пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Черкасский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Никольской улицы до улицы Ильинка. 

Рядом – метро «Лубянка» и «Площадь революции».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Ильинка (Никольская улица – пешеходная). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

До 18 века — Грамотин переулок (по двору дьяка Ивана Грамотина) и Посольская улица (после передачи переулка в ведение Посольского приказа в 17 веке).

Переулок назван в 18 веке в честь князя П. Черкасского, который был одним из местных дореволюционных домовладельцев.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• МФЦ (№ 4, стр. 1).  

Бывшая городская усадьба кн. Одоевских — торговый дом Г. Хаджи-Консты, архитектурный ансамбль 18-19 вв. 

Построен в 1891 г. архитектором К. Буссе с палатами середины 18 в., 1-я треть 19 в. 

Большое владение, которое изначально много лет было собственностью князей Одоевских. 

Это единственная сохранившаяся боярская усадьба Китай-города с большим двором, когда-то садом. 

Внутри двора сохраняется старый каменный главный дом усадьбы, стоящий торцом к переулку и построенный вероятно после пожара 1737 года, когда предыдущие палаты выгорели полностью. 

С 1777 года князья Одоевские пытались продать усадьбу. 

Но продали ее только в 1788 году – губернскому прокурору Ф. Яцыну, а он через 2 года перепродал ее за 29 тысяч рублей владельцу соседнего участка Н. Шереметеву. 

В начале 19 века все обширное владение перешло в руки купцов, нежинских греков Хаджиконста или Хаджи-Конста. 

Вокруг греческого Никольского монастыря исстари селились греки, недалеко находились владения еще одного нежинского грека Бостанжогло. 

Тогда же был построен еще один особняк, чуть дальше во дворе, по линии первого особняка, с очень красивым кованым зонтом над входом. 

Его испортили ремонтом начала 1990-х. 

Обширный двор усадьбы, где раньше был большой усадебный сад Одоевских, Хаджиконста использовали под склад различных товаров. 

Уже в 1891-1892 гг. по проекту архитектора К. Буссе был построен по переулку длинный, непритязательный на вид корпус, заменивший собой каменные одноэтажные лавки. 

Перед первой мировой войной тогдашняя владелица участка Е. Хаджиконста хотела снести все строения и построить большой торговый пассаж по проекту Ф. Шехтеля, но революция помешала ей это сделать. 

После революции тут было много учреждений, а двор занимала автобаза.

• Офисы (№ 4, стр. 2; бывший жилой флигель городской усадьбы кн. Одоевских – Г. Хаджи-Консты начала 19 века). 

Раньше здесь находилась компания «Союз Метроспецстрой».

• МФЦ (№ 4, стр. 6).  

• Федеральное агентство по государственным резервам (№ 6/7; бывший доходный дом М. Александрова). 1898—1899, архитектор А. Иванов.

Здание делового двора петербургского купца М.А. Александрова построено в 1898-1899 гг. архитектором А.В. Ивановым на углу Старопанского и Большого Черкасского переулка. Один из самых удачных в Москве образцов строгого делового здания и одно из самых ранних применений приемов функционализма для торгово-офисных помещений. Каркасная структура фасада позволила сделать большие окна, чья монументальность контрастирует с мелким ажурным литьем французских балконов внизу каждого окна. Что украшает довольно скучный и сухой фасад. Благородный и скромный облик здания выгодно отличают его от работы того же времени Ф. О. Шехтеля рядом для ТД «Аршинов и К».
Этот участок в Китай-Городе довольно рано отошел купцам. В начале XVIII века им владела купеческая семья Акишевых. Внучка первого владельца Дмитрия Дмитриевича Акишева, Авдотья Андреевна, в 1731 г. вышла замуж за Я. Ф. Мировича, который за самовольную отлучку с военной службы был сурово наказан - послан в Сибирь для дальнейшего ее прохождения. Там у них в 1740 г. родился сын Василий. Именно он известен в русской истории как организатор неудавшегося переворота в пользу Иоанна VI Антоновича. Мирович был казнен в Шлиссельбургской крепости 5 июля 1764 г.
В XIX в. у Акишевых это владение купили купец Н.Е. Карташев. Под этой фамилией подворье и вошло в историю. В московских легендах отражен последний Карташев - Григорий Николаевич. Про него говорили – «жаден как Карташев». Он занимался ростовщичеством, давал только крупные заемы под очень большие проценты. Расписок не брал, но в суд не ходил и бывало его обманывали. В подворье был трактир Пономарева. Во втором зале этого трактира за отдельным столиком под лампадой днями сидел Карташев – старый ободранный, давно не мывшийся, старик. Тут к нему приходили посетители - вполне приличные люди. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил один, спал на голой лежанке, подложив что-нибудь из платья под голову. Вставал в 10 утра и аккурат в 11 часов шел в трактир. Ел бесплатно вчерашние щи и кашу. Платил только за самый дешевый чай. Заемщики сюда приходили и спрашивали то же самое, а если заемщик что подороже себе заказывал, то ему был отказ в заеме.
Когда он умер – то деньги в его квартире находили везде, в сундуках подвалов вместе с огрызками сахара. Главное хранилище было в печи, к которой было прилажено что-то типа гильотины, заберется вор – его пополам разрубит. Были просроченные векселя и купоны, съеденные меха, свертки с империалами. Всего насчитали 30 млн. рублей. Наследовала ему его сестра, сама знаменитая московская домовладелица - Клавдия Николаевна Обидина, которая была замужем за стариком Обидиным, тоже миллионером.
В 1897 году владение у Обидиной купил петербургский купец Михаил Александров.

• Офисы (№ 7). 

Бывший дом Московского купеческого общества (1882, архитектор Б. Фрейденберг; 1904; 1950-е).

• Фирма «Центроэнергомонтаж» (№ 8/6; 1874 год постройки, бывшая гостиница и доходный дом Н. Лопатина). Одна из ведущих специализированных организаций в России по монтажу тепломеханического оборудования и трубопроводов на тепловых и атомных электростанциях.

Это бывшая гостиница под названием "Старо-Ивановская", здание ее в псевдорусском стиле было выстроено по проекту Н. Никитина в 1874 г. 

В этом доме работал в 1931-1968 гг. скульптор А. Измалков (мемориальная доска). 
Алексей Измалков (1905 — 1968) — главный художник Военно-Морского Флота СССР, скульптор.
Родился в с. Измалково Липецкой области в семье гончара. Крёстным отцом будущего скульптора был известный писатель И. А. Бунин. С детских лет проявил большие способности к гончарному делу, поступив в сельскую гончарную школу.
С началом гражданской войны в четырнадцатилетнем возрасте добровольно вступает в ряды Красной Армии. Молодой красноармеец принимает участие в боях с белоказаками Деникина, врангелевцами, с бандами басмачей.
Осенью 1923 года Измалков был направлен на учебу в Орел, на командные пехотно-пулеметные курсы. Здесь узнали о способностях девятнадцатилетнего курсанта, и он становится бессменным художником стенных газет. Иногда удавалось ему заниматься и лепкой. Его мечта — стать скульптором. После окончания курсов, в сентябре 1924 года, Измалков получил направление в Москву, на изобразительное отделение рабфака искусств имени А. В. Луначарского. В это время будущий скульптор несколько раз встречался с В. Маяковским, С. Есениным, Н. Обуховой, бывал в гостях у многих крупных художников, артистов, писателей.
Окончив рабфак, Измалков продолжает учебу в Ленинграде, в Академии художеств тогда практиковались командировки бригад художников в воинские части и на погранзаставы, на промышленные предприятия и в колхозы. Образы героев революции становятся впоследствии одной из главных тем в его творчестве. Измалков создает большое количество скульптурных портретов верных сынов Родины. В разных городах можно видеть его работы. Среди них — портреты Дзержинского, Фрунзе, Ворошилова, Буденного, Чапаева, Щорса, Пархоменко, Котовского, Дундича, Железнякова и многих других.
В первые дни Великой Отечественной войны Алексей Матвеевич добровольно уходит на фронт. Офицер Измалков — в составе действующего флота в Заполярье, затем его направляют на Чёрное море. В 1942 году он назначается главным художником Наркомата Военно — Морского Флота СССР. В годы войны Измалков создает несколько скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны.
Одной из главных работ скульптора является памятник 68 десантникам К. Ф. Ольшанского в городе Николаеве.
В послевоенные годы А.М. Измалков запечатлел в бронзе, граните, гипсе многих прославившихся героев — Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, летчика-североморца дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, Героя Советского Союза Н.А. Острякова, адмиралов Ф. С. Октябрьского, С. Г. Горшкова и других. В нескольких скульптурных портретах и композициях Измалков воссоздал образ великого вождя революции В.И. Ленина. Созданные им ленинские памятники установлены на улицах и площадях Москвы, Иваново, Ялты, Ашхабада, Кустаная.

• Центральная избирательная комиссия России (№ 9; 1901 год постройки, бывший Торговый дом князя А. Голицына). 


В 1901 году архитектор А. Ф. Мейснер построил для князя Александра Николаевича Голицына доходный дом в стиле модерн. Доходный дом представляет собой жилое помещение, принадлежавшее знатному и состоятельному лицу, построенное им специально для сдачи в аренду. На первом этаже в доходном доме Голицына располагались ТД Дунаева и наследников, ТД С. А. Михайловой с сыновьями, различные магазины и конторы.
Фасадная композиция здания проста и понятна. Шесть арочных больших окон второго этажа поддержаны такими же большими окнами первого и третьего, занимая все пространство между опорами каркаса. Частые окна четвертого этажа придают законченность всей композиции. Фигуры женщин, украшающие верхнюю часть фасада, отличают серьезность и степенность, они не похожи на беспечных лорелей стиля модерн на частных особняках. Огромные ромашки придают декору значительность, а всему зданию основательность и солидность. И хотя это модерн, но он отличается от обычного «легкомысленного». В центральном портале под карнизом находится композиция из двух симметричных щитов, на которых скорее всего был изображен герб князя Голицына. Их картуши сходны с фигурами сов на венских зданиях модерна.
С точки зрения архитектуры весьма ценны металлические ворота в стиле модерн и центральная входная дверь. На месте доходного дома Голицына в XVIII веке находилась большая усадьба князя Черкасского, по фамилии которого переулок и получил свое название (Большой Черкасский). В 1832–1866 годах помещение усадьбы принадлежало знаменитой Русско-американской компании, учрежденной во времена императора Павла I для освоения и управления так называемой Русской Америкой (Аляской и др. землями). Здание было тогда двухэтажное, с торжественным портиком на арках, увенчанных аттиком. К середине XIX века стало очевидно, что связь с Русской Америкой поддерживать крайне сложно и затратно. Договор о продаже Аляски США был подписан 30 марта 1867 года, цена составила 7,2 млн долларов. Русско-американская компания была ликвидирована.

Здание перестраивалось в 1998–2000 годах для Центральной избирательной комиссии. Бережно восстановили только фасады. Внутри все перекрыто большим атриумом, в котором сделаны панорамные лифты. Стальной конический купол венчает здание; в нем устроена смотровая площадка.

Бывший торговый дом князя А. Голицына — Товарищества Г. Понизовского (1901, архитектор А. Мейснер, надстроен в 1911 году по проекту архитектора С. Гончарова).

• Главное медицинское управление Управления делами Президента (№ 11, стр. 1; бывший доходный дом купца Носова). Начало 19 в., 1870—90-е гг.
Здание торгового типа было построено тут после пожара 1812 года. Этот участок некогда составлял единое целое с участком № 9 и это был обширный двор князей Черкасских, именем которых и весь переулок получил название Большого Черкасского. 
В середине XIX века амбар принадлежал московскому купцу Алексею Ильичу Серебрякову. В 1870 –е гг. куплен Василием Дмитриевичем Носовым. По описанию внука Василия Дмитриевича Юрия Бахрушина это было древнее здание под сводами с чугунными лестницами. Здесь сидели конторщики, щелкали счеты, скрипели перья, и над всем возвышался хозяин, который не любил непорядка. Посередине всегда кипел самовар, приходили разносчики с качественными продуктами к чаю или к обеду. Посетителей всегда угощали и лакомство это было отменного качества. 
У Братьев Носовых была суконная фабрика на Введенской площади. Началась она в 1830-е годы как производство их матери Натальи Юдишны Носовой. Производили там драдедамовые платки, казинет и трико. С 1832 года братья начали производить сукно. При этом, поначалу это было так называемое кавказское сукно, из которого шили черкески. Оно завозилось на Кавказ под видом местного производства. 
В 1857 году фабрика была перестроена и расширена вдвое. В 1863 году Носовы получили подряд на выработку сукна мундирного и приборного для армии и флота, а в 1864 г. на флотские рубашки. В конце XIX века они освоили производство подушек и одеял, и носовские постельные принадлежности стали пользоваться большим спросом.
В 1909, 1911-1912 годах Василий Дмитриевич приглашал своего друга архитектора Льва Николаевича Кекушева, который построил ему чудесное деревянное «шале» на Электрозаводской улице сделать дворовые пристройки к амбару и небольшие перестройки внутри помещений.
После революции здесь помещались различные учреждения. С 1990-х тут располагается Медицинское управление УД Президента РФ. Сделан капитальный ремонт с изменением планироки, и интерьеров не осталось.

• Медицинский центр компании «Коопвнешторг» (№ 13, стр. 3). 

Комплекс домов Северного страхового общества, выходящий в Большой Черкасский переулок, построен в 1899 -1900 годах архитектором О. Пиотровичем. 

Северное страховое общество было создано в Санкт-Петербурге в 1872 году. Спустя семь лет, общество перебралось в Москву, а в 1880 году стало страховать от огня, что было очень выгодным бизнесом. Это была одна из крупнейших страховых компаний, активно вкладывающая свободные средства в строительство доходных домов и деловых центров. 

Меньше всего подверглись перестройки бывшие владения купцов Козновых, первые строения которых появились здесь еще в конце 18 века и были капитально перестроены в 1875 году архитектором Г. Пономаревым в «кирпичном» деловом стиле. 

Козновы происходили из пензенских купцов. 

Интересно, что в 1774 году именно в их доме был дан праздничный обед, когда Пугачев 2 августа взял Пензу. Они владели крупнейшей суконной фабрикой в Рязани. Так как фабрика была не в Москве и ее окрестностях, Козновы не пострадали от наполеоновского нашествия, и в первой половине 19 века фабрика сохраняла лидирующее положение в отрасли. 

С конца 19 века крупнейшим арендатором строений, выходящих в Большой Черкасский переулок, был Иван Баскаков, один из крупнейших фабрикантов шерстяной пряжи, а также крупный московский домовладелец начала XX века. 

В 1930-х годах помещения бывшего доходного дома занимали редакции журналов «На суше и на море» и «Физкультура и спорт».

• Бывший торговый дом А. Гуськова (№ 15, стр. 1, 1903 год постройки). В советское время – жилой дом с коммуналками.

• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и институт управления (№ 19/13; бывший доходный дом Г. Шелапутина, 1907 год постройки). Здание построено в 1905—07 гг. архитектором П. Щёкотовым. 

Перестроено и надстроено с изменением фасада двумя этажами в 1926 г. инженерами Г. Зиновьевевым и А. Лолейтом, и здесь расположился Московский Совет Народного хозяйства.

В этом рядовом сооружении периода конструктивизма угадывается стремление авторов поддержать общую сложившуюся в первом десятилетии XX в. стилистику нечётной стороны улицы — структура и ритм фасадов сооружения роднят его со зданиями Петербургского международного коммерческого и Азовско-Донского банков (д. 9), административным зданием архитектора В. Маята на противоположном углу Б. Черкасского переулка, а также домами Северного страхового общества (дд. 21—23).


Шелапутины происходят из покровских купцов. Переселились в Москву в конце XVIII в., торговали в Свечном ряду. Нажили большое состояние. Прокофий Дмитриевич в 1811—1813 гг. исполнял обязанности московского городского головы. За пожертвование «минерального кабинета в пользу Московской медико-хирургической академии» получил диплом на дворянское достоинство и был награжден орденом. Все потомки уже имели дворянский титул.

Павел Шелапутин имел чин статского советника, построил гинекологический институт при Московском университете и гимназию имени Григория Шелапутина. Им же было создано ремесленное училище имени Анатолия Шелапутина. Династии Шелапутиных принадлежит вилла «Ласточкино гнездо» в Крыму.

Доходный дом П.Г. Шелапутина был построен в 1905–1907 гг. архитектором П.П. Щёкотовым. Перестроено и надстроено с изменением фасада двумя этажами в 1926 г. инженерами Г.Д. Зиновьевым и А.Ф. Лолейтом, здесь расположился Московский совет народного хозяйства (Моссовнархоз).

Здание выполнено в неоклассическом стиле, структура и ритм фасадов перекликаются со зданиями Санкт-Петербургского международного коммерческого и Азовско-Донского банков (ул. Ильинка, д. 9 и д. 9, стр.1), административным зданием архитектора В.М. Маята на противоположном углу Б. Черкасского переулка (ул. Ильинка, 11), а также домами Северного страхового общества (№№ 21-23), создавая единый комплекс исторической застройки улицы Ильинка.

С 1950-х гг. в здании располагался Московский горком КПСС. По воспоминаниям современников, в подвале дома была огромная печь, которая первоначально служила для отопления дома (тепло подавалось по воздуховодам), а в советское время использовалась для сжигания секретных документов. Когда эту печь разбирали для расширения подвала, в ней, помимо золы, оказалось множество несгоревших чернильных бутылочек.

Жилой дом:

5 этажей (№ 2/10; 2015 год постройки). Жилой комплекс St. Nickolas. Архитектор А. Мейснер. 

Бывшие правление и оптовый склад товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко» — товарищества парфюмерного производства в Москве, одна из крупнейших парфюмерных фирм в России в конце 19 — начале 20 вв. Товарищество было учреждено в 1893 г.

Официальное наименование – Шереметьевское подворье, кон. 19 – нач. 20 вв. Торговый корпус, 1890-1900 гг., 1911-1912 гг.

Впервые в России здесь были изготовлены цветочный одеколон, глицериновое, спермацетовое мыло, прозрачное мыло шаровидной формы («Шаром»), применены ореховые масла в мыловарении. Продукция фабрики ежегодно отмечалась высшими наградами на всероссийских, всемирных и международных выставках, широко продавалась в России и за рубежом. Для завоевания рынка была выработана стратегия, направленная на удовлетворение спроса разных социальных групп. Наряду с элитарной продукцией выпускалась дешёвая: мыло Народное по цене 1 коп., Сельское, Национальное, Детское и др., парфюмерные наборы из 10 предметов по цене 1 руб. Изделиям придавалась необычная форма (например, мыло в форме огурца), использовалась экстравагантная реклама (фонтан, бьющий струёй одеколона).

В 1918 г. фабрика национализирована, носила название «Новая заря» (улица Павла Андреева, 23).

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

                                          Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Лубянка» пешком через Никольскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий