суббота, 22 октября 2016 г.

улица Маросейка

Расположение:

Улица проходит по Басманному району (ЦАО) от площади Ильинские Ворота до улицы Покровка. 

Метро «Китай город».

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам в сторону улицы Покровка и выделенная полоса для движения общественного транспорта в противоположном направлении. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение практически отсутствует. Длина – около 450 метров.

История:

Первоначально являлась частью улицы Покровки, собственное название получила в 17 в. (официально закрепилось в 19 в.) по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью (владение 9). 

В 15 в. в районе Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называвшаяся церковью Покрова в Садах (д. 2, упоминается в 1488 г., снесена в 1777 г.). 

В 16 в. улица ещё не была плотно заселена и её облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 г. в Немецкую слободу. 

В 17 в. цари ездили по Маросейке (начинавшейся тогда у Ильинских ворот Китай-города) и улице Покровке в свои загородные усадьбы; на Маросейке стояли дворы знати (Салтыковых, Собакиных, Куракиных; владение 11 принадлежало В. Шереметеву, затем В. Нарышкину; палаты перестроены в 18-19 вв.). 

В 1657 г. в начале улицы построена каменная церковь святого Николая, из-за соседства с Харчевым рядом у Ильинских ворот получившая прозвание Николы в Блинниках (д. 5, перестроена в 1701 г., колокольня — 1749). 

При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, и Маросейка осталась неблагоустроенной. 

Во второй половине 18 в. на ней появились усадьбы В. и А. Разумовских (д. 2/15, 1780-е гг. — 1796, перестроен в 19 в.), М. Хлебникова, позже П. Румянцева-Задунайского (д. 17, 1780-е гг., фасад оформлен в 1886 г., архитектор Г. Кайзер). 


На средства Хлебникова напротив его дома было возведено новое здание церкви Косьмы и Дамиана (д. 14/2, 1791—93, архитектор М. Казаков). 

Во время пожара Москвы 1812 г. правая сторона улицы выгорела и была расширена (хотя многие каменные здания сохранились от 18 в., например, д. 6). 

В последней трети 19 в. на Маросейке появились маловыразительные дома (9 и 15), в начале 20 в. — самое большое здание улицы — д. 7/8 (конторский дом и книжный магазин И. Сытина, 1913—14, архитектор А. Эрихсон) и монументальный дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник» (д. 12, 1914, архитектор М. Лялевич). 

Облик улицы в целом определяет эклектика, несмотря на вкрапления классицизма, позднего конструктивизма (д. 3, архитектор В. Цветаев) и «современной архитектуры» (д. 12, 1972, новый корпус Министерства машиностроения). 

Слева на улицу выходят Большой Златоустинский переулок, Армянский переулок, справа — Большой Спасоглинищевский, Петроверигский и Старосадский переулки.


Сейчас Маросейка простирается от площади Ильинских ворот до улицы Покровка на пересечении с Армянским и Старосадским переулками. Но когда-то, в XVI-XVIII веках, она была частью Покровки. И только в XIX веке произошло разделение улиц. Сначала Маросейка стала доходить до Покровских ворот, а потом до Армянского переулка. До официального разделения улиц в быту этот участок так и назывался Маросейка (Малороссейка) по стоявшему здесь Малороссийскому подворью (официальное представительство Украины). А в 1954 г., в связи с празднованием трехсотлетия воссоединения Украины с Россией, улица получила название в честь гетмана Богдана Хмельницкого и именовалась так до 1990 г., когда было возвращено прежнее название.
На Маросейку выходит Старосадский переулок, названный так в память о великокняжеских садах, которые здесь располагались во времена правления великих князей Ивана III и Василия III.
От Ильинских ворот начиналась так называемая «царская дорога», которая вела к дворцовым селам Рубцову, Семеновскому, Преображенскому и Измайлову. Именно эта дорога способствовала тому, что здесь селилась московская знать: в 1638 г. 62 двора из 83 занимала феодальная верхушка тогдашнего общества.
Также улица пользовалась популярностью у иностранцев, они даже платили за покупаемые дворы двойную, а то и тройную цену. Но в 1643 г. был принят указ, который запрещал иностранцам покупать дворы. И в 1652 г. появилась Немецкая слобода на правом берегу Яузы, куда и выселили иностранцев.
В конце XVII–XVIII вв. Маросейка была очень оживленной, здесь было много торговых рядов и харчевых лавок.
В пожаре 1812 г. была уничтожена правая часть улицы и почти не пострадала левая.
В середине XIX века большие дома московской знати стали переходить к купцам, что не очень хорошо сказалось на состоянии родовых домов: по большей части их переделывали и приспосабливали под торговые нужды, квартиры и т.д.
Протяженность улицы 450 метров, и в настоящее время это один из интереснейших маршрутов для прогулок, так как на большей части улицы сохранена застройка 1-й пол. XIX века.
ДОМ В.П. РАЗУМОВСКОЙ Ул. Маросейка, д. 2. 
В конце XVIII века обширное владение на углу Маросейки и Лубянского проезда перешло к В.П. Разумовской (Шереметевой). И графиня в 1779 г. отстроила здесь дворец. Его можно смело назвать «памятником нелюбви».
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ В КЛЕННИКАХ Маросейка ул., д.5 стр.2. 
Всеобщая известность к этому храму пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечев. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка».
УСАДЬБА В.Ф.НАРЫШКИНА – РАГУЗИНСКИХ Ул. Маросейка, д. 11/4, стр. 1.
За этими палатами закрепилось название «дом, откуда берут вторых жен».

УСАДЬБА РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО ул. Маросейка, 17. Ряд исследователей называют архитектором проекта знаменитого В.И. Баженова, другие приписывают постройку М.Ф. Казакову. Единого мнения по данному вопросу по-прежнему нет, вполне возможно, что оба архитектора причастны к проекту.

ЦЕРКОВЬ КОСЬМЫ И ДАМИАНА Маросейка ул., д. 14/2 стр. 3. Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году.


Улица названа в конце 17-18 веках, т. к. на этой улице находилось Малороссийское подворье, где останавливались представители гетманов Украины (Малороссии).

В 16–18 веках на улице жила знать и иностранцы, затем – купцы.

В 1954-1990 годах – улица Богдана Хмельницкого (в честь гетмана Украины Богдана Хмельницкого (около 1595-1657), провозгласившего на Переяславской Раде 1654 года воссоединение Украины с Россией).

Нежилые объекты:

• Метро «Китай Город» (№ 2/15). 

Главный дом бывшей усадьбы, в состав которой входила земля упразднённой в 1777 г. церкви Покрова. 

Законченный в 1796 г. (автор неизвестен) дом относится к распространённому в период зрелого классицизма типу построек, оформлявших углы двух улиц. 

Здание создаёт своего рода парадный въезд на Маросейку. Основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трёхэтажные крылья. Их декор отличается лаконизмом, подчёркивающим монументальность обнесённой колоннадой ротонды. 

В 1864 г. деталировка фасадов была частично изменена, в 1894 были перепланированы интерьеры, в первом этаже появились торговые помещения. 

В 1975 г. в доме устроен наземный вестибюль метро «Китай-город».


• Бывшая усадьба (главный дом с флигелем) Варвары Разумовской — В. Поповой — Еремеевых (№ 2/15, конец 18 – 19 веков). Главный дом обширной усадьбы, в состав которой входила земля упразднённой в 1777 г. церкви Покрова. Построен для Варвары Разумовской (урожд. Шереметевой), сестры небезызвестного Н. Шереметева, отселенной сюда по воле мужа графа Алексея Разумовского по причине отсутствия у него интереса к жене. 

Дом был закончен в 1796 г., относится к распространённому в период зрелого классицизма типу построек, оформлявших углы двух улиц. Здание создаёт своего рода парадный въезд на Маросейку. 

Основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трёхэтажные крылья. Их декор отличается лаконизмом, подчёркивающим монументальность обнесённой колоннадой ротонды. 

В 1864 г. деталировка фасадов была частично изменена, в 1894 г. были перепланированы интерьеры, в первом этаже появились торговые помещения. здесь жил наполеоновский генерал Мортье, приказавший взорвать Кремль, а затем подписавший капитуляцию Парижа. 

Раньше в доме была аптека, а в левой части была булочная.

В 1975 г. в доме устроен наземный вестибюль метро «Китай-город». Также тут сервисы и офисы. 


До 70-х годов XVIII века в начале Маросейки находилась известная с 1479 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы, «что в Садех», упразднённая и позже разобранная в екатерининские времена. В конце столетия обширное владение на углу Маросейки и Лубянского проезда перешло к В. П. Разумовской (Шереметевой). И графиня в 1779 году отстраивает здесь дворец. Примечательно, что несколько позже очень похожий дом построит на Воздвиженке её брат. Дворец Разумовской можно смело назвать «памятником нелюбви». Брак Варвары Петровны с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским продлился недолго, после 10 лет совместной жизни супруги стали жить «в разделе».
Тогда графиня и отстраивает себе дом на Маросейке, где и поселяется полностью отказавшись от светской жизни. Кто был автором проекта дворца неизвестно, но можно предположить авторство архитектора Бланка, владевшего домом ранее. В пожар 1812 года дом практически не пострадал, так как в те страшные для Москвы дни стал резиденцией наполеоновского маршала Эдуарда-Адольфа Мортье - начальника молодой гвардии Наполеона, назначенного губернатором Москвы. Именно он при отступлении из города французов взорвал часть кремлёвских стен. В XIX веке усадьба меняет хозяев.
В 1839 году новая владелица В. Д. Попова возводит по Маросейке жилой флигель, впоследствии перестроенный архитектором В. А. Балашовым в доходный дом с торговыми лавками. Во второй половине XIX века усадьбой владеют купцы Еремеевы. Здание не раз перестраивается в том числе и в 1890-е - техником архитектуры А. Н. Кнабе. Бывший жилой флигель по Лубянскому проезду переделывается в доходный дом с торговыми помещениями. В начале ХХ века дом на Маросейке был известен довольно популярным трактиром И. Коленовой. В 1975 году в здании был устроен наземный вестибюль станции метро «Китай-город» («Площадь Ногина»). Любопытная деталь: уже более века на углу Маросейки и Лубянского проезда располагается аптека – редкое постоянство.


Стр. 1. Бывший доходный дом купцов Еремеевых с номерами и гостиницей, перестроенный в 1852-1854 гг. из флигеля усадьбы В. Разумовской. Сейчас тут почта, аптека, продукты, Бар «Кружка» и др.

• Российский союз молодежи (№ 3). На первом этаже здания размещены кофейня и магазины, на других этажах – офисные помещения.

Бывшее здание Наркомфина и ЦК ВЛКСМ. 

Здание строилось в 1928-30 гг. по проекту архитектора В. Цветаева как дом трестов (в основе корпуса Николо-Угрешского подворья, нач. 19 в.).

В 1737 г. на этой территории находилось подворье Николо-Угрешского монастыря, которое представляло собой два двухэтажных каменных здания. В одном из них была часовня и гостиница для настоятеля и монастырской братии, другое занимали трактир и харчевня. 

В 1870-х гг. обветшалые здания снесли и построили новые, тоже каменные двухэтажные. 

Окончательно исторические границы домовладения сложились в начале XX века. 

В 1929 г. на фундаменте и стенах старого подворья было выстроено 4-5 этажное здание Птицеводсоюза.

В 1930-е гг. в здании размещались такие организации, как "Союзкрупа", "Свиноводсоюз", "Инкубатороптицецентр" и "Центральный яично-птичный союз". С 1935 по 1938 гг. здесь находился Наркомфин, с 1939 г. - ЦК ВЛКСМ, с 1992 – Российский союз молодёжи. 

Угловая часть конструктивистского здания, выходящая на улицу Маросейка, приподнята над основным объемом, закруглена и «работает» одновременно на две стороны. Закругление подчеркнуто прямоугольными балконами, выходящими углом в сторону перекрестка. Внизу угловая часть обработана полукруглыми колонками без баз и капителей. Со стороны Лубянского проезда перед округлением на высоту четырех этажей тянется вертикальный витраж, характерный для модерна и конструктивизма. Верхняя, приподнятая часть здания напоминает капитанский мостик, отчего все здание вызывает отдаленные ассоциации с кораблем.

• Офисное здание (№ 3/13, стр. 4). Одноэтажное, кирпичное, отштукатуренное.

• Торгово-сервисный центр (№ 4). Универсам «Покупай», Ремонтная мастерская «Орбита-сервис», Копировальный центр «Копирка», Железнодорожные и авиакассы, Пекарня-кондитерская «Волконский», Магазин магии «Ведьмино счастье», Магазин настольных игр «Игровед», Сэндвич-бар GlowSubs Sandwiches и др.

• Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИЭРХ), Редакция журнала «Рыбное хозяйство» и ресторан «Амадеус» (№ 4/2, стр. 3).

• Православный храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках (№ 5; Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхнего храма – Казанской иконы Божией Матери; придел: святителя Николая Чудотворца. Престолы нижнего храма: Всех святых, в земле Российской просиявших и святых Алексия и Сергия Мечевых. История: построен в 1657 г.; обновлялся в 18–19 вв. Колокольня – 18 в. В 1932 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем было отделение ЦК ВЛКСМ). Снова открыт в 1990 г. Знаменитые люди: долго в храме служил священник Александр Куликов, который родился из Тверской области, в детстве исцелился от опухоли по молитвам св. Фаддея Успенского при помазании больного места маслом от чудотворной Тихвинской иконы, рано потерял родителей, служил во многих московских церквях, а со дня открытия этого храма почти 20 лет был здесь настоятелем, подняв храм из руин, открыв первую иконописную школу в Москве; при нем произошло прославление, открытие и перенесение мощей св. Алексия Мечева в этот храм. Один раз довелось мне встретиться с о. Александром в этом храме; встреча была деловая – я собирал материалы для дипломной работы о маросейской общине; о. Александр мне не помог, потому что он сам хотел выпускать книгу об этой общине и ее святых руководителях, хотя разговаривал он весьма дипломатично, дал почитать книжку о храме, но именно каких-то уникальных сведений об общине мне почерпнуть не удалось – тут наши интересы пересеклись, и в данном случае я очевидно был в проигрыше; что же касается моего личного впечатления от этого пастыря, то мне он показался вполне обычным и довольно обтекаемым; а ввиду фактического отказа от предоставления каких-либо эксклюзивных сведений по интересовавшему меня вопросу в разговоре чувствовалось некоторое напряжение – и о. Александр постарался побыстрее закончить его. Арх-ра: стиль – московское барокко; состоит из основного двухэтажного объема и трехъярусной колокольни. Декор: оконные наличники с фронтонами; капители пилястр и лепные гирлянды на них. Святыни: рака с мощами праведного Алексия Мечева; чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; иконы преподобных Сергия Радонежского и Феодосия Тотемского с частицами их мощей; «Всех святых, в земле Российских просиявших», праведного Алексия Мечева (в житии); интересна новая храмовая икона «Всякое дыхание да хвалит Господа» (в ее центре – Рождество Христово, а вокруг, в клеймах, вся тварь, которая прославляет воплощение Господа). Духовенство: настоятель – священник Николай Важнов; другие клирики: священники Николая Чернышев, Владимир Колобанов и Роман Семин; дьякон Серафим Чураков. Богослужение: ежедневно утром в 9.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 9.30), вечером – в 17.00; каждый вечер служатся акафисты кому-либо из чтимых святых и Феодоровской иконе. Внебогослужебная деятельность: воскресная и иконописная школы; библиотека; молодежный дискуссионный клуб. Сайт есть, информации на нем немало и она неплохо структурирована).

В 2018 г. утвержден к публикации и распространению акафист праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

Построена в 1657 г. вплотную к деревянной церкви Симеона Дивногорца, сооружённой в 1468 г. по обету Ивана III в ознаменование спасения Кремля от пожара. 

От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701 г. 

Двухсветный четверик основного объёма в духе московского барокко, повторяя план более раннего здания, имеет двухапсидный алтарь и двухэтажный северный Казанский придел с самостоятельной апсидой. Паперть, объединяющая с запада храм и придел, сооружена в первой половине 18 в., 3-ярусная барочная колокольня и короткий переход, связывающий её с папертью, — в 1749 г. 

Колончатые наличники на фасадах храма, завершённые разорванными фронтончиками, овальными в первом свете и треугольными во втором, а также прямоугольные обрамления окон подклета восстановлены во время реставрации в 1920-х гг. 

Типичная для середины 18 в. колокольня с прямоугольными в плане ярусами (верхний имеет скошенные углы) сохранилась почти без изменения. Её нижний ярус обработан рустом, верхние — пилястровыми портиками с тонко прорисованными белокаменными капителями. 

Была закрыта в 1931—90 гг. 

Основная святыня храма — икона Сергия Радонежского с частицей его мощей.


Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.
Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.
Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.
Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.
В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

• Бывшая усадьба Салтыковых (№ 6–8, стр. 1). Бывший доходный дом с лавками начала 19 века – начала 20 века (в основе главный дом и флигели городских усадеб В. Измайлова, Я. Голицына, А. Репнина, 1770-1790 гг.). 

Частично – жилой дом. Здесь же – продукты, Ресторан «Две палочки», Блинная «Теремок» и др.

• Офисное здание (№ 6–8, стр. 4). Двухэтажное, кирпичное, отштукатуренное, старое.

• «Жилищник» района (№ 6–8, стр. 8). 

• Бывший дом Товарищества печатания, издательства и книжной торговли Ивана Сытина (№ 7/8, начало 20 века). 

Построен в неоклассическом стиле в 1913-14 гг., архитектор А. Эрихсон, на месте барочного дворца князей Шаховских 18 в. 

В советское время часть дома занимали комсомольские организации уровня ЦК. 

С 50-х по 90-е годы прошлого века – Управление книжной торговли Министерства Обороны СССР. 

Сейчас тут Департамент торговли и услуг г. Москвы, Московский дом соотечественника, Московский центр «Открытое правительство», Японское кафе «Ваби-Саби», Профсоюз трудящихся-мигрантов, Центр научно-технического творчества и развития "Н.О.Т.А.", сервисы и офисы.

• Кафе «Макдоналдс» (№ 9).

• Бизнес-центр «Маросейка 10» (№ 10/1, стр. 2). 

Дом, воздвигнутый из кирпича в 1930 году, относится к конструктивистскому стилю, он был по праву признан ценным градоформирующим коммерческим объектом. 

Спустя время здание было передано в нежилой фонд, и для аренды офисов был сделан капитальный ремонт. Оборудована представительная входная группа, заново оштукатурен фасад, установлены новые двери и металлопластиковые окна. В сдаваемых в аренду офисах и общих зонах бизнес-центре «Маросейка 10» произведена качественная отделка евро-класса.

В БЦ «Маросейка 10» в общем числе пять этажей. Планировка арендных офисных площадей преимущественно смешанная: просторные залы и кабинеты. Офисные помещения полностью готовы к въезду: оборудованы подвесные потолки под названием «Армстронг», для напольного покрытия использовался ламинат. 

• Хостел Old City (№ 10/1, стр. 4). Двухэтажное здание.

• Департаменты капитального ремонта и территориальных органов исполнительной власти города Москвы (№ 11/4, стр. 3). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывший дом Императорского человеколюбивого общества. 

Построен в 1877-78 гг. в стиле псевдоготики по проекту В. Веригина для приюта детей воинов, убитых на Русско-турецкой войне. 

В нач. XX в. здесь также находилось Московское архитектурное общество.

• Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (№ 12; начало 20 века, бывший Торговый дом Товарищества «Треугольник»; в советское время – Министерство машиностроения СССР). 

Здание построено в 1916 г. для Торгового дома Товарищества «Треугольник» по проекту архитектора М. Лялевича.

В советское время до 1967 г. в здании располагалось Министерство тяжёлого машиностроения СССР. 

В дальнейшем здесь находилось Министерство машиностроения СССР, затем Федеральная служба налоговой полиции, прославленная в сериале «Маросейка, 12». 

Позже здание занимала Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (высшее руководство, центральный аппарат и иные подразделения), которая 5 апреля 2016 года Указом Президента России Владимира Путина была упразднёна, а её функции и полномочия переданы в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации к 01 июня 2016 года.

• Женская консультация и Центр планирования семьи (№ 13а). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Православный храм святых бессеребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Христа Спасителя, исцелившего расслабленного) (№ 14; Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Главный престол – Спасителя, Исцелителя расслабленного. Приделы: святителя Николая Чудотворца и святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских. История: построен в 1793 г. на деньги прихожан; обновлялся в 19 в. В 1933 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были клуб, архив, склад и разные учреждения). Снова открыт в 1993 г. Арх-ра: стиль – классицизм; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и двухъярусной колокольни. Декор: 2 колонных портика. Интерьер: Святыни: чтимые иконы Господа, Исцелителя расслабленного, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, мученика Вонифатия, святителя Луки Крымского с мощами этих святых, святителя Николая Чудотворца, всех святых, в земле Российской просиявших, Архангела Михаила. Духовенство: настоятель – священник Федор Бородин; другие клирики: священники Валерий Буерин и Сергей Чураков. Богослужение: по средам, четвергам, субботам, воскресеньям и большим праздникам утром в 8.00 (по воскресеньям – в 9.00, перед литургией молебен – в 8.00), вечером – в 17.00 (по четвергам и иногда в другие дни – молебны с акафистами чтимым святым – в 18.00). Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; культурно-просветительский центр во имя святителя Иоанна Златоуста, группа «Открытие веры». Сайт есть и он неплохой).


На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего — и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.
Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году — и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи — М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.
Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.
Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем — клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке — яркий пример строго московского классицизма. Относится к объектам культурного наследия страны.
Современная церковь построена на месте старой. Первая святыня представляла собой каменное двухъярусное здание с двумя пределами в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
Из-за быстрого разрушения первый храм было решено снести и построить новый. Автором проекта выступил архитектор Матвей Казаков. Строительство началось в 1791 году, а закончилось спустя 12 лет. В основе храма четыре цилиндра: главный зал, апсида и два придела. Здание увенчано барабаном с небольшими главами и пилястрами. Стены отличаются сдержанностью и отсутствием лепнины, что характерного для зрелого классицизма.
Рядом с церковью располагается колокольня и кубическая трапезная. Со всех сторон святыня окружена забором. Главный предел освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, два других — во имя Космы и Дамиана и Николы. Храм был популярен среди прихожан, его неоднократно посещали русские писатели Федор Тютчев и Михаил Достоевский.
В советский период церковь закрыли для прихожан, часть внутреннего убранства была уничтожена или вывезена. Здание использовалась под склады, пивную, мотоклуб, архив и художественные классы. В 1958 году провели частичную реставрацию сооружения для предотвращения дальнейшего разрушения.
В 1993 году храм вернули верующим. После того как были разобраны перекрытия, сделанные в советские годы, удалось восстановить первоначальный интерьер церкви. Центральный иконостас возведен заново, придельные отреставрированы.


Построена в 1791—93 гг. по проекту М. Казакова на средства подполковника М. Хлебникова. 

Существующему зданию предшествовал кирпичный храм, известный с 1639 г.; о существовании на этом месте деревянной церкви известно по упоминанию в связи с пожаром 1547 г. 

Церковь занимает угловой участок на пересечении Маросейки и Старосадского переулка. 

Её значение как архитектурной доминанты в окружающей градостроительной среде значительно снизилось после сооружения в 1972 г. в Старосадском переулке многоэтажного административного здания. 

Церковь — одно из наиболее оригинальных произведений зрелого московского классицизма — состоит из двухсветной ротонды с подковообразной в плане апсидой, небольшой трапезной с ротондами приделов, примыкающих вплотную к храму, и двухъярусной колокольни. 

Главный престол — Спасский, в приделах — Косьмы и Дамиана и Николая Чудотворца. 

Ротондальные объёмы, перекрытые купольными сводами (на храме и приделах — с главками на барабанах), создают пластичный, динамично изменяющийся в разных ракурсах силуэт. Выразительность облика здания построена исключительно на сочетании изысканно-лаконичных объёмных масс при крайне упрощённой декоративной отделке. Только на северном фасаде, обращённом к улице, входы в храм и трапезную оформлены строгими 2-колончатыми портиками тосканского ордера, а нижний ярус колокольни обработан рустовкой, переходящей на западные углы трапезной. 

Убранство интерьера почти полностью утрачено. 

Церковь была закрыта в 1920-х гг., вновь освящена в 1993 г. 

Реставрирована в 1972. Тогда же была восстановлена в формах 19 в. ограда, отделяющая храм от улицы и переулка.

• Посольство Беларуси с гостиницей (№ 17/6; сер. 18 в., бывший дворец П. Румянцева-Задунайского, а затем его потомков). Трехэтажное кирпичное собильным белокаменным декором отштукатуренное здание.

Здание было построено в 1750–60-е гг. для полковника М. Хлебникова. 

В стиле «сложного» классицизма с перестройками в стиле необарокко. Авторство архитектора неизвестно, но приписывается В. Баженову или М. Казакову. 

В 1790 г. здание приобретено и перестроено под дворец для престарелого П. Румянцева-Задунайского, возвратившегося в Москву после пребывания в Петербурге и Малороссии. 

Затем дворец был во владении его сыновей — известного государственного деятеля графа Н. Румянцева, после его смерти — С. Румянцева, а с 1830-х гг. — у представителей «третьего сословия». 

В начале 1880-х гг. была осуществлена перестройка дома под руководством архитектора Г. Кайзера.

В советское время тут было 46-е отделение милиции.


Один из интереснейших памятников русской архитектуры находится по адресу ул. Маросейка, 17, и известен как усадьба Румянцева-Задунайского. Особняк был построен в 1782 году. Ряд исследователей называют архитектором проекта знаменитого В. И. Баженова, другие приписывают постройку М. Ф. Казакову. Единого мнения по данному вопросу по-прежнему нет, вполне возможно, что оба архитектора причастны к проекту. Усадьба была построена в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму для М. Р. Хлебникова, а в 1793 году особняк купил генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, полководец, прославившийся в Семилетней и Русско-турецкой войнах. По его желанию дом был расписан внутри картинами русско-турецких сражений, в которых он принимал участие, а возле особняка был разбит сад, однако, впоследствии все было уничтожено.
После смерти графа дом перешел его сыну, министру иностранных дел, канцлеру, меценату, коллекционеру, основателю Румянцевского музея, почетному члену Императорской Российской академии, графу Н. П. Румянцеву. В этом усадебном доме на Маросейке у него бывали многие именитые люди: В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев. Это неудивительно: граф не только владел великолепной художественной коллекцией, но и содержал свой крепостной театр. Румянцев был франкофилом и водил дружбу с Наполеоном, когда же он узнал о начале войны с французами, графа разбил паралич. В 1812 году в здании было размещено учрежденное Наполеоном городское правление (муниципалитет) Москвы, возглавляемое генеральным интендантом (провинциальным префектом) Ж.-Б. В. Лессепсом. В 1826 году здание перешло брату Николая Румянцева, Сергею.
Современный облик здание приобрело в 1880-х годах. Тогда на фасадах здания появились живописные скульптуры и декор, в частности герб с ангелами и буквой «Г», что указывало на нового владельца, купца Митрофана Грачева. Скульптурные женские фигуры, которые кажутся чисто декоративными, являются аллегорическими изображениями земледелия, скотоводства и свободных художеств. Тогда же на месте сада Румянцева появился корпус с квартирами, сдаваемыми внаймы. В советское время корпус был надстроен еще двумя этажами, где вплоть до конца 60-х годах располагались коммунальные квартиры, в одной из которых жил художник В. К. Коленда. На воротах усадьбы сохранилась табличка с надписью «СВОБОДЕНЪ ОТЪ ПОСТОЯ», которая указывала на то, что домовладельцы уплатили налог на строительство военных казарм. Сегодня в особняке располагается посольство республики Беларусь.

– Стр. 2а. Гостиница «Полесье» при посольстве.

– Стр. 3. Деловой и культурный комплекс посольства. 2015 год постройки на месте старого здания.

– Стр. 4. Консульский отдел посольства. Двухэтажное здание.

Идет стр-во нового здания на месте снесенного двухэтажного дома 1932 года постройки (№ 11/4, стр. 4).

Жилые дома:

4 этажа (№ 9/2, стр. 1; конец 19 века). 
Бывший гастрономический магазин купца А. Белова, являвшийся одним из лучших в Москве и уверенно конкурировавший с гастрономией Елисеева. Располагался в доме № 9 строение 1 (1892 г., архитектор А. Обер) и строение 2 (1896 г., архитектор И. Залесский). В здании находятся: ресторан «Макдоналдс», Гостиница Maralunga, Кафе «Прайм», м-ны парфюмерии, обуви, сервисы и офисы.
4 этажа (№ 9/13/2, стр. 8; конец 19 века). Культурный центр «Царственный путь», Цветочная база и офисы.
4 этажа (№ 9/13/2, стр. 7, конец 19 века, бывший доходный дом П. Хвощинского). Хостелы «Наполеон» 2* и «Mokba», а также офисы.
5 этажей (№ 10/1, стр. 3, 1930 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Медицинский центр «Медисан» и банк.
5 этажей (№ 10/1, стр. 1, конец 19 века, бывший доходный дом Р. фон Кольбе). На 1-м этаже – Фотолаборатория «Фотопроект-Маросейка», магазин одежды Roy Robson и оптика.
Два верхних этажа надстроили в 1950-х годах.
 Дом, в котором в 1897-1901 гг. жил Пётр Лебедев (1866-1912) —физик-экспериментатор, создатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета. 
В советское время тут были м-ны «Концентраты» и хозяйственный. 
3 этажа (№ 11/4, 17 — 19 века, бывшее Малороссийское подворье). 
Малороссийское подворье – одно из московских подворий 17 в., где останавливались приезжавшие с Украины (Малороссии) дипломаты, купцы, церковные деятели. Малороссийское подворье находилось на углу Большого Златоустинского переулка и улицы Маросейки (отсюда прежнее её название — Малороссийка). 
По соседству располагались палаты Давида Николаева — одна из крупнейших гражданских каменных построек 17 в. 
Вблизи Малороссийского подворья в 17 в. была слобода, заселённая выходцами с Украины («хохлами» — отсюда название современных Хохловских переулка и площади). 
В районе бывшей слободы сохранились церковь Троицы в Хохловке (1696, колокольня 18 в.; Хохловский переулок, 12), так называемые палаты Мазепы (17 в., Колпачный переулок, 10) и палаты дьяка Украинцева (1665, Хохловский переулок, 7), где в 19 в. помещался Московский архив Министерства иностранных дел, затем — нотопечатня П. Юргенсона.
В основе здания — палаты, выстроенные в конце 17 в. по линии улицы для В. Нарышкина. 
Первоначально двухэтажные, они представляли собой необычайное для своего времени монументальное строение, занявшее всю ширину участка. Здание имело в центре сводчатый проезд во двор, глухой нижний этаж со стороны улицы, было оформлено членящими стену колонками, горизонтальными тягами и нарядными, пластически проработанными наличниками в духе московского барокко. На втором этаже находился зал, занимавший всю ширину здания. Предполагается, что верхний, третий ярус образовывали деревянные жилые «хоромы», к которым вела наружная лестница. 
В 1702—07 гг. в здании по распоряжению Петра I помещалась школа пастора Э. Глюка. 
После пожара 1707 г. усадьбу получил во владение С. Рагузинский, при котором был надстроен третий этаж с общей равновысокой кровлей; сохранилось прежнее деление стены на прясла, не всегда равные и с разнообразным ритмом окон, что вместе с нарядными формами декора (сдвоенными колонками на постаментах, наличниками, узорчатым карнизом над вторым этажом и балюстрадой галереи-гульбища, окружавшей верхний этаж) обусловило живописность здания, заметно выделявшегося среди окружающей застройки.
В середине — второй половине 18 в., скорее всего, окончательно сложилась ныне существующая объёмная композиция здания (с 1764 г. им владел М. Кантемир, брат поэта А. Кантемира, а на рубеже 18-19 вв. — фельдмаршал Н. Репнин); был надстроен кирпичный верхний этаж, сооружены боковые крылья с домовой церковью, фасад был декорирован в стиле барокко, но отличался сдержанностью архитектурного решения (зафиксирован в архитектурных альбомах М. Казакова). 

В 1825 г. здание перешло во владение Человеколюбивого общества, в 1832—33 гг. ремонтировалось, в результате чего на уличном фасаде был полностью сбит барочный декор и создано ныне существующее оформление в стиле ампир с лаконичными гипсовыми орнаментальными деталями на гладкой поверхности стен. 

Со стороны двора восстановлены фрагменты наружного убранства «большой палаты» — белокаменные наличники и консоли конца 17 в.

3, 6 и 7 этажей (№ 13, стр. 1–3; начало 20 века, бывшие доходные дома А. Лобзева). Стр. 2: «1937-1952. Всем, кто жил в этом доме ушёл и не вернулся. 1941-1945».

3 этажа (№ 15, начало 20 века). На 1-м этаже – винный магазин-бар «Хлеб и вино», Французское кафе-бар «Жан-Жак», салон красоты и ортопедия.

Достопримечательности:

Православный храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках (№ 5).

Православный храм святых бессеребреников Космы и Дамиана на Маросейке (№ 14).

Здания 17 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Китай Город».


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий