понедельник, 24 октября 2016 г.

улица Остоженка

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от площади Пречистенские Ворота (на Бульварном кольце) до Крымской площади (на Садовом кольце). 

Недалеко – Москва-река. 

Метро «Кропоткинская» (у начала улица) и «Парк культуры» (у конца улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.

История:

В 14 в. в районе улицы были дворцовое село Семьчинское и женский Алексеевский монастырь. Территория у Москвы-реки была занята покосами — «остожьем» (отсюда название). 

В середине 16 в. эта местность была взята в опричнину. 

В 1584 г. основан Зачатьевский монастырь. 

В 1612 г. на Остоженке находился стан Д. Пожарского. 

В 17 в. построены каменные палаты (д. 2). 

В 17-18 вв. часть участков близ Остоженки перешла в руки дворян, с фамилиями которых связаны наименования некоторых примыкающих к Остоженке переулков (Всеволжский, Еропкинский, Лопухинский, Хилков). 

В конце 18 в. построен д. 38 П. Еропкина (дом Еропкина); с начала 19 в. до 1917 г. в нём размещалось Коммерческое училище, в котором учился И. Гончаров (мемориальная доска). В этом доме родился С. Соловьёв (мемориальная доска). Ныне в нём расположен Московский линвистический университет. 

В начале 19 в. построен д. 49 — городская усадьба Лошаковского-Всеволжского, где жили М. Бакунин, братья Киреевские и др. В д. 37 (1819) в 40—50-х гг. останавливался И. Тургенев (мемориальная доска). В д. 53 во второй половине 19 в. — 1917 г. был Катковский лицей (ныне Университет международных отношений, МГИМО). Лицейский сад в 1936 г. был отделён от здания проездом, проложенным к старому Крымскому мосту. 

Рядом со зданием лицея в 1935 г. сооружён павильон метро «Парк культуры». 

В конце 19 — начале 20 вв. на Остоженке появились особняки и доходные дома: д. 5 (1915, архитектор В. Воейков), д. 7 (1898—1903), д. 40 (1914, архитектор Н. Жерихов) и др. В 1901—02 гг. построен д. 21 (архитектор Л. Кекушев). Дом 36, орнаментированный в псевдорусском стиле, построен в 1890 г. (архитектор Я. Антонов) для Совета детских приютов, в начале 20 в. в нём помещалась бесплатная детская больница, в которой работали врачи Н. Филатов, П. Дьяконов, Л. Лёвшин. 

В 1933—35 гг. на улице открытым способом шло строительство первой линии метро. 

В д. 1 (1929, архитектор Н. Попов) в 1930-х гг. находились редакции Большой Советской, медицинской и технической энциклопедий. 

В 1960 г. Остоженка соединена Комсомольским проспектом (эстакада через Садовое кольцо) с юго-западом города.


Улица названа в 17 веке по старинному урочищу Остожье, т. к. здесь, в низменной, пойменной местности на берегу Москвы-реки, находились луга и покосы, обычным элементом ландшафта были стога сена.

В 17 веке на Остожье находилась царская Конюшенная слобода и Остоженский (Остожный) государев конюшенный двор.

В 1935–1986 годах – Метростроевская улицу (в связи с прокладкой здесь открытым способом участка первой очереди московского метрополитена).

Остоженка идет от площади Пречистенских ворот до Крымской набережной.
Первые упоминания об этой местности восходят к XIV веку, тогда здесь проходила дорога к одному из древних подмосковных сел – Семчинскому. Здесь находились заливные луга, на которых паслись великокняжеские кони, тут же заготавливались стога сена, от чего и пошло название Остожье. Здесь располагались Конюшенная и Стадная слободы и Конюшенный остожный двор.
В XVI веке при Иване Грозном эта территория вошла в область опричнины. Улица стала заселяться представителями московской знати. Аристократический характер улицы усилился в XVIII – начале XIX вв., когда 80% всех домовладений принадлежали дворянам. Но в середине XIX века из-за оскудения этого сословия дома переходили или в казну, или к купеческому сословию, и улица потихоньку теряла свой классический стародворянский облик. В начале XX века на нее обратила внимание буржуазия, здесь начали строиться доходные дома и особняки в ставшем тогда популярным стиле модерн. И в наше время они являются украшением улицы. Но случилась Октябрьская революция, и Остоженка так и не успела приобрести новый буржуазный облик.
В 1935 г. улице дали название Метростроевская, в честь первых строителей Московского метрополитена. На ней открытым способом строилась первая линия метро. В 1986 г. улице было возвращено историческое название.
Сегодня Остоженка застроена кварталами новостроек по проектам известных современных архитекторов и считается одной из самых дорогих жилых улиц мира.
КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ул. Остоженка, д. 38. 
Вот уже около 250 лет стоит на Остоженке дом, некогда принадлежавший московскому губернатору П.Д. Еропкину. Желтый особняк с портиком из десяти колонн с коринфскими капителями построен по канонам классицизма.
ДОХОДНЫЙ ДОМ Я.М. ФИЛАТОВА Остоженка ул., д.3/14, стр.1.
По легенде, дом построен как памятник борьбы с алкоголизмом.
ДОХОДНЫЙ ДОМ А.И. КЕКУШЕВОЙ Остоженка ул., д. 21. 
Возможная резиденция булгаковской Маргариты и постоянная – Оборонного ведомства Египта.
ДОХОДНЫЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА Л. КЕКУШЕВА Остоженка ул., д. 19. 
Этот дом известен как адрес архитектора Льва Кекушева, однако в 1901 г. соседний дом 19 также принадлежал архитектору. Здания считались единым владением – доходным домом самого архитектора. Здание было построено через два года после особняка самого архитектора и записано на жену архитектора Анну Ионовну.
ДОХОДНЫЙ ДОМ ГРЯЗНОВА Остоженка ул., д. 17, стр. 1. 

Это доходный дом, построенный в 1901 г. по заказу крупного чаеторговца В.И. Грязнова. Проект здания принадлежал известному архитектору Л. Кекушеву. В 1920-е годы здесь разместилась больница, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь умер патриарх Тихон в 1925 году.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Парк культуры» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по расположенному недалеко от станции Центральному парку культуры и отдыха имени Горького; станция имеет два выхода в город по лестницам через наземные вестибюли — один (в виде ротонды с колоннами) выводит на улицу Остоженка, а второй, общий с одноименной станцией Кольцевой линии — на Комсомольский проспект, Зубовский бульвар и Крымскую площадь; мелкая (глубина — 11 метров); станция — пересадочная: переход на одноименную станцию Кольцевой линии осуществляется через лестницы в южной части платформы и общий наземный вестибюль; станция колонная — колонны облицованы желто-коричневым мраморовидным известняком; путевые стены выложены белой керамической плиткой; на полу — серый гранит; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления станции нет; поскольку эта станция долгое время была конечной, то за ней расположены оборотные тупики, используемые также для технического обслуживания и ночного отстоя поездов).

Построенная открытым способом станция первой очереди, творение автора советских утопий Г. Крутикова.
Станция «Парк культуры (радиальная)» открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. Тогда это была одна из трех конечных станций метро. По проекту станция должна была носить название «Крымская площадь» или просто «Крымская», но была переименована в «Парк культуры имени Горького», несмотря на то, что сам парк находится достаточно далеко — на противоположном берегу Москвы-реки.
Архитекторы станции — Г. Крутиков и В. Попов. И если в конце 1920-х гг. Крутиков, один из любимых учеников Николая Ладовского, создавал утопические проекты вроде «Летающего Города», то уже в 1930-х занялся вполне реальным проектированием.
«Парк культуры» — колонная трехпролетная станция мелкого заложения, которая была построена открытым способом. Котлован был вырыт прямо на Крымской площади и, для сохранения движения и спокойной жизни города, накрыт деревянным помостом, а строительные работы велись ночью.
Свод станции держат два ряда колонн, покрытых крымским желтоватым мрамором. Напротив каждой колонны на путевых стенах, которые облицованы белой фарфоровой плиткой, находятся темно-розовые пилястры. Над платформой — четыре переходных мостика, два из которых ведут к наземному вестибюлю на Крымской площади, другие два — к вестибюлю на Остоженке.
Как и многие станции московского метро, «Парк культуры» претерпела некоторые изменения. На платформу, которая изначально была заасфальтирована, положили черный гранит. Освещение станции обеспечивалось оригинальными массивными люстрами над платформой и полусферическими плафонами над путями. В 1960-е гг. люстры заменили люминесцентными лампами, а плафоны просто демонтировали.
Не сохранился также и южный павильон станции: в 1949 г. на его месте выстроили новый вестибюль, общий со станцией Кольцевой линии. Северный же павильон был построен по проекту Н. Колли и С. Андриевского и сохранился до наших дней с незначительными изменениями. Он выходит на ул. Остоженка и представляет собой небольшую ротонду с остеклением по всему периметру и внешней колоннадой. В вестибюле этого павильона находятся две дугообразные парадные лестницы, а на стене лестничного спуска — мозаичное панно, изображающее Максима Горького.
Интересно, что название «Парк Культуры имени Горького» было сокращено только в 1980 г. в преддверии Олимпиады-80 из-за того, что названия станций в период проведения Олимпиады объявлялись на английском языке. С тех пор станция и называется «Парк культуры».
• Главный дом бывшей усадьбы (палат) Римских-Корсаковых (№ 4, 19 век, здесь некоторое время квартировал Петр Чайковский; в 1970-80-е годах тут располагались некоторые отделы Всесоюзной Книжной палаты и ЦБНТИ по печати).

Палаты построены не позднее 1740-х годов. 

В 1717 году на этом участке располагается каменное здание. 

Планы частных владений середины - второй половины 18 века фиксируют наличие на этом участке палат. Самый ранний из этих планов датируется около 1749 годом. Было ли здание, расположенное на этом участке в 1717 году, палатами или каким-то другим, более ранним домом, пока неизвестно. 

К 1756 году палаты приобрели П-образную форму.

В 1816-1817 гг. Н. Римский-Корсаков перестраивает палаты. В связи с тем, что часть здания выступает за красную линию улицы Остоженка, эта часть разбирается. Палаты преобразуются в одноэтажный особняк в стиле ампир на полуподвале, с каменным мезонином из 5 окон, очертания которого читаются в современном объеме здания.

В середине 19 века здание используется как доходный дом. 

В 1850-х годах в нем проживала семья артистов Малого театра: Сергей Васильев и его жена, Екатерина Васильева (Лаврова). Супруги Васильевы были друзьями А. Островского, первыми исполнителями ролей во многих его произведениях. Островский называл Васильева «самым желанным исполнителем» ролей в своих пьесах.

В 1860 году владение принадлежит жене коллежского секретаря Клавдии Полонской. При ней здание частично перестраивается: нижний полуподвальный этаж переделывается в жилой, мезонин разбирается, над всем домом возводится второй этаж. Со двора пристраивается галерея.

В конце 1860-х – начале 1870-х гг. квартиру тут снимает музыкальный критик, профессор московской консерватории Н. Кашкин. В гостях у него часто бывает композитор П. Чайковский.

В 1877-1889 годах владельцем является купец Герман Кипман. При нем здание перестраивается в последний раз. 

В 1880 году разбирают построенную в 1860 году галерею, на ее месте по проекту архитектора В. Завьялова возводится трехэтажная каменная пристройка, а в 1883 году – еще одна трехэтажная каменная жилая пристройка, по проекту архитектора Желтухина.

В 1970-80-е годах тут располагались некоторые отделы Всесоюзной Книжной палаты и ЦБНТИ по печати.

В настоящее время здание имеет облик, который оно приобрело в 1883 году. Главный фасад сохранил раннюю ампирную композицию в 11 оконных осей, центральная часть выделена креповкой. Окна главного и юго-западного фасада обрамляют профилированные штукатурные наличники, карнизы венчают профилированные штукатурные карнизы, выполненные в духе эклектики. Наличники окон, выходящих во двор, более простые. Подвал (полуподвал) здания белокаменный, первый и второй этажи сложены из кирпича. 

В здании в основном сохранилась планировка помещений второй половины 19 века (в частности, анфилада парадных комнат), а также ценные элементы внутренней отделки интерьеров, такие, как угловые печи, потолочный лепной декор, паркет и др.

Палаты Римских-Корсаковых до настоящего времени полностью не исследованы. Расположенные на соседних участках по адресу Пречистенка, д. 1/2 и д. 3, стр. 1 «Палаты, XVII в.» («Красные палаты» и «Белые палаты») были выявлены лишь в 1972 году под поздними фасадами, уже после того, как было принято решение об их сносе. Это здание является не менее ценным, включая в себя палаты 18, а, возможно, даже 17 века.

На участке запланировано строительство многофункционального комплекса с апартаментами на 55 номеров, коммерческими площадями и подземной парковкой. Уже сейчас владения обнесены строительными лесами и обложены бетонными блоками, как это обычно бывает перед сносом.

• Руины бывшего доходного дома Чилищевой (№ 6, стр. 1). 
Дом был построен в 1816 году сенатором Мухановым в усадьбе, ранее принадлежавшей роду Римских-Корсаковых. 
Перестроен в стиле ампир в 1847 г. архитектором В. Громовским и в 1870 г. в формах эклектики по проекту архитектора Н. Гущина.

Фасады хорошо сохранили первоначальную композиционную структуру и элементы поздней декоративной отделки. Наиболее интересен главный фасад, включающий черты ампирной композиции. Комплекс — ценный элемент исторической среды заповедной зоны «Улица Пречистенка».

Остоженка, 6 – мемориальный адрес художника Василия Сурикова. В последней трети 19 века в доме помещались меблированные комнаты «Париж». Художник, работая над композицией «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя, зимой 1877–1878 гг. поселился в этом доме, поблизости от храма. В одном из писем в Красноярск он просит родных прислать ему сюда «сушёной черёмухи: здесь всё есть – и виноград, и апельсины, и слива, и груши, а её, родной, нет!».

Первый московский адрес писателя Василия Аксёнова, который проживал здесь в коммунальной квартире № 64 в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Дом № 6 описан В. Аксёновым в повести «Звёздный билет» следующим образом: «До революции наш дом назывался «меблированные комнаты „Барселона“». В этом «доме с четырьмя лестницами и четырьмя дверями» был «внутренний четырёхугольный двор», в центре которого был «маленький садик», а на улицу «выводил низкий мрачный тоннель». Коммунальную квартиру автор называет «нашей доброй старой „Барселоной“», «тёплым и тёмным, скрипучим, всем чертовски надоевшим и каждому родным логовом».

Меблированные комнаты «Париж» присутствуют в романе Аксёнова «Любовь к электричеству» (1971 г.), посвящённом Леониду Красину: по «бесконечным извилистым и тусклым коридорам» меблированных комнат «Париж», «где один воин может успешно обороняться от целой сотни янычар», шли с огромной суммой денег два революционера – Виктор Горизонтов и Илья Лихарев. Они сняли там комнату, чтобы пересчитать экспроприированные деньги и передать их на партийные нужды.

Дом сгорел в 2003 году. Первый этаж действует.

Дом обладает статусом исторически ценного градоформирующего объекта в охранной зоне, который позволяет реконструкцию с сохранением ценных элементов, но не предполагает возможности сноса.

Зимой 2017 г. дом № 6 и соседний дом № 4 (палаты Римских-Корсаковых) обнесли усиленными лесами и обложили бетонными блоками, как это обычно бывает перед сносом. Расстояние между блоками и стенами зданий исключает возможность проведения предписанных градостроительным регламентом реставрационных работ на фасадах.
• Офисы (№ 6, стр. 2).

• Бывший доходный дом (№ 8, стр. 1). 5 этажей.

Здание построено в 1901 году как доходный дом. Архитектор О. Шишковский. 

• Офисы (№ 8, стр. 2).

• Офисы (№ 8, стр. 3).

• Офисы (№ 10/2, стр. 1). Трехэтажный, кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Азбука звука», аптека.

Бывший жилой дом 18-19 веков.

• Бывший доходный дом Н. Соколова (№ 12/1, стр. 1). 3 этажа.

Построен в 1874 году. Архитектор Н. Делекторский. 

• Мультимедиа Арт музей (московский дом фотографии) (№ 16; с 2003 года). «В этом доме В.И.Ленин выступал на совещании работников Московской партийной организации в марте 1906 г.».
Многоэтажный музейный комплекс, вписанный в старую архитектуру улицы. 
Открыт в 2003 году (преобразован их МДФ). 
Директор музея Ольга Свиблова.

В доме на углу Остоженки и Лопухинского пер. 16 января 1853 года родился философ Владимир Соловьев, сын историка Сергея Соловьева.
На конспиративной квартире в этом доме в марте 1906 года прошло расширенное заседание Московского комитета РСДРП, на котором произнёс речь о подготовке к IV (Объединительному) съезду партии В. Ленин. В память об этом событии на здании была установлена мемориальная доска.

В составе здания со стороны Лопухинского пер. – доходный дом Ремизовых, построенный в 1910—1911 годах по проекту архитектора И. Машкова. 
Музей "Московский дом фотографии" основан в 1996 г. 
Это первый российский государственный музей, специализирующийся в области искусства фотографии. 
В 2001 году преобразован в Государственное учреждение культуры и образования "Мультимедийный комплекс актуальных искусств".
Комплекс включает в себя три структурных подразделения:
1. Музей "Московский дом фотографии", фонды которого составляют более 80 000 единиц хранения фотографических отпечатков и негативов, охватывающих историю развития российской фотографии от 1850 гг. до наших дней
2. Школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко, открывшаяся в 2006 г.
3. Мультимедиа Арт Музей, в коллекцию которого входят видеоинсталляции и произведения, созданные с использованием новейших мультимедийных технологий.
Осенью 2010 года после нескольких лет реконструкции Мультимедийный комплекс актуальных искусств вернулся в свое здание, общая площадь которого после ремонта и реставрации составляет около 9 000 кв.м.
В здании разместились фондохранилища, оборудованные в соответствии с современными нормами музейного хранения, реставрационная мастерская, публичная библиотека по фотографии и современному искусству, фотолаборатория, учебная фотостудия для детей и подростков. Площадь выставочных залов музея составляет около 2 500 кв.м. В комплексе имеется конференц-зал на 130 человек. В музее также есть эксплуатируемая крыша площадью 400 кв.м. с прекрасным видом на улицу Остоженка и Зачатьевский монастырь.
В новом здании, легком и динамичном, продолжаются все программы, на протяжении 14 лет осуществляемые музеем "Московский дом фотографии":
– организация фотовыставок российских и зарубежных фотографов;
– фестивали "Мода и стиль в фотографии" и "Фотобиеннале";
– программа "Классики российской зарубежной фотографии";
– программа "Фотолетопись России";
– ежегодный конкурс "Серебряная камера";
– развитие и научное описание музейной коллекции музея "Московский дом фотографии".

• Бывший доходный дом В. Грязнова (№ 17, начало 20 века). 


До реставрации 2000 х годов дома 17 и 19 по Остоженке смотрелись одним зданием. Так и было в 1920 е, когда здесь открылась клиника. Однако дом 17 – это самостоятельный доходный дом, построенный в 1901 году по заказу крупного чаеторговца В.И. Грязнова. Проект здания принадлежал известному архитектору Л. Кекушеву.
В 1900 году семья Кекушевых приобретает участок на улице Остоженка, там архитектор планирует строить особняк для себя и своей жены. Соседом Кекушева становится В.И. Грязнов, который и поручает архитектору строительство доходного дома. В 1901 году в Управу был подан проект за подписью молодого архитектора С.С. Шуцмана, однако специалисты утверждают, что здание, безусловно, один из домов Кекушева. Шуцман был постоянным помощником Кекушева. К сожалению, этот талантливый, хорошо образованный архитектор рано потерял зрение. Однако Кекушев продолжал поддерживать его и обеспечивать заказами. Возможно, это и объясняет тот факт, что под проектом стоит фамилия не знаменитого мастера, а его помощника.
Дом Грязнова на Остоженке – это небольшое трехэтажное здание с полуподвалом. Фасад украшает легкий балкончик, а угловую более высокую часть здания – полукруглые окна с масками рыцарей. С правой стороны дом Грязнова вплотную примыкает к дому Кекушевой и смотрится единым целым.
С левой стороны дома сейчас разбит небольшой сквер. До 1935 года на этом месте стояла небольшая церковь Воскресения Словущего на Остоженке, и оформление фасада во многом перекликалось с этим соседом – к сожалению, сейчас это сочетание невозможно оценить.
В 1920 е годы дома 17 и 19 объединили, и их заняла одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь умер патриарх Тихон в 1925 году. В 1980 е годы на табличке около входа можно в клинику можно было прочитать «Стационар». В 2000 е годы доходный дом Грязнова отреставрирован и визуально отделен от соседнего здания.

Построен в 1901-03 годах в стиле модерна и неоклассики. Архитектор Л. Кекушев при участии С. Шуцмана.

• Бывший доходный дом А. Кекушевой (№ 19, стр. 1, начало 20 века). «Патриарх Московский и всея Руси Тихон (1865 - 1925) закончил свой земной путь в этом здании 7 апреля 1925 года. Доска установлена по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году».

Построен в 1902-03 годах в стиле модерна. Архитектор Л. Кекушев. 

Кекушев на одном участке спроектировал 2 дома, отличающиеся в стилевом аспекте, но находящиеся под одной крышей. 

Дом 17 – модерн и неоклассика, дом 19 – чистый модерн с любимыми для Кекушева ветками каштана. 

В советское время здесь находился кожно-венерологический диспансер.

Адрес Остоженка, дом 21 известен как адрес архитектора Льва Кекушева, однако в 1901 году соседний дом 19 также принадлежал архитектору. Здания считались единым владением – доходным домом самого архитектора. Здание было построено через два года после особняка самого архитектора и записано на жену архитектора Анну Ионовну.
Л. Кекушев и А.И. Болотова, дочь провинциального дворянина из Кременчуга, поженились в 1897 году, когда архитектор был уже заслуженным и состоятельным мастером. Семья переехала на Остоженку, где Кекушев построил особняк и два доходных дома: дом 17 (принадлежащий чаеторговцу В.И.Грязнову) и дом 19. Первый этаж арендовал Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаем.
Художественное оформление доходного дома Кекушевой нельзя назвать нарядным. С другой стороны, здание красиво в своей простоте и скромном декоре. Плавная линия карниза, традиционный для Кекушева небольшой балкончик над входом в магазин, спокойные линии оконных обрамлений делают дом интересным и незаурядным. Для декора Кекушев выбрал листья каштана, они обрамляют вензель владельцев дома на полукруглом аттике здания, они же заполняют картуши между окнами второго и третьего этажей.
Много споров и вопросов возникает вокруг вензеля владельцев: буквы «А» и «С». Возможно, буква «А» появилась при Кекушевых и означала Анна. После Кекушевых домом владел Сергей Астахов и вторая буква вензеля принадлежит ему.
В советское время дом был жилым, арку, сделанную при Кекушеве, заложили и там сделали вход в здание. Во время реставрации, проведенной в 2000 х годах, проездная арка была раскрыта, в ней установлены узорчатые ворота, стилизованные под модерн.

• Бывшие палаты Киреевского (№ 19, стр. 2). 

Первоначальное назначение этого дома до сих пор неясно. 

Высказывалось мнение, что палаты могли принадлежать стольнику Петра А. Римскому-Корсакову, вкладчику Зачатьевского монастыря, на чьи средства в 1696 году была построена противостоящая дому надвратная церковь Спаса Нерукотворного. 

Усадьба Римских-Корсаковых находилось где-то по соседству и в 1724 году для них была даже устроена специальная парадная лестница, ведущая из переулка на гульбище Спасского храма. Но декор палат больше напоминает административные или скромные жилые слободские постройки своего времени, для главного дома богатой усадьбы он явно простоват.

Известно, что в 1-й трети 18 века палаты принадлежали подъячему Симбирского приказа Григорию Левонову. 

На плане усадьба впервые зафиксирована в 1764 году, когда ее главным домом были П-образные палаты, сильно выступавшие за красную линию Остоженки. 

После пожара 1812 года «обгорелые палаты» были разобраны, и главным жилым домом стал дворовый корпус усадьбы. 

К 1815 году секунд-майор Бухвостов перестраивает здание — за счет разборки сводов была повышена высота парадного этажа (который, надо сказать, все равно остался довольно-таки низким и тесным), над ним был надстроен еще один жилой этаж. Внешне здание приобрело черты классицизма.

В декабре 1836 года дом приобрел коллежский регистратор, дворянин Петр Киреевский, славянофил и собиратель русского фольклора. С ним сотрудничали Пушкин, Гоголь, Рогодин, Даль, не исключено, что они посещали его усадьбу. Лето Киреевский проводил на Орловщине, зимой приезжал в Москву.

В начале 20 века дом сдавался под квартиры (полуподвал занимали кухня, дворницкая и прачечная), а в деревянном флигеле размещались Пречистенские рабочие курсы и районное Попечительство о бедных. 

В 1902 году архитекторами Кекушевым, Шуцманом и Ивановым был выстроен трехэтажный доходный дом по линии Остоженки, его нижний этаж занимал магазин «Чайная торговля Грязнова». 

В 1920-30-х годах в нем расположилась частная лечебница Бакунина. В 1922 году здесь скрывался от преследований ВЧК писатель Осоргин. Патриарх Тихон пребывал в ней (очевидно, в уличном корпусе) с 13 января до 7 апреля 1925 года, дня своей кончины. „Когда наступала весна, он любовался видом на монастырь и говорил: «Как хорошо! Сколько зелени и птичек»”.

24 ноября 2016 года Градостроительно-земельная комиссия города Москвы одобрила проект реставрации бывшего жилого дома под гостевой дом при Зачатьевском женском монастыре.

Здание снесено и заменяется новоделом.

• Бывший доходный дом Г. Бойдо (№ 20, начало 20 века). Построен в 1902 году. Архитектор Н. Жерихов – автор полусотни московских доходных домов.

В конце 1990-х годов дом был реконструирован с заменой перекрытий, в результате чего интерьеры потеряли большинство элементов первоначальной отделки. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

В середине 1990-х годов в особняке был сквот анархистов и хиппи, там проходили квартирные музыкальные концерты, а в конце 1990-х здание реконструировали с заменой перекрытий, в результате чего интерьеры потеряли большинство элементов первоначальной отделки. 

Сейчас, помимо жилых квартир, дом занимает свадебный бутик и ателье сорочек. 

• Бывший особняк А. Кекушевой (№ 21, начало 20 века). 

Построен в 1903 году в стиле эклектики. Архитектор Л. Кекушев при участии В. Кузнецова.

Первоначальный проект особняка был выполнен в 1900 году архитектором В. Кузнецовым. Его план лег в основу постройки, возводившейся под началом владельца – архитектора Льва Кекушева. Архитектурный образ дома был разработан им раньше для одного из заказанных С. Мамонтовым в 1899 году и неосуществлённых особняков. 

Про Кекушева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_891.html.

Здание напоминает средневековый европейский замок своей асимметричной композицией, элегантной разновысотностью объемов, романтической граненой башенкой с высоким шатром. Особая пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, орнаментальные рельефы говорят о явной принадлежности постройки стилю модерн. Кирпичные стены имеют разнообразную декоративную фактуру: русты, облицовка, белая штукатурка.

На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом.

Над щипцом главного фасада первоначально была размещена огромная скульптура льва, которая ныне утрачена. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки: деревянные филенчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.

Особняк на Остоженке А.И. Кекушевой, супруги известнейшего московского архитектора Льва Николаевича Кекушева, напоминает средневековый замок с ассиметричной композицией и высокой «рыцарской» башенкой. Для создания сложной композиции архитектор использовал объемы разной величины, украсив их затейливой лепниной с растительным мотивом, тщательно проработанной мастером. Сочетание розового и белого цветов в отделке дома, шатровая башенка, скругляющая угол дома, изящные оконные переплеты придают зданию особую романтичность. Некогда высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась.
На первых двух этажах дома располагались зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Внутренняя планировка дома характерна для модерна – все помещения сгруппированы вокруг парадной светлой лестницы, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании во многом сохранилась первоначальная планировка комнат и элементы отделки.
Для этого особняка Л. Кекушев использовал свой собственный проект, выполненный по заказу Саввы Мамонтова и «Северного домостроительного общества», которые планировали возвести дом на продажу в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы. Однако планам помешало банкротство Мамонтова, и Кекушев решил использовать проект для постройки собственного дома на Остоженке. Там как раз пустовал участок, где в 1900 году началось строительство дома по проекту архитектора В. Кузнецова, но по каким-то причинам было остановлено. Л. Кекушев частично использовал этот план для собственного жилья, которое было построено уже к 1903 году.
Здание часто попадает в число претендентов на дом, в котором М. Булгаков поселил свою Маргариту. Эта гипотеза основана на описании жилища героини: «готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка».
В 1960 х годах в доме размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики, сегодня – Оборонное ведомство Посольства Арабской Республики Египет.
Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Этот дом известен как адрес архитектора Льва Кекушева, однако в 1901 г. соседний дом 21 также принадлежал архитектору. Здания считались единым владением – доходным домом самого архитектора. Здание было построено через два года после особняка самого архитектора и записано на жену архитектора Анну Ионовну.
В настоящее время дом является жилым, а часть помещений находится в аренде у коммерческих структур.

— Служебные и подсобные помещения при особняке Кекушева (№ 21, стр. 2). Начало 20 века. 

Сохранена старинная планировка и отделка.

• ГУО МИД России (№ 23). 2 этажа.

• Бывший особняк Лыжина — Е. Карташова (№ 24; конец 19 – начало 20 веков). 

Двухэтажный дом с мезонином, выстроен в 1830-х гг.

В 1875-78 годах архитектор А. Обер перестроил его для купца Е. Карташева.

А свой эклектичный декор особняк приобрел в 1902 году, когда его заново отделывал новый хозяин Лыжин Александр – сын владельца текстильной фабрики в подмосковной Ивантеевке.

Хорошо сохранился вместе со своей великолепной лепниной.

В советское время тут был детский сад № 1048 от завода «Электролуч».

• Центр оперного пения Галины Вишневской (№ 25, стр. 1). 

Построен на месте парка.

• Нежилое здание (№ 26/1). 

Бывший двухэтажный жилой дом постройки 1837 года. 

В этом доме жили актеры Лавровы, Сабуровы, Васильевы.

• Представительство ООН в РФ (№ 28).

• Офисы (№ 30, стр. 1). Здание построено в 1886 году как доходный дом. Архитектор М. Г. Пиотрович. 3 этажа. На 1-м этаже – продукты, сбербанк, цветы и пр.

• Офисы (№ 30, стр. 2). 

• Офисы (№ 30, стр. 3). 

• Ресторан «Тифлисский дворик» (№ 32). 
История гостиницы «Тифлисъ» началась в 1993 году, когда на Остоженке открылся бар «Тифлисъ». 
Через 3 года к бару был пристроен ресторан с одноименным названием. 
Спустя еще некоторое время была построена гостиница «Тифлисъ».
• Отель «Кебур Палас» (№ 32, стр. 1; 2003 год постройки). 

Своим первым гостям она была известна под названием «Тифлис», но в 2006 году отель получил новое имя — «Кебур Палас». Грузинская фамилия владельца – Кебурия.

• Лингвистический университет (МГЛУ) (№№ 36/2 и 38/1; с 1930 года, дом бывшего генерал-губернатора Москвы Петра Еропкина, конец 18 века; в 19 веке в здании снимал квартиру профессор-историк С. Соловьев; на рубеже 19-20 веках здесь учились братья Николай и Сергей Вавиловы, будущие генетик и физик; с 2007 года в университете работает православный храм св. Марии Магдалины для учителей и студентов ВУЗа, который приписан к храму пророка Божия Илии в Обыденском переулке, этот храм был создан в 1817 году и действовал до 1919 года, а потом в его помещении заседал ученый совет ВУЗа, стены с росписями были закрашены и заштукатурены; свободного доступа в храм с улицы нет). «Памятник истории и культуры. Здание охраняется государством. В этом здании в 1820 году родился историк Сергей Михайлович Соловьев. Здесь с 1822 года по 1830 год учился русский писатель Иван Александрович Гончаров». «Здесь с 1931 по 1938 год работал видный деятель международного рабочего движения, швейцарский коммунист Фриц Платтен». «Здесь в суровые дни Великой Отечественной войны (июль 1941 г.) была сформирована Дивизия народного ополчения Фрунзенского района г. Москвы, которая за воинскую доблесть, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками была награждена правительственной наградой и получила почетное наименование: «Нижнеднестровская стрелковая Краснознаменная дивизия»». «Здесь в Императорском коммерческом училище учились естествоиспытатели братья Николай и Сергей Вавиловы».
Основан в 1930 г. как Институт новых языков на базе Высших курсов иностранных языков при Библиотеке иностранной литературы (их предшественник — частное учебное заведение, основанное З. Степановой ещё до 1917) и курсов при педагогическом факультете 2-го МГУ (с 1920 г.). МИНЯ (Малый Харитоньевский переулок, 4) готовил специалистов-педагогов (3 секции) и переводчиков. 
С 1934 г. получил статус педагогического института (Большой Трубецкой переулок, 16); с 1935 г. — Московский государственный педагогический институт иностранных языков (размещался по современному адресу, а также в Петроверигском переулке, 10), в 1938—41 гг. — 1-й МГПИИЯ. 
С институтом связана деятельность учёных-лингвистов Л. Щербы, А. Смирницкого, И. Мещанинова, М. Гухман, И. Рахманова, Г. Чернова и др., развитие ряда крупных исследовательских и методических школ. 
Современные статус и название с 1990 г.
Университет на 4 факультетах готовит преподавателей, лингвистов, переводчиков (16 языков), экономистов-политологов. В 1995 г. обучалось свыше 3,6 тыс. студентов. Научно-педагогический персонал около 800 человек, в том числе около 70 докторов наук. Подразделения послевузовского и дополнительного образования ежегодно принимают около 4 тыс. человек. 

При университете работает линвистический лицей. 

В библиотеке университета свыше 1 млн. учётных единиц, в том числе редкие иностранные издания. 

Главное здание университета — бывший дом Еропкина. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_833.html.

Это здание, изначально двухэтажное, было выстроено в 1764-72 годах архитектором М.Ф.Казаковым. Он сохранил при строительстве особняка фрагменты старинных палат, которыми владели еще в начале XVIII века кабинет-секретарь Петра I А. В. Макаров и князь Д.А. Кольцов-Мосальский. В 1771 году императрица Екатерина II за подавление чумного бунта пожаловала П.Д. Еропкину вотчины и 4000 крепостных душ, но он отказался, за что стал пользоваться еще большим уважением у москвичей. П.Д. Еропкин не принял также приглашения переехать в дом на Тверской, предназначенный для генерал-губернаторов, и остался жить в своем особняке. 
Помещения этого дома отличались необыкновенной роскошью, здесь была даже своя домовая церковь. Еропкины славились гостеприимством: всякий гость был радушно принят и накормлен. В этом особняке происходили блестящие балы, где нередко бывал в детстве А.С. Пушкин. После смерти своих хозяев дом перешел во владение племянников Еропкиных - Новосильцовых, а затем к князьям Гагариным. 
В 1806 году здание было продано за 35 тысяч рублей Московскому купеческому обществу, оно открыло Коммерческое училище для обучения детей мещан и купцов коммерции. Здесь преподавались не только профессиональные дисциплины, но и гуманитарные. Знаменитыми воспитанниками тех лет были физик С.И. Вавилов, писатель И.А. Гончаров, генетик Н.И. Вавилов и др. 
В 1807-1808-х годах архитектор Д. И. Жилярди здание перестроил и расширил. После пожара 1812 года дом пришлось восстанавливать. Здание приобрело третий этаж, классический фасад и портик. В 1817 году в здании была устроена церковь Марии Магдалины, где сейчас можно увидеть росписи Васнецова и Нестерова. В 1820 году здесь родился историк С.М. Соловьев. В 1847 году здание также получило пристройку для спален и классов воспитанников. Таким здание дошло до наших дней. 
Во время Великой Отечественной войны дом чудом уцелел - сброшенная во двор бомба оказалась начинена песком. После войны в сквере напротив был установлен памятник «Воину-ополченцу», посвященный тем, кто ушел отсюда на фронт. В 1930 году здесь был основан Московский институт новых языков. На протяжении многих лет название этого учебного заведения неоднократно менялось, и ныне здание носит имя Московского государственного лингвистического университета.


В 1808—1917 гг. в нём размещалось Коммерческое училище Ведомства учреждений императрицы Марии. 

В здании, где находились и квартиры преподавателей, родился историк С. Соловьёв (мемориальная доска). 

Здесь учились И. Гончаров (мемориальная доска), братья Н. Вавилов и С. Вавилов. 

В 30-х гг. в здании находился также Индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта. 

В 1941 г. здесь сформирована 5-я Фрунзенская дивизия народного ополчения, впоследствии Нижнеднестровская (на здании — мемориальная доска; в сквере — памятник ополченцам в Великой Отечественной войне). 

В 1971 г. возведён учебно-лабораторный корпус.

– № 36/2. Здание Московского совета детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ). Построено в 1889-1890 годах. Архитектор Я. Антонов.

– № 38/8. Дом московского губернатора П. Еропкина.

Генерал-аншеф П. Еропкин был назначен московским губернатором в 1771 году во время эпидемии чумы — в разгар охватившей город паники, во время бегства самих властей в пригороды. Сыграл решающую роль в подавлении т.н. «чумного бунта», подготовив приезд в Москву Г. Орлова.

Дом построен изначально двухэтажным в 1764-72 годы архитектором М. Казаковым. Он сохранил при строительстве особняка фрагменты старинных палат, которыми владели еще в начале 18 века кабинет-секретарь Петра I А. Макаров и князь Д. Кольцов-Мосальский. В 1771 году императрица Екатерина II за подавление чумного бунта пожаловала П. Еропкину вотчины и 4000 крепостных душ, но он отказался, за что стал пользоваться еще большим уважением у москвичей. П. Еропкин не принял также приглашения переехать в дом на Тверской, предназначенный для генерал-губернаторов, и остался жить в своем особняке.

Помещения этого дома отличались необыкновенной роскошью, здесь была даже своя домовая церковь. Еропкины славились гостеприимством: всякий гость был радушно принят и накормлен. В этом особняке происходили блестящие балы, где нередко бывал в детстве А. Пушкин. После смерти своих хозяев дом перешёл во владение племянников Еропкиных – Новосильцовых, а затем к князьям Гагариным.

В 1806 году здание было продано за 35 тысяч рублей Московскому купеческому обществу, оно открыло Коммерческое училище для обучения детей мещан и купцов коммерции. Здесь преподавались не только профессиональные дисциплины, но и гуманитарные. Знаменитыми воспитанниками тех лет были физик С. Вавилов, писатель И. Гончаров, генетик Н. Вавилов и др.

В 1807-1808-х годах архитектор Д. Жилярди здание перестроил и расширил. После пожара 1812 года дом пришлось восстанавливать. Здание приобрело третий этаж, классический фасад и портик. 

В 1817 году в здании была устроена церковь Марии Магдалины, где сейчас можно увидеть росписи Васнецова и Нестерова. 

В 1820 году здесь родился историк С. Соловьев. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_649.html.

В 1847 году здание также получило пристройку для спален и классов воспитанников. 

Таким здание дошло до наших дней.

Во время Великой Отечественной войны дом чудом уцелел – сброшенная во двор бомба оказалась начинена песком. После войны в сквере напротив был установлен памятник «Воину-ополченцу», посвященный тем, кто ушел отсюда на фронт. 

В 1930 году здесь был основан Московский институт новых языков. 

На протяжении многих лет название этого учебного заведения неоднократно менялось, и ныне здание носит имя Московского государственного лингвистического университета. 

• Музей И. Тургенева (№ 37/7, стр. 1; с 2009 года, бывший дом маркшейдера Н. Лошаковского, 19 век; в 1839-51 годах дом снимала В. Тургенева, мать писателя Ивана Тургенева. Тургенев останавливался в этом доме во время своих приездов в Москву). «В этом доме в 1840 - 1850 гг. жил И. С. Тургенев. Дом и события, в нем происходившие, описаны в повести «Муму»».

Дом на Остоженке построен в 1819 году. 
В 1833 году особняк приобрёл маркшейдер Н. Лошаковский. 

Характерная послепожарная постройка этого района – деревянный дом с изысканным шестиколонным ионическим портиком.

В 1839-51 годах дом снимала В. Тургенева (Лутовинова), мать писателя И. Тургенева. Тургенев останавливался в этом доме во время своих приездов в Москву. Он описал особняк в своей повести «Муму», где прототипом барыни стала Варвара Тургенева.

Здание было сильно перестроено, сохранился только холл. 

В советское время в этом доме была коммуналка — потому внутри перестроено всё. 

В начале 2000-х был сделан внутренний евроремонт и сделаны внутренние перекрытия. Сдавался под офисы. 

В 2009 году в здании открыт музей И. Тургенева.

Музей И.С. Тургенева (филиал Государственного музея А.С. Пушкина) в мемориальном доме на Остоженке был открыт для посетителей 9 октября 2009 года. В залах парадной анфилады комнат первого этажа особняка разместилась выставочная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве великого русского писателя. Дом, расположенный по адресу Остоженка, 37, хорошо знаком москвичам. Здесь с 1840 по 1850 гг. жила Варвара Петровна Тургенева, мать великого русского писателя И.С. Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у матушки на Остоженке и описал в повести «Муму» происходившие здесь события. Прототипами персонажей тургеневского произведения стали реальные лица, жившие в доме «барыни» – Варвары Петровны.

В связи с началом ремонтно-реставрационных работ с 7 сентября 2015 года Музей И.С. Тургенева закрыт для посещения.

В октябре 2015 года в доме Тургенева началась масштабная реставрация. Здание сильно изношено, без капитального ремонта уже не обойтись. Причём, обновят не только саму усадьбу, но и территорию вокруг неё. А ещё в планах создать на Остоженке культурно-досуговый комплекс.

Вокруг особняка будет сад. Появится памятник писателю. 

Реставрацию обещают полностью завершить в августе 2017 года.

• Бывшие склады и место продажи вещей, пожертвованных московскому совету детских приютов и учебные мастерские ремесленного приюта (№ 37/7, стр. 2; начало 20 века).

• Офисы (№ 37/7, стр. 3). 2 этажа.
• Памятник воину-ополченцу Фрунзенской дивизии
На этом месте в июле 1941 г. была сформирована 5-я дивизия народного ополчения Фрунзенского района столицы.
Скульптор: Л. Е. Кербель
Архитекторы: В. М. Датюк, С. С. Феоктистов
Год установки: 1967
На поля сражений отправились добровольцы — рабочие заводов «Каучук» и «Электросвет», фабрики им. Я. М. Свердлова и комбината «Красная Роза», а также других организаций и предприятий района. На передней грани блока высечен барельеф — суровое лицо солдата в каске, сдвинутые брови, рука, сжимающая автомат. Внизу блока цифры — 1941-1945.

• Бывший доходный дом М. Голубицкой (№ 42/2, 19 век). 

Построен в 1842 году. 

Перестроен в 1891 и 1899 годах по проекту архитектора Н. Струкова.

• Понизительная подстанция метро (№ 46, стр. 3).
• Бывший доходный дом причта Успенской церкви (№ 47, начало 20 века, церковь была снесена в 1934 году). 

Построен в 1914 году. Архитектор И. Машков.

• Бывший особняк А. Всеволжского (№ 49; начало 19 века, здесь бывал В. Белинский, жил М. Бакунин и братья И. и П. Киреевские). 

Деревянный, одноэтажный с антресолями, сооружён в 1817—25 гг. в стиле ампир. 

Отличается простым и чётким построением наружных объёмов, ясностью внутренней планировки. Неповторимое своеобразие дому придаёт сильно вынесенный портик с шестью приземистыми дорическими колоннами, поставленными на белокаменную террасу, обведённую балюстрадой; камерный масштаб делает строгое по облику здание уютным. 

От улицы глубокий участок отделяет кованая ампирная ограда. 

В интерьере сохранились угловая парадная спальня, гостиная и ряд других помещений парадной анфилады, вписанных в компактный прямоугольный объём здания.

Одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен генералом Кушипковым в 1817-25 годах в глубине узкого, вытянутого участка и отделен от улицы металлической оградой ампирного рисунка. Главный фасад оформлен шестиколонным портиком с нарядным лепным декором. 

Позже дом перешёл к А. Всеволожскому. 

В этом доме бывал В. Белинский, жил М. Бакунин и братья И. и П. Киреевские.

Небольшие размеры дома и характер портика, огражденного балюстрадой, придают зданию камерный оттенок. Внутри дом сохранил планировку и оформление части помещений: парадной анфилады, включающей спальню с колоннами и просторную уютную гостиную, выходящую в сад позади дома.

• Общественная приемная Службы внешней разведки (№ 51/10). ««Я смотрю на прожитую жизнь как отданную служению делу, в правоту которого искренне и страстно верю». Ким Филби. Филби Гарольд Адриан Рассел. 1912-1988».

Главный дом бывшей усадьбы Н. Косыревой – Абрикосовых. 

Построен в 1820-х годах. 

Перестроен в 1873 году по проекту архитектора М. Пузыревского и в 1914-16 годах по проекту С. Чернышёва. 

Здесь находится Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (пресс-бюро СВР). 

Имеется солидный подземный гараж, который хорошо видно с Остоженки.

• Дипломатическая академия МИД РФ (№ 53/2, стр. 1; бывший Катковский лицей для детей из богатых семей, конец 19 века). «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании с речью на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов». ««Будущность России огромна, но путь нелегок» Горчаков К 200-летию со дня рождения. Выдающийся дипломат и государственный деятель 1798-1883. Александр Михайлович Горчаков».

Недалеко от Провиантских складов, при спуске к Москве-реке до середины XVIII века находился Остоженский государев конюшенный двор. В начале XIX века конюшни сменили жилые строения. В глубине двора Жилярди выстроил ампирный дворец с 1818 года принадлежавший жене великого князя Михаила Павловича Елене Павловне. Позади дома к реке спускался обширный сад.
В 1875 году вместо дворца австрийский архитектор А.Е. Вебер выстроил существующий ныне дом, занимающий обширную территорию. Парадный фасад здания сместился, вместо выхода на Остоженку он развернут на Крымский проезд. Сад владения также переместился от реки за основной объем здания. В 1936 году он был отрезан от владения Новокрымским проездом. Часть его территории занимает ныне бассейн «Чайка».
Здание строилось специально для образцового мужского учебного заведения - Московского лицея Цесаревича Николая, получившего статус государственного. Первоначально он располагался на Б. Дмитровке, но после пожара было решено перевести его на новое место. Основал учебное заведение публицист М.Н. Катков, почему оно и имело неофициальное название Катковский лицей. Официальное наименование получил в честь старшего сына императора Александра II Николая, умершего в 1865 году. Во внутреннем дворе лицея, примыкая к корпусу с актовым залом, находился храм Николая Чудотворца.
По замыслу основателя, лицей должен был давать классическое гимназическое или лицейское образование для молодых людей из состоятельных семей, исповедующих христианскую веру. Лицеисты обучались по университетским программам на филологическом, физико-математическом и юридическом отделениях. Основную часть лицеистов составляли пансионеры, лишь немногие ученики были приходящими.
Из известных лицеистов можно назвать художников И.Э. Грабаря и А.Я. Головина, историка С.В. Бахрушина.
В феврале 1917 года лицей был преобразован в открытое высшее юридическое учебное заведение. В октябре того же года здание заняли юнкера. С крыши из пулемета они вели обстрел, обороняя Провиантские склады, куда прорывались большевики. Рядом с домом была устроена баррикада. После двухдневных боев юнкера были вынуждены отступить на Остоженку.
С 1918 года в бывшем лицее разместили Народный комиссариат просвещения РСФСР, руководимый А.В. Луначарским. В 1920 году Наркомпрос переехал на Сретенский бульвар. В 1921 году здесь открылся институт красной профессуры. В 1945 году его сменил Институт международных отношений. А с 1985 года по настоящее время здание занимает Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России, готовящая секретарей полпредств, вицеконсулов, атташе и референтов.


Недалеко от Провиантских складов, при спуске к Москве-реке до середины 18 века находился Остоженский государев конюшенный двор. 

В начале 19 века конюшни сменили жилые строения. В глубине двора Жилярди выстроил ампирный дворец с 1818 года принадлежавший жене великого князя Михаила Павловича Елене. Позади дома к реке спускался обширный сад.

В 1875 году вместо дворца австрийский архитектор А. Вебер выстроил существующий ныне дом, занимающий обширную территорию. Парадный фасад здания сместился: вместо выхода на Остоженку он развернут на Крымский проезд. Сад владения также переместился от реки за основной объем здания. В 1936 году он был отрезан от владения Новокрымским проездом. Часть его территории занимает ныне бассейн «Чайка».

Лицей был основан на личные средства публициста М. Каткова и его ближайшего друга и помощника, профессора П. Леонтьева, которые решили создать образцовое классическое учебное заведение. Значительные суммы внесли С. Поляков, П. Дервиз и другие московские предприниматели. В дальнейшем лицей получал государственные субсидии, а в 1872 году он официально стал государственным. Лицей был открыт 13 января 1868 года и был назван в честь рано умершего старшего сына Александра II — Московский лицей Цесаревича Николая.

Лицей представлял собой закрытое привилегированное мужское учебное заведение, в котором обучались дети из богатых дворянских и буржуазных семей. Он состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов с «профилями» юридическим, филологическим и физико-математическим. По сравнению с классическими гимназиями в нём были более обширны программы по древним языкам. В качестве преподавателей приглашались видные филологи-классики, в том числе, здесь в 1875-81 годах трудился Рудольф Вестфаль. В 1872–78 годах при лицее действовала Ломоносовская учительская семинария. Выпускники лицея стали крупными чиновниками и политическими деятелями России. По уставу 1890 года задачей Императорского лицея было дать общее среднее образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практической подготовке учителей для гимназий. По временному положению 26 апреля 1906 года университетские классы были организованы в объёме юридического факультета с четырёхлетним курсом.

После Февральской революции 1917 года Катковский лицей был преобразован в открытое высшее юридическое учебное заведение. 

В 1918 году в здании разместился Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР. Сюда не раз к Н. Крупской приезжал В. Ленин. 

В 1921-30 годах здесь находился Институт красной профессуры, позже – один из корпусов института международных отношений, а затем (и поныне) Дипломатическая академия МИД России.

Известна своими курсами иностранных языков.

• Отдел ДПС на спецтрассе № 5 (№ 53/2, стр. 2).

• Копировальный центр «Копирка Парк Культуры №2» (№ 53/2, стр. 4).

• Ресторан «Бакинский Бульвар» (№ 53, стр. 5). 
Ресторан «Касбар» располагался здесь до 11.05.17. 

• Московский научно-практический центр наркологии – Центр по профилактике и лечению табачной и нехимических зависимостей (№ 53а). 

Бывший наркологический диспансер № 14.

Жилые дома:

4 этажа (№ 1/9; 1926 год постройки; конструктивизм). Жилой дом Остоженского рабочего ЖСК.

4-6 этажей (№ 3/14, 1909 год постройки; модерн, «дом под рюмкой» – доходный дом купца Я. Филатова). 
По сути, по адресу Остоженка, дом № 3/14 находятся два дома, которые расположены на одном участке. До революции они принадлежали одному хозяину – купцу, потомственному почетному гражданину Я.М. Филатову, владельцу склада водопроводных и электротехнических принадлежностей. Четырехэтажное здание в левой части владения было построено в 1904 году архитектором Эрнстом‑Рихардом Нирнзее. 
Доходный дом справа, на углу Остоженки и 1‑го Обыденского переулка был возведен в 1907‑1909 годах по проекту зодчего В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Он представляет собой сложное сочетание архитектурных объемов с разнообразными по форме и силуэту завершениями. В первую очередь обращает на себя внимание колоколообразный купол над угловой башенкой, напоминающий перевернутую рюмку. Дом этот так и называют: «дом под рюмкой». С названием связана известная московская легенда. Якобы, заказчик дома купец Я.М. Филатов был большой любитель «заложить за воротник» и так преуспел в этом деле, что чуть было не пропил всё свое состояние. Но смог остановиться. И в знак этого попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Впрочем, это не более чем легенда, подобного плана навершия встречаются на многих московских строениях. После недавнего ремонта старая «рюмка» после была заменена современной – менее изящной, чем прежняя. 
Фасады здания выполнены в стиле модерн и насыщены стилизованными лепными изображениями различных морских чудовищ, рыбьих голов, обнимающихся русалок, раковин, водорослей, на стенах расцветают причудливые растения и павлиньи хвосты. Над окнами пятого этажа выделяется полоса керамического фриза, выполненного из красно-серой абрамцевской майолики. 
Дом на Остоженке – не единственный дом, построенный В.Е. Дубовским для семьи Филатовых. Валентин Евгеньевич возвел и знаменитый «дом с рыцарем» на Арбате (дом № 35), принадлежавший до революции супруге Я.М. Филатова Анне Тимофеевне. 
В советские годы в «доме под рюмкой» были устроены коммунальные квартиры.

Архитекторами шестиэтажной правой части дома являются В. Дубовский и Н. Архипов. 

Четырёхэтажная левая часть дома перестроена из более раннего сооружения в 1904 году архитектором Э. Нирнзее.

Здание представляет собой сложный конгломерат объемов, имеющих разнообразные по форме и силуэту завершения. Исследователи обычно выделяют лепное убранство этого здания – уникальное и больше нигде в Москве не встречающееся.

Особенно запоминается колоколообразный шатер над угловой башенкой – «рюмка», по которой дом и получил своё неофициальное название. Существует легенда, что Филатов построил дом на средства, появившиеся после того, как бросил пить. Он некогда изрядно пил, из-за этого чуть не потерял всё свое состояние, но потом одумался, дал зарок и прекратил пить. Дела его стали налаживаться и на появившиеся средства был построен этот доходный дом, а в знак этого опрокинул напоследок, чисто символически, последнюю чарку – установил на углу крыши «перевернутую рюмку». Журналистам «Московского еженедельника» такой ход не пришёлся по вкусу: „Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки”.

Нынешняя «рюмка» заменена при ремонте дома. Старая рюмка была поизящнее. Дом, в общем, сохранил свой первоначальный облик благодаря тому, что к началу массовой застройки улицы и соседних переулков элитным жильём, еще до возникновения понятия «золотая миля», он был в очень приличном состоянии. Коммуналки давно были раскуплены, и новые владельцы сами доводили квартиры до ума. Одну из коммуналок в «Доме под рюмкой» купил в начале 1990-х годов известный галерист Марат Гельман, а оформил её не менее известный архитектор Александр Бродский. 

8 этажей (№ 5/14). 1914 год постройки. 

Бывший доходный дом В. Баранова.

5 этажей (№ 7, стр. 1). Начало 20 века. 

Бывший дом Варваринского акционерного общества домовладельцев. 

В нынешнем Пожарском переулке в 1898 году по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова был построен один из корпусов огромного доходного дома «Варваринского акционерного общества домовладельцев».
Архитектор хорошо чувствовал пропорции и стремился преодолеть плоскостность, монотонность ритма фасадных композиций использованием двух рядов эркеров с левой и правой сторон фасада. Центральную часть он незначительно вынес вперед и на уровне четвертого и пятого этажей разместил арочную нишу на несущих колоннах с полукруглым балконом. Последний украшала изящная кованная решетка.
Дом «Варваринского акционерного общества домовладельцев» знаменит своими жильцами. Квартиры занимали: профессор Московской консерватории А.А. Ярошевский, редактор журнала «Математическое обозрение» И.И. Чистяков, инженер В.Г. Шухов, историк М.Д. Довнар Запольский, профессор Московского университета А.И. Абрикосов, экономист А.А.Мануйлов, биолог, основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Н.К. Кольцов. В доме по Пожарскому переулку в квартире 66 неоднократно бывал писатель М.А. Булгаков у своего близкого друга филолога Николая Николаевича Лямина.
Квартира Н. Лямина описана в романе «Мастер и Маргарита» в главе «Погоня»: поэт Иван Бездомный попал в «унылый, гадкий и скупо освещенный» переулок и «вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47». Бездомный вбежал на второй этаж и нашел эту квартиру: «В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз». Не найдя Воланда ни в ванной, ни на кухне, поэт схватил бумажную иконку и венчальную свечу и выбежал через черный ход во двор. Оттуда поэта понесло «в пустынный безотрадный переулок», ведущий к Москве реке, и «через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях».

Здесь жили: в 1903-04 годах инженер В. Шухов; в 1906—11 годах профессор Московской консерватории А. Ярошевский; в 1910—11 годах — В. Дриттенпрейс; в 1913—15 годах — редактор журнала «Математическое обозрение» И. Чистяков; в 1901 году — историк М. Довнар-Запольский, профессор Московского университета А. Абрикосов, экономист А. Мануйлов; в 1924—47 годах — историк В. Пичета; в 1915—40 годах жил биолог, основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Н. Кольцов; неоднократно бывал писатель М. Булгаков.

4-6 этажей (№ 11/17, 2009 год постройки). 

До 2007 года на этом месте находился снесённый дом Красовского. Сначала сделали вид, что оставят фасад, меняя только внутренние конструкции и коммуникации. Потом оказалось, что это не реконструкция, а завуалированный слом, с последующим строительством этого здания.

Элитный жилой дом клубного типа на 38 квартир. Здание состоит из пяти секций, в каждой из которых по две квартиры на этаже. На верхних этажах расположены квартиры большей площади, по одной на секцию, с террасами. 

3 этажа (№ 14/2, начало 20 века). Архитектор Константин Мельников. Ампир с некоторой примесью классицизма, да ещё прошедший через многочисленные реставрационные работы. На 1-м этаже – продукты, кафе и антикафе.

6 этажей (№ 22/1, начало 20 века, бывший доходный дом). «Выдающийся оперный певец Большого театра Союза ССР народный артист Российской Федерации Василий Родионович Петров жил в этом доме с 1902 по 1937 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_999.html.

Этот дом находится на участке, который во второй половине 18 в. занимало владение московского полицмейстера Н. Архарова. Главная усадьба, принадлежавшая в 1835-1837 гг. поэту Д. Давыдову, выходила на Пречистенку.

Доходный дом был построен в 1913 году. 

К сожалению, в 1930-е годы он лишился лепнины, а в 1960-е стерли глазурь с фасада. Кроме того, дом надстроили еще тремя этажами. Однако сохранились метровые стены, 4-метровые потолки и даже некоторые обитатели. 

Здание, когда-то трехэтажное, принадлежало французу-архитектору, его построившему, и купцу Аветисяну, профинансировавшему строительство и занимавшему в доме квартиру. 

При советской власти его квартира стала коммуналкой, но всегда жил кто-то из его наследников — тех, кто счастливо избежал репрессий. И сегодня этой квартирой владеет внучка домовладельца.

На четвертом этаже дома живет бывший тренер «Спартака» Романцев. А на первом — адвокат Кучерена, умудрившийся пристроить к дому гараж и разбить сад, который виден со двора.
5-9 этажей (№ 25, стр. 1, неоклассицизм; 2003 год постройки).

 Здание построено на месте единственного на Остоженке сквера.

Жилой комплекс «Опера-Хаус» представляет собой монолитное здание переменной этажности в стиле русского неоклассицизма. 

4-6 этажей (№ 27, кк. 1–3, 2004 год постройки). ЖК «Ретро-35». Комплекс представляет собой четыре малоквартирных особняка переменной этажности, объединённые камерным уютным двориком. 

4 этажа (№ 37/7, стр. 2). 

Здание, построенное по проекту архитектора Н. Какорина в 1901 году для складирования и продажи вещей, пожертвованных Московскому совету детских приютов, который распоряжался в то время соседним зданием. Здесь же находились учебные мастерские ремесленного приюта имени Великого князя Сергея Александровича (Сергиевского ремесленного приюта). 

В 2010-х годах жителей расселили. 

Идет реставрация под элитный пятиэтажный таунхаус.

6 этажей (№ 40/1, начало 20 века). На 1-м этаже – универсам «Перекресток», кафе, антикварный м-н и пр.

Построен в 1913 году как доходный дом. Архитектор Н. Жерихов. 

Реконструирован с внутренней перепланировкой в 1982-86 гг. 

Раньше тут был ресторан "Карпаччо" – самый дорогой в Москве, с роскошными унитазами.

5 этажей (№ 41, 1928 год постройки). 

Построен по уникальной технологии «П.КОССЕЛЬ А/О» (Пауль Коссель и Ко). Дом является первым в Москве и Советском Союзе многоэтажным и многоподъездным зданием, в конструкциях которого применялся монолитный железобетон.

Идет стр-во жилого комплекса «Golden Mile private residence» (№ 9/14). По проекту планируется возведение жилого комплекса в 6 этажей с сохранением фасадной стены исторического здания, построенного на этом месте в 1902 году. Весь жилой комплекс, кроме фасада, построен с нуля. Монолитное здание с плоской крышей отделано натуральным камнем и стеклом. В элитной резиденции 15 апартаментов свободной планировки площадью от 125 до 258 м² и два пентхауса с террасами и бассейнами, размер которых составляет 398 и 417 м². 

Старый дом был первоначально богадельней, опекаемой Зачатьевским монастырем. Естественно, была и домовая церковь. Фасад старого здания сохранен.

Идет стр-во жилого комплекса «Palazzo. Остоженка, 12» (№ 12/1, стр. 3). Здание построено в 1824 году, перестроено в 1855 и 1874 годах (архитектор С. Дмитриев). Ведется реконструкция в рамках жилого дома на 12 квартир.

Достопримечательности:

Мультимедиа Арт музей (московский дом фотографии) (№ 16).

Музей И. Тургенева (№ 37/7, стр. 1).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» и «Парк культуры» пешком и на троллейбусе № 31 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 2.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий