне здесь находится поликлиника Министерства финансов РФ.
• Казначейство России (№ 10/2, стр. 1). 

В XVII в. на Ильинке, на участке между церковью Дмитрия Солунского в Рыбном переулке и Юшковым переулком, был построен Посольский двор — вместительное каменное здание, разделенное на несколько частей и предназначенное для размещения иностранных послов и их свиты.
Двор простоял здесь более ста лет. Его описание и зарисовки — в воспоминаниях иноземцев, посещавших Москву в XVII–XVIII вв. Свое предназначение двор потерял после перевода столицы в Петербург. С 1717 г. и до пожара 1737 г. здесь располагалась шелковая мануфактура барона Шафирова, графов Толстого и Апраксина. Фабрика так же носила название «Посольский двор».
В конце XVIII в. обширное владение оказалось у купцов А.С. Павлова и Н.С. Калинина. Тогда по проекту архитектора М.Ф. Казакова было построено вместительное торговое и жилое здание. Дом имел вид классической постройки с массивным портиком, коринфскими колоннами. Так как разные части здания принадлежали двум владельцам, внутри здание было разделено капитальной стеной на две неравные части.
В таком виде здание простояло до 1882 г., когда левый участок приобрел Московский торговый банк Н.А. Найденова.
Проект перестройки был поручен архитектору Б.В. Фрейденбергу. Архитектор перестраивает здание Казакова, сохраняя плавный полукруглый угол, уводящий здание в Юшков переулок. Здание построено в стиле эклектика, но четкое чередование окон и пилястр, карниз напоминают дома эпохи классицизма. Первоначально крышу здания украшали гипсовые вазоны.
Московский торговый банк основал многолетний председатель Московского биржевого комитета и совладелец торгово-промышленной фирмы «А. Найденова сыновья» Н.А. Найденов. Предприниматель и общественный деятель, он был страстным историком и москвоведом. «Альбомы Найденова» известны всем любителям Москвы. Именно он организовал и финансировал крупномасштабную фотофиксацию всех церквей, а также уникальных зданий города.
Кроме Торгового банка, в здании находились также конторы Московского торгово-промышленного товарищества.
В годы советской власти здания Ильинки были заняты под учреждения и позднее вошли в общий комплекс ЦК КПСС. Сейчас этот комплекс принадлежит администрации Президента РФ.

Здание бывшего Московского торгового банка. Объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом А. Павлова - Н. Калинина - Торгово-административное здание Московского Торгового банка ("Банк Н. Найденова"), 1790-е гг., 1882 г., архитекторы М. Казаков, Б. Фрейденберг".

• Одно из подразделений Минфина (№ 11/10, стр. 1). 

Административное здание, архитектор В. Маят. 

Построено в кон. 1920-х гг. в стиле конструктивизма.

Расположено на месте подворья Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, находившегося здесь с сер. 17 в. Здание в стиле конструктивизма сооружено по проекту архитектора В. Маята — одного из крупных мастеров архитектуры предреволюционных лет, много работавшего по заказам купеческих семей Рябушинских и Морозовых, особенно удачно в стилистике неоклассики. Мастерство и профессионализм архитектора проявились в его конструктивистской постройке, композиция которой при общей простоте тематически богата. Неповторимость зданию придают три плоских «столбца» эркеров со сплошным остеклением, расположенных в центре фасада, обращенного к улице.


Административное здание в стиле авангард на углу Б. Черкасского пер. и ул. Ильинка стоит на месте снесенного подворья Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, находившегося здесь с середины XVII в.
Шестиэтажное здание с аттиком ступенчатой формы сооружено в стиле конструктивизма в 1927–28 гг. по проекту В. Маята, , много работавшего по заказам купеческих семей Рябушинских и Морозовых, особенно удачно в неоклассическом стиле.
Здание строилось для акционерного торгового общества «Аркос» (All Russian Cooperative Society Limited, с 1922 - Arcos Ltd), учрежденного в Лондоне в 1920 г. по английским законам советской кооперативной делегацией в качестве частной компании. Общество от имени советской стороны осуществляло экспортно-импортные операции, имело отделения в ряде стран. К началу 1927 г. оборот «Аркоса» превышал 100 млн. фунтов стерлингов. В 1927 г. английская полиция совершила провокационное нападение на «Аркос» и советское торгпредство в Лондоне, за которым последовали разрыв англо-советских дипломатических отношений и временное прекращение работы акционерного общества. Затем отношения были восстановлены, а деятельность «Аркоса» возобновилась и продолжалась до Второй мировой войны.
На постройку здания московского отделения «Аркоса» в 1924 г. был проведен конкурс. Выиграл проект Маята, как оптимально сочетающий в себе рационализм и новейшие технологии. Первый и второй этажи отводились под банк и магазины, третий и четвертый – конторские помещения, пятый и шестой – гостиничные номера, в подвале был гараж. Фасады здания подчеркнуто геометричны. В их композиции выражены членения железобетонного каркаса. Здание вплотную примыкает одним из фасадов к поликлинике Министерства финансов РФ (бывшему Азовско-Донскому банку), образуя вместе с ним и расположенным по другую сторону от поликлиники зданием Минфина РФ единый ансамбль, выдержанный в рациональной стилистике. Особенность дому «Аркоса» придают три плоских линии эркеров со сплошным остеклением в центре фасада, обращенного к Ильинке. Этот дом стал образцом для многих советских архитекторов при постройке административных зданий в других городах СССР.
• Федеральное архивное агентство и государственный архив новейшей истории (№ 12/2/1; 1891 год постройки; бывший дом Серпуховского городского общества, «Русский внешнеторговый банк» и «Сибирский банк»).

Архитектор М. Казаков; 1889—91 гг., архитектор Р. Клейн.

В основе существующего здания — дом купца П. Хрящева — единственный среди произведений Казакова пример доходного дома того времени. Фасадная пластика его была довольно однообразна и проста, что соответствовало функции — жилье мелких и средних торговцев в верхних этажах, лавки в нижнем. Капитальная перестройка дома в кон. 1880-х—нач. 1890-х гг. по заказу Серпуховского городского общества разнообразила фасадное решение, обогатила его пластику. Три крупных арочных окна второго и третьего этажей — композиционный и смысловой центр дома, его наиболее существенная административная часть (над средним окном шла надпись, свидетельствовавшая о функции здания). 

Стилистика сооружений тяготеет к рядовой западноевропейской и барочной эклектике. Обращает на себя внимание рельефный фриз над третьим этажом с выразительными львиными масками.
• Офисное здание (№ 15, стр. 1). 
Бывший доходный дом Иосифо-Волоколамского монастыря (1875, архитектор А. С. Каминский; 1909). 
Теперь тут банк.
• Министерство труда и социальной защиты России (№ 21; 1911 год постройки; бывший доходный дом Северного страхового общества).

В 1910—1911 гг. архитекторами И. Рербергом и В. Олтаржевским на месте малоэтажного дома был выстроен комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения для Северного Страхового общества в стиле неоклассицизма с куполом-ротондой и башней с часами-курантами.

В Советское время в этом здании находился "Комитет народного контроля СССР".

• Приемная Администрации Президента России (№ 23, стр. 1; 1911 год постройки; бывший доходный дом Северного страхового общества).


Здание по адресу Ильинка, 23 повторяет судьбу многих строений в Китай-городе. До сноса Китайгородской стены оно принадлежало Новой площади и находилось за стеной, в пределах Китай-города. В начале ХХ века участок приобрело Северное страховое общество.
«Северное общество страхования и складов товаров с выдачею варрантов» было учреждено в 1872 г. в Санкт-Петербурге и в 1880 г. переехало в Москву с новым названием. В Москве «Северное страховое общество» заняло дом Орлова-Давыдова на Никольской, а в начале 1900-х решило выстроить огромный комплекс доходных зданий, где бы разместились конторы, торговые и складские помещения. Был выкуплен обширный участок на углу Ильинки и Новой площади. В него вошли несколько владений, принадлежащих ранее купцам и занятых трехэтажными строениями «послепожарной» эпохи.
Конкурс на постройку проводило Московское Археологическое Общество, пекущееся о сохранении Китайгородской стены и архитектурного облика Москвы. Участвовало 22 проекта. Победил же проект под девизом «Центр» — И. Рерберга, М. Перетятковича, В. Олтаржевского и И. Голосова. Архитекторы удачно использовали весь полученный участок. Рациональное размещение строений, представляющих комплекс из нескольких корпусов, объединяющая их сложная структура переходов и внутренних дворов прекрасно сочетались с новой архитектурной эстетикой.
Все здания комплекса были прекрасно вписаны в окружающую среду. Близость барочной церкви Николы Большой Крест, а также Ильинской башни Китай-города была умело учтена в организации угла, выходившего на Ильинскую улицу. Сочетание западного корпуса со стройной часовой башней (д. 21) и восточного с мощной неоклассической ротондой (д. 23) представляло собой монументальную композицию и выглядело как единый ансамбль.
Огромные квадратные окна контор здания с ротондой, выходившего на Новую площадь, устройство подвального этажа, образующего «улицу» с эллипсовидными железобетонными арками, — архитектура во многом была новаторской. Купольное завершение ротонды было окружено несколькими поясами окон. Верхний пояс образовывали полукруглые окна, за ними шел пояс, сочетающий окна и барельефы, не сохранившиеся до наших дней. Пояса поддерживал карниз на вертикальных пилястрах, которые заканчиваются небольшими прямоугольными нишами с коленопреклоненными мужскими и женскими фигурами. Такие же ниши идут на протяжении всего фасада здания, выходящего на площадь.
До революции здесь размещались конторы, складские помещения и магазины.
После того, как революционное правительство бежало в марте 1918 г. из Петрограда в Москву и спряталось за толстыми стенами Китай-города, здание ССО облюбовали народные комиссары и сотрудники рабоче-крестьянской инспекции. В 1930-х здесь располагался комиссариат внешней торговли, комитеты по делам искусств и по делам высшей школы, а до начала 1990-х — Комитет партийного контроля. Тут же находилось издательство «Московский рабочий». Теперь здесь располагается Приемная администрации Президента РФ.


Восточный корпус бывшего доходного дома Северного страхового общества. В 1910–11 гг. архитекторами И. Рербергом (строил ЦУМ, Киевский вокзал, Центральный Телеграф на Тверской) и М. Перетятковичем на месте малоэтажного дома был выстроен комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения для Северного Страхового общества в стиле неоклассицизма. Интересная лепнина на куполе (уровне 5 этажа) сейчас не видна (замазана). В советское время в зданиях помещались Комитет народного контроля СССР и другие партийные органы. 

В этом здании в 1992-2008 годах размещался Конституционный Суд РФ.

Автопаркинг ГУМа.

Жилых домов нет.

Нумерация зданий не полностью строгая и упорядоченная.

Достопримечательности:

Православный храм Илии пророка в Теплых рядах (№ 3/8, стр. 2).

Выставочный центр «Гостиный двор» (№ 4).

Здания 16 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Китай город» пешком через площадь Ильинские Ворота или от метро «Площадь Революции» пешком через Богоявленский переулок. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 11.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий