четверг, 27 октября 2016 г.

4-й Сыромятнический переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Мрузовского переулка и железнодорожными путей Курского направления до Сыромятнического проезда. 

Недалеко – Садовое кольцо, Курский вокзал и метро «Курская» и «Чкаловская». 

Рядом – река Яуза.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.

История:

Переулок назван в 18-19 веках по расположению набережной на месте существовавшей в 17 веке Сыромятнической слободы (от сыромятник — «кожемяка, мастер, занимающийся изготовлением сыромятной кожи»).

Нежилые объекты:

• Бывшая усадьба княгини Екатерины Волконской – купцов Никифора Прокофьева и Фридриха Даниельсона (№ 1, стр. 1 и 2; 18-19 века; в середине 19 века купцы Виллиам Ватсон и Петр Дрейер открыли здесь пивоваренную фабрику; в советское время и до 2000-х годов – комбинат виноградных и десертных вин). 

Усадьба конца 18 века. 

Один из первых планов этой местности свидетельствует о том, что здесь находилась огромная усадьба (участок её был площадью более 5 га) с главным каменным домом, а между ним и Яузой были несколько прудов.

Первым владельцем усадьбы был капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мельгунов, продавший её родной сестре, княгине Екатерине Волконской. Уцелело множество декоративных украшений здания, да и сам дом внешне не изменился. Уничтоженная век назад терраса ныне восстановлена. Здание стоит справа от входа на «Винзавод», мощный и сдержанный центр его выделен красивым портиком, а впереди находится необычный полукруглый выступ.

В 1809 г. усадьбой владел купец Никифор Прокофьев, в начале 1821 г. она перешла к ревельскому второй гильдии купцу Фридриху Даниельсону. В тимпане портика главного дома до сих пор можно увидеть затейливо переплетённый вензель его сына Людвига Даниельсона.

Новые владельцы открыли на территории усадьбы пивоваренную фабрику и построили рядом, через переулок, длинное здание складов для хранения солода. 

В 1840-х гг. фабрика, владельцами которой стали первогильдейские купцы Виллиам Ватсон и Пётр Дрейер, была второй по величине в Москве: в ней производилось пива на 57 тыс. рублей в год.

В 1855 г. эта огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному в летописях русской истории и коммерции Василию Кокореву, как его называли, откупщицкому царю. Он разбогател на откупах, занялся банковским делом, основал несколько промышленных компаний и стал одним из самых богатых людей в России. Кокорев, к негодованию царской администрации, занялся и активной общественной деятельностью, в которой, впрочем, власти не дали ему развернуться.

Некоторое время тут находилась фабрика сургуча, смолок и пробок Н. Мамонтова, которая в 1858 г. переехала в собственное помещение за Пресненской заставой, где было налажено производство масляных лаков. 

В конце 19 в. тут находилось акционерное общество «Московская Бавария», к которому перешла пивоваренная фабрика. Она просуществовала до первых лет нового 20 в., когда часть усадьбы приобрели душеприказчики X. Леденцова, завещавшего своё состояние на образовательные цели, и главный дом в 1909 г. был переоборудован для помещения там городского училища. 

К тому времени старая усадьба сократила свою площадь: часть её отрезала линия Московско-Курской железной дороги, а часть, выходившая к Яузе, была продана в другие руки. Заведующим домами был И. Голоулин, и еще много лет при коммунистах этот дом среди окрестного населения назывался «Голоулинским», и даже весь район до набережной Яузы – «Голоулинкой».

Стр. 2. – Служебный флигель – склады пивоварни. Ансамбль городской усадьбы Е. Волконской – Н. Прокофьева с пивоваренным производством Ф. Даниельсона. Начало 19 в., 1829 г., 2-я пол. - кон. 19 в.

• Центр современного искусства «Винзавод» (№ 1, стр. 6; художественные и фотовыставки, мастер-классы и лекции). 

Первый и самый большой в России индустриальный арт-центр и «место силы» для любителей современного искусства. Основан в 2007 году. Находится на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария».

В 19 веке купец Фридрих Даниельсон получает разрешение «устроить в Москве завод для варения пива на манер английского». Завод получает название «Московская Бавария».

В 1870–1880-х годах завод был оснащён тремя паровыми машинами общей мощностью 45 лошадиных сил, обслуживался 70 рабочими и выпускал пиво высшего сорта «Венское чистое № 1» по цене один рубль 60 копеек за ведро. Ещё здесь производили и разливали знаменитое «Чёрное бархатное». 

Из крупнейшего пивоваренного завода он превратился в Московский комбинат виноградных и десертных вин, который с 1889 года выпускал плодово-ягодные вина собственного производства и разливал виноградные вина, привезённые из Крыма и с Кавказа.

Завод просуществует до начала 2000-х годов. 

Сейчас в бывших винных цехах проходят художественные и фотовыставки, проводят мастер-классы и читают лекции.

Местные улицы, переулки и проезд носят название Сыромятнических — по дворцовой слободе XVI века, жители которой были ремесленниками и изготовляли из сыромятной кожи конскую сбрую. С тех пор эти места давно изменились, на что немало повлияла прокладка Курской железной дороги. И все же здесь нашлось место помпезной дворянской усадьбе, не так давно возрожденной почти из небытия и вернувшей свой исторический облик.
Основу дома можно датировать второй половиной XVIII века. Первые сведения об усадьбе относятся к 1790 году, когда владение принадлежало капитану Преображенского полка В.А. Мельгунову. К этому времени здесь уже существовал каменный дом, стоявший перпендикулярно к переулку. В начале XIX века хозяева меняются, владение из дворянского становится купеческим, а в 1822 году переходит к купеческой фамилии Даниельсонов из Ревеля (то есть из Таллина). Глава семейства, Фридрих Даниельсон, устраивает здесь собственную усадьбу, во флигеле располагает солодовню, а на соседнем приобретенном участке строит пивоваренный завод. Южная часть здания, выходящая в переулок, была надстроена вторым этажом, остальные части здания расширены, а их фасады получили ампирную обработку с рустом и медальонами. Вход в здание отмечен обширной полуротондой с открытой террасой на втором этаже.
В 1851 году владение и производство от Даниельсонов перешло к другим предпринимателям — Ватсону и Дрейеру, которые вывели его на второе место в Москве. В 1870-х годах завод стал собственностью акционерного общества «Московская Бавария», самой известной пивной маркой которого было «Венское чистое № 1». Однако в начале ХХ века пивоварня перестала работать, а усадьба вернулась в руки дворянства, став домом княгини А.И. Голицыной. Впрочем, она жила только на втором этаже здания, а остальные площади сдавала в аренду — в частности, с 1909 года здесь находилось мужское училище. После революции дом состоял из жилых квартир, потом контор, а некогда обширный усадебный сад оказался застроен.
В 2008–2009 годах усадьба была полностью отреставрирована, сохранявшиеся исторически элементы декора очищены от поздних слоев, а утраченные фрагменты воссозданы по аналогам. Были обнаружены фрагменты изначальной покраски фасадов, в результате чего они снова стали красными с белыми деталями. На фронтоне здания сохранился вензель семьи Даниельсон, который при последующих владельцах уничтожен не был: буквы F, N и D, вписанные в щит, увенчанный рыцарским шлемом, расположенный внутри лаврового венка, который в свою очередь окружают два круглых щита с декором в виде меандра и вьющиеся ленты. В интерьерах частично сохранились своды, изразцовые печи, чугунные лестницы. В здании разместились офисы. На территории бывшего пивоваренного завода сегодня размещается центр современного искусства «Винзавод».
• МФЦ (№ 1/8, стр. 6). Кафе «[Цурцум]кафе», галерея 21 и пр.

• Офисы (№ 1/8, стр. 7). Двухэтажное кирпичное здание.

• Автохозяйство МГТУ им. Н. Баумана (№ 2). Занимается ремонтом и хранением автомобилей, принадлежащих МГТУ. 

На территории есть два больших автобуса, которые используются МГТУ для перевозки студентов и прочих целей.

• Офисы (№ 3/5, стр. 5). Двухэтажное кирпичное здание.

Жилой дом: 

6-7 этажей (№ 3/5, 1927–1954 годы постройки; «дом-коммуна»). Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, полиция и пр.
Дом-коммуна в Сыромятниках задумывался как жилье нового типа; непривычная коридорная структура заставила поздних жильцов даже думать, что один из корпусов был когда-то гостиницей.
На самом деле жилье с обобществлением быта было одной из передовых социальных и архитектурных идей 1920-х гг. С одной стороны жилищный кризис тех лет заставлял искать любые способы обеспечить граждан жильем, с другой — единицей общества стала мыслиться не только и не столько семья, сколько трудо-бытовой коллектив — коммуна.
В Сыромятниках архитектор Георгий Мапу задумал выстроить три корпуса, охватывающих двор в форме правильного пятиугольника. Двор мыслился не как утилитарная хозяйственная постройка дореволюционной купеческой Москвы, но и не как двор-колодец буржуазных доходных домов — это должно быть важнейшее место совместного досуга и сплочения жильцов. Работа началась в 1927 г., а 1930 г. два корпуса были заселены, третий так и не был построен. Проезд между двумя корпусами — большим и малым — был превращен в арку и застроен в 1954 г. Шестиэтажные жилые корпуса пронизывают коридоры, а лестничные площадки (две из трех сделаны пятиугольными) эффектно освещены через сплошное остекление. Один из корпусов был построен для семейного заселения, там не предполагалось полного обобществления быта — при жилых комнатах были кухни и санузлы (их узкие окна видны на фасаде), два других корпуса предназначались для холостяков и малосемейных жильцов — с общими кухнями и санузлами в коридоре.

Во дворе когда-то стоял фонтан, его остатки видны в центре устроенной на его месте клумбы. Жилые корпуса сохранили первоначальный облик, однако поздняя, достроенная часть была сделана уже совсем в другом стиле — ее балконы украшены балясинами, фасад венчает карниз и аттик, первый этаж прорезан арками.


Это один из первых домов-коммун, построенных в стиле конструктивизма. Эта идея была придумана социалистом Фурье в начале 19 века и названа им Фаланстер. Фаланстер – это утопическая форма жилья, где "новый" человек смог бы приучиться к коллективизму, освободиться от быта и семьи. В 1920-е годы подхватил советский комсомол, а архитекторы-конструктивисты воплотили в жизнь.

Длинные коридоры «а-ля гостиница», большие лестничные площадки. Раньше здесь были только общие ванные и кухни, по две на этаж, но сейчас в каждой квартире обустроены свои. На месте клумбы в центре двора когда-то был фонтан, потом его засыпали и посадили сирень.

На самом деле, первоначально это были два дома, которые объединили аркой после войны. Квартиры над аркой в центре дома называются «пристройкой» и имеют нумерацию, не соответствующую остальным квартирам.

Достопримечательности:

Центр современного искусства «Винзавод» (№ 1, стр. 6).

Бывшая усадьба княгини Екатерины Волконской – купцов Никифора Прокофьева и Фридриха Даниельсона (№ 1).

Проезд:

От метро «Чкаловская» и «Курская» на трамвае № 24 до остановки «4-й Сыромятнический переулок» (на Сыромятническом проезде) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 21.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий