среда, 26 октября 2016 г.

улица Рогожский Поселок

Расположение:

Улица проходит по Нижегородскому району (ЮВАО) от Старообрядческой улицы до Подъемной улицы. 

Проходит по промзоне «Серп и Молот». 

Рядом – ТТК и железнодорожная станция Москва-Товарная-Курская.

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по трем полосам в сторону Подъемной улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 700 метров.

История:

Улица названа в 1927 году (в 1924 – 1927 годах  Поселок Рогожского кладбища)  по Рогожскому старообрядческому поселку, который образовался в конце 18 века при Рогожском старообрядческом кладбище (основано во время эпидемии чумы 1771 года, когда кладбища в черте города были закрыты).

Здесь были построены храмы, учебные заведения филипповцев и богадельный дом, посёлок разросся и стал центром старообрядчества России, в 20 веке  резиденцией старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси.

Аввакум Петров (около 1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда — 1682, Пустозерский острог) – один из основателей старообрядчества, протопоп, писатель. Из священников. С 1642 дьякон, с 1644 священник села Лопатищи Нижегородского уезда. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с семьёй в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (С. Вонифатьевым, И. Нероновым, Ф.М. Ртищевым, будущим патриархом Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. В сентябре 1647 вернулся в Лопатищи. В мае 1652, спасаясь от разъярённой толпы прихожан, вновь бежал в Москву. Назначен протопопом в г. Юрьевец-Повольский. В декабре 1652 вновь с семьёй переехал в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона. В августе 1653 Аввакум оставил Казанский собор и служил полунощницу в церкви Аверкия в Замоскворечье, а всенощную — во дворе Неронова. В августе 1653 арестован, доставлен на Патриарший двор и находился месяц в заключении в подвале трапезной Спасо-Андроникова монастыря (Андроньевская, ныне площадь Прямикова, 10). В середине сентября 1653 расстрижен в Успенском соборе с сохранением сана по просьбе царя и сослан с семьёй в Сибирь. С декабря 1653 протопоп Вознесенской церкви в Тобольске. В июне 1655 сослан в Якутский острог, затем в Енисейский острог, откуда отправлен с отрядом воеводы А.Ф. Пашкова в Забайкалье. В 1656 посажен на полтора месяца в башню Братского острога (в 1959 перевезена в Государственный музей-заповедник «Коломенское»). Летом 1663 через Нерчинский и Иргенский остроги добрался до Тобольска. Весной 1664 возвратился из ссылки в Москву, принят царём и поселился на монастырском подворье в Кремле. Несмотря на уговоры царя и церковных иерархов, продолжал отстаивать идеи старообрядчества, часто посещал дома единомышленников: Ртищева (в Конюшенной слободе Земляного города), Ф.П. Морозовой (в Белом городе, вблизи церкви Георгия на Красной горке; Моховая улица, 16), своего брата — священника Кузьмы Петрова (в Барашах), Л. Лаврентьевича (в Кожевниках). За открытое неприятие церковных реформ Никона в 1664 сослан с семьёй в Пустозерский острог, но затем отправлен на р. Мезень, в Окладникову слободу. 1 марта 1666 вернулся с сыновьями в Москву на церковный собор. 9 марта 1666 помещён в Пафнутьев-Боровский монастырь, в начале мая привезён в Москву для «прения» с участниками собора (Крестовая палата Патриаршего дворца); церковным иерархам не удалось заставить Аввакума отказаться от своих взглядов. 13 мая 1666 по решению собора расстрижен и предан церковному проклятью в Успенском соборе и 15 мая закован и отправлен в Николо-Угрешский монастырь. 5 сентября 1666 переведён в Пафнутьев-Боровский монастырь, откуда 30 апреля 1667 вновь вызван в Москву на церковный собор и содержался на подворье Пафнутьев-Боровского монастыря на Посольской улице, 3, 11 мая 1667 спорил в Чудовом монастыре с архимандритами Иоакимом и Сергием, а 17 июня с патриархами — Макарием Антиохийским, Паисием Александрийским и Иоасафом II Московским. 17 июня отвезён в Андреевский монастырь на берегу Москвы-реки близ Воробьёвых гор (Андреевская набережная, 2). 17 июля по решению церковного собора предан анафеме и 20 июля отправлен в Николо-Угрешский монастырь, а в конце июля Аввакум вместе с Лазарем и Епифанием перевезён в Москву на Никольское подворье. 30—31 августа 1667 из села Братошино (в 32 верстах от Москвы) на «ямских подводах» отправлен в ссылку в Пустозерский острог, где 14 апреля 1682 сожжён в срубе вместе со сторонниками по решению церковного собора 1681—82.

В настоящее время здесь располагается Рогожская старообрядческая община.

Нежилые объекты:

• Строения старообрядческой общины – старообрядческая митрополия Московская и всея Руси; кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище; собор Рождества Христова на Рогожском кладбище; храм-колокольня Воскресения Христова; дома причта; Рогожская казачья станица; старообрядческая гостиница; старообрядческое духовное училище и воскресная школа; старообрядческая лавка народных промыслов; служебные строения старообрядцев.

Историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода» (№№ 1а/29 и 29 с несколькими строениями).

Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-80 гг. Планировочную ось ансамбля подчеркивают три храма, расположенные на одной прямой. Бульвар, идущий от южных ворот через храмы к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей. С алтарной части храмов – проточный пруд с родниковой водой.

Первоначальная граница территории Рогожского кладбища с западной стороны была уменьшена в середине 19 века в связи со строительством железных дорог. Вся террито¬рия комплекса имела глухую высокую ограду. Святые врата в западной части ограды открывали путь к Покровскому собору.

В конце 19 века на бульваре перед Никольской церковью стояла деревянная колокольня. 

В начале 20 века напротив Святых ворот на территории кладбища возведена новая каменная колокольня и большая лечебница имени С. Морозова.

За 70-летний период советского правления территория и застройка старообрядческого духовного центра подверглась разорению. Из 18 га, принадлежавших старообрядческой обители, 16 га (более 80%) ее территории было использовано государством для строительства помещений Московского завода автоматических линий и специальных станков.

Засыпаны церковные пруды (что нарушило естественный гидрорежим), а в подвалы расположенных рядом зданий стала поступать вода.

Часть главных церковных сооружений сдана под складские цели. Снесен купол Рождественского собора. Во время пожара полностью сгорела ротонда. В помещении храма расположились склады музеев Кремля. Полностью уничтожена настенная роспись.

В послевоенное время уничтожено свыше 70% построек Рогожской слободы. Объектами сноса стали богадельни, приюты, лечебницы и вспомогательные здания, позволявшие старообрядцам оказывать помощь престарелым, неимущему населению, осуществлять благотворительность.

Закрыты и снесены или приспособлены под другие нужды учебные заведения (воскресные школы, учебные мастерские ремесленного промысла, институт Богословия). Правительство сознательно не давало Рогожским постройкам статус ценного исторического комплекса. Из-за отсутствия такого статуса территория духовного центра бесконтрольно застраивалась вплоть до начала 90-х годов.

О реконструкции Рогожской слободы впервые начинают говорить в начале 90-х. 

В 1989 г. архитектор научно-проектной мастерской №3 ВНРП «Союзспецреставрация» Н. Лоренсон готовит материалы по реставрации, которые впоследствии будут использованы для проектов реставрационных работ 7 февраля 1995 г. Выходит постановление Правительства Москвы «О передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода 17-20 вв.» в безвозмездное и бессрочное пользование Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви».

В 2002 г. Митрополия Московская и всея Руси добивается поддержки Комитета по связям с религиозными организациями Москвы по реставрации фасадов колокольни.

В 2005 году Рогожская слобода отмечает 100-летие распечатания алтарей Рогожских храмов. По этому случаю митрополит Московский и всея Руси Андриан обращается к мэру г. Москвы с изложением проблем Рогожской слободы.

«Толчком» для начала комплексных систематических работ стал личный визит в Рогожскую слободу мэра Москвы Ю. Лужкова в марте 2005 года. 26 марта 2005 г. на выездном совещании мэра Москвы на объектах города принято решение о восстановлении церковно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода»: завершить разработку архитектурно-градостроительной концепции по реконструкции «Рогожская слобода», включая реконструкцию инженерных сетей, дорожной сети, озеленение, освещение, воссоздание прудов, благоустройство территории комплекса.

1 июля 2005 г. выходит распоряжение Правительства Москвы «О подготовке и организации работ по реконструкции, реставрации и благоустройству историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода».

19 июня 2007 г. мэр г. Москвы Ю. Лужков утверждает план мероприятий по подготовке и организации реконструкции, реставрации и благоустройству историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода».

– 1Б строение 3 – Иноческие кельи. Построены в середине 19 века. 

В настоящее время здесь располагаются различные службы Митрополии.

1а/29 строение 2 – дом причта.

29 – Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской
старообрядческой общины.

Сооружён в 1790-1792 годах зодчим Матвеем Казаковым в стиле классицизм.

Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон 13-17 вв.

И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя 14 века.

В 19 веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и
камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по старинному хороший хор певчих». При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались
тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. А после смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, на нем лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. 

Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.

Старообрядческий Рогожский поселок пережил многое: до революции он находился под пристальным вниманием властей и официальной церкви, после революции ощутил на себе антирелигиозную политику советского государства. И все же он выстоял. Посреди него уже более 220 лет возвышается огромный кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Однако задумывался он в ином облике и с особыми целями.
Сформировавшийся вокруг Рогожского кладбища поселок отсчитывает свою историю с 1771 года, когда во время московской эпидемии чумы с разрешения графа Г.Г. Орлова старообрядцам было дозволено создать за Рогожской заставой, неподалеку от Владимирской дороги, свое кладбище со старообрядческой молельней для организации борьбы с распространением болезни. Название произошло от направления Нижегородского тракта на село Рогожь, существующее сегодня как подмосковный город Ногинск. После окончания эпидемии старообрядцы остались на этом месте, создали с разрешения Екатерины II поселок и начали строительство богадельни с двумя храмами – летним во имя Покрова Богородицы и зимним во имя Рождества Христова.
Рогожский поселок стал главным центром московских старообрядцев-поповцев (то есть имевших свою священническую иерархию), поэтому и новый собор предполагалось создать «в пику» Кремлевскому Успенскому собору: Покровский храм проектировался пятиглавым, напоминающим по своим очертаниям собор в Кремле и при этом более крупным по площади и вместительности. Тем самым старообрядцы провозглашали свое главенство и объявляли соперничество с официальной церковью. Однако власти быстро узнали об этом плане и вмешались: под давлением старообрядцы были вынуждены изменить первоначальный проект, сделать собор одноглавым, отказаться от алтарных апсид и уменьшить его длину. Итоговый проект, разработанный архитектором М.Ф. Казаковым,представлял собой обширный храм, выдержанный в классицистическом стиле. Внутри были выполнены четырехъярусные иконостасы с классицистическими колоннами, состоявшие из древних икон, пожертвованных состоятельными членами общины. Такими же старинными были Напрестольное Евангелие, богослужебные книги, утварь. Кроме главного Покровского престола в храме существовало два придела: северный во имя святого Николая Чудотворца и южный – преподобного Сергия Радонежского.
В 1856 году на волне усиления гонений на старообрядчество со стороны властей алтари церквей на Рогожском кладбище были запечатаны, после чего в течение 49 лет они использовались только как часовни. Ситуация изменилась только в 1905 году, когда была объявлена веротерпимость, а старообрядцам дозволено открыто исповедовать свою веру и строить собственные храмы. Алтари были тогда же распечатаны, с тех пор служба в Покровском соборе более не прерывалась. В 1920-х годах было несколько попыток закрыть храм уже со стороны советской власти, однако он остался действующим.К середине 1930 х  гг. почти все старообрядческие храмы в  Москве были закрыты. Предпринимались попытки отобрать и этот храм, превратив его в театр. Однако в Покровском соборе в отличие от остальных никогда не прекращались богослужения. 

С 2007  г. реставрационно-строительный концерн «Возрождение» приступил к реставрационным работам в храме. Была восстановлена кирпичная кладка проемов, южной, северной и западной папертей. Реставрация кладки белокаменного цоколя включала в себя переборку, докомпоновку и расчистку с последующей тонировкой. В  процессе реставрации фасадов были восстановлены пояски, наличники и каннелюры. На ротонду храма возвратился позолоченный крест. Также была проведена реставрация монументальной живописи храма площадью около 4000 кв. м, закреплен отстающий красочный слой после удаления загрязнений и плесени. Реставрационные работы завершились в марте 2012 г.

29 строение 1 – храм-колокольня Воскресения Христова. 

Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Именно её видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов.

Колокольня возведена в 1906–1913 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Ф. Горностаевым. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма 15-17 веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.

Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.

Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад.

После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии, и вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.

В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся
во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг).

Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.

29 строение 2 – Собор Рождества Христова на Рогожском кладбище. 

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный к югу от Покровского собора,
Построен в 1804 г. в стиле барокко «с разрешения московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества. Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных придела. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. В 1812 г. храм разграбили французы, о чем долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.
В начале XX в. храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов.
В 1929 г. храм Рождества был закрыт. В 1920 е гг. купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь разворована.
Храм был превращен в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище.
В 1970 е гг. помещение церкви занял «Союзаттракцион», который разместил здесь базу игральных автоматов.
В 1995 г. здания возвращены Русской православной старообрядческой церкви. В 2007 г. в храме начались реставрационные работы, проводившиеся реставрационно-строительным концерном «Возрождение». В 2008 г. были восстановлены глава, барабан и купол храма, отсутствовавший на этой церкви более 70 лет. 2 декабря того же года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 м. 24 декабря 2008 г. храм был полностью освобожден от строительных лесов. Реставраторы восстановили окна на историческом месте, вычинили кирпичную кладку с последующей окраской и тонировкой, а также белокаменный декор (карнизные и цокольные блоки, элементы колонн, русты на окнах). Подклет храма был очищен от мусора и лишнего грунта. В интерьерах храма по натурным остаткам были восстановлены солея и амвон. Проведена реставрация настенной живописи. В 2012 г. реставрационные работы по памятнику были полностью завершены.


Одноглавый храм Рождества Христова, расположенный к югу от Покровского собора, построен в 1804 году с разрешения московского градоначальника Александра Беклешева, который находился в ссоре с митрополитом Платоном, противником старообрядчества. 

Храм возводится по проекту Ивана Жукова и построен в неоготическом стиле. Внутри на одной из стен долго сохранялась надпись о том, что в 1812 году при опустошении столицы французами, по особому Божию к месту сему покровительству, рогожские часовни не пострадали и ничего не потеряли из своих запасов и сокровищ.

В 1929 году храм был экспроприирован советской властью. Иконостас разобран, купол уничтожен пожаром, настенная роспись частично уничтожена. Храм превратили в столовую для рабочих, а на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем внутри здания помещались цеха фабрики, бомбоубежище. 

В 1970 годы помещение заняли склады музеев Кремля. 

Ныне возвращён Церкви, но пока действующим не является.

29 строение 4 – Богадельный дом Белова. Богадельный дом купца Якова Белова (1824-после 1889), хозяина шерстно-бумагопрядильной фабрики, постройки конца 19 века. 

В настоящее время используется в качестве старообрядческой гостиницы. 

До 2002 года в здании располагался дом ребёнка.

29 строение 5 – подсобные помещения. Гаражи, уборные, келья настоятеля.

29, строение 6 – Певческие палаты. 

Первоначальное здание построено в 1820-е годы. 

Перестроено в 1913 году. Здесь размещались квартиры для семей певчих и священства числом до двадцати семей. 

Возвращено Церкви в 1997 году.

Тут библиотека Рогожской общины.

29 строение 7 – бывшая Рогожская лечебница в память С. Морозова. 

Лечебница в память Сергея Морозова (1861-1904), потомственного почётного гражданина. 

Построено в 1909 году на средства его матери Феодосии Морозовой (1836-1919) по проекту архитектора Василия Борина (1863- после 1926). На первом этаже находились гардеробная, сени, зал ожидания и аптека. На втором лечебные палаты и процедурные. 

В советское время здесь помещалась стоматологическая поликлиника. Возвращена Церкви в 1997 году. 

В настоящее время ведутся ремонтно-реставрационные работы. 

На стене – памятная доска про улицу Рогожский Поселок.

29 строение 8 – дом причта. Бывшее здание кладбищенской конторы-гостиницы – каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, построено в 1863–66 годах. 

До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а также кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок и отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским четырехклассным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. 

Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка. 

В советское время здание использовалось сначала под школу, в конце 1920-х здесь располагалось студенческое общежитие, затем жилой дом, по окончании войны – снова общежитие. 

После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. 

В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, зала соборов и различных служб Митрополии и Рогожской общины.

29 строение, 9 – трапезная, церковная лавка и бухгалтерия Рогожской общины Покровского кафедрального собора Русской старообрядческой православной церкви.


29 строение 10 - богадельня Бугровых. Построена во 2-й пол. 19 века. 

В настоящее время здесь находится старообрядческое Духовное училище, Воскресная школа для детей и взрослых, Экскурсионно-паломническая служба РПСЦ и Библиотека Московской Митрополии РПСЦ.

– Православный храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище (№ 1а/29; Юго-восточное викариатство, Петропавловское благочиние. Приделы: иконы Божией Матери «Троеручица», Покрова пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского. История: построен в 1776 г. как старообрядческая часовня на Рогожском кладбище (в Рогожской Ямской слободе). В 1854 г. освящен как единоверческий; перестроен в 1866 г. на деньги купца Николая Алясина. Никогда не закрывался, но в советское время часть храма заняли старообрядцы; с 1993 – полностью православный храм. Архитектура: состоит из основного объема с одной главой, трапезной и шатровой колокольни. Интерьер: главный иконостас – нач. 20 в. Святыни: чтимые иконы Казанской Божией Матери, Трех святителей, святителя Николая Чудотворца, св. Анны Кашинской с частицей ее мощей и др. Духовенство: настоятель – священник Андрей Орлов; другие клирики: священники Александр Щеглов и Сергей Шиндаров; дьякон Родион Ильин. Богослужение: по выходным дням, а также большим и чтимым праздникам утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 9.00), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00; по средам вечером – молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу и иконе Божией Матери «Троеручица» (попеременно); 1-3 раза в неделю (по расписанию) – лития об усопших (в 10.00). Храм открыт ежедневно с 8:00 до 18:00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; богословские курсы; библиотека. Сайт есть – информации мало, но основное есть).

В 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через 5 лет была заменена каменной церковью.

Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Здесь обыкновенно отпевали покойников.

Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви).

Современный вид в «русском стиле» Никольская церковь приняла после перестройки в 1863-1866 гг. по проекту архитектора В. Карнеева на средства купца Н. Алясина.

При храме действует воскресная школа и библиотека.

В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 годы придел Покрова Пресвятой Богородицы был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, которая сейчас снесена. 

В 1988 году храм был целиком передан Русской Православной Церкви.

С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым
переходом дом московского старообрядческого архиепископа.
На территории историко-архитектурного комплекса «Рогожская слобода» – поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 г. Платове М.
Материал: известняк. Год установки: 2008.
Матвей Платов — герой Отечественной войны 1812 г., войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801 г.), генерал от кавалерии (с 1809 г.), граф (с 1812 г.).

В 2008 г. в парке Лефортово напротив здания Старообрядческой митрополии на небольшом холмике установлен поклонный крест в память о М. И. Платове. На оборотной стороне креста надпись: «Ищите же прежде царствования Божия и правды его, и сия вся приложится вам».


Жилые дома (всего четыре):

Общая хар-ка: 5 и 12 этажей (1960-е – 1970-й годы постройки).

5 этажей (№ 1). 1969 год постройки. Кирпичный.

12 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 3). 1969 год постройки. Блочный. 

12 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 5). 1969 год постройки. Блочный. В пристройке – универсам «Пятёрочка» и библиотека № 136.


12 этажей (№ 7). 1968 год постройки. Блочный.

Достопримечательность:

Православный храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище (№ 1а/29).

Проезд:

От метро «Площадь Ильича» на маршрутке № 567.


Видео:




Состояние на 19.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий