Расположение:
Набережная проходит по Басманному району (ЦАО) от Сыромятнического проезда и Сыромятнической набережной реки Яузы до улицы Радио.
Проходит
по правому берегу реки Яузы.
Зоны:
промзона «Курская» (производственные предприятия и технические организации); жилая, учебное, научные, офисные и торговые организации, автосервисная.
Описание:
Набережная с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам (от улицы Радио к Сыромятнической набережной). Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках полосы газонов между тротуаром и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 5 км.
История:
До 1973 года – Салтыковская и Разумовская набережные (так как находилась на бывших землях графов Разумовских).
До начала 20 века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечёра (приток Яузы) с плотинами и прудами. Разливы Чечёры угрожали железнодорожному хозяйству у трёх вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901–1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечёры упрятали в подземный коллектор. На его месте возникли переулки: Елизаветинский и Чечёрский (часть современной Доброслободской улицы). К западу от старого русла сохранились пруды, засыпанные только в 1930-е годы.
До 1973 года – Салтыковская и Разумовская набережные (так как находилась на бывших землях графов Разумовских).
Салтыковская и Разумовская набережные, запланированные в 1900-е годы, появились на карте города только в 1920-е – это были проезды вдоль естественных, не облицованных камнем берегов реки; русло Яузы существенно отличалось от современного. Две набережные разделяла не существующая сегодня Салтыковская улица – продолжение Бауманской улицы, впоследствии отрезанная от Яузы промышленной застройкой. В 1932 году на набережную пришёл трамвай, связавший Лефортово и район Бауманских улиц с Курским вокзалом.
В 1936–1939 гг. в рамках реконструкции водного хозяйства города, приуроченного к пуску канала им. Москвы, яузские пруды были засыпаны, русло Яузы расчищено и спрямлено, а на месте бывшего Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с Лефортовым, русло Яузы расширили, насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз – Яузский (Сыромятнический) гидроузел. Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней в 4 метра. Архитектурную часть шлюза, действующего по сей день, проектировал Г. Гольц; этот шлюз – единственный охраняемый памятник на набережной. Несколько ниже шлюза находится устье речки Черногрязки, также текущей в коллекторе.
В те же годы появилась и собственно набережная с твёрдым покрытием.
Набережная названа в 1973 году в честь авиаконструктора, под руководством которого было создано более 100 типов самолетов, академика Андрея Туполева (1888 — 1972). Здесь с 1918 года по настоящее время располагается конструкторское бюро с опытным заводом, сменившее множество названий – от ЦАГИ и авиазавода № 156 до нынешнего завода «Туполев». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/02/blog-post_66.html.
В 2004 году в излучине Яузы между улицей Радио и Салтыковским мостом, на месте бывших корпусов ОАО «Туполев», развернулось строительство высотного жилого комплекса «Каскад». Кварталы между Сыромятническим проездом и Елизаветинским переулком сохраняют старую промышленную застройку.
Нежилые объекты:
• Шлюз Яузского (Сыромятнического) гидроузла (1938-1939) (№ 2).
Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла. Одно из живописнейших сооружений промышленной Москвы. Редкий пример тонкой переработки античной архитектуры, пересаженной на берега Яузы периода сталинской индустриализации и реконструкции города.
Во время комплексной реконструкции московского гидроузла были построены не только монументальные шлюзы канала им. Москвы, мосты и набережные центра города, но и этот почти камерный объект на второй московской речке. Комплекс был построен в 1937-1939 годах.
Заняв искусственный остров и небольшие участки по берегам, постройки шлюза образовали изящный ансамбль, уникальный для советского зодчества. Ансамбль включает в себя 3 постройки, связанные легкими металлическими мостами, и небольшой «греческий храм» трансформаторной подстанции на правом берегу реки.
Постройки на левом берегу и на острове имеют выразительный силуэт двухэтажных башен, фланкирующих основное русло. Постройка на острове украшена также выступающим портиком со скульптурами, здание на правом берегу более приземистое, его главное украшение — фонтан.
Детализация и конкретные приемы различаются от здания к зданию, от фасада к фасаду. Нижняя часть фасадов имеет небольшие портики самого строгого греческого ордера — дорического. Ниши, прорезанные в речных фасадах, расчленены тонкими тягами на ряд филенок, изначально расписанных фресками. Проработанность объемного и декоративного решений шлюза подчеркивает важность оформления одного из парадных въездов в центр города, не только и не столько сухопутного (по набережным), сколько водного. Стрелка острова, высоко облицованного камнем, предваряет появление скульптурного портика, плавно входящего в поле зрения проходящего по реке судна. Изгиб реки только усиливает эффект архитектурной игры, сложной асимметрии и различия в проработке фасадов.
Сыромятнический (Яузский) гидроузел — гидротехническое сооружение в Москве на Яузе в трёх километрах от её устья. Находится между Золоторожской набережной (левый берег) и набережной академика Туполева (правый берег).
Единственный построенный из 4-х судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено планом обводнения города Москвы, входившим в генеральный план 1935 года. Согласно плану, гидроузел должен был иметь № 4.
Согласно Генплану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в 3 км от устья на Яузе по проекту архитектора Г. Гольца (1893–1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел. Первоначально сооружение гидроузла предполагалось на участке между Садовым кольцом и ж.-д. мостом Курского направления МЖД. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).
В 2005–2006 гг. был проведен капитальный ремонт гидроузла.
Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором находятся сооружения гидроузла и посажены деревья.
Шлюз является однокамерным, однониточным и может вмещать только небольшие маломерные суда. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 м. Время наполнения камеры составляет 5 мин. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 мин. Верхние ворота выполнены в виде одной створки, которая опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся во внутрь шлюза. Глубина в шлюзовой камере в положении нижнего бьефа составляет 2 м. Глубина на верхнем пороге (короле) шлюза — 2 м. Шлюз оборудован светофорной сигнализацией. У нижних ворот шлюза, у левого берега находится причальная стенка.
Водосливная плотина, имеющая напор 4 м, позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Длина плотины составляет 20 м. В 1960-х гг. поворотный механизм плотины вышел из строя. Во время капитального ремонта 2005–2006 гг. механизм был восстановлен, заменён секторный затвор плотины. Ниже плотины в гранитной стене правого берега находится устье р. Чечёры.
В нижнем бьефе возле плотины всегда стоят мусоросборные суда, а также там находятся боновые заграждения.
На острове красивый фруктовый сад.
• Магазин «Стройматериалы» (№ 3).
В советские времена была булочная на 1-м этаже и галантерея на 2-м этаже.
• Автотехцентр «Tire Pros» (№ 13а).
• Электроподстанция «Яузская» (№ 14).
• Бизнес-центр «Туполев Плаза – 1» (№ 15/17). 2004 год постройки.
• Бизнес-центр «Туполев Плаза» (№ 15, к. 2). Построен в 2003–2006 гг.
• Авиационный технологический техникум (№ 15, к. 4). 3 этажа.
• Строительно-энергетическая компания «Энергокаскад» (№ 15, к. 5).
Строительство энергетических объектов.
Бывшая центральная проходная АНТК им. Туполева.
• Офисы (№ 15, к. 12).
• Офисы (№ 15, к. 19). 2 этажа.
• Бизнес-центр «Туполев Плаза – 2» (№ 15, к. 22).
• Бизнес-центр «ТВЛ» (№ 15, стр. 29). 8 этажей.
• Авиационный завод «Туполев» (№ 17).
В настоящее время в зданиях бывшего КБ Туполева и опытного завода разместились коммерческие организации. Однако в двух корпусах инженеры ОАО «Туполев» до сих пор трудятся над созданием новых летательных аппаратов.
• Стадион «Сокол». Построен в 1938 году.
Стадион принадлежал строительно-монтажному управлению, отсюда его первое название – «Строитель». В составе стадиона было 5 теннисных кортов, где проводилось первенство Москвы по теннису.
В 1970-х гг. стадион был передан авиационному конструкторскому бюро «Туполев», после чего и получил своё нынешнее название «Сокол». Стадион был переоборудован, построена хоккейная коробка, поле с резиновым покрытием. Летом на стадионе играли в футбол, зимой использовался как каток, поле для русского хоккея.
Закрыт на реконструкцию 1 февраля 2017 г.
• 2 технических причала «Разумовский» и «Туполевский». Иногда используется для швартовки (стоянки) судов «Мосводостока».
Жилые дома:
5 этажей (№ 1/7, стр. 2). 1961 год постройки. Кирпичный. Памятная доска «Набережная Академика Туполева».
6–23 этажа (№ 15, кк. 1–3 – всего 4 дома). 2008 год постройки. Монолитно-кирпичные. Жилой комплекс бизнес-класса «Каскад». Расположен на территории бывшего завода «Опыт» им. Туполева. Здесь собирали опытные образцы самолётов. Также на территории ЖК есть свой ТЦ (№ 15б).
Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой ряда домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена.
Достопримечательностей и зон отдыха нет.
Перспективы развития:
Дом № 1/7, стр. 2 будет снесен в ближайшие годы в рамках программы реновации
(обновления) жилого фонда города.
Проезд:
От метро «Чкаловская» на трамвае № 24.
Видео:
Состояние на 264.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий