четверг, 29 сентября 2016 г.

Большой Афанасьевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Хамовники и Арбат (ЦАО) от Гагаринского переулка до улицы Арбат. 

Рядом – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе от Гагаринского переулка к Арбату. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 700 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по православной церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, которая стоит на углу Сивцева Вражка и Большого Афанасьевского переулков.

В 1960-1994 годах — улица Мясковского (в честь композитора Николая Мясковского (1881-1950), жившего в соседнем переулке Сивцев Вражек (дом № 4).

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 3).

• Офисы (№ 3, стр. 5).

• Бывший особняк Правдиных (№ 7, стр. 1; 1895 год постройки). 2 этажа.

Здесь жил филолог Н. Дурново. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_25.html.

• Бывший дом Н. Станкевича (№ 8, стр. 1; 19 век; сегодня – школа). 

Одноэтажный с мезонином дом 1-й половины 19 века. 

В 1884 году к нему были сделаны пристройки и, вероятно, тогда же изменён фасад. 

Сейчас он отреставрирован.

С 1 октября 1835 по 1836 год дом снимал кандидат московского университета Н. Станкевич, философ и поэт. Исследователи так говорят о нем: «Этот странный юноша, умерший 26 лет от роду, оставил только несколько стихотворений и письма, но тем не менее оказал огромное влияние на жизнь целого поколения». Он был душой студенческого кружка, объединенного философией Гегеля н Шеллинга, историей, литературой. Его высоко ценили: Герцен, посвятивший ему в «Былом и думах» немало страниц; И. Тургенев, описавший собрание этого кружка в романе «Рудин»; В. Белинский, ставший лидером кружка, Т. Грановский и др. По существу, это был политический клуб, где обсуждались острые вопросы дня.

Сейчас в доме помещается школа, где американские учителя преподают московским детям английский язык, историю и литературу.

• Бывший дом Урусовых – Радищева (№ 9; 1825 год постройки; сегодня здание принадлежит Латвии). 

Литератор-краевед Н. Анциферов писал: «Дома под номерами от 7 до 13 создают комплекс, который позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной слободы, какой она была более ста лет назад. Богатая лепка с античными мотивами стиля ампир, чугунные решетки, фронтоны с гербами». 


К 1825 году нынешний дом был перестроен из двухэтажного дома, который числился еще в 1822 г. «обгорелым каменным строением» и принадлежал генерал-майору В.А. Урусову.
В строительстве использованы характерные для того времени формы: каменное двухэтажное здание с подвалом, первый этаж рустован, главный фасад выделен четырехпилястровым тосканским портиком.
В начале XX в. владельцы особняка менялись достаточно часто. Среди них можно вспомнить купеческие семьи Смирновых и Смысловых. В 1900-х гг. в этом доме недолго жил физик и педагог А.И. Бачинский, который вывел закон вязкости жидкостей.
Литератор-краевед Н.П. Анциферов в 1920-е гг. писал про дом №9 и его соседей: «Дома под номерами от 7 до 13 создают комплекс, который позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной слободы, какой она была более ста лет назад... Богатая лепка с античными мотивами стиля ампир, чугунные решетки, фронтоны с гербами...». Из всех этих сооружений остались только дома №7 и №9, место остальных занял типовой безликий железобетонный дом, но тем дороже то, что сохранилось.
Сегодня сохранилось очень мало.

• Бывший дом Аксаковых (№ 12, стр. 1). 


Одноэтажный деревянный дом с мезонином в три окна — типичный представитель застройки послепожарной Москвы (1820-е гг.).
По московским актовым книгам в 1829 г. владелицей здания была коллежская секретарша Т.Д. Слепцова. Летом того же года домик этот арендовал Сергей Тимофеевич Аксаков — русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Вместе со своим семейством он прожил в этом доме до 1833 г.
Большая и дружная аксаковская семья, их «литературные субботы» привлекали множество посетителей, среди которых был тогда еще неизвестный литератор, только что выпустивший свои «Вечера на хуторе близ Диканьки». Николай Васильевич Гоголь приехал сюда летом 1832 г. в сопровождении историка М.П. Погодина. Впервые приехавшему в Москву писателю здесь была устроена радушная встреча.


Дом, в котором в 1829–1833 гг. снимал квартиру писатель С. Аксаков, в 1832 г. его посещал Н. Гоголь. Здесь же жил с отцом Иван Аксаков.

Одноэтажный деревянный дом с мезонином в три окна — типичный представитель застройки послепожарной Москвы (1820-е гг.).

По московским актовым книгам в 1829 г. владелицей здания была коллежская секретарша Т. Слепцова. Летом того же года домик этот арендовал Сергей Аксаков — писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте. Вместе со своим семейством он прожил в этом доме до 1833 г.

Большая и дружная аксаковская семья, их «литературные субботы» привлекали множество посетителей, среди которых был тогда еще неизвестный литератор, только что выпустивший свои «Вечера на хуторе близ Диканьки». Николай Гоголь приехал сюда летом 1832 г. в сопровождении историка М. Погодина. Впервые приехавшему в Москву писателю здесь была устроена радушная встреча.

Дом постройки 1820 года. 

На «субботах» у него бывали В. Белинский, Н. Надеждин, М. Погодин, П. Мочалов, М. Щепкин и др. Поэт И. Дмитриев в стихотворении «С. Т. Аксакову» так сказал об этих субботах:

„Ты помнишь, как к тебе съезжались
Мы в старину по вечерам,
Чем мы в беседах занимались?
Что было первой целью нам?
На чем вертелись разговоры?
О чем бывали наши споры?
Поэзия — она, она
Была предметом нам одна!”

Центром собраний был хозяин, украшением — хозяйка, Ольга Семеновна. В те времена ещё неизвестный литератор, только что выпустивший в свет свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Николай Гоголь приехал сюда летом 1832 года в сопровождении М. Погодина. В результате состоялось знакомство Н. Гоголя с московскими литераторами.

Здание перестраивалось в 1870-е годы.

• Центр красоты «Велла Долорес» (№ 12, стр. 2).

• Офисы (№ 14). Трёхэтажное кирпичное здание. Построено в 1904 году как доходный дом. Архитектор С. Суворов.

• Музей скульптора Александра Бурганова «Дом Бурганова» (№ 15, стр. 1).
Московский государственный музей «Дом Бурганова» создан постановлением Правительства Москвы 30.01.2001 г. 
Основу собрания музея составили произведения народного художника России, действительного члена Российской академии художеств А. Бурганова, принесенные художником в дар городу. 
Одновременно он подарил Москве здание по адресу Большой Афанасьевский пер., 15, стр. 9. 
Впоследствии музею было передано здание по адресу Большой Афанасьевский пер., д. 17, стр. 1, находившееся на тот момент в руинированном состоянии. 
Александр Бурганов сам разработал художественный проект экспозиционно-выставочной галереи «Пегас» и осуществил восстановление здания за счет собственных средств.
В 2001-2005 гг. происходит процесс создания основной экспозиции музея в галерее «Пегас» и под открытым небом – на трех площадках: Малый двор, Большой Двор, Музейный садик.
Особенностью музея «Дом Бурганова» является также действующая мастерская скульптора. Здесь, на глазах у посетителей музея, был создан целый ряд крупных монументальных произведений Александра Бурганова – его памятники и монументальные композиции, скульптуры для парков и фонтанов для России и Бельгии, Америки и Германии. Создание скульптуры стало, по сути, своеобразным музейным экспонатом. Возможность увидеть реальный творческий процесс и ощутить прикосновение к миру искусства стала тем потрясающим эффектом, который привлекает в музей множество зрителей.

• Православный храм св. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских на Сивцевом Вражке (№ 16а, стр. 1). 

Построен в конце 17 — начале 18 века на месте деревянного храма, существовавшего с середины 16 века на загородном подворье Кирилло-Белозерского монастыря. 

Первые письменные упоминания относятся к 1631, 1634 и 1657 годам. 

В начале 17 века пострадал во время польско-литовской интервенции. Долгое время не восстанавливался. 

В 1681 году главным был престол Спаса Нерукотворного Образа. 

В 1710 году письменное упоминание о приделе святителя Николая Чудотворца, в 1722 году упоминание о храме как каменном. 

Храм каменный, пятиглавый, квадратный в плане, вытянутый с севера на юг, со сводами и лепным декором, завершён куполом на широком барабане, с трапезной и четырехгранной колокольней, входящей в приделы.

Во время Отечественной войны 1812 года в храме несколько дней находилась вывезенная из осаждённого Смоленска чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Разграблен и сожжён наполеоновскими войсками. 

В 1815—16 годах на средства прихожан восстановлен и освещён придел святителей Афанасия и Кирилла, а в 1817 году — главный, северный, престол Спаса Нерукотворного Образа (в 1856 году переименован в Воскресенский) и южный придел – святителя Николая Чудотворца. 

В 1837—56 годах отстроен практически заново, в стиле поздний ампир. 

От здания 17 века сохранились фрагменты фундаментов и нижней части стен. 

Выстроена новая колокольня и трапезная, перестроены приделы, над старым четырехугольным зданием храма возведён новый световой купол. 

В 1899 году алтари приделов выдвинуты в одну линию с главным престолом.

В 1932 году был закрыт. Разрушены второй и третий ярусы колокольни. Вначале храм предполагалось снести, затем в нём размещались склады, мелкие предприятия, электромеханический завод. 

В 1970-х годах проводилась частичная реставрация и реконструкция под концертный зал. 

Восстановлена колокольня.

7 апреля 1992 года храм возвращён РПЦ. 

5 ноября 1992 года храм освятили и в нём начались богослужения.

• Офисы (№ 18, стр. 1). Двухэтажный особняк. Построен в 1998 году. Архитектор М. Филиппов.

• Офисы (№ 20). Каменные палаты 1717 года постройки, первоначально двухэтажные.


Палаты князя Андрея Даниловича Друцкого с характерными «ушастыми» наличниками — пример рядовой городской застройки и памятник гражданской архитектуры XVIII века. Кажущиеся одноэтажными, палаты, на самом деле, двухэтажные.
Примечательно, что до 1950-х годов застройка владения в Большом Афанасьевском переулке дошла почти нетронутой. Известно, что в начале 18-го столетия участок, где теперь располагаются палаты, был приобретен у боярина Тихона Никитича Стрешнева князем Петром Ивановичем Кольцовым-Масальским. Сын и внук Кольцова-Масальского не только сохранили имение, но и расширили его границы. В 1762 году весь участок с постройками продан князю Друцкому, который владел им всего лишь год, однако именно по его имени известны сейчас палаты. Пожар 1812 года не пощадил участка, он горел, несколько раз перепродавался: от вдовы статского советника А. Г. Рахмановой перешел к полковнице А. П. Тютчевой, затем к статскому советнику П. А. Базилевскому, потом к майорше А. А. Казариновой. К 1860-му году помимо главного дома здесь находились еще жилой флигель, хозяйственный корпус, нежилые пристройки.
В середине 1920- х годов тут располагалось отделение Высшего Совета народного хозяйства, связанное со строительством Днепрогэса. В 1950-х все деревянные пристройки были снесены, и на их месте вырос трехэтажный каменный дом. Сами же палаты в 1970-х годах были подвергнуты реставрации, восстановлены фасады и окраска в два цвета, придающая зданию особую репрезентативность. Однако, из-за характера приспособления здания, не была произведена комплексная реставрация интерьеров.
Сейчас в здании размещается Международная топливно-энергетическая ассоциация.

• Бывшие палаты Зиновьевых — Юсуповых (№ 24; 17 – 18 века; в 19 веке — собственность лейб-медика Александра II Андрея Берса и его наследников. Здесь неоднократно бывал Лев Толстой, женившийся на одной из дочерей Берса, Софье). 

Более ста лет (до 1649–1755 гг.) этим участком владел род Зиновьевых, которыми выстроено существующее здание, впервые упоминаемое в купчей грамоте 1750 г.

На основе анализа архивных документов высказывалось предположение, что дом состоит из двух небольших объёмов 1680-х гг. и середины 18 в., позже объединённых вместе и надстроенных вторым этажом. 

Во всяком случае, к 1754 г. здание уже имело «во многих местах разселины». В этот год бывший петровский гардемарин и московский губернатор, князь Борис Юсупов бил челом к Духовной консистории о том, что тёща его, урождённая Зиновьева, «находится в престарелых летах и в приходскую церковь для слушания божественной литургии как ездить, так и ходить никак не может». 

В связи с этим в палатах Зиновьевых была освящена домовая церковь Владимирской иконы Божией Матери.

В 19 в. дом имел облик ампирного особняка с мезонином, в 1860-е гг. был перестроен в формах эклектики, к концу столетия надстроен третий этаж и ещё раз изменена декорация фасадов.

В 1776 г. принадлежал прадеду Л. Толстого графу Андрею Ивановичу.

На древность здания указывал характер сводов первого этажа и его постановка – более 2 м за красной линией переулка. Исследованиями 2002 г. выявлено, что основной объём дома представляет собой единовременно выстроенные двухэтажные палаты конца 17 в. 

После удаления штукатурки с фасадов здания на отдельных не перелицованных участках открылась верстовая кладка на известковом растворе, из кирпича, и фрагменты первоначального кирпичного декора. Наиболее интересной находкой оказался богатый венчающий карниз над вторым этажом дома. Карниз опоясывал дом со всех сторон и состоял из трёх, нависающих один над другим, рядов поребрика и валика под ними. Фасады членились плоскими лопатками, над ними карниз раскрепован.

Дом-сундучок. Крепкий, коренастый, ослепительно белый. Одно странно: все дома в линейку, а этот на тротуар «выпрыгнул», оставил пешеходам тропинку шириною в полметра. Это «красная линия» домов 19 века. Всех старожилов района еще в прошлом веке снесли, а этот под ковш экскаватора тогда каким-то чудом не попал. Здесь много коммуналок было. Наверное, из-за того, что много жильцов надо было расселить, дом не трогали. А потом его признали объектом культурного наследия. Светлана Капранова, представитель инвестора, выкупившего здесь землю под застройку элитного комплекса. Город продал участок с обременением в виде памятника культурного наследия – по договору строители обязаны были вернуть этот каменный скелет к жизни. Так белокаменные палаты оказались на территории элитного жилого комплекса. Когда реставраторы сообщали, что обнаружили очередной слой, датирующий этот памятник более ранними годами, мы бегали смотреть. И когда обнаружили слой 17 века, я едва не заплакала. Отреставрированный дом для инвестора, как дорогой чемодан без ручки. Вроде, и красивый, и глаз радует, а что делать с ним дальше – никто не знает. Так и появилась на доме вывеска: «продажа, аренда». И вряд ли кто из случайных людей догадается, что в этом доме и по дорожкам перед ним, там, где цокала каблучками представитель застройщика, когда-то ступала девушка, ставшая прототипом Наташи Ростовой, Татьяна Берс, младшая сестра Софьи Толстой.

Более ста лет (1649–1755 год) домом владел род Зиновьевых. Стольник П.П. Зиновьев выстроил каменные палаты на своем участке в 1680–1690-х годах. Известно, что в 1685 году Зиновьев получал ссуду на каменное строительство. Именно этим периодом датируют дом реставраторы. Дом состоит из двух небольших объемов 1680-х годов и средины XVIII века, позже объединенных и надстроенных вторым этажом.
Из рода Зиновьевых, владельцев этого дома, была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. И князь, заботясь о своей престарелой теще, устроил тут домовую церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.
В 1776 году палаты принадлежат уже прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу. Внук первого графа в роду Толстых Петра Андреевича, деятельнейшего сотрудника Петра I, не сделал блестящей карьеры. Служил секунд-майором в Казанском гарнизоне, потом членом Главной дворцовой канцелярии.
Последним владельцем этого дома был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс — действительный статский советник, Орловский вице-губернатор, женатый на грузинской княжне из рода Эристовых. Он жил тут после того, как вышел в отставку. Работал в Московском Земельном Банке и умер в 1918 году. О нем много вспоминала в своих записках "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне" его сестра Т.А. Кузминская.
В XIX веке дом перестроили в ампирный особняк с мезонином. В 1860-е годы он был переделан в формах модной тогда эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж и декор фасадов еще раз изменен. Так что пока в наше уже время над домом не стали работать реставраторы в нем не возможно было узнать палаты XVII века.
В 2000-х годах дом сначала лишился своего доходного соседа, за который он держался. Потом снесли все хозяйственные постройки во дворе, после чего вокруг дома построили новый жилой комплекс. Много лет дом стоял без крыши, почти совсем разрушенный. Дом был вызван «из небытия» усилиями неравнодушной общественности, активистами движения Архнадзор. В 2002 г. ЗАО "Ластея-АРТ", построившее на участке рядом с палатами жилой комплекс, получило в собственность и дом Зиновьевых — Юсуповых.
В  2003—2006  гг. были проведены противоаварийные работы: демонтирован поздний третий этаж и  пристройки со  стороны двора, укреплены фундаменты. 
В 2010—2012 гг. на объекте проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы по  проекту РБО ЦТРК "Преображенское", архитектор Т.С. Борисова. Здание было воссоздано в  облике середины XVIII в. с характерной высокой крышей, некоторой асимметричностью фасадов и  высоким крыльцом XVII в. Настоящим открытием стало выявление сохранившегося окна  XVII  в. первого этажа дворового фасада. Находка позволила восстановить первоначальный облик всех окон первого этажа дворового фасада.  Мастера сделали невозможное — они воссоздали дом таким, в каком жили Зиновьевы-Юсуповы в XVII–XVIII веке. Группа реставраторов во главе с Т.С. Борисовой получила первый приз на конкурсе "Московская реставрация" в 2012 году в номинации "За лучший проект реставрации". 
На данный момент в здании располагается Музей Международного нумизматического клуба.

Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году.
Музей располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 4500 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней.
Музей является членом Союза Музеев России, ИКОМ России, Международного нумизматического совета (INC), осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом, поддерживает исследования в области нумизматики.
С 22 февраля по 17 декабря 2017 года в Музее проходит выставка «Золотые монеты в истории династии Романовых».
300 лет правления великой династии представлены более чем 700 золотыми монетами и предметами дворцового обихода. Экспозиция раскрывает многогранную роль монеты в жизни императоров и страны: помимо денежной функции, она исполняла важную роль символа священного статуса русского самодержца, пропагандировала величие империи и демонстрировала спектр личных инициатив монарха.
Посетители выставки увидят «осыпало» для церемонии венчания на царство, Петровский червонец, поддельные голландские дукаты, отчеканенные Санкт-Петербургским монетным двором для секретных операций Российской империи – и с помощью цифрового оборудования и VR-очков смогут рассмотреть каждый из предметов в деталях и увидеть монету в контексте исторических событий.
На выставке представлены экспонаты из коллекций Вагита Алекперова, нумизматических собраний Музеев Московского Кремля и Государственного исторического музея, а также частных коллекций членов Международного нумизматического клуба.
Выставка проходит при поддержке Министерства культуры РФ.

• Школа № 1233 (№ 27). С углублённым изучением немецкого языка. Школьное здание построено в 1949 году. 

Реконструировано в 2001 году.

Жилые дома:
5-6 этажей (№ 3, стр. 3; 1914 год постройки). На 1-м этаже – мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Боровского» и кафе «Журфак».

5 этажей (№№ 4 и 15, стр. 1; около 1910 года постройки).

5-7 этажей (№ 5; 1932 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 6; 1981 год постройки). Кирпичный.

3 и 4 этажа (№ 7, стр. 2 и 3; 1908 год постройки).

16 этажей (№ 11/13; 1967 год постройки). Панельный. На стене: «Выдающийся киноактер, народный артист СССР Иван Федорович Переверзев жил в этом доме с 1967 по 1978 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_57.html.

6 этажей (№ 16/8). 

Построен в 1914 году на земле соседней церкви Афанасия и Кирилла, и принадлежал её причту в качестве доходного дома. Архитектор М. Холмогоров. 

Перестраивался в 1947 году. 

На первом этаже дома находились булочная Титова (слева) и молочная Чичкина (справа), а сейчас только продуктовый магазин.

6 этажей (№ 17/7). 1937 год постройки. Кирпичный. 

Один из первых крупных жилых домов, возведенных в переулке в советское время (архитекторы В. Симкин, С. Князев). 

На его месте были дома, где в 1770-х гг. жил профессор Московского университета юрист С. Десницкий, а через столетие поэт Л. Пальмин. 

В 1920-х - начале 1930-х гг. здесь жил искусствовед А. Сидоров.

3 этажа (№ 22; 1890-е годы постройки; бывший доходный дом Борщова).
Дом Русского страхового общества вместе со строением №9 в Филипповском переулке представляют собой ансамбль доходных домов Н. М. Борщова, выстроенных в 1880-1890-е гг. архитекторами И. И. Поздеевым и С. Е. Ованесьянцем.
В стоявшем здесь особняке проживал профессор Московской Медико-Хирургической академии Г. Я. Высотский, славившийся как лучший в Москве хирург-практик.
Потом дом перешел к его зятю, замечательному физиологу Московского университета А. Н. Орловскому.
 Современный дом также связан известными личностями, живших здесь когда-то: А. Н. Скрябин (1872-1915): композитор и пианист, одна из ярчайших личностей музыкальной культуры; К. М. Быковский (1841-1906): архитектор, автор университетского клинического городка на Девичьем поле, здания Московского университета на Большой Никитской и старого здания Центрального банка на Неглинной; Н. В. Марковников (1869-1942): главный архитектор и реставратор Кремля, основатель первых женских технических и строительных курсов и архитектурного отделения Женского политехнического института в Москве; философ, богослов и экономист С. Булгаков (1871-1944);
В 1918 году тут находилась редакция журнала Русского библиографического общества, редактировавшегося известным библиографом У. Г. Иваском.

Про С. Булгакова см.: https://plusnin1975.blogspot.com/2019/07/blog-post_30.html


6-8 этажей (№№ 24–28; 2012 год постройки). Жилой комплекс «Большой Афанасьевский».

12 этажей (№ 25; 1972 год постройки). Кирпичный. «Герой Советского Союза генерал армии Хетагуров Георгий Иванович жил в этом доме с 1970 по 1975 гг.». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_32.html.

2 этажа (№ 27, стр. 3; 1893 год постройки). Здесь в 1900−1932 годах жил скульптор Н. Андреев (мемориальная доска).


За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.
Здесь с 1900 по 1932 годы жил и работал выдающийся художник и скульптор Николай Андреев. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_67.html. В этой мастерской в 1900-х годах он работает над образом памятников писателю Николаю Васильевичу Гоголю (находится во дворе дома-музея писателя на Никитском бульваре) и «святому доктору» Федору Петровичу Гаазу (во дворе дома №5 по Малому Казенному переулку). После революции скульптор активно участвует в реализации плана монументальной пропаганды и в 1918-1922 годах создает памятники А. И. Герцену, А. Н. Островскому и Н. П. Огареву. В начале 1920-х годах в стенах этой мастерской создано огромное число портретов Ленина, вошедших в андреевскую знаменитую «лениниану» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Один из портретов серии был включён в оформление партийного билета ВКПб.
В советское время дом был превращен в обычное жилое здание с коммунальными квартирами.

4 этажа (№ 30; 1906 год постройки). 

Построен как доходный дом. Архитектор К. Буров. 

Реконструирован в 1990-е годы.

6 этажей (№ 31; 1898 год постройки). Архитектор И. Иванов-Шиц. 

Перестроен в 1935 году.

4 этажа (№ 32/9; 1905 год постройки; бывший доходный дом О. Вильнера — Н. Калиновского). Архитектор Н. Жерихов. 

Реконструирован в 1996 году архитектором А. Асадовым.

6 этажей (№ 33; 1915 год постройки; бывший доходный дом М. Юкина). 

В начале 19 века на этом месте находилась большая усадьба графа А. Головина (владения №№ 33-35). 

Позднее её разделили на две части: в правой жил знаток старой Москвы П. Хавский, а на другой части бывшей головинской усадьбы в 1914-1915 годах вырос огромный в этом узком месте доходный дом А. Юкина. 

Фасад этого здания архитектор В. Дубовской в целях большей представительности украсил во всю высоту гигантскими пилястрами и поместил в их капителях фигуру силача Геркулеса. 

Торец здания украшен граффити-портретом Михаила Булгакова.

9 этажей (№ 35–37, стр. 4; 1965 год постройки). Кирпичный. 

Раньше здесь работала библиотека имени Н. Добролюбова.

5 этажей (№ 36, стр. 1; 1909 год постройки; бывший доходный дом М. Эпштейна). Архитектор В. Дубовской.

9 этажей (№ 39; 1979 год постройки). Кирпичный.

3 этажа с мезонином (№ 41; 1903 год постройки). Архитектор К. Терский. 

Реконструирован в 1997 году под клубный дом.


6 этажей (№ 41а; кроме элитного жилья тут находится и бизнес-центр).


Нумерация домов не всегда строгая и упорядоченная, что связано с утратой некоторых домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена.

Достопримечательности:

Музей скульптура Александра Бурганова «Дом Бурганова» (№ 15, стр. 1).

Здания 18 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий