суббота, 8 октября 2016 г.

Денежный переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Хамовники и Арбат (ЦАО) от Большого Левшинского переулка до улицы Арбат. Проходит параллельно Смоленскому бульвару (Садовое кольцо) и недалеко от него. 

Рядом — комплекс зданий МИД России и метро «Арбат».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Большого Левшинского переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по существовавшей здесь слободе денежных мастеров Государева Монетного двора (граверы и чеканщики монет).

В 18 – 19 веках назывался также Денежной улицей, Ермоловым переулком, Плещеевым переулком (по местным домовладельцам) и Покровским переулком (по церкви Покрова в Лёвшине (была разобрана в 1930 году).

В 1933-1994 годах — улица Веснина (в честь архитектора-конструктивиста Л. Веснина (1880-1933), жившего тут в доме № 12.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 2). 

В 80-90-е годы на этом месте стояла электроподстанция.

• Бывшая городская усадьба Лодыженских — Загряжских — Рукавишниковых с главным домом и флигелями (№ 3, конец 18 – начало 20 веков). Относится к концу 18 - началу 20 века. 

Реконструирована в 1911 году архитектором В. Дриттенпрейсом.

• Филиал библиотеки им. А. Ф. Лосева (№ 4, стр. 8).

• Посольство Италии (№ 5; бывший особняк Сергея Берга; конец 19 века; после революции 1917 года – штаб-квартира Исполкома Коммунистического Интернационала; здесь работали Зиновьев, Троцкий и Бухарин, бывали Ленин и его жена Надежда Крупская).

На планах 1806 года на месте этого землевладения находилась постройка усадьбы, принадлежавшей графине Катерине Зотовой. Постройка сгорела в 1812 году во время пожара в Москве и была восстановлена в 1824 году. Позднее здесь стоял дом М. Загоскина. Построил он его на деньги, полученные после выхода романа «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». В этот дом к нему приходил Н. Гоголь в период, когда хотел стать артистом. 

В 1897 году участок был приобретён Сергеем Бергом, который решил возвести на этом месте каменный особняк по проекту архитекторов П. Бойцова, Ф. Мельгрена, А. Флодина и И. Гевенова в стиле неоклассицизма и необарокко. Строительство осуществлял архитектор К. Дулин.

В особняке С. Берга было необычно всё – и удивительная история, буквально потрясшая мир, и художественная ценность здания. Выбранный архитектором стиль сложной эклектики практически неповторим, смешать готику, барокко и модерн так, чтобы это вызывало восхищение – знак высочайшего мастерства. Изящно оформленные и богато декорированные анфилады комнат были ярким образцом гармонии и совершенства. Любопытно, что в центре столовой находился стол на тридцать персон, стоявший когда-то в Демидовском дворце в Петербурге. Наиболее любопытным элементом интерьера были осветительные приборы разнообразных и причудливых форм в стиле модерн.

Сергей Берг одним из первых в Москве провел в свой особняк электричество. Именно в его доме состоялся первый в истории города «электрический бал», о котором «король репортажа» В. Гиляровский вспоминал: „Она (жена Берга) была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам...”

История дома богата, как и его убранство. Супруги Берг придерживались либеральных взглядов. У них бывали видные политические деятели той эпохи, в частности, Александр Керенский. В 1917 году в особняке проводилось голосование в Учредительное собрание.

Именно в этом доме произошло событие, которое резко изменило расстановку политических сил в стране. В апреле 1918 года в особняке поселился посол Германии граф Вильгельм фон Мирбах-Харфф. 6 июля эсеры Яков Блюмкин и Николай Андреев, снабженные мандатами ЧК, вошли в здание посольства и, вызвав посла в Красный зал (парадную гостиную), выстрелили в него. Убийство Мирбаха послужило сигналом к мятежу левых эсеров. Несмотря на то, что уже вечером в бывший дом Бергов прибыл Ленин и, выразив соболезнование, обещал сурово наказать убийц, германское посольство вскоре покидает Москву. В том же году особняк становится штаб-квартирой Исполкома Коммунистического Интернационала. Здесь работали Зиновьев, Троцкий, Радек и Бухарин. Часто приходила сюда и жена Ленина Надежда Крупская. Последний раз исполком Коминтерна заседал в особняке в феврале–марте 1922 года.

После установления дипломатических отношений между Италией и Советским Союзом особняк Берга был передан в 1924 году дипломатической миссии Италии. В начале Второй мировой войны особняк Берга был передан на попечение посла Японии в Москве. В 1944 году дипломатические отношения были восстановлены. В 1949 году посольство вернулось в особняк Берга.


Городская усадьба Берга, великолепный особняк, ныне принадлежащий итальянскому посольству, был выстроен в Денежном переулке в конце XIX века.
Владение было приобретено текстильным промышленником, миллионером С. П. Бергом, у известного писателя, владельца богатейшей библиотеки, Михаила Николаевича Загоскина.
Каменная усадьба возведена в 1897 году по проекту архитектора Петра Семеновича Бойцова. К этому времени мастер был уже хорошо известен такими, например, постройками, как усадьба Владимира Храповицкого «Муромцево» во Владимирской губернии или усадьба Святополк-Четвертинского на Поварской улице.
Будучи эклектиком, Бойцов смешал в доме Берга совершенно разные стилевые явления, от готики и барокко до модерна, которые слились в единой гармонии и создали свой неповторимый стиль.
Пышные интерьеры особняка навевают атмосферу средневековья: роскошные потолки, деревянные панели, резные порталы готической формы, величественные арки. Одна из них ведёт в трагически известную Красную гостиную, где произошло событие, которое было способно повернуть историю в другом направлении. 6 июля 1918 года в особняке, где в тот год размещалось посольство Германской Империи, был убит посол Германии граф Вильгельм фон Мирбах. Убийцами Мирбаха оказались левые эсеры Блюмкин и Андреев. Предъявив удостоверения ВЧК и потребовав личной встречи с германским послом, они зашли в особняк и остались ждать его в той самой красной комнате. Именно здесь Блюмкин произвел несколько выстрелов из револьвера, ставших роковыми для посла. По другой версии, была брошена бомба. Террористический акт послужил поводом к так называемому мятежу левых эсеров. Согласно официальной точке зрения убийство посла было проведено левыми эсерами для того, чтобы спровоцировать выступление германской армии против большевиков.
Убийство Мирбаха – не единственное, чем известно здание. Особняк Берга был одним из первых московских домов, где было проведено электричество и установлен дверной звонок. Именно здесь по случаю новоселья Бергов состоялся первый «электрический бал», который преподнес московским дамам неожиданный сюрприз: они впервые разглядели свои лица при электрическом освещении – макияж же большинства гостей был рассчитан на привычные газовые рожки и лампы.
В настоящее время посольство Италии проводит в особняке вечера искусств, музыкальные концерты и художественные выставки. Усадьба до сегодняшних дней сохранила свою неповторимую чарующую ауру, а трагическая сцена в Красной гостиной навсегда вошла в мировую историю. Поговаривают даже, что в здании живет привидение, каждую ночь оно проплывает по просторным залам усадьбы и говорит на чистом немецком языке.
В 2016 г. в здании были проведены ремонтно-реставрационные работы. В частности, произведен ремонт оконных блоков и полов, паркета.
• Посольство Чили (№ 7, стр. 1). Особняк Г. и А. Бройдо - В. Бурдакова. Построен в 1910-1912 годах. Архитектор — гражданский инженер А. Зелингсон.

• Общественный фонд поддержки и развития отечественной культуры (№ 8).

• НТЦ «Энергосистемы» (№ 9/6; бывшая городская усадьба А. Поливанова, начало 19 века). «В этом доме жил с 1923 по 1933 гг. первый Народный Комиссар просвещения РСФСР, писатель, публицист А. В. Луначарский».

Один из самых известных памятников московского деревянного ампира. 

Усадьба возведена для А. Поливанова в 1822—23 гг. и включает главный одноэтажный дом с просторным мезонином и антресолями, одноэтажный флигель (надстроен мезонином в 1832) и соединившую их деревянную ограду по линии улицы с арочными проходами и монументальными, украшенными резьбой воротами (выполнены в 1954 г. по образцу типовых оград начала 19 в.). Своеобразие ансамблю придают выявленность деревянной фактуры его стен, отсутствие штукатурки и лепнины. Использована наружная обшивка досками, на углах имитируется горизонтальный руст, что подчёркивает строгость и простоту облика, чёткость граней и ясность объёмов. Центр уличного фасада главного дома выделен шестью пластичными колоннами тосканского ордера (первоначально они поддерживали балкон на уровне мезонина). 

В интерьере сохранены планировка и фрагменты первоначальной ампирной отделки (парные колонны, лепные карнизы, облицовка искусственным мрамором).


Здание 9 в Денежном переулке известно как дом Поливанова — по фамилии владельца, и является одним из памятников «деревянного классицизма» послепожарной Москвы. Недавно дом был отреставрирован.
Одноэтажный деревянный дом с колоннами на парадном фасаде и с мезонином был построен архитектором Григорьевым после пожара Москвы 1812 года. Дом полностью деревянный, однако заделан «под камень». Любопытно, что в античные времена классические ордерные формы были деревянными, после перешли в камень и только в послепожарной Москве снова обрели деревянную фактуру! Для более фешенебельного вида уютные деревянные особнячки обкладывали специальными досками с выемками, имитирующими камень. На специальном рынке даже продавались филенки с гипсовой лепниной и элементы деревянных колонн!Согласно нормам тех лет, владелец платил налог за дом по количеству этажей уличного фасада. Отсюда любовь московских домовладельцев к мезонинам. За такую якобы нежилую антресоль платить было не надо.
Дом построен поручиком А. К. Поливановым, который в 1822 году приобрел обгорелую усадьбу в Денежном переулке, и к началу 1823 года построил ныне существующий дом. Помимо главного дома усадьба включала одноэтажный флигель и соединявшую их деревянную ограду с монументальными воротами, украшенными резьбой.
Композиционный центр здания — шестиколонный портик тосканского ордера, типичный для домов «деревянного классицизма». От собратьев дом Поливанова отличается разве что отсуствием лепнины. В 1835-1836 годах в доме жил С. П. Жихарев — член литературного кружка «Арзамас», знакомый Пушкина. Исследователи считают, что и сам поэт мог бывать в этом доме.
После Октябрьской революции дом заселили жильцами. В годы Великой отечественной войны в доме находилась Всесоюзная школа радистов: тут денно и нощно шли занятия, после которых совсем юные девчонки и мальчишки уходили на фронт или оставались в Москве на специальных конспиративных квартирах.
После войны дом вновь стал жилым, однако его состояние вызывало опасения краеведов: пожар 2004 года буквально чудом не уничтожил памятник... Стараниями неравнодушных москвичей, собиравших подписи в защиту дома, здание удалось провести на реставрацию Сейчас дом Поливанова отреставрирован, ему возвращен его исторический цвет.

• Главный дом бывшей городской усадьбы М. Грачева — А. Толстого (№ 11, стр. 1; 2-я половина 18 – 19 века).


Небольшой деревянный особняк был построен в 1815 году для корнета А. В. Толстого. Изначально дом имел довольно скромный фасад, характерный для московского классицизма и был, скорее всего, облицован крашеными досками с простыми наличниками. В 1880-х годах его приобрел почетный гражданин Михаил Грачев по воле которого, согласно тогдашней моде, фасад стал более пышным и оштукатуренным. Появилась обильная лепнина, скульптура и сложный орнаментальный карниз. Инициалы владельца сохранились наверху во фронтоне.
Грачевы основали фабрику золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом 125 тысяч рублей, 87 рабочих и были с 1892 года придворными поставщиками. Фирма основана в 1866 году Гавриилом Грачевым. Дело продолжили сыновья - Михаил, Симеон и Григорий. Михаил Гаврилович Грачев был с 1892 года оценщиком Кабинета Его Императорского Величества и в 1889 году был награжден золотой медалью на Станиславовской ленте. А в 1897 году Грачеву присвоено звание потомственного почетного гражданина.
В дальнейшем в здании по адресу Денежный переулок д.11 размещались ведомства Министерства иностранных дел и различные государственные учреждения. Но несмотря на это здание сохранило бОльшую часть парадной отделки созданную при Грачеве.

Построен во 2-й половине 18 века.

Перестроен в 1820—30-е годы архитектором Н. Красновым, а существующий облик постройка приобрела в 1885–1886 годах, когда архитектор Николай Краснов изменил фасад старого усадебного дома по заказу нового владельца – Михаила Грачёва. Тогда фасад здания был украшен шестью небольшими кариатидами и пышной лепниной, а также увенчан фронтоном, в центре которого появился герб с вылепленными буквами "М" и "Г", соответствующими инициалам владельца.

Отреставрирован в 2016 году.

• Представительства Камчатского края и Ульяновской области в Москве и частная школа «Пифагор и К» (№ 12). 4 этажа. 

Построен в 1907 году по проекту архитектора В. Адамовича. 

Бывший доходный дом М. Журавской.

В этом доме жили режиссёр Е. Вахтангов с 1918 года по 1922 год (музей и мемориальная доска), архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины (мемориальная доска). См. о Вахтангове: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_768.html. См. о Весниных: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_462.html.

• Бывший жилой дом Н. Боля — К. Гутхейля (№ 13, стр. 1).

Сначала, в 1839 году, было возведено одноэтажное деревянное здание в стиле ампир. Дом был сложен из бревен и стоял на кирпичном фундаменте. 

В 1887 году здание перестроил архитектор В. Гавриловым: на центральном фасаде появился главный вход, над ним надстроили мезонин с балконом. Фасад украсили лепным декором с элементами классицизма.

Здесь в 1890-х годах бывал композитор С. Рахманинов.

После революции в особняке располагалась организация «Новая Москва», позднее — коммунальные квартиры. 

К 1960-м годам балкон на фасаде был утрачен, а позднее из-за проведения отопления разобраны печи. 

В конце 1980-х годов здание передали МИДу. В доме сделали ремонт и приспособили под административные помещения.

В начале 2000-х особняк пришел в аварийное состояние: протекала кровля, пришли в негодность перекрытия и стены, осыпалась штукатурка. 

В 2016–2017 годах в доме был отремонтирован фасад, восстановлена лепнина, частично отремонтирована кровля и отделаны помещения, были демонтированы и снова положены полы, установлены системы вентиляции и электричества.

• Посольство Габона (№ 16; бывшая городская усадьба Павловых, конец 19 – начало 20 веков). Особняк постройки 1899-1900 годов. Архитектор К. Трейман.

Одноэтажный особняк под номером 16 в Денежном переулке был выстроен в 1900-м году по проекту архитектора Треймана, с отступом от красной линии переулка. Фактически на красную линию выходит только парадный вестибюль здания, а основной объем уходит вглубь владения.
В 1802 году владение в Денежном переулке переходит к новой владелице, губернской секретарше Катерине Сергеевне Заборовской, которая решает выстроить одноэтажный деревянный жилой дом на красной линии переулка. На протяжении столетия владение сменило нескольких хозяев и обросло мелкими постройками, однако еще в 1891 году главный дом, заметно обветшавший, хранил архитектурный облик первой трети XIX века. Горизонтальный руст стен первого этажа, стилизованные сандрики и филенки окон, ниша с вазой, обрамленная рустом; рустованные пилястры мезонина, лепная гирлянда, украшающая аттик. И только в 1899 году очередная новая владелица просит разрешить ей снос всех существующих построек владения с дальнейшей постройкой каменного особняка.
Существующий ныне особняк был построен в 1900-м году. Во дворе «на левой стороне» стоит одноэтажная каменная сторожка. «Кроме того, во дворе одно каменное и одно деревянное строение – для принадлежностей». В особняке располагалась квартира домовладельцев, а в сторожке- дворницкая. В 1914 году владение было объединено с соседним и обнесено общей оградой. В 1910-х годах особняк арендовал Бахрушин.
Согласно поэтажным планам особняка, здесь предполагалась анфиладная система комнат. Все парадные помещения были вынесены на юго-западную и юго-восточную сторону. В одной из комнат еще в середине ХХ века сохранялся камин из белого мрамора, парадный вестибюль был украшен обильной лепниной в рокайльном стиле, а перила были украшены решетками с растительным орнаментом. Над входом сохранилось витражное трехчастное окно с изображением модных в эпоху модерна цветов – ирисов и лилий.

• Газовая техническая инспекция Государственной жилищной инспекции Москвы (№ 18, 19 век). Главный дом бывшей усадьбы Е. Горчаковой — Н. Богданова. 

Построен в 1817-1833 годах. 

Перестроен в 1875 году архитектором С. Архангельским.

• Приемная, бюро пропусков и экспедиция МИДа России (№ 19; бывший особняк А. Слонова, 19 век). 

Здание построено в 1-й половине 19 века. 

Изменение фасада и расширение произведено в 1898 году по проекту архитектора Н. Струкова.

• Итальянский ресторан Cantinetta Antinori (№ 20). Здание постройки 1917 г.

• Научно-исследовательский центр информатики при МИД России (№ 21). Здание 1913 года постройки.

• Бывший дом Авдотьи Васьковой (№ 24, стр. 1; 19 – начало 20 веков).

Жилой дом построен в 1823 году для Авдотьи Васьковой. 

Перестроен в 1833 году, 1893 году архитектором П. Ушаковым, в 1914 году архитектором Г. Гельрихом.

В 1890-х годы дом принадлежал дочери историка М. Погодина Агриппине Плечко, автору книг о Москве.

• Детский медицинский центр (№ 24, стр. 3; бывший особняк и лечебница Ермолиных, начало 20 века).

Жилые дома:

6 этажей (№ 4, 1914 год постройки; бывший доходный дом Куликовых).

4 этажа (№ 7, к. 2; 1910 год постройки; бывший доходный дом Бройдо — Бурдакова; в 1921 – 1930 годах здесь жил композитор Н. Мясковский). Архитектор А. Зелигсон.
Двухэтажный особняк был построен в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона.
Адольф Норбертович Зелигсон - московский архитектор и гражданский инженер польского происхождения. Он родился в Варшаве в 1867 году. Работал в Лодзи, Санкт-Петербурге, Париже (1906). А с 1907 - в Москве, где стал активно воплощать идеи и приемы нового искусства, прошедшие через призму французской школы.
В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо читаются приемы французского Ар Нуво.
Центром композиционного решения особняка являлся огромный двусветный холл с парадной лестницей, вокруг которого располагались остальные помещения. Всего в здании было три лестничных объема. Угловую часть первого парадного этажа занимали две гостиные овальной формы. Композиция главного фасада соответствовала внутренней планировке. Центральную часть фасада занимало окно с изысканным криволинейным рисунком. Тот же рисунок остекления повторяется на большом окне гостиной парадного фасада и двух окнах дворового фасада. Одновременно в композиции присутствовала характерная для модерна асимметрия. Главный вход дома расположен в левой части главного фасада и отмечен овальным окном в стиле модерн над дверным проемом с полукруглым завершением.
Завершением композиции этого французского дворца в миниатюре в проекте была высокая кровля с парапетом.
Кандидат коммерческих наук Герман Ефимович Бройдо и его супруга Анжелика Гастоновна специализировались на застройке участков особняками и доходными домами «под ключ» с последующей продажей. Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки.
На данном участке Зелигсоном, кроме особняка, расположенного по красной линии Денежного переулка, был спроектирован четырехэтажный доходный дом в глубине двора, фасады которого выполнены в едином стиле с главным домом, а также одноэтажный служебный корпус по западной границе владения, предназначенный для конюшни и каретного сарая (не сохранился).
В 1911 году владение было продано без внутренней отделки новому владельцу, так как предполагалось, что покупатель выполнит ее по своему вкусу. Строительство и отделка были завершены уже в 1912 году Викторином Яковлевичем Бурдаковым.
В главном доме, в 20 комнат, располагалась квартира домовладельца. Дом в глубине двора использовался как доходный.
В 1960-е годы при приспособлении особняка под посольство первоначальная планировка и убранство интерьеров были практически полностью утрачены. Но несмотря на изменения и утраты, здание остается одним из ярких образцов домов в стиле модерн Москвы.

7 этажей (№ 8–10; 1958 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – салон красоты и культуры здоровья «Волшебный мир».

5 этажей (№ 9/5; дореволюционный; здесь жил А. Луначарский). Мемориальный кабинет А. Луначарского (№ 9/5).

7 этажей (№ 14/3; 1913 год постройки; бывший доходный дом Е. Воробьева). Архитектор А. Остроградский. 

Мелкие чёрные атланты на фасаде поддерживают каждый вертикальный навес – по двое. 

В конце 1990-х этот дом полностью снесли, оставили только фасад – и построили новый.

9 этажей (№ 22; 1985 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – издательско–производственный центр «Русский раритет» и редакция журнала «Град пяти морей».

9 этажей (№ 30, 1971 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – ортопедия и оптика.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Мемориальный кабинет А. Луначарского (№ 9/5).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 10.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий