среда, 26 октября 2016 г.

улица Солянка

Расположение:

Улица проходит по Басманному и Таганскому районам (ЦАО) от пересечения Солянского проезда, улицы Забелина и Большого Спасоглинищевского переулка до площади Яузские Ворота. 

В начале Солянки к ней примыкают Солянский проезд, фактически являющийся началом Солянки, и улица Забелина; слева от Солянки отходят Подколокольный и Певческий переулки. 

Метро «Китай город» (начало улицы)

Недалеко – реки Москва и Яуза.

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам в сторону Солянского проезда; в противоположном направлении – выделенная полоса для движения общественного транспорта. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 550 метров.

История:

Была частью дороги на Владимир, проходившей затем по Большому Спасоглинищевскому, Большому Златоустинскому и Милютинскому переулкам до Сретенки. Она прорезала территорию садов великого князя. 
В 17 в. Солянка, соединявшая Варварские ворота Китай-города с мостом через р. Яузу, стала оживлённой городской артерией. 
На углу с Большим Ивановским переулком (ныне улица Забелина) размещался Соляной двор — склад для хранения соли (отсюда название; в 18 в. называлась Яузской улицей, Солянкой назывался Большой Ивановский переулок). 
У ворот Китай-города и Белого города находились лавки и дворы ремесленников и торговцев; крупные усадьбы в основном выходили в переулки. 
В 1653 г. на улице появилась каменная Троицкая церковь (д. 4; в 1765—68 гг. заменена новой – Кира и Иоанна, архитектор К. Бланк, в память дня коронации Екатерины II; снесена в 1934 г.). 
С правой стороны лежал Васильевский луг — часть княжеского сада, по которому текла р. Рачка. 
В 1765 г. на лугу началось строительство Воспитательного дома (д. 12, архитекторы Ю. Фельтен, К. Бланк, И. Жилярди), продолжавшееся до начала 19 в. 
От Солянки к Воспитательному дому был проложен «проспект» (Воспитательный проезд), начало которого на улице отмечали пилоны с аллегорическими скульптурными группами «Милосердие» и «Воспитание» (архитекторы Д. Жилярди, А. Григорьев, скульптор И. Витали). 
Противоположная сторона улицы в 1770-х гг. получила важную архитектурную доминанту — церковь Рождества Богородицы на Стрелке (в месте схождения Солянки и Подколокольного переулка; трапезная и колокольня — 1800—02, архитектор Д. Балашов). 
В начале 19 в. на улице было немало каменных зданий (д. 15/18 — усадьба купцов Боковых, между 1806 и 1812 гг.). 
Во время пожара 1812 г. многие здания на Солянке выгорели. 
В 1818 г. для служащих Воспитательного дома была куплена сгоревшая в 1812 г. усадьба А. Нарышкина; главный дом (д. 14а) перестроен Д. Жилярди и Григорьевым. В середине 19 в. в доме размещался Повивальный институт, позднее женское училище. В 1823—26 гг. рядом построено здание Опекунского совета (д. 14, с 1944 Академия медицинских наук). На фасаде в 1977 г. установлена бронзовая доска с барельефным портретом хирурга Н. Бурденко, первого президента Академии медицинских наук (скульптор В. Кураев, архитектор Ю. Воскресенский). 
В последней четверти 19 — начале 20 вв. на Солянке появилось несколько разномасштабных и разностильных зданий: двухэтажные д. 8—10 (снесены в 1976) и д. 9—13; трёхэтажный дом купцов Расторгуевых (д. 7, 1883, архитектор В. Карнеев) и корпуса доходных домов под № 3 (1894, архитектор И. Кондратенко), а также здания Варварского общества домовладельцев («Соляной двор»; д. 1, 1909—15, архитекторы В. Шервуд, А. Сергеев, И. Герман). 

В 1983 г. появилось длинное строение 8, поставленное с отступом от красной линии улицы (руководитель — архитектор Л. Павлов).

Улица возникла из начального участка старинной дороги на Рязань (с 14 века).

В 17 веке — Яузская улица (так как вела к мосту через реку Яузу).

Улица названа в 18 веке по располагавшемуся здесь (на углу с Большим Ивановским пееулком) в 17 — первой половине 18 веков Соляному двору, где хранилась соль, поступавшая отсюда на продажу по строго установленной государством цене.

Солянка не только одна из самых старых улиц Москвы, но и одна из самых загруженных. В часы пик через нее проходит огромный поток людей. К сожалению, большинству из них не хватает пешеходного пространства улицы. Люди часто не умещаются на тротуарах. Некоторым приходится выходить на проезжую часть, подвергая себя опасности. Сами тротуары уже не один год находятся в неудовлетворительном состоянии. Местами откалывается бордюр, местами вздулась брусчатка, местами потрескался асфальт. Тем не менее, за последние годы Солянка стала чище: убрана большая часть рекламы, сняты назойливые растяжки, демонтированы баннеры, вывески теперь исключительно по дизайн-коду. Сказалось и появление платной парковки: брошенных вдоль проезжей части автомобилей стало значительно меньше. Однако некоторые из автомобилистов так и продолжают парковаться на тротуарах. Кроме того, на улице постепенно идет реставрация исторических зданий, установлена станция велопроката и обновлена дорожная разметка. Местами старый потрескавшийся асфальт на тротуаре заменили на брусчатку. В целом, изменения, произошедшие с Солянкой, довольно стандартны, но в скором времени ее ожидает настоящее преображение: улица должна быть реконструирована в рамках городского проекта по благоустройству центра Москвы.

Солянка, одна из старинных улиц Москвы, берет свое начало у Солянского проезда, а заканчивается у Площади Яузских ворот. Протяженность улицы 534 метра. Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.
XVII век печально известен своими Соляными бунтами, так как в тот период существовала государственная монополия на соль. Те, кто добывал соль, должны были привозить ее в специальные дворы, а затем соль перепродавалась. Только в XVIII веке была разрешена свободная торговля солью. На этой улице и располагался царский Соляной двор, по которому улица получила свое название.
В Средние века, во времена Ивана III, Василия III и Ивана Грозного на правой части улицы располагался луг. Эта местность именовалась «Васильевский луг». Через него протекал приток реки Москвы – ручей Рачка с истоком в Чистых прудах. Потом ручей заключили в подземную трубу, и теперь он течет под Солянкой в Яузу. В XVII веке луг застроили, а в XVIII там возвели большой комплекс Воспитательного дома.
С середины XVIII века началась ее застройка большими каменными домами, в которых проживала московская аристократия – Волконские, Нарышкины, Бутурлины. Пожар 1812 года нанес сильный урон облику улицы.
В 1825 году на улице появилось здание Опекунского совета (арх. Жилярди и Григорьев), которое знаменито тем, что именно сюда приходил А.С. Пушкин, чтобы заложить свое нижегородское имение для обеспечения семьи. А главный герой произведения Н.В. Гоголя Чичиков хотел именно здесь заложить скупленные им «мертвые души».

В XIX веке здания, принадлежащие Соляному двору, были отданы московскому купечеству, а в начале XX века было начато строительство комплекса доходных домов (арх. В. Шервуд, И. Герман, А. Сергеев).

ДОМ МОСКОВСКОГО КУПЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Солянка ул., д.1/2, стр.1


Дом построен на месте бывшего царского Соляного двора. У него есть и иные расхожие названия: «Соляной дом» или «Серый дом на Солянке».


В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Выставочный зал «На Солянке» (№ 1/2, стр. 2).

• Торгово-закусочный центр (№ 2/6). Двухэтажный жилой доходный дом второй половины 18 века (ул. Солянка 2/6), возведённый на основе торговых лавок ещё петровских времён. 

Изначально этот участок принадлежал церкви Кира и Иоанна и значился как церковная оброчная лавочная земля. Церковь сдавала его в аренду и уже тогда, в начале 18 века, на нём появились первые каменные постройки арендаторов. 

В 1743 году священник церкви Кира и Иоанна Борис Иванов «за починку мостовой» уступил эту землю году купцу Петру Серебреникову, тот и возвёл на основе старых лавок дошедшее до наших дней строение.

Первоначально дом был вытянут по красной линии Солянского проезда (Варварки) и лишь в 1769 году к нему было пристроено два крыла, после чего дом приобрёл относительно современный облик. Первый этаж предназначался под торговые лавки, в подвале, перекрытым коробовым сводом, располагались склады. Второй этаж использовался как жильё для постояльцев – купцов, приезжавших торговать в Москву. Несколько раз это универсальное владение переходило от владельца к владельцу, побывав в руках даже у члена Медицинской коллегии доктора Андреяна Татаринова. 

На 1901 год по окладным книгам Городской Управы владельцем участка числился коммерции советник Георгий Лианозов, помещения он сдавал. В подвале находился трактир Иванова, а наверху номера Красиловой, квартиры и лавки (гастрономическая Лифанова, пивная Селиверстовой, мелочная Лапина и колониальная Петрова). 

В советское время стены угловой части первого этажа были растёсаны для прохода пешеходов.
• Бывшая городская усадьба А. Бутурлина — В. Голохвастовой (№ 3, стр. 1–3). 

Про Бутурлина Александра см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_338.html.

• Офисы (№ 4).

• МФЦ (№ 4, стр. 4). Нежилое здание построено в 2000-х годах. 

Частично расположено на месте разрушенной в 1934 г. церкви Кира и Иоанна на Кулишках. В 1874 г. Иван Аксаков присутствовал при освящении сербской православной церкви свв. Кира и Иоанна на Солянке, 4.

Правая часть фасада на стыке с домом № 6 содержит фрагмент исторической церковной ограды. 

На месте церкви в советский период долго стоял павильон с магазином «Кулинария», рядом был ларёк «Вино». 

Затем вместо «Кулинарии» открыли «Кафетерий».

• Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Кулишках (на Стрелке) (№ 5/2; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Приделы: апостола Иоанна Богослова и великомученика Дмитрия Солунского. История: построен в 1712 г. (или в 1773 г.) на развилке (стрелке) 2-х загородных дорог: в Заяузье и в село Воронцово (ныне развилка ул. Солянка и Подколокольного пер.); перестраивался и обновлялся в 19 в. Трапезная с колокольней – нач. 19 в. В 1935 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были административные и медицинские учреждения). Снова открыт в 1996 г. Арх-ра: стиль – барокко + классицизм; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и трехъярусной колокольни. Декор: пилястровые колонные портики тосканского ордера. Интерьер: новый. Духовенство: настоятель – игумен Георгий Бестаев. Богослужение: по воскресеньям, большим праздникам и в некоторые другие дни утром в 9.00, накануне вечером – в 17.00. Службы ведутся на церковнославянском и осетинском языках. Сайта нет. Перед храмом – памятник жертвам Беслана).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках находится на развилке двух дорог. Он считается ярким примером классического стиля в религиозной архитектуре.
Впервые в 1547 году на этом месте упоминается деревянный храм. Некоторые ученые связывают возведение с увековечением памяти павшим на Куликовском поле. Ведь отсюда они отправились на Донское побоище 8 сентября 1380 года. В начале 17 века построена святыня из камня.
Нынешнее здание церкви было возведено уже в начале 19 века под руководством архитектора Д. Балашова. Оно представляет собой устремленный вперед клин. Центральную часть венчает большой купол, на который поставлен барабан с главой. Рядом с ней, на углу улицы Солянка и Подколокольного переулка, находится колокольня. Это четырехъярусное сооружение, увенчанное главой и крестом.
Название «на Кулишках» храм получил от слова «кулига», то есть «слякотное, болотистое место» или «вырубленное место». Вторая часть — на Стрелке — обозначает, что святыня стоит на развилке.
Храм сильно повредили во время нашествия французских войск в 1812 году. Они уничтожили ротонду, увезли оклады икон из серебра, венцы, лампады, антиминсы. Затем святыню удалось восстановить.
В начале 20 века церковь закрыли, помещения передали под учреждения. Здесь в свое время размещались мастерская скульпторов, «Леспроект», рентгенорадиологический институт, медицинские кабинеты, салон красоты. Внутри здание полностью преобразовали.
В 1991 году храм вернули верующим, а спустя пять лет передали московской осетинской общине. Сейчас это Аланское подворье, службы в нем проводятся на осетинском и церковно-славянском языках. Возле него стоит памятник жертвам событий в Беслане в 2004 году.


Церковь поставлена на Стрелке, то есть на развилке двух дорог — в Заяузье (ул. Солянка) и в село Воронцово (Подколокольный пер.), где после 1484 г. Иван III устроил новый загородный двор. Церковь была поставлена «на Торгу» около 1460 г. Очевидно, она была деревянной, а каменной стала в XVII в., как большинство московских церквей.

После 1773 г. построено ныне существующее здание. В плане оно имеет форму равноконечного креста. 

В 1800-02 гг. к основному объему были пристроены трапезная и колокольня. 

Автором проекта назван Д. Балашов, однако некоторые источники называют Дмитрия Баженова, брата В. Баженова.

Подчеркивание вертикальной композиции характерно для времени строительства — перехода от позднего барокко к раннему классицизму. От архитектурной обработки сохранились лопатки на боковых сторонах «ветвей креста» и горизонтальная рустовка на восточной части. Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками соответствует типу, распространенному в Москве конца 18 — начала 19 вв. 

Косоугольный план возник из необходимости оформить фасадами стороны по улице и переулку. Стройная вертикаль колокольни стала композиционным ориентиром для улицы, перекликаясь с Воспитательным домом.

После пожара 1812 г. здание перестраивалось. 

В 1821 г. здание было закончено. 

Храм освятил митрополит Филарет. 

В 1858 г. перестраивались приделы Иоанна Богослова и Дмитрия Ростовского. 

Тосканские колонные портики церкви и невысокий гладкий купол выполнены, вероятно, при перестройке в 1821 г. 

Поздняя застройка между церковью и трапезной включает такие же тосканские пилястры.

Церковь была закрыта после 1938 г. Сначала в храме была скульптурная мастерская, потом «Леспроект». Затем храм отдали рентгено-радиологическому институту, который был рядом. 

Внутри храм перестроен полностью.
Памятник в память о жертвах трагедии в Беслане.
Памятник в память о жертвах трагедии в Беслане на улице Солянка напоминает москвичам и гостям города о страшной трагедии в осетинском городе Беслане, где 1 сентября 2004 года в обычной школе террористами были захвачены в заложники 1128 людей, из которых в результате штурма и освобождения школы погиб 331 человек, в том числе 186 детей.

В 2010 году у входа в церковь был установлен памятник жертвам Беслана работы Зураба Церетели. Высота бронзового монумента — 5 метров. «Монумент символизирует души детей, погибших в Беслане, которые уносят на небо ангелы. Вокруг памятника брошенные игрушки: трехколесный велосипед, Буратино, паровозик, плюшевый мишка. А души детей улетают в небеса», — рассказал Церетели. На постаменте — памятная доска с надписью: «В память о жертвах трагедии в Беслане. Северная Осетия, Беслан, школа 1. 1-3 сентября 2004 года. 1127 заложников, 334 погибших, 186 из них - дети. Автор З.К.Церетели».

С предложением об установке в Москве этого монумента выступило руководство Северной Осетии, инициативу поддержало правительство Москвы. Конкурс на проект памятника был проведен Москомархитектурой совместно с департаментом культуры города Москвы, Российской академией художеств, Московским союзом художников и Союзом московских архитекторов при непосредственном участии постоянного представительства Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ. По результатам открытого конкурса предпочтение было отдано скульптурной композиции Зураба Церетели.
• Офисы (№ 6). 3 этажа.

• Бывший доходный дом купцов Расторгуевых (№ 7, стр. 1, конец 19 века, в советское время здесь работал проектный институт Минздрава РСФСР). 

Построен в 1882 г. Архитектор Н. Карнеев. 

Во время Первой мировой войны на первом этаже располагался госпиталь для раненых. 

Здесь проживали физик-рентгенолог Петр Лазарев и химик Сергей Намёткин.

Статус выявленного памятника, который дом получил в 2004 году, не позволяет инвестору ООО «ЕвроСтрой» провести запланированную реконструкцию и получить почти в пять раз больше квадратных метров. Проект предусматривал сохранение только парадного фасада дома, но весьма вероятно, что четыре атланта в этом случае повторили бы судьбу Атлантиды, с той лишь разницей, что хоть на фотографии остались бы. 

На месте дома запланирован гостинично-деловой комплекс с подземной автостоянкой. Инвестор («ЕвроСтрой») предпринимал неоднократные попытки вывести дом из списка объектов культурного наследия. 

• Государственная фельдъегерская служба России (№ 8).

• Бывшая городская усадьба (№ 9). 18-19 века. Перестраивалась в 1883 году, архитектор В. Н. Карнеев

• Институт гипербарической медицины и техники (№ 9а, стр. 1).

• Бывшая городская усадьба (№ 11, 19 век).

• Международная конфедерация спортивных организаций (№№ 12–14; бывшая усадьба (главный дом, флигели и циркумференция) Нарышкина, 18 век, затем Воспитательный дом — в 19 веке). «Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий академик, генерал-лейтенант артиллерии Анатолий Аркадьевич Благонравов».

«Окружное строение» Воспитательного дома, 1764–1770, арх. Карл Бланк.

Центральное строение считается главным домом усадьбы Нарышкина и датируется 1770-ми гг. Возможно, к его возведению приложил руку К. Бланк. Флигеля и циркумференция окружающая двор появились к началу 19 века. 

В войну 1812 года усадьба сильно горела, в 1818 г. ее приобретает Воспитательный дом (для квартир служащих), а восстановлением усадебных строений и фасадов занимались Д. Жилярди и А. Григорьев.

• Поликлиника «МЕДСИ» (№ 12). 

Бывшая поликлиника № 2 Медицинского центра Управления делами Мэра и Правительства Москвы. 

Поликлиника № 1 находится в Благовещенском переулке 

• Бывший главный дом городской усадьбы (№ 13, стр. 1).  

Главный дом городской усадьбы 18-19 вв. 

Вместе со строениями 2 и 3, расположенными на склоне холма, формировал уникальный природно-архитектурный комплекс в центре Москвы. 

В кладке цоколя и подвалов дома были использованы древние белокаменные плиты с резными надписями, представляющие самостоятельную историко-культурную ценность, отмеченную специалистами - археологами и палеографами. 

Дом снесен в дни празднования 850-летия Москвы по предписанию городских служб.

Состоявший на госохране жилой дом сер. 19 века, фасады конца 19 в. 

В кладке нижней части стен и подвала обнаружены резные белокаменные блоки начала 16 века и древние надгробные плиты. Очевидно, блоки попали сюда из разобранных во время строительства дома кремлевских теремов. 

Дом несколько лет стоял в руинах, в сентябре 1997 снесен компанией "Вим-биль-данн" (также как и дом 14 по Яузскому). Резные камни утеряны.

• Офисы (№ 13, стр. 2). Компания «Вимм-Билль-Данн» основана в 1992 году, затем куплена американской компанией "Пепси". Ведущий российский производитель молочных продуктов, напитков и детского питания. Основным направлением деятельности является производство и продажа молочной продукции, соков и сокосодержащих напитков, бутилированной воды и детского питания.

• Федеральное агентство научных организаций и изд-во РАМН (№ 14; середина 19 века, бывший Опекунский Совет административного управления Воспитательного дома; в 1944–2014 годах здесь размещалась РАМН). «В этом здании с 1944 года по 1946 год работал выдающийся советский учёный-хирург, Герой Социалистического Труда, академик Николай Нилович Бурденко». Мемориальная доска в память о расположении 1-го Сбербанка России.

Одна из наиболее монументальных московских построек в стиле ампир. Выстроено Д. Жилярди и А. Григорьевым в 1823—26 гг. на сравнительно небольшом участке, граничившем с территорией Воспитательного дома. 

Первоначально представляло собой ансамбль из главного корпуса (с конторскими и приёмными помещениями) и двух боковых флигелей (с жилыми помещениями для сотрудников); в глубине участка располагались хозяйственные постройки. 

И главный, и боковые корпуса получили торжественный и величественный облик. Фасад главного корпуса оформлен строгим восьмиколонным портиком ионического ордера, который поставлен на простое монолитное основание первого этажа, прорезанное входными арками, к которым ведёт широкая наружная лестница. Портик венчают тонко проработанный фриз и строгий 3-угольный фронтон, а весь лаконичный, чётко очерченный объём здания — массивный купол на широком барабане, с широкими полукруглыми окнами. Симметричные боковые флигеля, игравшие в композиции подчинённое положение, отличались меньшим масштабом и крайним лаконизмом облика. 

В 1846—49 гг. М. Быковский возвёл двухэтажные переходы, соединившие главный корпус с боковыми, что создало единый внушительный фасад здания по Солянке, но уничтожило богатство пластических эффектов и ритмических соотношений, присущих первоначальному проекту. 

Тем не менее, ансамбль Опекунского совета не только сохранил, но и упрочил свою ведущую роль в застройке улицы, задавая ей новый ритм и масштаб своими мощными членениями и чёткими укрупнёнными пропорциями. 

Внутренняя планировка отличается строгой симметрией, залы парадного этажа соединяются широкими проёмами, оформленными колоннами тосканского ордера, и образуют торжественные анфилады.

Издательство РАМН основано в 1936 году. Выпускает книги и журналы по биологии и медицине. Здание является надворными постройками – флигелями опекунского совета. Построены в 1814–25 гг.

• Насосно-перекачивающая станция «Сретенская» (№ 14). Двухэтажное здание, построенное в 1965 году.

• Российский научный фонд (№ 14, стр. 3). 
Ансамбль зданий Опекунского совета на Солянке – один из лучших образцов московского ампира - был построен в 1823-1826 годах по проекту архитекторов Доменико Жилярди и А.Г. Григорьева.
Первоначально ансамбль состоял из главного дома и двух симметрично расположенных флигелей, которые торцами выходили на красную линию улицы Солянка. Между домом и флигелями располагалась ограда с двумя парадными воротами, пилоны которых украшали фигуры львов. За домом, в глубине двора, располагались хозяйственные постройки. Во второй половине 1840-х годов архитектор М.Д. Быковский объединил встройками главный дом и боковые флигеля и частично изменил архитектуру фасадов и оформление интерьеров здания.
Главный фасад здания Опекунского совета выделен торжественным восьмиколонным портиком ионического ордера; портик, опирающийся на аркаду, высоко поднят, к нему ведет парадная лестница. Изначально лестницу украшали две большие скульптурные фигуры, утраченные, вероятно, при перестройке 1840-х гг. Здание увенчано куполом на широком барабане с полуциркульными окнами, оформленными барельефами с изображением парящих слав. На фасадной стене за колоннадой портика помещен фриз с изображением играющих детей, выполненный известным мастером И.П. Витали.
Оформление парадных интерьеров здания отличается лаконизмом, утонченностью и, вместе с тем, создает торжественный образ общественного значимого учреждения, каким был Опекунский совет. Главный парадный зал – зал заседаний Совета – перекрыт высоким цилиндрическим сводом и украшен потолочной росписью, выполненной художником П.Руджио. Все помещения центральной части здания перекрыты сводами - перекрытия были сделаны каменными, а не деревянными, что бы защитить хранящиеся здесь денежные сбережения и ценные бумаги в случае пожара.
Опекунский Совет был учрежден в 1763 году как орган управления благотворительными заведениями Российской Империи, в первую очередь Воспитательными домами в Москве и Петербурге (поэтому неслучайно здание московского Опекунского совета было построено рядом с владением Воспитательного дома). Первоначально существовало два Совета – в Петербурге и в Москве. С 1797 года оба совета были переданы под попечительство императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). В 1828 году оба совета были переданы в ведение IV Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое позже стало именоваться Ведомством учреждений Императрицы Марии. В 1873 году оба Опекунских совета, а также Главный совет женских учебных заведений были объединены в один исполнительный орган – Опекунский совет учреждений Императрицы Марии. Совет ведал не только Воспитательными домами, сиротскими институтами, больницами и другими ведомствами государственного призрения, но распоряжался и финансами – в его ведении находились Ссудная касса, Сохранная и Вдовья казна и др. После февральской революции 1917 года дела Опекунского совета были переданы в новосозданное Министерство государственного призрения, которое в свою очередь было упразднено после прихода к власти большевиков.
В раннесоветские годы в здании московского Опекунского совета размещался Дом труда, в 1944 году оно было передано Академии медицинских наук СССР. Сейчас здание принадлежит Российской академии медицинских наук.
В 2000-х годах была проведена реставрация фасадов здания, в результате которой был восстановлен лепной декор главного фасада - герб с двуглавым орлом во фронтоне, барельефы с изображением парящих слав на куполе, а также надпись «Опекунскiй совѣтъ».

Здание Опекунского совета построено архитекторами Д. Жилярди и А. Григорьевым в 1846–49 гг.

Опекунский совет являлся органом административного управления Воспитательного дома. В его ведении находились сиротские приюты, больницы, лазареты, богадельни, средние специальные учебные заведения.

В 1944–2014 гг. здесь размещалась Российская академия медицинских наук.

• Школа № 1650 (№ 14а). 

Впервые создана как Поликультурный центр в 1990 году. 

В этом здании – с 1994 года.

До 2013 года – «Первая московская этнополикультурная школа» .

С 2013 года согласно Распоряжению 07.10.2013 г. «Об утверждении уставов Государственных бюджетных образовательных учреждений города Москвы» школа получила наименование Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1650.

• Бывшая городская усадьба Боковых (№ 15/18, начало 19 века).

• Выставочно-деловой центр частных коллекций (№ 16). 

До 1940-х гг. на этом месте был райотдел НКВД, на который во время войны упала бомба. 

После этого образовался пустырь, на котором возвели классическую московскую стекляшку с кавказской закуской. 

По уровню популярности и признания заведение, конечно, уступало пивняку на Дорогомиловской, шашлычной на Покровке, или кафе на Пресне. Позже стекляшку снесли. 

До апреля 2008 г. здесь была шашлычная (сгоревшая) и довольно много деревьев.

Жилые дома:

6 этажей (№ 1/2, стр. 1 и 2; начало 20 века, бывшие доходные дома Московского купеческого общества на месте бывшего «Соляного двора»). 

Комплекс доходных домов Варварского общества домовладельцев. Необычайно масштабный ансамбль шестиэтажных жилых домов с помещениями для магазинов в первом этаже выстроен в 1909—15 гг. архитекторами В. Шервудом, И. Германом и А. Сергеевым на месте старого «Соляного двора». 

Занимает огромную территорию между Солянкой и улицей Забелина, состоит из больших корпусов с двумя внутренними дворами-колодцами и проездами, огибающими основной прямоугольный блок здания. Отличается единством и согласованностью архитектурного решения как в композиции фасадов, так и в оформлении открывающихся благодаря проездам перспектив. Монументальные формы здания удачно подчёркивает внушительный декор в стиле неоклассицизма. Главный фасад, обращённый к улице Солянке, увенчан в центре массивным, лаконичным аттиком с рельефными фигурами мифологических богинь; в оформлении фасадов по улице Забелина и вдоль внутренних проездов масштабные арочные проёмы, пластичные скруглённые эркеры и балконы в стиле модерн удачно сочетаются с плоским рустом, тонко проработанными лепными барельефами, медальонами и другими декоративными деталями, напоминающими формы московского ампира.

В XVII веке на Яузской дороге, на Кулишках, недалеко от Варварских ворот Китай-города был устроен Соляной двор. Представлял он собой замкнутое каре, обнесенное каменной оградой с парадными въездными воротами с башенками. Под двором располагались обширные подвалы для хранения соли.
В начале XX века все строения Соляного двора снесли, и на его месте Московское купеческое общество начало строительство комплекса шестиэтажных доходных домов по проекту архитекторов В. Шервуда, И. Германа, А. Сергеева. Под зданиями были устроены двухуровневые подвалы, которые предполагалось использовать в качестве складских помещений (старые соляные подвалы были при этом полностью вырыты). Для удобства подвоза и хранения товаров в подвалах были предусмотрены широкие подземные проезды для гужевого и автомобильного транспорта, устроена система вентиляции, вдоль стен домов располагались световые окна из стеклянной плитки для естественного освещения. Первые этажи с большими витринными окнами предназначались для размещения магазинов, верхние этажи – для квартир.
Строительство проходило в два этапа. Первая очередь была завершена к 1912 году. Полностью комплекс сдали в эксплуатацию в 1915. Между корпусами был устроен внутренний проезд и разветвленная сеть дворов-колодцев. Дома решены в неоклассическом стиле, с использованием классических ордерных форм. Аттик дальнего корпуса, обращенного парадным фасадом к Солянке, украшен фигурами Слав с венками в руках, поэтому жилой комплекс часто называют «дом под ангелами». У него есть и иные расхожие названия: «Соляной дом» или «Серый дом на Солянке».

После революции комплекс остался жилым.

Соль в 16 веке была дорогой, поэтому вся территория была окружена мощными стенами. Сеть подвалов и разветвленных подземных ходов, оставшихся от соляного двора были очевидно разрушены при строительстве этих доходных домов. А нынешние подвалы – новодел.

Достопримечательности:

Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, что в Кулишках (на Стрелке) (№ 5/2).

Выставочный зал «На Солянке» (№ 1/2, стр. 2).

Выставочно-деловой центр частных коллекций (№ 16).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Китай Город» пешком, на автобусах №№ К, 158 и троллейбусах №№ 45 и 63 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий