воскресенье, 23 октября 2016 г.

Никитский бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по районам Арбат и Пресненский (ЦАО) от площади Арбатские Ворота до площади Никитские Ворота. 

Часть Бульварного кольца. 

Рядом – метро «Арбатская».

Описание:

Бульвар представляет собой 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по 2 полосы в каждом направлении), разделенные сквером с пешеходными дорожками, скамейками, газонами и деревьями, декоративной оградой. Тротуар – с одной стороны. Озеленение среднее. Длина – около 500 метров.

История:

Устроен после 1812 г. 

Начало Никитского бульвара с замыкавшей его гостиницей (начало 19 в.) в 1960-х гг. было поглощено транспортным тоннелем, поэтому нумерация домов начинается с д. 5 и 6. 

Почти все владения по внутренней стороне, по переписи 1826, принадлежали знати: д. 6 (конец 18-19 вв.) — директору Императорских театров Ф. Кокошкину; д. 8а (начало 19 в., перестроен в 1877 г., архитектор А. Вивьен) — графине Н. Головкиной (ныне Центральный Дом журналиста); д. 8 (1820-е гг., перестроен в 1889 и 1930—40-х гг.; здесь жила певица А. Нежданова, в 1918—30 гг. размещалось издательство братьев Сабашниковых) и д. 10 (1830-е гг.) — княгине В. Голицыной; д. 12а — городская усадьба (главный дом — начало 18 в. — 1787, архитектор Е. Назаров, перестройка дома и усадьбы для П. Лунина в 1818—22 гг., архитектор Д. Жилярди; с 1821 г. Коммерческий, затем Государственный банк, с 1984 г. музей Востока). 

На нечётной стороне сохранились: д. 7—7а (1752, перестроен в 1804—08 и 1820-е гг.) — усадьба В. Плохова, позднее А. Талызина, графов Толстых; ныне мемориальный музей Н. Гоголя, проведшего у Толстых последние годы жизни (в 1959 во дворе дома установлен памятник работы скульптора Н.А. Андреева, до 1952 г. стоявший на Арбатской площади в начале Пречистенского бульвара; на фасаде дома — серая гранитная доска с бронзовым барельефным портретом писателя, 1952, скульптор Е. Рудаков); д. 11 (1820-е гг., достройки — 1834, 1846, 1884) — княжон Голицыных. 

Фронт застройки этой стороны в основном образован многоэтажными домами начала XX в. и советского периода: д. 5 (1913, архитектор Л. Стеженский, надстройка — 1940); д. 13 (1910, архитектор К. Кайзер) — Общества распространения практических знаний между образованными женщинами; д. 15 (1911, архитектор А. Гребенщиков); д. 9 (1936—37, архитектор Е. Иохелес) — дом Главсевморпути (так называемый Дом полярника); д. 17—23 (1971, архитектор Э. Акопов); д. 25 (1928) — дом работников табачной промышленности. 

На фасаде д. 9 установлены две доски в память о живших там полярниках Г. Ушакове (1965, скульптор В. Кураев, архитектор Л. Шатилова) и М. Белоусове (скульптор М. Неймарк, архитектор В. Голубев). 

На чётной стороне многоэтажным домам вторит д. 12 (1914, архитектор Б. Нилус, достройка — 1920).


Никитский бульвар начинается у площади Арбатских ворот и идет до площади Никитских ворот. Бульвар назван Никитским, как и ворота, и улицы Большая и Малая Никитская потому, что до 1920-х годов на Большой Никитской улице располагался женский Никитский монастырь. Монастырь был разрушен, и сегодня на его месте находится электрическая подстанция метрополитена.

Никитский бульвар был разбит в 1820-х годах на месте снесенной стены Белого города. По внешнему проезду бульвара тек ручей Черторый, который убрали под землю только в 1870-х.

Довольно скоро бульвар облюбовала московская знать, и вдоль него расположились дворы московской аристократии.

В 1917 году бульвар стал местом уличных боев между красноармейцами и юнкерами Александровского училища.

С 1950-го по 1990-й год бульвар носил название Суворовский – по имени полководца А.В. Суворова, жившего у Никитских ворот.


Дом 5 – усадьба А.П. Толстого. Флигель и главный дом усадьбы стоят друг напротив друга. Они соединены решеткой. 
Во дворе – памятник Гоголю. Писатель Н.В.Гоголь жил здесь последние два года. Памятник работы скульптора Н.Андреева первоначально стоял на Пречистенском бульваре со стороны Арбатской площади. Сейчас его заменил другой памятник.


Бульвар назван в 19 веке по Никитским воротам, к которым он выходит.

В 1950-1994 годах – Суворовский бульвар (по фамилии военачальника Александра Суворова (1730-1800)), который жил поблизости, на Большой Никитской улице.

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Бывший доходный дом Зачатьевского монастыря (№ 5; начало 20 века). 

Построен в 1911 году, архитектор Л. Стеженский. 

В 1940 году надстроен двумя этажами. 

Памятная табличка «Никитский бульвар».

• Мемориальный музей и научная библиотека «Дом Н. Гоголя» (№ 7а, стр. 2; с 1979 года, бывший флигель городской усадьбы А. Талызина – графа Александра Толстого, 18-19 века; здесь Н. Гоголь провел последние годы жизни — с 1848 по 1852 годы, работал над вторым томом «Мертвых душ» и сжег потом рукопись, читал «Ревизора» актерам Малого театра; у него бывали С. и И. Аксаковы, А. Тургенев, А. Островский, Г. Данилевский; во дворе памятник Н. Гоголю). «В этом доме с 1848 по 1852 г. жил и умер Николай Васильевич Гоголь».

Бывший жилой дом городской усадьбы 18 - начала 20 вв. 

В здании сохранились уникальные элементы подлинной кладки XVII века из кирпича большемера с клеймами, блоки белокаменного фундамента цоколя, полихромные изразцы 17-18 вв., элементы внутреннего убранства в стиле ампир.
Дом Н. Гоголя, хранящий память о последних годах жизни писателя, – единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. 
Теперь в этих стенах открыт музей классика и действует научная библиотека.
Во дворе усадьбы установлен памятник Гоголю работы Н. Андреева, созданный скульптором к 100-летию со дня рождения писателя и имеющий свою непростую, очень интересную и драматическую историю.
Этот памятник, созданный в 1909 году, вызвал неоднозначную реакцию публики. Это связано с необычным решением композиции скульптуры. Писатель запечатлен сидящем в кресле, укутанный плащом, на постаменте с бронзовыми сюжетами его произведений. Он смотрит на проходящих мимо людей. Устало? Безысходно? С надеждой?.. Он смотрит на нас так, будто знает, что мы сделаем в следующий момент. Он смотрит на нас так, будто хочет что-то сказать. Самое важное и сокровенное. Он смотрит так, как смотрят пророки.
Постоянная музейная экспозиция, в которой гармонично сочетаются традиционные музейные приёмы и использование современных аудиовизуальных и мультимедийных средств, посвящена жизни и творчеству Н. Гоголя. Коллекция музея насчитывает несколько тысяч экспонатов: книги, предметы дворянского быта, гравюры, литографии первой половины 19 века. Проводятся обзорные, тематические и театрализованные экскурсии, рассчитанные на самые разные категории посетителей.
Дом Н. Гоголя осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального и справочно-библиографического отделов, абонемента и читального зала, в котором можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в интернете.
В доме Н. Гоголя проводятся различные культурные акции: ежегодная международная конференция "Гоголевские чтения", литературно-музыкальные и поэтические вечера, концертные программы, календарные праздники, творческие встречи, осуществляется проект "Усадебный театр".

Дата основания – 1923 г. дата открытия – 1974 г.

• Центральный Дом журналиста «ДомЖур» (№ 8; бывший главный дом городской усадьбы, 18-19 веков; сюда после свадьбы приехал на бал А. Пушкин с женой; здесь проходил творческий вечер А. Блока в последний его приезд в Москву в 1921 году; здесь в последний раз вышел на сцену в Москве С. Есенин и отсюда несли гроб с Есениным на Ваганьковское кладбище; здесь выступали В. Маяковский, Д. Бедный, А. Луначарский и др.; с 1920 года — Дом печати — клуб московских журналистов; рядом с домом — памятник фронтовым корреспондентам, погибшим в годы Великой Отечественной войны).

В XVIII веке неподалеку от Арбатских ворот Белого города располагалось обширное владение князей Гагариных. В пожар 1812 года усадьба сгорела. Из каменных построек сохранился только флигель, расположенный подле Никитского бульвара.

Этот флигель был восстановлен и перестроен в качестве главного дома. В 1820–30-е годы им владела Анастасия Михайловна Щербинина – дочь княгини Екатерины Романовны Дашковой, сподвижницы Екатерины II, долгое время занимавшей пост директора Петербургской академии наук и бывшей первым председателем Императорской Российской академии.

На балу в доме Щербининой 20 февраля 1831 года со своей молодой женой танцевал Пушкин – это был их первый после венчания совместный выход в свет. Известный славянофил и публицист А.И. Кошелев писал своему другу князю В.Ф. Одоевскому: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, т. е. в прошлую среду. Он познакомил меня с своею женою, и я от нее без ума. Прелесть как хороша. Сегодня вечером еду к ним».

В 1836 году владельцами особняка стали графы Головкины.

В 1872 г. на смену дворянству в усадьбу пришло купечество: она перешла к «ситцевым королям» – купцам Прибыловым. Спустя пять лет дом перестроили по проекту архитектора Александра Вивьена. Особняк получил изящный декор фасада, дошедший до нашего времени. С XIX века сохранилась и нарядная литая чугунная ограда по красной линии Никитского бульвара.

В начале ХХ века и до 1917 года усадьбой владела купчиха Софья Александровна Макеева – наследница Прибыловых.

После революции в особняке разместился Дом печати. Здесь читали свои стихи Есенин и Маяковский, Шершеневич и Мариенгоф, Брюсов и Блок. 30 декабря 1925 г. в этих стенах москвичи возлагали цветы на гроб Есенина. На фасаде Дома печати висел большой плакат: «Умер великий русский поэт»…

В 1930-е годы здесь проходили концерты Л. Оборина и Д. Ойстраха, действовал Театр обозрений Дома печати. С 1938 г. особняк на Никитском бульваре известен как Дом журналиста, знаменитый Домжур.

В 1941 году отсюда на фронт уходили московские журналисты.

В наши дни в Домжуре ежедневно проводятся пресс-конференции, устраиваются международные круглые столы, диспуты, творческие встречи, семинары, художественные выставки. Проходят фестивали, творческие вечера и концерты. Действует музей журналистики, работает кинозал.

В особняке сохранились прекрасные интерьеры первой половины XIX века: бальная зала, ставшая концертным залом, каминный зал, Розовая и Голубая гостиные, парадная лестница, помнящая шаги Пушкина и Натали.    


Творческий клуб и культурно-просветительский центр журналистов, один из центров литературной жизни Москвы. 
Здание дома журналистов, построенное в конце 18 в., входило в ансамбль усадьбы князей Голицыных. В 1830-х гг. здесь жили друзья А. Пушкина С. Киселёв и Д. Свербеев; по пятницам у Свербеева собиралась «Литературная Москва»: А. Тургенев, Н. Языков, Н. Гоголь, П. Чаадаев и др. 
С марта 1920 г. здесь находился дом печати, в котором проходили творческие диспуты и обсуждения. 
Беломраморный зал был местом выступления политических и общественных деятелей, а также трибуной московских поэтов. 
В 20-х гг. В. Маяковский прочитал здесь доклад «Производственная пропаганда и искусство»; в этом же помещении проходил диспут о «Мистерии-буфф» Маяковского; В. Брюсов читал свою пьесу «Диктатор» и выступал с докладом о мистике; читал свои стихи А. Блок.
В 1938 г. дом печати был реорганизован в дом журналистов при ЦК профсоюза работников печати, в 1959 г. передан Союзу журналистов СССР. 

Нынешний дом журналистов — при Московском отделении Союза журналистов России. 

Здесь проходят работа творческих секций, собрания московской, областной, российской организаций журналистов; проводятся творческие вечера, встречи, концерты, демонстрируются кинофильмы. 

В 1993 г. в сквере перед зданием был установлен памятник «Журналистам Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» (скульптор Л. Кербель).

Доходный дом С. Голицына — купца А. Прибылова (1798—1806; 1899, архитектор Август Вебер; 1930-е; 1948—1950-е). 

В доме жили оперный певец Василий Шкафер, режиссёр и актёр Борис Сушкевич.

В 18 веке неподалеку от Арбатских ворот Белого города располагалось обширное владение князей Гагариных. 

В пожар 1812 года усадьба сгорела. 

Из каменных построек сохранился только флигель, расположенный подле Никитского бульвара.

Этот флигель был восстановлен и перестроен в качестве главного дома. В 1820–30-е годы им владела Анастасия Щербинина – дочь княгини Екатерины Дашковой, сподвижницы Екатерины II, долгое время занимавшей пост директора Петербургской академии наук и бывшей первым председателем Императорской Российской академии.

На балу в доме Щербининой 20 февраля 1831 года со своей молодой женой танцевал Пушкин – это был их первый после венчания совместный выход в свет. Известный славянофил и публицист А. Кошелев писал другу князю В. Одоевскому: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, т. е. в прошлую среду. Он познакомил меня с своею женою, и я от нее без ума. Прелесть как хороша. Сегодня вечером еду к ним».

В 1836 году владельцами особняка стали графы Головкины.

В 1872 году на смену дворянству в усадьбу пришло купечество: она перешла к «ситцевым королям» – купцам Прибыловым. Спустя пять лет дом перестроили по проекту архитектора Александра Вивьена. Особняк получил изящный декор фасада, дошедший до нашего времени. С 19 века сохранилась и нарядная литая чугунная ограда по красной линии Никитского бульвара.

В начале 20 века и до 1917 года усадьбой владела купчиха Софья Макеева – наследница Прибыловых.

После революции в особняке разместился Дом печати. Здесь читали свои стихи Есенин и Маяковский, Шершеневич и Мариенгоф, Брюсов и Блок. 

30 декабря 1925 г. в этих стенах москвичи возлагали цветы на гроб Есенина. На фасаде дома печати висел большой плакат: «Умер великий русский поэт».

В 1930-е годы здесь проходили концерты Л. Оборина и Д. Ойстраха, действовал театр обозрений дома печати. 

С 1938 г. особняк известен как дом журналиста, знаменитый Домжур.

В 1941 году отсюда на фронт уходили московские журналисты.

В наши дни в Домжуре ежедневно проводятся пресс-конференции, устраиваются международные круглые столы, диспуты, творческие встречи, семинары, художественные выставки. Проходят фестивали, творческие вечера и концерты. 

Действует музей журналистики, работает кинозал.

В особняке сохранились прекрасные интерьеры первой половины 19 века: бальная зала, ставшая концертным залом, каминный зал, Розовая и Голубая гостиные, парадная лестница, помнящая шаги Пушкина и Натали.

• Бывшая городская усадьба Власовых — М. Дашкевича с главным домом, 2 флигелями и хозяйственной постройкой (№ 9-11/12; 19 век).

Сохранился главный дом нач. 19 в., 2 флигеля (1846 г.,1886 г. архитекторы И. Цвиленев и С. Рыжов) и хозяйственный корпус, (1846 г., архитектор В. Основский).

Усадьба сформировалась в результате объединения нескольких дворов, уже в кон. 17 – нач. 18 вв. 

В течение 18 в. северная территория усадьбы была занята садом. Об этом свидетельствуют архивные генпланы 1753 г. 

Единственным строением, стоявшим здесь в это время, была деревянная баня, построенная женой генерал-поручика Аграфеной Карабановой. Она изображена на генпланах 1786 и 1790 гг. 

В начале 19 в. баню разобрали.

В 1809 г. усадьбой владела действительная статская советница Наталья Волынская. При ней в саду возвели деревянную оранжерею.

После войны 1812 г. усадьба была продана действительному тайному советнику Сергею Власову. К этому времени на территории бывшего сада уже были построены: по красной линии Никитского бульвара 1-этажный с мезонином деревянный дом и 1-этажный хозяйственный корпус. Ещё один жилой дом, стоял в глубине участка, поперёк современного строения 4.

До 1831 г. официальным владельцем оставался А. Власов, хотя уже в 1822 г. усадьбу разделили на 2 части, каждая из которых получила отдельный административный номер. Раздел усадьбы и границы её отдельных частей зафиксированы на генплане 1817 г. Северная территория закрепилась за действительной статской советницей Варварой Власовой. Она в 1822 г. расширила пристройками жилой дом в глубине двора, подвела под его старый деревянный сруб каменный фундамент и увеличила поперечный мезонин. В результате 1-этажный с мезонином дом стал деревянным на каменном фундаменте. Прямоугольный в плане, он впоследствии перестраивался и до сих пор сохраняется в первоначальном виде как строение 4.

В 1833 г. владение продали княжнам Софье, Екатерине и Наталье Голицыным. За ними было зачислено 8 жилых покоев.

В 1846 г. владение покупает подполковник Николай Головин. Сначала он ремонтирует смешанный 1-этажный с мезонином жилой дом в глубине двора и исправляет фасад. Потом строит каменные 1-2-этажные здания в два ряда, параллельных друг другу, образуя парадный двор перед стоящим в глубине двора главным домом. Территория за главным домом осталась свободной. В 1850 г. по западной границе владения вдоль Мерзляковского переулка поставили решётчатую на каменных столбах ограду с воротами для проезда.

В 1872 г. владельцем стал купец Николай Митрофанов.

Следующий важный строительный период приходится на середину 1880-х гг. Он связан с деятельностью нового владельца, городского учителя Марка Дашкевича. За прошедшие десятилетия во владении мало что изменилось. 

В 1884 г. М. Дашкевич отремонтировал главный дом (строение 4), устроил в его юго-восточной части небольшой подвал и исправил фасад. Одновременно часть правого 1-этажного хозяйственного корпуса была приспособлена под жильё.

В 1886 г. М. Дашкевич расширил левый 2-этажный жилой флигель по Никитскому бульвару каменной 1-этажной с подвалом пристройкой по северному фасаду. Проект её был составлен архитектором И. Цвиленовым.

К 1887 г. на территории за главным домом, занятой садом, появились многочисленные деревянные строения: птичник, коровник, беседка, погреб.

До 1891 г. застройка усадьбы М. Дашкевича сохранялась без перемен. 

Затем в главном доме заменили два нижних деревянных венца каменной кладкой и перестроили примыкавший к нему каменный 1-этажный жилой флигель. Его надстроили вторым жилым этажом и увеличили каменной 2-этажной с подвалом пристройкой по западному фасаду. В результате образовавшийся двухэтажный объём (сохранившийся как строение 2) закрыл свободный участок между главным домом и южной границей владения.

В 1893 г. владение принадлежало потомственному почётному гражданину Леониду Живаго, а в 1897 г. перешло к его жене Таисии Живаго. Владельцы усадьбы ограничивались небольшими ремонтами, мелкими перепланировками и перебивками окон и дверей.

В советский период исторически сложившаяся объёмно-пространственная структура владения была частично нарушена в результате сноса 1-этажного корпуса конюшни и стоявших за ним по южной границе небольших каменных строений. Со временем все строения бывшей усадьбы стали использоваться под конторы. В связи с этим их планировка постепенно исказилась, а оформление интерьеров изменилось. Новое строительство на территории владения не проводилось, лишь по северной границе за главным домом появились небольшие каменные 1-этажные строения: сарай по красной линии Мерзляковского переулка (строение 8) и трансформаторная подстанция (строение 6).


Старинная московская усадьба на Никитском бульваре известна с XVIII века. В начале XIX века здесь проживали Власовы. Дом генерал-майора А.С. Власова стоял по Мерзляковскому переулку. Также усадьбу называют домом М.Г. Дашкевича, проживавшего здесь в первой половине XIX века. Главный дом усадьбы, расположенный в глубине двора, построен раньше, чем два флигеля, выходящие на бульвар. Флигели датируются 1846-1848 годами.
Предположительно архитекторами усадьбы в разное время были И.М. Цвиленев, С.Н. Рыжов, В.Н. Основский.
Возведенная в эпоху классицизма, усадьба много раз перестраивалась. Так, в результате позднейших перестроек появился балкончик на правом флигеле, выходящий на бульвар.
В 1860-е года в доме размещается фотоателье Н.Е. Куренкова.
В конце XIX – начале ХХ веков домом владеет семья Валери, сначала жена тайного советника Екатерина Михайловна, а потом ее сын Лев Осипович – титулярный советник, служивший в Московском Окружном Интендантском управлении.
В 1910-х усадьбу выкупает Общество распространения полезных (практических) знаний между образованными женщинами. Председателем общества являлась Елизавета Федоровна Новикова, бывшая также попечительницей Филатьевского училища при Новодевичьем монастыре. При Обществе открываются школы. Так в усадьбе располагались школы кройки и шитья, мод, рукоделия, кулинарная. Преподавали здесь Е.А. Варженевская, М.Э. Меньшикова-Корейш, Е.С. Хотинская.
Обществу дом принадлежал до Октябрьской революции.
Сейчас усадьба полностью занята различными офисами.
• Сбербанк (№ 10). Шестиэтажное здание. 

Построено в 1998 году на месте снесённого в 1995 году здания 18 века, принадлежавшего в 1825 году княгине Голицыной, в котором в 1912—1915 годах находилось Книгоиздательство писателей в Москве.

• Здания городской усадьбы И. Наумова — А. Олениной — В. Думнова (№ 10/5, стр. 2-3). 18–19 века.

• Флигель городской усадьбы Власовых – М. Дашкевича (№ 11/12, стр. 1). 

Каменное двухэтажное с подвалом и мезонином здание сформировалось в 3 этапа. 

Первоначально в 1846 г. была возведена средняя его часть. Она представляла собой двухэтажный жилой флигель городской усадьбы Головиных. Вместе с парным, также 2-этажным жилым флигелем (строение 3), оно фланкировало въезд в усадьбу и участвовало в формировании парадного двора перед главным домом, расположенным в глубине. К западному фасаду его почти прямоугольного объема примыкал 1-этажный хозяйственный корпус, построенный одновременно.

В 1886 г. к северному фасаду флигеля сделали каменную 1-этажную с подвалом пристройку. В ней предполагалось разместить кухню (в подвале) и зимний сад (в 1 этаже). Пристройка в плане напоминала параллелограмм. Она была длиннее старого корпуса, поэтому впоследствии, после сноса каменной 1-этажной конюшни, примыкавшей к торцу последнего, образовала небольшой выступ по западному фасаду здания.

В 1887 г. пристройку надстроили вторым каменным этажом. Одновременно здание расширили трёхэтажной с проездной аркой южной частью. Проектные чертежи составил архитектор С. Рыжов.

В советское время начался процесс приспособления здания под учреждение конторского типа. В результате это привело к почти полной утрате планировки и оформления интерьеров конца 19 в. Парадную лестницу в средней самой старой части разобрали, устроили новые перегородки, выгораживающие коридоры, служебные помещения и кабинеты. Кроме планировки, были заложены некоторые окна по фасадам и проездная арка.

• Хозяйственный корпус городской усадьбы Власовых – М. Дашкевича (№ 11/12, стр. 2). 

Построен как одноэтажный жилой флигель в 1846 г. по заказу владельца усадьбы – подполковника Николая Головина. 

В 1891 году по заказу нового владельца М. Дашкевича достроен вторым этажом.

• Главный дом городской усадьбы Власовых – М. Дашкевича (№ 11/12, стр. 4). 

Построен в начале 19 в. 

Изначально был деревянным. 

В 1822 году, владелица территории Варвара Власова расширила его пристройками, подвела под старый деревянный сруб каменный фундамент и увеличила поперечный мезонин. В результате 1-этажный с мезонином дом стал деревянным на каменном фундаменте. 

Прямоугольный в плане, он впоследствии перестраивался и до сих пор сохраняется в первоначальном виде.

• Музей искусства народов Востока (№ 12а; бывший флигель усадьбы Луниных, начало 19 века).


Середину Никитского бульвара с его четной стороны занимает большая усадьба в стиле ампир. Построена она для дворян Луниных и представляет собой выдающийся образец русского московского ампира первой четверти XIX века, спроектированный великим архитектором Доменико Жилярди. Усадьба была построена на месте сгоревшей во время пожара 1812 года. Уже к концу 1818 года в усадьбе были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных. С самого начала усадьба задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора со своими воротами. 

В усадьбе сошлись черты архитектуры, характерные как для XVIII века (ионический портик со спаренными угловыми колоннами, увенчанный фронтоном), так и для новой — ампирной — традиции (горельеф на тему победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года на фронтоне двухэтажного флигеля). 

Петр Михайлович Лунин, для которого была построена усадьба, был дядей декабриста М.С. Лунина и известен как участник русско-турецкой войны и усмирения восстания Пугачева. Он первым принес в 1774 году известие императрице о взятии Пугачева, опередив официального гонца князя Лобанова-Ростовского, за что получил чин полковника. При жизни и даже после его смерти ходило про него великое множество анекдотов, основанных на реальных событиях из его жизни. Так, например, однажды на одном из приемов повар князя, француз, вызвал на дуэль князя П.С. Голицына, нелестно отзывавшегося о французском императоре, и дело чуть не кончилось кровопролитием. 

Единственная дочь Петра Михайловича Екатерина была очень музыкальна, закончила Болонскую филармоническую академию в Италии. Она cлыла светской «львицей», но не была красавицей. В 1820 году в возрасте 33 лет она познакомилась с итальянским камерным певцом Миньяно Риччи, из обедневшего графского рода, и вышла за него замуж. Молодые поселлились в доме отца на Никитском бульваре, где часто устраивали оперные концерты, музыкальные вечера. В 1828 году супруги расстались. И граф уехал в Италию. 

В 1821 году еще до окончания строительства главный дом был продан владельцами Государственному коммерческому банку. В 1823 году банк приобрел и остальную часть владения. 

С 1860 года банк был реорганизован и получил название Государственного. Он размещался здесь до 1917 года. 

После революции в здании находился автомобильный клуб. 

В 1970 году в здание въехал Музей Востока, который располагается здесь до сих пор.


Перестроен в 1818—23 гг. Д. Жилярди из комплекса зданий 18 в. — главного трехэтажного корпуса, флигеля и одноэтажной хозяйственной постройки. 

Масштабность и торжественность здания в стиле ампир определяют лоджия и коринфские колонны, объединяющие два верхних этажа главного корпуса, а также мощный балкон, скульптурный фриз и аттик. 

Двухэтажный флигель на высоте цоколя украшен ионическим портиком; колонны его спарены по углам и раздвинуты в центре, где помещён горельеф на тему победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. 

В скульптурном декоре фасада использован мотив лиры, намекавший, возможно, на знаменитые музыкально-вокальные вечера, проводившиеся в этом доме. 

На потолке второго этажа сохранилась подлинная роспись Жилярди — изображение летящей Славы и амуров, которое составляло единое композиционное целое с изображением Фортуны на своде большого зала. 

Ныне в доме Луниных — музей Востока.

Музей был создан 30 октябри 1918 года и назывался тогда «Арс азиатика», что означало «Музей искусств Азии», но чаще его называли просто музеем искусств Востока.

Комплектование музейных фондов шло из коллекций других музеев и собраний частных лиц. 

Сначала музей открылся в двух залах Исторического музея, и произошло это 22 сентября 1919 года. 

В одном зале были выставлены изделия стран Ближнего Востока (ковры, керамика и металлические изделия), в другом произведения искусства Дальнего Востока (китайская живопись, японские гравюры, изделия из камня и других материалов). 

В музей были переданы все крупные коллекции, частные собрания произведений восточного искусства, а также персидские, кавказские и туркменские ковры из государственных фондов. Всего в коллекции музея тогда насчитывалось около тысячи предметов.

Пополняться музей стал за счет археологических находок. В 1926 году начались большие раскопки на территории Термеза одного из древнейших городов Средней Азии. В числе древних памятников, которые открыла экспедиция, был дворец 11—12 веков.

Китайский зал музея предваряется вводной экспозицией, в которой представлены модели железных орудий труда 4 века до РХ. Здесь же выставлены копии первого китайского компаса, спидометра и сейсмографа. Большим своеобразием отличается и национальная китайская живопись. Китайские картины имеют форму свитка, и китайцы не вывешивают свои картины на стенах, а хранят в коробках и достают оттуда по праздникам. 

В Индийском зале представлены произведения древнейшей культуры, истоки которой восходят еще к третьему тысячелетию до РХ. В 1921—1922 годах в долине Инда, а затем и местечке Мохенджо-Даро производились археологические раскопки. Когда-то здесь былли большие города, окруженные мощными стенами, с многоэтажными домами из кирпича, системой водоснабжения и канализации. Археологи нашли во время раскопок много каменные и бронзовые статуэтки, печати и амулеты с изображением животных. В музее выставлена коллекция индийских миниатюр 16—18 веков. К дорогим книгам, которые переписывались от руки тростниковыми перьями, индийские художники выполняли серии иллюстраций. В музее хранится одна из лучших в мире иллюстративных серий такого рода, сделанная к книге «Бабур- иамэ» султана Бабура, который в 1529 году завоевал Северную Индию и основал там династию Бабуридов, или Великих Моголов. Бабур написал мемуары, в которых рассказал о событиях своей жизни — о походах, битвах, играх и охоте.

В Японском зале выделяется народная скульптура —нэцкэ — типа брелка, с помощью которого у пояса прикреплялись ключи, трубка, кисет или коробочка. Нэцкэ изготовлялись из слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведи, волка и тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней. Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» — корень и «цкэ» прикреплять). Нэцкэ носили мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только на поясе богатых. Расцвет моды на нэцкэ пришелся на 19 век. Тогда появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита и пр. Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости. На нэцкэ изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ были семь богов счастья, были фигурки, изображающие борьбу народных героев с демонами, изображались известные архаты — ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро — очень сильного ребенка, нэцкэ, запечатлевшие бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных иностранцев; изображались и злые силы и пр.; множество нэцкэ изображали любимого в Японии бога Дайкоку — бога счастья, добра и веселья — его изображали веселым и толстым человечком с мешком риса за спиной и крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса спасла Дайкоку. Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре, крыса посоветовала Дайкоку зарыться в землю; в музее насчитывается около 500 нэцкэ. Кроме них, есть еще окимоно — более крупные скульптурки (до 12 см), сделанные из слоновой кости. 

• Фармацевтическое отделение Московской медицинской академии им. И. Сеченова (№ 13; нач. 20 в., бывш. гимназия, Общество распространения практических знаний между образованными женщинами, частная женская гимназия Екатерины Дюлу, курсы художественных вышивок, школы кройки и шитья и т. п.).

Жилые дома:

6-9 этажей (№ 7б; 1901–1937 годы постройки; бывший дом работников Главсевморпути – «Дом полярников»; здесь в разные годы жили полярники Г. Ушаков, М. Белоусов, Н. Зубов, А. Ляпидевский, И. Черевичный, П. Ширшов и др.). «В этом доме с 1937 года по 1946 год жил известный исследователь Арктики, Герой Советского Союза Михаил Прокофьевич Белоусов». «Здесь с 1938 года по 1983 год жил советский летчик, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Ляпидевский». «Виталий Соломин, народный артист России жил в этом доме с 1985 по 1995 год». «В этом доме с 1936 по 1963 год жил выдающийся исследователь Арктики Георгий Алексеевич Ушаков». Про Белоусова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_305.html. Про Соломина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_840.html. Про Ушакова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_714.html.

Возведён в 1936—37 гг. (проект Е. Иохелеса) как жилой дом для сотрудников Главсевморпути. 

Крупный объём с сильно повышенной средней частью выдержан в формах, свойственных неоренессансному течению в русской архитектуре, восходящему к 1910-м гг. Глубокие лоджии, далеко вынесенный карниз на кронштейнах, использование орнаментальных росписей в декоре фасадов придают постройке неожиданную для её габаритов лёгкость. 

В композицию включён двухэтажный дом, построенный в 1901, что создаёт живую асимметрию фасада. 

Здание естественно вписывается в панораму бульвара, формами и габаритами поддерживая строй доходных домов начала XX в. 

В «Доме полярника» жили пионеры освоения Арктики М. Белоусов, Н. Зубов, А. Ляпидевский (мемориальная доска) и др.

7 этажей (№ 12, начало 20 века, бывший дом служащих Московской конторы Госбанка с храмом свт. Николая Чудотворца). На 1-м этаже – Кафе «Жан Жак», Английский паб «Джон Донн», Арт-кафе "Капучино", Булочная-кондитерская «Мадам Буланже» и пр.

Массивное семиэтажное здание, занимающее большую часть квартала, построено в 1914-1915 году архитектором Б.М. Нилусом для квартир служащим Министерства финансов Российской империи. Центр композиции фасада по бульвару отмечен гигантским (четыре этажа по высоте) двадцатиколонным пилястровым портиком, который увенчан оригинальным фризом и карнизом, устроенным между шестым и седьмым этажами. Принцип решения фасада напоминает многократно увеличенную композицию главного дома усадьбы Лунина, расположенного рядом. От здания по бульвару внутри двора, выходящего на Калашный переулок, построено торцом еще четыре корпуса, соединенных с главным зданием переходами. Несмотря на довольно плотную застройку всего владения, комплекс не создает впечатления человеческого муравейника. Окна квартир не смотрят друг на друга. Все углы зданий скошены, по-московски, чтобы дать возможность проезда телег и машин. Между двумя первыми корпусами встроено одноэтажное здание домовой церкви с пилястровым портиком. Церковь освящена не была.


Дворы соединены серией арок. Два двора не имеют своего выезда. 

6 этажей (№ 15/16). 1912 год постройки. Кирпичный. 

Бывший доходный дом архитектора А. Гребенщикова.

9 этажей (№ 17; 1971 годы постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Греческий визовый центр, Книжный магазин «Букберри».

5 этажей (№ 25; 1928 год постройки). На 1-м этаже – Кафе «Дети райка», Булочная «Хлеб & Co» и пр.

Достопримечательности:

Мемориальный музей и научная библиотека «Дом Н. В. Гоголя» (№ 7а, стр. 2).

Музей искусства народов Востока (№ 12а).

Музей был создан 30 октябри 1918 года и назывался тогда «Арс азиатика», что означало «Музей искусств Азии», но чаще его называли просто музеем искусств Востока.
Комплектование музейных фондов шло из коллекций других музеев и собраний частных лиц. 

Сначала музей открылся в двух залах Исторического музея, и произошло это 22 сентября 1919 года. В одном зале были выставлены изделия стран Ближнего Востока (ковры, керамика и металлические изделия), в другом произведения искусства Дальнего Востока (китайская живопись, японские гравюры, изделия из камня и других материалов). В музей были переданы все крупные коллекции, частные собрания произведений восточного искусства, а также персидские, кавказские и туркменские ковры из государственных фондов. Всего в коллекции музея тогда насчитывалось около тысячи предметов.

Пополняться музей стал за счет археологических находок. В 1926 году начались большие раскопки на территории Термеза одного из древнейших городов Средней Азии. В числе древних Памятников, которые открыла экспедиция, был дворец 11—12 веков.

Китайский зал музея предваряется вводной экспозицией, в которой представлены модели железных орудий труда IV века до РХ. Здесь же выставлены копии первого китайского компаса, спидометра и сейсмографаБольшим своеобразием отличается и национальная китайская живопись.
Китайские картины имеют форму свитка, и китайцы не вывешивают свои картины на стенах, а хранят в коробках и достают оттуда по праздникам. 

В Индийском зале представлены произведения древнейшей культуры, истоки которой восходят еще к третьему тысячелетию до РХ. В 1921—1922 годах в долине Инда, а затем и местечке Мохенджо-Даро производились археологические раскопки. Когда-то здесь былли большие города, окруженные мощными стенами, с многоэтажными домами из кирпича, системой водоснабжения и канализации. Археологи нашли во время раскопок много каменные и бронзовые статуэтки, печати и амулеты с изображением животных. В музее выставлена коллекция индийских миниатюр 16—18 вековК дорогим книгам, которые переписывались от руки тростниковыми перьями, индийские художники выполняли серии иллюстраций. В музее хранится одна из лучших в мире иллюстративных серий такого рода, сделанная к книге «Бабур- иамэ» султана Бабура, который в 1529 году завоевал Северную Индию и основал там династию Бабуридов, или Великих Моголов. Бабур написал мемуары, в которых рассказал о событиях своей жизни — о походах, битвах, играх и охоте.

В Японском зале выделяется народная скульптура —нэцкэ  типа брелка, с помощью которого у пояса прикреплялись ключи, трубка, кисет или коробочка.
Нэцкэ изготовлялись из слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведи, волка и тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней. Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» — корень и «цкэ» прикреплять). Нэцкэ носили мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только на поясе богатых. Расцвет моды на нэцкэ пришелся на 19 век. Тогда появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита и пр. Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости. На нэцкэ изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ были семь богов счастья, были фигурки, изображающие борьбу народных героев с демонами, изображались известные архаты — ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро — очень сильного ребенка, нэцкэ, запечатлевшие бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных иностранцев; изображались и злые силы и пр.; множество нэцкэ изображали любимого в Японии бога Дайкоку — бога счастья, добра и веселья  его изображали веселым и толстым человечком с мешком риса за спиной и крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса спасла Дайкоку. Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре, крыса посоветовала Дайкоку зарыться в землю; в музее насчитывается около 500 нэцкэ. Кроме них, есть еще окимоно — более крупные скульптурки (до 12 см), сделанные из слоновой кости. 

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Воздвиженка.


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий