среда, 19 октября 2016 г.

Кузьминская улица

Расположение:

Улица проходит по району Кузьминки (ЮВАО) от улиц Академика Скрябина и Юных Ленинцев до улицы Старые Кузьминки по территории Кузьминского лесопарка и музея-усадьбы «Кузьминки».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение хорошее.

По обеим сторонам улицы на газонах ежегодно летом проводится фестиваль цветников, где разные студии, творческие объединения показывают дизайнерские тематические цветочные композиции.

Длина – около 700 метров.

История:

Улица образовалась задолго до революции. Это была прямая дорога, соединявшая Рязанское шоссе с усадьбой Кузьминки.

До 1964 года – Кузьминское шоссе.

Улица названа в 1964 году по бывшему подмосковному поселку Кузьминки, который здесь находился.

По одной из версий название происходит от церкви св. Косьмы и Дамиана – однако ее местоположение не удается определить. Более занимательна вторая версия, согласно которой местность сперва получила название Мельница, так как до начала 18 века здесь были непроходимые леса и только на плотине реки Голедянки стояла мельница. А владел этой мельницей некий Кузьма. Действительно, писцовая книга 1624 г. зафиксировала здесь, среди владений Николо-Угрешского монастыря, «пустошь, что была Кузьминская мельница». Другим названием этой местности и возникшего здесь в первой четверти 18 века села стало Влахернское.
История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Григория Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях. В 1757 году дочь Строганова вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына, получив имение в приданое. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четверти 19 века, при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче.
В 1716 году здесь был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына Р. Казаков в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. Напротив храма находился раньше главный дом и парадный двор. Их спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 годах. Строительство или перестройка большей части построек усадьбы (Мельницы, мыльни, кухни, гротов, оранжереи) относится к 1816-1823 годам, по проекту известного архитектора Д. Жилярди. Эти постройки сохранились до наших дней. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту М. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце 19 – начале 20 века, с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Со второй половины 19 века в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. А в 1916 году подлинное здание господского дома уничтожил пожар.


До 1917 года Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. Но после революции усадьба стала дробиться на части. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. Хозяйственные постройки были отданы под жилье. В 1936 году рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок, после чего бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. Однако в эти же годы был заново отстроен главный дом усадьбы, уничтоженный огнем. Новое здание было построено по проекту Топорова и существует ныне. В 1960 году Кузьминки включили в границы Москвы. 

Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 году был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». В 1992 году храм передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует, а парк и остатки усадебных построек открыты для осмотра.

В 1973 году часть улицы переименована в улицу Академика Скрябина.

Нежилые объекты:

• Обелиск «300-летие усадьбы Влахернское-Кузьминки».
Материалы: гранит, бронза. Год установки: 2004.
Обелиск установлен в начале Кузьминской улицы (раньше это была главная въездная аллея в усадьбу — Липовая аллея) на месте несохранившегося памятника-обелиска, который был сооружен на месте жилища Петра I и в честь его визитов.
– Белый обелиск находится рядом с парадным въездом в усадьбу Кузьминки. Раньше дорогу к имению также украшали большие чугунные ворота с тремя арками и фамильным гербом Голицыных, но до наших дней они не сохранились. Их переплавили для нужд страны в начале 20 века.
Сооружение представляет собой четырехгранный обелиск из камня. Сейчас он покрашен в белую краску. В то время на нем еще красовалась чугунная плита с названием местности и ее владельцем. Надпись гласила: «Село Влахернское, Кузьминки тожъ, имение Егермейстера двора его императорского величества, князя С.М.Голицына». Сейчас плиты нет, а рядом с обелиском установлена табличка с подобной надписью.
Обелиск окружен небольшим железным забором. К нему может подойти любой турист и сфотографироваться на память.
• Частная мини-школа: корпус № 1 (№ 6, стр. 1; работает с 1986 года; бывшие садовые усадебные флигели 19 века с квартирами служителей и казармой для рабочих; в 1930-х — 1977 годах – жилой многоквартирный дом).

Первоначально – западный садовый флигель, который был построен в 1845–1846 гг. А. Жилярди. В здании проживали садовники. 

Ранее, в 1840–1841 гг., был выстроен построен аналогичный по архитектуре восточный флигель. После этого оба здания были соединены между собой кирпичной оградой, которая не сохранилась. 

До 1917 г. на этой территории располагалось садоводство усадьбы. 

Сейчас – первая частная школа Москвы. Основана в 1986 году.

Частная мини-школа: корпус № 2 (№ 6, стр. 2). 

Первоначально – восточный садовый флигель, который был построен в 1840–1841 гг. А. Жилярди. В здании находились квартиры (на четыре семьи) служителей и казарма для рабочих. 

В 1845–1846 гг. параллельно построен аналогичный по архитектуре западный флигель, где поселились непосредственно садовники. После этого оба здания были соединены между собой кирпичной оградой, которая не сохранилась. 

До 1917 г. на этой территории располагалось садоводство усадьбы.

С 1930-х годов до 1977 года — жилой многоквартирный дом. Отопление печное. Вода в колонке на улице. Неподалёку располагались дровяные сараи и огороды жильцов. Когда-то к дому были пристроены террасы, при реставрации их снесли. Дом начали расселять в начале 1970-х годов. Последняя семья уехала отсюда в 1977 году.

Внутри дом представляет из себя "колодец", т.е. квартиры расположены по периметру а в центре дома "пустота", которую занимает широкая лестница на второй этаж. По внутреннему периметру второго этажа проходит балкон, с которого и осуществляется вход в квартиры. Дом очень крепкий!!! Стены из кирпича, толщиной почти метр! Я свободно умещался лёжа на подоконнике. Бабушкина квартира (3 комнаты + кухня) отапливались одной небольшой печкой. В доме было всегда тепло. Когда жильцы устраивали проём в стене (перепланировка и тогда существовала!), то кирпичи друг от друга не отсоединялись, кололся сам кирпич, но не раствор! Перекрытия в доме деревянные, включая стропильную конструкцию многоскатной крыши. Они сохранились до сих пор в первозданном виде! Одним из успехов долголетия дерева, является то, что каждый стык балок, каждый торец бревна проложен берестой, а она как известно, хорошо впитывает и выводит влагу. Эти дома относились к садоводству князя Голицина. Ранее существовал кирпичный забор, который обносил территорию между этим и вторым аналогичным домом. Дома стояли на границе забора (фасадами наружу). Забор не сохранился, но можно прекрасно видеть места на доме, откуда он начинался - при реставрации их не закрыли. Здесь выращивали рассаду для других поместий князя. Между этими домами, чуть южнее, была оранжерея с односкатной крышой, которая в 30-х годах была превращена в жилой дом (!) с такой же односкатной крышей. У бабушки неподалёку от этих домов был огород, так вот когда его перекапывали, постоянно находили черепки от цветочных горшков, в огромном количестве!

Жилых домов нет.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Территория и комплекс зданий музея-усадьбы Кузьминки:

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.
В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.
В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.
В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, Р. Казаков, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, А. Григорьев, М. Быковский, П. Клодт.
Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.
Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.
На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.
Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту С.П. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.
Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.
К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.
Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.
Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.
Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына Р. Казаков в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.
Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.
Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.
Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.
Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.
Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).
Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.
Кузьминский лесопарк – один из самых крупных в Москве лесных массивов. 
Расположен в её юго-восточной части. Площадь 1189 га (227 га в Люберецком районе Московской области). С востока на запад северную часть Кузьминского лесопарка пересекает р. Пономарка (Чурилиха), на которой имеется система прудов. Ниже прудов несколько родников. На южной окраине лесного массива находятся два небольших озера. В северной части Кузьминского лесопарка на площади 375 га создан (1977) парк культуры и отдыха «Кузьминки», основную часть которого (270 га) занимает бывшая усадьба князей Голицыных.
Среди большого числа высоковозрастных деревьев два — дуб и лиственница — объявлены памятниками природы. К юго-востоку от Верхнего Кузьминского пруда почти на 4 км простирается лесной массив, где преобладают (более 70%) сосняки. Это самый большой в городе и разнообразный по возрастному составу массив сосновых лесов. В южной части Кузьминского лесопарка значительные площади занимают березняки, а в пойме Пономарки произрастают старые черноольшаники. Сосняк с елью к югу от Верхнего Кузьминского пруда и долина р. Пономарки с черноольшаниками объявлены памятниками природы (1991).
Среди трав в Кузьминском лесопарке встречаются особо уязвимые в условиях Москвы ландыш майский, колокольчики персиколистный и широколистный, а также купена лекарственная, нивяник, незабудка болотная; здесь сохранился давно ставший редкостью в городе можжевельник.
В Кузьминском лесопарке обитает более 100 видов наземных позвоночных животных. Сюда заходят лось и кабан, обычны крот, рыжая полёвка, лесная и полевая мыши, заяц-беляк и белка, зимой можно увидеть следы лисицы, ласки, горностая, хорька. Лесопарк богат птицами, типичными для хвойного леса: желна, королёк, синицы московка и гаичка, чиж, снегирь, малая мухоловка, пеночка теньковка и др. Регулярно гнездятся хищные птицы, а также сова неясыть.
Кузьминский лесопарк — популярное место отдыха москвичей.

— Православный храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (№ 7; Юго-восточное викариатство, Влахернское благочиние. Приделы: cв. Князя Александра Невского и прп. Сергия Радонежского. История: построен в 1774 г. в подмосковном селе Кузьминки, в усадьбе князя М. Голицына. В 1929 г. – закрыт и перестроен (занят подразделениями научного института), колокольня снесена. Возварщен РПЦ в 1992 г., а освещен в 1995 г. Ныне находится на территории парка-музея «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки». Арх-ра: стиль – ранний классицизм; тип – ротондальный; состоит из основного объема с одной главой и алтарным выступом, ризницы (19 в.) у алтаря и колокольни. Декор: четырехколонные портики. Интерьер: главный иконостас – из итальянского мрамора с бронзовыми украшениями, 1900; иконостасы приделов – 19 в.; внутреннее убранство (росписи) – 1990-е. Святыни: частицы мощей св. Александра Невского и апостола Андрея Первозванного (главная святыня храма – чудотворная Влахернская икона – находится в Третьяковской галерее). Духовенство: настоятель – священник Александр Кашкин; другие клирики: священники Марк Соукуп, Алексей Шутков, Сергей Белов, Виталий Баранов, Алексей Хилов, дьяконы Анатолий Погребной и Георгий Свирин. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям – 2 литургии: в 7.00 и в 9.30), накануне воскресений и больших праздников – вечером – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека; молодежное движения «Влахерны»; по понедельникам – занятия по изучению Священного Писания и знакомству с Таинствами Церкви; паломнические поездки; окормление госпиталя ветеранов войн № 2, где есть домовый храм вмч. Георгия Победоносца, местные детский сад, школу, центры социального обеспечения, женское СИЗО. Сайт есть, но он неинформативный, да еще и устаревший в значительной мере (почему-то новости заканчиваются на июле 2014 года), но зато можно совершить виртуальную экскурсию по храму и вокруг него).

Храм Влахернской иконы Божией Матери располагается на территории парка Кузьминки. Он считался усадебной церковью, где молились хозяева, гости и служивые люди имения.
Первый храм из дерева появился в начале 18 века. Его создали для хранения списка с Влахернской иконы, который был подарен Строгановым царем Алексеем Михайловичем. В 1732 году церковь полностью сгорела, вместо нее построили другую, также из дерева. Она уничтожена пожаром в 1758 году.
Святыню из камня начали строить в 1759 году, а закончили в 1787 году по проекту архитектора Родиона Казакова. Здание создано в стиле классицизма. Сверху его венчает восьмигранный барабан с главкой, входы украшают портики с четырьмя колоннами. Со всех сторон строение оформлено окнами со ставнями, над которыми вверху находятся еще одни круглые «оконца». Рядом с храмом возведена двухъярусная колокольня в стиле классицизма.
Святыню посещали дворяне, графы, царские особы. Императрица Мария Федоровна подарила на украшение иконы брошь из жемчуга и бриллиантов.
После Революции церковь закрыли для прихожан и надстроили третий этаж. Она использовалась в качестве общежития, затем помещения передали под контору Института экстремальной ветеринарии. Икона была направлена на хранение сначала в другой храм, чуть позже — в Третьяковскую галерею. В 90-е годы здание вновь вернули РПЦ.
Сейчас храм восстановлен в первозданном виде. При нем работает воскресная школа.


Построен в 1759–1774 гг. на средства князя М. Голицына в его усадьбе в селе Кузьминки (селе Влахернском) на реке Голеди. Его предшественники – сгоревшие деревянные храмы 1720 и 1732 гг.

Главный престол – Влахернской иконы Божией Матери (освящён в 1774 г.), приделы – святого благоверного князя Александра Невского (южный, освящён в 1762 г.), преподобного Сергия Радонежского (северный освящён в1829 г.). В 1784–1787 гг. перестроен (архитекторы Р. Казаков, Д. Жилярди), сооружены портики, купол и колокольня. 

В 1812 году храм был разорён наполеоновскими войсками (вновь освящён в 1813 г.). В 1830 году после того, как Кузьминки избежали эпидемии холеры, по заказу князя С.|Голицына был отлит большой колокол весом 260 пудов. 

В 1841 году на колокольне поставлены часы. Иконостасы в приделах (архитектор М. Быковский) святого благоверного князя Александра Невского – 1867 г., преподобного Сергия – 1829 г. 

В 1899–1900 гг. храм был капитально отремонтирован (архитектор М. Быковский), coopужён иконостас главного престола из итальянского мрамора с бронзовыми украшениями. Как чудотворная почиталась Влахернская икона Божией Матери, точный список с иконы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой, присланной с Афона в дар царю Алексею Михайловичу и установленной в Успенском соборе Кремля (по древним источникам – было прислано две иконы). 

Выстроен в стиле раннего классицизма. Стены храма закругленные, портики – четырёхколонные, с куполом и цилиндрической колокольней. 

Закрыт в 1929 году. Перестроен. Снесена колокольня. Вместо купола coopужён третий этаж с балконами на месте фронтонов. Прорублены новые окна. Был занят общежитием, конторой научного института. В помещении ризницы (1828 г., архитектор Д. И. Жилярди), небольшом круглом здании (неподалёку от алтарного выступа храма), с 4 полуциркульными окнами, выступающим карнизом и куполом, разместились аквариум, затем подсобное помещение научного института. При советской власти в помещении храма была диспетчерская конечной остановки 29 автобуса. Еще там была столовая.

В 1992 году храм, ризница и дом причта возвращены Русской православной церкви. Храм отреставрирован по первоначальному проекту. Освящён в 1995 году. При храме действуют воскресная школа и библиотека. К нему приписаны домовый храм великомученика Георгия Победоносца на Волгоградском проспекте при госпитале № 2 ветеранов войн и строящаяся часовня великомученика Димитрия Солунского. 

– Воскресная школа (№ 7, стр. 4). Священнический флигель, двухэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание в стиле ампир, был построен по проекту А. Жилярди в 1835—1837 гг. В нём жили местные священники, дьячки, пономари и псаломщики вместе со своими семьями, первоначально занимавшие только второй этаж, на первом этаже до начала 1870-х гг. помещалась богадельня.

2014 год

2014 год

В храме. 2014 год

 — Литературный музей – центр К. Паустовского (№ 8).
— служительский флигель на Слободке (1830-е годы постройки; здесь проживали работники усадьбы. Кроме него, на Слободке располагаются дом причта, Прачечный флигель и больница. Все здания были соединены оградой, а дорога, которая проходила вдоль зданий с южной стороны, называется Тополевая аллея; в здании находится сегодня музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных „Влахернское – Кузьминки”»).

С 1987 года музей размещается в "Доме садовника" - памятнике деревянной архитектуры 18 в. в усадьбе князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки".
Московский литературный музей-центр К. Паустовского был основан 1975 году по инициативе Зои Квитко – учителя литературы школы № 456 Волгоградского района г. Москвы. Экспонаты для первой экспозиции собирались школьниками и почитателями писателя в многочисленных экспедициях по местам, связанным с жизнью и творчеством К. Паустовского (Москва, Солотча, Севастополь, Одесса, Ленинград, Киев, Таруса, Рязань).
В фондах музея собрана уникальная коллекция мемориальных вещей, рукописей, документов К. Паустовского и его литературного окружения. Музея является научным центром по изучению творчества писателя и регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных исследователей. 
С 1992 года музей издает культурно-просветительский журнал "Мир Паустовского". В музее реализуется культурно-образовательная программа "Путешествие в мир Паустовского".
Новая экспозиция открывает тайну творчества замечательного русского писателя XX века, обладавшего даром оригинального художника и тонкого психолога, мечтавшего о гармоническом единстве Природы, Человека и Общества. На первом этаже старинного дома, памятника архитектуры 18 века, авторами создана уникальная образно-сюжетная экспозиция, посвященная внутренней, творческой жизни К. Паустовского. Экспозиция способна трансформироваться в пространство "живого музея", подразумевающего интерактивную, театрализованную и клубную деятельность посетителей, музей оснащён современным музейно-выставочным и мультимедийным оборудованием. Залы музея трансформированы в экспозиционно-художественные модели: в определенной последовательности возникают пять философско-поэтических "Экосов", объединенных главным образом - образом Дороги (Город, Море, Лес, Мир, Дом).
В экспозиции впервые представлены личные вещи писателя, уникальные документы и фотографии из его семейного архива, долгое время считавшиеся утерянными, а также произведения всемирно известных художников из частных коллекций. Ее авторы нашли уникальное решение для здания музея с небольшими экспозиционными площадями, создав универсальное пространство, легко трансформирующееся в выставочные зоны.
Основан 20 ноября 1975 года Зоей Квитко. 
Получил статус государственного музея в 1987 году.

Здание, которое называли «Серая дача», первоначально было построено в 19 веке для главного садовника усадьбы А. Гоха.
В 1976–1979 гг. после пожара было отстроено практически заново. 

Основная экспозиция посвящена жизни и творчеству К. Паустовского и размещена на первом этаже здания. Здесь собраны мемориальные вещи, рукописи, уникальные фотографии, книги с автографами.
Всегда называли "Серая дача".

Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского (ГБУК г. Москвы) - единственный в Российской Федерации музей всемирно известного писателя. Музей-центр с 1975 года собирает и сохраняет наследие писателя, в фондах музея собрана уникальная коллекция мемориальных вещей, рукописей, документов Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) и его литературного окружения. Музея является научным центром по изучению творчества К. Г. Паустовского и регулярно проводит научные конференции с участием российских и зарубежных исследователей. С 1992 года издается культурно-просветительский музейный журнал «Мир Паустовского». Музей-центр организует проведение выставочных проектов, среди которых крупные межрегиональные выставки. 
29 ноября 2013 года состоялось открытие новой экспозиции «Дом Паустовского». На первом этаже старинного дома, памятника архитектуры XVIII века, создана уникальная образно-сюжетная экспозиция, оснащенная современным цифровым и интерактивным оборудованием. Залы музея трансформированы в уникальные экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом Дороги. 
«Город» - каменно-железный «экос», где зародилась наделенная поэтическим даром Душа писателя, стремящаяся вырваться из оков трагических и кровавых событий XX века в поисках истины и гармонии. 
«Море» - любимая природная стихия писателя, ассоциирующаяся с первой романтической любовью и порождающая Творчество. 
«Лес» - естественная среда, способствующая творчеству и постижению онтологически неразрывной связи Человека и Природы. 
«Мир» - открытая среда, в которой происходит триумфальное шествие Мастера в пространстве русской и мировой культуры XX века. 
«Дом» - идеальное пространство, в котором писатель обретает душевный покой и реализует извечное стремление к гармоничному бытию художника в Природе и Творчестве. 
В новой экспозиции музея-центра впервые представлены личные вещи писателя, уникальные документы и фотографии из его семейного архива, долгое время считавшиеся утерянными, а также произведения всемирно известных художников из частных коллекций. 
В музее реализуется культурно-образовательная программа «Путешествие в Мир Паустовского», включающая в себя экскурсии, лекции, интерактивные музейные занятия и театрализованные представления для всех категорий посетителей.
Дом садовника — памятник архитектуры 18 века. В нем располагается литературный музей К.Г. Паустовского.
На первом этаже здания представлены личные вещи, рукописи, документы, фотографии, а также книги с автографом известного писателя. Например, здесь можно увидеть плащ и удочку Паустовского, его печатную машинку. Всего на хранении в учреждении находится около 17 тысяч экспонатов.
На втором этаже проходят тематические выставки. Сотрудники музея проводят различные интерактивные программы как для детей, так и для взрослых.
Здание музея было создано в конце 18 века для садовника усадьбы. Оно представляет собой двухэтажное деревянное строение с мезонином и балконом. За годы существования его несколько раз восстанавливали и перестраивали.
С середины 19 века дом использовался под дачи горожан. Именно отсюда пошло второе название «Серая дача», а также от цвета окраски фасада. Музей К.Г. Паустовского был открыт здесь в 1987 году почитателями творчества писателя.

2014 год
В залах музея. 2014 год
В коридоре музея. 2014 год
В музее. 2014 год
В коридоре. 2014 год

– Усадьба Кузьминки – самая большая по количеству объектов усадьба в Москве. В пору расцвета в XIX веке ее называли «Русским Версалем». Многочисленные усадебные постройки расположены по берегам реки Чурилихи, на которой устроен каскад Кузьминских прудов. Название усадьбы, по одной версии, связано с праздником святых Кузьмы и Демьяна, по другой – с названием мельницы «Козьминка-Тожь». До 1704 года эти земли принадлежали монастырю, а затем Петр I подарил их С. М. Строганову, одному из самых богатых землевладельцев России XVIII века, промышленнику и меценату. В Кузьминки приезжали гостить члены императорской фамилии, иностранцы, любили здесь гулять и москвичи.
Во второй половине XVIII собственником усадьбы стал род Голициных. При новых владельцах в усадьбе был разбит Французский парк, создан садоводческий комплекс, вырыт канал, соединивший Нижний Кузьминский и Щучий пруды, а также построен каменный Влахернский храм.
В 1912 году усадьба была продана городским властям, и вскоре случился крупный пожар, уничтоживший княжеский дворец и хранившиеся там старинную мебель красного дерева, картины, коллекцию в несколько сотен ценных гравюр.
В советский период в зданиях усадьбы располагались административные учреждения. И уже в 1997-99 годах на территории усадьбы был создан природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», открылся Музей русской усадебной культуры. Здесь проводятся тематические экскурсии, детские игровые экскурсии, литературно-музыкальные салоны, летом работает парк исторических развлечений.
– Господский дом усадьбы Влахернское-Кузьминки не сохранился до наших дней. На его месте можно увидеть здание, построенное в начале 20 века. Оно находится на самой высокой точке усадебного комплекса, с которой открывается чудесный вид.
Сам дом закрыт для посетителей, во флигелях работают выставки, посвященные истории усадьбы.
Дом появился при князьях Строгановых, затем при Голицыных был значительно перестроен. Автором проекта выступил архитектор И.В. Еготов. Он представлял собой двухэтажное здание из дерева в классическом стиле. Посередине северного фасада находился портик с четырьмя колоннами. Вход украшали чугунные скульптуры львов. Южную сторону сооружения зодчий оформил вазами, чугунными канделябрами и львами. От южного входа шел спуск в виде лестницы к Верхнему пруду и Львиной пристани.
Строение соединялось открытой галереей с боковыми флигелями или как их называли «классическими павильонами». Вокруг них росли кустарники и небольшие деревья, чтобы не закрывался обзор на усадебные постройки.
Внутри дома, по словам ученых, находились: круглый зал, парадная спальня, два кабинета, пять комнат и две гостиные. Между собой их соединял коридор. Одно время здесь проживала императрица Мария Федоровна, поэтому здание принято называть еще «дворцом князей Голицыных».
Во время Первой мировой войны в здании господского дома располагался военный госпиталь. В 1916 году в нем случился пожар, который уничтожил почти все строение. Спустя 15 лет на его месте построили новое сооружение по проекту архитектора С.Торопова. Его передали под главный корпус Института экспериментальной ветеринарии.
Скотный двор или молочная ферма входит в состав усадебного комплекса Влахернское-Кузьминки. Он находится в конце Тополевой аллеи на берегу Верхнего пруда. Проход в него закрыт, так как здание заброшено. Оно относится к памятникам архитектуры 19 века.
Сооружения скотного двора впервые упоминаются еще при Строгановых, но свой современный вид они обрели в 40-х годах 19 века. Здания были построены по проекту архитектора Александра Жилярди (племянника автора многих построек в Кузьминках Доменико Жилярди).
Ферма представляет собой строение с двухэтажными флигелями, вместе образующих букву «П». В зданиях находились конюшни, коровник, кладовые помещения. На столе владельцев усадьбы всегда были свежие молочные и мясные продукты. Во флигелях жили конюхи и скотники. Гости усадьбы могли покормить животных, а самые смелые подоить.
В середине двора находился павильон, оформленный изящными балконами и окнами. Он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Вход в здание украшали скульптуры быков из чугуна, выполненные бароном П. Клодтом. Сейчас они находятся на Микояновском мясокомбинате. Рядом располагался пруд Карасик, в котором разводили карасей.
В 1889 году здания перестроили, помещения передали под больницу. Она просуществовала вплоть до 1978 года, а затем строение забросили.

– Конный двор располагается в живописном месте на левом берегу Верхнего пруда.
Композицию Конного двора замыкает запоминающееся здание конюшни. Привлекает внимание ее архитектурное решение, характерное для эпохи классицизма — повышенный объём с полукруглыми верхними окнами под очень широким пологим фронтоном.
Здание конюшни, как и весь комплекс Конного двора, относится к периоду перестройки усадьбы архитектором Доменико Жилярди. Кузьминки стали самой известной усадебной постройкой знаменитого архитектора, а выходящий на пруд Конный двор с музыкальным павильоном — одним из самых узнаваемых из созданных им архитектурных образов. Здание конюшни, не видное со стороны пруда, занимает заднюю часть его ансамбля, выполненного в форме каре с просторным внутренним двором, предназначенным для выездки лошадей. К конюшне примыкают фуражный и каретный сараи, составляющие боковые стороны каре.
В советское время до 1960-х гг. здания Конного двора использовались в жилищно-хозяйственных целях. В наши дни Конному двору возвращена его историческая функция — здесь содержатся лошади и кареты, действует конный клуб.
На Конном дворе можно покататься на лошадях и покормить животных. Для тех, кто хочет почувствовать себя дворянином, можно прокатиться по усадьбе в карете и фаэтонах. На базе двора работает клуб «Возрождение русской школы верховой езды», где профессиональные спортсмены обучают верховой езде. Также они проводят на территории манежа театральные представления.
В состав Конного двора входят конюшни, гостевой флигель, фуражный и каретный сараи, манеж, Музыкальный павильон. В них открыты экспозиции «Ямщик лихой, лихая тройка», «Фуражный сарай», «Каретный сарай» и «Московские воспоминания. Дачная мода конца 19 — начала 20 веков».
Здания Конного двора впервые сооружены в 1805 году, а спустя почти 20 лет были перестроены по проекту архитектора Д. Жилярди. Он соединил два флигеля между собой, разместив в центре комплекса Музыкальный павильон. По краям его установил скульптуры коней и вожатых. Как писали тогда современники, в Кузьминках содержались лучшие породы лошадей со всей страны. Они не раз участвовали в скачках и становились призерами.
В советское время флигели Конного двора использовались в хозяйственных целях. В 1978 году здесь случился пожар, и здание Музыкального павильона полностью сгорело. До 2000-х годов помещения находились в заброшенном состоянии, затем комплекс полностью восстановили. Сейчас он открыт для посетителей круглый год.
– Египетский павильон или Кухонный флигель — одно из сооружений усадьбы Кузьминки. Это редкое здание, в архитектуре которого присутствуют черты древнеегипетского зодчества.
Здание было построено в 20-х годах 19 века по проекту швейцарского архитектора Д. Жилярди. Другие ученые приписывают авторство А.Н. Воронихину. Павильон оформлен в египетском стиле: скошенные стены и трапециевидные окна, сужающиеся кверху. Главный вход украшает портик с двумя колоннами с капителями в форме цветков лотоса. Фронтон декорирован изображением головы сфинкса, поддерживаемого крылатыми женскими фигурами. Промежуток между колоннами и фронтоном оформлен белой лепниной в виде солнца с крыльями.
Павильон состоит из двух этажей и цоколя. В подвале располагались погреба для хранения продуктов и вина, на первом находилась кухня, а на втором — жилые помещения для княжеских поваров. Кухни были соединены «галереей цветов» с господским домом, чтобы блюда доставлялись горячими к столу.
От внутреннего убранства до наших дней ничего не сохранилось. Сейчас проход в павильон закрыт и ему требуется ремонт.
– Грот был неотъемлемой частью почти каждый усадьбы 19 века. В имении Влахернское-Кузьминки их насчитывается два. Они располагаются на берегу Верхнего пруда, напротив Музыкального павильона.
Сооружения появились в усадьбе в начале 18 века. Гроты представляют собой парковые павильоны в виде земляных пещер в возвышенной местности. Внутри они выложены необработанным камнем. Один из гротов называется Трехарочным, так как имеет три входа в форме арок. Второй — Большой или Одноарочный — получил свое название за счет размеров и одного входа.
Гроты служили укрытием в жаркую погоду. Температура в них всегда была на несколько градусов ниже, чем на улице. Также в них проходили любительские театральные представления. Так как крепостного театра у владельцев не было, в роли актеров выступали сами хозяева или гости усадьбы.
В Советское время оба грота находились в полуразрушенном состоянии. В 2004 году прошла масштабная реконструкция усадьбы, в рамках которой парковые сооружения вновь приобрели свой первоначальный облик. Теперь они открыты для посетителей.
– Больница. Здание полностью сохранилось до наших дней. Оно располагается на Тополевой аллее, рядом с другими служебными флигелями.
Сейчас в нем находятся мастерские реставрационного производственного цеха. Его специалисты участвовали в восстановительных работах, проводимых на территории усадьбы Кузьминки.
Здание было построено в конце 18 века. Оно представляет собой белое одноэтажное сооружение из дерева с мезонином. Больница начала свою работу с 1816 года. В ней были мужское и женское отделения, родильное отделение, аптека, прачечная, кухня и ванная. По словам современников, она отличалась чистотой и удобством.
Изначально учреждение работало только летом, когда приезжали княжеские особы. Затем его перевели на круглогодичное обслуживание. Лечиться здесь могли не только дворяне и служащие усадьбы, но и жители окрестных деревень. С 1869 года Голицыны передали ее во владения Московскому земству. В ней от туберкулеза умер художник В. Г. Перов. Через несколько лет больницу перевели в другое здание.

— Прачечный флигель (19 век).

2014 год

Служительский или людской флигель входит в состав «Слободки» усадебного комплекса Кузьминки. Он располагается вдоль Верхнего пруда. В нем работает Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки».
В музее можно увидеть дворянский быт 18-19 веков. На экспозиции представлены документы, фотографии, картины, мебель, рассказывающие об истории усадьбы Кузьминки, ее владельцах — Строгановых и Голицыных. Кроме того, здесь проходят концерты классической и народной музыки, театральные представления, интерактивные программы и мастер-классы.
Здание было построено в середине 18 века, но свой современный вид оно приобрело в 1811 году. Его строительством, как и других служебных зданий, занимался швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Сооружение представляет собой двухэтажный дом из белого камня в классическом стиле. В нем находились комнаты дворовых людей и их семей.
Также во флигеле располагалась двухгодичная школа, где летом дети служащих постигали грамматику, арифметику и закон Божий. Примечательно, что здесь могли учиться не только мальчики, но и девочки.
В конце 19 — начале 20 веков здание сдавалось под дачи. В советские годы здесь находились помещения Института ветеринарии, а в конце 20 века их передали под музей.

— Администрация.

— Экоцентр.

— Гаражно-технический комплекс.

Флигель священнослужителей или как было принято называть «Дом притча» располагается на Тополевой аллее. Вместе с остальными служебными зданиями он входил в состав «Слободки». Сейчас в нем работает воскресная школа для детей местных прихожан.
Здание построено в 1835-1837 годах. Автором проекта выступил архитектор Александр Жилярди. Оно представляет собой двухэтажное строение из кирпича в стиле ампир. По легенде, материал для него был привезен из усадьбы В.А. Шаховской деревни Аннино. С двух сторон к дому примыкает ограда, которая первоначально соединяла все здания «Слободки».
В доме жили священнослужители вместе со своими семьями. Изначально их комнаты находились только на втором этаже, а на первом размещалась богадельня. С 1870 года нижние залы стали также использоваться в качестве жилых помещений.

— Музыкальный павильон (перед входом в конный двор, по бокам — скульптуры Клодта; 19 век; здесь музыканты исполняли роговую музыку, а владельцы усадебного дома, напротив которого как раз находится этот павильон сидели в нем и наслаждались этой музыкой; музыка исполнялась в дни праздников и была слышна по всей усадьбе).

Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы. Это не только лицо Кузьминок, но и обобщенный образ подмосковных усадеб своего времени. Он расположен на противоположном от главного дома берегу пруда и занимает ключевое место в усадебном пейзаже, формируя виды с разных ее точек: от главного дома, с въездной площадки и из парка. Павильон строился в 1819-23 гг. по заказу Сергея Михайловича Голицына, ставшего с 1821 г. единоличным владельцем имения. Именно при нем Кузьминки входят в число наиболее известных подмосковных, встав в один ряд с Останкиным, Архангельским и Кусковом.

По заказу С.М. Голицына перестройкой усадебного ансамбля занимался один из наиболее выдающихся архитекторов того времени — Доменико (или, по-русски, Дементий Иванович) Жилярди, начинавший работать в этой усадьбе еще в 1811 г., вместе со своим отцом, Иваном (Джованни Баттиста) Жилярди, и посвятивший этой усадьбе в общей сложности двадцать лет. Кузьминки стали самой известной его усадебной постройкой.

С 1819 г. Жилярди занимался реконструкцией комплекса старого каменного Конного двора рубежа XVIII-XIX вв., формируя новый ансамбль, выстроенный в форме каре и обращенный в сторону усадебного дома. Его центром стал знаменитый Музыкальный павильон. Здесь во время праздников на реке и катания на лодках играл знаменитый оркестр рожечников, одна из московских достопримечательностей той поры.

Павильон строился как легкое деревянное сооружение (важны были акустические качества дерева), почти не имеющее объема: практически всю плоскость его фасада занимала огромная оркестровая ниша-экседра с вписанной в нее двойной тосканской колоннадой, аттик которой увенчан скульптурной группой муз и Аполлона с лирой, символизирующей назначение павильона. Фасадная стена оформлена рустовкой до уровня карниза колоннады, выше помещены медальоны с рельефами музицирующих амуров.

Плоскость стены служит фоном для установленных по сторонам арки скульптурных групп. Вначале, при С.М. Голицыне, это были гипсовые копии римских статуй с холма Монте-Кавалло. В 1846 г. они были заменены отливками двух из четырех знаменитых конных статуй П.К. Клодта, выполненных им в 1841 г. для Аничкова моста в Петербурге. Эти статуи были довольно популярны в усадебном строительстве: их копии, помимо Кузьминок, были установлены в Петергофе и в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова, а также подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону (последние сейчас установлены перед королевским дворцом в Неаполе). В Москве кузьминские статуи тоже не единственные: в 1900-е гг. сын скульптора К.П. Клодт при участии С.М. Волнухина выполнил копии скульптур, украсившие Беговую аллею около ипподрома.

Скульптуры из Кузьминок, в отличие от бронзовых оригиналов, были отлиты из чугуна на голицынских чугунолитейных заводах, как и все чугунное литье, до настоящего времени обильно украшающее усадьбу.

В 1978 г. Музыкальный павильон сгорел и позже был выстроен заново.

Музыкальный павильон Конного двора считают «жемчужиной» усадьбы Влахернское-Кузьминки. Это одно из лучших творений архитектора Доменико Жилярди. В строении проходят концерты классической музыки и театральные представления.
Здание было построено в начале 19 века во время реконструкции усадьбы. Автором проекта выступил швейцарец Д. Жилярди. Он соединил между собой флигели Конного двора, а посередине их поставил Музыкальный павильон. Строение задумывалось как «легкое» сооружение из дерева в стиле ампир. Здание почти лишено объема: всю плоскость занимает ниша-экседра с двойной колоннадой. Сверху она украшена скульптурой Аполлона в окружении муз.
Фасады здания декорированы белой лепниной в виде музыкальных атрибутов. Главной достопримечательностью павильона являются скульптуры «Укротители коней». Они представляют собой статуи лошадей с вожатыми. Скульптуры — это копии шедевров П.К. Клодта, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Павильон предназначался для выступлений крепостного оркестра рожечников. В основном концерты проходили по праздникам и были слышны по всей усадьбе. Достичь усиления акустического эффекта удавалось за счет строения здания.
В советское время павильон не использовался, а в 1978 году он полностью сгорел. Позже его восстановили, сейчас строение доступно для посетителей. Со здания открывается чудесный вид на главный дом, парк, пруды и другие достопримечательности имения.

2014 год

— Памятник архитектуры «Оранжерея на садоводстве».
Померанцева оранжерея входит в состав архитектурного комплекса усадьбы Кузьминки. В 19 веке она считалась одним из красивейших в имении сооружений, а сейчас из-за полуразрушенного состояния вход в нее закрыт.
Здание располагается на берегу Верхнего пруда. Изначально там была деревянная оранжерея, но затем ее решили возвести из камня. Строительство относится к 1811-1815 годам по проекту И.Д. Жилярди. Сооружение состоит из трех частей: центральной и двух боковых. Посередине находится ризалит, увенчанный восьмиугольным фонарем. Это самая высокая часть строения, где росли большие деревья. Южная его сторона украшена большими окнами, для того, чтобы растения получали все необходимые питательные вещества. С севера окна в некоторых местах отсутствуют.
Внутри центральный зал был декорирован колоннами с капителями и росписями на стенах. В оформлении использовались египетские и греческие мотивы. Из-за красоты интерьеров в нем часто проводились торжественные приемы.
Отапливалось здание с помощью печей. В оранжерее росли цитрусовые и вишневые деревья, виноград, арбузы, персики, абрикосы, другие фрукты. А в горшках и кадках росло около 300 померанцевых деревьев.
В конце 19 века зданию добавили второй этаж. Спустя почти полвека строение перешло под учебные классы первого высшего аграрного учебного заведения для женщин — Голицынских сельскохозяйственных курсов. В конце 20 века в нем произошел пожар, оранжерею восстановили, но без учета первоначального вида. До наших дней сохранилась часть как внешнего, так и внутреннего убранства. Сейчас строение нуждается в реставрации.
— Кузьминская пасека.
Музей меда располагается в парке Кузьминки. Это одно из популярных мест отдыха у москвичей и гостей столицы. В учреждении можно не только узнать об истории лакомства, но и попробовать его свежим, прямо из улья.
Самые смелые могут сами собрать мед в демонстрационной пасеке в саду «Виват, Голицыны!». Она насчитывает 49 ульев различного строения из дерева и один из стекла, через который можно увидеть весь процесс производства насекомыми лакомства. В музее разработаны несколько интерактивных программ: «Трудолюбивая пчела» и «История пчеловодства на Руси». В них включены занимательные рассказы, «пчелиные» народные игры и чай с медом.
Также в музее открыты Школа практического пчеловодства и Клуб любителей меда. В магазине можно приобрести сувениры, мед и продукты пчеловодства. Летом на территории учреждения проходят различные фестивали.
Около музея располагается бронзовый памятник пчеле весом в 25 килограмм. Он представляет собой три небольшие колонны шестигранной формы, напоминающие пчелиные соты. На центральном постаменте сидит насекомое. В народе его прозвали Кузей — от названия парка. По легенде, около пчены надо загадать желание и потереть ее.
Кстати, пчеловодство в Кузьминках известно с 18 века. Еще при Голицыных здесь была пасека. Мед был обязательным блюдом на графском столе.
— Мини-зоосад (№ 10).

— Эколого-просветительский центр «Кузьминки». Создан на базе музейно-образовательного центра по пчеловодству 14 февраля 2003 года. Входит в структуру особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк Кузьминки–Люблино». Целями и задачами работы является сохранение и экологически правильное использование парка, изучение и охрана флоры и фауны, экологическое просвещение и воспитание детей, воссоздание народных традиций, обрядов и ремесел. Здесь же – музей меда.

— Ванный домик (Мыльня) (№ 12; конец 18 – начало 19 веков; в 1994—1995 годах неоднократно горел, его остатки были разобраны. В 2006—2007 годах здание было полностью воссоздано; в настоящее время здесь располагается часть экспозиции Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское – Кузьминки»).
Ванный домик или как было принято называть «мыльня» входит в состав комплекса усадьбы Влахернское-Кузьминки. Он относится к памятникам архитектуры 19 века.
Впервые мыльня упоминается в середине 18 века. Она была возведена из дерева по проекту архитектора И.П. Жеребцова. Строение предназначалось для принятия ванны княжескими особами. Спустя полвека домик сильно обветшал и его перестроили. Помимо помещения для мытья в нем появились спальня, гардеробная, столовая и передняя. Здесь мылся исключительно владелец усадьбы Михаил Голицын. По словам ученых, здание больше напоминало второй господский дом, чем ванную комнату. Это было связано с ремонтом основных построек в имении.
В 1816-1817 годах архитектор Д. Жилярди построил на ее месте новый ванный домик. Он добавил портик к главному входу с лоджией и три выхода в парк. Стены украсил замковыми камнями в виде львиных голов, а завершил их выступающим карнизом. Сверху здание оформил небольшим куполом. Мыльне был придан вид паркового павильона. В 60-е годы 20 века перед восточным фасадом домика вырыли водоем, а посередине него установили фонтан.
Фонтан был снесен во время Гражданской войны, а водоем запустили и он зарос. Здание мыльни перестроили: в ней появился еще один вход, тамбур и терраса. Сначала здесь располагалось жилье для рабочих, затем — совет села Ново-Кузьмино.
После Великой Отечественной войны строение несколько раз реставрировали. В 1977 году в нем открыли зал игровых автоматов. В 90-е годы здание несколько горело, из-за чего от прежней красоты остались только стены и фундамент. Восстановить его и фонтан удалось уже 2000-х годах.

Архитекторы И. Жилярди, Д. Жилярди, А. Григорьев. Конец 18 – начало 19 века.

Первое здание было заложено И. Жеребцовым в 1765 г., капитально перестроено в 1801 г., а в 1816—1817 гг. Д. Жилярди при участии А. Григорьева выстроил на его месте новое сооружение для тех же целей. 

Зданию в стиле ампир был придан вид паркового павильона: замковые камни в виде львиных масок, большие окна, вход в виде лоджии с двумя колоннами, рустованные стены, белокаменные цоколь и крыльца, куполообразная крыша. Внутри Ванного домика, кроме собственно мыльной, были устроены спальня, гардеробная, столовая, передняя, гостиная и кабинет. 

В 1860-е гг. перед восточным фасадом Ванного домика, в центре искусственного водоёма, был сооружён фонтан.

В 20 веке облик здания оказался искажен перестройками, была нарушена и первоначальная планировка. 

В 1994—1995 гг. Ванный домик неоднократно горел, его остатки были разобраны. 

В 2006—2007 гг. здание было полностью воссоздано.

В настоящее время здесь располагается часть экспозиции Музея русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных „Влахернское – Кузьминки”» – отдела Музейного объединения «Музей истории Москвы».

Усадебный парк усадьбы Влахернское-Кузьминки - это одно из любимых мест москвичей для летних прогулок. Он разделен на две части: французскую и английскую.
Французский парк располагается справа от Липовой аллеи. Он создавался наподобие парка в Павловске. Внутри него выполнена двенадцатилучевая планировка аллей, по форме напоминающая часы с 12-ю стрелками. В центре находилась круглая площадка со скульптурой Аполлона, рядом с которым были статуи Муз. До наших дней они не сохранились.
Справа от Липовой аллеи располагался Английский парк. Это один из первых английских парков в стране. Он создавался специально нанятыми садовниками и дизайнерами. Здесь было высажено около семи тысяч деревьев, среди них - дубы, клены, пихты, лиственницы. В середине 19 века парк обновляли: добавился ясень, липа, слива, калина, шиповник.
Английский парк предназначался для гуляний и праздников. В местах, где открывался самый красивый вид, находились чугунные скамейки. Также здесь были разбиты небольшие пруды с островками и мостиками.
В парках запрещалось рвать или собирать растения, за нарушение правил грозили штрафы. 
Скамья любви и верности располагается рядом с Ванным домиком. Это одна из любимых достопримечательностей парка и усадьбы Влахернское-Кузьминки. Здесь принято фотографироваться молодоженам и парам на счастье и долгую совместную жизнь. На нее по традиции вешают замки, ленточки и другие знаки любви.
Скамья появилась в 2008 году на территории усадьбы Влахернское-Кузьминки. Ее установили 8 июля в День Святых Петра и Февронии Муромских. Сооружение сделано из дерева и чугуна. Примечательно, спинка скамьи в виде крыльев отлита из французской пушки, участвовавшей в Отечественной войне. Ее парку подарил один коллекционер. В 2013 году «крылья» украли неизвестные.
Рядом с ней установлена надпись «Разлуку вытесняет. Любовь прибавляет» и металлические деревья для символов любви.



— Кузьминские пруды.

Кузьминские пруды считаются любимым местом отдыха москвичей. Летом здесь можно покататься на лодках, позагорать, а зимой горожане ездят на лыжах и коньках. По берегам водоемов можно часто встретить рыбаков, так как водятся караси, пескари и другие рыбы. 
В водную систему Кузьминских прудов входит несколько водоемов: Верхний, Нижний, Шибаевский, Щучий. Общая площадь каскада составляет 30 гектаров.
Самый первый появился Верхний пруд. Он был разбит в 1740 году по приказу Строганова путем постановки плотин на реке Чурилихе. Общая площадь его составляет 15 гектаров, глубина - 2, 5 метра. По форме пруд больше напоминает реку, потому что по всей длине он одинаковый по размеру. Вдоль него разбиты основные постройки усадьбы и знаменитая львиная пристань.
Верхний пруд использовался для прогулок на лодках владельцев и гостей во время торжеств. Летом вдоль него протягивали наплавной мост, где плавучей опорой служили лодки. Также в водоеме был создан искусственный остров с памятником Николаю Первому. Он представлял собой обелиск из гранита, увенчанный короной. До наших дней не сохранился.
В конце 18 - начале 19 века были разбиты остальные водоемы. Площадь Нижнего пруда составляет 4, 6 гектаров. От Верхнего его отделяет плотина, на которой располагается Мельничный флигель. Чуть выше Нижнего пруда находится Шибаевский пруд (площадь 9 гектаров) и Щучий (площадь 2 гектара). В последнем водится большое количество различной рыбы, кроме только щук.
Львиная или Круглая пристань располагается на берегу Верхнего пруда в усадьбе Кузьминки.
Впервые пристань упоминается в документах начала 18 века. Изначально она представляла собой две закругленные площадки, соединенные между собой изогнутыми лестницами. Украшали ее скульптуры львов и белокаменные вазы. В 1830-х годах пристань было решено перестроить. Работу владелец усадьбы поручил выполнить швейцарскому архитектору Д. Жилярди.
По форме пристань — это большой круг, с верхней и нижней площадками. Во время реконструкции было решено переделать верхнюю часть строения. Вместо каменных перил сделали кованую ажурную решетку. К этому времени относится появление знаменитых фигур египетских львов из чугуна.
Свое второе название — Круглая — она получила за счет формы. С нее владельцы и гости усадьбы отправлялись в плаванье на лодках по пруду. С пристани можно было попасть на другой берег водоема. Перевозом пассажиров занимался паром.
В начале 20 века пристань была разрушена, львов отправили украшать здание горкома ВКПБ в Люберцы. Восстановить ее удалось уже в следующем столетии. В 2006 году была проведена масштабная реконструкция, в рамках которой строению вернули былой вид и вновь установили знаменитые скульптуры львов.
Мельница или мельничный флигель располагается на плотине между Нижним и Верхним прудами. Он служил своеобразным разделителем у водоемов. По преданию именно это сооружение и дало название местности.
Оно считалось самым ранним строением в усадьбе. В давние времена здесь находилась мельница, которая принадлежала некому Кузьме (в других источниках Козьме). В 19 веке она была возведена из камня, затем несколько раз перестраивалась архитекторами И. Еготовым, Д. Жилярди, И. Жеребцовым, А. Воронихиным. Мельница снабжала мукой различных сортов хозяев и местных жителей.
Свой современный облик она приобрела в 1840-х годах. Вместо мельницы на ее месте возник мельничный флигель. Он представляет собой двухэтажное здание в стиле ренессанс. Из его окон открывался чудесный вид на пруды и усадебные постройки. Здесь проживали гости во время визита. Рядом с мельницей располагались скульптуры «Времен года». До наших дней они не сохранились.
До середины 20 века мельничный флигель сдавали дачникам, а потом в его помещениях находился Музей института ветеринарии. Сейчас строение восстановлено, около него в летнее время работает кафе.
Птичник располагается на левом берегу Нижнего пруда в усадьбе Влахернское-Кузьминки. До наших дней дошла копия здания начала 19 века, восстановленная в рамках реконструкции 2008 года.
Впервые птичий двор или птичник упоминается в середине 18 века, когда он был еще деревянным. В нем содержались декоративные птицы, такие как павлины, лебеди, цесарки. В 1805-1806 годах его перестроили из камня по проекту И. Еготова. Здание представляло собой полукруглое одноэтажное сооружение. В центре располагался главный дом, в котором жил смотритель за птицами. Он украшен портиком с четырьмя колоннами. Домик был соединен по бокам с двумя флигелями длинной открытой галереей, которая в летнее время затягивались сеткой, и служила вольером для птиц. Зимой они жили во флигелях.
В 1812 году в нем произошел пожар, почти все здание выгорело. Его восстанавливал архитектор Д. Жилярди. Вместо птичника по его задумке на берегу Нижнего пруда появилась кузница. Она должна была обеспечивать Конный двор всем необходимым. У здания надстроили второй этаж, где располагались комнаты кузнецов. Флигели разобрали. Вместо купола у строения появилась двускатная крыша.
В советское время кузница использовалась под жилье. Фасад здания был испорчен многочисленными пристройками. В 70-е годы 20 века жильцы из него выехали, а строение забросили. Восстановить его удалось уже в 2008 году по первоначальному проекту Еготова.


2014 год

2014 год

Еще фото:

Одна из парковых аллей — улица Старые Кузьминки. 2014 год

Деревья с замками влюбленных. 2014 год

Скамейка любви и верности. 2014 год

Макет музея-усадьбы Кузьминки. 2014 год

Садовая композиция на территории музея-усадьбы. 2014 год

Шалаш из растений на территории музея-усадьбы. 2014 год

Проезд:

От метро «Рязанский Проспект» на автобусе № 29 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 17.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий