суббота, 22 октября 2016 г.

Милютинский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Красносельскому району (ЦАО) от Мясницкой улицы до Сретенского бульвара (Бульварное кольцо). 

Недалеко – метро «Лубянка» (у начала переулка) и «Тургеневская» (у конца переулка).

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Мясницкой улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Вероятно, по Милютинскому переулку первоначально проходила трасса дороги на Владимир, в 12 в. переместившаяся на улицу Большая Лубянка. 

С постройкой стены Белого города выход из переулка в сторону Сретенки был закрыт и переулок стал непроезжим. 

Своё название получил по фамилии А. Милютина, владельца шёлковой фабрики — самой большой мануфактуры в Москве в 18 в. (д. 14—16). 

В д. 14 (собственный дом Милютина) в 1873 г. родился В. Брюсов, жил П. Бартенев, издатель журнала «Русский архив». 

В д. 16 после его переделки в 1912 обосновался театр Н. Балиева «Летучая мышь». 

Переулок застраивался жилыми домами (д. 8 — собственный дом архитектора А. Григорьева, 1842 — 1843), в конце 19 в. — доходными домами (д. 3, 1897, архитектор Н. Фалеев; д. 11/4, 1904—05, архитектор В. Шауб и, возможно, А. Петров; д. 13, 1899—1900, архитектор С. Шервуд; д. 20, 1915—17, архитектор В. Дубовской). 

В Милютинском переулке находятся костёл Людовика (д. 7, 1827—30, архитекторы Д. Жилярди и А. Жилярди) с училищами святого Филиппа Нерийского и святой Екатерины и костёл Петра и Павла (д. 18, 1838, архитектор А. Жилярди). 

В начале переулка возведено здание станции Датско-шведско-русского телефонного общества — самое высокое здание в Москве в начале 20 в. (д. 5, 1902—03, архитектор А. Эрихсон; 1907—09, архитектор О. Дессин).


До 18 века – Казенная улица (вероятно, здесь первоначально располагалась Казенная слобода).

Переулок назван в 18 веке по тогдашнему владельцу находившейся здесь шелковой фабрики А. Милютину.

В 18-19 веках в этой местности проживала значительная французская община.

В 1927-1993 годах – улица Мархлевского (в честь польского коммуниста Юлиана Мархлевского (1866-1925)).

В 2015 году был снесен двухэтажный кирпичный бывший доходный дом церкви архидиакона Евпла 19 века (№ 4).

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 2). Трехэтажное, кирпичное, отштукатуренное.

• АТС (№ 5; начало 20 века, бывшее Датско-шведско-русское Телефонное Общество). «Здесь в октябрьские дни 1917 г. происходили ожесточенные бои революционных отрядов с белогвардейцами (бои за телефонную станцию)».

После слома старинного здания на этом участке в 1909 г. в сотрудничестве с компанией Ericsson было возведено кирпичное здание станции Датско-шведско-русского Телефонного Общества, ставшее самым высоким зданием Москвы нач. XX в. 

Комплекс станции Датско-шведско-русского Телефонного Общества был задуман еще в 1901 г. и первоначально спроектирован в шестиэтажном варианте архитектором А. Мейснером. 

Однако осуществляться он начал в 1902-03 гг. по другому проекту, и первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту А. Эрихсона. Обращённое к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведённое на втором этапе строительства (1907-08 гг.), по своей функции уникально для Москвы нач. XX в., только начинавшей тотально обзаводиться телефонами.

В октябре 1917 здание штурмовали красноармейцы в течении 3-х дней (мемориальная табличка на фасаде). По слухам, оборонявшие его юнкера отключили телефоны большевиков. При штурме использовались пулеметы и минометы, принципиально не использовалась артиллерия, новой власти нужна была телефонная связь.

До этого времени самой передовой в техническом отношении считалась стокгольмская телефонная станция, но московская её превзошла. Емкость в 60 000 линий долгое время оставалась мировым рекордом. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики — её выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Кстати, это сооружение, самое высокое в Москве того времени (76 м), построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Ф. Миритца и И. Герасимова, по-видимому, внёсшей изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного О. Дессином проекта. 

В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения — решетки окон и ворот, кронштейны.

В советское время здесь находился Центральный телефонный узел (ЦТУ).


Это здание одной из первых телефонных станций в Москве, уже более 100 лет выполняющей все те же функции.
Первым известным владельцем участка в начале переулка был профессор анатомии и хирургии венгр Франц Францевич Керестури. В 1811 году он умер, и дом унаследовали его дочери. В 1820-х годах они продали свое владение астраханскому армянину Николаю Аскарханову. У него тоже была дочь, которая вышла замуж за ученого, естествоиспытателя, президента Московского общества испытателей природы Карла Ивановича Ренара. В середине 1860-х в доме поселился историк, архивист, библиотекарь и библиограф, археограф, переводчик, пушкинист, основатель и редактор журнала «Русский архив» Петр Иванович Бартенев.
В конце 1890-х годов дом продали Александру Николаевичу Херодинову.
На рубеже XIX-XX веков в Москву пришел телефон. Телефонизацию осуществляла компания Белла, договор с которой истекал в 1901 году. Были объявлены торги, которые выиграло Шведско-Датско-Русское акционерное телефонное общество. Оно и построило в 1904 году новую, отвечающую всем новейшим требованиям первую очередь телефонной станции в Милютинском переулке.
Строительство было сложнейшей технической задачей, для решения которой были привлечены лучшие инженерные силы Швеции, в том числе и архитектор И.Г. Классон, работавший под наблюдением А. Э. Эрихсона.
Через десять лет и это чудо техники перестало справляться с нарастающим потоком абонентов. В 1914 году по красной линии переулка была построена вторая очередь станции по проекту архитектора О.В. фон Дессина – строгое, монументальное, высокое здание с большой аркой-входом, украшенной чугунными решетками. По сторонам входа уникальные, единственные скульптуры – женщина и мужчина, говорящие по телефону.
В последние дни октября 1917 года, можно было сказать, они единственные в Москве говорили по телефону. Станцию, как важнейший стратегический объект, заняли юнкера, лишив город связи. Переулок превратился в баррикады, станция - в крепость. Командующий большевиками Г. А. Усиевич, понимая важность сохранности объекта, отказался применять артиллерию, прибегнув к осаде. На колокольне соседней церкви св. Евпла поставили пулеметы, в глубине переулка на еще недостроенном доме № 20 – бомбометы. Бои завершились 1 ноября (по старому стилю) поражением юнкеров. Станция снова заработала.

• Офисное здание (№ 6). Четырехэтажное, кирпичное, отштукатуренное.

• Французский лицей им. Александра Дюма (№ 7а; конец 19 века, бывшее мужское реальное училище св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины). «Французский лицей в Москве. Доска установлена 25 сентября 1997 года по случаю государственного визита в Российскую Федерацию президента французской республики Жака Ширака».

Этот дом с самого момента постройки и до сегодняшнего дня является учебным заведением. Судьба его, однако, не так проста, как кажется на первый взгляд.

Рождение его было определено в середине 19 в., когда некая мадам Детуш из рода Депре, католичка, решила уйти в монастырь. Часть своего состояния она передала церкви Св. Людовика для постройки мужского реального училища. Депре были известными виноторговцами, и у них было родовое имя — Филипп. И школу мадам пожелала назвать именем Св. Филиппа Неррийского. В том же десятилетии другой католик, купец Жан Виллуа, также пожертвовал деньги на школу, но уже для девочек, св. Екатерины.

В 1897–1899 гг. архитектор О. Дидио построил здание двух французских школ. Правая часть, более поздняя, — мужская; левая, построенная первой, — женская. Они объединены центральным входом в виде арочной ниши.

Школу для девочек закончила народная артистка В. Марецкая.

После 1917 г. школы закрыли. 

В 1930-х гг. здесь разместили химико-индустриальный техникум, затем — школу-четырехлетку, позже — школу рабочей молодежи. К этому времени про французские школы все забыли.

В 1990-х гг. один из сотрудников французского посольства случайно наткнулся на дореволюционную открытку с изображением кирпичного здания и надписью: «Училище при французской церкви». Эта находка положила начало возрождению частички Франции на этой улице.

В 1997 г. между Россией и Францией было заключено соглашение, по условиям которого здание передается в аренду французскому государству на 49 лет. Французский президент Ж. Ширак открыл на здании будущего Лицея мемориальную доску.

Реконструкция продолжалась несколько лет. Фасад был отреставрирован в соответствии с первоначальным проектом О. Дидио.

В 2005 г. состоялось торжественное открытие Лицея, названного в честь Александра Дюма. 

В настоящее время здесь учатся около тысячи детей, обучение ведется на французском языке.

По французским законам, при строительстве какого-либо объекта один процент от стоимости строительства надо потратить на предметы искусства. Французы в шутку так и называют продукт этого закона — однопроцентное искусство. Лицей потратил свой процент на… пиратов. По всему зданию: в фойе, кабинетах, коридорах — разбросаны схематичные изображения забавных одноглазых пиратов. Что и говорить — французы!

• Бывший главный дом и флигель усадьбы А. Григорьева (№ 8, стр. 1 и 2, 19 век). 


В начале переулка сохранился почти неприметный особнячок. Это дом архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева, построенный им для себя и своей семьи.
В XVIII в. эта территория входила в обширное владение Глебовых. В 1842 г. владение разделили и продали по частям. Землю под дом купил и Григорьев.
Архитектор, которого, как и О.И. Бове, справедливо называют мастером московского ампира, родился крепостным помещика В. Кретова. Он же и определил смышленого мальчика на обучение к архитектору Ивану Дементьевичу Жилярди.
Григорьев проявил незаурядные успехи, но зависимое крепостное положение не давало ему права работать самостоятельно. Вольную он получит лишь в 1804 г. и со следующего года стал архитектором Ревизион-Коллегии. После нашествия Наполеона архитектор принял активное участие в Комиссии для строений, восстанавливая Москву: Большой Манеж, Московский университет, Воспитательный дом на Солянке, построил ряд особняков.
Григорьев был женат дважды. Первый раз — на сестре архитектора Ф.М. Шестакова. Она умерла, умер и ее брат. Григорьев и жена Шестакова остались вдовцами, горе сблизило их, и они поженились. В семье появилось трое сыновей, и пришло время задуматься о собственном доме.
Приобретя участок в Милютинском переулке, Афанасий Григорьевич построил дом, удобный для жизни большой семьи и для своей работы: каменный, в пять окон, с верхним антресольным этажом. Внутреннее пространство компактно и рационально: первый этаж был разделен на парадную половину и пониженные задние комнаты. Парадная часть состояла из зала и кабинета-приемной с камином. Окна этой части полуциркульные и выходят на улицу. Задние комнаты — с четырехчастными окнами, выходят во двор. В этих комнатах были столовая и чертежная — рабочее место архитектора. Лестница ведет на антресоли, где были спальни членов семьи.
В 1844 г., в возрасте шестидесяти двух лет, Григорьев с женой и детьми переехал в свой дом и прожил в нем до своей кончины в 1868 г. Наследником стал младший сын Михаил — живописец.
В 1923 г. в доме располагалось книгоиздательство союза анархо-синдикалистов «Голос труда». Они издали полные собрания сочинений М. Бакунина, П.А. Кропоткина и др.
Печально, что в этом уютном доме, построенном с такой любовью, больше никто не живет. Сюда приходят лишь на работу сотрудники офисов.

Собственный дом архитектора А. Григорьева, в котором он жил и работал в 1843-1868 гг. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_996.html.

Построен в 1843 г. по проекту владельца в стиле московский ампир. 

Сохранился фрагмент ограды.

• Бывшие главный дом и флигель городской усадьбы А. Елировой (№ 9, стр. 1 и 2, 19 век). 

Бывшее доходное владение А. Колли и В. Тубенталя. 

Построено в 1894 г., архитектор Н. Якунин; перестроена в 1913 г. по проекту архитектора И. Германа. 

За это здание боролись три организации. Жгли друг друга. А потом остался только фасад, сделали 2 подземных этажа и отремонтировали.

• Бизнес-центр «Милютинский, 9». 

Бывший жилой дом начальников «ОГПУ». 

 Жилой дом построен А. Лангманом в 1927 1928 годах. Он напоминает по своей планировке с тремя параллельно идущими лестницами (парадной и двумя черными) внутреннее устройство дореволюционных доходных домов. 

Архитектор пошел здесь на компромисс, взяв лучшие черты сложившегося внутреннего устройства буржуазного городского жилища и строгие формы архитектуры авангарда.

План его причудливый, как и положено было в эпоху модерна: передняя и задняя части дома образуют полуэтажи — задняя часть дома выше и для подъема достаточно пройти всего один пролет лестницы. Фасады отражают архитектурную моду периода авангарда: это крыша –терраса (запроектированная, но не построенная), вертикальное окно над входом, несколько круглых окон.

Архитектура московского модерна и венского Сецессиона, несомненно, оказали влияние на некоторые решения жилых домов периода авангарда, в то числе и на Аркадия Лангмана, учившегося в Вене. Как и в случае с домом в Милютинском переулке, создателям доходных домов – коммерческой архитектуры – удавалось эффективно использовать отведенные для строительства участки. На дореволюционные прототипы здесь очень походят и респектабельные квартиры, состоящие в данном случае из двух, четырех и пяти комнат (не считая каморок прислуги). Их три на этаже и они очень хорошо изолированы, так как не примыкают друг к другу (между ними расположены лестницы). Каждая квартира имеет большую гостиную и закругленный эркер, углы здания также скругленные.

Жильцами дома были такие деятели как: Г. Ягода — один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД), нарком внутренних дел СССР (1934 1936); А. Артузов — начальник контрразведывательного отдела ОГПУ; Т. Дерибас — начальник секретного отдела ОГПУ; Д. Трилиссер — начальник иностранного отдела ОГПУ. 

М.П. Шрейдер в книге «НКВД изнутри. Записки чекиста» вспоминал: «Большинству оперативных работников ОГПУ конца 20‑х так или иначе становилось известно об устраиваемых на квартире Ягоды шикарных обедах и ужинах, где он, окруженный своими любимчиками, упивался своей все возрастающей славой. Я никогда не бывал в ягодинском особняке, но еще в середине двадцатых слышал от начальника административно-организационного управления ОГПУ Островского, что начальник строительного отдела ОГПУ Лурье, бывший соседом Ягоды, несколько раз перестраивал жилище будущего шефа НКВД».

• Офисное здание (№ 10, стр. 4).

• Офисное здание (№ 12). 

На месте возведенного новодела находились одноэтажные кирпичные (конец 19 века) и деревянные здания усадебной конюшни, одно из которых 2010 году арендовало "Камеди-Клаб" (пока не переехали на Мещанскую улицу). Рядом (у дома № 13) до 2011 года находились здания так называемой Милютинской мануфактуры. Относящиеся к соседней усадьбе Милютина здания были двухэтажные, очень похожие на здания пригородных вокзалов начала века. Остался зазор между зданиями со следом от дома.

• Офисы (№ 13, стр. 1, конец 19 века).

Бывший доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества. 

Обширное владение, простирающееся от Большой Лубянки по Сретенскому переулку до Милютинского переулка, включая территорию нынешнего дома № 13, в середине XVIII в. принадлежало бригадиру Д.С. Порецкому. Основная жизнь во владении происходила ближе к улице Большая Лубянка. В Милютинский переулок выходили неприглядные зады усадьбы.
В 1764 г. хозяином владения стал московский обер-полицмейстер В.И. Толстой. Его женой была родная сестра поэта и драматурга масона В.И. Майкова. Еще при жизни В.И. Толстого, в конце 1770-х гг., семья продала дом на Б. Лубянке в купеческие руки.
С 1817 г. владение принадлежало купчихе М. Нальчини. При ней в доме открылась «Лубянская аптека» (вход с Большой Лубянки), просуществовавшая здесь до начала XX в.
В 1830-х г. владение было куплено скульптором С.П. Кампиони. Отсюда он ходил на строительство каменного храма Св. Людовика на соседней улице Малая Лубянка, в отделке которого принимал участие.
С 1850-х г. владение с домом, выходящим фасадом в Сретенский переулок, принадлежало семье московского купца, владельца магазинов модной дамской одежды О.И. Левенштейна. Немец Левенштейн был женат на М.А. Эларовой, представительнице славного армянского рода. В семье Левенштейнов была единственная дочь Маргарита. В этом доме в роскоши она провела детство и уехала под венец с молодым купцом К.Н. Мамонтовым.
С середины 1890-х гг. владение недолго находилось у В.П. Портнова, который продал его в 1898 г. князю А.Д. Оболенскому, у которого оно тоже не задержалось. Строения усадьбы пришли в запустение. Все это время территория дома №13 в Милютинском переулке играла второстепенную роль хозяйственного назначения в большой усадьбе.
В 1899 г. владение было куплено правлением Московского торгово-строительного акционерного общества, возглавляемого Я.А. Рекком. Через год на углу Сретенского и Милютинского переулков был построен новый доходный дом с магазинами (№13) по проекту московского архитектора В.В. Шервуда. В год постройки дома он ненадолго стал самым высоким зданием в Милютинском переулке.
В новом доме разместились различные магазины и фирмы. В 1910-х гг. здесь открылся книжный магазин «Братья Башмаковы», специализировавшийся на учебных пособиях.
В советское время в доме располагалась районная поликлиника, которую сменило внешэкономическое акционерное объединение «Интурист», старейшая в нашей стране организация, занимающаяся туризмом.


В декоре здания использована свастика. 

Сейчас тут кафе «Каша» и «Хардкор».

• Бывший дом фабриканта А. Милютина, а также флигель и др. строения усадебного комплекса (№ 14, стр. 1, 2, 3, 6; 18 век; в 1873 году здесь родился поэт В. Брюсов). 

Дома №№ 14 и 16 некогда были одним владением, на котором А. Милютин выстроил собственный дом и шёлковую фабрику. 

В 1718 г. на мануфактуре работало 34 стана, на тот момент милютинская мануфактура была крупнейшей фабрикой Москвы. 

До 1828 г. владение принадлежало его потомкам, в 1829 г. было разделено на две части и продано по отдельности. 

Дом № 14 (собственный дом Милютина) многократно переходил из рук в руки.

Крайне печально то, что происходит сегодня с главным зданием усадьбы графа Милютина: в июне 2015 года фактически выдавлен арендатор путём установления "заградительного" размера арендной платы, за счёт которого проведен восстановительный ремонт здания, в том числе восстановлена позолоченная лепнина и прочее убранство т.н. "хозяйских" помещений, расположенных на втором уровне здания ("цокольный" этаж предназначался для проживания прислуги, кухни, буфета). Данный арендатор занимал данное здание многие годы (более десяти лет). 

С июля 2015 года здание фактически заброшено: не эксплуатируется и, по всей видимости, не отапливается, что крайне негативно сказывается на состоянии многочисленного деревянного убранства помещений и мебели. В то время, как на менее ценные исторически и архитектурно строения по соседству, занимаемые Москомспорта (Милютинский, 16), установили декоративную подсветку.

Дом в глубине двора за каменной оградой с цоколем, с массивными столбами ворот и кованой решеткой можно считать смысловым центром переулка. В 1714 г. этот участок земли, тогда еще в Казенном переулке, привлек внимание истопника Петра I Алексея Яковлевича Милютина. В 1690 г. Милютин стал придворным комнатным истопником при царе Иоанне Алексеевиче и царице Прасковье Федоровне и по наследству перешел к Петру I.
Алексей Яковлевич построил здесь свой дом и фабрику, производившую шелковые, парчовые и позументные ткани. С энтузиазмом принявшись за развитие шелковой фабрики, для технического руководства он нанял лучших мастеров — как по обработке шелка-сырца, так и по художественному ткачеству. Прикрепив к ним учеников, он позаботился о воспитании собственных специалистов. В конце XVIII в. это была самая старая и самая большая мануфактура в Москве: небольшое деревянное строение постепенно было перестроено в камне и обросло многочисленными каменными же домами различного назначения. Наследники на этом не остановились, создав в переулке своего рода небольшую Милютинскую империю и дав переулку свое имя. Империю постигла та же участь, что и все империи: она рухнула и была распродана по частям.
Младший брат, Андрей Яковлевич, активно помогал Алексею, у которого не было детей, и после смерти унаследовал все его владения, затем перешедшие его сыновьям — Алексею и Михаилу Милютиным. При сыне последнего мануфактура закончила свое существование.
В 1829 г. главный дом городской усадьбы Милютиных приобрела М.Ф. Секретарева. Она отремонтировала обветшавшее здание, внеся ампирный декор. По улице была воздвигнута ограда с двумя воротами по сторонам дома. Через несколько лет дом был продан полковнику Херодинову, который сдавал помещения внаем. В 1873 г. одним из жильцов был Яков Кузьмич Брюсов с женой. Здесь у них родился первенец, Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор символистского движения в России.
В 1896 г. дом принадлежал Елене Александровне Бардиной, затем — купцу Василию Андреевичу Родионову, а в самом начале XX в. — Анне Николаевне Арбатской.
В последние два года окружение усадьбы сильно пострадало. Варварски был снесен объект культурного значения — бывшие хозяйственные постройки усадьбы. В настоящее время на этом месте возводится громоздкое здание, уродующее переулок.

• Офисное здание (№ 15, стр. 1). Двух-трёхэтажное кирпичное здание 1884 года постройки. 

Здесь находился подпольный склад революционных изданий, в котором полиция в 1908 г. конфисковала около 140 пудов книг, брошюр и листовок.

• Стокгольмская школа экономики и меблированные комнаты (№ 15, стр. 2а или 17). Двухэтажное кирпичное здание.
Меблированные комнаты «Родина».
Здесь в конце XIX в. размещались меблированные комнаты. В сентябре 1884 г. остановился И. Е. Репин, писавший тогда портрет композитора П. И. Бларамберга. Зимой 1908 г. здесь жила А. С. Голубкина, приехавшая в Москву для занятий в частной художественной школе.
Небольшой трехэтажный дом был построен в 1872 г. на территории усадьбы, парадным двором выходившей на улицу Большая Лубянка. В 1880 г. дом был перестроен архитектором Сергеем Аркадьевичем Елагиным для устройства в нем меблированных комнат.
Одной из городских примет времени второй половины XIX в. были всевозможные меблированные комнаты. Представляя собой нечто среднее между гостиницей и частной квартирой, они сполна удовлетворяли потребность приезжих огромного города в жилье. Так же как и отели, они существенно отличались по цене и уровню комфорта. В доме №17 по Милютинскому переулку в конце XIX в. размещались известные в Москве средней респектабельности меблированные комнаты «Родина» с коридорной системой. Владельцем их был Карлони. В разное время здесь жили люди, благодаря которым этот адрес остался в памяти москвичей: скульптор А.С. Голубкина, математик Н.А. Шапошников, ученый-востоковед М.О. Аттая.
В сентябре 1884 г. меблированные комнаты стали одним из адресов художника Ильи Ефимовича Репина. Художник любил Москву, несколько лет жил в ней, а затем часто посещал. Неоднократно был он гостем и этого района, с которым его многое связывало. Неподалеку, в Кривоколенном переулке, а затем на Мясницкой улице жил его близкий друг художник В.Д. Поленов. Вместе они не раз гуляли по Москве, изучали ее историю, улицы. Рядом, в Юшковом переулке, находилась квартира коллекционера П.А. Лезина, портрет которого писал Репин в 1909 г. Ну и, самое главное, Училище живописи, ваяния и зодчества, в бывшем доме Юшкова на Мясницкой, где ежегодно проходили выставки передвижников. В 1884 г. Репин приехал именно для участия в выставке, он экспонировал картину «Не ждали». Этот приезд в Москву был весьма плодотворным для художника. Он встречался с Л.Н. Толстым, написал несколько портретов: железнодорожных деятелей А.Г. Белопольского, И.Е. Ададурова и портрет композитора П.И. Бларамберга.
С началом нового века меблированные комнаты сменили владельца, им стал Федор Евсеевич Васильев, затем — Сергей Кирсанович Кирсанов. А со сменой строя прекратили свое существование. В 1920-е гг. здесь располагалась контора «Мосстрой». В 1972 г. дом был перестроен, а в 2007 г. чуть было не уничтожен.
• Департамент физической культуры и спорта города Москвы (№ 16, стр. 1). Главный дом, флигель, конюшня, каретный сарай бывшей городской усадьбы П. Митькова — А. Арбатской (№ 16, стр. 1–3, 15, 18 — 19 века). 

Часть бывшего владения А. Милютина (домовладеец, построивший в переулке в 1720-е гг. шёлковую мануфактуру, ставшую затем крупнейшей фабрикой в Москве), архитектор М. Арсеньев. 

В 1829—1912 гг. городская усадьба П. Митькова, потом А. Арбатской. 

В 1912–1915 гг. здесь располагался театр-кабаре Н. Балиева «Летучая мышь». Многие элементы старинного здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

Теперь тут Департамент физической культуры и спорта Москвы (стр. 1).

– Стр. 3. Заброшенный двухэтажный главный дом усадьбы построен в 18 веке. В 1836 году дом посещал А. Пушкин. 

В 1912-1916 гг. действовала школа театрального искусства Н. Массалитинова. В этом доме в 1834 - 1837 гг. жили родственники А. Пушкина – его тетка Елизавета с мужем Матвеем Сонцовым и двумя дочерьми – кузинами поэта. 

В 1837 г. Сергей Пушкин, живший в этом доме, узнал о гибели своего сына.

• Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения (№ 18; бывший католический храм святых апостолов Петра и Павла, 19 век; работал до 1920-х годов).

Костел был построен в 1839–1845 гг. по проекту знаменитого архитектора Алессандро Жилярди на пожертвования московских католиков и благотворительных организаций. 

В 1845 г. он был освящён в честь небесных покровителей прихода, апостолов Петра и Павла. 

Костёл был выполнен в стиле позднего московского классицизма. 

Приход долгое время был единственным русским католическим приходом в Москве, а среди прихожан храма было большое количество известных людей, в том числе представителей старинных дворянских фамилий. Во 2-й половине 19 в. около здания костёла были построены богадельня для престарелых, здание благотворительного общества, корпус женского училища, дом причта и церковно-приходской школы.

Костёл был закрыт в 1920-е гг. 

В 1940 г. строение было полностью перестроено и в нём разместился кинотеатр. 

Осенью 1941 г. в результате попадания немецкой авиабомбы было практически полностью разрушено. 

В 1946 г. было восстановлено и перестроено под административные нужды, после чего туда въехало НИИ «Гипроуглемаш». 

Перестройки костёла полностью исказили её исторический облик.

В 1990-е гг. возродившийся приход повел борьбу за возвращение храма, но безуспешно: ОАО «Гипроуглемаш» приватизировало бывшее здание храма, часть его ныне сдается в аренду под офисы. 

Приход святых апостолов Петра и Павла проводит богослужения в расположенном неподалёку храме святого Людовика Французского, в котором также проходят литургии прихода св. Людовика. Администратором прихода является о. Игорь Ковалевский.

Внутри здания много барельефов, изображающих шахтёров и инженерно-технических работников.

В настоящее время ничто в массивном, вытянутом вглубь участка доме не напоминает католический храм. Лишь ограда с решеткой своеобразной формы, поставленная в 1899 г., да псевдоготическая обработка на флигелях выдают возраст здания.
После Отечественной войны 1812 г. владельцами земли были сестры Анна и Наталья Васильевны Петрово-Соловово. В 1839 г. их земли были выкуплены, и 16 сентября того же года здесь была заложена новая церковь. При закладке в фундамент были помещены золотые и серебряные монеты чеканки 1839 г. Архитектором собора стал А.О. Жилярди, строивший здание другого католического храма в том же переулке. Жилярди построил церковь в готическом духе с куполом посередине. В храме было шесть алтарей, один из которых, Св. Эмилии, сооружен архитектором М.Д. Быковским в память о своей умершей супруге. Освящение храма состоялось в 1845 г.
С момента постройки церковь считалась немецкой, затем — польско-немецкой, а с конца XIX в. — просто польской.
На протяжении всего существования храм Петра и Павла занимался благотворительностью: при нем были богадельня Св. Филиппа, благотворительное общество вспомоществования бедным католического вероисповедания, библиотека, устраивались благотворительные концерты. В конце XIX в. в одном из зданий церкви открылась школа для девочек. И в настоящее время в этом здании располагается школа, вернее — Пушкинский лицей. При храме был также «Дом Польский», объединявший не только поляков, но и католиков литовцев, латышей и др.
Храм Петра и Павла участвовал в делах о разводах католических семей. В обязанности священников входили примирительные беседы, выяснение всех обстоятельств дела с целью определить, не преступили ли супруги церковный закон и не подлежат ли они церковному суду.
Католическую церковь закрыли в 1937 г. Священников отправили в лагеря, где они и погибли. После закрытия церкви здание передали под кинотеатр, который так и не стал функционировать. Во время Великой Отечественной войны в бывший храм попала бомба. Разрушения были настолько велики, что дом практически выстроили заново, включив то немногое, что сохранилось.
С 1946 г. и по сей день здесь находится институт «Гипроугольмаш». Он также перестроил здание для своих нужд.

• Бывшая богадельня св. Филиппа при католическом Петропавловском костеле (№ 18, стр. 1, 19 век). Неоготика. В составе архитектурного ансамбля Римско-католической церкви святого апостола Петра и Павла, что на Лубянке, 19 - нач. 20 века.

• Бывшие дом причта и церковно-приходской школы при католическом Петропавловском костеле (№ 18, стр. 1, 19 век). Неоготика. В составе архитектурного ансамбля Римско-католической церкви Святого Апостола Петра и Павла, что на Лубянке, 19 - нач. 20 века.

• Бывшая библиотека и правление Благотворительного общества при католическом Петропавловском костеле (№ 18, стр. 1, 1905 год постройки). Неоготика. В составе архитектурного ансамбля Римско-католической церкви Святого Апостола Петра и Павла, что на Лубянке, 19 - нач. 20 века.

• Пушкинский лицей (№ 18, стр. 2; бывшая школа № 275). 

Историческое здание бывшего Женского училища при при Петропавловском костёле. 1860-е гг., 1905 г., архитектор И. Залесский. 

Объект культурного наследия федерального значения в составе архитектурного ансамбля Римско-католической церкви Святого Апостола Петра и Павла, что на Лубянке, 19 - нач. 20 века. 

• Бывший особняк Лорис-Меликова (№ 19/4, стр. 1; начало 19 века). Архитектор М. Быковский. 
Стояли здесь когда-то деревянные постройки, затем каменный дом купеческого сына Михаила Ивановича Пригодина. Перед войной 1812 года хозяйкой их стала Варвара Дмитриевна Полуэктова. В конце 1830 х годов она продала владение надворному советнику Ивану Даниловичу Лорис Меликову, который перестроил старый дом. Для этой цели он пригласил архитектора Михаила Быковского, получившего образование в семье итальянских архитекторов Жилярди. Соучеником Быковского был итальянец Константин Львович Минелли. На его сестре Эмилии женился сам архитектор.
С семейным счастьем пришел успех в работе. В 1836 году Быковский стал директором архитектурного училища, много работал и строил в Москве. Сердечная привязанность к жене не угасала, но в 1841 году Эмилия умерла при родах сына Константина. В память о ней Быковский возвел придел Св. Эмилии в католической церкви Петра и Павла. В это же время он получил заказ на дом Лорис Меликова в том же переулке, что и церковь.
Красивый двухэтажный дом в духе позднего классицизма должен был стать достойным памяти любимой жены. Первый этаж декорирован рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчеркивает монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшен высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве.
Интерьер здания роскошен и изящен – настоящий дворец: лепные, в росписи потолки, резные двери, мраморные колонны и полы, скульптура, рельефные фризы. На второй этаж ведет лестница каслинского литья. За домом стоит полукруглое здание конюшен, своей формой определяющее камерный, уютный двор усадьбы.
Дом в Милютинском переулке – особое строение Быковского, он сочетает в себе камерность и пышность, нарядность и уют.
В 1870 х годах дом перешел другим людям, тогда у него появился антресольный этаж. В 1891 году усадьбу купила Софья Ивановна Экизлер; она сдавала помещения внаем.
В 1928 году в доме устроили коммунальные квартиры, которые сменили конторские помещения, общежитие института. Дом разрушался, почти весь интерьер был уничтожен. В 1988 году дом был передан Всероссийскому фонду культуры, кропотливая научная реставрационная работа которого позволила возродить архитектуру и декор интерьеров.
В настоящее время дом Быковского отобран у фонда и доведен до катастрофически аварийного состояния.

Здание возведено в 1830—1840-х годах и включает в себя более раннюю постройку 18 века.

Бывший особняк надворного советника, попечителя Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия живописи Ильи Глазунова), И. Лорис-Меликова, племянника М. Лорис-Меликова, министра внутренних дел при Александре II.

Интерьер здания роскошен и изящен — настоящий дворец: лепные, в росписи потолки, резные двери, мраморные колонны и полы, скульптура, рельефные фризы. На второй этаж ведет лестница каслинского литья.

Дом построен в стиле русского классицизма с характерными высокими окнами второго парадного этажа. Резные деревянные рамы сохранились в боковых окнах главного фасада и окнах бокового фасада со стороны Сретенского бульвара. Особенно красив второй этаж: рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками. Над лестницей установлены четыре кариатиды, скульптор Николай Рамазанов.

Главный фасад дома построен по распространенной в то время композиции с нейтральной центральной частью и акцентами по бокам. В данном случае это увенчанные аттиками ризалиты. Первый этаж декорирован рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчеркивает монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшен высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве.

Теперь тут антикафе «Зеленая дверь».

— Службы бывшей усадьбы Лорис-Меликова (№ 19/4, стр. 5). Здание построено в 1846–1848 гг. 

Бывшая конюшня и помещения прислуги.

Жилые дома:

6-8 этажей (№ 3, конец 19 века, бывший дом Фалеевых; в 1918-20 годах здесь находился Народный комиссариат торговли и промышленности РСФСР. В 1920-е годы в доме проживали сотрудники различных советских ведомств, а также семьи красных латышских стрелков). 
Ответвляясь от широкой Мясницкой улицы, Милютинский переулок начинается высоким доходным домом 1897 года рождения. Некогда на этом месте, напротив ныне утраченной церкви cв. Евпла, стоял небольшой деревянный, но с каменными флигелями, домик купчихи Авдотьи Сониной. Тихий уголок привлек внимание петербургского купца Свешникова, бывавшего по делам на Мясницкой улице. Вскоре, в 1815 году он поселился здесь со своей семьей.
Свешниковы – известная фамилия в книжном мире первой половины XIX века. Братья купцы Свешниковы основали в Санкт-Петербурге издательско-книготорговую фирму. В 1810 году один из них – Осип Леонтьевич – переехал в Москву. Умный, дальновидный, сведущий в своем деле купец по роду своих занятий был связан с прогрессивными деятелями эпохи. В силу этого он заботился не только о приумножении своих доходов, но и о развитии образования и просвещения в обществе. Осип Свешников был дружен со многими московскими и петербургскими книгопродавцами, библиофилами, издателями, литераторами, в том числе и с историком Н.М. Карамзиным. В Москве Осип Леонтьевич открыл магазины в Китай-городе на традиционно книжных улицах – Никольской и Ильинке. В его книжных лавках можно было купить сочинения К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, Н.М. Карамзина, Ф.Н. Глинки, Д.Н. Бантыш Каменского.
Квартиросъемщиками Свешникова тоже были люди известные. В 1820 х годах в доме жили две сестры, две актрисы Малого театра Елена и Анна Матвеевны Борисовы. Анна – трагическая актриса, а Елена одна из любимых актрис А.Н. Островского. В его пьесах она с успехом играла многочисленных купчих, нянюшек, свах, мещаночек. Муж Елены Борисовой Константин Прохорович Кавалеров вышел из крепостных, был комическим артистом, играл в оперных и балетных театрах. Он также жил в этом доме.
В конце XIX века тихому уголку Москвы суждено было приобрести облик, соответствующий времени. Владение купил архитектор московского модерна Николай Григорьевич Фалеев и выстроил добротный пятиэтажный доходный дом, позднее, в 1930 х годах, надстроенный двумя этажами. В 1905 году владелицами его значились Зинаида, София, Александра Алексеевны Фалеевы. В 1998 году дом подвергся капитальной реконструкции, вновь приобретя статус роскошного доходного дома в центре Москвы. Во всем переулке осталось не более пяти жилых домов, но дом Фалеева по-прежнему в их числе. 

После реконструкции исчез двор-колодец. 

8 этажей (№ 20/2; начало 20 века, бывший доходный дом акционерного общества Н. Феттер и Е. Гинкель; в 1934-46 годах здесь жил художник Е. Лансере – мемориальная доска). 


Угловой дом, выходящий в Бобров переулок, первоначально был задуман акционерным обществом «Феттер и Гинкель» как доходный. Строительство, начатое в 1917 г. архитектором В.Е. Дубовским, невольно превратилось в долгострой. Строительная площадка не украшала переулок, но успела послужить огневой точкой при взятии телефонной станции, где забаррикадировались юнкера. Лишь с окончанием гражданской войны дом, по измененному проекту А.М. Калмыкова, приобрел свой нынешний вид.
В советское время огромное новое здание оккупировали многочисленные организации, но были и жилые квартиры. С 1934 г. до самой своей смерти в 1946 г. здесь жил академик живописи, график, представитель славной художественной семьи Евгений Евгеньевич Лансере — сын скульптора Евгения Александровича Лансере и Екатерины Николаевны, дочери архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, родной брат живописца Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_366.html.

Перестроен в 1930-е гг., архитектор А. Калмыков. 

С крыши этого дома (тогда еще не достроенного) в октябре 1917 г., бойцы Красной Армии вели огонь из бомбометов (минометов) по оборонявшим здание телефонной станции (Милютинский 5), юнкерам. Штурм длился 3 дня. В советские времена на первом этаже находились: чистка одежды, магазин «Молоко» и ремонт пылесосов. 

Войти во двор здания можно со стороны Боброва переулка, справа расположена худ. мастерская.

Достопримечательности:

Здания 18 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Лубянка» пешком через Лубянскую площадь и Мясницкую улицу; от метро «Тургеневская» пешком через Сретенский бульвар. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 25.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий