среда, 26 октября 2016 г.

переулок Сивцев Вражек

Расположение:

Переулок проходит по районам Арбат и Хамовники (ЦАО) от Гоголевского бульвара (Бульварное кольцо) до Денежного переулка. 

Недалеко – Садовое кольцо, а также метро «Кропоткинская» (у начала переулка) и «Смоленская» (у конца переулка).

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по 1 полосе в сторону Днежного переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 750 метров.

История:

Как и другие переулки этой части города, Сивцев Вражек был застроен после пожара 1812 г.; от застройки той поры сохранились: д. 24 — Т. Вердеревского (1822, фасад — 1875, архитектор Д. Чичагов; в 1831—32 гг. в этом доме жили Тургеневы); д. 25/9 — Е. Ростопчиной, затем И. Яковлева, у которого жил его сын А. Герцен, впоследствии в доме размещалась женская гимназия В. Ломоносовой; д. 27 — П. и А. Тучковых, также купленный Яковлевым, в 1843—46 гг. здесь жил А. Герцен (ныне — Государственный литературный музей А. Герцена; мемориальная доска из чёрного гранита с портретом писателя, 1957, скульптор П. Данилов); д. 30 — С. Аксакова (1822, на фундаменте палат И. Батурина, конец 18 в.; на фасаде — мемориальная доска с барельефным портретом писателя, 1959, скульпторы М. Климушина, В. Шишков, архитектор И. Андрианов); д. 34 — Е. Ивановой, в 1850—1851 гг. в нём жил Л. Толстой; д. 38 (перестроен; в доме в разное время жили историк Д. Бантыш-Каменский, физик Н. Умов, филолог Д. Ушаков, пианист К. Игумнов). 

Из особняков второй половины 19 в. сохранился д. 3/18 — Шервуд-Верной (1898, архитектор И.С. Кузнецов). 

Облик переулка с несомасштабной его ширине застройкой в основном определяют здания советского периода и отчасти громоздкие доходные дома конца 19 — начала 20 вв.: д. 4 — кооператива «Научные работники» (1928—30, архитектор А. Самойлов; памятные доски в честь академика А. Богомольца и композитора Н. Мясковского); д. 9 (1972, доска из чёрного гранита с барельефным портретом Е. Вучетича, 1977, скульптор В. Матросова и архитектор В. Климова); д. 7 (1933—37, архитекторы В. Симков, С. Князев); д. 8 — дом причта церкви Святых Кирилла и Афанасия (1914, архитектор Холмогоров); д. 14 — богадельня (1910, архитектор А. Мейснер, перестройка 1930-х гг., архитектор И. Гохблит); д. 15 (1920-е гг., архитектор Д. Лебедев); д. 19 (1911, архитектор Н. Жерихов; в этом доме жила М. Цветаева); д. 26—28 (1937 — 1950, архитекторы Н. Гофман-Пылаев, А. Голубев); д. 29 — дом начсостава Наркомата морфлота (1929—30, архитектор П. Голосов); д. 33 и 37 (1963; в д. 33 жил М. Шолохов); д. 35 (1913); д. 41 — мужская гимназия З. Шамониной (левая часть) (1884, архитектор К. Андреев, перестройка — 1936—37, архитектор Н. Транквиллицкий); д. 43 (1906—07, архитектор В. Олтаржевский; в 1962 на доме открыта доска серого гранита в виде палитры с барельефным портретом М. Нестерова работы скульптора В. Кураева и архитектора Л. Шатиловой); д. 44 (1911, надстройка — 1940). 

Переулок назван в 17 веке по оврагу («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец (или Сивка), левый приток ручья Черторый (была заключена в трубу в начале 19 века), которая была так названа по сивому (серому) цвету воды.

Нежилые объекты:

• Бывший доходный дом В. Шервуд-Верной (№ 3/18, конец 19 века). Трёхэтажное административное здание. Построено в 1898 году. Архитектор И. Кузнецов.

Ранее на этом месте располагался трёхэтажный особняк, в котором жила В. Шервуд-Верная, обладательница фамилии, напоминающей нам о трагической истории декабристского движения. Некий унтер-офицер И. Шервуд, знавший о заговоре декабристов, донёс о них правительству. За это он удостоился аудиенции у самого императора и получил потомственное дворянство и приставку «Верный» к своей фамилии.

Теперь тут пивная.

• Православный храм-часовня Иверской иконы Божией Матери на Сивцевом Вражке (№ 18, стр. 2, 1995 год постройки). 

Построен в 1995 г.

Первый камень в основании часовни был заложен в 1993 году, а её строительство осуществлялось на протяжении последующих двух лет. 

Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. 

В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

• Салон оптики «Carl Zeiss» (№ 22).

• Бывший дом штабс-капитана Т. Вердеревского-Алексеевых — М. Пустоваловой (№ 24/2, 19 век). «Вадковский А.Ф. (1800 - 1844). В этом доме в конце 1830-х - начале 1840-х гг. жил декабрист Александр Федорович Вадковский».
Иван Вадковский (1790—1849) — полковник, батальонный командир лейб-гвардии Семёновского полка (1820); один из четырёх офицеров, осуждённых по делу о восстании Семёновского полка, брат декабристов Фёдора Фёдоровича и Александра Вадковских.
Старший сын действительного тайного советника, камергера и сенатора Фёдора Вадковского (1756—1806) и Екатерины Вадковской (1766—1830), урождённой графини Чернышёвой.
Определён в лейб-гвардии Семёновский полк в 1807 году. В 1812 — подпоручик. Участник войны 1812 года и заграничных походов.
Отличился под Кульмом, приняв командование «государевой ротой» полка.1820 — командир 1-го батальона Семёновского полка.
Недолгое время состоял в масонской ложе (был принят П. М. Сипягиным)
В апреле 1820 года известный своим гуманным отношениям к подчинённым командир лейб-гвардии Семёновского полка генерал-майор Я. А. Потёмкин был смещён. По рекомендации Аракчеева новым командиром стал Ф. Е. Шварц с указанием «подтянуть полк». В полку, где были отменены телесные наказания, проповедовалось уважительное отношение к нижестоящим, стала насаждаться палочная дисциплина. С мая по октябрь 1820 года было наказано 44 солдата, они получили в общей сложности 14250 палочных ударов. Шварц, по мнению многих его знавших, очень неуравновешенный человек, оскорблял солдат и офицеров.
В мае 1820 года Вадковский, видя обстановку, сложившуюся в полку, принял решение встретиться с новым полковым командиром «для представления замечаний». Начальник гвардейского штаба Бенкендорф, узнав об этом, вызвал к себе Вадковского и указал на то, что это не принесёт пользы, а лишь навлечёт на полк неприятности, что следует дождаться возвращения Александра I (шефа полка) из-за границы и обратиться лично к нему. Вадковский, как и многие другие офицеры-семёновцы, стал искать возможности перейти в другой полк.
Вечером 16 октября 1820 года 1-я рота («государева») 1-го батальона, которым командовал Вадковский, самовольно вышла «на перекличку» и выдвинула требование о смещении Шварца. Посредниками при переговорах между солдатами и командованием выступали капитан 1-й роты Н. И. Кашкаров и Вадковский (Шварц уклонился от участия в событиях). После безрезультатных переговоров «государева рота» была зведена в Манеж, а потом отправлена в Петропавловскую крепость. Узнав об этом, взбунтовались ещё три роты первого батальона. Вадковский ходатайствовал перед командованием об освобождении первой роты и получил отказ. Тогда из повиновения вышел весь полк. В 4 часа утра 18 октября около 4 тысяч солдат собралось на полковом дворе. Они потребовали либо освободить 1-ю роту, либо соединить весь полк в крепости. Командование согласилось на второе. После наказания «зачинщиков» из числа солдат и расформирования полка по армии 21 августа 1821 года был издан приказ об аресте Н. И. Кашкарова, И. Ф. Вадковского. Александр I был уверен, что действия солдат Семёновского полка направлялись тайным обществом: никто на свете меня не убедит, чтобы сие происшествие было вымышлено солдатами или происходило единственно, как показывают, от жестокого обращения с оными полковника Шварца. Он был всегда известен за хорошего и исправного офицера и командовал с честию полком. Отчего же сделаться ему варваром? По моему убеждению тут кроются другие причины. Внушение, кажется, было не военное, ибо военный умел бы их заставить взяться за ружьё, чего никто из них не сделал, даже тесака не взял. Признаюсь, что я его приписываю тайным обществам.
В том же духе велось и следствие. Следственная комиссия под руководством А. Ф. Орлова работала в Витебске. Вадковский на допросах опровергал предположения о подстрекании офицерами солдат к бунту. Он написал о событиях 1820 года «Оправдательную статью», которую передала Александру I сестра Вадковского Софья Фёдоровна. Суд состоялся 15 апреля 1822 года, приговор вынесен 22 апреля. Вадковский, Кашкаров и отставной полковник Ермолаев были приговорены к лишению чинов, имения и смертной казни. Аудиторианский департамент (управление военно-судной частью в русской армии) закончил рассмотрение к августу 1822 года, снизил наказание и передал дело императору Александру, который так и не вынес решения по нему. Лишь в январе 1826 года дело из аудиториата потребовал Николай I. 27 февраля 1827 года Николай приказал отправить Вадковского в том же чине в Кавказский корпус, предварительно «выдержав в крепости» два с половиной года. В мае 1827 года Вадковский добился отставки. По докладу генерала Потапова великому князю Константину, Вадковский «не переменил своего вредного образа мыслей» и усердия в службе не оказывал. После отставки Вадковский жил в своём имении Петровское Орловской губернии под негласным полицейским надзором.
Жена — Елизавета (урождённая Молчанова).
Дети: Варвара (1821—1863), замужем за Александром Катениным, оренбургским и самарским генерал-губернатором; Фёдор (1824 — 1880), штаб-ротмистр.
Вадковский опекал своего несовершеннолетнего племянника — сына рано умершего брата Павла.
• Офисы (№ 25/9). 

Воссозданный дом А. Герцена. 

На этом месте находился дом поэтессы и писательницы Е. Ростопчиной, затем И. Яковлева, у которого жил его сын А. Герцен, впоследствии в доме размещалась женская гимназия В. Ломоносовой. 

В 1920-е годы в доме располагалась школа-семилетка.

В конце 1990-х годов дом был передан в собственность строительной фирме, и в начале октября 1998 года снесён. Всероссийское общество охраны памятников пыталось выступить в защиту исторического памятника, но ни одно из трех обращений в Мосгорпрокуратуру не увенчалось успехом. 

На месте подлинного герценовского дома сейчас стоит его бетонная копия. Музей Герцена расположен в доме по соседству.

• Поликлиника № 1 Управления делами Президента РФ: главный корпус (№ 26, стр. 1, с 1925 года). 

Раньше на этом месте находились две усадьбы, С. Танеева и Ф. Толстого, внука прабабки Льва Николаевича.

Основана в 1925 году и является одной из крупнейших в стране. 

Строительство поликлиники началось в 1937 году, было прервано войной, и закончилось только в 1950 году. 

В советское время это была поликлиника Четвёртого Главного управления Минздрава СССР. Среди пациентов её всегда называли «кремлёвской».

• Дом-музей писателя А. Герцена (№ 27; с 1975 года; бывший особняк с мезонином Павла и Александра Тучковых («Тучковский дом»), позднее купленный И. Яковлевым; здесь А. Герцен жил в 1843-46 годах и встречался с Н. Огаревым, Т. Грановским, М. Щепкиным, В. Белинским, В. Боткиным, И. Тургеневым и др.). «В этом доме в 1843-1846 гг. жил Александр Иванович Герцен».

Здание в стиле "ампир" с мезонином в три окна, хотя и неоднократно перестраивавшееся - единственный в этом районе дом, который дает представление о старом Арбате посленаполеоновского времени.

Этот одноэтажный особняк с мезонином в три окна, был куплен отцом Герцена, И. Яковлевым, в 1839 году у братьев Павла и Алексея Тучковых — дом так и назывался — «Тучковский». В нём Герцен жил в 1843—46 годах, его кабинет в мезонине был свидетелем встреч с Н. Огарёвым, Т. Грановским, М. Щепкиным, В. Белинским, В. Боткиным, И. Тургеневым и многими другими литераторами, учёными, артистами. Здесь им были написаны повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?».

Про Герцена см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_432.html.

В переулке Сивцев Вражек есть дом-музей А. Герцена (свыше 1500 экспонатов, в том числе личные вещи, портреты, автографы писателя).

Перед домом, где родился Герцен, установлен его памятник. В 1920—92 годах имя Герцена носила Большая Никитская улица.

Сейчас в этом здании находится музей — единственный в России, посвящённый деятельности писателя, революционера, публициста и мыслителя Александра Герцена. 

Открыт в 1975 году как филиал Литературного музея.
Музей состоит из двух комплексов: старого мемориального дома, где развернута экспозиция "Герцен в России", и современной пристройки, состоящей из экспозиционного зала "Герцен на Западе" и конференц-зала для массовых мероприятий и временных выставок.
С 2008 по 2012 г. прошла полная историческая реставрация Дома Герцена. Особняк остался в его прежнем, подлинном виде. Была создана новая концепция экспозиции и появились новые залы: "Студенческая комната 1830-х годов", "Зарубежный город" и "Лавка Трюбнера". Экспозиция оснащена множеством современных технических средств, дающих возможность погрузиться в атмосферу позапрошлого столетия: улицы европейских городов в "зарубежном" зале; сенсорные киоски; звуковое оформление "Рим", "Париж", "Женева" и "Лондон"; интерактивная арка с видами России и Европы.
В музее можно увидеть уникальные портреты Герцена, его родителей, жены и детей, редкие книги с автографами писателя, рукописи и семейные раритеты, полученные в дар от зарубежных потомков Герцена.

Небольшой одноэтажный деревянный дом с мезонином был построен после пожара Москвы 1812 года. Он чудом сохранился благодаря тому, что в нем с 1843 по 1847 годы жил русский писатель и мыслитель Александр Герцен. Александр Иванович жил в этом, так называемом «малом» доме с семьей, здесь он работал над повестями «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», романом «Кто виноват?» и циклом философских сочинений «Письма об изучении природы». Сам Герцен в юности жил неподалеку с родителями в «большом» доме 25/9 (снесен в 1998 году, на его месте стоит бетонная копия).
Впоследствии дом переходил различным владельцам, но сохранял свой внешний облик. А в 1920-х годах дом был описан в романе-фельетоне Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» в качестве «Общежития имени монаха Бертольда Шварца»: 
«…остановились на Сивцевом Вражке 
-- Что это за дом? -- спросил Ипполит Матвеевич.
Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: 
-- Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца.
…По лестнице, шедшей винтом, компаньоны поднялись в мезонин. Большая комната мезонина была разрезана фанерными перегородками на длинные ломти, в два аршина ширины каждый. Комнаты были похожи на пеналы, с тем только отличием, что, кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы».
В 1934 году в доме развернута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, личные вещи и редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом.

• Дом Аксаковых – филиал Литературного музея (№ 30, стр. 1; 19 век, в этом доме писатель С. Аксаков жил в 1848-1849 годах; проходили «Аксаковские субботы», которые занимали видное место в литературной и театральной жизни Москвы; здесь читал свои произведения Н. Гоголь, собирались славянофилы и западники). «В этом доме в 40-х годах XIX в. жил и работал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков».

Писатель С. Аксаков (1791—1859) жил в Москве с 1826 года, сотрудничал с московскими журналами. 

В этом доме Аксаков жил в 1848—1849 годах. «Аксаковские субботы» занимали видное место в литературной и театральной жизни Москвы. Про С. Аксакова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_676.html.

Здесь читал свои произведения Н. Гоголь, собирались славянофилы и западники.

В 1984 году открыта постоянно действующая выставка, посвящённая Н. Гоголю, филиал Литературного музея.

• Офисы (№ 30, стр. 2).

• Офисы (№ 30, стр. 4).

• Офисы (№ 30, стр. 5).

• Офисы (№ 32). Двухэтажное здание. Построено в 1838 году. 

Перестроено в 1860-е годы.

• Бывший главный дом городской усадьбы А. Негуневой — Е. Ивановой — П. Иванова (№ 34, стр. 1; 19 век, здесь в 1850—1851 годах жил и работал писатель Л. Толстой). 

Построен в 1830-е годы. 

Перестроен в 1850-е, 1870-е и 1910-е годы.

Здесь в 1850—1851 годах жил и работал писатель Л. Толстой. В начале декабря 1850 года он приступил к работе над не дошедшим до нас первом серьезном и большим произведением «Повестью из цыганского быта», а в начале следующего года он пишет второе произведение - «Историю вчерашнего дня», где можно найти описание его квартиры в доме Ивановой. 

О Сивцевом Вражке Толстой вспомнил в эпилоге романа «Война и мир»: Николай Ростов, несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире на Сивцевом Вражке.”

«Бог один знает, сколько разнообразных, занимательных впечатлений и мыслей, которые возбуждают эти впечатления, хотя темных, неясных, но не менее того понятных душе нашей, проходит в один день. Ежели бы можно было рассказать их так, чтобы сам бы легко читал себя и другие могли читать меня, как и я сам, вышла бы очень поучительная и занимательная книга». Как ни странно, мы точно знаем, что 25 марта 1851 года в Сивцевом Вражке была «ночь тихая, ясная; молодой месяц виднелся напротив из-за красной крыши большого белого дома; снегу уже мало». Все это благодаря обитателю дома 34.
Главный дом городской усадьбы А. Д. Негуневой – Е.А. Ивановой – П.Н. Иванова был построен в 1833 году на месте сада большой усадьбы. В декабре 1850 года квартиру из пяти комнат в одноэтажном особняке у титулярной советницы Ивановой нанимает двадцатидвухлетний Лев Толстой. Софья Андреевна Толстая позже записывает со слов Льва Николаевича: «В первый раз, живши в Москве, ему пришло в голову описать что-нибудь. Прочитав Voyage Sentimental par Sterne, он, взволнованный и увлечённый этим чтением, cидел раз у окна, задумавшись, и смотрел на всё происходящее на улице. “Вот ходит будочник, кто он такой, какова его жизнь; а вот карета проехала – кто там, и куда едет, и о чём думает; и кто живёт в этом доме, какая внутренняя жизнь их… Как интересно бы было всё это описать…”». Так рождается замысел «Истории вчерашнего дня», описывающей один день – 25 марта 1851 года.
«Я обыкновенно вечером пишу дневник, франклиновский журнал и ежедневные счеты». Стоит чуть рассказать об этой привычке Толстого. Первое – это «Журнал ежедневных занятий», каждая страница которого была разделена на две части. В одной из них «Будущее» - то, что Толстой намерен был сделать на следующий день, в другой «Прошлое» - отчет о выполнении плана. Настоящего нет. «Журнал для слабостей», или «франклиновский журнал», содержал список моральных слабостей (лень, нерешительность, тщеславие и т.п.), упорядоченных по графам. Здесь слабости того или иного дня отмечались крестиками. Вскоре, правда, два журнала перемешались и слились в один. Вот, например, запись от 24 марта: «Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость). Колошин (Сергей) пришел пить водку, его не спровадил (трусость)..». А вот 25 марта, описанное в «Истории…»: «С 10 до 11 дневник вчерашнего дня и читать. С 11 до 12 гимнастика. С 12 до 1 Английский язык. Беклемишев и Беер с 1 до 2. С 2 до 4 верхом. С 4 до 6 обед. С 6 до 8 читать. С 8 до 10 писать. Переводить что-нибудь с иностранного языка на Русский для развития памяти и слога. Написать нынешний день со всеми впечатлениями и мыслями, которые он породит».
Оказалось, описать один день совсем непросто. За три недели Лев Николаевич не продвинулся дальше утра. И на этом остановился. Рассказать «задушевную сторону жизни одного дня» не получилось. Или получилось?
Здесь же Лев Толстой пишет «Повесть из цыганского быта» (не дошла до наших дней). Описание квартиры в Сивцевом Вражке есть в «Войне и мире», именно сюда автор поселил вернувшегося с войны обедневшего Николая Ростова: «несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке». Сюда, к Ростовым приедет на свидание с графиней княжна Марья, и Толстой воссоздаст некоторые приметы жилища: «Николай первый встретил её, так как к графине можно было проходить только через его комнату…»
Особняк многократно перестраивался: в 1850-е годы, 1870-е и 1910-е годы, но очарования своего не утратил, хотя и обзавелся в веке XXI весьма неприглядными решетками на окнах и кондиционерами.

• Поликлиника № 1 Управления делами Президента РФ: корпус № 4 (№ 35). Стоматологическое отделение и аптека.

• Офисы (№ 36/18). Двухэтажное здание. Построено в 1833 году как жилой дом. 

Перестроено в 1863 году и в конце 19 века.

• Офисы (№ 38/19, стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание 1890 года постройки.

• Офисы (№ 39).

• Офисы (№ 41). Здание построено в 1884 году для мужской гимназии З. Шамониной. Архитектор К. Андреев. 

В советское время здесь разместилась лаборатории института Госсанинспекции им. Л. Тарасевича. 

Пристройка осуществлена в 1936—1937 годы архитектором Н. Транквиллицким.

• Флигель бывшей усадьбы Е. Нарышкиной (№ 41, стр. 2). Двухэтажный дом с фронтоном. 

Редкий образец допожарной застройки Москвы.

Построен в 1800 году как жилой одноэтажный дом, но к 1806 году уже был надстроен вторым этажом.

В свое время в этом здании размещался Институт микробиологии, директором которого был профессор Лев Тарасевич – ученик знаменитого французского ученого Луи Пастера и основатель системы госнадзора за качеством вакцин и сывороток. В 1920-1930-е годы в доме, примыкавшем к помещению института, жили родственники Льва, в том числе сестра его покойной жены Екатерина Кудашева и ее внук Сергей Кудашев. Екатерина была матерью князя Сергея Кудашева - отца Сергея, родившегося в 1917 году от брака князя с Марией, дочерью русского полковника и француженки Мека Кювилье. Князь Кудашев скончался в 1920 году от тифа, и более десяти лет спустя Мария стала женой французского писателя Ромена Роллана.

В июне – июле 1935 года по приглашению Максима Горького Ромен Роллан - лауреат Нобелевской премии, один из вдохновителей и руководителей антимилитаристского, антифашистского движения в Европе, верный друг нашей страны - остановившись в этом доме, провел вместе со своей супругой месяц в Москве, насыщенный многими встречами, в том числе и с руководящими деятелями СССР.

Также в одной из квартир проживал генетик Серебровский.

• Флигель бывшей усадьбы Е. Нарышкиной (№ 41, стр. 3). 

Двухэтажный дом был выстроен в 1800 году и является редким образцом жилой малоэтажной застройки Москвы, сохранившимся после пожара 1812 года. 

Уникальность здания заключается также и в сохранности его внешнего облика и планировки. 

В интерьерах сохранились печи, лепной декор потолков, филенчатые двери первой половины 19 века, а декор фасадов относится ко второй половине 19 века.

Кроме того, здание обладает мемориальной ценностью. 

В свое время здесь жили деятели науки – иммунолог Л. Тарасевич и генетик А. Серебровский; в 1935 г. гостил Ромен Роллан; здесь же, на квартире актера Художественного театра Владимира Степуна, труппа праздновала успех "Дней Турбиных" Булгакова. Дом за свою историю успел сменить множество хозяев: купцы Байдаковы, акционерное общество «Артур Коппель», частная гимназия Шамониной, контрольный институт сывороток и вакцин Наркомздрава.

Осенью 2014 года, здание находилось под угрозой сноса.

• Бывшая городская усадьба (главный дом, ледник, садовый павильон, хоз. постройка) потомственных почетных граждан Лопатиных (№ 42, 19 – начало 20 веков).

В старом приарбатском переулке Сивцев Вражек, хранящем в своём названии память об овраге, по дну которого протекала когда-то речушка Сивка, во владении № 42 сохранились остатки интересного ансамбля городской усадьбы XIX – начала XX веков, принадлежавшей до революции семье Лопатиных.

Главный дом был перестроен в 1901 году архитектором Вильгельмом-Францем Альфредовичем Ковальским (особняк надстраивался в 1925 году). Целый ряд иных усадебных построек был возведён десять лет спустя зодчим К. Ф. Буровым.

Константин Фёдорович Буров к тому времени уже был хорошо известен постройкой целого ряда доходных домов в Москве, в том числе, в Большом Афанасьевском, 1-й Обыденском и Филипповском переулках, а также здания реального училища Мазинга в Малом Знаменском переулке.

К началу XXI столетия на территории усадьбы в Сивцевом Вражке сохранился главный дом, который находится сейчас в плачевном состоянии и несколько усадебных построек, включая Садовый павильон в неоклассическом стиле и Ледник (возведённый также по проекту К. Ф. Бурова). Часть построек была незаконно снесена в 2008 году.

И усадебный сад, и Садовый павильон находятся на государственной охране, как объект культурного наследия. Памятник срочно нуждается в реставрации: из-под драных строительных пелёнок видны каннелированные пилястры и колонны тосканского ордера, поддерживающие карниз с медальонами.

Садовый павильон 1911 года постройки с садом является одним из представителей классических парковых павильонов. Архитектурное сооружение, декорированное пилястрами и служащими опорой для карниза с рельефными медальонами колоннами тосканского ордера, — это дореволюционный образец архитектуры малых форм.

26 августа 2008 года разрушен, осталась только стена фасада и фундамент. Садовый павильон требует серьезной реставрации. У него нет северной и западной стен, перекрытий и кровли. Утрачены столбы и колоны, двери и окна, лестницы, декоративные украшения.

• Федеральная палата адвокатов России и Адвокатская палата Москвы (№ 43; начало 20 века; бывший доходный дом Е. Шаблыкиной; с 1920 по 1942 год в этом доме жил художник Михаил Нестеров – мемориальная доска). 7 этажей. Построен в 1906 году по проекту архитектора Г. Олтаржевского.

Про Нестерова смhttps://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_636.html.

Доходный дом Е. А. Шаблыкиной построен в 1906 году архитектором Олтаржевским. Гео́ргий Константи́нович Олтарже́вский родился в Витебске в 1879 году. Окончил Строгановское училище, в 1905—1907 работал техником на постройке трамвайных линий. Является автором ряда доходных домов в Москве. Карьера его достигла пика к 1913 году и прервалась с началом первой мировой войны. После революции, в 1920-х и 1930-х годах, выстроил ряд жилых домов в Москве, сотрудничал с И.И. Фоминым при перестройке здания МПС (Садовая–Черногрязская ул, 1).
В декоре главного фасада шестиэтажного доходного дома на Сивцевом Вражке, архитектор использовал неогреческие мотивы. Парадный вход, расположенный в центральной части оформлен четырьмя дорическими колоннами, поддерживающими широкий антаблемент, над которым расположено большое полукруглое окно с сохранившимся подлинным, тонкого рисунка, столярным заполнением. Боковые части отмечены выступающими эркерами с трехчастными окнами. Лепной декор также выдержан в греческом стиле.

Здесь, в 1920 году поселился М. В. Нестеров - выдающийся представитель русского символизма и модерна, ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века». Последние двадцать два года своей жизни он провел в доме на Сивцевом Вражке.

После того, как здание вывели из жилого фонда, и до начала 2000-х годов здесь располагалось издательство «Радуга». 

• Бывший главный дом усадьбы (№ 45/26, стр. 1, конец 18 — 19 века). Построен в 1783 году. 

Перестроен в 1823 и 1887 годах.

Жилые дома:

5 этажей (№ 4, стр. 1, 1930 год постройки, бывший дом кооперативного жилищного товарищества «Научные работники»; в 1930-1950-е годы здесь жили академик-патофизиолог А. Богомолец, микробиолог З. Ермольева, первая в СССР получившая образцы пенициллина, композитор Николай Мясковский). Архитектор А. Самойлов, один из родоначальников отечественной промышленной архитектуры. «В этом доме жил выдающийся советский учёный, академик А.А. Богомолец (1881-1946)». «В этом доме 1930 г. по 1950 г. жил и работал выдающийся советский композитор, народный артист СССР, профессор Николай Яковлевич Мясковский». Про Богомольца см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_133.html. Про Мясковского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_260.html.

5 этажей (№ 6/2, конец 19 века, бывший доходный дом; здесь жил пролетарский писатель Юрий Либединский, у которого побывала Анна Ахматова и Борис Пастернак). 

Построен в 1885 году как доходный дом по проекту архитектора Н. Краснова. 

В 1914—1915 годах над обликом дома поработал другой архитектор, В. Дзевульский.

В 1890-х годах здесь жил выдающийся артист, теоретик сценического искусства А. Ленский.

В этом доме жил писатель Ю. Либединский (1898—1959). Он был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) – литературного объединения в СССР, предшественник Союза писателей.
Здание мало чем отличалось бы от многих других таких же доходных домов, если бы не воспоминания, оставленные Лидией Либединской, женой пролетарского писателя. По её словам, Ю. Либединский, вернувшись в 1941 году после выхода из окружения его полка, в квартире, принадлежавшей его бывшей жене, Ольге Бергольц, видел Анну Ахматову, которая в этот день утром приехала из Ленинграда, чтобы отправиться дальше, в эвакуацию. Через некоторое время, желая повидаться с Ахматовой, сюда пришел Борис Пастернак, будущий Нобелевский лауреат по литературе.

5-6 этажей (№ 7/17, 1937 год постройки).

6 этажей (№ 8/16, начало 20 века, бывший доходный дом причта Кирилло-Афанасьевского храма).

12 этажей (№ 9а, 1972 год постройки; здесь жили многие советские высокопоставленные военные, скульптор Евгений Вучетич). «Дважды Герой Советского Союза генерал армии Павел Иванович Батов в 1972-1985 г.г. жил в этом доме». «В этом доме с 1972 года по 1974 год жил Герой Социалистического труда Народный художник СССР лауреат Ленинской и Государственных премий действительный член академии художеств СССР Евгений Викторович Вучетич». «В этом доме с 1971 по 1978 год жил заслуженный строитель РСФСР лауреат Ленинской и Государственной премий СССР маршал инженерных войск Арчил Викторович Геловани». «В этом доме с 1972 г. по 1990 г. жил Герой Советского Союза маршал Советского Союза Семён Константинович Куркоткин». «Герой Советского Союза, командующий военно-десантными войсками в 1954-1979 годах. Генерал армии Маргелов Василий Филиппович жил в этом доме с 1971 по 1990 год». «В этом доме с 1975 по 2006 г. жил заслуженный строитель РСФСР лауреат Государственной премии СССР маршал инженерных войск Николай Федорович Шестопалов». «Выдающийся военачальник Герой Советского Союза Герой Социалистического труда Иван Моисеевич Третьяк жил в этом доме с 1981 по 2007 год».

В 1849-1851 годах тут находился дом, где жили Аксаковы.

Построен Министерством обороны СССР. Здесь жили Павел Батов – генерал армии, участник Первой мировой войны, Гражданской войны в России, и Гражданской войны в Испании, Советско-финской и Великой Отечественной войн; Арчил Геловани и Николай Шестопалов – участники Великой Отечественной войны и маршалы инженерных войск СССР; Евгений Вучетич – скульптор. 

Про И. Третьяка см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_654.html. Про Батова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_790.html. Про Куркоткина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_270.html. Про Маргелова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_957.html.

6 этажей (№ 12, начало 20 века, бывший доходный дом, здесь снимал комнату Борис Пастернак).

С обеих сторон странного, ассиметричного шестиэтажного здания № 12 по Сивцеву Вражку нет строений, и оно возвышается кирпичной громадой, похожей на печальный замок.
В 1914 г. этот участок попадает во владение к Владимиру Николаевичу Никифорову, присяжному маклеру Московской биржи, имевшему множество домов по Москве. Сам он жил на Пречистенке, а на участке в Сивцевом Вражке построил доходный дом по проекту архитектора В.Дубовского и Н.Архипова. Фундамент дома повторял неправильные формы предыдущего строения, принадлежавшего сначала прапорщице Н.А. Викториной потом вдове губернского секретаря А.Н. Казанской. С 1896 г. это владение потомственного почетного гражданина Н.К. Ломова, про которого известно, что он был учредителем бухгалтерских курсов. Он и продал участок Никифорову.
Здание стоит по красной линии, парадный подъезд выходит на улицу, проездная арка ведет внутрь двора с еще одним подъездом. Здание выделяют два эркера, выходящих на Сивцев Вражек. В доме Никифорова проживало несколько зубных врачей, а также, в квартире № 16, журналист Давид Моисеевич Розловский. Старый знакомый Пастернака еще с доуральских времен писатель, журналист и член партии эсеров Е.Г.Лундберг познакомил его с журналистом Д.М.Розловским, который и сдал комнату в своей квартире. Здесь Пастернак прожил почти полтора года — самое страшное время разрухи, голода и террора. 27 октября 1917 г. в Москве было установлено военное положение, началась орудийная стрельба, на улицах рыли окопы и возводили баррикады. Окоп был вырыт и неподалеку от дома №12 на Сивцевом Вражке. В «Докторе Живаго» эти события описаны следующим образом: «…Это был разгар уличных боев. Пальба, также и орудийная, ни на минуту не прекращалась. Если бы даже Юрий Андреевич с опасностью для жизни отважился пробраться за пределы простреливаемой полосы, он и за чертою огня не встретил бы жизни, которая замерла во всем городе, пока положение не определится окончательно. Но оно было уже ясно. Отовсюду доходили слухи, что рабочие берут перевес. Бились еще отдельные кучки юнкеров, разобщенные между собой и потерявшие связь со своим командованием. Район Сивцева входил в круг действий солдатских частей, наседавших на центр с Дорогомилова. Солдаты германской войны и рабочие подростки, сидевшие в окопе, вырытом в переулке, уже знали население окрестных домов и по-соседски перешучивались с их жителями, выглядывавшими из ворот или выходившими на улицу». Во время уличных боев особенно досталось дому на Волхонке, где жила семья Пастернака. Его обстреливали с разных позиций войска Военно-революционного комитета и отряды юнкеров. Застряв у своих, Пастернак потом никак не мог добраться до расположенного совсем неподалеку Сивцева Вражка. Истосковавшись по работе, он тут же ушел к себе, как только представилась такая возможность. В «Охранной грамоте» Пастернак вспоминал об этой квартире: «В не убиравшуюся месяцами столовую смотрели с Сивцева Вражка зимние сумерки, террор, крыши и деревья Приарбатья. Хозяин квартиры, бородатый газетный работник чрезвычайной рассеянности и добродушья, производил впечатленье холостяка, хотя имел семью в Оренбургской губернии. Когда выдавался досуг, он охапками сгребал со стола и сносил на кухню газеты всех направлений за целый месяц вместе с окаменелыми остатками завтраков, которые правильными отложеньями из свиной кромки и хлебных горбушек скапливались между его утренними чтеньями. Пока я не утратил совести, пламя под плитой по тридцатым числам получалось светлое, громкое и пахучее, как в святочных рассказах Диккенса о жареных гусях и конторщиках. При наступлении темноты постовые открывали вдохновенную пальбу из наганов. Они стреляли то пачками, то отдельными редкими вопрошаньями в ночь, полными жалкой безотзывной смертоносности, и так как им нельзя было попасть в такт и много гибло от шальных пуль, то в целях безопасности по переулкам вместо милиции хотелось расставить фортепьянные метрономы. Иногда их трескотня переходила в одичалый вопль. И как часто тогда сразу не разобрать бывало, на улице ли это или в доме».
В квартире Розловского было написано одно из лучших прозаических произведений Пастернака ранней поры — повесть «Детство Люверс».
С наступлением зимы и холодов Б.Пастернак заболел страшным гриппом — «испанкой», который в тот год унес множество жизней. Е.Б.Пастернак свидетельствует: «Ослабленный недоеданием и перегрузками, больной находился в критическом состоянии. Дров не хватало, комнату, где он лежал, нельзя было натопить как следует. В начале декабря, когда стало ясно, что опасность миновала, ему позволили подыматься. За ним ухаживала мать, переехавшая на время к сыну».
На Сивцевом во время болезни сына Л.О.Пастернак сделал набросок: Борис лежит на кровати с книжкой в руках. Этому периоду своей жизни Б.Пастернак посвятил поэтический цикл «Болезнь», который вошел как составная часть в книгу «Темы и варьяции».
Работа над циклом «Разрыв» из той же книги, посвященным концу отношений с Еленой Виноград, тоже относится к времени жизни Пастернака в квартире Розловского. Этот страшный и плодотворный период закончился переездом в родительскую квартиру, связанным с необходимостью поддерживать семью в тяжелейших условиях пореволюционного времени, которое грозило не только голодом, но и выселением, и вполне реальным физическим уничтожением. В 1919 г. вышел закон «Об уплотнении».
Наряду с семейством Устиновых, которые почти в то же самое время переселились в квартиру Пастернаков с первого этажа, Борис был вынужден отказаться от не так давно и с немалым трудом отвоеванной самостоятельности. Он вернулся в отцовскую квартиру «первым вольным уплотнителем».
5 этажей (№ 14, 2005 год постройки). Многофункциональный жилой комплекс «На Сивцевом Вражке». 

Ранее на этом месте находилось богадельня «память вдовы генерал-майора Ю. Трофимовича», построенная в 1910 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. 

В 1930-х годах оно было надстроено двумя этажами, а сзади к нему архитектором И. Гохблитом пристроено пятиэтажное здание.

8 этажей (№ 15/25, 1930 год постройки, «дом-трилистник» — вместо обычных прямоугольных секций для него использованы секции, образующие в плане трилистник). «Здесь родилась песня «Подмосковные вечера». Автор М.Матусовский».

Вместо обычных прямоугольных секций для него использованы секции, образующие в плане трилистник. Впервые такую форму предложил в 1925 году архитектор Н. Ладовский. 

В доме жил экономист Е. Варга.

6 этажей (№ 19, начало 20 века, бывший доходный дом корнета запаса П. Зайченко; здесь в 1911 году снимали квартиру Марина Цветаева с Сергеем Эфроном, у них в гостях был М. Волошин). «В этом доме в конце 1911 начале 1912 жила русская поэтесса Марина Цветаева».

В этом доме в конце 1911 — начале 1912 годов жила поэтесса Марина Цветаева.
Шестиэтажный доходный дом в Сивцевом Вражке был построен в 1911 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для домовладельца Зайченко. В доме были устроены большие комфортабельные квартиры, предназначенные для сдачи внаем.
В одной из таких квартир - № 11, на шестом этаже, в начале октября 1911 года поселилась Марина Цветаева со своим женихом Сергеем Эфроном и его сестрами – Верой и Лилей. Она переехала сюда из родительского дома в Трехпрудном переулке, здесь прожила несколько месяцев до свадьбы и отъезда в свадебное путешествие.
«У меня большое окно с видом на Кремль. Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и темные силуэты башен. Наша квартира начала жить. Моя комната темная, тяжелая, нелепая и милая. Большой книжный шкаф, большой письменный стол, большой диван — все увесистое и громоздкое. На полу глобус и никогда не покидающие меня сундук и саквояжи».
Это был период растущей известности Марины Цветаевой как поэта – в это время готовился к выходу второй сборник ее стихов «Волшебный фонарь», а в январе 1912 года она победила на Всероссийском конкурсе поэтов и получила золотую медаль за лучшее стихотворение на строки Пушкина.
Жизнь в квартире текла весело – здесь каждый день бывали гости, устраивались шумные застолья – за бесконечные шутки, дурачества и мистификации, которые так любили и хозяева, и гости, их квартиру прозвали «обормотником», а их самих – «обормотами» - это прозвище приклеилось к ним еще с лета, когда шумная компания весело проводила время в Коктебеле, в доме поэта Максимилиана Волошина.
Волошин несколько раз был в гостях в Сивцевом Вражке – во время своего приезда в Москву в феврале 1912 г., как раз когда вышла в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой, которую она ему с гордостью подарила. Его мать, Елена Оттобальдовна Волошина или Пра, как звали ее близкие, подолгу гостила в этой квартире и была неизменной душой веселого «обормотского» общества. Весной 1912 года, вскоре после свадьбы, Марина Цветаева и Сергей Эфрон уехали в Европу. Некоторое время спустя с квартиры съехали и сестры Сергея Эфрона. Сейчас дом продолжает оставаться жилым. Он является объектом культурного наследия – как один из домов, связанный с жизнью и творчеством выдающего русского поэта Марины Цветаевой. На доме висит соответствующая памятная доска.

Дом вырос на месте маленьких домиков, разбросанных по старой усадьбе. 

Упоминания о ней – с 1837 года. 

В 1840 году архитектору Таманскому разрешено здесь построить одноэтажное с мезонином здание. 

Многочисленные планы перестроек были у последующих владельцев участка, но действительно грандиозное строительство начинается только в 1911 году, когда от воскресенского купца С. Лилиенталя владение переходит к корнету запаса П. Зайченко; работы поручены архитектору Н. Жерихову, много строившему в этом районе.

Судя по всему, дом воздвигнут молниеносно, и 2 октября 1911 года юная Марина Цветаева с будущим мужем 17-ти летним Сергеем Эфроном (только что познакомились у Волошина в Коктебеле) гнездятся на последнем, шестом этаже в «огромной, неуютной квартире» № 11. 

В начале 1912 году у останавливался поэт М. Волошин.

7 этажей (№ 20, 1994 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – центр госуслуг района Арбат. 

Строительство шло с 1985 по 1994 год. 

Изначально предназначался для ЦК, однако в начале 1990-х большинство квартир было отдано многодетным очередникам.

7 этажей (№ 21, 1928 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 23/14, начало 20 века, бывший доходный дом И. Коровина).

6 этажей (№ 29/16, 1930 год постройки, бывший дом начальствующего состава Народного комиссариата морского флота, позднее командного и начальствующего состава Красной Армии; в доме жил Борис Шапошников).

9 этажей (№ 31/13, 1964 год постройки, «Генеральский дом» – здесь жило множество военачальников: Иван Кожедуб, Иван Баграмян, Павел Полубояров, Валентин Варенников и др.). Кирпичный. «В этом доме с 1966 года по 1982 год жил дважды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян». «В этом доме с 1966 года по 1984 год жил Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Павел Федорович Батицкий». «Трижды герой Советского Союза, маршал авиации, Иван Никитович Кожедуб жил в этом доме с 1966 по 1991». «Генерал армии Комаровский Александр Николаевич, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР жил в этом доме с 1966 по 1973 гг.». «В этом доме с 1976 - 1994 г. жил выдающийся военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Огарков Николай Васильевич». «Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск Павел Павлович Полубояров жил в этом доме с 1964 по 1984 год». «Герой Советского Союза, генерал армии Валентин Иванович Варенников жил в этом доме с 1980 по 2009 гг.». «Дважды герой Советского Союза, маршал авиации Ефимов Александр Николаевич жил в этом доме с 1977 по 199? гг.».

Про Ефимова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_164.htmlПро Варенникова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_626.html. Про Огаркова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_670.html. Про Комаровского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_799.html. Про Батицкого см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_472.html.

8 этажей (№ 33, 1964 год постройки, здесь многие годы жил и работал писатель Михаил Шолохов (мемориальная доска). Кирпичный.

Про Шолохова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_699.html.

8 этажей (№ 37/16, 1962 год постройки).

4 этажа (№ 42, стр. 1, начало 20 века). Построен в 1901 году. Архитектор В.А. Ковальский. В 1925 году надстроен двумя этажами в стиле конструктивизм.

Планируется воссоздание усадьбы силами Фонда «Сивцев Вражек».

6 этажей (№ 44/28, 1-я половина 20 века, бывший доходный дом О. Петровской, затем дом-коммуна Мосполиграфа; квартиру А. Изрядновой в 1920-е годы посещал ее бывший гражданский муж поэт Сергей Есенин). Кирпичный. 


Доходный дом О.С. Петровской был построен в начале XX века архитектором Дмитрием Михайловичем Челищевым, потомком древнейшего рода, известного со времен Александра Невского.
Ещё до окончания обучения он работал помощником участкового архитектора и участвовал в строительстве комплексов доходных домов в Староконюшенном и Гагаринском переулках, неплохо зарекомендовав себя в профессиональном сообществе.
В 1911 году Дмитрию Челищеву, только окончившему Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но ставшему уже довольно известным архитектором, поступает заказ на проектирование и строительство нового доходного дома на пересечении Сивцева Вражка и Денежного переулка.
В 1913 году строительство пятиэтажного доходного дома, в котором поселился и сам Челищев с семьей, было завершено. Здание было решено архитектором в стиле неоклассики. Его фасады украшают симметричные эркеры с горизонтальными профилями, средний оформляет угол здания.
В доме с 1913 года в небольшой комнатке в коммунальной квартире № 14 жил Сергей Есенин со своей первой гражданской женой Анной Изрядновой, с которой он познакомился в типографии «Товарищества И. Д. Сытина». В своих воспоминаниях Анна Изряднова описывала свой путь домой: «Шла по Смоленскому бульвару, потом переулком в сторону Арбата, перед Арбатом сворачивала направо и затем в подворотню налево…». В 1914 году здесь у Есенина рождается первенец, сын Георгий, который прожил в этом доме вплоть до расстрела в 1937 году. После расставания с Анной Изрядновой поэт часто навещал сына, а в 1925 году на крохотной кухне в печи жёг свои рукописи перед последней поездкой в Петроград. Стоит отметить, что в 1938-1939 годах здесь была прописана мать Есенина, Татьяна Федоровна.
В первые послереволюционные года доходный дом Петровской стал домом-коммуной Мосполиграфа. В 1940-м году Челищев надстраивает его на один этаж. Интересно, что в советское время архитектор занимался в основном надстройкой и реконструкцией, в том числе, и своих зданий.
Дом и сейчас является жилым. Здесь родился и вырос народный артист России, кинорежиссер Сергей Никоненко. В гостях у него не раз бывали Василий Шукшин, Андрей Миронов и многие другие известные писатели, музыканты, актёры. Именно по инициативе Никоненко в 1994 году в доме, в квартире, где проживал поэт, был создан Есенинский культурный центр. Актеру удалось собрать уникальные вещи принадлежавшие семье поэта. Экспозиция показывает весь творческий и жизненный путь великого русского поэта. В культурном центре проводятся экскурсии по заявкам.

Построен в 1911-1913 годах и надстроен в 1940-е годы по проекту архитектора Д. Челищева, который проживал со своей семьей в коммунальной квартире № 5. 

В первые годы советской власти это был дом-коммуна Мосполиграфа. Квартиру А. Изрядновой (№ 14) в 1920-е годы посещал её бывший гражданский муж поэт С. Есенин.

Достопримечательности: 

Дом-музей писателя А. Герцена (№ 27).

Дом Аксаковых – филиал Литературного музея (№ 30, стр. 1).

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери на Сивцевом Вражке (№ 18, стр. 2).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через Гоголевский бульвар; от метро «Смоленская» пешком через улицу Арбат и Денежный переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий