четверг, 29 сентября 2016 г.

Большая Тульская улица

Расположение:

Улица проходит по Даниловскому и Донскому районам (ЮАО) от площади Серпуховская Застава до Варшавского железнодорожного путепровода Павелецкого направления и Варшавского шоссе. 

Пересекает Третье Транспортное кольцо (Тульская транзитная эстакада – в транспортную разязку включены Большая и Малая Тульская улицы, Духовской, 1-й и 2-й Тульские и Холодильный переулки). 

Метро «Тульская» (середина улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по 4 полосы в каждом направлении) и полоса отбойников в середине проезжей части. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 900 метров.

История:

До 18 века — Большая Даниловская улица (по Свято-Данилову монастырю, который находится неподалеку отсюда).

Улица названа в 18 веке, т. к. по ней проходила дорога из Москвы в Тулу.

Определение Большая отличает улицу от Малой Тульской, идущей почти параллельно этой улице и меньшей ее по длине.

В 2010-х годах тротуары расширили за счет проезжей части, обновили остановки общественного транспорта, на них появились электронные информационные табло. Стало меньше и визуального мусора: убрана большая часть рекламных баннеров и лайтбоксов.

Нежилые объекты:

М метро «Тульская» (станция имеет два выхода в город (по лестницам) на Большую Тульскую улицу, Большой Староданиловский переулок и площадь Серпуховская Застава; неподалеку также находятся улицы Серпуховский Вал и Даниловский Вал, Третье транспортное кольцо и пассажирская железнодорожная платформа ЗИЛ Павелецкого направления; Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 8 ноября 1983 года  названа по Большой Тульской улице, на которую она выводит, а сначала ее хотели назвать «Даниловская»; мелкая (глубина 10 метров); колонн нет — станция сводчатая; путевые стены облицованы разноцветным мрамором; пол выложен серым гранитом; освещается станция оригинальными ромбическими светильниками в виде нескольких квадратов (один в другом), расположенными по центру свода; скамеек для отдыха достаточно много; тема станции — тульский пряник: вдоль сводов над путями тянутся фризы с узором, повторяющим тульский резной орнамент на краях пряников).

• Железнодорожная платформа Тульская.


• Московская городская электросетевая компания (№ 4). 

• Заброшенное здание (№ 8). 

Раньше тут был ресторан.

• Управа и муниципалитет Даниловского района (№ 9а). Двухэтажное здание 1939 года постройки.
Бывший детский сад. 
• Бизнес-центр «Серпуховской двор» (№ 10 с несколькими строениями). 

В 1927 году здесь был основан завод «Вентилятор», позже он назывался «Газоаппарат». 

После войны был переименован в «Московский завод холодильников» и вплоть до перестройки выпускал не только газовые плиты, но и лучшие в стране абсорбционные холодильники под марками «Север» и «Иней».

• Торгово-деловой центр «Тульский» с универсамом «Мой магазин» (№ 11; 2008 год постройки).

• Торговый центр «Ереван-Плаза» (№ 13; 2007 год постройки). Универсам «Азбука вкуса», кинотеатр «Синема стар», кафе «Макдонадлдс», книжный м-н «Республика» и пр.

• Управление Федеральной налоговой службы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (№ 15).

• Арбитражный суд города Москвы (№ 17).

• Офисы (№ 25, стр. 10). Двухэтажное кирпичное здание 1910 г. постройки.

• Центр обслуживания клиентов «МОЭСК» (№ 43). Здание 1994 года постройки.

• Офисы (№ 44). 

Бывшее Даниловское общество трезвости, позже - клуб "Коммуна" фабрики им. Фрунзе. Постройка 1898 г.

Даниловское отделение 1-го Московского общества трезвости (наиболее многолюдное и деятельное из московских обществ трезвости) начало работу в 1899 году. 

После переезда в новое здание усердием председателя общества свящ. Луки Любимова к августу 1915 года была оборудована домовая церковь Луки Апостола (Лукинская церковь). Располагалась на втором этаже здания, примыкая к большому актовому залу. Приписная к храму Даниловского кладбища. 

Вскоре после революции закрыта, интерьер уничтожен, в здании устроен клуб «Коммуна» фабрики им. Фрунзе, а в церковном помещении – кинозал.

• Торгово-сервисный центр (№ 46). 

Бывший доходный дом мещанина М. Федотова. В 70-е годы в средней арке был вход в булочную. 

К началу 80-х булочную закрыли и на ее месте открыли пивную. 

В 1990-х годах после капремонта здание приобрело современный вид.

• Офисы (№ 48). Двухэтажное кирпичное здание постройки 1882 г. 

В 1990-х годах после капремонта здание приобрело современный вид.

• Торгово-офисный центр (№ 50). Двухэтажное кирпичное здание постройки 1909 г.

• Институт проблем безопасного развития атомной энергетики (№ 52). 

Бывшая фабрика-кухня МСПО № 2, 1929 г., архитектор С. Курабцев. 

ИБРАЭ РАН создан распоряжением Совета Министров СССР 3 ноября 1988 г. в целях расширения и углубления фундаментальных исследований по решению проблем повышения безопасности атомных станций. 

Здание перестроено в 1990-х гг. и надстроено мансардным этажом. Фасад облицован белым мрамором. 

В 2000-2003 гг. к зданию пристроен новый корпус, выполненный в стилистике 1920-х гг. 

В 2012 г. с северного торца здания пристроен лифт.

• Офисы (№ 52, стр. 3). 4 этажа. 1960 год постройки.

Гаражи, автостоянки и автотехцентр.

Жилые дома (мало):

16 этажей (№ 2; 1986 год постройки; «дом-корабль» в стиле конструктивизма; когда дом был только сдан в эксплуатацию, его светлые, практически белоснежные стены освещали облик Большой и Малой Тульских улиц. С того времени здание очень изменилось. Фасад завесили кондиционерами и спутниковыми тарелками, а стены начали темнеть. Пыль, грязь и гарь с трассы, вдоль которой он располагается, покрывали его и въедались десятилетиями, превратив в итоге в исполинскую серо-коричневую могильную плиту длиной в километр. Первые этажи здания постепенно заняли торговые ряды. Фасад начали использовать для размещения вывесок находившихся тут заведений и рекламы. Торцы дома заняли гигантские рекламные бандмауэры. Прилежащая территория так же очень быстро начала засоряться визуальным мусором. Из-за большого количества торговых объектов здесь все заполонили рекламные баннеры, лайтбоксы и просто нелегальная расклейка. Сейчас «Дом-корабль» постепенно возвращает себе свой первоначальный вид. Его отмыли от скопившейся за несколько десятилетий копоти и грязи. Стены здания снова стали белыми и светлыми. Фасад заметно очистился от рекламы и вывесок).

Это впечатляющее архитектурное сооружение расположилось на Большой Тульской улице и является 14-этажным жилым домом. Как только его не называют: «Дом-корабль», «Титаник», «Дом атомщиков», «Лежачий небоскреб», «Большой дом», «Дом холостяка», «Длинный дом» – и это далеко не все названия, которые ходят «в народе». Дом строили почти два десятилетия.

Строительство дома началось еще в далекие уже 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера - автора жилого дома № 1 по Покровскому бульвару (1936 г.) и является своего рода поздней импровизацией на тему "дома-коммуны". Если учесть, что вся остальная застройка была малоэтажной, а сам дом был огромным и почти белым, то на фоне синего неба казался плывущим круизным лайнером по водной глади моря. Это объясняет такие названия, как «Дом-корабль» и «Титаник». 
Еще одно название – «Дом холостяка» – за ним закрепилось из-за того, что именно в этом доме холостякам выдавались однокомнатные квартиры. Ну а «Лежачим небоскребом» дом назвали, учитывая его необычайную длину – 400 м. Собственно, названия «Длинный дом» и «Большой дом» он получил по той же самой причине.

«Дом атомщиков» строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР. Строительством занималась группа архитекторов под руководством Владимира Бабада. Дом был достроен в 1986 году. Длина дома составляет 400 м, ширина – 15 м, а высота – 50. 14 этажей, два технических этажа, не имеющие окон. Также в нем есть двухуровневые квартиры (12 и 14 этажи), а жилыми являются все этажи, кроме второго и тринадцатого.

Примечательно, что когда в один конец дома вселялись первые жильцы, второй только строился. 

Между парами подъездов и по краям внизу дома имеются высокие пролеты с большими колоннами. Это архитектурное решение позволяет жильцам дома проходить сквозь него, чтобы им не обходить почти полкилометра вокруг.

В силу того, что главный прораб дома В. Бабад раньше занимался только строительством атомных реакторов, некоторые их особенности он перенес на данный дом. Например, дом обладает высокой сейсмической устойчивостью – углы дома в 87° и 93° (а не в 90°) предназначены для препятствия складывания.

Интересным является и тот факт, что в силу архитекторской непродуманности и сложности дом имеет некоторые дефекты. К ним можно отнести неиспользуемые комнаты, в которых есть окна, но нет входов и выходов. Так же «минусы» коснулись и системы водоснабжения: в одной квартире может быть три стояка, один из которых перекрывает воду у соседей. А особенность расположения здания привела к тому, что во дворе и вдоль улиц постоянно ветрено.

Но, несмотря на все имеющиеся минусы, данный дом является уникальным архитектурным сооружение второй половины XX века.
 Дом-корабль на Большой Тульской получил от горожан множество прозвищ: «Титаник», «Дом атомщика», «Лежачий небоскреб», «Китайская стена».
Строительство дома продолжалось два десятка лет и завершилось в 1986 году. Предназначался он Министерству атомной промышленности СССР. Более 400 метров в длину, 50 метров в высоту, этот когда-то белоснежный гигантский образчик конструктивизма возвышался над малоэтажным кварталом, словно плывя на фоне неба. Ряды балконов, опоясывающие верхние этажи, напоминали палубы круизного теплохода. Прототипом послужил финский проект, переработанный группой архитекторов под руководством В. Д. Бабада.
В доме-корабле 980 квартир, 15 этажей и еще два скрытых технических: один под самой крышей, другой между жилой и нежилой зонами. Между подъездами и по краям дома устроены высокие пролеты с колоннами. На верхних этажах расположены двухэтажные квартиры. Благодаря необычайно прочному бетону дом сейсмически устойчив. Углы между стенами специально сделаны не 90 градусов, а 87 и 93, что препятствует «складыванию» стен. Во всех квартирах была проведена пожарная сигнализация, сделаны шумоизолирующие стенки ванных комнат, вентиляционных шахт и канализационных каналов, окна со стороны шоссе дополнены шумоподавляющими фрамугами.
Дом-корабль должен был задать тон целому кварталу, но к завершению строительства градостроительные планы сильно изменились. Здание стало своеобразным окончанием эпохи конструктивизма в Москве. С ним связано множество городских легенд: про тайные комнаты без дверей и окон, прослушивающие устройства спецслужб, устойчивость перед атомным взрывом.

Модернизированная вариация на тему дома-коммуны — неоконструктивизм 1970-х годов.

Дом длиной 400 м и высотой 50 м строили почти два десятилетия.

Строительство дома под кодовым названием «Титаник» было закончено в 1986 году группой архитекторов под руководством Владимира Бабата, однако задуман он был существенно раньше, ещё в 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера, автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бул. (1936 г.).

«Титаник» строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР. Это выразилось в качестве бетонных стен и феноменальной толщине оконных стекол: 6 мм. Не менее замечательно и «вертикальное расслоение» дома. На верхних этажах были запроектированы двухэтажные квартиры площадью до 200 м. По рассказам жильцов, знавших дом еще до его рождения, проект прошёл все инстанции, но на последнем просмотре в ЦК было сказано, что такие квартиры не сопоставимы со званием советского человека. Верхний 15-й этаж было велено срезать.

А дальше началось самое интересное: прораб, до тех пор строивший только атомные реакторы и не слишком боявшийся начальников из Мосстроя, заявил, что не даст загубить такой невероятный проект. И не дал: формально он выполнил приказ, но квартиры 14 этажа сделал-таки двухэтажными согласно проекту, только верхний уровень «выполз» в технический этаж, под самую крышу. Подъезды соединены проходами внутри здания.

17 этажей (№ 54). 2004 год постройки. Панельный. 

Построен на месте панельной пятиэтажки. Под окнами железная дорога и развязка ТТК.

5 этажей (№ 54, к. 3; 1962 год постройки). Блочный.

17 этажей (№ 56). 2005 год постройки. Панельный. 

Построен на месте панельной пятиэтажки.


Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная.

Достопримечательности:

Здания конца 19 — первой половины 20 веков.

Кинотеатр «Синема Стар» (№ 13).

Зон отдыха нет.

Перспективы развития:


Дом № 54, к. 3 будет снесен в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

Метро «Тульская».


Видео:




Состояние на 4.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий