среда, 26 октября 2016 г.

Садовая-Спасская улица

Расположение:

Улица проходит по Красносельскому району (ЦАО) от Большой Сухаревской площади до площади Красные Ворота и Садово-Черногрязской улицы. 

Часть Садового кольца. 

Метро «Красные ворота» (конец улицы)

Рядом – метро «Сухаревская» (у начала улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по пять полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 700 метров.

История:

Является продолжением Сухаревской площади, переходит в Садовую-Черногрязскую улицу. 

С 17 в. на внешней стороне современной Садовой-Спасской улицы селились ремесленники и торговцы. 

В 18 в. здесь строились дворы московской знати. 

Участок между Большой Спасской улицей и современным проспектом Академика Сахарова принадлежал графу И. Гендрикову; в д. 1 (1760-е гг.) с 1785 г. собиралась «Типографическая компания», которую возглавлял Н. Новиков, разместивший здесь свою типографию. 

В царствование императора Павла I дом был перестроен под Спасские казармы. 

В 1830—40-х гг. построены два двухэтажных корпуса (д. 20). 

В начале XX в. Садовая-Спасская улица застраивалась каменными домами. 

В 1904 был построен восьмиэтажный доходный дом Афремова (д. 19; архитектор О. Шишковский) — одно из самых высоких московских зданий начала XX в.; в 1932—33 гг. в этом доме работала Группа по изучению реактивного движения, которую возглавлял Ф. Цандер (мемориальная доска). 

В 1915 г. для торговцев молочными продуктами (семья Олик) построен более высокий д. 17 (архитектор И. Флоринский). 

На средства чаеторговца Перлова в 1908 г. выстроен дом 2 (архитектор А. Остроградский). 

В 1912 г. по проекту архитектора А. Зелигсона возведено здание гимназии Страхова; слева за домом сохранился двухэтажный флигель — часть усадьбы С. Мамонтова, в салоне которого в 1870—90-х гг. бывали А. Аренский, В. Васнецов, М. Врубель, К. Коровин, В. Поленов, С. Рахманинов, И. Репин, В. Серов. 

В д. 8 с конца 80-х до середины 90-х гг. жил Врубель. 

В д. 12 (1871), который занимала гостиница «Восточные номера», в начале 1880-х гг. жили художник И. Левитан и Н. Чехов (брат А. Чехова). 

В 1928—33 гг. на углу Орликова переулка построено здание Наркомзема (д. 11/1; архитектор А. Щусев). 

На месте конюшен Спасских казарм в 1970 г. построены два четырёхэтажных здания (д. 3), соединённые двухэтажным корпусом «Дома военной книги». 

В 1980-х гг. Садовую-Спасскую улицу пересёк проспект Академика Сахарова, проложенный от Тургеневской площади к Комсомольской площади; в 1981—82 гг. здесь построен подземный переход — один из самых протяжённых в Москве (236 м). 

На внутренней стороне Садового кольца улицу завершает участок № 28, на котором в начале XX в. размещалось владение заводчиков-мукомолов Эрлангеров, а после 1917 г. — трест Мельстрой; на внешней — высотное здание у Красных ворот.

Улица названа в начале 19 века по садам, которые здесь разбили в то время на месте снесенных укреплений Земляного Города (в 1938 году при расширении магистрали сады были уничтожены), и по находившимся здесь в 18 веке Спасским казармам и Спасской слободе 17-18 веков.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

М метро «Красные Ворота» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по площади Красные Ворота, на которую она выводит (в 1962 — 1986 годах называлась «Лермонтовская»); станция имеет два выхода в город по эскалаторам и есть два наземных вестибюля, расположенных по разные стороны Садового кольца, и выводящие на площади Красные Ворота и Лермонтовскую, Боярские переулок, Мясницкий проезд, Хоромный тупик и Садовое кольцо (Садовую-Спасскую и Садовую-Черногрязскую улицы); глубокая (глубина — 31 метр); станция пилонная и пилоны облицованы мраморизованным известняком красно-бурого цвета, а декоративные ниши на пилонах — светлым мрамором; путевые стены выложены золотистым и желтовато-розовым мраморизированным известняком; на полу серый и черный гранит, расположенные в шахматном порядке; скамеек для отдыха мало и расположены они в начале и в конце платформы; темы оформления станции увидеть часто сложно, но в ее декоре повторяется мотив ворот — это декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам и свод центрального зала).

Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектные названия: Красноворотская площадь, Красноворотская
Прежнее название: Красные ворота (до 29.05.1962), Лермонтовская (до 25.08.1986)
Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения
Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.

Архитекторы: И.А.Фомин, соавтор Н.Н.Андриканис
Инженер-конструктор: А.Ф.Денищенко 

Пилоны станции облицованы красным, серым, белым и желтым мрамором. Путевые стены покрыты желтоватой керамической плиткой. Пол центрального зала выложен серым и черным гранитом.

В 1938 году проекту станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже. А в 1952 году на станции был установлен первый в истории метро турникет (не считая экспериментального образца 1935 года, установленного на станции «Библиотека имени Ленина»), а 28.07.1959 здесь же был впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.

Южный наземный вестибюль выполнен в виде вложенных друг в друга полусфер (архитектор Н.А.Ладовский).

Название станции связано с площадью Красные Ворота. Здесь в 1709 году была воздвигнута триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753—1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ранее белые ворота были выкрашены в красный цвет. В 1927 году арку снесли, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская — в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции — «Красноворотская площадь», «Красноворотская».

В 1949—1953 годах на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение. Северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года.

В 1950-х годах на станции были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами. В 1994 году в южном вестибюле проводилась замена эскалаторов.


В 1933–1934 годах, параллельно с прокладкой трассы, инженерными и геологическими изысканиями, были проведены и архитектурные конкурсы на проекты перронных залов и наземных павильонов 13 станций первой очереди метро. Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.
Из всех построек, сделанных для системы метрополитена в период до конца 1950-х годов, только наземный павильон станции «Красные ворота» выглядит современно и лишен каких-либо ассоциативных связей с исторической архитектурой или прямых заимствований из нее. Это бетонный раструб-ракушка, визуально замыкающий створ Новой Басманной улицы. Его автор Николай Ладовский. В 1920-е годы он был лидером группировки АСНОВА - Ассоциации новых архитекторов, называвших себя рационалистами, творческих оппонентов конструктивистов. Н. Ладовский утверждал принципы поиска сверхвыразительной формы, не отягощенной накладным декором, но в тоже время, очень монументальной и динамичной.
С начала Ладовский спроектировал подземный вестибюль станции «Дзержинская» (сейчас «Лубянка») с двумя параллельными тоннелями перронных залов, но без центрального нефа. Это совсем нехарактерно для Москвы, но типично, к примеру, для Лондона. От облика той станции до наших дней дошли только фрагменты отделки стен у выходов, остальное было утрачено, когда сделали центральный неф и устроили там пересадку на другую линию. Наземный павильон станции в виде двух полуциркульных арок был сделан Д.Ф. Фридманом, а Ладовскому достался другой павильон — на станции «Красные ворота». Павильон станции «Красные Ворота» решен в виде остекленного параллелепипеда, скрытого со стороны площади раструбом из концентрических бетонных арок. Образуя центрическую композицию, эти арки вовлекают пассажиров в подземное пространство. Четкие полукружья арок придают крупный масштаб и монументальность очищенной от лишних декоративных деталей «ракушке». Возможно, автор хотел напомнить о стоявших на той же площади барочных Красных Воротах елизаветинского времени, построенных знаменитым архитектором Дмитрием Ухтомским, снесенным в 1928 году.
Подземное пространство перронного зала станции было решено совсем по-другому, в строгом классическом стиле. Проектировавший подземную часть станции академик Иван Фомин сделал массивные пилоны, несущие своды перронного зала, - прорезал арочной нишей, облицованной камнем темно-красного цвета.

• Главное управление по противодействию экстремизму МВД России (№ 1/2).
Комплекс бывших Спасских артиллерийских казарм (№ 1/2, 18 — начало 20 веков). 
Основным зданием казарм стал выстроенный до 1760 г. и впоследствии перестроенный дом графа И. Гендрикова, в котором некоторое время жил Н. Новиков. 
В 1798 г. построены 4 каменных казарменных здания. 
В 1812 г. многие помещения Спасских казарм сгорели. 
В 1828—29 гг. в подземном каземате был заключён поэт А. Полежаев. 
В 1842 г. 4 сгоревших корпуса были восстановлены. 
С 1904 г. в Спасских казармах располагался 2-й гренадерский Ростовский полк, в начале первой мировой войны — 192-й пехотный запасный полк. 
В 1920 г. переименованы в честь победы под Перекопом. 
В 1926—41 гг. в казармах дислоцировались части Пролетарской дивизии (мемориальная доска).
Участок, ныне занятый казармами, принадлежал в 18 веке графу И. Гендрикову. 
В 1760-х годах он построил на этом участке трёхэтажный дом, авторство проекта которого приписывается архитектору В. Баженову. 
С 1785 года в этом доме размещалась «Типографическая компания», которую возглавлял просветитель Н. Новиков.
В 1798 году дом графа Гендрикова был перестроен под артиллерийские казармы. В том же году появились ещё 4 каменных казарменных здания. 
Во время московского пожара 1812 года казармы серьёзно пострадали. 
В 1828—1829 годах на гауптвахте Спасских казарм за сочинение «возмутительных песен» был заключён поэт А. Полежаев. 
В 1842 году 4 сгоревших во время пожара казарменных корпуса были восстановлены. 
С 1904 года в казармах размещался Второй гренадерский Ростовский полк. 
В 1905 году солдаты полка избрали революционный комитет и арестовали офицеров. 
В начале Первой мировой войны в казармах разместился 192-й пехотный запасный полк. 
В 1920 г. казармы переименованы в честь победы под Перекопом. 
В 1926-1941т гг. в казармах дислоцировались части Пролетарской дивизии, о чём упоминается в установленной мемориальной доске. 
• Подразделение ФСБ России (№ 2, стр. 1 и 2). 

Бывший особняк В. Казаковой. 

Построен в 1907 г. архитектором А. Остроградским и, возможно, А. Гунстом. 

Один из последних особняков модерна. 

Старожилы звали его домом Ежова. 

Охраняемый вьезд/вход на территорию, глухой забор. На здании тарелки, окна против прослушки, колючая проволока. Это всегда было здание КГБ. Тут был отдел по диссидентам. 

• Торгово-сервисный центр (№ 3). 

В советское время в здании располагался книжный магазин «Дом военной книги». 

В конце 1960-х годов здесь находился ресторан «Привал».

• Институт издательского дела и журналистики Высшей школы печати и медиаиндустрии (№ 6, стр. 1; работает с 1930 года, бывший полиграфический институт). 

Ансамбль бывшей городской усадьбы Мамонтовых. 

Здание бывшего особняка Ивана и Саввы Мамонтовых, ставшее в 1870-90-х гг. одним из центров художественной жизни Москвы. Про С. Мамонтова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_467.html.

Здание капитально перестроено в 1912 г. для частной гимназии Страховой.

Трехэтажный дом желтого цвета с надписью белым кирпичом на скромном фасаде «Полиграфический институт» больше 100 лет назад был арт-центром Москвы. А его гостями — Федор Шаляпин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Константин Коровин, Валентин Серов, Василий Поленов, Николай Ге, Александр Бенуа. Владелец особняка Савва Мамонтов по завещанию отца занимался предпринимательством. В 31 год стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Высокий пост беспечного Мамонтова тяготил (он любил театр и увлекался искусством бельканто), но позволял вести богемный образ жизни и заниматься меценатством. С его помощью Бенуа выпустил журнал «Мир искусства», а Врубель открыл персональную выставку с монументальными полотнами, одно из которых («Принцесса Греза») находится в Третьяковской галерее. В доме на Садовой родилась и Частная русская опера. Здесь пели Ф. Шаляпин, Е. Цветкова, Т. Любатович, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, П. Оленин, А. Секар-Рожанский, впервые были поставлены оперы Римского-Корсакова "Садко", "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане", "Кощей Бессмертный"; "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского; "Русалка" Даргомыжского. За готовность поддержать молодые таланты современники прозвали Савву «московский Лоренцо Медичи».

Интерьеры его дома отличались изысканностью: потолок столовой отделан мореным дубом, напольная мозаика изготовлена на заказ в Италии, мебель выписана из Финляндии. И множество произведений искусства: в столовой — картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет», вдоль парадной лестницы — полотна Константина Коровина «Вид из балкона в Париже» и «Натурщица в мастерской художника», в большом кабинете — скульптура Марка Антокольского «Христос перед Пилатом» и работа Аполлинария Васнецова «Вид Днепра». Одну из комнат Мамонтов переделал в мастерскую для собственных занятий скульптурой.

Во дворе дома сохранился Врубелевский флигель — единственная работа великого художника в Москве, который при строительстве дома мецената С. Мамонтова выступил как архитектор, художник и оформитель. 

Флигель был построен в 1891–1892 годах в «римско-византийском» стиле и декорирован майоликой (она перенесена в Абрамцево и музей декоративно-прикладного искусства). 

Однако в доме сохранились майоликовые камины и две печи по эскизам Врубеля.

В 1912 году дом Мамонтова перестраивают, он приобретает «кирпичный» стиль начала 20-го века. Здесь открывают мужскую частную гимназию Страховой, в которой учились народный артист СССР А. Кторов и авиаконструктр А. Яковлев. Затем здание перешло Полиграфическому институту.

Основан в 1930 г. как Московский полиграфический институт на базе полиграфических факультетов Московского и Ленинградского ВХУТЕИНов. 

Первоначально МПИ находился в ведении Полиграфического объединения ВСНХ РСФСР, затем был подчинён Наркомместпрому РСФСР, а со 2-й половины 1930-х гг. — Объединению государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ) РСФСР.

В 1949 г. Министерство высшего образования СССР установило стипендии имени Ивана Фёдорова для студентов МПИ и УПИ. Тогда же в связи с расформированием ОГИЗа МПИ перешёл в ведение Главполиграфиздата СССР.

В 1993 г. МПИ преобразован в Московскую государственную академию печати.

В 1997 г. МГАП получила статус университета.

До 2016 г. в данном корпусе находились факультет издательского дела и журналистики и центр довузовской подготовки МГУП. 

• Детский сад: дошкольное отделение А-2 Пушкинского лицея № 1500 (№ 6, стр. 2; бывшая гимназия Страхова, конец 19 века). 

Бывший флигель городской усадьбы С. Мамонтова.

1870-е гг.; 1891–93 гг. — надстройка торцевой части, арх. М. Врубель; 1895–96 гг. — надстройка всего здания; 1911 г. — частичное изменение фасадов.

Объект культурного наследия «Дом Мамонтова с двухэтажной квартирой худ. М. Врубеля, построенной по его проекту в 1891-1892 гг. В доме – два майоликовых камина и две печи, сделанные по эскизам Врубеля».

Флигель выполнен по эскизу Михаила Врубеля в 1891-1893 гг. Врубелевский флигель — единственная сохранившаяся работа великого художника в Москве. Здесь Врубель выступил и в роли архитектора, и оформителя, и художника. 

Первоначально корпус был украшен керамикой: львиные маски, цветы, женские лица. Керамика была вставлена в нищи торцового и основного фасадов. Сами фасады были выполнены в византийско-романском стиле. 

В 1920-е и 1930-е гг. врубелевскую керамику демонтировали, передав её в музеи Абрамцево, Декоративно-прикладного искусства. Но корпус сохранился. Со стороны двора в венецианском окне второго этажа есть две керамические вставки, замазанные краской. В доме сохранились майоликовые камины и две печи по эскизам Врубеля. 

Великий художник Врубель, проектировавший и руководивший перестройкой дома в начале 1890-х годов, определял стиль своего детища как «римско-византийский». 

Последующие перестройки видоизменили фасадные и силуэтные характеристики, приблизив их к усредненному «кирпичному» стилю нач. XX вв. Центральная часть фасада сохранила двухъярусную арочную композицию с укороченными колонками. Фасады постройки художник оформил майоликовым декором (не сохранился), среди которого была знаменитая львиная маска, помещавшаяся над въездными воротами. 

Майолика широко использована Врубелем и для оформления интерьеров (не сохранились). 

Великолепные цветные керамические печи этого дома сейчас экспонируются в Музее-усадьбе Мамонтовых в Абрамцеве.

• Школа № 1283 (№ 8). с углублённым изучением немецкого языка. Четырехэтажное здание.

Бывшая школа № 53.
• Министерство сельского хозяйства РФ (№ 11/1). 
Здание Наркомзема. 
Выстроено по проекту А. Щусева (при участии Д. Булгакова, И. Француза, Г. Яковлева, 1928—33) в стиле позднего конструктивизма для Наркомата земледелия; одно из наиболее масштабных и значительных в градостроительном отношении общественных сооружений Москвы конца 20-х — начала 30-х гг. 
Здание Наркомзема, включающее четыре крупных корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора, занимает большую территорию между Садовой-Спасской улицей и Орликовым переулком, образуя при их пересечении эффектную и динамичную композицию. 
Угол здания пластически выделен скруглением стен, сквозь которое в верхней части проступают чёткие грани прямоугольного объёма. Выразительно обыгрываются лаконичные плоскости стен, чёткий ритм горизонтальных «лежачих» и ленточных окон. 
Для интерьера характерны ясность и целесообразность планировки помещений.

Здание Наркомзема можно по праву назвать произведением мастерской, коллектива архитекторов. С момента проектирования и строительства Казанского вокзала мастерская Алексея Щусева очень разрослась. В ней работали такие архитекторы, как Д. Булгаков, позже сделавший великолепный жилой дом на Сухаревской площади, И. Француз, соавтор проекта мавзолея Ленина, спроектировавший трибуны на Красной площади; Г. Яковлев, автор здания Марьинского Мосторга; Я. Корнфельд, автор ДК им. Горбунова и кинотеатра «Родина», А. Гринберг, автор знаменитого оперного театра в Новосибирске.
Наркомзем занимает целый квартал. Это целый комплекс, с внутренним двором в форме трапеции. Здание, как и многие постройки тех лет, тщательно оштукатурены, в них больше плотных поверхностей стен, контрастирующих со сплошным ленточным остеклением.
В тщательной же проработке деталей этого здания, отличающихся изобретательной пластикой, скругленными углами, подчеркивающей асимметрию общей композиции, была большая заслуга не только Щусева, но и ведущих сотрудников его мастерской. Надо отметить также, что многие технические новшества, такие как постоянно действующие лифты-патерностеры здесь были устроены ранее, чем в знаменитом Центросоюзе, и работают по сей день. За исключением актового зала, внутреннее убранство не сохранилось, оконные переплеты тоже были заменены и оранжево-красный цвет здание приобрело только в новейшее время.
Наркомзем Щусева с его мощнейшими монументальными формами до сих пор удерживает композиционное лидерство на Садовом кольце, оставаясь одним из наиболее масштабных и значительных в градостроительном отношении общественных сооружений Москвы, даже после завершения в 1934 году недалеко от него административного здания Центросоюза (ул.Мясницкая, 29) крупнейшим архитектором ХХ века Ле Корбюзье, и переделки путевого дворца И.Фоминым под здание НКПС (Новая Басманная, 2) в начале 1930-х годов. Значимость Наркомзема не уменьшилась и после создания Н. Ладовским наземного вестибюля станции метро «Красные ворота» в 1935 году в виде уникальной «ракушки». Не изменила эту ситуацию постройка высотки у Красных Ворот в 1950-х годах по проекту А. Душкина и Б. Мезенцева и современная застройка проспекта Академика Сахарова, включая административное здание Вычислительного центра Госплана СССР по проекту Л. Павлова.
• Офисы (№ 12/23, стр. 1). 2 этажа.

• Офисы (№ 12/23, стр. 2). 

Бывший доходный дом-гостиница. 

Построен в 1871 году. 

В начале 1880-х годов здесь располагалась гостиница «Восточные номера». 

В своё время в номерах отеля жили И. Левитан и Н. Чехов (брат писателя А. Чехова). 

Здесь же останавливался сам Чехов, о чем свидетельствует рассказ «Ариадна», в котором идёт речь о разорившемся домовладельце Лубкове и его семье, проживавших в этой гостинице.

• Офисы (№ 12/23, стр. 3). 

• МФЦ (№ 13, стр. 2). Оригинальный дом конца 19 – начала 20 века с сохранившимися на фасаде лепными украшениями.

• Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) (№ 18).

• Выселенный бывший жилой дом (№ 19, к. 2). «В этом доме в 1932–1933 годах размещалась группа изучения реактивного движения ГИРД, созданная в 1931 году при Центральном Совете ОСОВИАХИМа СССР. Здесь энтузиасты космонавтики - ученые, конструкторы и рабочие - спроектировали и построили первые советские жидкостные ракеты «ГИРД - 09» и «ГИРДХ», запущенные под Москвой в Нахабино 17.VIII и 25.IX.1933 года. Первым руководителем ГИРД был ученый - изобретатель Фридрих Артурович Цандер».

«Дом ГИРД». 

Построен в 1910 году в качестве доходного дома купцом Афремовым по проекту архитектора Н. Жерихова. 

Дом «сложен» в виде треугольника вокруг двора-колодца на ограниченной площади. 

В этом здании в 1932–1933 годах под руководством конструктора С. Королева работала группа изучения реактивного движения. 

ГИРД располагалась в подвале этого здания. Там же у них была и "лаборатория". Однажды, во время проведения очередного эксперимента, произошел взрыв такой силы, что по стене этого дома пошла трещина. Сам С. Королёв тогда получил сильную травму.

В начале 2000-х, в связи с резким ростом цен на недвижимость, домом заинтересовались влиятельные господа, имеющие тесные контакты в администрации города.

2 июля 2002 года Постановлением Правительства Москвы дом включён в адресный перечень сноса ветхого и аварийного жилищного фонда.

28 декабря 2004 г. принято Постановление Правительства Москвы "О создании Музея истории ракетостроения в этом здании.

19 августа 2005 г. Распоряжение Правительства Москвы дом официально признан аварийным с дальнейшей реконструкцией под жилые цели за счёт инвестора. 

Начинается принудительное отселение жильцов. Отселению подлежало 86 семей или 217 человек. Отселяемые жильцы жалуются Президенту Медведеву на якобы незаконное признание дома аварийным и выселение жильцов. По их мнению, это здание было признано аварийным на основании подложных документов. 

В мае 2011 г. распоряжением мэра отменено постановление 2004 г. о создании Музея истории ракетостроения.

В июне 2011 г. здание попадает в список на снос.

28 сентября 2011 г. Постановлением Правительства Москвы здание включёно в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

2 февраля 2012 г. Распоряжением Правительства Москвы отменяется проведение конкурса на подбор инвестора и реконструкции под жилые цели. Согласно постановлению, здание будет отреставрировано за счет городского бюджета.

Дом в крайне плачевном состоянии. Жильцов выселили.

• Представительство мэрии Еревана в Москве, Ресторан "Оффер", Блюзовый клуб "Дом у дороги" и пр. (№ 20, стр. 1).

• Бизнес-центр «Пульман» (№ 24). 1999 год постройки.

• Административное здание компании «Интеко» (№ 28).

Жилые дома: 

8 этажей (№ 1/2а, 1959 год постройки). Кирпичный. 

Проживают многие советские военачальники – адмиралы и генералы и члены их семей.

Общежития-гостиницы (№ 3, к. 1 и 2; бывшие гостиницы Военно-политической Академии им. Дзержинского, позже Петра Великого). 

Сейчас также можно разместиться как в гостинице всем.

8 этажей (№ 17/2, начало 20 века; бывший доходный дом Олик). На 1-м этаже – универсам «Перекресток-экспресс». Часть площадей занимают офисы.

8 этажей (№ 18, 1-я треть 20 века, бывший доходный дом общества «Великан», затем — общежитие Центросоюза). «Светлой памяти работников центрального аппарата Главлесосбыта, отдавших свою жизнь в боях за Родину на полях сражений Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.».

Построен в 1914—1915 гг., архитектор. И. Рыльский. 

Торжественная и монументальная симметричная композиция, всем своим строем заявляющая о принадлежности к неоклассике. Фасад плоскостей, окна четвёртого и пятого этажей объединены пилястрами коринфского ордера. Центр фиксирован декорированной проездной аркой с кессонированным сводом, пышным декором вокруг ее архивольта (фигуры летящих Слав) и над окнами шестого этажа (медальоны и гирлянды). Здание относится к той модификации предреволюционной неоклассики, которая стала предтечей сталинского классицизма. Это наглядно демонстрирует и тот факт, что в нем трудно вычленить надстройку 1930-х годов (восьмой этаж).

Впоследствии – общежитие Центросоюза. Примерно до 1962 г. дом был жилой (коммуналки). 

8 этажей (№ 19, к. 1, начало 20 века, бывший доходный дом Ф. Афремова).

Выстроен архитектором О. Шишковским в 1904 для предпринимателя Ф. Афремова; первый в Москве восьмиэтажный дом, нередко именовавшийся в начале XX в. «небоскрёбом». 

В чёткой линейной прорисовке венчающих карнизов, декоративных деталей и металлических кронштейнов, в обработке суженных дверных проёмов, подчёркивающих вертикализм здания, хорошо заметны черты стиля модерн.

Первый в Москве жилой дом такой высоты (8 этажей), за что его нередко именовали «небоскребом». В очертаниях завершающей части здания, в обработке дверных проемов, в рисунке металлических кронштейнов и декоративных деталей присутствует характерная линия раннего модерна. Ощущение высоты здания удачно передается формой «сплющенных» входных проемов.

11-24 этажа (№ 21; 1954 год постройки; с вестибюлем станции метро «Красные ворота»; бывшее здание Министерства транспортного строительства СССР). На 1-м этаже – детский сад: дошкольное отделение «Высотка» Пушкинского лицея № 1500, почта, Ресторан «Каменный цветок», продукты, Магазин «Транспортная книга» и пр. «На этом месте находился дом, где 3(15) октября 1814 года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». «Видный государственный деятель и организатор транспортного строительства, герой Социалистического труда Иван Дмитриевич Соснов работал в этом здании с 1954 по 1985 год». «Здесь с 1952 года по 1982 год жил кинооператор Герой Социалистического труда лауреат Государственных премий СССР профессор Анатолий Дмитриевич Головня». «В этом доме с 1952 по 1977 год жил выдающийся советский архитектор, лауреат Государственных премий СССР Алексей Николаевич Душкин». «Видный государственный деятель, организатор транспортного строительства, Герой Социалистического Труда Евгений Федорович Кожевников работал в этом здании в 1954 по 1975 год». «В этом доме жил с 1952 по 1982 год Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР Борис Петрович Чирков». Про А. Головню см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_734.html. Про Душкина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_254.html. Про Чиркова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_520.html.

Административно-жилое здание с вестибюлем станции метро «Красные ворота» (открыта в 1954 г.).

Одно из семи зданий, входящих в перечень сталинских высоток. 

Ранее известно как здание Министерства транспортного строительства СССР.

До 1949 года на этом месте находился жилой дом генерал-майора Н. Толя, в котором родился великий русский поэт М. Лермонтов.

Высотка построена в 1949-1953 гг., архитектор — А. Душкин совместно с Б. Мезенцевым, инженер — В. Абрамов.

Здание состоит из 24-этажного центрального корпуса высотой 138 метров, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — Корпорация «Трансстрой»), и двух жилых корпусов, различной этажности (от 11 до 15 этажей). Двадцать четыре подъезда. 

В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные ворота», выходящий на Каланчёвскую ул., а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины.

Во дворе дома действует ресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад.

Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений.

У герба СССР на доме 8 завитков ленты вокруг левого снопа, а не 7, как справа, потому что до 1956 года в составе СССР было 16 союзных республик, восьмой завиток слева – для девиза СССР на финском языке.

Достопримечательности: 

Театр «Варьете» (№ 20).

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Красные ворота» и «Сухаревская» пешком и на троллейбусах №№ Б, 9 и 48 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 14.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий