пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Трехсвятительский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Подкопаевского переулка до Покровского бульвара.

Описание:

Переулок с односторонним движением по одной полосе в сторону Покровского бульвара. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Переулок назван в 17-18 веках по находящейся по соседству православной церкви в честь трех великих христианских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (храм Трех святителей «на Кулишках»). 

Местность Кулишки (Кулижки) известна с 14 века (термин кулижки имеет много значений; здесь, скорее всего, — «выселки, отдаленная местность участок земли, подготовленное под пашню поле»).

В 1924-1994 годах — Большой Вузовский переулок (по ближайшему ВУЗу — Коммунистическому университету национальных меньшинств Запада имени Ю. Мархлевского — находился тогда в Петроверигском переулке). Здесь же в 1930-е – 1960-е годы находился Торфяной институт, а с 1962 года – институт электронного машиностроения (МИЭМ), позднее — институт электроники и математики.

Нежилые объекты:

• Бывший особняк Морозовых (№ 1-3). 

Особняк в псевдорусском стиле с уникальным вкраплением парамагометанских элементов. 

Построен богачом В. Кокоревым в 1860-х гг. на месте Лопухинского частного училища (столетием ранее — имения князя С. Кантемира) для сдачи внаем состоятельным арендаторам. Выкуплен купцами старообрядцами Морозовыми для собственной городской усадьбы.

Особняк вошёл в историю как дом Т. и М. Морозовых, родителей Саввы Морозова, а также его меценатствующего брата Сергея, который оборудовал в его флигеле мастерскую для Исаака Левитана и сделал местом общения художников и интеллигенции. Здесь бывали Шаляпин, Тимирязев, Чехов, В. Серов, А. Васнецов, К. Коровин

После революции особняку «посчастливилось» стать местом штаба левых эсеров во время их мятежа 1918 г. и боев мятежных эсеров с расстреливающими их латышскими стрелками. 7 июля, после разгрома мятежа левых эсеров, В. Ленин вместе с Н. Крупской и М. Ульяновой приезжал осмотреть особняк.

С 1919 по начало 1930-х гг. — специализированная тюрьма ОГПУ-ВЧК (Покровский концлагерь).

С 1970-х гг. по 2001 г. — детский сад № 304.

Детский сад выдавила риэлтерская фирма, переселив его в новоотстроенное здание. Детский сад был в аварийном состоянии и денег на его ремонт не выделялось.

Теперь тут офис Южно-Уральской индустриальной компании и живет ее владелец Рашид Сардаров. Усиленная охрана, глубокий подземный гараж, высокий забор.


В середине XVIII века усадьба принадлежала поручику Нарбекову. Также усадьбой владел князь Кантемир, позже во владении расположилось училище Лопухиной. 

С 1855 года дом принадлежал славянофилу и меценату Василию Кокореву, коллекционеру картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Отражением взглядов и увлечений хозяина стала перестройка его собственного дома, произведенная в начале 1860-х годов по проекту архитектора И. Черника. Одни современники писали, что «дом построен в старобоярском стиле», другие — что он «возобновлен самым безобразно-роскошным образом». 

22 января 1862 года в доме открылась Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву». 
Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и он вынужден был продать дом, а после и галерею. Владельцами усадьбы стали Тимофей Саввич и Мария Федоровна Морозовы, родители знаменитого мецената Саввы Морозова. Они вновь переделали интерьеры дома, а в одном из помещений верхнего этажа устроили старообрядческую домовую церковь. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года. 

Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. А Левитан получил здесь кров. В 1889 г. Сергей Тимофеевич Морозов подарил Левитану собственную мастерскую, переделанную из оранжереи. Она сохранилась в глубине двора и отмечена мемориальной доской. 

Следующим «узлом» истории старой усадьбы стал 1918 год, когда особняк превратился в штаб мятежных левых эсеров. В усадьбе располагался отряд ВЧК под началом левого эсера Попова. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Именно сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, однако сам был взят под арест по приказу Попова. Но уже 7 июля дом Морозова, откуда восставшие обстреливали так хорошо видный Кремль, был разгромлен частями Латышской дивизии. 

С 1919 г. здесь и в соседнем строении (дом № 3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев. 

С 1920-х гг. и до конца века в особняке располагался детский сад № 304, его можно видеть в кинофильме «Усатый нянь». Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года. 

В наши дни в Морозовском доме располагается Южно-Уральская Промышленная Компания.

• Здание бывшего дома-мастерской художника И. Левитана (№ 1, стр. 2). «В этом доме с 1892 года по 1900 год жил и работал выдающийся русский художник Исаак Ильич Левитан».
Построен также в 1889 г. 

Здесь бывали Шаляпин, Тимирязев, Чехов, В. Серов, А. Васнецов, К. Коровин. 

В настоящее время здесь размещаются мастерские Академии Художеств. 

• Научно-исследовательский радиотехнический институт и научно-технический центр современных навигационных технологий «Интернавигация» (№ 2/1 с несколькими строениями). 

Выпуск продукции, оказание услуг и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания радиотехнических систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения.

• Корпус Высшей школы экономики (№ 3). 

Во времена СССР здесь располагалось Центральное статическое управление. 

Позже располагался Московский институт электронного машиностроения/Московский институт электроники и математики (МИЭМ), вошедший в состав ВШЭ и переведённый позже в Строгино.

• Школа № 1227 (№ 4). С углубленным изучением английского языка. 

Бывшее училище при евангелистическо-реформаторской церкви. 

Построено в 1913—15 гг., архитектор А. Эрихсон. 

Затем здесь разместили среднюю школу № 327. 

В ней учились поэт и драматург В. Гусев, полярник Э. Кренкель, пианист Л. Оборин, кинорежиссёр Е. Дзиган, бард и драматург А. Галич.

• Департамент интегрированных коммуникаций Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (№ 8/2, стр. 1). 

До этого здесь находилась медсанчасть Военно-инженерной Академии им. В. Куйбышева. 

Ранее располагались факультет философии ГУ-ВШЭ и отделение культурологии на факультете философии ГУ-ВШЭ.

• Административный корпус НИУ ВШЭ (№ 8/2, стр. 2).

Жилой дом:

5 этажей (№ 6/14; 1913 год постройки; бывший доходный дом Ю. Крестовниковой, дочери М. и Т. Морозовых). Архитектор И. Герман. 

Часть его включает в себя здание известного в конце 19 в. ночлежного «ляпинского» дома, названного так по фамилии владельцев купцов М. и Н. Ляпиных. Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена воссоздана на картине В. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А.К. Саврасов. В декабре 1881 г. ляпинский дом посетил Л. Толстой. „Взойдя на гору, — писал он, — мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди“. Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?», в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве. На стене – памятная табличка о Большом Трехсвятительском переулке.

В 1913 году архитектор И. Герман строит на углу Покровского бульвара и Большого Трехсвятительского переулка большой доходный дом в неоклассическом стиле для Юлии Тимофеевны Крестовниковой, дочери Марии Федоровны Морозовой и Тимофея Саввича Морозова.

Фасад дома с торжественным портиком выходит в переулок, на бульвар же смотрит менее парадный торцевой фасад и богато декорированный срезанный угол здания, оформленный массивным балконом третьего этажа, коринфскими колоннами, лепными панно и т. п. В обработке фасадов этой неоклассической постройки заметно стремление архитектора создать максимально репрезентативный облик дома с квартирами для зажиточных слоев населения. Интересно, что отдельные элементы декора перекликаются с декором дома Дурасова, расположенного напротив.

На месте части дома по Большому Трехсвятительскому переулку стояла известная в конце XIX века ночлежка «ляпинка», названная так по фамилии владельцев, купцов М. и Н. Ляпиных. Считается, что часть ее вошла в доходный дом. Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена показана на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А. К. Саврасов, который был запойным пьяницей. Считается, что он и умер в этой ночлежке. В декабре 1881 года ляпинский дом посетил Л. Н. Толстой. «Взойдя на гору, — писал он, — мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди». Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?», в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве.

Юлия Тимофеевна, которая жила прямо напротив ночлежки, много лет боролась с этой «язвой» в переулке, где почти все дома были в собственности у семьи Морозовых. Вообще Большой Трехсвятительский переулок можно было смело переименовать в Морозовский.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Зона отдыха:

Морозовский сад (№ 1; на территории бывшей усадьбы Морозовых; в саду бывали С. Аксаков, Ф. Достоевский, А. Островский, Л. Толстой, приезжавшие в редакцию журнала «Русский вестник»; свободный доступ сегодня открыт только в нижнюю часть сада).

Ещё в начале XV века на одном из московских холмов, несколько позже получившем название «Ивановская горка» по устроенному здесь Иоанно-Предтеченскому монастырю, по повелению Великого князя Московского Василия I Дмитриевича были разбиты сады. Здесь же был возведён и загородный великокняжеский терем. В самом конце того же столетия, в 1493 году, после одного из страшных пожаров Москва выгорела дотла. После этого Великий князь Иван III запретил любое строительство подле кремлёвских стен, в том числе и на противоположном от Кремля берегу Москва-реки. Там были разбиты сады, получившие название Новых Государевых, а сады на Ивановской горке стали Старыми садами. Память о них сохранилась в названии старинной московской церкви – Св. Владимира « в Старых садех».
Морозовской сад – пожалуй, последний зелёный оазис, напоминающий нам о древней истории этого места. Своё название он получил по фамилии его последних дореволюционных владельцев – знаменитых купцов Морозовых.

Но сад был устроен задолго до них. Ещё в 1772 году огромное владение между Хохловским и Большим Трёхсвятительским переулками принадлежало сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира Шербану (Сергею) Дмитриевичу Кантемиру. К этому времени здесь уже стоял каменный дом, с последующими перестройками дошедший до нашего времени.
В XIX веке в доме располагалось училище, устроенное Д. Н. Лопухиной. В нём учился двоюродный брат поэта Антона Дельвига Андрей Иванович Дельвиг, будущий строитель мытищинского водопровода.

В середине столетия новым владельцем усадьбы стал известный предприниматель Василий Александрович Кокорев, один из пионеров нефтяной промышленности в нашей стране, устроитель самой первой московской публичной картинной галереи. Как раз при нём главный дом приобрёл декорации фасадов в русском стиле, сохранившиеся до наших дней. Спустя некоторое время финансовые дела Кокорева оказались расстроенными, и он вынужден был продать своё владение на Ивановской горке. Вот тогда-то у него и появились новые хозяева – Тимофей Саввич и Мария Фёдоровна Морозовы.

Прекрасный Морозовский сад, хоть и находился всегда в частной собственности, но был открыт для всех желающих. Как для гостей хозяев усадьбы, так и для жителей соседних домов. Здесь гуляли сотрудники архива Коллегии иностранных дел, располагавшегося с середины XVIII века до 70-х годов XIX столетия в палатах дьяка Емельяна Украинцева в Хохловском переулке - «архивны юноши», воспетые А. С. Пушкиным. Братья Веневитиновы и Тургеневы, В. Ф. Одоевский, А. К. Толстой, С. А. Соболевский. Сам поэт тоже не раз приезжал сюда для работы с архивными документами и прогуливался в старинном саду. Сад помнит А. Н. Островского, С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, сотрудничавших с журналом «Русский вестник», чья редакция располагалась здесь же по соседству, в Большом Трёхсвятительском переулке. Часто бывал здесь Ф. М. Достоевский, который приезжал не только в «Русский вестник», но и навещал свою любимую тётушку А. Ф. Куманину, жившую в Старосадском (ранее – Космодамианском) переулке. 

В саду прошли детские годы будущего полярника-папанинца Э. Кренкеля, пианиста Л. Оборина, кинорежиссера Е. Дзигана.

В советское время сад стал городским. И оставался любимым местом прогулок детворы, жившей на соседних улицах. В главный дом в послевоенные годы въехал детский сад № 304.

В 2001 году детский сад был выселен, а дом в последующие два года был реконструирован, в результате чего были полностью уничтожены исторические интерьеры здания, а подлинная белокаменная отделка фасадов заменена на гипсовую копию. А сад… сад по таинственной причине был закрыт для посещений. Под ним устроили подземную стоянку, вырубили часть каштанов, переделали и надстроили до высоты крепостной стены ограду.


Наконец, в марте 2011 года, в результате многолетней борьбы общественности и депутатов, сад вновь был открыт. Сейчас это территория общего пользования. Правда, открыт он не круглосуточно, а только в дневное время.

Проезд:

От метро «Чистые пруды» на трамваях №№ А, 3 и 39 до остановки «Казарменный переулок» (на Покровском бульваре) и пешком через Покровский бульвар. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий