среда, 26 октября 2016 г.

улица Советской Армии

Расположение:

Улица проходит по районам Мещанский (ЦАО) и Марьина Роща (СВАО) от Суворовской площади до улиц Сущевский Вал и Шереметьевской. 

Рядом – Екатерининский парк и метро «Достоевская» (у начала улицы) и «Марьина Роща» (у конца улицы).

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 2-3 полосам в сторону улицы Сущевский Вал; в противоположном направлении – выделенная полоса для движения общественного транспорта. Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 1 км.

История:

Улица названа в 1965 году в честь Вооруженных Сил СССР, т. к. на этой улице находится Центральный музей Вооруженных Сил и Центральный академический театр Российской армии (бывший Центральный академический театр Советской армии; числится по Суворовской площади).

Нежилые объекты:

• Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации с частичной экспозицией военной техники на открытом воздухе (№ 2; бывший музей советской Армии; с 1965 года в этом здании; перед зданием музея – Памятник погибшим на подводной лодке «Курск», 2002 и Памятник воинам-десантникам, 2002).

8 мая 1965 г., в канун 20-летия Победы над фашистской Германией, Центральный музей Вооруженных Сил СССР был представлен в новом здании.
Музей представляет военно-историческую тематику. В его фондах и экспозиции насчитывается около 800 тысяч единиц хранения. Это боевые и трофейные знамена периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотонегативная коллекция, оружие, награды, личные вещи представителей вооруженных сил России.
На открытой площадке музея экспонируются около 150 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники и вооружения, от орудий и танков гражданской войны до современных оперативно-тактических и стратегических ракет, ракетоносной авиации и средств ПВО.

Самой первой выставкой, рассказывавшей о военном положении Советской республики и о Красной армии, была выставка, устроенная в г. Москве в здании теперешнего Государственного универсального магазина (ГУМа) в мае 1919 г. Она была приурочена к первому смотру Вооружённых Сил Республики Советов — параду рабочих полков Всевобуча на Красной площади. После этого парада, состоявшегося 25 мая 1919 г., В. Ленин вместе с его участниками осмотрел выставку.

23 декабря 1919 г. был издан приказ Реввоенсовета республики № 2207 «О создании музея-выставки «Жизнь Красной Армии и Флота» в Москве в помещениях первых этажей Верхних торговых рядов на Красной площади, занимаемых в то время Наркомпродом. В приказе подчёркивалось, что цель его создания — самое широкое ознакомление людей с теми достижениями, которые сделала Советская Россия за два года после революции в деле военного образования, культурно-просветительного и политического воспитания в Красной армии и на флоте.

В 1920 г. была организована экспозиция, посвящённая открытию 11 конгресса Коминтерна в Москве и рассказывавшая о жизни и делах Советской республики и её молодых Вооружённых Силах, стоявших на страже завоеваний пролетариата. Сначала её посетили делегаты конгресса, а затем в течение шести недель здесь побывали свыше 150 тысяч человек.
В 1921 г. музей-выставка был преобразован в Музей Красной Армии и Флота. В 1922 г. музей переехал на ул. Воздвиженка, 6 (это здание находилось напротив нынешней Российской государственной библиотеки, а в 1930-е гг. было снесено) где находился до 1928 г.

Наиболее крупным событием в первые годы существования музея стала юбилейная выставка к пятилетию Рабоче-крестьянской Красной армии. Она вызвала большой интерес общественности. За время её работы, с 23 февраля по 1 ноября 1923 г., с материалами экспозиции познакомились около 500 групп и более 70 тысяч одиночных посетителей.

В 1924 г. музей стал называться Центральным музеем Красной Армии и Флота. 

С 1951 г. — Центральный музей Советской армии, с 1965 г. — Центральный музей Вооружённых Сил СССР, с 1993 г. — Центральный музей Вооружённых Сил.

В 1928 г. музей переехал в левое крыло Центрального Дома Красной Армии на Екатерининской площади (ныне площадь А. Суворова) где располагался до 1965 г.

В 1965 г. было построено новое здание по проекту архитекторов Н. Гайгарова и Б. Бархина, в котором и сейчас располагается Центральный музей Вооружённых Сил.

Раньше здесь находился каток Центрального дома Красной Армии, на котором летом играли в теннис, а зимой проводили хоккейные матчи и катались на коньках. Каток запечатлен на картине В.М. Мидлера начала 1930-х гг. 
– Памятный знак в честь военнослужащих, погибших в мирное время при защите интересов России.
Памятник погибшим воинам-десантникам 6-й роты.
Скульптор: М. В. Переяславец
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 2002
Скульптурная композиция состоит из двух бронзовых фигур десантников и бронзовой стелы между ними. Стела увенчана двуглавым орлом, который держит в когтях меч и лавровый венок. Памятная надпись на основании: «Воинам-десантникам». Надпись на восточной стороне основания: «Памятный знак, посвященный погибшим воинам-десантникам 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Установлен в 2002 г. по Указу Президента Российской Федерации».
Памятник экипажу подводной лодки Курск.
Скульптор Л. Е. Кербель, архитектор И.Н. Воскресенский.
Памятник был открыт 12 августа 2002 года, в день второй годовщины гибели корабля. На постаменте надпись "Памяти экипажа атомного подводного крейсера "Курск", погибшего при выполнении учебно-боевого задания". 
• Студия военных художников имени М. Грекова с выставочным залом и экспозицией скульптур (№ 4, с 1938 года; обеспечивает потребности войск и сил флота в изобразительной продукции, проводит выставочную и экскурсионную работу, оказывает методическую помощь народным изостудиям в округах и на флоте, организует методические занятия и семинары со слушателями военных академий). 

Студия военных художников имени М. Грекова основана 29 ноября 1934 года на базе особой отдельной кавалерийской бригады как изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Грекова. 

В 1938 году Студия получила свое современное название.

Студия военных художников имени М. Грекова была создана 29 ноября 1934 года на базе особой отдельной кавалерийской бригады как изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Грекова. 

В 1938 году Студия получила свое современное название. За время своего существования Студия сформировалась как профессиональный творческий коллектив, создавший своеобразную художественную летопись Вооруженных Сил страны, славы русского оружия и истории народа. 

В годы Великой Отечественной войны художники Студии выезжали на фронты, трудились во фронтовых газетах и агитационно-художественных изданиях. 

Многие грековцы вместе с армией дошли до Праги, Варшавы, Будапешта, Берлина. В их зарисовках, набросках, этюдах запечатлены героизм воинов, мужество и стойкость народа, поднявшегося на защиту Отечества. На основе этого материала в военные и первые послевоенные годы были созданы десятки произведений, вошедших в золотой фонд отечественного искусства. Это плакаты Л. Голованова «Дойдем до Берлина», «Дошли», картина П. Кривоногова «Победа», Б. Неменского «Мать», мемориал Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине Е. Вучетича и др. В послевоенные годы творчество студийцев окрепло и получило широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Помимо сотен знаменитых исторических и батальных картин грековцами написано более семидесяти диорам, панорам в различных городах страны и за рубежом. Их силами восстановлена панорама «Бородинская битва» Франца Рубо, а также создана крупнейшая в Европе панорама «Плевенская эпопея» в Болгарии и панорама «Сталинградская битва» в Волгограде. Шесть диорам, отражающих крупнейшие сражения Великой Отечественной войны написаны художниками Студии для Музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе в Москве. Лучшие произведения мастеров Студии стали достоянием известных музеев страны (Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея Вооруженных Сил), с успехом экспонируются на выставках, находятся в культурно-просветительных учреждениях военных округов и флотов. 30 мастеров живописи, скульптуры, графики работают сегодня в стенах Студии, Прилив сил на конкурсной основе осуществляется в основном из Московского государственного художественного института имени В. Сурикова. Серьезное влияние на творческий процесс коллектива оказывает художественно-экспертный совет, куда входят художники и искусствоведы страны, представляющие Российскую Академию художеств, Союз художников России и другие творческие организации. Творчество грековцев во многом определяет развитие военно-исторической и героико-патриотической темы в современно изобразительном искусстве. В настоящее время коллектив Студии, сохранял сложившиеся творческие традиции, живо откликается на происходящие в стране и в мире события. Одна из важнейших сфер деятельности военных художников - это их работа в войсках и на флоте, а также в «горячих точках» (в наши дни это Чечня, Дагестан, Таджикистан, Босния и Герцеговина и др.). 

Своей деятельностью Студия обеспечивает потребности войск и сил флота в изобразительной продукции, проводит значительную выставочную и экскурсионную работу, оказывает методическую помощь народным изостудиям в округах и на флоте, организует на базе студийного выставочного зала методические занятия и семинары со слушателями военных академий.

Во дворе множество скульптурных композиций.

• ЦНИИ автоматики и гидравлики (№ 5 с несколькими строениями; разработка силовых гидроприводов и их элементов для ракетных комплексов). 

Разработка силовых гидроприводов и их элементов для боевых и вспомогательных машин ракетных комплексов и систем залпового огня; управляемой головной части с оптической головкой самонаведения и наземной аппаратурой для изготовления и ввода в ракету полётного задания. 

Здание 1933 года постройки.

• Офисы (№ 6, к. 2). Двухэтажное кирпичное здание 1970 года постройки.

• Детский сад: дошкольное отделение № 1530 гимназии Марьина Роща им. В. Орлова (№ 7б). Здание 1985 года постройки.
Бывший детский сад № 1530.
• Общественная организация «Союз армян России» (№ 8). Здание 1964 года постройки.

• Гимназия Марьина Роща им. В. Орлова: отделение № 1414 (№ 9). 
Бывшая школа № 607, потом № 1414.

Новое здание имеет 4 этажа с функциональным разделением школьных помещений. В нём 22 класса, в которых смогут учиться 550 ребят. Само здание выполнено из монолитного железобетона. Спортивный и актовый залы, а также студия хореографии выделены в отдельный блок и подняты над землей колоннами. Самая экзотическая часть здания — большой открытый балкон на третьем этаже. Над ним — ажурная крыша. Здание 2009 года постройки.
• ОВД района Марьина Роща (№ 12). Здание 1995 года постройки.
Бывшее 157-е отделение милиции. 
• Православный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (№ 12, стр. 1; Центральное викариатство, Сретенское благочиние. Приделы: свт. Игнатия Ставропольского и праведного Лазаря Четверодневного. История: построен в 1787 г. на деньги жены титулярного советника С. Долговой; в нач. 20 в. был обновлен. В 1932 г. – закрыт и сильно пострадал. В 1936 году было уничтожено и Лазаревское кладбище, а на месте погребения умерших устроен детский парк «Фестивальный». Возвращен РПЦ в 1991 г., но полностью освобожден сторонними организациями только через несколько лет. Арх-ра: стиль – ранний классицизм; ротондальный; состоит из основного объема, трапезной и 2 двухъярусные башни-колокольни. Декор: портал с 4 колоннами. Святыни: около 100 частиц мощей разных святых. Духовенство: настоятель – игумен Сергий Рыбко (род. в 1960 г.; в школьном и юношеском возрасте — член движения хиппи и бунтовал против несвободы тоталитарного режима и коммунистической идеологии, читал в самиздате русскую религиозную философию, слушал рок-группы, а в 17 лет прочел Евангелие, которое произвело на него глубокое впечатление и обратило к Богу; работал в больнице, сторожем, дворником, в планетарии, часто менял работу, чтобы быть свободным, много ездил по стране и республикам СССР; на тусовке хиппарей в Прибалтике познакомился с псаломщиком Богоявленского собора Константином Скороботовым и потом стал ходить в храм Воскресения Словущего в Москве; потом был звонарем, алтарником; в 1978 г. ушел в Оптину Пустынь, где принял монашество, а потом священный сан и был послан на подворье Оптиной Пустыни в Москву; с 1994 г. — настоятель этого храма; также является настоятелем еще 6 храмов); другие клирики: священники Андрей Кожевников и Александр Мартыненко; дьякон Николай Гончаров. Богослужение: ежедневно утром в 9.00 (по большим праздникам 2 литургии – в 6.30 и в 9.30), вечером – в 17.00; по пятницам после вечерни – молебен с акафистом свт. Игнатию Ставропольскому. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; Сестричество во имя святителя Игнатия Брянчанинова, издательство и иконописная мастерская Сестричества. Фотографировать нельзя не только в храме, но и на его территории: при попытке достать фотоаппарат, вылетает из будки охранник и приказывает прекратить съемку. Сайт есть, но достаточно слабый тем более для такого известного храма. Рядом с храмом (в отдельном здании) – книжный магазин. 

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит Василию Баженову – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.

Рядом с храмом – часовня Владимирской иконы Божией Матери (2000 год; в память всех погребенных на Лазаревском кладбище).

В парке - православная часовня святого Александра Невского и великомученика Иоанна Воина.

В 1758 г. был выстроен и освящён деревянный храм святого Лазаря. 

В 1784-1787 гг. на средства титулярного советника Луки Долгова был построен и освящён трёхпрестольный храм в стиле раннего классицизма в форме ротонды по проекту архитектора В. Баженова. Строил архитектор Е. Назаров.

В 1932 г. храм был закрыт. 

Позднее приспособлен под общежитие, затем под мастерские. 

И только в 1991 г. в церкви были возобновлены богослужения.

Жилые дома:

5-12-14 этажей со спорткомплексом (№ 6; 2012–2014 годы постройки). ЖК «Баркли-парк». Спортивно-учебный комплекс и жилой дом. 

Старинный Екатерининский парк, на границе которого построен Barkli park, стал внешним ориентиром комплекса и в то же время его естественной частью. Это соседство определило фасадные решения с их постепенным визуальным растворением по мере приближения к зелени. Эффект усиливается благодаря «ряби» треугольных стеклянных эркеров. В свою очередь парк словно обрел вертикальное измерение, «перебираясь» через двор, на крыши, террасы и внутрь этажей. 

Объект включает блок спортивного комплекса с универсальным спортивным залом (часть инфраструктуры подготовки олимпийцев), 2 разновысоких жилых блока и подземный двухуровневый гараж-стоянку. Их постановка буквой «П» с расположением жилых крыльев перпендикулярно парку определено обязательной длиной беговой дорожки — она помещалась лишь вдоль улицы. 

Объемно-пространственная концепция построена на взаимопроникновении крупных форм, с подчеркнуто разными текстурами. Прозрачно-стеклянный объем жилых корпусов северного блока встроен в массивную оболочку из клинкерной плитки, перетекающей на спорткомплекс. Стеклянная часть южного блока «вставлен» в оболочку из песчаника. При этом белый и терракотовый (клинкерный) объемы не соприкасаются, хотя и дополняют друг друга композиционно. 

6 жилых этажей вывешены консольно на 6 м над спорткомплексом. Разрыв между ними артикулирует встречу всепроникающей природы и «монолитной» архитектуры: города и парка. Заодно здесь же и вход во двор.

Для южного жилого комплекса был разработан сет из 4 вариантов оформления интерьера. Их спроектировала компания YOO, арт-директором которой является известный дизайнер Филипп Старк.

9 этажей (№ 3). 1966 год постройки. Кирпичный.

16 этажей (№ 7). 1981 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – универсам «Монетка», медцентр и пр.

6 этажей (№ 13; 1958 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 15; 1926 год постройки). Кирпичный.

16 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 17/52). 1980 год постройки. Панельный. В пристройке – сбербанк, аптека, оптика, стоматология и пр.

Нумерация домов не полностью строгая и упорядоченная.

Достопримечательности:

Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации с частичной экспозицией военной техники на открытом воздухе (№ 2).

Православный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (№ 12, стр. 1).

В парке - православная часовня святого Александра Невского и великомученика Иоанна Воина.

Вид на храм с улицы. 2016 год
Главный фасад храма. 2016 год
На территории храма. 2016 год
Сестричество при храме. 2016 год
Вид храма со стороны парка Фестивальный. 2016 год
В храме. 2016 год

Фото:

Конец улицы. Слева — храм и парк Фестивальный. 2016 год

Проезд:

От метро «Марьина Роща» пешком; от «Достоевская» пешком через Суворовскую площадь; от метро «ВДНХ», «Цветной бульвар» на троллейбусе № 13 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий