суббота, 22 октября 2016 г.

Мерзляковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Арбат и Пресненский (ЦАО) от улицы Новый Арбат до Большой Никитской улицы. 

Недалеко – Бульварное кольцо и метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 500 метров.

История:

Первоначальное название Мастрюкиной улицы (названной по отчеству князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, владевшего здесь усадьбой; Мерзляковский, вероятно, искажённое Мамстрюковский). 

Строения по его чётной стороне в основном выходят на Никитский бульвар. 

В д. 1 (18-19 вв., часть здания снесена при прокладке Нового Арбата) находился театр М. Немчинова (Немчиновский), затем братьев Гирш. 

Большинство домов (особняки и доходные дома) возведены на рубеже 19—20 вв. 

В д. 9 размещалось музыкальное училище В. Зограф-Плаксиной, затем музыкальный техникум, где преподавал Д. Кабалевский; в д. 11 — мужская гимназия А. Флёрова (оба здания — 1910, архитектор Н. Жерихов), ныне музыкальное училище и детская музыкальная школа при Московской консерватории.


Переулок назван в 17 веке по искаженному отчеству князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, владевшего здесь в 1634 году собственным двором.

Переулок называли также Мастрюкиной улицей, Маструковкой улицей, Мастрюковской улицей, Местриковой улицей и Местриковым переулком.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Бывший жилой флигель городской усадьбы Н. Шереметьевой (№ 8, стр. 5, конец 19 века). Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
• Офисное здание (№ 10). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное, 1902 года постройки с еще более старыми палатами.
• Академический музыкальный колледж (училище) при Московской консерватории (№ 11; конец 19 века, бывшее общедоступное музыкальное училище выпускницы Московской консерватории В. Зограф-Плаксиной; здесь учились Тамара Синявская, Дмитрий Кабалевский, Максим Дунаевский, Геннадий Гладков, Юрий Саульский, Андрей Эшпай, Дмитрий Маликов и др.). 
Музыкальное Академическое Училище при Московской Консерватории – среднее специальное учебное заведение. 
Основано в 1891 г. пианисткой и общественным деятелем В. Зограф-Плаксиной в доме М. Дюгамель (Мерзляковский переулок, 18), с 1910 г. — по нынешнему адресу. 
В 1919 г. училище было национализировано и получило название 6-я Московская государственная двухступенная музыкальная школа, с 1922 г. – 6-й Московский государственный техникум, с 1923 г. – имени А. и Н. Рубинштейнов. 
В 1926 г. организованы классы всех духовых инструментов симфонического оркестра. 
В 1929 г. училище было объединено с техникумом имени А. Скрябина и получило название Московский областной музыкальный техникум. 
С 1934 г. включено в учебный комбинат Московской консерватории, с 1936 г. современное название, с 1991 г. академическое. 
Директорами училища были: Зограф-Плаксина (1891—1930), Р. Блюман (1930—59), С. Кальянов (1959 — 1961), Л. Артынова (с 1961). Среди преподавателей (в разное время) — композиторы и музыковеды: И. Протопопов, Б. Яворский, А. Александров, С. Василенко, Д. Кабалевский, В. Галацкая, Д. Блюм, Ю. Холопов, В. Фраёнов, Ю. Фортунатов, Е. Царёва; пианисты: А. Гедике, А. Гольденвейзер, Я. Мильштейн, Н. Фишман, П. Месснер; педагоги струнного отделения: С. Козолупов, А. Метнер, участники квартета имени Людвига ван Бетховена, Я. Янкелевич; М. Мчеделов, В. Дулова (арфа); духового отделения: Н. и В. Солодуевы, Ю. Ягудин, А. Пресман, С. Ерёмин, вокального — Г. Тиц, Е. Кругликова; дирижёрско-хорового — Е. Зверева. 
Училище имеет свой симфонический оркестр (дирижёр А. Левин). 
При училище (в том же здании) работает 7-летняя детская музыкальная школа. 
В концертном (актовом) зале и в одном из классов установлены органы. 
Учащиеся и педагоги ведут активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность, выступают в зале училища, в Большом и Малом залах консерватории. Преподавание основано на традициях московской консерваторской школы. Училище готовит исполнителей, преподавателей, дирижёров хора и духового оркестра; функционируют отделения: фортепьянное, струнных инструментов, духовых и ударных, сольного пения, хорового дирижирования и теории музыки. В училище около 600 студентов, в том числе из зарубежных стран. 
По названию переулка, в котором расположено училище, оно известно как «Мерзляковское», или «Мерзляковка».
• Офисные здания (№ 18, стр. 1 и 2).
Дом Дюгамель.
Доходный дом с элементами стиля модерн построен в конце XIX в. вдовой статского советника Марией Павловной Дюгамель († 10 сентября 1907). Она много лет дружила с отцом Иоанном Кронштадтским (Сергеевым). Много помогала ему материально, когда он был юношей. И он сохранил эту дружбу на всю жизнь. Когда Иоанн Кронштадский приезжал в Москву он всегда останавливался у нее отдохнуть после богослужений и посещений страждущих. Существовал раз и навсегда заведенный порядок, что она оплачивала ему карету с вокзала и по городу, и обедал он только у нее в доме. «На обед в доме Дюгамель обычно (если не было строгого поста) подавались рыбные закуски: селедка, семга, отварная белуга и икра; мясного, за исключением бульона из куриных потрохов, он не ел ничего; из вина выпивал 1–2 рюмки «елисеевского» хереса «Золотой кораблик» — по рекомендации самого Елисеева. За чашкой кофе в гостиной Дюгамель неизменно читал газету «Московские ведомости», тогдашний редактор которой Владимир Грингмут пользовался его одобрением и уважением за крайне правую редакционную линию» — так вспоминал эти обеды в доме биограф Кронштадского Ястребов.
С 1896 по 1910 г. помещение арендовало Общедоступное музыкальное училище В.Ю. Зограф-Плаксиной, которое после 1917 г. было преобразовано в 4-й Государственный музыкальный техникум им. А. и Н. Рубинштейнов, позднее называвшийся областным музыкальным техникумом, а попросту Мерзляковка. В училище за небольшую плату можно было получить хорошее музыкальное образование по программе консерватории. Окончившие училище В.Ю. Зограф-Плаксиной и предоставившие свидетельства об окончании шести классов гимназии, имели право держать экзамен на получение диплома Императорской Московской консерватории.

В 2000-е гг. дом реконструировали, и теперь он привлекает глаз прохожих своей керамической плиткой на аттике верхнего этажа и огромным эркером с окном лестничного марша с причудливым переплетом.

• Офисное здание (№ 22). 

Здание бывшего детского сада сейчас сдается под офисы.

Жилые дома:

5-6 этажей (№№ 5/1, 7, 13, 1920-е годы постройки). 

В доме № 13 бывал у своего родственника И. Бунин; в доме жил участник известного квартета имени Л. Бетховена альтист В. Борисовский.

5 этажей (№ 9, начало 20 века, бывший доходный дом В. Плаксиной).

2 этажа (№ 14, 1924 год постройки).

4 этажа (№ 15, начало 20 века; бывший доходный дом Элькинд). «Здесь в январе 1906 года Владимир Ильич Ленин участвовал в заседании лекторской группы при Московском Комитете РСДРП(б)».

Музей русского десерта "КонфеКтная".
В музее представлена экспозиция о конфетной лавке конца 19 века, как рекламировали шоколад, зефир, карамель, марципан, тянучки, помадки, щербеты, ириски, экскурсии с угощением в традициях русского чайного стола.
В музее проводятся мастер-классы:
Ремесленный шоколад с цветами, семенами, травами, ягодами - 400р;
Роспись шкатулок -1500; разделочных досок – 800;
Лепка сахарного цветка – 400;
Картина маслом на холсте - 3000р/час;
На территории музея работает Феина-Кофейня, где заваривают чай с цветами пряностями, шишками, черемухой, сухофруктами, а также подают десерты по старинным рецептам.

5 этажей (№ 16, начало 20 века; бывший доходный дом архитектора А. Гребенщикова).

4 этажа (№ 20, стр. 1; начало 20 века; бывший доходный дом). 

В 1902 г. был построен доходный дом (№ 20) доктора медицины Ф.А. Александрова по проекту архитектора А. Остроградского. На табличке с отчётом о реставрации написано, что это особняк доктора Александрова, но на самом деле это такой компактный доходный дом. 

А сам хозяин с семьей жил, судя по всему на втором этаже. В этом же доме располагалась его частная гинекологическая клиника.

Здесь помимо декора стены в глаза бросается ковка решёток балкона и крыши. Само железо использовалось среди других материалов, помимо железобетона. Правда, эстетику голых железных арматур, какой она, например, выступала в мостостроительстве или Эйфелевой башне, модерн не воспринимал, предпочитая использовать его ковкость и пластичность традиционным способом — в ажурных решетках и декоративных деталях. 
Модерн, в котором боролись красота и функционализм, старался затерять среди множества других смыслов функциональное назначение различных предметов и форм. Характерный пример — решётки, у которых основная функция — ограждать, защищать человека. Это ярко выражено в классицизме с рядами копий. В модерне решётки приобретают облик графической виньетки, приятной и притягательной, но в то же время функцию свою не теряют.

Выразительным украшением здания служат и маскароны в виде женских лиц.
Лицо в модерне всегда несет в себе какое-то эмоциональное выражение: гнев, угрозу, страсть и т.д. Здесь мы видим женское лицо в состоянии задумчивости, сосредоточенности. Тема женщины, найдя воплощение во многих шедеврах и рядовых постройках модерна, символизировала священное начало жизни, и в то же время — предел красоты в природе.

Надстроен на один этаж в 2004 году. Сделали, надо сказать, достаточно аккуратно, с сохранением стиля.

Небольшое симметричное, изначально трехэтажное здание было построено как особняк. Каждый этаж имел свой рисунок окон. Фасад здания оживлен экспрессивным рисунком металлических ограждений, разнообразной фактурой стены, облицованной светлой керамической плиткой с цветными изразцовыми вставками, а также разнообразной лепниной — элементами рокайля, цветками ирисов и кудрявыми женскими головками у основания полуколонн центрального и боковых ризалитов, а также керамическими панно над балконными окнами из абрамцевской плитки. Скорее всего они сделаны по рисункам М.А. Врубеля «Бессмертники». Дом в 1902 г. построил архитектор Анатолий Александрович Остроградский для известного врача, приват-доцента гинеколога Ф.А. Александрова. Тут был его кабинет, квартира, а еще он сдавал квартиры внаем.
Здание было значительно перестроено в 1960-х гг. Уничтожены первоначальные входы в него, заменены фигурные рамы и прочая столярка постройки, не сохранилось большинства металлических ограждений балконов, уничтожены фигурные аттики на крыше, орнаментальные керамические панно закрашены. Были утрачены интерьеры.
В 2000-х гг. начата реконструкция с частичным восстановлением исторических деталей фасада. Здание было надстроено четвертым этажом. Фасад частично реставрирован, частично дополнен стилизованными деталями по авторским проектам. Восстановлены фигурные переплеты окон, металлические ограждения балконов третьего этажа, лепнина вокруг центрального овального окна и в завершении пилястр, аттики и фигурные металлические ограждения кровли, а также фигурные ворота в правой части фасада, где ранее располагался въезд во двор, а теперь устроен парадный вход в здание. Очищены керамические абрамцевские вставки, которые обрели свою подлинную мерцающую изумрудно-охристую цветовую гамму. Вход в наемные квартиры, располагавшийся ранее в центре фасада, означен профилем. По аналогии с правым воссоздан левый балкон второго этажа. В окнах прежней лестничной клетки (овальном и вытянутом на два этажа) появились новые цветные орнаментальные витражи, стилизующие прихотливые линии модерна.

Достопримечательности:

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Новый Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 25.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий