четверг, 6 октября 2016 г.

Гоголевский бульвар

Расположение:

Бульвар проходит районам Арбат и Хамовники (ЦАО) от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. 

Входит в Бульварное кольцо. 

Метро «Кропоткинская» (начало бульвара) и «Арбатская» (у конца бульвара).

Описание:

На бульваре 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по 2 полосы в каждую сторону), разделенные огороженным сквером с пешеходными дорожками, зеленью, цветниками, скамейками, информационными стендами, искусственным освещением). Тротуары – с одной стороны. Озеленение хорошее. Длина – около 750 метров.

История:

До 1924 года – Пречистенский бульвар (по церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре).

Бульвар назван в 1924 году в честь писателя Николая Гоголя (1809-1852), в период празднований 115-летия писателя. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_718.html.

Его начало отмечено павильоном метро «Кропоткинская» (1935, архитектор С. Кравец), конец — памятником Н. Гоголю (1952, скульптор Н. Томский, архитектор Л. Голубовский), который заменил предшествующий памятник, установленный в 1909 г. (перенесён во двор д. 7 по Никитскому бульвару). 

До 1870-х гг. по нечётной стороне, на месте транспортного проезда протекал ручей Черторый. Поэтому бульвар, устроенный после 1812 г., имеет ступенчатый рельеф, обусловленный перепадом высот берега ручья и его бывшего русла. 

Гранитную стенку с внутренней стороны бульвара установили в 1950 г. 

Озеленение Гоголевского бульвара представлено рядовыми и групповыми посадками деревьев и кустарников. Преобладают липа, тополь, клён ясенелистный, присутствуют ясень, вяз, клён остролистный, каштан, рябина, черёмуха. 

Вход на Гоголевский бульвар открывает оригинальная арка, соединяющая два павильона метро «Кропоткинская». 

В начале Гоголевского бульвара в основном сохранилась малоэтажная застройка: д. 2/18 — генерал-майорши Ермоловой (конец 18 в., с 1831 г. 1-я мужская гимназия, с 1872 г. женские курсы В. Герье, ныне институт русского языка РАН), д. 3/2 — княжны С. Волконской (начало 19 в., надстроен для булочной Д. Филиппова в 1899), д. 4 (первая треть 19 в., перестроен в 1899 г., архитектор Л. Кекушев, с 1968 г. Комитет ветеранов войны), д. 5 — доходный дом (1852, архитектор Н. Козловский; в доме жил архитектор К. Тон, наблюдавший за строительством храма Христа Спасителя, в 1920-х гг. — режиссёр В. Пудовкин), д. 6 (первая половина 19 в., перестроен для С. Третьякова в 1871 — 1875 гг., архитектор А. Каминский, в 1892 г. перешёл к П. Рябушинскому, в 1918 г. Ревтрибунал, затем Военная прокуратура, ныне Российский фонд культуры), д. 9 — особняк А. Иевлева (1879, архитектор А. Обер; 1909—12, архитектор Е. Зеленский), д. 10 — усадьба Цурикова, затем декабриста М. Нарышкина (1790-е гг., перестройка палат 17 в.; здесь собирались члены тайного общества декабристов, во второй половине 19 в. неоднократно бывал И. Тургенев; ныне Правление Союза художников РФ), д. 12 (1880-е гг.), д. 13 (начало 19 в.), д. 14 — дом Е. Васильчиковой (1820-е гг., перестройки — 1858, 1875, архитектор Д. Чичагов; в 1920-х гг. размещался Верховный суд, ныне Шахматный клуб РФ), д. 15 (правая часть — 1835, архитектор А. Григорьев; в 1836—49 гг. в доме жил генерал А. Ермолов); д. 16 — особняк Е. Алексеевой (1884, архитектор Чичагов). 

Схожий характер имеет застройка нечётной стороны Гоголевского бульвара, примыкающая к Арбатской площади: д. 31а (1926, архитектор П. Спиридонов), д. 31 (1820-е гг., перестройка середины 19 в.; с 1872 г. женская гимназия С. Фишер). 

По чётной стороне квартал от Колымажной улицы до Арбатской площади занимает ограда Наркомата (ныне Министерство) обороны (д. 18; 1936, архитектор Л. Руднев) и один из корпусов Александровского военного училища (д. 18/19, начало 20 в.). 

Доходные дома начала 20 в. и жилые здания советского периода в основном (кроме д. 8 — трест «Стальпроект»; 1929—33, архитекторы М. Барщ, В. Владимиров, И. Милинис, А. Пастернак, Л. Славина, и д. 11; 1912, архитектор О. Пиотрович) сосредоточены на отрезке между Сивцевым Вражком и Арбатской площадью: д. 17 (1900, архитектор Н. Марков), д. 21 (1902, архитектор Л. Кекушев, правая часть — 1906, архитектор К. Гуров), д. 23 (1903, архитектор К. Теляковский), д. 25 (начало 20 в.), д. 27 (1933, архитектор Д. Числиев), д. 29 (1892, архитектор А. Каминский; надстроен в 1905, архитектор Г. Евланов).

Московское бульварное полукольцо возникло по указу императрицы Екатерины II на месте стен Белого города. О его существовании напоминают площади, разбивающие бульвары на отрезки, в названиях которых есть слово «ворота». Гоголевский, начинающий бульвары, обращает на себя внимание сильным перепадом рельефа. Это обусловлено тем, что здесь, под стеной, тёк бурный ручей Черторый, давший название всему этому району Москвы – Чертолье. Там, где пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей впадал его приток – ручей Сивец.

Гоголевский бульвар моложе своих соседей – Никитского и Тверского. Его обустроили уже после пожара 1812 года. Он третий по протяжённости и более демократичный, чем остальные. Тогда он носил другое название – Пречистенский, по воротам и улице, от которых начинался. В самом начале бульвара ещё со времен Белого Города стояла старинная церковь Святого Духа. Первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Ещё в середине 17 века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.

Спустя столетие, была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова – оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской.

Снесли церковь для строительства выхода станции метро «Дворец Советов» – теперь «Кропоткинская». Усадьбы на правой высокой стороне бульвара в большинстве своём возникли ещё в 18 веке. Интересна история усадьбы Некрасова и Катуара и красивого терема Третьякова. Почти напротив последнего на углу бульвара и Гагаринского пер. стоит дом Секретарёва. Рядом с роскошной усадьбой Третьякова на месте церкви Ржевской Божьей матери, снесённой в 1924 году, построили комплекс нового типа жилья – РЖСКТ «Показательное строительство», состоящий из двух жилых домов и клуба-столовой. 

Когда-то на бульваре прогуливались писатели и художники. Усадьба во владении 10 помнит и Рубинштейна, и Тургенева, и Репина.

Бульвар заканчивается площадью Арбатские ворота. С 1808 г. по 1812 г. там стоял деревянный Арбатский театр – единственное творение Карла Росси в Москве. Он сгорел в пожар 1812 года. Почти через 100 лет, в 1909 году, на его месте торжественно поставили памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева. Этот памятник простоял до 1951 года, когда грустно сидящий Гоголь был сослан в «Донской монастырь» – филиал музея Архитектуры, а на площади встал гордый Гоголь от скульптора Томского. Но москвичи любили старого Гоголя, и в 1959 году его поставили по соседству с прежним местом, во дворе дома, в котором он умер. Именно по этому памятнику Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский в 1924 году.


Московское бульварное полукольцо возникло по указу императрицы Екатерины II на месте стен Белого города. О его существовании напоминают площади, разбивающие бульвары на отрезки, в названиях которых есть слово "ворота". Гоголевский, начинающий бульвары, обращает на себя внимание сильным перепадом рельефа. Это обусловлено тем, что здесь, под стеной, тек бурный ручей Черторый, давший название всему этому району Москвы - Чертолье. Там, где пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей впадал его приток - ручей Сивец.
Гоголевский бульвар моложе своих соседей - Никитского и Тверского. Его обустроили уже после пожара 1812 года. Он третий по протяженности и более демократичный, чем остальные. Тогда он носил другое название – Пречистенский, по воротам и улице, от которых начинался. В самом начале бульвара еще со времен Белого Города стояла старинная церковь Святого Духа. Первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.
Спустя столетие, была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской.
Снесли церковь для строительства выхода станции метро «Дворец Советов» - теперь «Кропоткинская». Усадьбы на правой высокой стороне бульвары в большинстве своем возникли еще в XVIII веке. Интересна история усадьбы Некрасова и Катуара и красивого терема Третьякова. Почти напротив последнего на углу бульвара и Гагаринского пер. стоит дом Секретарева. Рядом с роскошной усадьбой Третьякова на месте церкви Ржевской Божьей матери, снесенной в 1924 году, построили комплекс нового типа жилья - РЖСКТ «ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО», состоящего из двух жилых домов и клуба-столовой. 

Когда-то на бульваре прогуливались знаменитые писатели и художники. Усадьба во владении 10 помнит и Рубинштейна, и Тургенева, и Репина.

Бульвар заканчивается площадью Арбатские ворота. С 1808 г. по 1812 г. там стоял великолепный деревянный Арбатский театр – единственное творение великого Карла Росси в Москве. Он сгорел в пожар 1812 года. Почти через 100 лет, в 1909 году, на его месте торжественно поставили памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н. Андреева. Этот памятник простоял до 1951 года, когда грустно сидящий Гоголь был сослан в «Донской монастырь» - филиал Музея Архитектуры, а на площади встал гордый Гоголь от скульптора Томского. Но москвичи любили старого Гоголя, и в 1959 году его поставили по соседству с прежним местом, во дворе дома, в котором он умер. Именно по этому памятнику Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский в 1924 году.

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Памятник Михаилу Шолохову (напротив переулка Сивцев-Вражек).

Открыт 24 мая 2007 г. Проект памятника был выполнен авторским коллективом скульпторов Иулиана Рукавишникова, Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского. Монумент представляет собой фигуру писателя, сидящего в рыбацкой лодке. За его спиной – река с плывущими по ней лошадьми.

• Памятник Николаю Гоголю (у Арбатской площади).

В Москве два скульптурных памятника, установленных в честь Н. Гоголя.

Данный памятник (скульптора Н. Томского, архитектора Л. Голубовского) появился в 1952 году в конце Гоголевского бульвара, в год столетия со дня смерти Гоголя, на месте другого памятника (скульптора Н. Андреева, архитектора Ф. Шехтеля), созданый к столетию со дня рождения писателя в 1909 году, и который переместили во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.

Известно, что И. Сталин недолюбливал «скорбного» Гоголя работы скульптора Н. Андреева, архитектора Ф. Шехтеля, мимо которого ему регулярно приходилось проезжать. И 2 марта 1952 года состоялось торжественное открытие нового памятника. Образ писателя был представлен в новой интерпретации: полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. Пьедестал нового памятника украсило развёрнутое посвящение: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года».

Сам Н. Томский невысоко оценивал эту свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя».

В книге «Алмазный мой венец» В. Катаев, сравнивая оба монумента, также отмечал безликость, почти карикатурность нового памятника: «Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишённый всякой индивидуальности и поэзии».

• Российский союз ветеранов и мастерская по изготовлению орденских планок и колодок (№ 4; конец 18 – начало 20 веков; Бывшая городская усадьба И. Оболенского, И. Некрасова, А. Катуар-де-Бионкур – сохранился главный дом с палатами).
Бывшая городская усадьба И. Оболенского, И. Некрасова, А. Катуар-де-Бионкур.
Главный дом с палатами (на Гоголевском бульваре) и хозяйственная постройка (в Большом Знаменском). Усадьба построена в 1783 г. Многократно перестраивалась, в том числе в 1890-х гг. (архитекторы Р. Клейн, Л. Кекушев) и 1903 г. (балкон по проекту И. Залесского).

• Бывшая городская усадьба П. Секретарева (№ 5, стр. 1; середина 19 века; во время строительства храма Христа Спасителя здесь жил архитектор К. Тон). 

Владение по адресу Гоголевский бульвар, 5/2, еще в XVIII столетии входило в большую городскую усадьбу князя Петра Васильевича Лопухина, видного государственного деятеля, возглавлявшего даже Кабинет министров в годы царствования Павла I. Удачной карьерой он был обязан, как ни странно, своей дочери Анне Гагариной, которая была фавориткой императора.

Современный, богато декорированный дом был построен в период с 1850 по 1853 годы архитектором Николаем Ильичем Козловским для статского советника Петра Федоровича Секретарева, являвшегося сыном бывшего камердинера Григория Александровича Потемкина и императрицы Екатерины II. Петр Федорович был меценатом, а также содержал собственный небольшой театр в Нижнем Кисловском переулке, прозванный в народе «Секретарёвкой».

Фасад здания богато оформлен резными колоннами из белого камня и являет собой пример романтического, несколько свободного, или даже нарочитого обыгрывания темы, созвучной стилю ренессанс. История этого дома связана с именем зодчего Константина Андреевича Тона, который проживал здесь во время строительства храма Христа Спасителя в 1850-е годы. По мнению специалистов, этот блестящий архитектор и стал автором постройки для Секретарева. Белокаменные колонны и многие детали здесь почти аналогичны Оружейной палате и Большому Кремлевскому дворцу.

В период с 1926 по 1934 годы в этих стенах жил и работал известный педагог-новатор Станислав Теофилович Шацкий.

Молва поселила в этот шикарный дом Василия Сталина - сына советского вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Но на самом деле, он со своей семьей в 1940-е годы проживал в другом особнячке (Гоголевский бульвар, д. 7), который, правда, находится в одном дворе с усадьбой Секретарева и спрятан за надежным забором…

Многие годы во второй половине XX века в доме было общежитие текстильной фабрики в Бутиковском переулке.

В 90-х годах XX столетия была проведена реконструкция здания, с использованием сохранившихся чертежей. Работы выполнила московская компания «АСК Новый Век». Проект был составлен архитектурным бюро «Триарт-2000».

В 2001 году участвовавшие в реставрации организации были внесены в список и объявлены в числе победителей организованного властями конкурса «На лучшую реставрацию, реконструкцию, новое строительство и благоустройство объектов историко-градостроительной среды г. Москвы, завершенных в 2000 году».

В настоящее время в бывшей усадьбе находятся офисы крупных российских компаний.

Особняк построен в 1852 году архитектором Н. Козловским для статского советника П. Секретарёва.

• Российский фонд культуры (№ 6/7, стр. 1; 19 век; бывший главный дом городской усадьбы А. Замятина, позже С. Третьякова и фабриканта Павла Рябушинского).

Главный дом бывшей городской усадьбы А. Замятина, позже С. Третьякова, нач. 19 в., 1871–1875 гг., архитектор А. Каминский.

Главный дом усадьбы датируется второй половиной 18 века, когда её владельцем являлся князь Пётр Меншиков. 

При следующем хозяине, полковнике Андрее Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки. 

Дом пострадал во время пожара 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном.

Приобретён городской головой – С. Третьяковым, братом основателя картинной галереи в 1871 году. Архитектор Александр Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. 

Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом. Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.

После смерти С. Третьякова в 1892 г. дом приобрёл банкир и фабрикант Павел Рябушинский. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_492.html.

После 1917 г. здесь некоторое время находился Революционный трибунал. 

• Бывшая усадьба статского советника П. Секретарева (№ 7; середина 19 века; здесь жили начальник охраны Сталина Николай Власик, сын Иосифа Сталина Василий). 

Дом построен в 1852 году архитектором Н. Козловским для статского советника Секретарёва.

В этом доме до Василия Сталина жил Николай Власик, начальник охраны Сталина, а в 1949 году поселился там Василий Сталин. Он в то время был командующим ВВС МВО. К этому дому часто подъезжали лимузины, особняк освещался, устраивались пышные приемы, приезжали его друзья, спортсмены. 

Позже здесь жил легендарный разведчик Рудольф Абель.

• Объединение «Фотоцентр» (№ 8, стр. 1 и 2). 
Институт по проектированию агрегатов сталелитейного и прокатного производства для чёрной металлургии основан в 1924 г. (до 1930 г. — Государственное бюро металлургических и теплотехнических конструкций). 
Организатор и первый директор В. Грум-Гржимайло. 
В институте разработаны: комплексный проект строительства Кузнецкого металлургического комбината, проекты цехов и печей Магнитогорского металлургического комбината, печей для всех металлургических и машиностроительных заводов, построенных в 1930-е гг., различного прокатного оборудования; созданы установки непрерывной разливки стали, большегрузные мартеновские печи и другие агрегаты. Исследования по теории печной теплотехники и научным основам конструирования печей.
Главное направление деятельности "Фотоцентра" – выставочная работа: организация и проведение фотовыставок. Он располагает выставочным залом на первом этаже и галереей на втором этаже.
Одна из приоритетных задач "Фотоцентра" – учебно-методическая работа по оказанию помощи фотографам в повышении профессионального мастерства, в освоении новейших технологий.
В плане сервисного обслуживания в "Фотоцентре" действует салон-магазин по продаже фототоваров и отдел комиссионной фотоаппаратуры, работает фотостудия для фотосъемки на все виды документов.

• Бывший дом А. Иевлева (№ 9; конец 19 – начало 20 веков). 

Построен в 1879 году по проекту архитектора А. Обера. 

Перестраивался в 1909—12 годах по проекту архитектора Е. Зеленского.

Сейчас в особняке находится центральный офис Антипинского нефтеперерабатывающего завода.

• Православная часовня в честь великого князя Александра Невского (Хрустальная часовня) (№ 10, стр. 1). 

Александро-Невская часовня в Охотном ряду выстроена в 1881-1883 как памятник Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. 

Сломана в 1922 г. 

Во 2-й пол. 1990-х гг. скульптор Зураб Церетели предложил восстановить её на старом месте в формах, напоминающих прежние, но использовав в качестве строительного материала упроченное стекло. Несмотря на поддержку мэра Москвы, проект был отклонён. 

Повторная попытка сделана в 2007-2008 гг., но также без результата. Часовня длительное время пребывала в разобранном состоянии. 

В 2008-2009 гг. конструкция смонтирована во дворе Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре. 

Четырёхгранная пирамидальная одноглавая постройка с четырьмя полукруглыми входными порталами. 

Перепрофилирована, став частью памятника почившему Патриарху Алексию II. 

До 2016 года часовня не была освящена.

• Музей современного искусства Российской академии художеств (№ 10, стр. 1, 2 и 4; бывшая усадьба Нарушкиной, конец 18 – 19 века; здесь жил декабрист М. Нарышкин; в этом доме бывали К. Рылеев, И. Пущин, И. Тургенев, И. Репин, А. Островский, А. Писемский, А. Фет; в советское время – правление Союза художников СССР). «В этом доме в начале 20-х годов XIX века собирались члены тайного общества декабристов». «В этом доме неоднократно останавливался великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев».

Ансамбль усадьбы в стиле классицизма сложился в 1790-х гг., когда на основе каменных палат 17 в. был построен главный дом, за которым располагался обширный парадный двор, образованный более низкими флигелями и замыкавшийся полукруглым в плане служебным корпусом с проездом со стороны Большого Знаменского переулка. 

Здание горело в 1812 г., затем восстанавливалось и было украшено торжественным шестиколонным портиком коринфского ордера. 

В начале 19 в. по красной линии бульвара был построен боковой двухэтажный флигель, фасад которого истолкован монументально и лаконично; весомая пластика его форм, созвучная стилю ампир, подчёркивается при помощи членящих фасад широких мощных пилястр. Дом и флигель, образующие единый ансамбль, связаны по линии бульвара каменной оградой начала 19 в. с арочными нишами. 

В интерьере главного дома сохранились сводчатые помещения подклета 17 в., планировка верхних этажей, строгое и изящное оформление парадного вестибюля и лестницы. 

Усадьбой первоначально владел Цуриков, в 1820-х гг. — декабрист М. Нарышкин. 

Во второй половине 19 в., когда дом перешёл в собственность Удельного ведомства, здесь бывали И. Тургенев, А. Островский, А. Фет, А. Рубинштейн. 

В настоящее время в ней размещается Союз художников России.

Здание выстроено по проекту архитектора М. Казакова для Нарышкиной. Здесь жил декабрист М. Нарышкин. 

В этом доме бывали К. Рылеев, И. Пущин, позднее – И. Тургенев, И. Репин, А. Островский, А. Писемский, А. Фет. 

В доме работало правление Союза художников СССР.

Режим работы: c 12.00 до 20.00 (касса работает до 19.00).

– Стр. 2. Выставочный зал Музея современного искусства. Здание выстроено по проекту архитектора М. Казакова в конце 18 века.

– Стр. 4. Служебный корпус. Построен в 1812–16 гг., перестроен в 1830–40 гг., 1869 г.

Впервые участок появляется на плане 1768 г., выполненном под руководством С. Горихвостова. Здесь на месте современного владения 10-12 по Гоголевскому бульвару располагалась большая городская усадьба с каменными палатами, деревянными службами и обширным садом.
Первый геометрический план владения относится к 1773 году, когда оно принадлежало лейб-гвардии секунд-майору П. Нарышкину.
В 1783 году владение принадлежало вдове П. Нарышкина – П. Нарышкиной. 

В 1802 году владелицей участка числилась действительная тайная советница А. Цурикова. 

Между 1802 и 1812 гг. новым владельцем был князь Н. Вяземский.

К 1812 г. в юго-западном углу по линии бульвара было возведено протяжённое двухэтажное каменное здание (стр. 2), параллельно ему на территории двора выстроено ещё одно небольшое одноэтажное каменное строение (часть стр. 4), что зафиксировано на плане Москвы 1812 года с показанием погорелых территорий. По этому плану видно, что во время пожара Москвы 1812 года усадьба выгорела полностью.

Сразу после пожара, при новой владелице – подполковнице В. Нарышкиной, – началось восстановление усадьбы: все каменные постройки были возобновлены, на территории двора в южной части участка в одну линию с существовавшим корпусом (часть стр. 4) было выстроено небольшое каменное одноэтажное строение. 

К 1816 году между этими строениями появилась одноэтажная каменная встройка. Здание приобрело в плане форму прямоугольника с двумя ризалитами на флангах, выступающими в сторону бульвара.

В 1829 году, когда владение перешло по наследству дочерям подполковника М. Нарышкина, застройка оставалась практически без изменений. 

В 1832 году усадьба перешла во владение Московской Удельной конторы. Застройка в это время оставалась прежней. 

Между 1832 и 1869 гг. к зданию было пристроено одноэтажное деревянное крыльцо.

В Отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея хранится картина неизвестного художника середины 19 века «Вид в районе Волхонки и Пречистенского бульвара у церкви Ржевской Богоматери». Слева от храма можно видеть южный фасад стр. 2, ворота, ведущие на хозяйственный двор усадьбы и часть южного и западного фасадов стр. 4. Здесь виден одноэтажный объём под двускатной кровлей со слуховым окном. Крайнее окно первого этажа на южном фасаде обрамлено наличником с высоким полуциркульным завершением.

В 1869 г. строение было надстроено вторым этажом с покрытием кровли железом.

В настоящее время здание находится в оперативном управлении «Московского музея современного искусства» и используется под музейные цели.
– Памятник Шолохову М. – напротив дома № 10.
Скульптор: А. И. Рукавишников
Архитектор: И. Н. Воскресенский
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 2007
Памятник писателю, нобелевскому лауреату М. А. Шолохову представляет собой скульптурную группу. На постамент установлена лодка с сидящим писателем. В расстегнутой рубашке, с накинутой на плечи телогрейкой Михаил Шолохов смотрит вдаль, в направлении дома № 4 по Сивцеву Вражку, где долгое время жил и работал. Вокруг — водная гладь воображаемой реки, по которой плывут лошади: по одну сторону от писателя «белые», по другую — «красные». Высунувшие головы из воды лошади символизируют расколовшуюся во время Гражданской войны страну.

• Бизнес-центр «Гоголевский 11». 

Ранее на этом месте находился пятиэтажный доходный дом, построенный в 1912 году архитектором О. Пиотровичем. 
Доходный дом, изначально — пятиэтажный, построенный в 1912 г. по проекту одного из самых плодовитых зодчих Москвы — Ольгерда Пиотровича.
Обращают на себя внимание два лепных фриза, которые пересекают здание между вторым-третьим и четвертым-пятым этажами, как бы разделяя здание по вертикали. На нижнем фризе растительные узоры чередуются с необычным для Москвы сюжетом: обнаженная женщина с ребенком плывут по волнам на дельфинах. В верхнем фризе также изображена обнаженная женщина с путти (ангелочком), трубящим в рог.
Несмотря на близость сюжетов и манеры исполнения фризов к эстетике модерна, их расположение, статичность, прорисовка растительного орнамента свидетельствуют о неоклассической ориентации в стилистике здания.
Владельцем здания с чудесными лепными фризами был князь Николай Николаевич Оболенский. Он избирался гласным Московской городской думы, занимался попечительством о народной трезвости. Квартиры на бульваре сдавал внаем, а сам жил в собственном доме на Сивцевом Вражке.
В советский период в бывшем доходном доме князя Оболенского проживал Юрий Ефремов — знаток Москвы, географ и поэт. Стихи его не известны широко, главным наследием остается книга «Московских улиц имена». Ее жанр сам автор определил как «воспоминание-исследование».
На рубеже XX и XXI в. здание надстроено 4 этажами и превращено в бизнес-центр класса А. Работами по перестройке здания руководил Г.Б. Суздалев.

В 1990-е дом был снесен полностью, хотя фасад, действительно, похож на прежний.

• Бывшая московская удельная контора (№ 12, стр. 1; конец 19 – начало 20 веков).
Левый флигель усадьбы, в XVIII веке принадлежавшей Цуриковым. В начале XIX века семье М.Н. Нарышкина. Большая усадьба сформировалась на внутренней стороне Пречистенского (Гоголевского) бульвара в XVIII веке. Здесь прошли детские годы декабриста М.М. Нарышкина и знаменитой Маргариты Тучковой. В 1830 году Нарышкины продали усадьбу Удельному ведомству. Во флигеле расположились кабинеты разных управляющих землями и имениями императорской семьи и присутствие Московского удельного ведомства
В 1880 г. флигель был перестроен неизвестным архитектором в модном тогда стиле историзма: угловые выступы стилизованы под древнерусские прясла северных русских храмов. Фасад украшен несколькими рядами декоративных поясков и декоративным карнизом. На втором этаже окна сделаны значительно крупнее окон первого. А на первом этаже окна полукруглые и сдвоены одним декоративным наличником. Флигель соединен с главным домом переходом с аркой, на втором этаже которого три узких окна.

Левый флигель усадьбы, в 18 веке принадлежавшей Цуриковым. 

В начале 19 века семье М. Нарышкина. 

Большая усадьба сформировалась на внутренней стороне Пречистенского (Гоголевского) бульвара в 18 веке. 

Здесь прошли детские годы декабриста М. Нарышкина и знаменитой Маргариты Тучковой. 

В 1830 году Нарышкины продали усадьбу Удельному ведомству. Во флигеле расположились кабинеты разных управляющих землями и имениями императорской семьи и присутствие Московского удельного ведомства

В 1880 г. флигель был перестроен неизвестным архитектором в модном тогда стиле историзма: угловые выступы стилизованы под древнерусские прясла северных русских храмов. Фасад украшен несколькими рядами декоративных поясков и декоративным карнизом. На втором этаже окна сделаны значительно крупнее окон первого. А на первом этаже окна полукруглые и сдвоены одним декоративным наличником. Флигель соединен с главным домом переходом с аркой, на втором этаже которого три узких окна. 

23 января 2018 года под занавешенным реставрационной сеткой домом начали снос арки – 3 окна над переходом были разрушены.
• Музей шахмат (№ 14). Пятикратный чемпион мира, основатель отечественной шахматной школы Михаил Моисеевич Ботвинник работал в этом доме с 1988 по 1995 год».
В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф. Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н. А. Васильчиков и его друг П.Н. Свистунов.

В конце 1830-х годов Е.И. Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло, сыном Николаем Александровичем (будущим знаменитым московским городским головой) и тремя дочерьми, а также братом Семеном Владимировичем, переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором Д.Н. Чичаговым была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался.

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. Его внучатый племянник, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, позже станет известен тем, что находясь в Лихтенштейне, посвятит свою жизнь возвращению на родину произведений искусства, украденных фашистами. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой.

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году.

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь к которой так стремилась Любовь Ивановна. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние — заложены. Восстановлены элементы декора.

Бывшая городская усадьба Е. Васильчиковой - С. Оболенского - Н. фон Мекк, 19 в.: - главный дом с флигелем, 1823-1825 гг., 1850-е - 1860-е гг. Усадьба связана с именами декабристов Н. Васильчикова, П. Свистунова, И. Муравьева-Апостола. 
Трёхэтажный особняк Центрального шахматного клуба (постройка 1822—26) — памятник архитектуры 19 в., во второй половине 19 в. принадлежал баронессе Н. фон Мекк. В конце 19 в. в доме проживала дочь С. Зимина, которая устраивала музыкальные вечера с участием Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Глазунова и других деятелей русской культуры. В конце 19 в. здесь бывали композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, П. Чайковский. О Ботвиннике см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_339.html.

С 1956 г. – Центральный шахматный клуб.
Музей шахмат находится в здании, построенном в начале 19 в., являющемся памятником культуры. В музее шахмат можно увидеть всё, что связано со старинной, но вечно юной игрой – кубки и другие трофеи, завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в 18-20 вв. мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. 
Музей шахмат основан в 1980 году. 
В 1980-2009 гг. экспозиция размещалась в небольшой комнате (30 кв. м) Центрального дома шахматиста. 
С осени 2014 года экспозиция музея расположена на новой площади (180 кв. м) в трех залах того же особняка.
В музее можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой – кубки и другие трофеи, завоеванные гроссмейстерами России; картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в 18-20 веках мастерами разных стран.
Коллекцию музея можно условно поделить на две части: шахматы разных эпох и народов и кубки, когда-либо завоеванные нашими спортсменами. Шахматы из серебра, красного дерева, сандала, перламутра, стекла, бересты и даже из проволоки (сделанные, кстати, в ГУЛАГе), старинные картины, гравюры и фотографии — все это в сочетании с рассказом экскурсовода создает впечатление, что наша жизнь вертится вокруг шахмат.

Посещение по предварительной договоренности. Вход свободный.
В клубе размещаются Управление шахмат и шашек России, редакция журнала «Шахматы в России», библиотека (насчитывает около 10 тыс. книг и периодических изданий, среди которых немало раритетов), музей шахмат (открыт в 1980).
В ЦШК проводились чемпионаты Москвы, а также доигрывания партий на первенство мира, спартакиады народов СССР, соревнования на Кубок СССР и др.; во время матчей на первенство мира и других крупных соревнований здесь обычно демонстрируются партии с комментариями. В ЦШК прошли конгресс (1956) и заседание Бюро (1972) Международной шахматной федерации (ФИДЕ).
• Офисное здание (№ 15). Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Валютно-финансовый департамент МИД России (№ 16/13; конец 19 – начало 20 веков; бывшая городская усадьба Е. Алексеевой).

Этот дом является частью большой усадьбы, построенной здесь в 1822 году дворянами Васильчиковыми. Ее полную историю можно прочитать, обратившись к соседнему дому №14 по Гоголевскому бульвару. С 1865 года усадьба принадлежала семье купца Александра Владимировича Алексеева.

В 1884 году после смерти своего супруга Елизавета Михайловна Алексеева, урожденная Бостанджогло, разделила свою усадьбу на две части и большую часть с главным домом продала. А себе в 1885-1886 годах выстроила небольшой двухэтажный особняк на углу с Колымажным переулком. Это проект Дмитрия Николаевича Чичагова, который и тут показал себя непревзойденным мастером эклектики. Особняк, флигели и хозяйственные постройки образуют каре, которое размыкается красивыми воротами в правом углу, на бульваре. На торце, выходящем во двор, в овале из затейливого орнамента красуется большой вензель хозяйки - «А».

После смерти Е.М. Алексеевой, в 1908 году особняк достался ее младшей дочери Елизавете Александровне Руперти. Она заказала некоторую переделку интерьеров архитектору А.Э. Эрихсону.

В 1918 году старых хозяев выселили, и тут обосновался один из департаментов Комиссариата земледелия. В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь располагалось Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны (НКО) СССР.


Бывшая городская усадьба Е. Алексеевой, построена в 1898—1908 гг., архитектор А. Эрихсон. В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь располагалось Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР. 

А в послевоенные годы размещался Комитет информации.

• Офисное здание (№ 17). Пятиэтажное здание. Построено в 1903 году как доходный дом. Архитектор Н. Марков.
Доходный дом Д. Павлова.
В 1900 г. предприниматель и крупный московский домовладелец Дмитрий Павлов заказывает известному русскому архитектору, автору гражданских и церковных зданий Николаю Петровичу Маркову постройку пятиэтажного доходного дома на Пречистенском (Гоголевском) бульваре.
Выстроенный в духе поздней эклектики с элементами классики, дом привлекал потенциальных жильцов своей необычной конфигурацией: он как бы преломляется в середине, повторяя траекторию бульвара.
Квартиры в доме арендовались представителями самых разных сословий, а на первом этаже расположились магазины, лабазы и трактиры.
После революции здесь, как и везде в Москве, были устроены коммунальные квартиры. В одной из них с середины 1920-х гг. жил народный артист СССР Б.В. Щукин — первый и непревзойденный исполнитель роли В.И. Ленина в кино и театре.
После проведенного в начале 2000-х гг. капитального ремонта в здании расположился бизнес-центр. На первом этаже, как и 100 лет назад, принимают посетителей рестораны и магазины.
• Скамейка Красные и белые
Рядом с памятником М.Шолохову на Гоголевском бульваре находится скамейка, продолжающая тему раскола России после революции на два враждебных лагеря. С одной стороны на бронзовой спинке скамейки изображены символы Белой гвардии - двуглавые орлы и сабли, а на другой - символы Красной армии - пятиконечные звезды и маузеры. Вокруг скамейки разбросаны бронзовые листы рукописей М.Шолохова "Тихий Дон", "Они сражались за Родину" и др. Их, наверное, уронил плывущий в лодке по Дону Шолохов, памятник которому находится с другой стороны пешеходной части бульвара.
• Бывшее здание Александровского военного училища (№ 18/19; начало 20 века).

• Сбербанк (№ 19/2). Здание построено в советское время и изначально выглядело как «стекляшка», полностью перестроено в 1990-е годы.

• Компания «Рособоронэкспорт» (№ 21; начало 20 века; бывший доходный дом А. и Н. Бочаровых).

Доходные жилые дома в начале XX в. были, пожалуй, самым заказываемым типом построек, но, несмотря на это, в творчестве одного из самых востребованных в ту пору архитекторов — Льва Кекушева — их относительно немного. Один из этих немногочисленных примеров — доходный дом братьев Бочаровых на Пречистенском (Гоголевском) бульваре (1902 г.).
Это четырехэтажное здание, фасадная поверхность которого строится на сочетании вертикальных простенков, облицованных кремовой керамической плиткой, и оштукатуренных гладких пространств между ними — такое чередование характерно для многих построек Кекушева. Уникальный авторский почерк архитектора здесь проявляется также в изящной прорисовке окон эркеров, а также в необычном, ни на что не похожем, лепном декоре: на фасаде можно увидеть оригинальные египетские мужские маски в подоконных панно и фризе и великолепные скульптурные изображения сов с распахнутыми крыльями в качестве консолей, поддерживающих выступы эркеров. Некогда аттики здания венчали вазоны, увы, не сохранившиеся до наших дней.
Интересно, что здание дома братьев Бочаровых перестраивалось в 1906 г. архитектором К.Ф. Буровым: он сделал пристройку к нему с правой части дома. Она в точности повторяет стиль основной постройки. Возможно, что заказ на пристройку поступил от владельцев дома все тому же Льву Кекушеву, а тот передал его своему помощнику.
Дорогие многокомнатные квартиры в доме Бочаровых, отделанные по последней моде того времени и оборудованные всеми удобствами, предназначались для состоятельных съемщиков — крупных коммерсантов, адвокатов, профессоров, инженеров, врачей, артистов.
Сегодня в бывшем доходном доме располагается государственная корпорация «Ростех» (до декабря 2012 г. носила название «Ростехнологии»).


Сооружён в 1902 году по проекту архитектора Л. Кекушева.

В 1906 году к дому пристроена правая часть. Архитектор Константин Гуров.

Четырёхэтажная постройка выполнена в стиле модерн. Фасадная поверхность сочетает вертикальные членения, обработанные облицовочной плиткой кремового цвета и оштукатуренные поверхности. Талант архитектора Льва Кекушева – одного из выдающихся авторов, работавших в стилистике московского модерна, отражается в частности, в пластичной прорисовке оконных проёмов и объёмов эркеров. Обращает на себя внимание лепной декор постройки, выразительные маски и совы в основаниях эркеров. Пристройка в правой части выполнена в тех же формах, что и основная часть здания.

• Гостиница «Руссо-Балт» (№ 31, стр. 1). Здание построено в 1879 году как доходный дом. Архитектор П. Зыков. 

Перестроено в 1909 году, реконструировано в 2000-е годы. 

В доме жил архитектор Н. Благовещенский.

• Бывшая усадьба П. Хрущева — А. Котлярева (№ 31, стр. 2). 

Здесь в начале 20 века жил поэт Андрей Белый. 

В 1910—1916 годах тут же располагалось руководимое им издательство «Мусагет».

• Офисное здание (№ 31а).

Жилые дома:

4 этажа (№ 3/2; конец 18 – 19 века; бывший главный дом городской усадьбы, казенный питейный дом, доходное владение С. Волконской и доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К. Филиппова). На 1-м этаже – кофейня «Кофе Хауз», ресторан «Азия-кафе», Медицинская лаборатория «ИнВитро», ресторан «Теремок», салон оптики «Очкарик» и пр.

Последовательно: главный дом городской усадьбы, Казённый питейный дом, доходное владение С. Волконской, доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К. Филиппова. 

Построен около 1795 года, перестроен в 1820-е годы и в конце 1890-х годов, по проекту архитектора А. Захарова.

7-8 этажей (№ 8, стр. 1, 2 и 3; 1930 год постройки; бывший дом-коммуна («Дом художников»)). На 1-м этаже – болгарский ресторан «Баба Марта», объединение «Фотоцентр».

Экспериментальный общественно-жилой комплекс Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Показательное строительство». Это комплекс из трех домов: два жилых и небольшой коммунальный (столовая).

Дом-коммуна РЖСКТ «Показательное строительство» построен в 1929–1932 гг. по проекту группы архитекторов в составе М. Барща, В. Владимирова, И. Милиниса, А. Пастернака, Л. Славиной и инженера С. Орловского. Комплекс состоит из трех корпусов, два из которых изначально являлись жилыми, а третий — общественным.
Один из двух жилых корпусов был предназначен для проживания семей с детьми. В 1920-е гг. был разработан целый ряд проектов недорого жилья. Проект корпуса «для семейных», реализованный на Гоголевском бульваре, носил название «дом с ячейками типа А». В отличие от соседнего корпуса для одиноких и малосемейных жильцов, имеющего двух- и трехуровневые квартиры-ячейки, в данном здании были предусмотрены плоскостные одноуровневые двухкомнатные квартиры с небольшими кухнями.
По первоначальному проекту на крыше, по примеру знаменитого дома Э. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, предполагалось устройство детского сада. Но эта идея так и не была реализована. Тем ни менее, до надстройки дома двумя этажами в начале 1950-х гг. крыша активно использовалась: здесь располагались солярии, детские площадки и площадки для отдыха. При этом крыши жилых корпусов были соединены пешеходным мостиком, демонтированным при реконструкции.
Лестницы располагались в полукруглых коробах со сплошным остеклением, вынесенных за линию фасада, выходящего в Большой Знаменский переулок. В 1950-е гг. в доме устроили лифты, не предусмотренные первоначальным проектом. Прямоугольные кирпичные лифтовые шахты были пристроены к лестницам и заняли все пространство тротуара в переулке.
В начале 1930-х гг. в доме жил архитектор А. Л. Пастернак — родной брат писателя, Нобелевского лауреата Б.Л. Пастернака, который не раз бывал у него в гостях и на некоторое время останавливался в его квартире.
В послевоенные годы корпус капитально ремонтировался и перестраивался с частичной перепланировкой интерьеров.
Недавно на фасаде со стороны Большого Знаменского переулка была укреплена мемориальная доска, посвященная церкви Ржевской Божьей Матери, до 1929 г. стоявшей на месте корпусов РЖСКТ «Показательное строительство». Следует отметить, что место для доски выбрано довольно точно, буквально в метре от него под землей располагаются остатки алтарной части храма.

Построен в 1929–1930 годах. Архитекторы М. Барщ, В. Владимиров, И. Милинис, С. Орловский, А. Пастернак и Л. Славина; руководитель М. Гинзбург. Перечисленные архитекторы сами жили в этом доме.

Жильцами в новых домах стала и группа архитекторов-разработчиков этих зданий, которые в большинстве своем работали в архитектурной мастерской М. Гинзбурга, располагавшейся там, где сегодня находится «Фотоцентр».
6-этажный корпус (Гоголевский бул., 8, стр. 1) с 2-уровневыми жилыми ячейками для одиночек был в последствии надстроен двумя этажами с квартирами более традиционной планировки, что привело к потере находившейся там террасы с пешеходным мостиком в соседний корпус. В этом доме с 1932 по 1959 год жил великий русский архитектор Иван Леонидов, работавший с 1934 года в мастерской М. Гинзбурга (мемориальная доска). 

Про Леонидова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_246.html.

7-этажный корпус (Гоголевский бул., 8, стр. 2) с 2–3-комнатными квартирами был предназначен для семейных. Здесь в 1932 году в квартире своего брата — архитектора Александра Пастернака — проживал поэт и писатель Борис Пастернак.
Коммунально-хозяйственный корпус с прачечной, спортзалом, столовой соединялся с жилыми корпусами комплекса старинным подземным ходом, который до постройки дома-коммуны соединял церковь Ржевской Божьей Матери с домом причта.


Дом-коммуна РЖСКТ «Показательное строительство» построен в 1929–1932 гг. по проекту группы архитекторов в составе М. Барща, В. Владимирова, И. Милиниса, А. Пастернака, Л. Славиной и инженера С. Орловского. В 1920-е гг. был разработан целый ряд проектов недорого жилья. Комплекс состоит из трех корпусов, два из которых изначально являлись жилыми, а третий — общественным.
Интересной особенностью жилого корпуса для одиноких и малосемейных, который носил проектное название «дом с ячейками типа F», являются двух- и трехуровневые квартиры-ячейки, идущие попарно (вверх и вниз), с прихожими, расположенными на одном уровне. Коридоры на два этажа с горизонтальным сплошным остеклением должны были, по замыслу авторов, стать "артерией, стимулирующей общение жильцов ячеек".
Как раз «общение жильцов ячеек», их социализация и является причиной того, что балконов в квартирах предусмотрено не было. Изначально предполагалось, что «дышать свежим воздухом» жильцы будут на общем пространстве эксплуатируемой крыши, где были устроены солярий и площадки для отдыха.
Помимо крыши к услугам жильцов был третий — общественный — корпус. Здесь располагались клуб, столовая и спортзал, а также ледник, прачечная и технические службы дома-коммуны. Первоначально здание имело со стороны двора по фасаду двухсветное остекление с террасой, не сохранившееся до наших дней. Со стороны двора располагался и вход в корпус.
Шефство над клубом дома-коммуны взяли работники ЦДРИ (Центрального дома работников искусств). Для жильцов выступали известные певцы, например, тенор И.С. Козловский, солистка оперетты Т.Я. Бах. На Новый Год в клубе устанавливали большую коллективную елку, и жильцы устраивали совместные празднества. Здесь же, в общественном корпусе, работала библиотека, балетная студия, различные кружки. Открылся детский сад.
Кухни в квартирах-ячейках были спроектированы очень небольшого размера. По сути, в этих «кухонных элементах» можно было только разогреть при необходимости еду или сварить кофе. Но к услугам жильцов была столовая в общественном корпусе. Таким образом, реализовывалась известная формула первых лет советской власти об «освобождении женщины от кухонных цепей». Помимо прочего, общественная столовая рассматривалась не только как место питания, но ещё, и как место «товарищеского общения», как «ломка мещанской семьи» и «проводник новой культуры».
В послевоенные годы здание было существенно перестроено. Сейчас в нем располагаются различные конторы. 

5 этажей (№ 23; 1904 год постройки; бывший доходный дом К. Теляковского). На 1-м этаже – маникюрный салон «Моя прекрасная леди», салон «Ковромания» и пр. Построен в 1904 году по проекту архитектора К. Теляковского. 

Перестроен в 1908 году по проекту архитектора В. Дубовского.

5 этажей (№ 25, стр. 1; конец 19 – начало 20 веков; бывший доходный дом). 

Перестроен в 1903 году по проекту архитектора С. Воскресенского. 

Надстроен в 1932 году. 

С сентября 1895 года по январь 1896 года в этом доме жил писатель Леонид Андреев. 

Во дворе дома находился снесенный к настоящему времени флигель, где в 1956–1957 гг. после реабилитации проживал писатель и поэт Варлам Шаламов.

 6 этажей (№ 27, 1933 год постройки). На 1-м этаже – салон красоты.

7 этажей (№ 29; 1905 год постройки; перестройка 2000-е годы; бывший дом Иерусалимского Патриаршего подворья). Жилой комплекс "Русский Модерн".

Дом был спроектирован в 1892 г. одним из популярнейших в то время московских архитекто¬ров А. Каминским как доходный дом Иерусалимского Патри¬аршего подворья. 

Здание было построено в модном тогда стиле эклектики. 

В 1905 г. надстройка и частичная перестройка здания бы¬ла произведена архитектором Г. Евлановым, который представил облик дома в стиле модерн, придал эркерам ха¬рактерную для этого направления волнообразность, а также декоративность в облицовке плиткой и оформлении расти¬тельным орнаментом. Обилие остекленных поверхностей предвосхищало приемы новой архитектурной эстетики 20 века. 

В 1930-е годы был надстроен шестой этаж. 
Дом Иерусалимского Патриаршего подворья по адресу Гоголевский бульвар, 29 был построен в 1892 году по проекту архитектора А. Каминского. В 1910-х годах в доме размещалось Генеральное консульство Греции. В 1918 году в квартире № 12 находился Наркомат по делам национальностей, возглавляемый Сталиным. В 1930-х годах дом был надстроен верхним этажом. В 2004 году здание при реконструкции было практически полностью снесено – сохранился лишь фасад.
По крайней мере 8 жильцов этого дома были в свое время репрессированы. О Коккинаки см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_500.html.
О Ал. Семенове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_812.html. Об Апирине и Гессене см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_730.html.
О Любарском см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_767.html.

Капитальная реконструкция здания началась в 2004 году. 

Проектом предусматривается надстройка существующего 6-этажного 4-секционного дома. Проект реконструкции предусматривает сохранение исторического фасада с полной заменой внут¬ренней части здания, укрепление фундамента и надстройки мансарды. Фасад здания после реставрации сохранит знаменитую абрамцевскую плитку, декоративные элементы, цветную керамику, а цоколь и детали входных зон будут отделаны натуральным гранитом. На основании архивных фотографий сохранится рисунок переплетов дверей, окон, решеток ог¬раждений балконов. Дом жилой (в нем предлагаются квартиры на продажу и в аренду, внизу – офисы). На данный момент в нем 7 этажей и мансарда. 

Достопримечательности:

Музей современного искусства Российской академии художеств (№ 10, стр. 1 и 2).

Музей шахмат (№ 14).

Объединение «Фотоцентр» (№ 8, стр. 1 и 2).

Православная часовня в честь великого князя Александра Невского (Хрустальная часовня) (№ 10, стр. 1).

Здания 18 – нач. 20 веков.


Зона отдыха:

Сквер.

Гоголевский бульвар занимает 2-е место по протяжённости среди московских бульваров.

Одна из самых известных особенностей Гоголевского бульвара — его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар — на средней, внешний проезд — на нижней. Это напоминает о том, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу. Ручей Черторый, в 1870-х гг. заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Кропоткинской площади ходит троллейбус. Стоит отметить, что одним из притоков ручья был ручей Сивец, который впадал в Черторый в месте, где сейчас пересекаются Гоголевский бульвар и улица Сивцев Вражек. Здесь можно было часто видеть худощавую фигуру любившего прогуливаться в этом месте Гоголя. Бывали здесь и Герцен и Тургенев, и многие другие русские люди.

В 1880 г. по бульварному кольцу была пущена конно-железная дорога, а в 1911 г. ее сменил трамвай А — «Аннушка». 

В 1935 г. в начале Гоголевского бульвара открылась одна из станций первой линии Московского метро «Дворец Советов» (с 1957 г. - «Кропоткинская»). 


До 1924 г. назывался Пречистенским бульваром. Название получил от Пречистенских ворот Белого города. В 1924 г. был переименован в Гоголевский в связи с 125-летием писателя Н. Гоголя.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» и «Арбатская» пешком.


Видео:




Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий