суббота, 1 октября 2016 г.

улица Бурденко

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от Зубовской площади и Смоленского бульвара до улицы Плющиха.

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по одной полосе к улице Плющиха. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 600 метров.

История:

До 1947 года – Долгий переулок (по одной версии, по фамилии местного домовладельца, по другой — по длине переулка).

Улица названа в 1947 году в честь советского хирурга, одного из основоположников нейрохирургии, академика Николая Бурденко (1876-1946), который жил на этой улице. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_159.html.

Нежилые объекты:

• Банк «ВТБ» (№ 1). Здание 1993 года постройки.

• Офисы (№ 11а, стр. 1).

• Минвостокразвития России (№ 14). Пятиэтажное здание 1913 года постройки. 

Бывший жилой дом.

• Офисы (№ 14а). 7 этажей + мансарда.

• Посольство Колумбии (№ 20). Здание 1968 года постройки.

• Военно-охотничье общество и редакция журнала «Охотник» (№ 14а).

• Частная школа «Золотое сечение» (№ 21а).

• Офисы (№ 22). Двухэтажное кирпичное здание с мансардой.

• Выставочный зал института реставрации – ГОСНИИР (№ 23; 1818; бывший дом коллежского советника Г. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии). 


У Плющихи, в бывшем Долгом переулке, находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.
Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином, поставленный торцом к улице, был построен в 
1818 г. Внимание притягивают многочисленные лепные украшения по выдержанному в благородных пропорциях позднего московского классицизма фасаду: горгоны, пальметты, ихтиокентавры и затесненная между двумя ризалитами вертикальная ниша. Возможно, при строительстве использовался один из «образцовых фасадов», разработанных вскоре после пожара 1812 г. Комиссией для строений, возглавляемой О. Бове. На примере этого миниатюрного особняка с садом и дворовыми постройками можно понять уклад жизни небольшой дворянской семьи начала ХIХ в.
В 1847 г. дом перестроили: сломали заднюю часть дома с антресолями и выстроили новый объем, побольше прежнего. Еще через десять лет с западной стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.
В 1980-е гг. дом был прекрасно отреставрирован. Под слоями войлока и штукатурки обнаружили редчайшие, расписанные «по месту» ампирные бумажные обои — и на стенах, и на потолке. Роспись под дуб, гризайльные фризы, яркие букеты в углах плафона — такая интерьерная живопись выполнялась вручную, стоила очень дорого и украшала, как правило, богатые дома и дворцы. Тем неожиданнее она в рядовом московском особняке. Под обоями имеется подложка — бумажный слой из различных документов, написанных коричневыми чернилами. Скорее всего, это часть списанного архива Межевой канцелярии, где служил владелец дома. Отделить бумагу с живописью от подкладочного слоя реставраторы не смогли: это могло бы нанести обоям непоправимый вред.
Под деревянной лестницей обнаружили печку с яркими изразцами (кирасиры, чертополохи, различные орнаменты), на момент исследования заклеенную толстым слоем старых газет. Изразцы сохранились, видимо, при замене старых печей на новые, из белого кафеля, в середине XIX в. Старые, «вышедшие из моды» изразцы не выбросили, а использовали для облицовки незаметной печки под лестницей.
При реставрации были заменены полусгнившие стропила и балки перекрытия, укреплены стены подвалов, восстановлена утраченная оконная и дверная столярка.


Небольшой (5 окон по главному фасаду) одноэтажный с мезонином дом — один из немногих сохранившихся образцов послепожарной (1812) застройки Москвы. 

Построен в 1818 г. для коллежского советника Г. Палибина. 

Оригинальность архитектурного образа дома Палибина — в сочетании интимной уютности с представительностью, сказавшейся в выделении центральной оси фасада своеобразным 2-пилястровым портиком, в размещении в тимпане мезонина крупного «венецианского» полукруглого окна, в разделке фасадной плоскости «под руст» и обильном применении лепного орнамента. 

В 1848 г. сделана двухэтажная пристройка со стороны двора. 

В доме сохранились подлинные ампирные обои, имитирующие декоративные стенные росписи.

Выстроен для коллежского советника Г. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.

Памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.
Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином, поставленный торцом к улице, был построен в 1818 г. Внимание притягивают многочисленные лепные украшения по выдержанному в благородных пропорциях позднего московского классицизма фасаду: горгоны, пальметты, ихтиокентавры и затесненная между двумя ризалитами вертикальная ниша. Возможно, при строительстве использовался один из «образцовых фасадов», разработанных вскоре после пожара 1812 г. Комиссией для строений, возглавляемой О. Бове. На примере этого миниатюрного особняка с садом и дворовыми постройками можно понять уклад жизни небольшой дворянской семьи начала ХIХ в.
В 1847 г. дом перестроили: сломали заднюю часть дома с антресолями и выстроили новый объем, побольше прежнего. Еще через десять лет с западной стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.
В 1980-е гг. дом был прекрасно отреставрирован. Под слоями войлока и штукатурки обнаружили редчайшие, расписанные «по месту» ампирные бумажные обои — и на стенах, и на потолке. Роспись под дуб, гризайльные фризы, яркие букеты в углах плафона — такая интерьерная живопись выполнялась вручную, стоила очень дорого и украшала, как правило, богатые дома и дворцы. Тем неожиданнее она в рядовом московском особняке. Под обоями имеется подложка — бумажный слой из различных документов, написанных коричневыми чернилами. Скорее всего, это часть списанного архива Межевой канцелярии, где служил владелец дома. Отделить бумагу с живописью от подкладочного слоя реставраторы не смогли: это могло бы нанести обоям непоправимый вред.
Под деревянной лестницей обнаружили печку с яркими изразцами (кирасиры, чертополохи, различные орнаменты), на момент исследования заклеенную толстым слоем старых газет. Изразцы сохранились, видимо, при замене старых печей на новые, из белого кафеля, в середине XIX в. Старые, «вышедшие из моды» изразцы не выбросили, а использовали для облицовки незаметной печки под лестницей.
При реставрации были заменены полусгнившие стропила и балки перекрытия, укреплены стены подвалов, восстановлена утраченная оконная и дверная столярка.
Дом Палибина связан с именем Саввы Ямщикова, председателя Ассоциации реставраторов России, много сделавшего для сохранения русской культуры. Его дочь Марфа вспоминает: «Савва очень уютно себя чувствовал в доме Палибина. И гостей всегда принимал в нем с радостью. “У меня в домике на Бурденко выставка открывается”, — так приглашал народ на очередную выставку».
В настоящее время в особняке располагается отдел пропаганды художественного наследия и выставочный зал ГНИИ реставрации.

• Торговый дом «Лукойл» (№ 24).

Жилые дома:

11 этажей (№ 3; 2014 год постройки; на этом месте до 2008 года стоял дом, где жил Н. Бурденко). Жилой комплекс «Skuratov house». 
Люди оттуда часто выселялись после нескольких лет уламывания и угроз со стороны инвестора. По проекту, якобы должны были в строящееся здание вписать фасад того старого дома. Потом об этом благополучно забыли. В общем, вместо сиреневого сада и кооперативного дома врачей "Кремлёвки" получили элитный дом. 
7 этажей (№ 8/1; 1913 год постройки; бывший доходный дом; здесь некоторое время жил основоположник абстракционизма художник В. Кандинский). «Василий Кандинский 1866 - 1944. Великий русский художник, основоположник абстрактного искусства, жил и работал в этом доме с 1915 по 1921 год».

6 этажей (№ 10; 2001 год постройки). Монолитный. ЖК «Белгравия». 

Раньше тут стоял пятиэтажный кирпичный дом с надстроенными двумя этажами. Во дворе было много зелени. На другой стороне улицы была полянка с деревянной старинной избушкой.

5 этажей (№ 11а, стр. 2; 1959 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 14; 1913 год постройки).

6 этажей (№ 16/12; 1914 год постройки; здесь жил философ Павел Флоренский – мемориальная доска).

Дом был построен для сдачи квартир внаём (доходный). На каждом этаже было по 2 квартиры с 5 комнатами, чуланом (в центре квартиры) и кладовкой (в эркере со двора). 

В советское время тут были коммуналки на 3-4 семьи. 

В 1986 году был капремонт со сносом перекрытий. Нарастили мансарду.

Музей-квартира Павла Флоренского (№ 16/12). Посещение по предварительным заявкам.

Нумерация домов не всегда строгая и упорядоченная.

Многие здания, находящиеся в переулке, имеют нумерацию по соседним улицам.

Достопримечательности:

Музей-квартира Павла Флоренского (№ 16/12).

Выставочный зал института реставрации (№ 23).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Парк культуры» на троллейбусах №№ Б, 10 и 79 до остановки «Зубовская площадь» (Зубовском бульваре) и пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий