пятница, 27 марта 2020 г.

Вахтангов Евгений

Вахтангов Евгений (1883, Владикавказ – 1922, Москва) – режиссер, актер, педагог. Учился на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1911 г. окончил театральную школу А. Адашева и был зачислен сотрудником в МХТ. Вахтангов становится помощником К. Станиславского в разработке и проверке нового актерского метода, вскоре названного «системой Станиславского». С 1911 г. вел экспериментальные занятия по «системе» с группой молодежи театра, составившей ядро организованной в 1912 г. 1–й Студии МХТ (открыта в 1913, с 1924 г. – 2–й МХАТ), поставил здесь «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). Одновременно Вахтангов вел педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, продолжал руководить любительскими кружками. В практике Вахтангова осуществлялись идеи студийности (этического «оправдания театра» как творчества жизни), правила безупречной дисциплины и корпоративной ответственности, ненависть к лицедейству. Среди молодежных коллективов, где в 1912–22 гг. преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской»), где в 1913 г. он начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. Зайцева (с 1917 г. – Московская драматическая студия под руководством Е. Вахтангова, с 1920 г. – 3–я Студия МХТ, с 1926 г. – Театр им. Евгения Вахтангова). В 1919 г. начался новый этап творчества Вахтангова. В спектаклях, поставленных по произведениям старой драматургии, Вахтангову удалось воплотить трагизм исторического слома эпох. Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В. Мейерхольда пост. Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития искусства режиссуры. Сохраняя общие законы искусства переживания и органику актерского существования в образе, Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка. Итоговой стала для Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он стремился раздвинуть границы бытового и психологического правдоподобия на сцене. Реализуя новую программу, дал второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921, 3–я Студия), чеховскую «Свадьбу» (1920, 3–я Студия), «Эрика XIV» А. Стриндберга (1921, 1–я Студия). В каждой из постановок с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в «Гадибуке» Анского (студия «Габима»). Лебединая песня Вахтангова – «Принцесса Турандот» по К. Гоцци, ставшая классикой. Среди учеников Вахтангова – Б. Щукин, Р. Симонов, Ц. Мансурова, Ю. Завадский. В этом доме, где жил Вахтангов в 1918–22 гг. – мемориальная доска, а в 1923 г. открыта мемориальная квартира. Именем Вахтангова называлась в 1924–93 гг. улица (ныне Большой Николопесковский пер.) в районе Арбата.
Евгений Вахтангов – актер, театральный режиссер, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3–й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром им. Евгения Вахтангова.

Родился во Владикавказе, в зажиточной патриархальной семье табачного фабриканта армянина Багратиона Сергеевича Вахтангова и Ольги Васильевны Лебедевой. В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешел на юридический). С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актера и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ. Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1–й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчетливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1–й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера). В 1919 году Вахтангов возглавил режиссерскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссерская деятельность Вахтангова. Намеченная еще в «Потопе» тема античеловечности буржуазно–мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2–я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках – «Эрик XIV» Стриндберга (1–я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Ан–ского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке – пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, художник Игнатий Нивинский (3–я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем–Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссерского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли свое продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова – режиссеров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актеров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова, Михаила Александровича Чехова и др. Болел раком желудка. После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшается, он не узнает близких, забывается морфием. Тяжелая болезнь рано оборвала жизнь Вахтангова. Но яркой страницей в истории молодого советского театра остались его пост.: «Свадьба» А. П. Чехова (1920 г.), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1921 г.) и «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922 г.).

В Москве:

Вахтангов всегда стремился к созданию спектаклей большого идейного содержания. Одним из первых театральных деятелей он принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В эти дни он жил в помещении своей студии (Мансуровский пер., 3), из которой вырос впоследствии театр его имени. Едва окончились уличные бои, Вахтангов вышел из дому. «Смотрел на окопы среди развороченной мостовой, на пулемет, на победно развевавшееся красное знамя... Вдруг его внимание привлек рабочий, сидевший высоко над его головой, на верхушке трамвайного столба. Рабочий чинил провода... «Руки, – говорил Вахтангов, – руки рабочего мне все и открыли. Потому, как работали эти руки... как покойно, уверенно и серьезно они двигались, – я увидел, я понял, что рабочий чинит свои провода, что он чинит их для себя. Так работать могут только хозяйские руки... Я уверен, я знаю, что рабочий, которому теперь принадлежит государство, который является хозяином в нем... будет не только «чинить», но и строить. Он будет строить теперь для себя». «Выставьте окна: пусть войдет сюда свежий воздух. Пусть войдет сюда жизнь», – говорил Вахтангов студийцам. Последние годы жизни Вахтангова (1918–1922) прошли в доме № 12 в Денежном переулке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий