вторник, 25 октября 2016 г.

Пречистенская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Хамовники (ЦАО) от Новокрымского проезда (у Садового кольца), Крымского моста и Фрунзенской набережной до улицы Ленивка и Кремлевской набережной. 

Проходит по левому берегу Москвы-реки.

Описание:

Набережная с двухсторонним движением автотранспорта (по одной или двум полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Москва-река отделена от тротуара и проезжей части невысоким парапетом. Длина – около 1, 7 км.

История:

Набережная названа 18 веке и снова в 1992 году по улице Пречистенка.

Тут жил Владимир Маковский (1846-1920). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_706.html.

В 1924 – 1992 годах – Кропоткинская набережная (в честь теоретика анархизма Петра Кропоткина).

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Школа-интернат (№ 1; начало 20 века, бывший синематограф (электротеатр) и театр миниатюр Г. Солодовникова). Трехэтажное кирпичное здание.

Одна из немногих коррекционных школ, основной направленностью которой является развитие устной речи у глухих и слабослышащих детей. Здание было построено в 1912-14 годах для синематографа (электротеатра) и театр миниатюр Г. Солодовникова. Архитектор С. Гончаров. 

• Временная резиденция посла Австралии (№ 3, стр. 1; бывшее здание приюта для детских трудовых артелей, состоящих под покровительством великой княгини Елисаветы Федоровны; начало 20 века). 

Возможно тут уже посольство Новой Зеландии. Ограда и ворота приюта для детских трудовых артелей, состоящих под покровительством Е. И. В. великой княгини Елисаветы Фёдоровны возведены вместе со строительством здания в 1913 году.

• Офисный центр (№ 9). 

Здание сооружено в 1995 году. Было признано лучшей постройкой Москвы за период 1987-97 годов.

Одно из первых в Москве европейских зданий. 

Архитекторы Александр Скокан, Валерий Каняшин, Раис Баишев, J.Pallasmaa, Davidson & Lindeberg (Финляндия). 

Здесь банк «Юникредит».

• Экономико-энергетический колледж (№ 11). 

Здание Технического училища им. Ф. Ермакова.

Построено в 1905—06 годах году по проекту архитекторов Н. Фалеева и Н. Маркова.

Первое в Москве здание, при постройке которого применены железобетонные основания и сваи.

Флор Ермаков – купец-благотворитель, известный владелец текстильных фабрик в Москве и в Вышнем Волочке. К старости он закрыл все свои фабрики, а накопленный огромный капитал передал на благотворительные цели. В 1895 году Ф. Ермаков скончался. Он завещал 3 миллиона рублей в пользу бедных. На его деньги были построены Ермаковское техническое училище и 3 ночлежных дома. Сохранились мастерские училища (1899 год). При богадельне также был храм мучеников Флора и Лавра. Здесь в 1930-х годах жил профессор механики академик Л. Лейбензон.

Этот техникум более 100 лет готовил специалистов энергетиков высокой квалификации. Вся энергетическая система Москвы и других городов России обслуживалась выпускниками этого уникального учебного заведения. В 2009 году Московский экономико-энергетический колледж был присоединён к Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Колледж уже переехал в печатники. Теперь тут Институт общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

• Офисный центр с рестораном (№ 13, стр. 1).

• Заброшенное двухэтажное кирпичное здание (№ 13, стр. 3) продается для реконструкции.

• Бывшее Товарищество шерстоткацких, набивных и красильных мануфактур купца Ивана Бутикова (№ 15, стр. 1 и 2, 19 век). Трёхэтажное и четырехэтажное кирпичные здания, построенные в 19 веке. 

Перестроены в 2010-е годы под офисы.

• Поликлиника № 171: филиал № 4 поликлиники № 68 (№ 15/1, стр. 2).

• Резиденция военного атташе Франции (№ 29; бывшая Цветковская галерея – дом И. Цветкова, подарившего свою картинную галерею Москве, конец 19 – начало 20 веков, «терем-сундучок»). «В память французских летчиков полка «Нормандия Неман», павших во время Второй мировой войны, сражаясь бок о бок с воинами Советской армии (текст дублируется на французском языке). Далее следуют фамилии, имена и звания 42 павших воинов». «Вы жили недолго, но ярко. Ваши Советские товарищи». «В этом здании во время Второй Мировой Войны находилась Французская Военная миссия».

Бывшая Цветковская галерея – дом И. Цветкова, подарившего свою картинную галерею Москве. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_965.html.

В 1898 году Иван Евменьевич Цветков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорожнее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предполагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.
Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненного в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В. М. Васнецов. Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В. Н. Башкиров и инженер-архитектор Б. Н. Шнауберт. По оценочной описи значи¬лись двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.
Силуэт двухэтажной каменной постройки определила высокая кровля-епанча с металлическим гребнем. В декоре краснокирпичных фасадов применены стилизованные приемы узорочья XVII века. Парадный вход акцентирован объемом балкона и килем венчающего кокошника, врезанного в крышу. Резная парадная дверь фланкирована настенными светильниками-фонарями. Парапет балкона украшен ширинками. Центральное окно первого этажа оформлено колонками и завершением в виде разорванного фронтончика, высокие окна второго этажа колончатыми наличниками с килевидными кокошниками. Здание опоясано фризом, состоящим из ширинок с изразцовыми вставками и пояса поребрика под ним. Углы постройки декорированы лопатками с ширинками, в которых также помещены изразцы. Со стороны двора к особняку примыкает открытое крыльцо на пузатых колонках с перекинутыми между ними арками и килевидным зонтом. В объем крыльца включена лестница, ведущая на высокий первый этаж. Декоративное решение дворового и бокового фасадов идентично главному фасаду. Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товарищества М. С. Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравнительный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н. В. Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.
В 1909 году И. Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожизненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Николая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и рас¬пределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.
Реставрация особняка была ориентирова¬на на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.
Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.
Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления — наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.

Построен в 1899–1901 годах. Авторы: архитектор Л. Кекушев и художник В. Васнецов.

Коллекцию произведений русских художников Иван собирал с 1881 года. 

Когда к 1898 году коллекция Цветкова перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке, дом 5, он решил построить для размещения галереи работ русских художников новый дом. 

Осенью 1898 года И. Цветков у мещан Квасниковых приобрёл за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной. Он сам составил план будущего дома с точным расположением комнат.

Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненного в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В. М. Васнецов. 

Первоначально, в 1899 году, проект разрабатывался архитектором Л. Кекушевым, однако осуществлён не был. 

Строительство особняка в 1899–1901 годах осуществили архитек¬тор В. Башкиров и инженер-архитектор Б. Шнауберт. Отдельные мотивы проекта Л. Кекушева, например гигантская «бочка-крыша», в дальнейшем использованы при строительстве.

Васнецов подошёл к проекту очень ответственно: столяры дважды делали маленькие модели дома. Строился он два с лишним года, и всё это время Васнецов внимательно следил за строительством. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединённых арками. 

В 1901 году строительство, которое обошлось Цветкову в 96 тысяч рублей, было завершено. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.

Дом получился в виде сказочного терема. Небольшое двухэтажное здание галереи напоминает сундучок, богато украшенный деталями древнерусского зодчества 17 века — характерными по форме (хотя и несколько модернизированными) наличниками, филенками с многоцветными изразцами, преувеличенно широким поясом «поребрика» над окнами второго этажа, узорными подзорами (в настоящее время не существуют). Впечатлению нарядности способствовала и контрастная окраска здания — все выступающие над гладью стены декоративные детали окрашены в белый цвет.

Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товари¬щества М. Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравни¬тельный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н. Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.

Вот как описывала дом жена И. Репина Н. Нордман-Северова: „Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее. Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками”.

Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры — точная копия новгородских паникадил времен Ивана Грозного. Прямо над лестницей висело большое полотно В. Перова «Ловля рыбы бреднем». В залах размещались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К. Брюллова, А. Лосенко, П. Федотова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова.

В мае 1909 года Цветков передаёт свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве, с условием пожизненного проживания в особняке. В 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Нико¬лая II.

После революции галерея была национализирована и 17 августа 1917 года открыта для свободного доступа посетителей. 

В 1917–1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей. 

В 1926 году была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 году в Государственную Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова. 

Затем часть коллекции рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) оставили в Государственной Третьяковской галерее, а свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России.

В годы Второй мировой войны, в марте 1942 года для прёма частей авиаполка «Нормандия — Неман» в Москву прибыл генерал Эрнест Пети. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен особняк Цветкова для создания «Военной миссии». 

В настоящее время хозяин особняка — военный атташе Франции. Теперь это обычные жилые апартаменты. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории «Нормандии — Неман»: фотографии летчиков — Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля.

Здание отреставрировано в 2016 году.

Мемориальные доски И. Цветкову, Цветковской галерее, французской военной миссии и летчикам полка «Нормандия-Неман».

• Консульский отдел посольства Швейцарии (№ 31/7).

• Посольство Мадагаскара (№ 33; бывший дом И. Мазурина, конец 19 века). Двухэтажный особняк архитектора И. Мазурина, использующий стилистику французского ренессанса.

Построен в 1886 году по проекту владельца.

• Резиденция посла Сирии (№ 35; бывший дом А. Левенсона, конец 19 века). Построен в 1897 году. Архитектор Константин Буров. 

Переделки подвального этажа в 1898–99 годов производил архитектор Ф. Шехтель.

• Православный храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» (№ 37; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Входит в храмовый комплекс храма Христа Спасителя и приписан к нему. История: построен в 1995 г. на территории сквера у храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной Москвы-реки. В основание алтаря вложены святыни со Святой Земли, а также камни с Соловецких островов и из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где в 1918 г. были расстреляны император Николай Второй, члены царской семьи, врач и близкое окружение царской семьи. Арх-ра: деревянный, шатровый. Святыни: чтимая «Державная» икона Божией Матери. Духовенство: настоятель – ключарь храма Христа Спасителя священник Михаил Рязанцев; другие клирики: из храма Христа Спасителя. Богослужение: летом (только в дни, когда бывают рядовые, непраздничные службы), а также 8 ноября (в день освящения храма) и 15 марта (в день празднования иконы «Державной» Божией Матери) – утром в 8.00 (по субботам в 9.00), вечером в 17.00. Сайта нет).

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная» — образ, который Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 г., в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича.

5 декабря 1990 г. на Волхонке, близ того места, где стоял храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: «Закладной камень во имя Державной Божией Матери — предтечи храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте». 

Организаторами общественного движения за воссоздание храма были В. Солоухин, В. Мокроусов, В. Крупин, Г. Свиридов, В. Распутин.

В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная» (автор проекта арх. А. Оболенский), который должен был как бы предварить восстановление храма Христа Спасителя на своем историческом месте. 

В храме сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, молитва за строителей и благотворителей.

• Компания «Моспромстройматериалы» (№ 45/1, стр. 1). 
Один из крупнейших в России производителей широкого спектра строительных материалов. 
Бывший доходный дом, построенный в 1898 году по проекту архитектора С. Калугина. 
Здесь в начале 1900-х гг жил в юности будущий большевик и профессор И. Удальцов, а в середине 1900-х годов – профессор медицины А. Остроумов.
• Бывший доходный дом кон. 18 в., 1806 гг., 1884 г., арх. И. Цвилинев, посл. треть 20 в. (№ 45/1, стр. 2а).

• Офисный центр (№ 45/1, стр. 3). Здание начала 20 века.

• Офисный центр (№ 45/1, стр. 4). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание начала 20 века.

• Причал «Храм Христа Спасителя» (курсируют теплоходы по маршруту: Храм Христа Спасителя — Крымский мост — Кремль — Собор Василия Блаженного — Высотка на Котельнической набережной — Краснохолмский мост — Храм Христа Спасителя).

Идет строительство гостиницы «Хилтон» (№ 43). 
В этом месте в советские времена была пиццерия. 
Очень необычное заведение для тех лет. В этой пиццерии подавали пиццу с ножом и вилкой, надо было заказывать столик заранее. Пицца - это был слоеный пирог с курицей, сыром, соусом. 

Жилые дома:

4 этажа (№ 5, 2014 год постройки). 2014 год постройки. Клубный четырёхэтажный особняк на 20 квартир – жилой комплекс «Кленовый дом».
5-7 этажей (№ 17, 2008 год постройки). Новый многофункциональный комплекс класса De Luxe «Баркли Плаза» состоит из пяти жилых односекционных блоков с переменной этажностью в 5, 6 и 7 этажей, которые расположены на двухуровневой платформе. Объект включает жилую часть, состоящую из 40 квартир класса de luxe, бизнес-центр, торгово-выставочный центр и ресторан. 

Комплекс построен на месте снесенного исторического здания.

6 этажей (№ 19). 2007 год постройки. Жилой комплекс «Course House». Современный конструктивизм. В доме 14 квартир свободной планировки. Со 2-го по 5-й этаж располагаются 12 апартаментов (по три на этаже) а верхний этаж занимают два пентхауса. Просторные лоджии, большие площади панорамного остекления и высокие потолки создают ощущения легкости внутреннего пространства, насыщенности светом и воздухом. Конструктивное решение квартир определяет наличие просторных холлов, удобное разделение спальных и гостевых зон, а также предоставляет возможность обустройства нескольких гардеробных комнат и санузлов. Для удобства жильцов на первом этаже размещаются специальные «комнаты ожидания» для персональных водителей и охраны.

Монолитный железобетонный каркас здания придает ему надежность и устойчивость. В здании установлены два грузопассажирских лифта, способных поднимать до 1000 кг. Окна изготовлены с применением трехслойных стеклопакетов, благодаря которым обеспечивается высокая тепло- и шумоизоляция. В доме имеются системы приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, построенная на основе оборудования DAIKIN. Квартиры в доме имеют подогреваемый пол. Оптоволоконные линии связи гарантируют высокоскоростной Интернет и качественную телефонию. Дом оборудован современной пожарной системой, способной оперативно реагировать на возникновение возгорания.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» (№ 37).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через улицу Волхонка и Соймоновский проезд и на троллейбусах №№ 2, 16, 44 (по большей части набережной общественный транспорт не проезжает).


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий