четверг, 6 октября 2016 г.

Гжельский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Таганскому району (ЦАО) от Андроньевского проезда и Волочаевской улицей до улицы Золоторожский Вал. 

Рядом – железная дорога Нижегородского направления (платформа Серп и Молот). 

Недалеко – метро «Римская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), но значительная часть переулка закрыта для движения автотранспорта. Тротуары – с 2-х сторон и с одной стороны. Озеленение слабое. Длина – около 350 метров.

История:

До конца 19 века — Безымянный переулок.

Переулок назван в конце 19 века по жившим здесь выходцам из подмосковного села Гжель — центра производства фарфоровых изделий с характерным синим рисунком.

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 3/7, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Бывший дом купцов Шлыковых (№ 11).

Дом купцов Шлыковых, в дальнейшем Балашовского мукомольного товарищества.

В доме родился московский скульптор Алексей Шлыков, автор бюстов Бауману и Свердлову в холлах метро, памятника Бауману перед МВТУ, Гайдару в Текстильщиках, лепного убранства и литья в Историческом музее.

• Офисное здание (№ 12/3). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Предприятие по производству ампул для лекарств «Мосхимфармпрепараты» (№ 13; бывшая фабрика фармацевтических принадлежностей Роберта Келлера, конец 19 века).

Каменный особняк с шестиколонным портиком был построен здесь, в бывшей Вороньей слободе, ещё в XVIII веке. С перестройками последующего времени он дошёл до наших дней. С середины XIX столетия владение в Золоторожском переулке (с 1913 года и поныне – Гжельский, по жившим здесь выходцам из подмосковного села Гжель) принадлежало первогильдейскому купцу, старообрядцу Сергею Васильевичу Балашову, женатому на старшей сестре знаменитого «фарфорового короля» М. С. Кузнецова Пелагее Сидоровне. Балашов был одним из опекунов Матвея Сидоровича в годы его несовершеннолетия. Вместе с братом Григорием создал «Товарищество мануфактур Сергея и Григория Балашовых».

Вероятнее всего, ещё в середине 1860-х годов в доме была устроена тайная моленная Сергие-Ваханской старообрядческой общины Белокриницкого (Рогожского) согласия.

После смерти Сергея Васильевича в 1889 году владение перешло к его сыну Максиму Сергеевичу, потомственному почётному гражданину, владельцу Товарищества мануфактур «С. и Г. Васильевича Балашова Сыновья», включавшего ткацкую и отделочную фабрики в Куровской и красильно-набивную с аппретурной в Москве, одному из членов-учредителей Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища.

После опубликования в 1905 году Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», легализовавшего все старообрядческие православные согласия, в доме Балашовых была устроена церковь во имя св. Сергия и Вакха. В планах была перестройка здания и придание ему церковного облика, но этот проект так и не был осуществлён. Внешне храм выглядел, как партикулярная постройка, но с крестом, возвышавшимся над фасадом.

Это была одна из первых московских старообрядческих церквей, закрытых после революции. В 1922 году административный отдел Моссовета произвёл ревизию храма. После ухода комиссии причт кадил храм, для изгнания «большевистского антихристова духа». Кто-то донёс и церковь закрыли.

В соседнем владении с Балашовыми, между Вороньей улицей (ныне – улица Сергия Радонежского) и Золоторожским (Гжельским) переулком в 1882 году была открыта самая первая в Москве фармацевтическая фабрика, принадлежавшая мануфактур-советнику Р. Р. Келеру, ставшая к 1917 году крупнейшим в России предприятием по выпуску медикаментов. В 1918 году фабрику национализировали, и на её базе был создан «Фармзавод № 12», которому в 1922 году было присвоено имя первого наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко (с 1976 года - Московское производственное химико-фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты», в постсоветское время акционированное и действующее поныне). Вот Фармзаводу и передали дом Балашовых для размещения здесь заводской столовой.

Несколько лет назад середина Гжельского переулка была перекрыта с двух сторон воротами. Таким образом, сейчас увидеть балашовский особняк можно только через ограду, свободного доступа к нему нет.



В 1882 году провизор и московский купец первой гильдии Роберт Келер открыл в Москве на Вороньей улице (ныне Сергия Радонежского) в собственном доме фабрику фармацевтических принадлежностей. Эта фабрика явилась первым в России промышленным предприятием по производству лекарственных средств и сыграла большую роль в становлении отечественной химико-фармацевтической промышленности.

В журнале «Нива» (№ 49, 1900 г.) отмечено, что историческая заслуга первого в России химико-фармацевтического предприятия Р. Келера состоит «в водворении в России новой отрасли обрабатывающей промышленности – производства химических и фармацевтических препаратов с целью вытеснения с русских рынков однородных продуктов иностранного производства. Заслуга эта имеет многостороннее государственное значение».

Фабрика Келера выпускала различные капли, настойки, мази, порошки, экстракты, пластыри, перевязочные средства, аптечки и другие фармацевтические препараты. Эта продукция пользовалась большим спросом, так как она была дешевле аналогичной продукции, изготавливаемой в аптеках или выписанной из-за границы.

В 1917 году фабрика Келера стала крупнейшим в России предприятием по выпуску медикаментов, которое после национализации получило название Фармзавод № 12.

В 1922 году по решению Центральной комиссии по переименованию фабрик и заводов Фармзаводу № 12, как одному из самых передовых предприятий химико-фармацевтической промышленности, было присвоено имя первого Наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко.

В 20-30-е годы завод был неоднократно перепрофилирован и модернизирован: осуществлен запуск ампульного, таблеточного, трех химических цехов, организовано производство наркозного и чистого хлороформа. 

В 1976 году на базе 5 старейших московских заводов было создано производственное объединение «Мосхимфармпрепараты». 

В 2006 году ФГУП «Мосхимфармпрепараты» им. Н. Семашко» преобразован в ОАО «Мосхимфармпрепараты» им. Н. Семашко», 100% акций которого на сегодняшний день принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

На территории предприятия находится особняк 18 века купца Максима Балашова с домовая церковь Сергие-Вакховской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии, которая существовала в доме купцов Балашовых с 19 в. (№ 13). Община при ней была зарегистрирована после манифеста о свободе вероисповедания 1905 г. Церковь закрыта большевиками в 1922 г., когда были ликвидированы все домовые церкви Москвы. Теперь тут – национальный институт авиационных технологий.

• Офисное здание (№ 15). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Завод "МФ Знак" (№ 15). Производство и продажа медалей, наградной ведомственной продукции и металлофурнитуры для форменного обмундирования в России с 1998 г.

• Торговый дом (№ 19). Магазин «Камуфляж и снаряжение», Мебельный салон "Роникон". Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Торгово-общепитовский центр (№ 19, стр. 2). Кафе «Шведский стол», блинная «Теремок», кафе «Вай мэ», обувной магазин «Маттино Обувь» и пр. Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисное здание (№ 20). 

Фундамент – бутовый, ленточный; стены – кирпичные; крыша – металлическая. Коммуникации – водопровод и канализация централизованы (городские), отопление – от завода «Мосхимфармпрепараты»; территория закрытая (въезд через КПП, дополнительный пропускной пункт на внутренний двор здания). Год постройки: 1917. 

Находилось в залоге у банка, который его выставлял на торги в 2016 году. Дальнейшая судьба неизвестна. 

Проблема данного здания заключалась в зависимости отопления помещения от «Мосхимфармпрепаратов», которые обанкротились.

• Офисное здание (№ 26). Двухэтажное кирпичное здание.

Жилой дом:

3 этажа (№ 3/7, конец 19 века). Кирпичный.

Нумерация зданий в переулке нестрогая.

Достопримечательности:

Здания конца 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Римская» пешком.


Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий: