среда, 5 октября 2016 г.

Восточная улица

Расположение:

Улица проходит по Даниловскому району (ЮАО) от улиц Симоновский Вал, Новоостаповская и Велозаводская до улицы Ленинская Слобода. 

Недалеко – метро «Автозаводская» и Москва-река.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 1 км.

История:

Улица названа в конце 19 века по находившимся здесь в 1899 году складам Восточного акционерного общества, которые просуществовали до 2007 года, когда были снесены под строительство жилого дома (географически же улица находится на юго-востоке Москвы).

Нежилые объекты:

• Симоновский районный суд (№ 2, к. 6). 2007 год постройки. 

Ранее располагался на Серебрянической набережной.

• Заброшенный бывший общественный туалет, потом шашлычная (№ 2а). 1967 год постройки.

• Православный храм Тихвинской иконы Божией Матери и строения бывшего Симонова монастыря (№ 4, стр. 1–12; Южное викариатство, Даниловское благочиние. Патриаршее подворье. Приделы: преподобного Сергия Радонежского, мученика Валентина, мученицы Параскевы, святителя Феодора Симоновского (2-й этаж) и Всех святых (в подклете). История: построен в 1677 г. в Симоновом мон-ре, основанном в 1370 г. и вскоре переведенном на земли боярина С. Ховрина, в иночестве Симона (закрыт в 1929 г. и большая часть монастырских зданий была уничтожена). Перестроен в 19 в., обновлялся в 20 в. В 1929 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был музей и киноклуб ЗИЛа). Снова открыт в 1995 г. Арх-ра: стиль – московское барокко; состоит из основного объема на подклете с одной главой. Декор: резные белокаменные порталы, оконные наличники, балясник парапетов. Святыни: ковчег с частицами мощей Оптинских старцев; мерный список Тихвинской иконы Божией Матери; чтимые иконы Божией Матери Казанская, «Умягчение злых сердец»; а также исцеление глухого; преподобных отцов Симоновских с частицами мощей святителя Ионы Московского. Духовенство: настоятель – священник Андрей Горячев; другие клирики: священники Валентин Терехов и Евгений Морозов. Богослужение: ежедневно утром в 9.00, вечером – в 16.00. В храме расположена община для глухих и слабослышащих, так что служба ведется одновременно голосом и жестами без сопровождения хора. Вообще общаются тут в основном жестами и мимикой, многие активно жестикулируют, так что атмосфера тут в общем-то некомфортная. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; коллектив жестовой песни и инсценировки; духовные воскресные беседы с инвалидами по слуху и зрению; занятия групп анонимных алкоголиков «Шанс» и анонимных наркоманов «Восток-4». Сайт есть. 

В 2019 г. священник Андрей Горячев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в бывшем Симоновом монастыре выведен за штат, а священник Евгений Морозов из Зачатьевского монастыря и храма Тихвинской иконы Божией Матери назначен настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери.

Здание трапезной с Тихвинской церковью было построено Парфеном Петровым (по другим источникам Парфеном Потаповым) в 1677–1680 гг. Однако стиль работы мастера не удовлетворил заказчика, и спустя три года трапезная была перестроена под руководством известного зодчего Осипа Старцева. Нижняя часть сооружения имеет гораздо более древнюю историю: в подклете храма обнаружены фрагменты постройки конца 15 века. 

Здание, построенное Осипом Старцевым имеет формы "московского барокко". Особенно живописно выглядит западный фасад трапезной, украшенный фигурным ступенчатым фронтоном. В середине XIX века к церкви пристроили два придела, тогда же, в 1840 году храм переосвятили в честь Тихвинской иконы БМ (однако до сих пор церковь иногда называют по-старому: "Сергиевская").


Один из наиболее пострадавших московских монастырей и один из самых значимых в истории столицы. Симонов монастырь был утрачен более чем на две трети, в ХХ веке был уничтожен его собор – один из древнейших в Москве. И всё же осколки его истории дошли до наших дней, словно показывая, к чему может привести неуемная жажда разрушений.
Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 году чуть поодаль от своего сегодняшнего места – там, где сейчас располагается церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Его основателем стал святой Федор – ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. А название обитель получила не от храма, а по монашескому имени боярина Степана Ховрина, который пожертвовал землю для создания монастыря и принял в нем иночество с именем Симон. В 1379 году обитель была перенесена немного на север и больше уже не меняла свое местоположение. В это же время началось строительство каменного собора Успения Божией Матери, завершенное к 1405 году. В XVI веке построены существующие каменные стены: архитектором, предположительно, был Федор Конь, создатель Смоленского кремля, стен Белого города в Москве и Малого собора Донского монастыря. Стены и башни Симонова монастыря – шедевр русской фортификации, он не раз принимал участие в боях и выдерживал осады неприятеля. Сохранившиеся до наших дней башни «Дуло», «Соляная» и «Кузнечная» перестроены в 1640 х годах. Монастырь был упразднен в 1771 году для размещения в его стенах чумного карантина, но в 1795 году снова был восстановлен по ходатайству графа Мусина Пушкина.
Центром монастырского ансамбля являлся массивный пятиглавый собор Успения Божией Матери. Южнее располагалась трапезная, построенная в 1677 году на средства царя Федора Алексеевича с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на основе старой постройки. В архитектурном отношении это было очень необычное здание: помимо четверика церкви, особо выделялась широкая смотровая башня, с которой царь любовался видами Москвы и окрестностей. Её фасады были украшены окнами с наличниками сложной формы, с запада она венчалась декоративной ступенчатой композицией с голландскими мотивами. Над западными вратами возвышалась церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1593 году в память о победе над крымским ханом Казы Гиреем, а над восточными – храм святого Николая Чудотворца. С севера в составе монастырской стены находилась колокольня, построенная на средства купца Ивана Игнатьева в 1835 1839 годах по проекту архитектора К.А. Тона – создателя Храма Христа Спасителя. Наконец, при здании монастырской больницы был одноглавый храм преподобного Александра Свирского.
Целый ряд русских святых и известных архиереев, вошедших в историю, начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре: митрополит Московский Иона, патриарх Иосиф, святой Кирилл Белозерский. Монастырский некрополь был полон известных имен русской литературы и искусства: Д.В. Веневитинов, С.Т. и К.С Аксаковы, А.А. Алябьев и многие другие.
Возле Симонова монастыря находился пруд, который, согласно легенде, выкопал сам преподобный Сергий Радонежский. Однако в литературу и народную память он вошёл под названием «Лизин пруд» благодаря книге Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: главная героиня произведения покончила с собой из-за предательства возлюбленного, бросившись в этот пруд.
В 1920 году монастырь был упразднен, но здания поначалу сохранялись: в части из них был устроен музей фортификации. Однако к 1930 году и он оказался закрыт, а в ночь на 21 января 1930 года бо́льшая часть монастыря вместе с Успенским собором начала XV века была взорвана. Это самая крупная потеря культурного наследия Москвы в 1930 х годах. Тогда же полностью уничтожен монастырский некрополь, лишь некоторые могилы были перенесены на Новодевичье кладбище. На месте уничтоженной части монастыря появился Дворец культуры завода «ЗИЛ», созданный по проекту братьев Весниных.
Сегодня мы можем видеть не более трети монастырского ансамбля: из шести храмов остался только один – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Также сохранилось три башни с полуразрушенными фрагментами монастырских стен, келарский корпус, трапезная, солодёжня и казначейские кельи. Эти постройки долгое время использовались в производственных целях, здесь делались рыболовные крючки и снасти, поэтому все они находятся в очень плохом состоянии. Искаженное перестройками здание Тихвинской церкви с трапезной передано верующим в 1995 году, с этого момента ведется реставрация. Община здесь особенная – для глухонемых и слабослышащих.


Симонов (Успенский) монастырь включает в себя действующий храм Тихвинской иконы Божией Матери, три башни с остатками стены, «новую» и «старую» трапезные, мастеровую палату и хозяйственную пристройку. Это лишь малая часть построек, сохранившихся до наших дней от одного из самых крупных монастырей Москвы и Подмосковья.
Монастырь был построен в 1370 году на землях боярина Степана Ховрина, недалеко от нынешнего месторасположения. Сейчас там находится церковь Рождества Богородицы. Став монахом, Степан получил имя Симон, отсюда и пошло название. Основателем считается ученик Сергия Радонежского архиепископ Федор. Сам Сергий Радонежский, посещая Москву, часто останавливался здесь.
Спустя девять лет обитель была перенесена чуть севернее, где и стоит до сих пор. К этому времени относится постройка главного собора Успения Пресвятой Богородицы. В основе здания заложен четверик с широкой смотровой башней. Со всех сторон строение было богато украшено, особенно резными наличниками на окнах. Внутри его находился золоченый иконостас с Тихвинской иконой Божией Матери, которой по преданию Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву. Также в состав обители входили храмы Всемилостивого Спаса, святого Николая Чудотворца, Сошествия Святого Духа, монастырская трапезная и хозяйственные постройки.
В 16 веке построили стены и башни, так как за время своего существования обитель не раз подвергалась набегам, а в смуту и вовсе была разорена.
Среди многих прихожан монастырь пользовался большой популярностью. Особенно у царя Федора Алексеевича. Ему даже была отведена специальная комната для уединения. Максим Грек здесь написал многие свои труды.
В 18 веке по настоянию Екатерины Второй монастырь упразднили. В то время в стране бушевала чума, и в нем располагался изолятор. Только в 1795 году Симонов монастырь вернулся к привычной жизни.
В монастыре находился большой пруд. Согласно легенде его выкопал Сергий Радонежский. Многие его знают, как «Лизин пруд». Именно здесь главная героиня книги Николая Карамзина «Бедная Лиза» покончила с собой после предательства любимого человека, бросившись в водоем.
В 1839 году построили новую колокольню длиной в 90 метров. Она насчитывала большое количество колоколов, самый тяжелый из них весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.
С приходом к власти коммунистической партии в монастыре стал располагаться музей. Затем в 1930 году по решению правительственной комиссии часть построек было приказано уничтожить. За одну ночь пять из шести церквей, колокольня и надвратные храмы были взорваны. Позже рабочие разобрали и монастырские стены. На месте исчезнувших церквей появился Дворец культуры ЗИЛ. Сохранившиеся постройки были переданы под производственные помещения.
Службы в монастыре возобновились лишь в 1990- годах. Некоторые здания до сих пор прибывают в полуразрушенном состоянии.


От бывшего Симонова мон-ря сохранились: южная стена с воротами (17 в.), Сушило (16–17 вв.), казначейские кельи (17 в.), старая трапезная палата, или трапезная (15–18 вв.), братский корпус (17 в.) и 3 башни (Солевая, кузнечная и «Дуло», 16–17 вв.).

– Башня «Дуло». Единственная сохранившаяся башня от монастырских укреплений 16 века, создание которых приписывают известному зодчему Федору Коню. Это многогранная (точнее говоря 16-гранная) башня, ребра которой украшены лопатками, придающими массивному сооружению стройный вид. 

В конце 17 века на башне, как и на всех монастырских башнях, был устроен шатер со "слухами" и двухъярусной восьмигранной "смотрильней" наверху. Башня имеет три ряда бойниц, расположенных в "шахматном" порядке.

– Башня «Солевая». Башня была построена в 1640-х гг., когда ограда монастыря, разрушенная в Смутное время, строилась заново. Она расположена на юго-восточном углу ограды. Восьмигранный шатёр башни с окошечками-слухами, построенный в конце 17 века, опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатёр завершается двухъярусной смотровой вышкой.

– Башня «Кузнечная». Одна из трёх сохранившихся башен монастыря, «Кузнечная», расположена в прясле южной стены. Эта самая маленькая по размерам башня монастыря имеет в плане пятиугольную форму. В связи с этим можно вспомнить, что примерно в это же время (1630-е – 1640-е гг.) строилась ограда находящегося неподалёку Новоспасского монастыря. Она имеет похожую конструкцию: помимо четырёх угловых башен имеется пятиугольная башня в прясле западной стены. Кузнечная башня имеет высокий шатёр, построенный в 1680-х гг., и дозорный пункт, который в отличие от угловых башен не двухъярусный, а одноярусный.

– Сушило (солодежня). Трёхэтажное здание в юго-западном углу монастыря называется «сушило» или «солодежня». Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) в 1677–1680 гг. и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Симонов Успенский – мужской монастырь на левом берегу Москвы-реки. 

Основан в 1370 г. учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С. Ховрина (инока Симона — отсюда название), в 1379 г. перенесён на нынешнее место; на прежнем месте, в том числе Старом Симонове, — церковь Рождества Богородицы. 

В 1405 г. возведён белокаменный Успенский собор. Являлся важным звеном южного оборонительного пояса. 

В 16 в. в Симоновом монастыре жили и писали свои сочинения Вассиан Патрикеев и Максим Грек. 

В 1640-х гг. обнесён каменной стеной; сохранилась южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатёр, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». 

Упразднён в 1923 г., в 1929—30 гг. большинство построек было снесено, территория занята Дворцом культуры ЗИЛ. 

Сохранились «Новая» трапезная с церковью Сергия Радонежского (1677—83; архитекторы И. Потапов, О. Старцев), братский корпус 17 в.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475889118/

• Стадион им. Эдуарда Стрельцова (№№ 4 и 4а с многочисленными строениями; работает с 1959 года; до 1997 года – стадион «Торпедо», где проходили матчи футбольного клуба автозавода ЗИЛ «Торпедо»; сейчас идет реконструкция стадиона).

Построен в 1959 году как тренировочное поле для футбольной команды завода ЗиЛ – московского футбольного клуба (ФК) «Торпедо». 
Торжественное открытие состоялось 7 сентября 1960 года.

В 1976 году стадион был реконструирован. 

С 1978 по 1997 год – домашний стадион футбольного клуба «Торпедо». 21 июля 1997 года стадиону было присвоено имя легендарного Эдуарда Стрельцова, а на центральной аллее комплекса открыт памятник знаменитому советскому нападающему.

С 1997 по 2008 год на стадионе проводил матчи ФК «Москва».

Вместимость – 13 400 зрителей. Размеры поля — 104×69 м. Естественный газон.

Работы по реконструкции стадиона планирует начать в конце 2017 — начале 2018 года. Помимо реконструкции спортивных объектов, планируется возведение квартала офисной и жилой недвижимости.

– Главное футбольное поле.

– Футбольное искусственное поле.

– Тренировочные футбольные поля.

– Площадка для игры в городки.

– Теннисные корты: два бетонных, четыре грунтовых.

– Пейнтбольная площадка.

– Тренажёрный зал «Торпедо». Одноэтажное здание. Построено в 1959 году. 

Запланировано к сносу в рамках постановления № 569-ПП 20.09.2016 г.

– Бытовки, служебные помещения. 1950-е годы постройки. Запланированы к сносу.

– Трибуны. 1971 год постройки. Запланированы к сносу.

– Спортклуб «Торпедо»: секция бокса. Двухэтажное здание. Построено в 1956 году. В прошлом отличная школа бокса, которую сейчас оккупировали отмороженные православные фанатики "сорок сороков". Вонючие раздевалки, ужасный душ, насаждение мракобесия. Из плюсов – неплохой зал, баня и стадион.

Запланировано к сносу в рамках постановления № 569-ПП 20.09.2016 г.

– Спортклуб «Торпедо»: секция греко-римской борьбы. Двухэтажное здание. Построено в 1956 году.

Запланировано к сносу в рамках постановления № 569-ПП 20.09.2016 г.

– Спортивный клуб им. Виктора Маслова «Торпедо». Одноэтажное здание.
Построено в 2002 году.

Запланировано к сносу в рамках постановления № 569-ПП 20.09.2016 г.

– Площадка учебного вождения на месте снесённых хоккейных коробок.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475888868/

• Культурный центр «ЗИЛ» (№ 4, к. 1).

Крупнейшая постройка лидеров конструктивизма и крупнейший рабочий клуб, занявший место сломанного Симонова монастыря.

Построен на месте снесенных в 1930 году храмов и памятников Симонова монастыря — Успенского собора, больничных келий с храмом Сошествия Святого Духа, восточных ворот с храмом «Знамения», а также монастырского некрополя.

Построен как Дворец культуры Пролетарского района по проекту победивших на конкурсе архитекторов братьев Л. и А. Весниных в 1930—37 гг. на месте древнего Симонова монастыря, постройки которого были разобраны на рабочих субботниках. 

Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом 2-ярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. 

Интерьеры, первоначально отличавшиеся строгой простотой, во время частичной реконструкции 1972 г. (архитектор П. Зиновьев) были кардинально изменены, установлена новая осветительная арматура, облицованы стены и т.д.
Ранее назывался Дом культуры и творчества ЗиЛ. Выстроен на месте снесенных в 1930 году храмов и памятников Симонова монастыря: Успенского собора 15-16 веков, больничных келий с храмом Сошествия Святого Духа (Александра Свирского) конца 17 века, восточных ворот с храмом Знамения второй половины 17 века, а также монастырского некрополя.
Первоначально планировалось возведение театра, клуба с малым залом и спортивного корпуса, однако проект был осуществлён частично. Интерьеры дворца культуры были выполнены по принципу «переливающегося пространства», но впоследствии они были существенно изменены, утрачены многие пространственные эффекты.


Дворец культуры Пролетарского района (он же ДК автозавода имени Сталина, автозавода им. Лихачева) был воздвигнут на территории старинного Симонова монастыря в 1930-1937 годах. Он стал самым значительным произведением братьев Весниных, лидеров архитектуры авангарда. Новый комплекс общественных зданий призван был занять место ансамбля монастыря ХVI–XVIII веков. Сторонники сноса монастыря (архитекторы не были в их числе) не полагались на архитектурное противостояние, стремясь пресечь влияние религии, которое символизировала историческая архитектура.
Главной составляющей замысла архитекторов был театр на 3500 зрителей с трансформируемой сценой, на которую по пандусам могли бы въезжать даже танки (вторая очередь строительства), но он так и остался на бумаге.
Несмотря на это, ДК Пролетарского района стал самым крупным объектом подобного универсального назначения. Он был воплощен как многофункциональный комплекс клуба с залом на 1100 человек. Кроме него, Т-образное в плане здание с тремя входами включает конференц-зал, лекторий, библиотеку, множество помещений для кружков, обширные холлы, зимний сад, а также обсерваторию с раздвижным куполом, венчающим плоскую кровлю-террасу. Сложная и асимметричная общая композиция Дворца культуры примечательна умелой компоновкой разнообразных элементов, которые расположены вдоль продольной и поперечной оси симметрии.
Первоначально между вестибюлями большого зрительного зала и корпуса с кружковыми помещениями и библиотекой была высокая проездная арка с колоннадой. Она вела в хозяйственный двор, но в 1970-е была застроена. Четкое разделение функциональных зон типично для конструктивизма, снаружи этот принцип выражен в виде контрастных сочетаний прямоугольных объемов с плоскими кровлями и горизонтальными окнами, и полностью остекленных цилиндрических эркеров и ризалитов лестниц. Самый выразительный стеклянный эркер освещает высокое фойе зрительного зала, расположенное на втором этаже.
Братья Веснины смогли развить архитектурные приемы, применявшиеся ими в 1920-е годы, придав своей постройке востребованные в 1930-е годы крупный масштаб и монументальность. При этом они не использовали никаких декоративных деталей, входивших тогда в моду (часть интерьеров все-таки была до оформлена в 1940-е в декоративном стиле, но просуществовала только до реконструкции начала 1970-х). И снаружи, и внутри хорошо видна каркасная конструкция, особенно эффектны монолитные балки перекрытий холлов, ротонды зимнего сада и других помещений. Тем не менее надо сказать, что здесь есть пространства, напоминающие классические анфилады.

В 2010-е годы существенно реконструирован снаружи и внутри.

Реконструкция. 2013 год

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475889003/

• Тяговая подстанция метро (№ 4б). Построена в 1942 году, обслуживает Замоскворецкую линию.

• Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (№ 6; Южное викариатство, Даниловское благочиние. Приделы: преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белоезерского. История: построен в 1509 г. Трапезная – 18 в. Колокольня – 1991 г. В 1924 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем была компрессорная станция завода «Динамо», а потом – помещения Исторического музея), колокольня разрушена. Снова открыт в 1989 г. Арх-ра: стиль – русско-византийский; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и колокольни. Святыни: ковчег с мощами преподобномученика Пересвета; резная сень с иконами преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби; чтимая Тихвинская икона Божией Матери; чтимая Влахернская икона Божией Матери с частицами мощей апостолов и более 40 святых; ковчег с частицами Ризы Пресвятой Богородицы и Ее пояса; ковчеги с частицами мощей святых Тихона Московского, Димитрия Солунского, Нила Столобенского, Матроны Московской и Пантелеимона. Духовенство: настоятель – священник Владимир Силовьев (род. в 1955 г.); другие клирики: священники Сергей Соколов, Владимир Строилов, Алексей Буров, Алексей Кузьмичев, Николай Лисенков и Сергей Захаров; дьяконы Вячеслав Грачев и Николай Лавренов. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), вечером – в 17.00 (кроме понедельника и четверга). Храм открыт ежедневно с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека; военно-патриотический клуб «Пересветъ»; помощь заключенным, многодетным семьям, бедным и старым людям. Сайт есть, но у него есть много недочетов (история написана кратко, а современный период не охвачен, расписания богослужений нет, отчеты о социальной работе приведены почему-то только до 2013 года, не сведений про архитектуру храма и повседневную жизнь прихода). На территории храма – часовня преподобного Кирилла Белоезерского и мраморный памятник святым Пересвету и Осляби. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области).

В апреле 2019 г. священник Алексей Кузьмичев, служащий в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове также стал настоятелем строящегося храма святой блаженной Ксении Петербургской на Автозаводской улице, 23.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы располагается на берегу Москвы-реки в бывшей Симановской слободе. Здесь проходят службы по выходным и праздничным дням. При нем открыта воскресная школа.
Раньше в этой местности находился Симонов монастырь, основанный в 1370 году епископом Феодором Симоновским. В его состав входила церковь из дерева. Уже в 1379 году было принято решение перенести монастырь, а храм оставить.
В начале 17 века церковь возвели из камня. Автор проекта не известен, но некоторые ученые приписывают его Алевизу Новому. Сооружение представляет собой бестолпное здание, сверху которое венчает барабан с главой и крестом. Фасады его украшены колонками. В 18 веке у него появилась колокольня и трапезная. В последней располагалось два придела: Николая Мирликийского и Преподобного Сергия Радонежского.
Рядом с церковью были найдены захоронения героев Куликовской битвы, православных монахов Пересвета и Осляби. Затем их перенесли в надгробие из чугуна в придел Сергия Радонежского.
С 1928 года в храме больше не проходили службы. Через четыре года разрушили колокольню, а чугунное надгробие сдали на металлолом. Чуть позже, когда была расширена территория завода «Динамо», церковь вошла в его состав. В здании располагались производственные цеха.
В 1989 году храм вернули РПЦ. Уже в 21 веке удалось восстановить колокольню, на которой разместился колокол «Пересвет».


Построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509—10 гг., сменив деревянную церковь, сооружённую при основании Симонова монастыря в 1370 г. 

В 1379 г., когда монастырь перенесли на 500 м севернее, церковь была обращена в приходскую, получив наименование «в Старом Симонове». 

Одноглавый трёхапсидный храм, продолжающий традиции раннемосковского зодчества 14 в., по одной из версий, является первым в русской архитектуре бесстолпным сооружением подобного типа, по другой — перестроен в 17 в., а первоначально имел в интерьере столбы. 

В 1785—87 гг. с западной стороны церкви были возведены трапезная и колокольня, полностью перестроенные в 1849—55 гг. (колокольня не сохранилась). 

В настоящее время кубический объём храма, перекрытый сомкнутым сводом с «глухим» цилиндрическим барабаном, покрыт четырёхскатной крышей. Его фасады расчленены пилястрами на три прясла, завершённые кокошниками, имитирующими закомары. 

Подобно храмам начала 14 в., стены здания опоясаны по периметру орнаментальным фризом с растительными мотивами каменной резьбы. Строгому и подчёркнуто лаконичному облику памятника соответствуют щелевидные окна и килевидные с «дыньками» и «сноповидными» капителями порталы, расположенные в центрах боковых фасадов. Барабан с килевидными кокошниками в основании украшен аркатурой. 

Очень небольшое, камерное внутреннее пространство объединено с алтарём тремя высокими арочными проходами. 

В интерьере трапезной находятся надгробия (восстановлены в 1980-х гг.) героев Куликовской битвы, иноков А. Пересвета и Р. Осляби, погребённых первоначально рядом с деревянной церковью. В XVI в. их прах перенесли в существующий храм. 

Церковь была закрыта в 1928—89 гг. 

Реставрирована в 1980—88 гг. 

Звонница рядом с церковью построена в 1991 г. 

В церкви хранятся святыни: чудотворная икона Тихвинской Божией Матери и резная икона Влахернской Божией Матери.

Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 году.

Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена.

В 18 веке около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы.

В 1785—1787 годах вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849—1855 годах они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Св. Николая и Св. Сергия.

В Сергиевском приделе в 1870 году установлено чугунное надгробие героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.

В 1928 году церковь была закрыта.

В 1932 году снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви стали использовать в качестве производственного помещения, в результате чего оно оказалось на грани разрушения.

В 1989 году церковь была передана верующим, 16 сентября 1989 года храм был повторно освящён.

В 2006 году восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби.


Крупный каменный храм с Восточной улицы незаметен: со всех сторон его окружают заводские корпуса. Кажется чудом, что он вообще уцелел.
Впервые деревянная церковь на этом месте появилась в 1370 году: вокруг нее был построен Симонов монастырь. Последний, однако, просуществовал здесь недолго — в 1379 году монахи переместились чуть севернее, на новое место, там, где и сегодня стоят уцелевшие здания Симонова монастыря. Церковь Рождества Богородицы, получившая с тех пор название «в Старом Симонове», стала приходской. По преданию, в 1380 году в ее стенах были похоронены Пересвет и Ослябя — два монаха Троице-Сергиева монастыря, участника Куликовской битвы, которых великому князю Дмитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский.
Существующее здание церкви состоит из нескольких разновременных сегментов. Ранее считалось, что его строил итальянский зодчий Алевиз Новый, однако сейчас эта версия подвергается сомнению. Древнейшей является восточная часть — четверик, построенный в 1510 году. Его верхняя половина с главой в XVII веке была перестроена, но при этом сохранилась старая основа. Границей между ранней и поздней частями служит керамический фриз, обрамленный поребриком. Северный и южный фасады в верхней части украшены крупными киотами с иконами Рождества Богородицы, а внизу стены прорезаны узкими щелевидными окнами, там же сохранились перспективные порталы, украшенные стилизованными снопами колосьев и выпуклыми дыньками.
Трапезная и колокольня при церкви оставались деревянными, пока в 1785–1787 годах их не заменили каменными. В 1849–1855 годах они были перестроены вместе с приделами во имя святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В последнем приделе в 1870 году появилось большое чугунное надгробие с деревянной сенью в память о захоронении монахов Пересвета и Осляби.
В 1928 году богослужения прекратились, здание церкви перешло к соседнему электромашиностроительному заводу «Динамо», который переделал его под производственные цели. Колокольня оказалась полностью разрушена, надгробие Пересвета и Осляби отправлено на металлолом по цене 317 рублей 25 копеек, в обезглавленном четверике устроена компрессорная станция, в стенах пробиты новые оконные и дверные проемы. В результате здание церкви пришло в катастрофическое состояние, о чем не раз заявляли деятели культуры, предлагавшие организовать реставрацию храма. Но только в 1987 году завод покинул здание и передал его Историческому музею для размещения экспозиции, связанной с темой Куликовской битвы. В 1989 году в церкви возобновились богослужения. Вскоре была проведена реставрация, вернувшая храму облик начала ХХ века, в 2006 году воссоздана колокольня. Со всех сторон церковь сегодня окружают цеха завода «Динамо», так что она оказалась «в кольце» и с улицы совершенно не видна. Вдоль бетонного забора, огораживающего узкий проход к церкви, сложены фрагменты надгробий с уничтоженного кладбища соседнего Симонова монастыря.



• Православная часовня преподобного Кирилла Белозерского в Старом Симонове (№ 6, стр. 1; 2004; преподобный Кирилл Белоезерский принял монашеский постриг в Симоновом монастыре; в 2009 году на стене часовни появился список иконы начала 18 века «Явление Богоматери преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре»).

Построена в 2004 г. 

В 2009 году на стене часовни появился список иконы начала 18 в. «Явление Богоматери преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре».

Кирилл Белозерский (1337–1427) в молодости служил казначеем у знатного боярина Тимофея Вельяминова и в миру имел имя Козьма перед тем, как принять монашеский постриг в Симоновом монастыре.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 5 этажей (1920-е – 1930-е годы постройки); 8 этажей (1960-е годы постройки); 7 этажей (№ 9; 2010 год постройки); 14 этажей (1970-е годы постройки).

5 этажей (№ 1, к. 1). 1931 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

8 этажей (№ 2, к. 1). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнолия», салон красоты «Домино» и пр.

8 этажей (№ 2, к. 2). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – офис хоккейного клубв Динамо-Москва.

8 этажей (№ 2, к. 3). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже –ресторан «Уно моменто», медцентр и пр.

8 этажей (№ 2, к. 4). 1960 год постройки. Кирпичный.

8 этажей (№ 2, к. 5). 1959 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 5). 1928 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 7). 1928 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. На 1-м этаже –  продукты и ресторан «Фаина».

7 этажей (№ 9; 2010 год постройки). Монолитно-кирпичный. На 1-м этаже – парикмахерская, цветы, офисы и пр.

14 этажей (№ 11, к. 1). 1973 год постройки. Кирпичный («башня Вулыха»). На 1-м этаже – аптека, ателье.

14 этажей (№ 13). 1979 год постройки. Кирпичный («башня Вулыха»). На 1-м этаже – парикмахерская.

14 этажей (№ 15/6). 1970 год постройки. Кирпичный («башня Вулыха»). На 1-м этаже – медцентр. 


Раньше тут долгое время был книжный м-н.

Достопримечательности:

Православный храм Тихвинской иконы Божией Матери и строения бывшего Симонова монастыря (№ 4, стр. 1–12).

Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (№ 6).

Православная часовня преподобного Кирилла Белозерского в Старом Симонове (№ 6, стр. 1).

Культурный центр «ЗИЛ» (№ 4, к. 1).

Реконструкция. 2013 год

Зона отдыха:

Детский парк "Липки" (у стен бывшего Симонового монастыря; пешеходные дорожки; детские и спортивные площадки; газоны и деревья; скамейки; искусственное освещение).

Газоны и дорожки. 2013 год

Спортивные тренажеры в парке. 2013 год

2013 год

2013 год


Фото:

Конец улицы, территория вблизи крупного мебельного магазина «Румер». 2013 год

Конец улицы. Вид на бывший Симонов монастырь. Слева — детский парк у стен монастыря. 2013 год

Середина улицы. Вид в сторону ее начала. Справа дома №№ 9 и 7. 2013 год

Середина улицы. Вид в сторону ее конца. Вдали — башня у метро «Автозаводская». 2013 год

Проезд:

От метро «Автозаводская» пешком через улицу Мастеркова. Общественный транспорт по улице не проезжает.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475888811/

Видео:



Состояние на 8.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий