среда, 26 октября 2016 г.

Садовая-Кудринская улица

Расположение:

Улица проходит по Пресненскому району (ЦАО) от Новинского бульвара и Кудринской площади до Большой Садовой и Малой Бронной улиц. 

Является частью Садового кольца. 

Рядом – зоопарк и метро «Баррикадная».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по 4 полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 850 метров.

История:

Возникла в 1816—20 гг. 

В 16-17 вв. территория северной части современной улицы была занята пашнями ямщиков Тверской слободы (Ямское поле). 

В 18 в. с внешней стороны Земляного вала начали строиться загородные дворы московской знати. 

После пожара 1812 г. велась интенсивная застройка Садовой-Кудринской улицы. 

Во второй половине 19 в. на улице возводились дома купечества и чиновников, здания учебных заведений. В д. 3 (1887, архитектор М. Геппенер) размещалась 4-я женская гимназия, в которой училась М. Цветаева. 

Во дворе многоэтажного жилого комплекса (д. 7, 1947, архитектор К. Орлов) сохранилась усадьба княгини Мещерской (главный дом построен в последней четверти 18 в., флигеля — в начале 19 в.); в корпусе 3 в 1904—18 гг. жил художник В. Поленов. 

В 1809 г. построен особняк, известный как дом Протковой (д. 15); принадлежал вначале сыну московского главнокомандующего А. Ростопчину (в доме размещались салон его жены — поэтессы Е. Ростопчиной и картинная галерея), затем генерал-губернатору Москвы князю А. Щербатову; в 1896 г. в доме открылась Софийская (ныне Филатовская) больница. 

В д. 2 (правый корпус) в 1880-х гг. жил основатель отечественной педиатрии Н. Филатов; два левых корпуса перестроены в начале 1900-х гг. по проекту Ф. Шехтеля, обработавшего фасады в стиле модерн. 

В «доме-комоде» (д. 6, 1873, архитектор В. Афанасьев) в 1886—90 гг. жил А. Чехов (мемориальная доска; ныне дом-музей Чехова). 

В 1-м Реальном училище, открывшемся в д. 9 (1901, архитектор А. Никифоров), учились актёры И. Ильинский и Б. Ливанов. В 1901 архитектор А. Чижиков выстроил д. 23, использовав в проекте некоторые элементы стиля модерн. 

В 1912 построены особняки для предпринимателя А. Демидова (д. 17, архитектор К. Разумов) и для купчихи Капканщиковой (д. 18, архитектор Н. Лазарев). 

Комплекс разнородных зданий (дома 19 — 21а) сложился в 1913—46 гг. 

В 1928 г. построено здание Планетария (архитекторы М. Барщ и М. Синявский). 

В 1938 г. Садовая-Кудринская улица расширена и заасфальтирована, продолжалась застройка улицы многоэтажными домами: д. 8 (1939, архитектор А. Варшавер), д. 28—30 (1947, архитекторы Л. Руднев, В. Мунц, В. Асс); в этом доме жили архитектор Руднев, маршалы Советского Союза А. Гречко, А. Ерёменко, М. Захаров, генерал армии С. Штеменко, академик А. Благонравов, хирург Н. Еланский.

Улица названа в начале 19 века по садам, которые здесь разбили в то время на месте снесенных укреплений Земляного Города (в 1938 году при расширении магистрали сады были уничтожены) и по старинной Кудринской площади, которая в свою очередь получила название по древнему селу Кудрино и патриаршей Кудриной слободе Новинского монастыря, которые находились в этой местности.

С этой улицы начиналась когда-то собственно садовая часть кольца, украшенная по обеим сторонам палисадниками. Поэтому почти все отрезки кольца получили двойные наименования: к слову «Садовая» прибавлялось название местности. Садовая-Кудринская названа по древнему селу Кудрину, на месте которого она проходит.
С внешней стороны улица начала застраиваться с XVIII века — до того здесь находились земли ямщиков Тверской слободы, так называемое Ямское поле.
В пожар 1812 года сгорели кварталы от нынешней Кудринской площади до Спиридоновки — с внутренней стороны, внешнюю же часть, слабо застроенную, огонь пощадил, за исключением владений Вдовьего дома.
После окончания Отечественной войны 1812 года улица стала интенсивно застраиваться. К концу XIX века здесь, рядом с домами купцов и чиновников, появляются здания учебных заведений. В декабре 1905 года улица наполнилась баррикадами. Одну из них запечатлел в своей картине «Баррикада на Кудринской-Садовой» тогдашний житель этих мест, очевидец декабрьских боев, знаменитый художник В. Д. Поленов.


Сегодня Садовая-Кудринская - крупная московская магистраль, северо-западная составная Садового кольца. Проходит от Кудринской площади до Малой Бронной, за которой переходит в Большую Садовую. Расположена в Пресненском районе. Здесь находятся Московский планетарий - одно из самых значимых и новаторских зданий конструктивизм и Филатовская больница. Кроме того, примечателен дом 15 – жилой дом М.Я. Протковой. Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 1). 2011 год постройки.

• Бывший доходный дом Н. Кана (№ 2/62/35, конец 19 – начало 20 веков). 

Доходный дом постройки 1870 года. Архитектор Ф. Шехтель.

Перестроен в 1901 году купцом Н. Каном.
• Кафедра иностранных языков при ПМГМУ им. Сеченова (№ 3; бывшее здание 4-й женской гимназии; было построено в 1886 году; за школой располагался сад со спортивными площадками и манежем для обучения верховой езде; позднее территория сада отошла зоопарку; в 1920-е годы в школе, основанной на месте женской гимназии, учился конструктор ракетно-космической техники Б. Черток). 
Бывшее здание 4-й женской ("синей") гимназии. 
Построено в 1886 году по проекту архитектора М. Геппенера.
За школой располагался большой сад со спортивными площадками и манежем для обучения верховой езде. 
Позднее территория сада отошла зоопарку.

В 20-е годы в школе, основанной на месте женской гимназии, учился Б. Черток – конструктор ракетно-космической техники, соратник А. Королева (см. его книгу "Ракеты и люди, т.2, Фили - Подлипки - Тюратам"). 
По его же информации после войны здание было передано лаборатории, занимавшейся проблемами сохранения тела Ленина (в настоящее время - Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий (НИЦБМТ) ВНИИ лекарственных и ароматических растении (ВИЛАР), расположен на улице Красина, 2).
• Комплекс кафе и баров (№ 3а).

• Цветочное бюро «Кактус Базар» (№ 3б).

• Офисы (№ 4, стр. 3).
• Планетарий (№ 5; 1929 год постройки, реконструкция 1990-е – 2010-е годы, снова открыт в 2011 году; в помещениях много музейных и выставочных залов, учебный комплекс, научный отдел, зоны отдыха, кафе, подземная стоянка, технические помещения; крыша нового корпуса имитирует новый уровень земли, на котором размещена астрономическая площадка с двумя обсерваториями и астрономическими приборами).
Планетарий.
Здание построено в 1927–1928 годах по проекту архитекторов М.О. Барща и М.И. Синявского, конструкторов А.К. Говве и П.Я. Смирнова. Это было первое сооружение подобного рода в СССР, в межвоенный период подобные здания строятся во многих странах Европы и Америки. Пионерами здесь стали немцы, именно их проектор знаменитой формы «Карл Цейсс» был специально изготовлен и для Москвы.
Молодые архитекторы – выпускники ВХУТЕМАСа спроектировали эффектное здание, покрытое параболическим куполом диаметром 28 метров. Выдающийся образец инженерной мысли – это тончайшая сетчатая железобетонная скорлупа, толщиной всего 12 см внизу и 6 см наверху. Под уникальной оболочкой находится второй, внутренний слой из металлического каркаса, удерживающего поверхность для демонстрации проекции звездного неба. Купол перекрывает круглый зрительный зал на 1440 человек, под которым находится фойе, вестибюль с кассами и гардероб. 
Снаружи конструктивистское здание выглядит вполне прагматично: глухие поверхности купола, закругленные лестничные башни сочетаются с ленточным остеклением, металлическими парапетами террас и эффектным карнизом-выкружкой над входом.
Ещё в 1923 году теоретик искусства Алексей Ган, автор книги «Конструктивизм», писал: «Театр до сих пор есть не что иное, как здание, в котором происходит служение культу… Театр наш должен быть иным. Он должен прививать зрителю любовь к науке. Планетарий — оптический научный театр и является одним из видов нашего театра. В нем люди не играют, а управляют сложнейшим в мире по технике аппаратом!».
Журнал «Современная архитектура» - рупор модернисткой архитектуры приветствовал работу молодых конструктивистов: «Планетарий — это один из самых сложных и удивительных приборов современности. Грубо говоря, это система большого числа (119) проекционных фонарей, из которых каждый находится в самостоятельном движении и проектирует отдельно планету или группу звезд на белый экран-полусферу, перекрывающую зрительный зал, что при полной темноте дает совершенное впечатление небесного свода с движущимися по нему планетами, солнцем, луной и другими светилами». Рядом с этими словами был опубликован проект московского Планетария, разработанного по предложению Главнауки Наркомпроса, и фотографии почти построенного здания – символа победы научного способа мышления. Отмечалось, что «осуществлена лишь часть всего сооружения. В ближайшем будущем предполагается достройка астрономического музея, библиотеки аудитории и обсерватории». Далеко не весь проект был в результате реализован, но на территории вокруг планетария были расставлены приборы для наблюдения за природой, а в отдельных крыльях здания разместилась обсерватория.
Еще в 1996 г. группой специалистов из архитектурного бюро "Моспроект 4" под руководством А.В. Анисимова был предложен реставрационный проект, в основе которого лежала идея восстановления старого здания, а  не  строительства нового. Для достижения этой цели архитекторы предложили поднять все здание без демонтажа на  6  м. над уровнем земли и  соединить его с  тротуаром Садово Кудринской улицы при помощи пологого пандуса. На фестивале "Зодчество 1996" проект получил диплом первой степени. Однако этот проект осуществлялся с  2000  по  2005  г. После пятилетнего перерыва реконструкция возобновилась в 2010 году. Работы проводились под руководством Н.В. Шемшуриной. За счет устройства новой стилобатной части общая площадь планетария была увеличена с 3000 до 15000  кв.м. Были воссозданы боковые пристройки планетария. Это позволило разместить в здании выставочный зал, музей, научный отдел, подземную парковку, помещения технического обслуживания. Также был отреставрирован бетонный купол планетария с заменой деревянных журавцев и устройством кровли из  райнцинка. Реставраторы также укрепили кирпичную кладку здания. К 2010 году, когда работы были возобновлены, проект приспособления был скорректирован с  тем, чтобы максимально сохранить существующие исторические элементы памятника. В  2010  году был заново оштукатурен и окрашен зал, переложены покрытия пола. В 2011 году Московский планетарий был открыт для посетителей.
Здание Московского планетария — одно из самых выдающихся зданий в стиле конструктивизма. Проектировали его молодые архитекторы М. О. Барщ и М. И. Синявский. Строительство планетария началось в 1928 году: был заказан проекционный аппарат фирмы «Цейсс» и установка матерчатого экрана для демонстраций фирмы «Диккергоф». Первый камень Московского планетария был заложен в день осеннего равноденствия. Конструкция параболического купола диаметром 28 метров, накрывающего цилиндрический зал, в те времена была настоящим инженерно-техническим достижением.
В 2002 году началась реконструкция планетария по проекту архитектора А. Анисимовым. В результате здание было поднято на 6 метров, исчезли некоторые пристройки второй половины XX века, построены две новые башни обсерваторий, площадь планетария увеличилась в 6 раз. Старое здание планетария стало частью нового архитектурного комплекса, утратился аутентичный конструктивистский стиль.
Сегодня планетарий — это центр популяризации науки: здесь работают интерактивные музеи, обсерватории, астрономические кружки, 4D-кинотеатр, кафе. Звездный зал площадью 1000 кв. м. — самый большой в Европе, с современным технических оснащением и куполом-экраном диаметром 25 метров. На крыше музейного комплекса размещен музей-обсерватория «Парк неба»: здесь под открытым небом установлены действующие современные приборы для астрономических наблюдений. Через все уровни планетария проходит самый большой в России маятник Фуко, 16 метров длиной, позволяющий наглядно убедиться в истинности вращения Земли вокруг своей оси.
Первый в стране «научный театр» построен в 1928 г. по проекту архитекторов М. Барща и М. Синявского, победивших на конкурсе 1927 г. 
Открыт в 1929 г. 
Лаконичная форма как бы восприняла характер машинерии, обеспечивающей демонстрацию звёздного неба. Основной элемент композиции — приземистый цилиндрический объём демонстрационного зала (на 1500 мест), перекрытый тонкостенным железобетонным параболическим куполом. Подшивной сферический экран, укреплённый на внутренней металлической сетке, образует второй купол под наружной оболочкой здания. Зал диаметром 25 м мог трансформироваться, и часть его пространства превращалась в сцену. Лестницы вынесены в отдельный объём, благодаря чему потоки входящих и выходящих зрителей разделены. Под залом, на первом этаже, — кольцеобразное фойе и подсобные помещения. 
Реконструкция здания проводилась в 1976—77 гг. (Барщ и Синявский); полотняный демонстрационный экран заменён алюминиевым из перфорированных листов, изменён первоначальный характер входной части здания. 
В Планетарии читаются лекции, сопровождаемые демонстрацией искусственного неба (на полусферическом куполе-экране с помощью специального оптического аппарата) с Солнцем, звёздами, планетами, спутниками, различными космическими аппаратами. 
С 1934 г. при Планетарии работают детские астрономические кружки, в летнее время — астрономическая площадка и обсерватория.
В 2002-2011 гг. была произведена реконструкция здания Московского планетария по проекту члена-корреспондента РААСН архитектора А. Анисимова. Была применена уникальная методика подъема здания на 6 м над землей, что позволило увеличить общую площадь здания в 6 раз при сохранении памятника архитектуры и провести его реставрацию. 
В полученных объемах размещены музейные и выставочные залы,учебный комплекс и научный отдел, рекреации, кафе, подземная стоянка и необходимые технические помещения. Крыша нового корпуса имитирует новый уровень земли, на котором размещена астрономическая площадка с двумя обсерваториями и большим числом астрономических приборов. большой пандус соединяет этот уровень с проезжей частью и тротуаром Садового кольца.
Сегодня в Планетарии работают Большой Звездный зал, Музей Урании и интерактивный музей "Лунариум", Парк неба с двумя башнями-обсерваториями, 4D-кинотеатр, Малый Звездный зал. Многофункциональный комплекс, который оснащен самыми современными специализированными системами и новейшим технологическим оборудованием, уникальными наглядными пособиями - проектором звездного неба, обсерваториями, приборами и экспонатами музеев, в доступной для всех возрастов форме рассказывает об устройстве нашей Вселенной.
Астрономический зонт на астрономической площадке. 2014 год
Астрономическая площадка. 2014 год
Вид планетария с астрономической площадки. 2014 год
На открытой астрономической площадке. 2014 год
Сеанс в Большом звездном зале. 2014 год
В Большом звездном зале. 2014 год
В Лунариуме. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
Космический корабль в музее Урания. 2014 год
Макет Венеры в музее Урания. 2014 год
Изображение туманностей и звездных скоплений в музее Урания. 2014 год
Космические частицы в музее Урания. 2014 год
Экскурсия в музее Урания. 2014 год
Вход в планетарий. 2014 год
Вид в сторону метро «Баррикадная» с астрономической площадки. 2014 год
Глобус Венеры в музее Урания. 2014 год
Земной глобус на астрономической площадке. 2014 год
Древо странствий на астрономической площадке. 2014 год
Карта созвездий на астрономической площадке. 2014 год
Лекция в музее Урания. 2014 год
Метеорит в музее Урания. 2014 год
Приборы на астрономической площадке. 2014 год
Обсерватория на астрономической площадке. 2014 год
Очередь к телескопу на астрономической площадке. 2014 год
2014 год
Вид на планетарий с Садовой-Кудринской улицы. 2014 год
Ресторан «Телескоп» в планетарии. 2014 год
У входа в планетарий. 2014 год
Стенды с изображением планет у входа в планетарий. 2014 год

• Бывшая усадьба (главный дом и 2 флигеля) Я. Корнеева — В. Шуберта (№ 6, стр. 1 и 2; 2-я половина 19 века).
• Дом-музей А. Чехова (№ 6, стр. 2; бывший флигель усадьбы Я. Корнеева – В. Шуберта 19 века; А. Чехов жил в этом доме с осени 1886 года по весну 1890 года; музей работает с 1954 года). «Здесь жил с 1886 по 1890 г.г. великий русский писатель Антон Павлович Чехов 1954 г.».
Каменный двухэтажный флигель с фасадом, который украшают два фонаря-эркера, был построен в 1874 году. 
Чеховы арендовали этот дом у известного врача Я. Корнеева с 27 августа 1886 года до отъезда Антона на остров Сахалин в апреле 1890 года. 
В "доме-комоде" бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Короленко, В. Гиляровский, И. Левитан, Ф. Шехтель, П. Чайковский, А. Сумбатов-Южин, В. Немирович-Данченко.
"Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, т.е. красный", - писал Антон Чехов в одном из своих писем. В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям сестры и брата писателя, несложно представить уклад небогатой ещё семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. 
В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора "малой прессы" появился писатель "большой" литературы. Именно здесь Чехов написал пьесы "Иванов", "Леший", водевили "Медведь", "Предложение", "Свадьба", повести "Степь", "Огни", "Скучная история".
В кабинете особый интерес представляют предметы - свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. 
Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных - в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.
В музее представлены прижизненные издания Чехова, раритетное собрание фотографий писателя и его окружения, предметов из чеховской семьи, коллекция театральных афиш и фототипий.
• Офисы (№ 7, стр. 8).

• Московский государственный юридический университет имени О. Кутафина (МГЮА) (№ 7, стр. 22).

Главный дом усадьбы входит в число редчайших памятников деревянной жилой архитектуры Москвы 18 в. 

Здание имеет в плане Г-образные очертания и состоит из одноэтажной части с двумя антресолями и двухэтажного бокового крыла. Главный фасад дома в 11 осей украшают три портика коринфского ордера. Четырёхколонный портик с треугольным фронтоном размещён в центре и два двухколонных портика с аттиками – у торцов. Здание не только уцелело в пожар города 1812 г., но и сохранило до наших дней значительную часть первоначального внутреннего убранства в стиле классицизма. 

Парадная анфилада дома имеет оригинальную планировку, украшена искусственным мрамором, сохранила лепнину, печи, двери, паркет.

Имя первого известного владельца усадьбы – капитана князя Фёдора Мещерского, встречается в 1740 г. Первый чертёж усадьбы зафиксирован на плане Москвы 1767 г.

В 1778 г. князь Юрий Мещерский построил в своём владении Г-образный в плане новый деревянный дом. 

В 1788 г. владение было продано бригадиру Михаилу Бутурлину, во владении рода которого оно находилось вплоть до 1872 г.

Во время пожара Москвы 1812 г. в усадьбе Петра Бутурлина была «малая часть сожжена» и к маю 1814 г. «исправлены нежилые флигеля». Очевидно, в это же время в главном доме, косвенно пострадавшем от пожара и разорения, проведён ремонт.

В 1872 г. усадьба была продана прусской поданной Екатерине-Марии Бартельс, жене временно-московского купца, владельца
кондитерского заведения на Кузнецком мосту. 

Судя по плану 1872 г., за прошедшее время существенных изменений усадьба не претерпела. На плане 1872 г. впервые подробно показаны три входа в главный парадный дом. 

На южном боковом фасаде изображено «каменное крыльцо». Второе «каменное крыльцо» примыкает к каменной двухэтажной пристройке у торца деревянного крыла здания. И, наконец, на соединении одноэтажной с антресолями части дома и двухэтажного крыла, показан крытый деревянный тамбур. В закрытом тамбуре и был, очевидно, основной вход в дом до 1898 г. Только в 1898 г. парадный ступенчатый вход был устроен в левом двухколонном портике на главном фасаде. Это произошло при владении усадьбой почётной потомственной гражданкой Александрой Найдёновой, которая сдала главный деревянный усадебный дом в аренду Городской Управе для размещения в нём Второго мужского Пресненского городского начального училища. Прямоугольная часть дома с парадными комнатами и антресолями использовалась под учебные помещения, а в двухэтажном крыле находились квартиры преподавателей.

В годы послереволюционной разрухи дом стал быстро приходить в запустение, о чём свидетельствует фотография 1920-х гг. 

На рубеже 1920–30-х гг. фасады были отремонтированы Реставрационной мастерской, созданной И. Грабарем в 1920- гг. и расформированной в 1933 г. 

На фотографиях 1920-х гг. и на фотографии 1933 г. виден ныне утраченный металлический козырёк над входом в здание. Кроме того, на фотографии 1920-х гг. на фронтоне дома остался след от фамильного герба князей Мещерских или Бутурлиных.

В 1930-е гг. в доме находились служебные помещения Планетария. 

Во время Великой Отечественной войны он был занят жильём, а после войны в здании, наряду с квартирами Районного жилищного управления, разместились детские художественная и музыкальная школы. 

В 1947 г. на территории домовладения началось строительство восьмиэтажного жилого дома. 

Здание поставили по красной линии улицы, почти по всей ширине участка. 

Перед строительством при въезде в усадьбу снесли два флигеля начала 19 в., ограду и деревянный двухэтажный дом «в русском стиле» 1884 г. постройки, стоявший в центре двора.

К началу 1950-х гг. фасады и интерьеры главного дома нуждались в комплексной реставрации. 

В 1953 году начались исследовательские и проектные работы по реставрации главного дома. Они проводились силами специалистов Архитектурно-проектной мастерской реставрации памятников архитектуры института «Моспроект» (Руководитель мастерской В. Либсон, главный архитектор проекта А. Ох). 

Производство работ продолжалось до начала 1960-х гг.

В 1984 году осуществлена еще одна реконструкция для размещения в памятнике Главного Управления «Союзсельхозводоснабжения» Министерства сельского хозяйства. При реконструкциях в танцевальном зале были заложены анфиладные двери и прорублены новые проёмы возле печей. В результате, в центре дома образовался коридор. Со стороны нового коридора полукруглые выступы угловых гостиных были закрыты стенками. В отдельных комнатах разобраны печи. Боковое крыло получило на первом и втором этажах коридоры, что существенно изменило планировку повседневных жилых комнат.

В 1990-е гг. был начат, но остановлен ремонт фасадов здания, в связи с некачественным проведением и нарушением технологии реставрации. Несмотря на неудачные приспособления и ремонты, памятник в основе своей сохранил как первоначальную объёмно-планировочную композицию, так и богатую отделку художественных интерьеров.

• Бывшая усадьба Мещерских (№ 7а, стр. 17, 18 век). 

Одно из самых старых московских зданий – дом, построенный до пожара 1812 года и переживший его. 

В этом доме с 1904 по 1918 годы жил художник Василий Поленов.

• Бывший доходный дом И. Агафонова (№ 8, начало 20 века; витраж над входом).

• Московская государственная юридическая академия им. О. Кутафина (№ 9, стр. 1 и 2; бывшее реальное училище, начало 20 века, в советское время – Академия общественных наук при ЦК КПСС). Стр. 2: «Выдающийся российский правовед, академик Российской академии наук, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», ректор Московской государственной юридической академии Кутафин Олег Емельянович работал в этом здании с 1991 по 2008 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_704.html.

Бывшее здание реального училища, построенного в 1901 году по проекту гражданского инженера А. Никифорова.

Система народного среднего образования в царской России предполагала два вида.

В гимназиях образование имело гуманитарный уклон и выводило в дальнейшем учеников на поприще юридическое, философское, литературное и т.д.

Реальное образование направляло своих учеников по стезе технической, промышленной, сельскохозяйственной.

• Офисы (№ 9, стр. 3).
• Кафе Cook`Kareku (№ 9, стр. 4).
• Федеральная антимонопольная служба России (№ 11; в советское время – министерство судостроительной промышленности СССР).

• НИИ судостроительной промышленности «Центр» (№ 11, стр. 14).

• Детская больница им. Филатова с домовым православным храмом святых мучениц Татианы и Софии (№ 15 с несколькими строениями; бывшая Софийская больница в строениях бывшей усадьбы Небольсиной, здания конца 18 – 19 веков; храм снова действует с 2012 года). «Здесь работал с 1943 года по 1960 год выдающийся учёный, основоположник отечественной школы детских хирургов Сергей Дмитриевич Терновский».

Небольшая усадьба, граничащая с обширными владениями Г.П. Гагарина, в конце XVIII – начале XIX веков принадлежала жене коллежского асессора Марфе Протковой. Главный дом усадьбы – на каменном фундаменте деревянный одноэтажный с антресолями, построенный в 1809 году – размещается по красной линии проезда вдоль Земляного вала.
Чудом не задетый пожаром 1812 года, в 1815 году дом приобрел соответствующие времени ампирные черты. Архитектор О.И. Бове украсил его богатой лепниной и массивным тосканским портиком, вынесенным далеко вперед и образующим своеобразную террасу.
Со второй половины XIX века дом принадлежал семье Коншиных – купцу, потомственному дворянину, владельцу мануфактуры в Серпухове Николаю Николаевичу и его жене Ольге Николаевне, урожденной Добрыниной. В семье было много детей, в том числе и от первого брака Н. Коншина. В 1881 году владельцы произвели капитальный ремонт с частичной заменой потолочных балок, венцов и оконных рам.
В 1897 году в соседнем владении разместилась детская Софийская больница. Через год сыновья Коншиных продали ей свои земли. С этого времени ворота усадьбы стали главным въездом в больницу, а деревянный дом – частью больничных владений, квартирой главного доктора. В разное время здесь жили замечательные врачи Н.В. Яблоков, Е.А. Покровский, Н.Ф. Филатов. Именем последнего больница стала называться в 1922 году.
Во время революционных событий 1905 года в результате артиллерийского обстрела Пресни дом пострадал от снарядов.
В 1985 году в доме были начаты реставрационные работы, которые, с большим перерывом, продолжались несколько десятилетий. Особое внимание реставраторов было обращено на восстановление уникальных интерьеров дома. В нем сохранилась первоначальная анфиладная планировка, частичная лепнина потолков, старинные изразцовые печи, колонны. Благодаря кропотливой работе реставраторов воссоздано первоначальное убранство дома: зеленая, малиновая, золотисто-охристая гостиные, дубовая лестница и великолепная лепнина. В отреставрированном доме Филатовская больница предполагает открыть музей.

На территории детской больницы имени Филатова находятся два дома, являющихся памятниками архитектуры. Один – деревянный одноэтажный – выходит на красную линию улицы (стр. 1), другой – каменный двухэтажный – cтоит в глубине двора. Оба имеют один адрес, и зачастую их истории путают, соединяя в одну. Но судьба у домов была разная.
Дом в глубине владения, невидимый с улицы, был частью большой усадьбы князя Александра Яковлевича Урусова, сложившейся в первой половине XVIII века. Парадным двором усадьба обращена не к Земляному валу, а к Пресненским прудам, имевшим тогда бо́льшую значимость. Основная часть дома построена при следующем владельце князе, масоне Гаврииле Петровиче Гагарине во второй половине XVIII века с включением более старых палат. В 1811 году после смерти Гагарина обширное владение было продано гражданскому губернатору Москвы, попечителю первой детской больницы на Малой Бронной Николаю Андреевичу Небольсину. Главный дом усадьбы, переживший пожар 1812 года, был перестроен архитектором О.И. Бове с привнесением ампирных черт: портика из восьми ионических полуколонн, элементов декора.
В 1848 году усадьба была продана графу Андрею Федоровичу Ростопчину и его жене поэтессе Евдокии Петровне, урожденной Сушковой. Дом вновь подвергся переделкам, в том числе и второй этаж, где разместилась публичная картинная галерея Ростопчина.
С 1852 года здесь надолго поселилась известная московская благотворительница, учредительница Дамского попечительства о бедных, княгиня София Степановна Щербатова. Усадьбу она завещала своим шестерым детям, одним из которых был московский городской голова Александр Алексеевич Щербатов. Он, от имени всех наследников, передал усадьбу в дар городу для устройства в ней детской больницы. И в 1897 году сюда переехала Бронная детская больница, ставшая теперь Софийской в память о княгине Софии Щербатовой.
В следующем году для расширения территории больницей была куплена граничащая с ней усадьба Протковой Коншиной; и деревянный дом (стр. 1), стоящий на линии улицы, стал частью больничных владений. Со временем на территории больницы выстроили новые лечебные корпуса.
С 1922 года это детская городская клиническая больница имени Нила Федоровича Филатова. Дом княгини С.С. Щербатовой является её главным корпусом.



Бывший дом М. Протковой. Жилой дом, некогда входивший в небольшую усадьбу М. Протковой за Земляным валом, уникальный памятник деревянной архитектуры в стиле классицизма. 

Построен около 1809, уцелел во время пожара 1812 г. 

Одноэтажное с антресолями здание в 1841 г. было частично переделано в стиле ампир по проекту О. Бове, украсившего главный фасад дорическим портиком и лепниной. 

Внутри сохранилась первоначальная анфиладная планировка, уцелели классицистическая лепнина потолков, двери, печи, карнизы, колонны.

Существует с 1896 г. как Софийская больница (названа в честь Софьи — жены городского головы князя Щербатова, подарившего городу здание больницы). 

Является также преемницей первой в Москве детской больницы Воспитательного дома, которая была основана в 1842 г. и здание которой пришло в негодность. 

По уставу 1896 г. Софийская больница имела терапевтическое, хирургическое и амбулаторное отделения. 

В больнице работали Н. Филатов (в 1960 на территории больницы ему установлен памятник) и один из основоположников отечественной детской хирургии С. Терновский (мемориальная доска). 

Детская больница № 13 — одно из крупнейших многопрофильных лечебных учреждений Москвы по оказанию специализированной стационарной и амбулаторной помощи детям, а также клиническая база Российского государственного медицинского университета.

Храм находится в стадии восстановления. 

В 1927 году храм перестал действовать, и помещения были задействованы для нужд больницы. За время бездействия храма вся внутренняя отделка и роспись были утрачены, при обследовании специалистами, найдено несколько фрагментов росписи на 2-ом этаже перед алтарём и около лестницы. По ним планируется восстановить всю роспись. Сейчас установлен новый алтарь и закончена внутренняя отделка. Работы временно приостановлены из-за отсутствия финансирования. На втором этаже, в отдельной комнате находится временное помещение, в котором проходят службы и находятся иконостас и свечная лавка. 

С декабря 2012 года проводятся службы.
На территории – памятник Н. Филатову.
Скульптор: Д. П. Шварц. Архитектор: Ю. Я. Сосенко
Год установки: 1960 
Нил Филатов (1847—1902) — врач, основатель педиатрической школы. Бюст установлен на территории клиники на Садовой-Кудринской улице, в которой он работал. Ранее эта больница именовалась Софийской, а после ухода ученого из жизни была переименована в его честь. Памятник представляет собой гранитный погрудный бюст ученого, установленный на высоком постаменте. Надпись на постаменте демонстративно лаконична, тем самым как бы подчеркивает ненужность лишних слов в таких вопросах, как медицина: «Н. Ф. Филатов. 1847—1902».

• Посольство Пакистана (№ 17; бывший дом владельца текстильной фабрики в Вязниках А. Демидова, начало 20 века; модерн; в 1920-х годах здесь был детский сад, затем здание находилось в аренде у иностранных посольств; одно время в нем была резиденция «Автодора» – общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР).

• Бывший особняк Н. Поповой (Капканшиковой) (№ 18, начало 20 века; трехэтажный кирпичный неоклассический особняк с разными окнами). 

Трехэтажный кирпичный неоклассический особняк красивых пропорций. 

На фасаде всего несколько окон, все они разные, но довольно гармонично сосуществуют друг с другом. 

В своей простоте дом кажется элегантным, несмотря на частичную перестройку.

• Офисы (№ 19, стр. 1). 

Бывший доходный дом М. Пестржецкого 1912 года постройки.

• Офисы (№ 20).

• Бывшая городская усадьба Е. Мочаловой (№ 22, стр. 1 и 2; середина 19 века).

• Бывший особняк начала 20 века (№ 23; 1901 год постройки; в этом доме во флигеле писательницы Е. Тур несколько месяцев в 1861 году жил писатель Николай Лесков; модерн; в 1940 году дом надстроен темя этажами).

• Стриптиз-клуб «Эгоист-голд» (№ 26/40, стр. 1).

• Офисы (№ 26/40, стр. 2).

• Офисы (№ 26/40, стр. 3).

• Штаб Московского гренадерского корпуса (№ 26/40, стр. 4).

• Центральная стоматологическая поликлиника Министерства обороны России (№№ 28–30).

• бизнес-центр «Бронная Плаза» (№ 32, стр. 1; 2005 год; построен на месте Полтавских бань, построенных в 1820-е годы).

• Офисы (№ 32а, стр. 9).

Жилые дома:

8 этажей (№ 7, 1944 год постройки). Кирпичный. 

До комиссионного и до "Кабула" в этом помещении находился гастроном, именовавшийся в народе "генеральским".

7 этажей (№ 8–12, 1949 год постройки; бывший дом кооператива полярников). Кирпичный.

8 этажей (№ 14–16, 1939 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 21, 1928 год постройки; бывший дом Коопстроя ВСНХ, стиль конструктивизм). Кирпичный.

5 этажей (№ 21, стр. 2, 1930-е годы постройки). Кирпичный.

3 этажа (№ 21, стр. 4, 1932 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 21, стр. 5, 1929 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 21а, 1945 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 23, стр. 1, 1947 год постройки). Кирпичный. 

Построен в 1902 году по проекту архитекторов Г. Гельриха и А. Чижикова, широко использовавших в нём элементы стиля модерн. 

Произведённая в 1940 году надстройка тремя этажами выдержана в стиле первоначального проекта и почти незаметна. 

В этом доме во флигеле писательницы Е. Тур несколько месяцев в 1861 г. жил Николай Лесков.

5 этажей (№ 23, стр. 3, начало 20 века).

6 этажей (№ 23, стр. 4, начало 20 века).

4 этажа (№ 23, стр. 5, начало 20 века).

5 этажей (№ 24/27, начало 20 века, стиль модерн; бывший доходный дом П. Скопника). На 1-м этаже – почта и пр.

9 этажей (№ 25, 1997 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 28–30, 1947 год постройки, бывший жилой дом Министерства обороны СССР, здесь жили многие советские военачальники – «генеральский дом»). «В этом доме жил и работал выдающийся советский зодчий Лев Владимирович Руднев».

В конце 19 – первой половине 20 веков на месте современного жилого корпуса № 28-30 находился дом, принадлежавший до революции известному хирургу, патологоанатому, профессору московского и казанского университетов Василию Кузьмину. 

В июле 1941 года здание было разрушено в результате немецкой бомбардировки.

Вскоре после войны с использованием труда пленных немцев начинается строительство многоквартирного жилого дома Министерства обороны СССР. Авторами проекта выступили выдающиеся зодчие Л. Руднев, В. Асс и В. Мунц, при участии инженера П. Гнедовского. 

Уже в 1947 году на Садовой-Кудринской выросло монументальное здание со строгим и выразительным рисунком фасада, с остеклёнными арочными проёмами нижнего этажа. Простенки между окнами верхних этажей отмечены строенными полуколонками с лотосовидными капителями. Сами окна разнообразны по форме: от полукруглых до прямоугольных с арочным завершением. 

Обращает на себя внимание барельеф над центральным подъездом с надписью «1947», обрамлённый лепными гирляндами в сопровождении советской эмблематики.

После сдачи дома в эксплуатацию квартиры в нем получили и его создатели – архитекторы Л. Руднев и В. Мунц. Здесь же находились и их мастерские. Про Руднева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_336.html.

Дом без преувеличения можно назвать «маршальским». Среди жильцов дома были маршалы Советского Союза А. Гречко, А. Еременко, М. Захаров, Л. Говоров, Главный маршал артиллерии М. Неделин, трагически погибший на Байконуре в 1960 году при взрыве ракеты Р-16, военачальники С. Штеменко, В. Кузнецов, Н. Псурцев, известный учёный, исследователь космоса А. Благонравов, хирург Н. Еланский и др.

В настоящее время в части здания располагается Центральная стоматологическая поликлиника Министерства обороны РФ.

7 этажей (№ 32, стр. 2, начало 20 века; бывший доходный дом А. Сидамон-Эристова).

Достопримечательности:

Планетарий (№ 5).

Астрономический зонт на астрономической площадке. 2014 год
Астрономическая площадка. 2014 год
Вид планетария с астрономической площадки. 2014 год
На открытой астрономической площадке. 2014 год
Сеанс в Большом звездном зале. 2014 год
В Большом звездном зале. 2014 год
В Лунариуме. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
В музее Урания. 2014 год
Космический корабль в музее Урания. 2014 год
Макет Венеры в музее Урания. 2014 год
Изображение туманностей и звездных скоплений в музее Урания. 2014 год
Космические частицы в музее Урания. 2014 год
Экскурсия в музее Урания. 2014 год
Вход в планетарий. 2014 год
Вид в сторону метро «Баррикадная» с астрономической площадки. 2014 год
Глобус Венеры в музее Урания. 2014 год
Земной глобус на астрономической площадке. 2014 год
Древо странствий на астрономической площадке. 2014 год
Карта созвездий на астрономической площадке. 2014 год
Лекция в музее Урания. 2014 год
Метеорит в музее Урания. 2014 год
Приборы на астрономической площадке. 2014 год
Обсерватория на астрономической площадке. 2014 год
Очередь к телескопу на астрономической площадке. 2014 год
2014 год
Вид на планетарий с Садовой-Кудринской улицы. 2014 год
Ресторан «Телескоп» в планетарии. 2014 год
У входа в планетарий. 2014 год
Стенды с изображением планет у входа в планетарий. 2014 год

Дом-музей А. Чехова (№ 6).

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:


От метро «Баррикадная» пешком через Баррикадную улицу; от метро «Маяковская» на троллейбусах №№ Б, 10 и 79 (проезжают всю улицу).

Художественное чтение:

Владимир Маяковский

Пролетарка, пролетарий, приходите в планетарий!

Войдешь
                     и слышишь
                                               умный гуд
в лекционном зале.
Расселись зрители
                                       и ждут,
чтоб небо показали.
Пришел
                      главнебзаведующий,

в делах
                   в небесных
                                           сведущий.

Пришел,
                        нажал
                                      и завертел
весь
                   миллион
                                      небесных тел.

Говорит папаше дочь:
«Попроси
                      устроить ночь.
Очень
               знать нам хочется,

звездная Медведица,
как вам
                 ночью
                                  ходится,
Как вам
                    ночью ездится!»
Завнебом,
                          пальчиком ведя,
покажет
                              звездомедведя.
Со звездою
                          в осень
                                                 скупо.
Здесь же
                        вызвездило купол.
Не что-нибудь,
                               не как-нибудь,
а ночь как ночь
                           и Млечный Путь.
И тут,
             и сбоку,
                              и везде —
небесный свод
                                 в сплошной звезде.
Как примус,
                                 примутся мерцать,
спаля
                                  влюбленные сердца.
Завнебом
                                   вежливо спросили:
«Какие звезды
                                       над Бразилией?»
Зажег
              завнебом
                                    Южный Крест,
невиданнейший
                                   с наших мест.
Светят,
                       как миленькие,
небесные
                       светильники.
Аж может устроить
                                         любая горничная
затмение лунное
                                  и даже
                                                 солнечное.
Умри, поповья погань!
Побыв
                  в небесных сферах,
мы знаем —
                           нету бога
и нету
               смысла
                               в верах.
Должен
                  каждый пролетарий
посмотреть

                            на планетарий.


Видео:




Состояние на 14.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий