среда, 15 апреля 2020 г.

Мамонтов Савва

Мамонтов Савва (1841–1918) – крупный промышленник, меценат, основатель первой «Русской частной оперы», владелец усадьбы Абрамцево, которая была крупнейшим художественным центром Москвы на рубеже 19-20 веков. Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Мамонтова и Марии (ур. Лахтиной). Состоял в родстве со многими купеческими семьями: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д. Детство провел в разных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. В 1857 году покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии, а с 1860 года на юридическом факультете Московского университета. С 1862 года вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств. Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Гл. акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. С 1865 года женат на Елизавете Сапожниковой. Имел пятерых детей. В 1894 году по приглашению министра С. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление ж/дот Вологды до Архангельска. В своем им.и Абрамцево организовал художественный кружок и предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу работали такие художники как В. Серов, В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель и многие другие. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других». Савва занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал стр-во в Москве Музея изящных искусств. В 1899 году разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. В тюрьме занимался любимым делом – скульптурой. Был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов. С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», занимаясь керамикой. Умер там же. Погребен в Абрамцево у Спасской ц..
Мамонтов Савва (1841, г. Ялуторовск Тобольской губернии – 1918, Москва), предприниматель, меценат, потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник (1896). Сын И.Ф. Мамонтова – купца 1-й гильдии, почетного гражданина. Учился в Институте корпуса гражданских инженеров в Петербурге (1854–56), на юридическом факультете Московского университета (1860–62). Затем привлечен отцом к участию в его предприятиях. В 1860-х гг. кандидат в члены правления и член правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1869 унаследовал часть состояния отца. С 1872 директор Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х гг. купец 1-й гильдии, избран гласным Городской думы, членом Общества любителей коммерческих знаний. С 1894 председатель правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Мамонтов был главным акционером. Одновременно Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий. Долги, сделанные Мамонтовым в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства вызвали крушение мамонтовского дела. В 1899 Мамонтов арестован, заключен в Таганскую тюрьму. В 1900 Московский окружной суд признал отсутствие корыстного умысла в его действиях, однако объявил Мамонтова несостоятельным должником. Впоследствии он отошел от активного предпринимательства. С 1867 Мамонтов вместе с женой Е. Мамонтовой (дочь Г. Сапожникова) жил в доме на Садовой-Спасской улице (ныне д. 6), подаренном ему отцом. Дом неоднократно перестраивался и из небольшого двухэт.ного постепенно превратился в крупный особняк; флигель выстроен по проекту М.А. Врубеля. При доме был обширный зимний сад. В 1870 Мамонтов приобрел на имя жены у С.Т. Аксакова имение Абрамцево близ станции Хотьково Московско-Ярославской железной дороги. В конце 1860-х – 70-х гг. в московском особняке Мамонтова и в Абрамцеве формировался «мамонтовский кружок», в который входили художник и арх. В.А. Гартман, скульптор М.М. Антокольский, искусствовед А.В. Прахов, художники И.И. Левитан, Н.В. Неврев, И.Е. Репин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, Врубель, В.А. Серов, В.Д. Поленов, К.А. Коровин. Многие из произведений этих художников вошли в художественное собрание Мамонтова. Его коллекция в московском особняке включала также картины Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, И.С. Остроухова, В.Г. Перова. Имелись также коллекция оружия, русской и иностранной монеты, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель. Домашняя библиотека включала многочисленные издания по изобразительному искусству, богатое нотное собрание. В 1878 в московском доме Мамонтова состоялся первый театральный вечер, в котором участвовал семнадцатилетний К.С. Алексеев (Станиславский). С 1879 в Москве и Абрамцеве несколько раз в году устраивались спектакли, первой поставлена драма А.Н. Майкова «Два мира». Мамонтов стал инициатором создания Частной русской оперы (первый спектакль состоялся в 1885), участвовал в ее финансировании, выработке эстетической концепции, привлек к оформлению спектаклей художников своего кружка. С 1899 совместно с М.К. Тенишевой финансировал журнал «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избран членом-учредителем Комитета по устройству музея. Был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. В конце 1900, после суда, Мамонтов поселился в Бутырском проезде у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево» (основан в 1889, переведен в Москву в 1896). Изделия завода продавались в Москве и Петербурге. Весной 1902 дом Мамонтов на Садовой-Спасской, стоявший опечатанным после его ареста, распродан вместе с коллекцией для уплаты долгов. Несколько картин благодаря вмешательству Серова и Остроухова были приобретены для Третьяковской галереи, некоторые – Русским музеем, другие – частными коллекционерами. А.А. Бахрушин купил рояль, на котором учился играть Ф. Шаляпин. Ему же Мамонтов завещал большую часть своего архива. 
Савва Мамонтов по завещанию отца занимался предпринимательством. В 31 год стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Высокий пост беспечного Мамонтова тяготил (он любил театр и увлекался искусством бельканто), но позволял вести богемный образ жизни и заниматься меценатством. С его помощью Бенуа выпустил журнал «Мир искусства», а Врубель открыл персональную выставку с монументальными полотнами, одно из которых («Принцесса Греза») находится в Третьяковской галерее. В доме на Садовой родилась и Частная русская опера. Здесь пели Ф. Шаляпин, Е. Цветкова, Т. Любатович, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, П. Оленин, А. Секар-Рожанский, впервые были поставлены оперы Римского-Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный»; «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского; «Русалка» Даргомыжского. За готовность поддержать молодые таланты современники прозвали Савву «московский Лоренцо Медичи».

Комментариев нет:

Отправить комментарий